Главная страница :: Анализ

Замкнутый круг банкрота Разбор полетов Преступление и представление Под одну гребенку Как выиграть с гоночной технологией Вариант спасения Хвост трубой О чем поет сотовый Пара козырей мягкая мебель

- Вадим, как создавалась ваша компания? Почему именно в Новоорске?

ООО «БозалАвтофлекс» (производственная площадка расположена прямо на границе с Казахстаном - в Новоорске Оренбургской области) включено в список поставщиков фаркопов в европейские страны. Как завоевать доверие зарубежных партнеров, рассказывает директор предприятия Вадим Терехин.

- Для каких машин предназначены ваши тяговосцепные устройства?

- Еще в 80е годы здесь работало совместное с венграми предприятие «Софлекс», собирало прицепы на базе венгерских комплектующих. Это была инициатива местной администрации, представители которой договорились с венгерской стороной на одной из автомобильных выставок в Москве. С развалом СССР в 1991 году все оборвалось. Потом венгры долго присматривались к ситуации в России. В августе 2000 года они рискнули и создали новое совместное предприятие, которым я сейчас руковожу. В апреле 2006 года международная компания Bosal вошла в наше предприятие в качестве основного учредителя. Сегодня инвестиционный пакет принадлежит бельгийскому, венгерскому и российскому капиталу. Работает у нас около 70 человек.

- Как вы реализуете продукцию?

- Нами освоено производство около 50 фаркопов на весь модельный ряд российских легковых автомобилей, для всех «Газелей», а также для «Бычка». Около ста видов фаркопов мы производим для иномарок - самых хитов. Наш потребитель - автомобилист, который относится к машине как к помощнику: ездит на дачу, практикует активный отдых, а без тяговосцепных устройств ни водный мотоцикл, ни катер не перевезти.

- Но на себестоимость должен существенно влиять размер транспортного плеча: Новоорск географически отдален от центра страны.

- У нас есть собственная торговая площадка в Подмосковье. Также мы работаем с крупными компаниями, которые занимаются торговлей автозапчастями в Москве, Петербурге, Екатеринбурге.

Западные лекала против гаражных технологий
- Конкурентов много?


- Транспортные расходы в себестоимости заложены в размере 7%. Если фаркопы продаются в центральных районах, расходы выше запланированных, если рядом с производством - ниже. Да, проблема существует. Но уже сегодня примерно половина продукции реализуется в Поволжье и на Урале. Мы верим в потенциал регионов, ведь Россия - не только Москва.

- Основных российских производителей фаркопов шесть, включая наше предприятие. Два располагаются в Подмосковье, по одному - в Питере, Омске и Йошкар-Оле. Но мы не рассматриваем друг друга в качестве конкурентов: каждый удерживает свою долю рынка. Время от времени встречаемся, обсуждаем способы борьбы с нелегальными производителями, которые берут наши модели и просто копируют без всяких сертификатов. В отличие от нас, они делают упор не на высокое качество, а на низкую цену: используют тонкий стальной лист, некачественную трубу, организуют производство даже в гараже. Считаю, это серьезная проблема: при перегрузке некачественный фаркоп может обломиться, создать аварийную ситуацию на дороге. К сожалению, не все автомобилисты это осознают. Среди них бывают и такие, которые приезжают к нам на иномарках стоимостью полтора миллиона рублей, а называешь им цену фаркопа в 3 тысячи, говорят - дорого. И начинают предлагать варианты удешевления конструкции за счет снижения ее качества.


Вадим Терехин

- Импортные фаркопы попадают в Россию под европейскими брендами, а где они на самом деле производятся, сказать трудно. Китайцы самостоятельно пока изготавливают не фаркопы, а более простые шаровые узлы. Их потребители оценивают так: красивые, блестящие, но нагрузку нормального прицепа не выдерживают. Мое личное мнение - в производстве тяговосцепных устройств определяющее значение будет иметь борьба технологий, а не дешевая рабочая сила. Технологии же создаются в Европе.

- Китайцы еще не теснят вас?

- Bosal имеет шесть производств вместе с нашим предприятием. Каждое выпускает около 400 моделей фаркопов (мы - пока 150), а общая номенклатура достигает 2 тыс. моделей. Наши учредители оценивают, на каком заводе дешевле выпускать ту или иную модель, и передают ему это производство. В Европе существует центральный склад, куда поступают фаркопы со всех заводов. Мы также попали в эту программу и в текущем году должны поставить 3,5 тыс. фаркопов на сумму около 150 тыс. евро (это около 10% от всей нашей продукции). Кроме того, с прошлого года у нас появился сильный дистрибьютор на Украине, в этом году мы планируем поставить ему продукции на 50 тыс. евро.

- Как вам удалось выйти на европейский рынок?

- Беда еще в том, что российские стандарты отличаются от европейских. Для внедрения новых моделей фаркопов на нашем предприятии организован собственный экспериментальный участок. Нам очень помогают европейские партнеры: мы им отправляем образцы, а они с помощью своих методик проверяют и выносят вердикт - соответствует продукция евростандартам или нет. Кроме того, они сами оформляют всю необходимую документацию: все-таки есть еще барьер для российского товара в Европу, во всяком случае, я его ощущаю. Если Россию, наконец, примут в ВТО, экспортно направленные предприятия выиграют, поскольку сейчас в Европе очень высокие ввозные пошлины на нашу продукцию.

- Соответствовать европейским стандартам качества непросто.

- Часть фаркопов мы производим по лицензионному соглашению с Bosal, но разрабатываем и свои модели. Дело в том, что российский автомобильный рынок сильно отличается от европейского: там много немецких машин, у нас - корейских, японских. Поэтому в Европе в первую очередь появляются фаркопы на новинки от Opel, Volkswagen, а в России - Toyota, Hyundai, KIA. В нашей стране уже немало китайских автомобилей, которым Европа пока ставит заслон.

Про пресс и прессинг

- Ваше предприятие выполняет чисто производственные функции? Модели фаркопов для вас разрабатывают в Евросоюзе?

Мы проводим маркетинг: что именно внедрять, для каких машин. Производители часто обновляют модели, и нам надо это вовремя уловить, чтобы наши изделия к ним подходили. Мы постоянно модернизируем фаркопы. Для этого нужна живая работа непосредственно с автомобилем, чтобы наши конструкторы видели его и у них появлялись идеи. Поэтому на предприятии имеется установочный центр: туда приезжают автомобилисты.

Каждый месяц мы внедряем минимум пять новых моделей тяговосцепных устройств. Кому-то это покажется мало. Но каждая модель должна выдержать определенное количество циклов на испытательном стенде. Потом идет подготовка документов для обязательной сертификации. Мы их разрабатываем и говорим: такой фаркоп будет хорошо продаваться в России. Тогда наши учредители решают, где эту модель выгоднее производить. Может, и не у нас. Или наоборот: нам европейцы дают заказ на производство по их моделям. Все решается экономической целесообразностью.

- На рознице мы зарабатываем мало, около 1 млн рублей в год. Но это нам важно для изучения измененных конструкций автомобилей, появляющихся на российском рынке. Например, недавно столкнулись с такой проблемой: Chevrolet Lacetti выпускается и в Корее, и в Калининграде, но на одни наш фаркоп подходит, а на другие - нет. Потому что на российской сборке в машину внесли определенные изменения, хотя внешне никаких особенностей не видно.

- Вы и в розницу работаете?

- Безусловно. В Европе уже давно не конкурируют качеством изделий. Это в России могут использовать металл марки пониже и потом продать изделие подешевле. Там строгие стандарты, которым фаркоп должен соответствовать. Например, теперь в Евросоюзе предъявляются требования к покраске - такие же, как и к кузовам автомобилей. Европейцы конкурируют только технологиями, и мы на них равняемся. В приобретение производственного оборудования уже вложили 23 млн рублей. На нашем предприятии широко применяются современные технологии: станки с ЧПУ, сварка с компьютерным управлением, немецкая лазерная установка резки металла (в Оренбургской области таких машин всего две), износоустойчивое порошковое покрытие всех деталей. А вот прессы предпочитаем отечественного производства. Наша прессовая техника высоко ценится, но не новая, а еще советская. Ее пришлось, конечно, чуть ли не полностью восстанавливать, но сама основа, собственно пресс, осталась прежняя: она сделана из качественного металла. Несколько прессов даже отправили венгерским коллегам.

- Для производства фаркопов, соответствующих евростандарту, необходимо использовать современное дорогостоящее оборудование.

- Конечно, и мы пытаемся им соответствовать. Но есть еще и российская специфика. Например, иностранцы не могли понять, почему у нас нет единого поставщика всех расходных материалов.

- Иностранные учредители переносят европейские стандарты на организацию работы предприятия?

Еще одна особенность. Когда я защищал перед иностранными учредителями наше штатное расписание, они не поняли, для чего нам нужен механик и энергетик.

В Евросоюзе, например, всеми видами метизов занимается один поставщик, прошедший жесткий конкурсный отбор. С определенной периодичностью его представитель сам приходит на завод и определяет, какой метиз заканчивается и когда нужны новые поставки. Обеспечение расходными материалами - его головная боль. У нас - наоборот. В итоге приходится постоянно работать минимум с пятью поставщиками.

Дополнительные материалы:

У них регламент: купили станок - фирма-продавец принимает на себя его техническое обслуживание. К сожалению, бизнес в России организован несколько иначе. Приходится с этим считаться.


Таблица. Крупнейшие компании пищевой промышленности

В 2005 году объем производства основных продуктов питания в УралоЗападносибирском регионе упал: мяса - на 7%, хлеба - на 6%. Положительную динамику демонстрировало только молоко: выпуск цельномолочной продукции увеличился на 3%.

Сливы подомашнему
Несмотря на проблемы, пищевая отрасль региона привлекательна для федеральных и иностранных инвесторов: ее плюсы в прозрачности структуры, быстрой оборачиваемости средств, близости к конечному потребителю. Ключ к рынку инвесторам дает покупка местных производств: ниже затраты на логистику и транспорт. Доля привозной мясной продукции не превышает, например, 10% местного рынка, причем в основном в премиум-сегменте.

Темп роста реализации предприятий пищевой промышленности в топ-400 также продолжил снижение: 2003й - 28%, 2004й - 25%, 2005й - 19%. Это закономерно. Большинство предприятий требуют технического переоснащения: устаревшее, энергозатратное оборудование гонит вверх себестоимость производства, а низкая рентабельность не позволяет провести модернизацию. Кроме того, покупатель, перешагнувший порог бедности, придирчивее относится к ассортименту и качеству продуктов: спрос перемещается из эконом-сегмента в средний и премиум.

Обострение конкуренции и приход крупных компаний способствуют улучшению маркетинга. Чтобы удержать покупателя, предприятия расширяют ассортимент, осваивают новые ценовые ниши. Так, челябинский макаронный холдинг «Макфа» в 2005 году сделал шаги в разных направлениях - выпустил пробную партию продукции быстрого приготовления и новый бренд Grand di Pasta в премиум-сегменте. Кондитерское объединение «Сладко» внедрило новый бренд «Счастливый день» (печенье разных видов).

2005 и 2006 годы богаты на сделки купли-продажи. Так, международный производитель пива Heineken приобрел екатеринбургскую «Патру», федеральный холдинг «Юнимилк» купил контрольные пакеты «Перммолока» и Шадринского молочно-консервного комбината, а «Вимм-БилльДанн» приобрел молочные заводы в Свердловской области и ХМАО. По данным журнала «Слияния и поглощения», на долю пищевой промышленности пришлось более 6% всех сделок такого рода на территории УралоЗападносибирского региона. В итоге следует ждать консолидации предприятий и сокращения числа игроков, особенно там, где их переизбыток - в молочном и хлебобулочном сегментах.

Мясо нарастет
Не менее важная тенденция - слияние перерабатывающего и сырьевого секторов. (Сегодня обеспеченность собственным сырьем в разных регионах Урала и Западной Сибири колеблется от 30 до 60%. Напомним, продовольственная безопасность региона обеспечивается при прохождении порога в 60%.) Пионеры слияний - мясоперерабатывающие предприятия: комбинат «Хороший вкус» реконструирует Горноуральский свинокомплекс, Екатеринбургский мясокомбинат развивает кормовую базу для будущего мясного стада в Курганской и Самарской областях. Сейчас по их стопам движутся переработчики молока и овощей.

У региональных производителей есть козыри: привычка потребителя и близость производства. Преимущество федералов - больше возможностей и для расширения ассортимента, и для рекламы.

Доходность агробизнеса при правильном его ведении привлекает крупные промышленные группы: к примеру, УГМК вплотную занялась сельхозпроизводством (подробнее см. «Качественная еда силовым методом», «Э-У» № 38 от 16.10.06), владелец строительной компании «Сатурн-Р» (Пермский край) приобрел контрольный пакет акций ООО «Русь» и собирается развивать молочное животноводство (подробнее см. «Чтоб не свернулось», «Э-У» № 37 от 09.10.06).

Процесс выгоден - переработчики не зависят от поставок сырья (особенно высок риск при использовании импорта). Кроме того, при сырьевом самообеспечении на 70% весь холдинг переводится на сельхозналог. Сельхозпроизводители в свою очередь могут взять кредиты под залог мощностей переработчиков.


Главная страница :: Анализ :: Марьяж в шоколаде
вывоз мусора в Москве | демонтаж в Москве
Hosted by uCoz