Главная страница :: Анализ

Одна заветная Бизнес-shopping Сливают воду Обособились Скрытый резерв Лишь бы не плакало Развязать бы мой язык Крутой замес Чэмк объяснится с налоговиками в суде мягкая мебель

В сентябре технический директор РАО «ЕЭС России» Борис Вайнзихер провел в Челябинске совещание по вопросам подготовки пятилетней программы повышения надежности и развития энергосистемы Челябинской области. В августе принята программа по Тюменской энергосистеме, где проблема энергодефицита наиболее остра. На очереди Свердловская, Челябинская и Курганская энергосистемы.


Борис Вайнзихер

- Борис Феликсович, что станет основой челябинской программы?

Специфика энергосистемы Челябинской области - электроэнергии собственного производства здесь меньше половины. Поэтому хорошо развиты магистральные сети 500 кВт: по ним идут перетоки энергии, приобретаемой на стороне. Челябинская программа, как отметил Борис Вайнзихер, в основном будет связана с развитием собственной генерации и распределительных сетей. С 2004 года электросетевой комплекс региона работает в условиях дефицита пропускной способности линий электропередачи и подстанций, что снижает надежность электроснабжения и создает технические ограничения для подключения новых потребителей. Для ликвидации дефицита требуется строительство новых и реконструкция существующих сетей. «Но, учитывая общероссийское положение, - подчеркнул технический директор РАО ЕЭС, - безусловно приветствуется создание любой генерации. И в челябинской программе мы будем ставить задачи ускорения ее строительства, взаимоувязанного с развитием сетевого комплекса».

- Для разработки пятилетней программы повышения надежности и развития Челябинской энергосистемы необходим как можно более детальный точный прогноз потребления электроэнергии: чтобы мы не опоздали, но и не построили лишнего в условиях и без того серьезного дефицита средств. Это важно, поскольку область в целом по приросту потребления значительно опережает средние значения по России: за 8 месяцев этого года они составили в целом 4,6%, по объединенной энергосистеме Урала - 5,9%, а по Челябинской энергосистеме - 6,3%. Это очень высокий процент.

- Какие наиболее крупные инвестиционные проекты по развитию генерации и сетей будут реализованы в Челябинской области в ближайшее время?

Мы договорились, что такой прогноз будет нами подготовлен к 1 октября, а предварительный план развития энергосистемы - к 15 октября. Соответственно, во второй половине октября на совещании в Челябинске РАО совместно с администрацией Челябинской области и Челябэнерго будут рассматривать конкретные предложения по развитию сетевого хозяйства и генерации области. Итогом станет соглашение между администрацией и РАО об исполнении программы.

- В чем вы видите специфику уральских региональных программ развития энергетики, если их сравнивать с другими программами в федерации?

- По генерации это завершение второго и строительство третьего блока на челябинской ТЭЦ Это решение уже принято в РАО. В ходе подготовки программы остается доуточнить мощность последнего. Соответственно, сразу возникает проект, связанный со схемой выдачи мощности этого блока. По генерации, кроме этого, есть предложение ТГК10 о кардинальной реконструкции ТЭЦ Есть планы увеличения мощности Троицкой ГРЭС, рассматриваются два варианта: строить блок 300 МВт или 500 МВт. Но строить будем обязательно. Обсуждаются пути решения проблемы Кропачево - Златоустовский энергоузел: откуда лучше вести линию 500 кВт до подстанции Приваловск - из Троицка, Челябинска или вообще из Свердловской области. Должны решить.


Ритейл - один из наиболее динамичных секторов экономики Урала: темпы роста в 2005 году составили 53% (для сравнения: средний показатель прироста по компаниям рейтинга - 35%). Эта тенденция характерна для всей России: предприятия розничной торговли в рейтинге «Эксперт 400» (№ 37 от 09.10.06) выросли за год на 52%. Основные сегменты ритейла, в которых работают гиганты отрасли, - продовольственная розница, бытовая техника и электроника, автомобили.


При этом прочные рыночные позиции сохранили все крупнейшие ритейлеры региона. К экспансии они начали готовиться еще в 2003 году, когда появились первые слухи об интересе инорегиональных компаний к Уралу. 2005-й не стал исключением. В предвкушении прихода таких гигантов, как IKEA и Auchan, местные сетевики весь год быстро осваивали новые территории и форматы. Основной прирост оборотов обеспечило открытие новых точек.

Для сетевого ритейла 2005 год прошел под знаменем крупномасштабной региональной экспансии. Начало ей положено еще в 2004м. На тюменском рынке заработала сеть «Эльдорадо», в Челябинске и Уфе - сеть универсамов «Патэрсон», в Екатеринбурге - гипермаркет «Гроссмарт». «Пятерочка» приняла решение о консолидации уральских активов, начав с выкупа франчайзинговых магазинов в Екатеринбурге. Впервые на уральский рынок вышел западный игрок: центры мелкооптовой торговли Mespano Cash & Carry появились в Уфе и Екатеринбурге.

Наиболее динамично уральские сетевики развивали формат гипермаркетов: в этом новом для себя качестве попробовались сети «СемьЯ», «Незабудка», «Ижтрейдинг». Значительно усилилась конкуренция в формате дискаунтеров.

Если в 2004 году практически все сетевики работали только в рамках своего города или области, то в 2005м они массированно пошли в соседние регионы. Так, «Купец» открыл магазин в Кургане, «Монетка» - в Челябинске и Уфе, «Мегамарт» - в Тюмени. Расширяли присутствие и в «домашних» областях, преимущественно в городах с населением более 100 тыс. жителей. Некоторые компании рискнули пробиться на высококонкурентные столичные рынки: гипермаркет «Матрица» начал работу в Москве, алкогольные супермаркеты «НормаН» - в СанктПетербурге.

В круг интересов инвесторов попали и автоцентры: вложения на молодом динамично развивающемся рынке обещали высокие дивиденды. Только за восемь месяцев прошлого года в регионе открылось 25 автосалонов. Многие автомобильные компании, выбрав мультибрендовую стратегию развития, должны были выстроить отдельные здания для каждой представляемой марки. Так появились новые автосалоны Hyundai, Mitsubishi, Ford, Chevrolet и Kia автохолдингов «УралАвтоИмпорт», «Машинный двор», «Автоленд». В итоге дилеры иномарок существенно укрепили позиции: объемы продаж машин на Урале выросли за год в среднем вдвое. Екатеринбург стал первым региональным городом, где начались официальные продажи Porsche. Свои силы на рынке опробовали китайские производители: с региональными компаниями заключены первые официальные дилерские соглашения.

Заметно более привлекательным стало строительство торговых центров. Так, в 2005 году введены в эксплуатацию такие крупные объекты, как «Парк Хаус» и «Гермес-Плаза» в Екатеринбурге (общая площадь - 55 и 17 тыс. кв. метров соответственно); вторая очередь «Премьера» и первая очередь «Гудвина» в Тюмени (23 и 21 тыс. кв. метров); «Алмаз», вторая очередь «Колизея» и «7 пятниц» в Перми (36, 25 и 21 тыс. кв. метров); «Незабудка» в Челябинске (18 тыс. кв. метров торговой площади).

Во-вторых, в ущербе логистика. Складские мощности перегружены. По различным оценкам, дефицит складов класса А только в Екатеринбурге составляет от 300 до 500 тыс. кв. метров. Понимание проблемы есть, а вот средств для ее решения - нет.

Симптомы и рецепты

Бурный экстенсивный рост сетевого ритейла, продолжившийся в 2006 году, выявил ключевую проблему: за его развитием не успевает инфраструктура. Во-первых, несмотря на бум строительства торговых центров, качественных торговых площадей не хватает. Все стремятся быстро занять пустующие ниши, поэтому выбор помещения не всегда оптимален. В итоге страдает формат сети: позиционирование размывается, риски потери управляемости разнородными объектами возрастают.

- Чтобы построить хорошую логистику, обеспечивающую высокую эффективность и низкую себестоимость, нужно как минимум 50 - 60 млн евро. Распределительный центр должен обеспечивать несколько городов региона: связываться с меньшим проектом вряд ли есть смысл. Для этого нужны дешевые длинные деньги и преференции чиновников. Процессы строительства и реконструкции складских мощностей класса С и D будут идти параллельно: с нуля строиться выгоднее новым приходящим игрокам, уже работающие логисты будут также строить или «поднимать» старые помещения, - считает исполнительный директор НП «Альянс» Алексей Подоляко.

К тому же, если инвестиции в строительство торгового центра могут окупиться за парутройку лет, то для складского комплекса и четыре года - не срок.

Хорошее решение в условиях необходимости реализации больших инвестиционных проектов - выход на рынок ценных бумаг. По данным cbonds.ru, объем облигаций в обращении, выпущенных российскими торговыми компаниями, составляет 2,1 млрд долларов: это примерно 8% от общего номинального объема бумаг. Планируется еще 2,5 млрд долларов. Среди уральских ритейлеров инструмент корпоративных заимствований использовали только «Машинный двор» (векселя на сумму 300 млн рублей), «Матрица» и «Монетка» (облигации на сумму 1,2 и 1 млрд рублей соответственно); «СемьЯ» уже погасила облигационный заем в 50 млн рублей, а «Незабудка» - векселя на сумму 275 млн рублей.

Среди крупнейших компаний региона особое внимание вопросам логистики уделяют «Юниленд», «Монетка», «Матрица». Одной из основных целей создания «Пятерочки Урал» заявлена централизация закупочной политики и оптимизации логистики (на днях к объединенным магазинам сети в Екатеринбурге и Челябинске примкнули и пермские точки).

На нас идет цунами
Наиболее вероятный сценарий развития событий в розничной торговле региона - волна слияний и поглощений, уже охватившая компании федерального масштаба (последняя крупнейшая сделка - слияние торговых сетей «Пятерочка» и «Перекресток»). Крупнейшие уральские ритейлеры с целью продать в конечном счете бизнес федеральным или зарубежным игрокам начнут поглощать мелкие и средние сети.

- Интерес к выпуску ценных бумаг у федеральных ритейлеров - от продовольственных сетей и бытовиков до металлотрейдеров - высокий. Многим компаниям, таким как «Копейка», «Перекресток», «Карусель», «Магнит», «Мир», «Техносила», удалось разместить бумаги под достаточно низкий процент, менее 10% годовых. Это показатель большой популярности вложений в динамично развивающуюся отрасль среди инвесторов. Местные лидеры розничной торговли также понимают: для дальнейшего развития, выхода за пределы региона, необходимо прибегать к внешнему заимствованию. Однако конкретных действий пока мало. Основная проблема - большинство из них закрыты: инвестору трудно оценить, что фактически представляет собой компания. IPO для уральского ритейла пока не актуально, но, возможно, в скором времени некоторые игроки проведут частное размещение акций - пакет или полностью бизнес будет продан стратегическому инвестору, - считает начальник отдела корпоративных финансов ИФК «Еврогрин» Антон Джуган.


Главная страница :: Анализ :: В очередь за деньгами
вывоз мусора в Москве | демонтаж в Москве
Hosted by uCoz