Главная страница :: Анализ

Сливают воду Обособились Скрытый резерв Лишь бы не плакало Развязать бы мой язык Крутой замес Чэмк объяснится с налоговиками в суде Шоковые амбиции Материализация нематериального актива мягкая мебель

Похожая штука произошла на II Пермском экономическом форуме, который администрация Пермского края провела совместно с газетой «Ведомости» 14 - 15 сентября. Тема форума - «Феномен новой экономики: макроэкономические и налоговые факторы роста». Практически каждый второй начинал выступление так: он не совсем представляет себе, что такое новая экономика. Затем честно пытался сформулировать это понятие. А в конечном счете говорил о проблемах, которые казались ему наиболее актуальными в деле достижения нового качества экономического роста. Возможно, благодаря этой фишке, вряд ли нарочно придуманной, удалось частично избежать традиционной беды дискуссий подобного рода: сочетания всеми осознаваемого длинного списка проблем с отсутствием понимания их решения и, как следствие, банальщиной на выходе.

Что такое новая экономика? Существует такой формат деловой игры или, точнее, мозгового штурма, в котором ставится задача - взяв абстрактное несуществующее понятие, придать ему материальную форму. Например, разработать стратегию вывода этого нечто на рынок. Другими словами, решить классическую менеджерскую задачу «пойти туда не знаю куда, принести то не знаю что». Решая эту нерешаемую задачу, люди в качестве побочного эффекта приходят к решению других, вытащенных из подкорки сознания важных проблем. Скажем, разрабатывая СОИ, делают открытия в микроэлектронике и лазерах.


Андрей Клепач


По существу дискуссия развернулась вокруг видения того, как достичь нового качества экономического роста.

Представление о желаемой конечной точке, пусть и неоднозначное, также присутствует. По мнению МЭРТ, двигателями экономики должны стать гражданская и военная авиация, космическая промышленность, судостроение и атомная энергетика. Кроме того, новое качество экономического роста может быть достигнуто через удлинение производственных цепочек - создание в рамках традиционных сырьевых отраслей сегментов следующих, более высокотехнологичных и, соответственно, дающих большую добавленную стоимость, переделов. Такой путь, считает руководитель экономической экспертной группы Евсей Гурвич, прошли государства, близкие к России по структуре экономики: Финляндия, Канада, Австралия. Углубив степень переработки, из экспортеров сырья они превратились в экспортеров продукции конечной или более высокой степени предела.

Понимание ситуации, в которой мы находимся, пусть и искаженное некачественной статистикой, есть. По данным, приведенным директором департамента макроэкономического прогнозирования министерства экономического развития и торговли РФ Андреем Клепачем, вклад в ВВП отраслей, которые, пусть с большой натяжкой, можно отнести к новой экономике (машиностроение, медицина, образование), составил в прошлом году лишь около 6% против примерно 25% нефтегазового сектора. А вклад инновационного фактора в приросте ВВП - всего 0,6% на 6,4%. Мало.

Есть даже ресурс - огромная финансовая подушка в виде стабфонда и текущего профицита бюджета. А также потенциал привлечения средств - инвестиционный рейтинг страны и крупнейших компаний растет.


Сергей Шаталов

Конечно, одной из центральных тем стали налоги.

Вся сложность - в ответе на вопрос «как». Возможные пути дальнейшего движения и стали самой острой темой для обсуждения на форуме. Дискуссия развернулась преимущественно в двух плоскостях. Первая - проблемы общероссийские, связанные с государственной политикой в области налогов, инноваций, выстраивания инфраструктуры. Вторая - собственно региональное развитие, достижение нового качества экономического роста в регионах.
Как дойти: налоги и наука


Антон Данилов-Данильян


- В России очень мягкий налоговый режим по сравнению с большинством других стран, - считает Евсей Гурвич. - Уровень изъятия налогов (около 36% к ВВП) сегодня велик только изза предельно высоких цен на энергоресурсы. Если цены упадут до 40 долларов за баррель, уровень изъятия опустится до 29%, что уже ниже нормы. Главная проблема российской экономики - низкая конкуренция. В некоторых субъектах есть предприятия, которые вообще выключены из конкурентного поля усилиями в том числе местных властей. Сейчас, благодаря хорошей макроэкономической ситуации, самое время начать расчистку поля от этих динозавров с тем, чтобы они уступили место росткам новой экономики.

Мнение Минфина по налоговому вопросу сформулировал заместитель министра финансов РФ Сергей Шаталов: текущий уровень налогообложения адекватен, дальнейшее снижение приведет лишь к тому, что при ухудшении конъюнктуры государство вынуждено будет повышать налоги, а бизнес в условиях нестабильной налоговой политики не сможет строить долгосрочные планы.

Эта точка зрения славно перекликается с исследованием производительности ключевых отраслей российской экономики, проведенным компанией McKinsey в 1999 году. Там главным ограничителем роста экономики в девяти отраслях из десяти названы неравные условия конкуренции. Только вот реальная практика развития этих отраслей показала, что причинами взрывного роста последних лет стало вовсе не выравнивание конкурентных позиций…

Точку зрения бизнеса выразил председатель комитета по инвестиционной политике ТПП РФ Антон Данилов-Данильян: «Сравнивать ставки налогов нужно не со всеми странами, а с теми, которые конкурируют с нами за инвестиции. Это Китай, Индия и другие государства Азиатского региона. В их экономиках уровень налогообложения существенно ниже, поэтому вложения идут туда. Кстати, в России уже начался процесс вывода капитала в эти страны».


Борис Титов


Решит проблему, по мнению председателя общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Бориса Титова, комплекс мер, направленных на достижение нового качества экономического роста. Они в частности предусматривают: снижение ставки ЕСН до 15%, а НДС - до 12%; отмену импортных пошлин на ввоз промышленного оборудования и запчастей к нему; восстановление 50процентной инвестиционной льготы по налогу на прибыль; введение трехкратного коэффициента амортизации на новое оборудование (подробнее см. на сайте «Деловой России» www.deloros.ru).

В целом лейтмотивом форума мог бы стать афоризм Бориса Титова: для достижения нового качества экономического роста государство должно перейти от антикризисной экономической политики к политике избежания кризисов.

Вопросы, связанные с инновациями и финансированием науки, свелись на форуме в основном к озвучиванию инициатив, предпринятых государством. Оживленной дискуссии они не вызвали. По данным МЭРТ, в России уровень расходов на НИОКР составляет 1,17% к ВВП. Это немного по сравнению с Китаем (1,31%) и уж тем более с США (2,6%) и Швецией - лидером по данному показателю (3,98%). Но и не так мало: Россия в общей табели о рангах по этому показателю где-то в середине. Другое дело, что по эффективности использования этих средств страна в конце списка, говорит Евсей Гурвич. То есть деньги в науку идут, но по дороге где-то теряются. Инициативы в области развития инновационной сферы, озвученные директором департамента государственного регулирования в экономике МЭРТ Андреем Шаровым, привели к тому, что в России создано 50 бизнесинкубаторов (еще один, к слову, открылся на этой неделе в Свердловской области). Это капля в море, полпроцента от общего числа бизнесинкубаторов в США. По данным Андрея Шарова, летом зарегистрировано пять региональных венчурных фондов (один из которых - в Перми), где государство обеспечивает 50% капитала (25% федерация, 25% - регион), оставшиеся 50% - частный бизнес. Менеджмент фондов передан крупнейшим российским управляющим компаниям.

Отклонимся от дискуссии на форуме и попробуем порассуждать, что такое новое качество роста региональных экономик. Скажем, трех показательных субъектов УралоЗападносибирского региона: Тюмени - с ее округами, Екатеринбурга - с его политическим ресурсом и Перми - с отсутствием и того, и другого.

Как дойти: региональный разрез

Михаил Слободин

Екатеринбург успешно конвертирует ресурс политического центра в экономическую плоскость, благодаря чему привлекает штабквартиры региональных дочек крупнейших компаний и банков. Но строго говоря, берет не только этим, а еще и удобным географическим положением, транспортной развязкой, развитой деловой инфраструктурой.

Экономический рост Тюмени базируется на доступе к части нефтегазовых доходов северов: именно за этот ресурс идет борьба. Потребности главного сегодняшнего двигателя российской экономики - нефтянки - позволяют привлекать сервисные компании, строить дороги и создавать инновационную прослойку. Следствие особого положения придатка сырьевого севера - нацеленность местной элиты на протекционизм в отношении «своих» производителей.




Олег Чиркунов


Пермь не обладает всеми этими возможностями, поэтому пытается решать вопросы привлечения капитала другими инструментами. Например, снижая налоги: это единственный регион, где ставка налога на прибыль уменьшена с 24% до 20%. Или вводя децентрализованную систему развития областных городов: 42% профицита областного бюджета может быть перераспределено в пользу муниципалитетов при условии предоставления последними проработанных проектов развития - каких, решает сам муниципалитет.

Инфраструктура - это энергетика. По данным президента «Комплексных энергетических систем» Михаила Слободина, в среднем по стране очередь на новые подключения к электросетям составляет полгода. При этом новые объекты, которые могли бы разрешить проблему, в большинстве регионов даже не проектируются. Это означает еще как минимум четыре года дефицита энергомощностей. Между тем их дефицит бьет прежде всего по новой экономике: первыми подпадают под ограничения сегменты, не имеющие непрерывного цикла производства. Ну в самом деле - не останавливать же металлургический комбинат…

Важнейшее общее место стратегии элит трех регионов - осознание того, что кардинально изменить экономический расклад и конкурентные позиции территории можно, только подогнав под дальнейшее развитие инфраструктуру.


Анатолий Карачинский


Инфраструктура - это коммуникации. По словам губернатора Пермского края Олега Чиркунова, одним из важнейших пунктов при переговорах с крупнейшими компаниями о возможном переносе центра принятия решений в регион становится наличие нормальной авиаразвязки. Сейчас из Перми до Уфы нужно лететь через Москву. Аналогичная ситуация в Екатеринбурге, Челябинске, Тюмени, не говоря уже о «вторых» городах.

Решение перечисленных проблем - задачаминимум. Без этого квалифицированные кадры в регион не пойдут. Как удачно отметил в этой связи президент группы компаний IBS Анатолий Карачинский, в России «два сектора - сырье и умные люди. И только потому, что есть условия для развития сырья, но нет условий для умных людей, развивается первый».

Если взять еще шире, инфраструктура сегодня - это опасные для жизни дороги, соединяющие большинство областных центров, дефицит хороших школ и детских садов, современных складов, офисных помещений и гостиниц, неразвитость сферы досуга.


Андрей Коновалов


Но существует и задачамаксимум. Государство объявило, что будет финансировать крупные инфраструктурные проекты. (Правда, готовых проектов нет. Это все равно что в пустыню, где 15 лет была засуха, вдруг подали бы воду - а налить не во что. Есть непроработанные «мечты» вроде Большого Евразийского университета в Свердловской области, или атомной станции на севере Пермского края, или особых экономических зон. Непроработанность объяснима: чтобы подготовить инвестиционный проект такого масштаба при дышащей на ладан системе проектных институтов, нужно сильно постараться.) Пройдет год-два, и масштабные проекты появятся. Их реализация может дать сильнейший толчок развитию территории. Более того, эффект будет быстрым.

- Когда мы открывали предприятие в Канаде, на нас вышли четыре провинции с предложением разместить бизнес у них, - рассказывает Анатолий Карачинский. - Каждая прислала подробнейшую информацию о том, какие возможности для нас откроются в этом случае. Обращаю ваше внимание: речь шла о предприятии с численностью всего в 100 человек…

Именно поэтому основная борьба регионов разворачивается вокруг федерального ресурса. Идет раздача слонов, до мелких животных пока никому дела нет. От конкуренции за федеральный ресурс к конкуренции за жителей

Судить, насколько эффективно региональные власти смогут пройти этап раздачи слонов, какие системные действия они предпринимают, чтобы вписаться в следующий, связанный с выстраиванием инфраструктуры для жизни, пока можно только на основе заявлений чиновников. Результаты практических шагов будут видны через год-два.

До такого мы еще не доросли. Пока есть шанс получить быстро и много, думать над постепенным выстраиванием многочисленных элементов системы, которая сформирует конкурентный потенциал региона, нет стимула. Но понимание того, что этот этап когда-нибудь обязательно закончится, уже пришло. «От конкуренции за федеральный ресурс регионы должны будут перейти к конкуренции за жителей», - говорит Олег Чиркунов о перспективах стратегии развития края.

Однако уже сейчас очевидно если не главное, то важное препятствие, не преодолев которое сложно двигаться дальше. Вместо конкуренции за размещение на своих территориях крупных инфраструктурных проектов (или по крайней мере наряду с ней) власти смежных регионов должны объединить усилия в борьбе за федеральный ресурс, который можно было бы направить на решение вопроса коммуникаций. Это позволит объединить городамиллионники Урала в единый рынок совокупной емкостью в полтора десятка миллионов жителей и по возможному эффекту для каждого из субъектов переплюнуть любую атомную станцию.


Сергей Новиков

Дополнительные материалы:

Вероятно, субъекты, которые первыми смогут договориться и объединить лоббистский ресурс, первыми и получат пропуск в новую экономику. А пока отметим интересную особенность: на Пермском форуме не было представителей властей других субъектов УралоЗападносибирского региона. Аналогична ситуация на экономических форумах, столь любимых властями других регионов. Да и практика «Эксперт Урала» в проведении экономических конференций разного рода показывает: региональные чиновники (за исключением представителей правительства ХантыМансийского автономного округа) предпочитают собираться узким кругом и апеллировать к федерации. Про обмен опытом и объединение усилий с соседями они забывают. Может, стоит попробовать?

Второй экономический форум в Перми собрал представителей администрации президента, Госдумы, Совета Федерации, региональной власти и крупного бизнеса. Цель мероприятия, поставленная организаторами, - найти инструменты развития в России новой экономики, построенной на основе не сырьевого сектора, а инновационных технологий.

Универсальная таблетка
В Перми искали рецепт создания новой экономики. Нашли даже несколько

Андрей Коновалов, полномочный представитель президента РФ в Приволжском федеральном округе: «Новая экономика - это новый формат мышления и новый подход к решению задач».

Открывая форум, губернатор Пермского края Олег Чиркунов подчеркнул: одна из проблем новой экономики - отсутствие общего понимания этого термина. На форуме прозвучали следующие дефиниции.

Ольга Дергунова, президент Microsoft в России и странах СНГ: «Новая экономика - микроэкономические изменения в процессах взаимодействия организаций, улучшающие эти взаимодействия и устраняющие барьеры на их пути. Изменения приводят к снижению издержек и могут быть реализованы на любом уровне - государственном, региональном, отраслевом. Сегодня у России есть уникальный шанс интегрироваться в мировую систему развития информационных технологий, используя накопленный советский потенциал и развивая уникальную отечественную систему образования». О роли образования в развитии новой экономики говорили также на двух круглых столах. Анатолий Карачинский, президент группы компаний ISB, отметил: именно образование должно сыграть ключевую роль в развитии несырьевой экономики, которая не зависит от цен на нефть.

Андрей Клепач, директор департамента макроэкономического прогнозирования министерства экономического развития и торговли РФ: «Россия находится на переломном моменте. Сырьевые отрасли не должны быть основными факторами экономического роста. Большую роль призван играть инновационный подход и рост конкурентоспособности отечественного бизнеса».

Евсей Гурвич, руководитель экономической экспертной группы, и Сергей Новиков, руководитель федеральной службы по тарифам, оказались близки в определении: новая экономика - это постепенное наращивание переработки сырья вглубь, выстраивание длинных производственных цепочек. Оно приведет к появлению высокотехнологичных секторов с высокой добавленной стоимостью, опирающихся в развитии на сырьевую экономику.

Михаил Слободин, президент КЭСХолдинга и ОАО «Российские коммунальные системы», подчеркнул, что один из сдерживающих факторов роста - отсутствие необходимой инфраструктуры: «Новая экономика должна привести к появлению высокотехнологичных компактных производств, которые бы предъявляли высокие требования к потреблению энергии, надежности обеспечения ею и высокому качеству оказываемых услуг. Современная инфраструктура таким требованиям не удовлетворяет. Для становления новой экономики необходим системный подход к развитию энергетики и конкуренция в коммунальной отрасли».

Подготовил Андрей Денисенко

Квинтэссенция высказанных мнений позволяет составить следующую формулу: новая экономика - это высокотехнологичные сектора, сформированные на конце производственных цепочек, выстроенных на базе сырьевой экономики, плюс - самостоятельные сектора высоких технологий (космическая и авиационная промышленность, а также судостроение и атомная энергетика) плюс - малый бизнес, замкнутый в качестве смежников на эти отрасли.

Я летела в Москву для участия в пресс-конференции, на которой должны были объявить новое название Сибакадембанка (САБ). Предполагалось, что после завершения процесса присоединения к нему Уралвнешторгбанка (Екатеринбург), начнется ребрендинг кредитного учреждения (см. «Инвентаризация возможностей»). Однако председатель Наблюдательного совета Уралвнешторгбанка и председатель совета директоров Сибакадембанка Игорь Ким вышел к прессе с совершенно другим заявлением. Утром стало известно о трагедии, потрясшей все банковское сообщество: в результате огнестрельного ранения скончался первый заместитель председателя Банка России Андрей Козлов.

Андрей Козлов
- Photoxpress.ru


Основной версией трагедии Игорь Ким, как и большинство его коллег, считает профессиональную деятельность Андрея Козлова:

- Его гибель - большая потеря для всего банковского сообщества, - сказал Игорь Ким. - Это был понастоящему честный, искренний человек, борец за чистоту рядов. Под его руководством создана система страхования вкладов, началась разработка единых отраслевых стандартов работы банков. Андрей Козлов заботился о балансе сил отечественных и иностранных банков на российском рынке, боролся с отмыванием капиталов. Мы почти полгода шли к формированию нового бренда нашего банка, долго и тщательно готовились к сегодняшней пресс-конференции. Но в этот день мы не имеем ни морального, ни профессионального права проводить мероприятие с элементами шоу.

В этот же день у меня была назначена еще одна встреча - с вицепрезидентом Ханты-Мансийского банка, доктором экономических наук, профессором Владимиром Мехряковым. Мы собирались проанализировать итоги банковского форума, который прошел в Сочи 8 сентября этого года. Но и этот разговор начался с обсуждения трагических событий.

- Он никогда не шел на компромисс, поступал принципиально, а таким людям всегда тяжело. Решения, которые он принимал, находясь на посту зампреда Банка России, оказывали заметное влияние на экономику. Борьба с криминальными схемами в банковской сфере приобрела очень серьезный характер. Возможно, были задеты чьи-то интересы. Я не близок к следствию и правоохранительным органам, это - мое личное мнение…

- Вы тоже считаете основной версией убийства профессиональную деятельность Андрея Козлова?

- Андрей Андреевич выступал на сочинском форуме, - рассказал Владимир Мехряков. - Он как раз сообщил нам о том, что готовятся новые инструкции, в соответствии с которыми банки будут ранжироваться по устойчивости. Сказал, что Банк России будет обязательно принимать эти документы, но ему очень важно услышать наше мнение и он готов рассмотреть все конструктивные предложения. Конечно, он коснулся и острой темы борьбы с отмыванием доходов. В течение этого года Банк России отозвал 42 лицензии, из них порядка 35 - за нарушение закона «О легализации доходов, полученных преступным путем». Но криминальные операции в банковской сфере не исчезли. Потому что у таких людей, как это ни печально, есть необходимый инструментарий: закрылся один банк, они перешли в другой. И Андрей Андреевич предложил: давайте уличенных в нарушении этого закона пожизненно лишать права заниматься банковской деятельностью.

Дитя без нянек
- Владимир Дмитриевич, почему в качестве главной на сочинском форуме была выбрана тема развития в России ипотеки?


- Конечно, иной и быть не может. Меня удивляет другое: как человек на такой должности обходился без достаточной охраны…

А для этого необходим комплекс мер, включая привлечение длинных ресурсов изза рубежа, кроме того, надо понастоящему браться за пенсионную реформу и так далее. И эта ситуация усугубляется тем, что в некоторых регионах России недостаточно банков, через которые должны идти ресурсы для реализации всех национальных проектов. А это уже глобальная проблема, которая касается не только жилищного кредитования.

- Потому что в реализации программы «Доступное жилье» слишком многое завязано на банки. Но в одиночку кредитным учреждениям с этим не справиться. Председатель правления МДМбанка Мишель Перирэн привел на форуме такую статистику. Если исходить из сегодняшней ресурсной базы, банки могут выдавать кредиты максимум на 5 - 10 лет. Это означает, что ежемесячно человек должен вносить платеж минимум 5 тыс. рублей. Людей с таким уровнем платежеспособности в России - всего 5%. Значит, чтобы дать возможность остальным решать жилищные проблемы, банкам надо искать более длинные ресурсы для кредитования, хотя бы до 20 лет.

Мы с Андреем Андреевичем Козловым как раз спорили на эту тему во время форума, который прошел чуть раньше сочинского, в августе 2006 года в Нижнем Новгороде. Он анализировал ситуацию в разрезе федеральных округов: складывалась вроде бы неплохая картина, так как общее число банков достаточно. А я смотрел по субъектам федерации, и получил совершенно другие результаты. Возьмите Уральский федеральный округ. Да, в Екатеринбурге и ХантыМансийске нет недостатка в кредитных учреждениях.

Я убежден, что государство в свое время сделало большую ошибку, позволив Сбербанку резко сократить количество подразделений на территориях России: за последние три года ликвидировано около 1400 точек. Сейчас правительство России заставляет государственный Россельхозбанк открывать столько же новых подразделений по всей стране. Но одним махом эту задачу не решить. Представим, Россельхозбанк откроет эти самые офисы и начнет там массово выдавать кредиты селянам. Но это такая же коммерческая операция с таким же уровнем риска, как кредитование промышленности или населения. Вот классический пример. В Саратовской области Россельхозбанк выдал кредит подворью на покупку двух коров, доходит очередь до погашения, а денег нет: молоко никто не берет. Сегодня кредитование селян часто идет под одно поручительство - председателя поселкового совета. Представляете, какие риски закладываются для банковской системы в целом? Казалось бы, в этой ситуации логичнее опираться на банки в регионах, прожившие 10 - 15 лет. Пусть они невелики по масштабам, зато понимают, как надо управлять рисками, у них есть собственная ниша. Но проблема в том, что банковская система России развита крайне неравномерно.

- Но региональные банки невелики.

А в Курганской области? Через кого там реализовывать национальные проекты? Но это еще ничего: в Еврейской автономной области, например, вообще нет ни одного самостоятельного учреждения и всего-навсего пять филиалов иногородних кредитных организаций. А у руководителей этих филиалов нет достаточных полномочий. Кроме того, политика банков федерального уровня нередко расходится с потребностями регионов: многие банки пока просто не хотят браться за создание тех же ипотечных продуктов. В результате растет стратегическая зависимость таких территорий от ограниченного числа столичных банков. Не случайно губернатор Новосибирской области Владимир Толоконский поднимает вопрос о необходимости создания региональных банков развития. В его регионе как раз мало сильных местных учреждений, а это означает, что нет стержня, вокруг которого формируется вся система.

- Это потому что у нас небольшие банки ассоциируются с плохими. Сегодня мне уже звонят коллеги из регионов с тревожным вопросом: вы не закроете на нас лимиты? «Почему мы должны это сделать?». «Есть опасения, что после гибели Андрея Козлова пойдут массовые проверки малых банков, в том числе и региональных, и крупные кредитные организации начнут перестраховываться».

А в России все время идет дискуссия о том, что по причине малости они вообще не нужны экономике.

- Я думаю, что эта дискуссия еще не закончилась. Да, Андрей Андреевич в этом отношении был человек жесткий, но всегда шел на диалог. Вспомните, сколько у нас было разговоров относительно минимальной планки капитала кредитных организаций в 5 млн евро. Но компромисс все-таки был найден, пока эта норма действует только в отношении вновь создаваемых организаций, и никто по этой причине с рынка еще не ушел.

- В Банке России поддерживают вашу точку зрения?

- Есть определенные структуры, которые пытаются эту линию проводить, и их поддерживают некоторые депутаты Государственной думы. Мне представляется, что в данной ситуации Банк России должен больше прислушиваться к мнению своих территориальных управлений. Мало того, им нужно дать больше полномочий на местах. Руководители этих управлений прекрасно понимают ситуацию в своих регионах, но не имеют никаких рычагов влияния для стимулирования развития кредитных организаций. Да по большому счету развитием банковской системы у нас вообще никто не занимается! Программ хороших масса, но кто несет персональную ответственность за их реализацию? Свердловскую область все время ставят в пример: здесь есть собственная программа развития банковского сектора. А кто с ней вплотную работает кроме Уральского банковского союза? За Банком России законодательно закреплено четырепять функций: надзор, поддержание национальной валюты и так далее. А кто должен отвечать за то, чтобы в Еврейской области были кредитные учреждения? Правительство считает, что ЦБ, а у ЦБ эти функции нигде не прописаны. Между тем мировой опыт показывает, что Центробанки совсем не обязаны следить исключительно за исполнением кредитными организациями законодательства. Взять для сравнения банковскую систему Австралии, она близка к нам по структуре ВВП. Там вторым пунктом в миссии ЦБ значится: обеспечивать полную занятость населения. Вот когда соответствующие полномочия перейдут на уровень Банка России, вопросы развития банковских систем в регионах будут обсуждаться уже подругому. Что я понимаю под вопросами развития? Прежде всего надо иметь четкое представление о работе финансовых институтов не вообще, а в разрезе каждого региона, знать барьеры, ограничения. Необходимо применять систему стратегического планирования, создавать совместные планы бизнеса и власти.

- Почему так сильно продавливается идея насильственного укрупнения банковской системы?

- Высоким профессионализмом. Банкиры и Банк России перестали выставлять друг другу взаимные претензии, диалог стал более предметным. 800 человек два дня обсуждали все детали одной узкой проблемы - развития ипотеки. Еще пару лет назад такое просто было невозможно, мы увязали в общих словах и бессмысленных спорах.

Большая потеря
- Чем нынешний банковский форум в Сочи принципиально отличался от предыдущих?

- Конечно. И не случайно в Сочи было много представителей строительной отрасли. Да, цены на недвижимость поднимаются, и создался некий миф, что это следствие растущего объема жилищного кредитования. Большинство аналитиков подчеркивали, что на самом деле доля ипотеки в объеме сделок с жильем очень мала. Поэтому причины роста цен надо искать в другом: в сложности с выделением земельных участков, в высокой степени коррумпированности, в монополизации рынка. Так что здесь необходим комплекс мер.

- Но реализация программы «Доступное жилье» зависит не только от объемов кредитования населения банками. А, например, еще и от состояния строительной индустрии. Эти вопросы на форме поднимались?


- В ноябре этого года должно пройти заседание Госсовета, на котором будет рассматриваться роль банков в реализации национальных проектов. Насколько высока вероятность, что проблемы, которые постоянно поднимаются на банковских форумах, начнут наконец решаться после этого мероприятия?

Владимир Мехряков
- Александр Смирнов


Конечно, говорят, незаменимых людей нет. Но Козлова будет очень не хватать. По сути, он взял на себя всю подготовку этого заседания Госсовета.

- Высока - если мы вынесем на обсуждение фундаментальные вещи. Сколько у нас было документов, которые готовило банковское сообщество? «Стратегия развития банковского сектора», «Концепция повышения конкурентоспособности» и так далее. Банкиры их писали, а правительство ставило свою подпись. И все. А надо выделить три-четыре крупных вопроса, под которые подготовить указы президента. В том числе и то, о чем я говорил - пересмотреть роль и функции Банка России. Иначе пользы от Госсовета не будет. И Андрей Андреевич Козлов с этим подходом соглашался. Именно под его руководством образована рабочая группа из 34 человек: представители Банка России, депутаты, банкиры. Сначала они составили общую концепцию, а потом каждый должен был подготовить свой блок, свое направление, чтобы в конечном итоге создать мощный единый документ.


Главная страница :: Анализ :: Держать ответ
вывоз мусора в Москве | демонтаж в Москве
Hosted by uCoz