Главная страница :: Анализ

Обособились Скрытый резерв Лишь бы не плакало Развязать бы мой язык Крутой замес Чэмк объяснится с налоговиками в суде Шоковые амбиции Материализация нематериального актива Не забыть про косвенные эффекты мягкая мебель

- Следы «действующих» и «действенных» уральцев в НьюЙорке я встречала повсюду. Начиная с выставки русского искусства в Музее современного русского искусства Александра Глезера в НьюДжерси, где с приятным удивлением обнаружила работы наших земляков Алены Азерной и Андрея Антонова, до офиса аукциона Sotheby’s: там ведущим сотрудником отдела русского искусства оказалась уроженка Свердловска-Екатеринбурга Ольга Осипенко.

Урал - гигантский регион, который не может затеряться даже в масштабах земного шара. Но именно в Америке я ощутила, насколько тесен мир и какие неожиданные отклики могут получить культурные явления в самых разных местах», - рассказывает декан факультета искусствоведения и культурологи Уральского государственного университета, член Международной ассоциации художественных критиков (AICA) при ЮНЕСКО Тамара Галеева. Не так давно Тамара Александровна вернулась из США, где полгода стажировалась в Колумбийском университете, встречалась с коллекционерами и художниками, изучала архивы и музеи НьюЙорка, Вашингтона и НьюБрансвика:

- Понятие «русский бум», на мой взгляд, в большей степени относится к искусству эмиграции первой волны. В НьюЙорке, к примеру, в частных коллекциях и галереях циркулирует масса произведений художника Давида Бурлюка, прочно связанного с Южным Уралом: в 1915 - 1918 годах жил в имении жены на станции Иглино под Уфой, занимался живописью, участвовал в выставках в Уфе, а в 1919м путешествовал по городам Урала, пропагандируя «левое» искусство. Один из лидеров литературно-художественного авангарда в дореволюционной России, он и в эмиграции всячески поддерживал этот имидж, вынося на обложки американских изданий свой «официальный титул» - «отец русского футуризма». Ценятся на американском антикварном рынке произведения и другого представителя русского авангарда - Николая Циковского. В 1919 - 1920 годах он преподавал живопись в екатеринбургских Свободных художественных мастерских (в нашем музее изобразительных искусств остались его картины этого времени), а в 30е годы, после эмиграции, стал очень популярен в Америке.

Русский рынок
- Сегодня говорят о буме на русское искусство. Прослеживается ли присутствие художников, связанных с Уралом?

- На «русских торгах» аукциона Sotheby’s, которые прошли НьюЙорке в апреле этого года (он оказался как никогда богат, каталог издан впервые в трех томах), было представлено классическое искусство XIX века, искусство эмиграции первой волны, второй половины ХХ века и современное. Большая часть распродана. Но современность на нем представляли не эмигранты, а художники, живущие в России. На новом, но успешном лондонском аукционе MacDougall`s, четвертые торги которого состоялись почти в это же время, достаточно широко была показана отечественная живопись прошлого века.

- Работы русских художников на крупнейших мировых аукционах идут по супервысоким ценам. Что продается?

- В последние годы рынок русского искусства в целом и в Америке, и в Европе, явно расширился. Кстати, контингент покупателей изменился во многом за счет российских коллекционеров, именно они и подняли так резко цены на антикварном рынке. Возвращение произведений в Россию, хотя и не в государственные музеи, а в частные собрания, симптоматично. Как это нередко происходило в истории, часть полотен со временем через этот канал попадет-таки в музеи.

- А кто приобретатель?

- На европейский и американский арт-рынок сейчас хлынул поток работ из переформирующихся крупных частных собраний и коллекций наследников русских художниковэмигрантов (например, Владимира Баранова-Россинэ, Зинаиды Серебряковой, Сергея Судейкина, Давида Бурлюка). Это заметно активизировало вторичный рынок русского искусства (деятельность галерей и частных дилеров) - важный компонент рыночной инфраструктуры. Но все же в Америке русский рынок ограничен: в НьюЙорке лишь единичные галереи специализируются на продажах произведений русских художников. Да и речь идет, повторюсь, большей частью об искусстве эмигрантов первой волны. Очередь до второй (это в основном художники, попавшие за рубеж во время Второй мировой войны и перебравшиеся в Америку уже в послевоенные годы) и третьей волн дойдет еще не скоро. К тому же представители третьей волны по большей части оказались маргиналами. Только единицы добились международного статуса - Илья Кабаков, Виталий Комар и Александр Меламид прежде всего. Но даже они не входят в десятку мировых звезд. Творчество же большинства русских эмигрантов имеет локальное значение. Не удивительно, что многие судьбы сложились драматически: кто-то перестал работать или, во всяком случае, публично представлять свое творчество, кто-то ушел совсем в другую сферу. Вот почему для некоторых спасительной оказалось реэмиграция.

- «Русский» рынок устоялся?

Драматизм и тренировочные штаны
- Что вы имеете в виду, говоря о маргинальности художников?


Впрочем, при всем приоритете старого русского искусства продается и покупается в Америке не только «классика» в традиционных формах, но и «неофициальное» искусство советского периода, в том числе объекты, инсталляции, видеоарт.

- Социальность и протестность искусству противопоказаны?

- Представители третьей волны, как правило, уезжали в глухие застойные годы с чувством категорического отрицания советского общества, их творчество было густо замешано на неприятии советской идеологии и политической мифологии, чем они и привлекли в свое время западную публику. Когда же в России произошли «перестроечные» изменения, интерес к их творчеству откровенно снизился.

- Что в этом контексте можно сказать о работах связанных с Екатеринбургом Александра Шабурова и Вячеслава Мизина, выставка которых прошла в этом году в НьюЙорке?

- Вовсе нет. Все зависит от таланта. Авангард по определению протестен, но и в нем могут быть явления как талантливые, так и эпигонские. Многие программные вещи в контексте той или иной эпохи звучали очень сильно и остро. Но если спустя десятки лет люди продолжают работать в том же направлении, в той же стилистике - это зачастую теряет смысл. А чтобы обрести другой облик, нужны силы, время, концептуальное желание, а в нынешней ситуации - еще и средства. Современное искусство высокотехнологично и затратно, и на этом фоне элементарные художественные жесты могут обнажить просто беспомощность.


- Экспозиция работ наших земляков, ныне уже практически москвичей, была организована минувшей зимой Маратом Гельманом в рамках проекта «Россия2» - в качестве своеобразной альтернативы официальной и очень амбициозной статусной выставке «Россия!», состоявшейся в музее Гуггенхайма в НьюЙорке осенью прошлого года. Художники называют свой метод работы над видео (именно оно было шире всего представлено в НьюЙорке) - «видео на коленке», превращают низкотехнологичность в собственную фишку, в бренд. Но то, как это было репрезентировано в галерее Итана Коэна (и отчасти в галерее White Box в общей экспозиции «Russia2: Bad News from Russia») в модном галерейном районе Челси, выглядело очень технологично: интерьер и атмосфера галереи скорректировали работу художников. Мне кажется, для ньюйоркской публики, с одной стороны, чрезвычайно изощренной и образованной в сфере искусства (в городе не менее сотни художественных музеев, а количество галерей трудно подсчитать), а с другой - с русским искусством знакомой крайне плохо, их работы выглядели исключительно экзотично. Но не более того. Думаю, ощущаемый нами драматический смысл, выраженный их брутальностью, американцам непонятен в принципе. Для них это - как театральное представление. Когда Мизин и Шабуров устраивали свои перформансы-фейерверки на улице - запускали петарды изза оттянутых резинок тренировочных штанов - это воспринималось зрителями просто как феерическое праздничное зрелище. В то же время американцы прекрасно понимают юмор, а в работах Мизина и Шабурова смеховая составляющая очень существенна.

Ольга Осипенко

На перекрестке Бродвея и Сурикова
- Возможно ли выходцам с Урала пустить корни в арт-реальность НьюЙорка?


В США, как и везде, существуют территории тотальной художественной свободы, но в целом общество там очень законопослушно, регламентировано и стратифицировано. Я разговаривала с университетскими коллегами об их восприятии современного русского искусства: да, они видят в нем и ожидают от него проявления если не совсем дикости, то некой стихийности, запредельности, которая, по их мнению, была всегда присуща русскому гению. Когда американцы сами к этому стремятся, то можно наблюдать, как эта энергия словно не может накопиться, вырасти из их среды, их почвы, на фоне упорядоченности и благополучия. У них нет стихийности, доходящей до цивилизационных пределов, и они ее очень ценят.

Леонид Мысаков, свердловчанин, выпускник архитектурного института (тогда еще филиала МАрхИ) в 1980е у нас был известен как график, тонкий офортист, великолепный рисовальщик. Он уехал больше 20 лет назад. Сейчас у него студия в Бруклине, в бывшем промышленном здании, где теперь все помещения арендуются исключительно художниками под мастерские.

- Ментальный образ НьюЙорка определяют два фактора. Первый я бы назвала «креативным безумием» - его порождают чрезвычайно высокая концентрация творческой активности в одном месте. Второй - мультикультурализм, при котором все виды и типы культур, все идентичности - этнические, социальные, политические и прочие - имеют равноправие. Я знала, что в этом городе живут наши земляки Виктор Гончаров и Леонид Мысаков, и связалась с ними еще до приезда в Америку. Мне было интересно понять, что делают сейчас в художники, которых мы знали в Екатеринбурге как состоявшихся мастеров.

Но дело не столько во внешних признаках успеха. Оно прежде всего в том, что в последние годы Леонид очень интенсивно и успешно действует не только как художник рекламы и график, но и как живописец. Его новые работы меня очень впечатлили и удивили: в Свердловске он картин писал мало, и эта свежая и сильная живопись - его безусловное приобретение двух последних лет.

Из нее открывается вид на Ист Ривер и неожиданно вырастающие за рекой небоскребы нижнего Манхеттена. Замечу, что в НьюЙорке вид из окна имеет ценовое выражение.

- Он всегда был фрилансером, сам искал и обеспечивал себе заказы. Но в основном это были заказы в области рекламы. Графикой он тоже занимался, достаточно часто ее продавал, но все же эпизодически. И только последние года два он живет за счет продажи своих картин, что в Америке совсем не просто. Большая часть художников вынуждена работать в разных местах: служить, преподавать, подвизаться в рекламных и дизайнерских агентствах. Лишь раскрученные суперзвезды могут жить за счет «чистого искусства».

- Он зарабатывает на жизнь живописью?

- Второго нашего земляка мы знали по легендарному объединению художников «Сурикова-31»: это одно из первых неформальных объединений в Свердловске, в следующем году ему исполняется 20 лет. Он выпускник УрГУ, отделения истории искусств, кроме того, учился в Высшем художественно-промышленном училище имени Веры Мухиной в Ленинграде, откуда был отчислен за участие в авангардистской выставке. В Союз художников Виктора Гончарова изза его «формалистических экспериментов» приняли, смешно сказать, раза с девятого и только уже в конце 90х годов, причем он до сих пор является членом нашего Екатеринбургского отделения Союза художников.

- А Виктор Гончаров?

- Как, на ваш взгляд, сложились бы судьбы этих художников, останься они в Екатеринбурге, в России? Уехав, они выиграли или проиграли?

Уезжая в Америку в 1998м, Виктор не предполагал, что задержится надолго, но, почувствовав «свободный воздух» НьюЙорка, решил остаться. Благодаря работам и документальному подтверждению участия в здешних и европейских выставках, он получил статус «экстраординария» (официальное положение «выдающегося» человека, позволяющее жить и работать в Америке. - Ред.). За восемь лет ньюйоркской жизни участвовал в различных выставках, в основном русского искусства, проходивших в музее Глезера и в разных небольших галереях. Он работает дизайнером по цвету в промышленной фирме, и попрежнему очень много рисует, пишет картины.

В «домашних» работах Виктора Гончарова было больше надуманности, головоломности, того, что идет от ума. Думаю, НьюЙорк с его взрывным темпераментом, постоянной креативной доминантой, но и с тяжелым прессингом, сильно на него повлиял. Жизненный драматизм эмиграции придал искусству Гончарова большую убедительность и откровенность, изменилась манера, он стал более цельным. Характерно, что в его нынешней живописи и графике за небольшим исключением практически нет прямого изображения НьюЙорка. Но динамичные ритмы гигантского мегаполиса, подчеркнутая структурность его пространственных координат, невероятное многообразие рождающихся там этнических форм выражены остро и сильно.

- Леонид Мысаков был здесь очень благополучен - его рано приняли в Союз, он участвовал во многих выставках, преподавал в Архитектурном институте. Наверное, здесь ему в чем-то было бы легче и жить, и работать. Тем не менее, получив свободу передвижения, Леонид много путешествовал, много видел и все это творчески переработал. И к такой живописи, которую он сейчас являет, здесь он бы не пришел или пришел много позже.

- Графику Виктора Гончарова последних двух лет можно видеть в выставочном зале Центра современной культуры Уральского университета. С Леонидом Мысаковым мы ведем переговоры о возможности показа произведений в 2007 году.

- Есть ли у нас шанс увидеть работы наших земляков?


Cтроительный рынок Уральского региона оценивается по результатам 2005 года в 330,3 млрд рублей. Основной объем подрядных работ (около половины) приходится на Тюменскую область, включая округа. Второе и третье места занимают рынки Башкирии и Свердловской области - 14% и 12% соответственно. Оба показали самую высокую динамику - более 30%. Однако спад в Удмуртии, Оренбургской области, ХМАО и ЯНАО повлиял на общерегиональную динамику. Совокупный объем подрядных работ уменьшился на 11%. В итоге доля Урала на российском строительном рынке снизилась с четверти до 19%.


- Андрей Порубов

Разрастание

Представленный проект «Лидеры строительного рынка» - второй ежегодный. В прошлогоднем исследовании мы по опыту других секторов экономики прогнозировали, что строительную отрасль через год-два охватят консолидационные процессы (см. «Кто впишется в поворот»). В качестве текущих тенденций, которые могли бы этому способствовать, отмечали диверсификацию бизнеса строительных компаний и расширение географического охвата.

Строительная отрасль попрежнему остается одной из самых информационно закрытых. В проекте «Лидеры строительного рынка» аналитического центра «Эксперт Урал» в этом году приняли участие 30 компаний из 45 Открытость, вероятно, может служить определенным показателем продвинутости участника рынка. Недаром компании, принявшие участие в исследовании, существенно нарастили объемы подрядных работ (до 21 млрд рублей) и показали темпы роста выше средних по России - 43%.

В этом и следующем году обе тенденции только усилятся.

Среди компанийучастниц исследования этого года около трети работают как минимум в двух областях региона. На новые рынки в 2005 году вышли, к примеру, Прокатмонтаж (Оренбургская область; проект реконструкции компании «Уральская сталь») и Свердловскавтодор (Тюменская область). Самый широкий охват территории сейчас у компании Электроуралмонтаж: подрядные работы ведутся в Свердловской, Челябинской, Курганской областях, Пермском крае, Башкирии, Удмуртии и на Дальнем Востоке. В 2006 году компания будет работать над заказами Московской областной электросетевой компании и Мосэнерго, сотрудничать с немецкой фирмой Linde на строительстве завода по производству кислорода (Березовский, Свердловская область).



В поиске новых ниш по видам деятельности строители менее активны. Аргументация проста: емкость «своих» рынков настолько велика, что смысла в диверсификации нет. Особенно это касается высокодоходного сегмента жилищного и коммерческого строительства: ожидаемого перетока игроков из него в другие не произошло. Напротив: Мостоотряд-123, специализирующийся на дорожном строительстве, планирует, например, заняться жильем. Агропромдорстрой изза недостаточного финансирования дорожных работ выполняет частные заказы (к примеру, по заказу УГМК построил объект автомобильной дороги Ивдель 1 - Рудник Тарньер), особо рассматривает предложения по торговым объектам. Строители, специализирующиеся на жилье, расширяются в рамках сегмента. Так, одно из новых направлений «Камской долины» - создание коттеджного поселка (общая площадь застройки примерно 5,4 га). ЛикосСтрой планирует в 2007 году выход в сегмент элитного жилья.

В 2006м Сибкомплектмонтаж начал строительство в Томской области, планирует прийти в республику Коми. В планах Бокситстроя выход в Челябинскую область и ХМАО. Компания «ИСК» займется реконструкцией РТС «Строгино» в Московской области. Ямалдорстройсервис начнет работу в ХМАО. Практически все предприятия интересуются «вторыми» городами региона, такими как Нижний Тагил, КаменскУральский, Первоуральск, Серов, Новотроицк, Орск, Магнитогорск. Их привлекают большие промышленные заказчики, платежеспособное население, низкие барьеры для входа. Только пять компаний, предоставивших данные, заявили, что расширяться географически не будут.

Наибольшая инвестиционная активность компаний обращена на стройиндустрию. «Рост строительной отрасли невозможен без опережающего роста промышленности стройматериалов. Радует, что на Урале появляется все больше высокотехнологичных материалов: они необходимы для современной стройки. Из последних проектов в Свердловской области - новые мощности на заводе ЖБИ «Бетфор» (Екатеринбург) и заводы сухих смесей в Невьянске и Березовском», - комментирует тенденцию генеральный директор Атомстройкомплекса Валерий Ананьев. Пример приводит начальник финансово-экономического отдела ООО «РСУ37» Вера Белоус: «Для увеличения производительности в 2006 году в состав компании вошли два завода - Кушвинский кирпичный и Красноуфимский строительных материалов. Так мы стремимся постепенно создать полный цикл обеспечения ресурсами для производства общестроительных работ. Это позволит компании увеличить объемы строитель-ства жилья более чем на 40% и выйти на уровень порядка 30 тыс. кв. метров в год». Другой пример: в ближайшее время ИСК планирует самостоятельно освоить выпуск строительных материалов.

Предпосылки для консолидации отрасли формируются. Процессы укрупнения идут, но прежде всего по принципу вертикальной интеграции. «Все более актуально поглощение крупными холдингами специализированных предприятий - проектных институтов, производителей стройматериалов, агентств недвижимости», - отмечает руководитель отдела маркетинга и рекламы СМУ СТКС (Екатеринбург) Ирина Филимоненкова.

Подножка

Темпы роста большинства уральских строительных компаний тормозят субъективные факторы - недостаток средств и устаревающий парк техники. В структуре источников финансирования строительства собственные средства подрядчиков составляют 57%, еще 31% - средства дольщиков или заказчиков, и только 4% приходится на внешних инвесторов. Характерной тенденцией этого года, особенно для жилищного строительства стала замена средств дольщиков (заказчиков) на собственные средства. Компании, специализирующиеся на промышленном строительстве, существенных изменений не отмечают. Ожидаемого значительного роста банковского финансирования и привлечения внешних инвесторов не произошло, их доля практически не изменилась: мешает непрозрачность рынка.

Горизонтальная интеграция, вероятно, впереди: пока на Урале примеров слияний или поглощений компаний из других сегментов строительного рынка с целью диверсификации бизнеса нет. «Существуют объединения субподрядных организаций, в основе которых лежит стремление получить большие объемы на строительстве объектов. Но это свободные союзы компаний, выполняющих взаимодополняющие работы», - добавляет Ирина Филимоненкова. Потенциал таких объединений интересен строителям сегмента жилой недвижимости для комплексной застройки микрорайонов: многим компаниям в одиночку такую работу не потянуть. Необходимость в создании крупных холдингов, реализующих проекты от и до, руководители сегмента промышленного строительства видят, но пока отдают предпочтение временным некоммерческим партнерствам под конкретный объект. «Для строитель-ства “под ключ” наша компания образовывает консорциумы с проектными и строительными организациями. На условиях субподряда привлекаются узкоспециализированные организации», - обозначает обычную практику на строительном рынке специалист отдела маркетинга Электроуралмонтажа Наталья Боровикова.

В результате от немалого пирога строительного рынка начинают откусывать иностранные подрядчики. Компании приходят вслед за крупным инвестором. К примеру, генеральный подрядчик всех торговых центров IKEA - турецкая фирма Koray. «В то время как местные компании испытывают проблемы с финансированием, иностранные строители готовы сами оказывать содействие в привлечении инвестиций и последующей эксплуатации объектов. Примеры: французский Bouyges Consspanuction и словенский Remex International», - рассказывает исполнительный директор Союза предприятий стройиндустрии Свердловской области Юрий Чумерин.

При среднем возрасте строительной техники 8,2 года (против семи лет в прошлом году) большинство компаний ориентировано на техническое перевооружение. Приобретение, к примеру, может позволить компаниям выйти на новые рынки. «Специфика дорожного строительства такова, что для выполнения полного цикла работ в другом регионе необходимо иметь мобильный асфальтобетонный завод, автономные электростанции и вахтовые поселки. В прошлом году к имеющимся базам в Свердловской области мы приобрели такой завод производительностью 200 тонн в час, мобильную электростанцию, автосамосвалы и укладочный комплекс. Объем инвестиций составил более 90 млн рублей», - рассказывает заместитель генерального директора по развитию Агропромдорстроя Олег Гаврилов. Подобные приобретения совершили Ямалдорстройсервис и Свердловскавтодор. Полезен опыт компании «Сканди»: минимизируя затраты, связанные с простоем техники, компания прибегает к аутсорсингу.

В подготовке материала принимала участие Евгения Савина

В строительной отрасли Уральского региона активно идут процессы формирования вертикальных холдингов, экспансии на новые рынки, поиск новых источников финансирования. Это признак приближающихся перемен: на следующем этапе начнутся слияния и поглощения компаний, специализирующихся на различных сегментах строительного рынка. Вновь сформированные диверсифицированные гиганты потенциально способны занять первые строчки в рейтингах крупнейших российских компаний. Холдинги помельче также будут более конкурентоспособны по сравнению с узкоспециализированными компаниями: наращивая объемы заказов быстрее прочих, они займут прочные позиции в регионе.

Кто не спрятался
Почему строительные компании закрыты и как их открыть


Дополнительные материалы:

Татьяна Басманова, директор аудиторской группы «Капитал»:


Татьяна Басманова

Юрий Чумерин, исполнительный директор Союза предприятий стройиндустрии Свердловской области:

– В строительной отрасли очень большой объем «наличных расходов», по которым, мягко говоря, нет оправдательных документов. Вкупе с существенным налоговым бременем это заставляет компании идти на искажение отчетности. Открытым быть невыгодно. Ситуация меняется, но не по воле строителей. Изза бурного роста объемов строительного производства интерес налоговых органов к отрасли очень обострен. Раскрывать информацию строителей толкает необходимость поиска инвесторов.


Юрий Чумерин


–– Естественное желание скрыть информацию о себе, не привлекать внимания к высоким доходам, возникает в неконкурентной среде, при большом дефиците предложения. Сейчас, к примеру, не хватает мощностей проектных и строительных организаций. Найти данные об этих компаниях очень сложно, выдаются формальные сведения - реквизиты, телефоны, наличие лицензий, техники. Все!

Подготовила Светлана Ханафиева

Необходимость создания единого информационного пространства назрела давно. Как это сделать, еще в 2001 году нам подсказали руководители Чешского союза промышленников - нужен сайт для тех, кто заказывает объекты, проектирует, строит и производит стройматериалы, то есть он должен затрагивать все сферы строительного комплекса области. Аналогичные порталы на тот момент уже успешно работали практически во всех европейских странах. Тогда появилась первая версия информационного портала Uralsspanoyinfo. В июле запущена вторая, пока она заполнена на четверть. Мы планируем размещать официальные (нормативные и регламентирующие) документы, информацию о новых технологиях, оборудовании, возможностях лизинговых компаний, проводимых тендерах и прочее. В реализацию проекта уже вложено несколько миллионов рублей. Если в первой версии было около 300 посещений в день, то вторая насчитывает 450, на конец года планируется 900 - 1000, на 2007й –– 150 С этого порога можно выходить на рубеж Большого Урала.

КомпанияВыручка,
млн. долл.2005 г.2004 г.Прирост,
% Мировые гиганты1Vinci, Франция26805256024,7 2Bouygues Consspanuction, Франция208981892410,4 3Bechtel, США18100173784,2 4Hochtief, Германия1698817160-1,0 5Skanska, Швеция1670917721-5,7 …….98APAC, США2539Нет данных- 99Whiting-Turner Conspanacting, США2439Нет данных- 100Guangzhou Hangpu Municipal Consspanuction, Китай2416Нет данных- Лидеры российского рынка1Корпорация Трансстрой, Москва102367252 2Строительное управление № 155, Москва868Нет данных- 3Глобалстрой-Инжиниринг, Москва863934-8 4Стройтрансгаз, Москва8261140-28 5Домостроительный комбинат №1, Москва665741-10 Источник: International Consspanuction, РА Эксперт

Таблица Крупнейшие компании строительного рынка


Главная страница :: Анализ :: Подряд сверху донизу
вывоз мусора в Москве | демонтаж в Москве
Hosted by uCoz