Главная страница :: Анализ

Вариант спасения Хвост трубой О чем поет сотовый Пара козырей Совсем другой урал Дорогое удовольствие Мы так греемся Место для местных Магнитку депортировали мягкая мебель

Почему это важно
Информационная структура большинства крупных предприятий выглядит следующим образом: это множество автоматизированных систем, решающих различные задачи и, следовательно, множество источников информации. Причем массив данных практически невозможно анализировать изза фрагментарности хранения, дублирования, а также различия структуры и форматов. Если руководитель хочет получить необходимый аналитический отчет, он, как правило, дает задание «программисту». Тот делает необходимые запросы к базам данных и передает разрозненную информацию экономисту-аналитику, который и занимается ее сведением. Подобная схема взаимодействия ущербна: и экономистаналитик, и руководитель, требующий отчета, полностью зависят от того, насколько качественно программист выполнит работу. В таких ситуациях никто, кроме «программиста», не сможет оперативно подготовить необходимую выборку и сказать, каким образом получены те или иные цифры. В итоге руководитель, опираясь на информацию весьма спорного качества, принимает решения, критичные для бизнеса. Вы действительно настолько доверяете своему «программисту»?

Представьте «главного программиста» своей компании вне зависимости от того, как на самом деле называется его должность. Это лохматый студент старших курсов в растянутом свитере, работающий на полставки сисадмином? Или зрелый специалист в деловом костюме, занимающий должность начальника ИТотдела с хорошим окладом? Неважно. Ответьте себе: готовы ли вы доверить ему ведение своего бизнеса или хотя бы его часть? Конечно же, нет - скажете вы и будете не правы. Вы уже доверили.

Производство/продажа какой продукции/услуги выгодно компании?

Таблица Каждая система способна ответить на определенный круг вопросовERP-системыBI-системы Каковы входящие денежные потоки?

Какие клиенты приносят наибольшую прибыль?

Оплачены ли поставки и каков уровень кредиторской задолженности?

С какими клиентами вообще не стоит работать?

Каков процент загрузки производственных мощностей?

Стоит ли приобретать дополнительные производственные мощности?

Как работает отделы продаж, снабжения и склад?

Как это работает
Допустим, вы решили открыть новый офис или магазин. Чтобы принять правильное решение, вам потребуется проанализировать десятки параметров: ассортимент товаров или услуг, размеры помещения, количество персонала, объем продаж, близость конкурентов, потоки потребителей и т.д. Человек, решая эту задачу, опирается на опыт или принимает решение интуитивно. Пытаясь анализировать ситуацию, человек оперирует тремя факторами, которые кажутся ему наиболее весомыми, остальные игнорируются. Так уж мы устроены, если верить психологам. BIсистемы, в отличие от человека, способны определить, как изменение одной из десятков характеристик повлияет на все остальные.

Снять проблему позволяют специальные программные продукты для поддержки принятия решений - BIсистемы (от англ. Business Intelligence - бизнесинтеллект). Их еще называют BA (Business analytics) или DSSсистемы (Decision Support System). BIсистемы - это набор технологий и приложений, обеспечивающих сбор, хранение, доступ и анализ данных. Этот программный продукт представляет собой своего рода «искусственный интеллект», который впитывает информацию из всех других систем, где она создается и хранится, переваривает ее и превращает в аналитические отчеты, на основе которых можно принимать управленческие решения. Принципы ее работы отличаются от принципов работы других программных продуктов: если другие системы, например ERP, помогают ответить на вопрос «что происходит на предприятии», BIсистема отвечает на вопрос «что со всем этим делать». Управляющий директор практики Cognos компании Columbus Сергей Карпуничев поясняет: «Внедрив BIсистему, руководители и специалисты получают инструмент, который позволяет в рамках их полномочий и сфер ответственности выполнять аналитические функции без обращения к техническим службам. Иначе говоря, сотрудники самостоятельно могут запросить необходимую аналитику или изменить формы отчетов. При этом скорость обоснования тех или иных решений при помощи BI намного увеличивается».

Теоретически вы могли бы сделать все это, руководствуясь исключительно интуицией или поднаторев в высшей математике, комбинаторике и обложившись на месяц-другой отчетами. И прийти к тем же выводам. Или не прийти. Конечно, BIсистема не принимает решение и даже не подсказывает его. Она лишь в считанные секунды перерабатывает массивы исходных данных таким образом, чтобы человек мог наглядно увидеть взаимосвязь всех факторов, влияющих на деятельность предприятия. При этом гарантирует, что некий «итоговый отчет» не будет содержать информационный мусор и не упустит ничего важного. Другими словами BI создает комфортную среду принятия решения, многократно снижая риск ошибки.

Представим для примера, что вы решили открыть представительство своей компании в Москве. Для этого арендовали офис, укомплектовали штат. Чтобы поддерживать продажи, вы участвуете в выставках, организуете обучающие семинары, запустили рекламу по телевизору (очень дорогую, но эффективную, как уверяет вас директор по развитию). И дела, слава богу, пошли. Но вполне возможно, что через два-три года, загрузив в BIсистему данные о продажах представительства, информацию о проведенных маркетинговых мероприятиях, проведя кластерный анализ, вы обнаружите: участие в выставках никак не воздействует на уровень продаж; деньги на телерекламу потрачены зря, так как на сбыт она практически не влияла. Объем продаж зависел только от одного фактора - количества личных встреч продавцов с клиентами. В итоге, чтобы повысить эффективность собственного предприятия, вы увольняете за некомпетентность директора по развитию, сворачиваете телевизионную рекламу и прекращаете участвовать в выставках, а на сэкономленные деньги нанимаете еще десяток-другой талантливых продавцов, которые «за процент» тщательно окучивают рынок и делают вам кассу. Кстати, возможные последствия ваших действия (отказываемся от рекламы и нанимаем продавцов) BIсистема также поможет спрогнозировать. Именно это ее основная функция - моделировать возможные варианты развития, а не давать ретроспективный анализ.

Чтобы точность прогнозов была более высокой, BIсистема позволяет определить произвольные критерии, по которым отсекаются некачественные данные или аномальные значения. Юрий Марьинский: «Например, анализируя динамику средней цены реализации автомобилей Toyota Avensis по регионам России, мы увидели на 3Dграфике - в Уральском регионе имеет место резкий и необоснованный всплеск цены. С помощью BIсистемы обнаружили, у какого дилера и в какое время имели место высокие цены. Оказалось, что цена была выше стандартной в десять раз. Очевидно, что это была ошибка ввода данных в учетную систему (пользователь ввел лишний ноль), но она искажала аналитические отчеты, которые делались до внедрения BIсистемы».

Как она думает
На сегодняшний день разработано множество методов прогнозирования. Но проблема в том, что все математические методы рассчитаны на работу в замкнутых системах, а бизнес - система разомкнутая. Легко прогнозируются любые краткосрочные колебания (до 12 месяцев). Например, летом мы можем гарантировать рост продаж прохладительных напитков, турпоездок и мороженого. Сложнее, если необходимо спрогнозировать развитие рынка на более длительный срок, так как нужно учесть десятки, а то и сотни параметров, вплоть до изменения климата и окружающей среды. Руководитель проектов по внедрению аналитических систем компании «Микротест» Юрий Марьинский, утверждает, что с помощью BIсистемы можно заглянуть в будущее компании и посмотреть, какая прибыль ее ожидает. «Прежде чем использовать функции прогнозирования, мы проводим тестирование точности прогнозов на основе реальных данных наших заказчиков. Например, в апреле 2005 года для компании Toyota мы с помощью BIсистемы сделали прогноз продаж на первые три месяца 2005 года на основе данных по продажам автомобилей за 2004 год, и сверили прогнозные данные с уже имеющейся на тот момент фактической информацией по продажам за январь - март 2005 года. Погрешность прогноза оказалась незначительной, в пределах нескольких процентов».

Экономия средств;

Таблица Сравнительные характеристики встроенных и внешних BI-решенийВстроенные BI-системыВнешние BI-системы Преимущества

Масштабируемость

Максимаьная функциональность

Система работает быстрей, за счет хорошей стыковки с «родной» ERP-системе лучше.

Позволяют создавать сложные аналитические отчеты

Легко работает с самыми разными источниками данных.

Возможность настройки интерфейса под нужды определенного пользователя;

Ограниченная функциональность

Слабые стороны

Слабый ограниченный аналитический блок

Высокая стоимость продукта

Трудно масштабировать и сложно поддерживать

Возможности производить первичную обработку неполных и неточных данных

Требует дополнительных усилий для качественного совмещения с существующими информационными системами

Иногда отсутствуют инструменты прогнозирования

Еще одна отличительная черта BIсистем в том, что они дают информацию к размышлению на базе существенно большего числа фактов. Как правило, выводы делаются на основе нечетких логик. Поясняет директор компании «АСК» Евгений Шароварин: «Логика базируется на принципе “еслитоиначе”. Например, если у компании увеличивается количество клиентов, значит, нужно увеличить складские запасы. Однако в жизни действует, как правило, нечеткая логика, она не содержит предикатов “еслито”, опирается на некие общие принципы, на видение. Например, уезжая в отпуск, мы можем воспользоваться самолетом или поездом. Самолетом быстрей, но дороже. Поездом дешевле, но дольше, а также неизвестно, кто попадется в попутчики и сколько денег мы пропьем в пути. Иначе говоря, мы очерчиваем область, которая нас устраивает, и ищем решение, попадающее в эту область. По сути, бизнес и вся жизнь базируются на нечетких логиках». Главный плюс, который дает BIсистема, в данном случае в том, что ее область приемлемых решений значительно шире и учитывает гораздо большее число факторов.

Модуль ситуационного моделирования ограничен определенным набором шаблонов.

Предложение под потенциальный рост рынка уже готово. Уральские компании могут выбрать как BIсистемы западных производителей (Oracle, Computer Associates, PeopleSoft, SAS, Cognos, Microsoft Business Solutions, Hyperion Solutions, Business Objects, SSA Global Technologies, Information Builders), так и российских разработчиков («Галактика», PlanDesigner, «КИС: бюджетирование», «Прогноз», Intersoft Lab, BaseGroup Labs, «МЛоджикс», Expert Systems, «Лантес», «Бизнес-Анализ»).

Удав изнутри и снаружи
Рынок BIсистем в России еще очень молод (ему около пяти лет) и мал (эксперты оценивают его объем в несколько десятков миллионов долларов). Тем не менее большинство игроков ИТрынка прочат ему бурное развитие. Рассказывает генеральный директор компании «ГалактикаУрал» Сергей Осадчиков: «Одной из основных тенденций современного развития экономики российских регионов является интеграция - компании растут, укрупняются и объединяются. При этом залогом успешного бизнеса становится оперативное получение информации обо всех аспектах деятельности компании, ее клиентах, партнерах и конкурентах, а также о любых изменениях внешней бизнессреды. Один из инструментов получения - системы класса Business Intelligence». Юлий Гольдберг, коммерческий директор департамента аналитических систем компании RStyle Softlab, называет второй фактор, который подталкивает отечественные компании к внедрению BIсистем: «Основные оперативные задачи предприятий автоматизированы практически у всех, использование стандартного набора ИТсистем превратилось в обычную практику и перестало быть конкурентным преимуществом. Аналитические системы внедрены не у многих, поэтому позволяют получить новые конкурентные преимущества от контроля издержек, финансов, использования данных для принятия решений».

Генеральный директор компании «Лантес» Юрий Диченко, напротив, обращает внимание на преимущества отечественной продукции. По его мнению, она более дружественна: «Начиная разработку, мы ставили цель разработать систему, которая будет удобна руководителям различного уровня (лицам, принимающим решения). В то время как большинство существующих BIсистем ориентированы на аналитиков, грешат неоправданной сложностью и требуют специальных знаний. Нам удалось создать так называемую панораму данных управления холдинга или предприятия (это своего рода аналог диспетчерского пульта АСУ ТП). Такая панорама позволяет наглядно контролировать работу всей компании на основе специальных индикаторов, а также обеспечивает мгновенный доступ к данным в любую “точку” системы. Причем самими руководителями, без посредников».

Какую систему выбрать? Сергей Карпуничев считает, что большинство продуктов, предлагаемых отечественными игроками, в силу короткой истории разработки уступают международным: «Если компания внедряет локальный инструмент, то он практически дописывается под эту компанию. В результате следующий клиент будет работать на версии, разработанной для предыдущего. Если система была заточена под анализ производственного характера, то розничному клиенту часть функциональности вряд ли будет необходима. Западные системы, как правило, уже прошли этап обкатки на разных предприятиях и поэтому они более универсальны. Но справедливости ради надо сказать, что некоторые российские поставщики уже имеют довольно большой послужной список».

Выбирай осторожно, но выбирай
Если вам вдруг захотелось тут же купить и внедрить BIсистему, не спешите. Подумайте, будет ли она на деле востребована вами или вашими сотрудниками. По данным Forrester Research, менеджеры Америки и Европы, конечные пользователи систем класса BI, тратят на работу с приложениями лишь 1 - 5% рабочего времени. Аналогичная ситуация и в России.

Если вы уже определились, кто вам больше по душе: опытные иностранцы или клиентоориентированные наши, следует подумать, какое решение больше подходит - встроенное или внешнее. Встроенное - это «аналитический» модуль ERPсистемы, которая у вас, скорее всего, уже есть. Так что дополнительных затрат не потребуется. Но функционал встроенного решения невелик. Способности внешнего решения ограничены практически только уровнем ваших притязаний и размерами кошелька.

Кроме того, специалисты предлагают ориентироваться на следующие индикаторы: архив вашего предприятия обслуживают более десяти специалистов; у вас накопилось более 100 Гбайт рабочей информации; информация о деятельности предприятия (закупки, ассортимент, цены, производство, продажа, штат, клиентская база, объем и регулярность платежей) собирается более трех лет.

Как определить, нужна ли вам BIсистема действительно? Отвечает Юлий Гольдберг: «Элементарно. Если предприятие уже разобралось с автоматизацией основных бизнеспроцессов и оптимизировало их, то есть появились источники информации для аналитической системы, можно заниматься ее внедрением. Система будет эти данные собирать, использовать их для анализа и выдавать “на блюдечке с BIкаемочкой”. Можно ориентироваться на те предприятия, которые уже внедряют подобные системы. Основные потребители - предприятия отраслей с высокой степенью конкуренции и большим объемом первичной информации, на основе которого нужно принимать управленческие решения. Это финансовая сфера - банки, страховые и инвестиционные компании. Это крупные торговые предприятия, и не только ритейловые сети, но и дистрибьюторы и просто фабрики и заводы, у которых имеется широкая сбытовая сеть. Если ваша компания работает в этих сферах, BIсистема необходима».

Дополнительные материалы:

Если ваше предприятие подпадает под эти параметры, BIсистема вам определенно пригодится. Только не ждите мгновенного эффекта. Как рассказывает директор ООО «Ривис» Александр Корепанов, эффективность внедрения и окупаемость этих систем может реализовываться несколько лет. Для этого на предприятии должна быть наработана аналитическая база бизнеспроцессов и только тогда на ее основе можно составлять планы и отчеты.


Нужен многим

Рынок BI-систем будет расти очень динамично благодаря спросу как со стороны коммерческих предприятий, так и государственных структур, уверен руководитель проекта «Аналитические системы» компании «АйТи» Дмитрий Романов

Дмитрий Романов

- Российские предприятия в общей массе только начали присматриваться к аналитическим приложениям и взвешивают необходимость их внедрения. Пока не более 10% отечественных предприятий используют аналитическое ПО, объем его рынка, по моим оценкам, составляет около 20 млн долларов. На фоне прочих ИТсегментов это весьма скромная цифра, но динамика впечатляет: если три года назад, по оценке IDC, рынок увеличивался на 36% в год, то сегодня - не менее чем на 50%.

- Дмитрий Александрович, насколько рынок BIсистем насыщен и каковы его перспективы?

- Пионерами были банки и брокерские компании. По мере обострения конкуренции на многих рынках аналитические системы стали использовать ритейловые и страховые компании, операторы связи, промышленные предприятия. Можно проследить такую закономерность: чем выше конкуренция в отрасли, тем больший интерес проявляют предприятия к аналитическим приложениям. Кроме того, для решения ряда специфических задач BIсистемы используют также и государственные структуры.

- Какие компании в первую очередь заинтересованы во внедрении аналитических систем?

- Приведу пример. Сейчас наша компания выполняет проект внедрения аналитический системы в Федеральной таможенной службе: это специфическое решение призвано повысить эффективность борьбы с преступлениями в таможенной сфере. В настоящее время ФТС располагает огромным массивом информации о правонарушениях. Система позволит переработать эту информацию и с учетом ее анализировать все сведения о перевозимых грузах. Сотрудникам таможни система будет предоставлять список «подозрительных» действий, которые содержат признаки нарушения закона, а также проводить проверку версий свершения преступлений. Эксплуатация системы, таким образом, поможет уменьшить ущерб, причиняемый контрабандным перемещением товаров.

- Для чего им аналитические системы?

- Внедрение аналитической системы не имеет смысла, если данные, которые она будет обрабатывать, ошибочны. Большое число компаний полагают, что у них нет проблем с качеством и достоверностью информации. Часто это заблуждение. По оценке Gartner, до 2007 года не менее 50% проектов создания хранилищ данных будут иметь ограниченную применимость или кончатся неудачей по причине недостаточного внимания к проблеме качества данных. Это необходимо учитывать: еще до начала проекта внедрения BI в компании должен быть выстроен алгоритм принятия достоверных данных. Как минимум, для этого необходимо внедрить процессы проверки и аудита данных, настроить обратную связь хранилища данных к исходным информационным системам.

- Каковы наиболее часто встречающиеся ошибки внедрения BIсистем и как их следует избегать?

Нам - помогло
Благодаря BI-системе мы сократили издержки и повысили лояльность клиентов, рассказывает заместитель генерального директора по ИТ группы компаний «БИОТЭК» Эдуард Курбатов


Интервью взял Юрий Немытых


- Эдуард Алексеевич, почему вы решили внедрять BIсистему?

Эдуард Курбатов

- Чего вы добились в результате внедрения?

- Наша компания работает на рынке фармдистрибуции в 76 субъектах РФ. Бизнес постоянно растет, география расширяется. Для сохранения темпов роста и поддержки качества управленческих решений на стабильном уровне нам был необходим современный инструментарий, который позволил бы анализировать огромный массив разнородной информации. Руководство приняло решение, что внедрение современной полнофункциональной BIсистемы на данном этапе для нас - логичное и обоснованное развитие ИТтехнологий.

- С какими проблемами вы сталкивались в процессе внедрения?

- Мы получили расширенные возможности анализа данных и формирования отчетности, позволяющие нам проводить детальную сегментацию и тонкую фильтрацию данных в аналитических срезах. Нашей компании при ассортименте более чем в 5 тысяч наименований это просто необходимо. Теперь менеджеры обеспечены точной информацией о продажах, состоянии запасов на складах, их оборачиваемости, о задолженности клиентов и просрочках платежей и так далее. Это привело к сокращению издержек, связанных с управлением товарными и денежными потоками. Кроме того, мы стали более эффективно управлять поставками, что повысило лояльность клиентов.

- Какой совет вы можете дать компаниям, внедряющим BIсистему?

- Мы тщательно подготовились к внедрению системы, и это позволило нам избежать каких-либо существенных проблем. В первую очередь мы выяснили, кто из поставщиков данных продуктов на российском рынке имеет наибольший опыт внедрения, у кого есть готовые отраслевые решения для оптовой торговли и в частности для фармацевтики. Исходя из этого выбрали поставщика и партнера по внедрению. Чтобы не сформировалось какой-либо зависимости от этого поставщика, мы на ранней стадии проекта изучили функциональность продукта, и в ходе проекта принимали участие в разработке каждой аналитической модели.

Интервью взял Сергей Осипов

- Чтобы проект по внедрению аналитической системы прошел гладко, очень важно выбрать достаточный по функциональности инструментарий и квалифицированную команду внедренцев. Крайне важно до заключения договора с поставщиком дать ему тестовую задачу на реализацию прототипа будущей системы. Цена управленческой ошибки и неэффективного управления бизнесом обычно на порядки больше, чем стоимость проекта внедрения. Поэтому наиболее целесообразно использовать аналитическую систему, которая не требует трудоемких настроек и программирования, пусть даже и более дорогую.


За последние три года значение кредитных организаций в экономике изменилось: в регионах, в том числе и на Урале, появилось много масштабных инвестиционных проектов, которые реализуются с помощью ресурсов именно отечественных банковских структур. Например, холдинг МаксиГрупп активно использует кредиты не только для реконструкции действующего производства, но и для строительства новых металлургических заводов: в структуре инвестиций этой компании на долю банковских кредитов приходится 64%. Еще лет пятьшесть назад такое просто было невозможно: в российских банках деньги были и дорогие, и короткие. Поэтому предприятия предпочитали брать кредиты на пополнение оборотных средств, а развивались преимущественно за счет собственных.

17 ноября в Москве состоится заседание Госсовета «Роль банков в реализации национальных проектов и в социально-экономическом развитии регионов». Это первое заседание Госсовета, на котором будут всесторонне рассмотрены вопросы, связанные с развитием российских банков.

А если точнее, то наиболее вероятный шанс получить инвестиции такого уровня есть только в Сбербанке России. Это - крупнейшее кредитное учреждение не только нашей страны, но и всей Центральной и Восточной Европы. И именно масштабы организации определяют ее роль в экономике регионов.

За три года объем долгосрочных банковских кредитов в экономику всего Уральского региона вырос в 4,4 раза и составил более 5 млрд рублей. Это уже серьезная тенденция, влияющая на процесс обновления основных фондов. Особенно активно модернизация идет в металлургии - базовой отрасли региона (см. «Даешь десять процентов», «Э-У» № 38 от 16.10.06.): здесь начато рекордное число проектов - 68 на общую сумму 3 млрд долларов. Стоимость каждого - от 40 до 250 млн долларов. Понятно, что такие деньги, да еще на период до четырех-пяти лет могут предоставить далеко не все российские банки.

Доминирование Сбербанка касается не только финансирования крупного бизнеса. Урал характеризуется высочайшим уровнем конкуренции: здесь представлены все группы банков - региональные, московские, дочерние структуры иностранных. Постоянный приток игроков приводит к периодическим изменениям структуры рынка: кто-то завоевывает новые позиции, кто-то уступает. Но даже с учетом этого Сбербанк остается лидером на уральском рынке депозитов физических лиц. Уральский банк Сбербанка России - абсолютный лидер и в секторе кредитования малого и среднего бизнеса: по данным аналитического центра «ЭкспертУрал», в 2005 году на его долю приходилось 70% кредитов, выданных банками региона этой группе заемщиков. С прицелом на лидерство осваиваются и относительно новые направления, в частности потребительское кредитование: здесь Уральский банк держит 42%.

С позиции лидера

Влияние Сбербанка на социально-экономические процессы в регионах кардинально изменилось в результате внутренней реформы этой кредитной организации, начатой в 2000 году. Тогда значительный объем полномочий был передан на уровень территориальных банков: это существенно упростило процедуры и сократило сроки рассмотрения кредитных заявок на местах. Сегодня Уральский банк Сбербанка России может самостоятельно принять решение о предоставлении кредита одному заемщику до 3,3 млрд рублей (исходя из показателя собственных средств - свыше 14 млрд рублей). Если компании нужны большие объемы, потребность в ресурсах удовлетворяется через головной офис, а это - практически неограниченные возможности (собственный капитал Сбербанка - более 230 млрд рублей). Конечно, крупные частные банки федерального уровня, в том числе и с западным капиталом, активно пытаются войти на весьма привлекательное конкурентное поле долгосрочного инвестиционного финансирования. Однако Уральский банк Сбербанка России был и остается здесь крупнейшим игроком: объем кредитов банка по линии инвестиционного кредитования и проектного финансирования превысил 24 млрд рублей.

Потребность в широкой сети банковских подразделений особенно остро начала ощущаться с началом реализации приоритетных национальных проектов: как иначе донести до конкретных получателей ресурсы? Неслучайно государственному Россельхозбанку, через который должны идти основные деньги для национального проекта «Развитие АПК», поручено в кратчайшие сроки заняться организацией филиальной сети. Однако и власть, и банкиры понимают: быстро такие сети не строятся. И опять же Сбербанку приходится брать ответственность за обеспечение ресурсами этого сектора на себя: за первую половину 2006 года Уральским банком Сбербанка России уже выдано селянам кредитов на общую сумму около 3,8 млрд рублей, в том числе и в рамках специальной государственной программы «Сельское подворье». Новая схема заключается в кредитовании личных подсобных хозяйств на льготных условиях: государство субсидирует затраты на выплату процентов по такому кредиту в размере ставки рефинансирования. Владельцы личных подсобных хозяйств получают до 300 тыс. рублей на срок до пяти лет: на эти деньги им предлагается отремонтировать сельхозтехнику, приобрести ГСМ, скот, оборудование для животноводства и переработки сельскохозяйственной продукции, провести реконструкцию животноводческих помещений. Проект нужный, но рискованный: кредит выдается всего-то под поручительство главы администрации муниципального образования. Но его внедрение необходимо государству - и этим все сказано.

Феномен Сбербанка в российской экономике зависит от двух составляющих: самая большая сеть подразделений (более 20 тысяч точек по всей стране) и наличие главного акционера в лице государства. Исходя из этого, на Сбербанк всегда возлагается особая доля ответственности за реализацию государственной политики. Это и организация выплаты социальных пособий, и прием налоговых платежей от физических лиц. Только Уральский банк Сбербанка России каждый год бесплатно обрабатывает налоговых платежей от населения в среднем на 4 млрд рублей, выполняя тем самым функции налогового администратора.

Сбербанк - не единственный, кто занимается ипотечным кредитованием в регионе: и московские, и региональные, и иностранные банки активно продвигают эту услугу. Однако начавшееся бурное развитие рынка ипотеки приводит к тому, что люди, даже имея деньги, не всегда могут найти необходимое жилье. Потому что предложения на вторичном рынке не хватает, а строительная отрасль не справляется с растущим спросом. Локальные попытки стимулировать рост объемов строительства жилья со стороны банков, конечно, предпринимаются, однако риски здесь еще достаточно велики, поэтому банки осторожны.

Комплексный подход
Взаимодействие с властью - характерная особенность деятельности Сбербанка практически на всех направлениях бизнеса. Для банка это означает определенную социальную нагрузку, а клиентам позволяет снизить финансовые риски. Наиболее ярко это проявляется в реализации программы «Доступное жилье».

Можно много говорить о изначально лучших условиях, при которых Сбербанк вошел в рынок: это и его монополия в секторе частных вкладов, и государственные гарантии. Но факт остается фактом: Сбербанк - крупнейший, и именно этот фактор будет главным в процессе дальнейшего усиления его влияния на региональную экономику.

Возможности Сбербанка позволяют решать эту проблему. В начале 2006 года запущена специальная программа с участием муниципальных властей. Риски практически минимальны: застройщиков отбирают местные власти, разделяя тем самым ответственность за проект. Банковский кредит на строительство выдается и застройщику, который начинает возведение дома, и дольщикам, которым не хватает денег для приобретения жилья. На данный момент по этой программе в регионе финансируется строительство нескольких домов на общую сумму 600 млн рублей. При этом и властям, и банку важно добиваться максимального снижения себестоимости жилья, иначе оно не будет доступным для среднеобеспеченных граждан. А это во многом зависит от состояния строительной индустрии Урала, которая тоже нуждается в инвестициях. Возможности Сбербанка позволяют направлять в этот сектор значительные средства. Например, сейчас идет реконструкция цементного производства на предприятии «Сода» (Стерлитамак, объем инвестиций со стороны Уральского банка Сбербанка России - 2,4 млрд рублей). В результате применения новой технологии (перехода с «мокрого» способа производства на «сухой») снизится себестоимость цемента и увеличится проектная мощность. Это позволит обеспечить строительный комплекс Башкортостана высококачественным материалом.


Главная страница :: Анализ :: Из монополиста в - лидеры
вывоз мусора в Москве | демонтаж в Москве
Hosted by uCoz