Главная страница :: Анализ

Модернизация вечного двигателя Запустим двигатель торговли Khondro samand: незнакомец с востока Заметки принцессы на горошине Слово генсека Одна заветная мягкая мебель

Один из самых молодых губернаторов России 38летний Владимир Якушев - представитель новой генерации в вертикали власти, одна из наиболее знаковых персон в губернаторской когорте. Он обладает современным экономическим образованием, имеет серьезный опыт работы в банковской сфере, попробовал силы на муниципальной службе - в роли главы Тюмени, центра стратегически важного нефтегазового региона страны. Из всех губернаторов Урала и Западной Сибири похожая предпринимательская биография только у одного регионального лидера - главы Пермского края Олега Чиркунова. Но у Якушева есть очевидное преимущество: его предшественник на губернаторской должности и политический крестник Сергей Собянин - ныне руководитель администрации российского президента. Якушев уверенно продолжает начатые Собяниным реформы бюджетной системы и госуправления.

Владимир Якушев

- Бюджет 2006 года на 96% сформирован и реализуется у нас программноцелевым методом по направлениям: сельскому хозяйству, образованию, здравоохранению и так далее. В каждой такой программе, рассчитанной на три года, кратко описывается текущая ситуация и обозначаются результаты, к которым мы должны прийти. Есть организационный, финансовый и календарный планы: они друг на друга накладываются и корреспондируют. Кроме того, в программе описан мониторинг. Он необходим, чтобы не получалось, что ставили одни результаты, а через три года получили другие. Благодаря программноцелевому подходу бюджет стал более внятным, с конкретными мероприятиями.

Бюджетная считалка
- Владимир Владимирович, прежде чем реформировать бюджетную отрасль (впрочем, как и любую другую), нужно определить факторы, наиболее на нее влияющие, обсчитать стандарты бюджетных услуг. Как эти задачи решаются в Тюменской области?

- Раз понятно, к какому результату хотим прийти, понятна и система мероприятий. Приведу в пример образование.

- И каковы последствия?

- А как посчитать, насколько внимательно школа относится к воспитанию ученика?

К чему стремимся? К предоставлению качественных образовательных услуг. Какой показатель говорит об этом? Результаты ЕГЭ, в эксперименте мы принимаем участие уже четвертый год. Это главный показатель. Еще два - воспитание обучающихся и их здоровье. Мониторим данные медосмотров: они говорят, насколько интенсивно дети занимаются физкультурой и спортом, правильно ли они сидят, питаются. По году ясны итоги деятельности каждой школы и даже каждого учителя. По отклонениям можно судить, что планировать на следующий год. Показатели описаны в контракте с директором школы: есть положительная тенденция - есть и материальное поощрение педагогов.

- Что ставится основной задачей: рачительное использование бюджетных средств или достижение результатов?

- Важный показатель - совершение правонарушений совершеннолетними. Когдато школы решили возложить функцию воспитания на семью. Но она с этой задачей, увы, не справилась. Мы вернулись к тому, что школа должна подключаться к этому процессу.

- Экономия бюджетных средств - благородная задача. Но как бы не переборщить с малокомплектными школами: на селе это и воспитательный, и культурный, и досуговый центр. Убери школу - село пропадет.

- Эти задачи нельзя разделить: мы должны и эффективно потратить деньги, и получить результат. Можно урезать финансирование, но не добиться результатов, но ради чего все это? Когда мы первыми в стране приступили к периоду, я бы сказал, системного реформирования, в некоторых школах доля учителей в фонде оплаты труда составляла 35 - 40%. При этом в малокомплектных школах на десять учеников приходилось 15 преподавателей. Сегодня речь идет о продуманном распределении средств.

Совет директоров
- Директор школы всегда ходил в подчиненных, и вдруг получает финансовую самостоятельность. Справится ли он с ролью управленца?


- В отношении малокомплектных школ разговор шел в первую очередь о транспортной доступности. Если она позволяла отвозить ребятишек в общеобразовательную школу более крупного населенного пункта, с квалифицированным персоналом, с преподаванием английского языка, с компьютерами, мы принимали такое решение. Причем не волевое, а с одобрения схода граждан. Приглашали родителей в новую школу, показывали материальную базу, знакомили с учителями… Ну а если малокомплектная школа в 30 - 40 километрах, подвоз нецелесообразен. И такие школы будут существовать, хотя экономически они не оправданы. Родители желают лучшего своим детям, и мы не имеем права сказать: кыш!

- Как вы мотивируете директора и учителей?

- Во-первых, в контракте, который заключается с учредителем, то есть с муниципальным управлением образования, прописываются все стандарты, условия, ответственность. Во-вторых, в школах формируется управляющий совет. В него входят представители учредителя, родительского комитета, педсостава, даже ученическое сообщество там представлено. Совет осуществляет смычку между директором как единоличным управляющим, общественностью, которая пользуется услугами, и властью, которая от имени общества эти услуги заказывает. Вместе они решают важные вопросы, например, о премировании учителей. Это заслон от предвзятости и самодурства и, соответственно, от обид и конфликтов. И способ мониторинга ситуации. А в-третьих, в этом году на основе данных регионов появились серьезные, выверенные методические документы министерства образования. И регионы, которые, в отличие от нас, находятся только на старте реформирования, могут проводить преобразования, опираясь на эти схемы.

Сегодня у нас 5% фонда оплаты труда распределяются решением управления по образованию. Они могут быть потрачены на премирование директора, на управленческий аппарат, на поощрение учителей, достигших наилучших показателей. 95% распределяются так: 60 - 65% - фонд оплаты труда, остальное - стимулирующие надбавки, они назначаются директором вместе с управляющим советом. Таким образом, мы можем поддержать толкового молодого учителя, у которого нет ни стажа, ни наград: он только пришел в школу. Это решение огромной проблемы обновления кадров в образовании, когда молодые учителя через три года увольнялись изза мизерной зарплаты и засилия педагогов предпенсионного возраста.

- Единая тарифная сетка не стимулировала педагогов: с вилкой от 3100 до 3500 рублей не разойдешься. Нет экономической заинтересованности в улучшении качества. Наоборот: выгоднее брать дополнительные уроки, бежать на приработок после уроков. Следствие - перегрузка, и на самообразование времени не остается.

Здесь будет рынок
- Одна из любимых забот вашего коллеги, губернатора Пермского края Олега Чиркунова, - формирование рыночных, конкурентных отношений в сфере оказания бюджетных услуг. Логика такова: все равно, куда по нормативу направлять бюджетные средства и кто будет на эти средства оказывать услуги, коммерческие или бюджетные организации, главное, чтобы это было наиболее эффективно и качественно. Но, по мнению Чиркунова, нынешнее состояние Налогового кодекса ставит коммерческие организации в неравное, невыгодное положение: надо платить дополнительные налоги. Не говоря уже о необходимости выкупать или арендовать помещение. Как вы считаете, реальна ли «чистая» конкуренция в бюджетной сфере?

Наконец, многие школы занимаются предпринимательской деятельностью, предоставляя дополнительные услуги. Тем более у нас пятидневка, и в выходные дни школы могут сдавать в аренду спортивные залы и под кружки - классы. Не менее 60% от коммерческой выручки они должны направлять на зарплату, 40% могут использовать на улучшение материальной базы.

организацией досуга для детей и так далее. Но как конкурировать в населенном пункте, где одна школа?

- Я разделяю подходы, когда деньги «идут», например, за учеником. Но сегодня о конкурентности можно говорить только в крупных городах, в районных центрах. Здесь школы могут соревноваться, перетягивать учеников хорошим преподаванием, оборудованием, качественной

- Это больше все-таки перспектива, конкуренция образовательных учреждений разных форм собственности только начинается. Но если, когда мы будем размещать муниципальные заказы, кто-то из коммерческих организаций предложит услуги, соответствующие стандарту и подтвержденные лицензией, возражать не будем: выигрывайте конкурс - и вперед. По общему образованию я таких примеров привести не могу, но по дополнительному их более чем достаточно.

- В Тюменской области есть примеры конкуренции? Или это только перспектива?

- Форсировать события не стоит. Осуществленные реформы, внедрение идеологии «деньги - за учеником» создают все предпосылки для развития частного образования. Но рынок должен созреть. Спешка приведет к тому, что в сферу придут неподготовленные люди, и мы получим проблемы. Думаю, в ближайшее время уже появятся качественные предложения.

- Тогда какие преобразования необходимо провести, чтоб подтолкнуть конкуренцию в бюджетной сфере?

- Мы получили дополнительное финансирование классного руководства (это к вопросу о воспитании). А кроме того - интернетизации школ: добавили региональные средства, и в следующем году полностью закроем эту тему. (Хотя это вопрос дискуссионный: чем больше дети сидят в интернете, тем меньше они читают, а книги - духовного воспитателя - ничто не заменит. Уж не говоря о том, что компьютер вреднее для зрения. Поэтому своему 15летнему сыну я настойчиво рекомендую вместо интернета почитать книгу. И все же каждый ребенок должен владеть компьютерными технологиями - это бесспорно, без этого сегодня никуда.) Далее: 32 школы получили по миллиону рублей президентского гранта, деньги направлены на укрепление материальной базы. Прошел первый отбор лучших учеников.

Нацпроекту - отдельное спасибо
- Нацпроект в области образования предполагает подушевой норматив финансирования. Но эту новацию вы освоили самостоятельно, раньше других регионов. Чем еще пригодился нацпроект Тюменской области?


- Тюменская область раньше других взялась за реформирование бюджетных процессов, поэтому средства, выделенные в рамках нацпроекта, легли на благодатную почву. Но в других территориях такой базы нет. Не поспешили ли мы с увеличением финансирования?

Владимир Якушев

Ничего личного
- Владимир Владимирович, вы возглавляете рабочую группу Госсовета РФ, которая занимается разработкой критериев эффективности деятельности госслужащих. Вы насчитали таких критериев 13 Как это происходило?


- Думаю, нет. Внедрение подушевого финансирования поможет избавиться от неэффективных расходов, навести порядок в штатном расписании, перейти на стимулирующую систему оплаты труда. Плюс дополнительное финансирование инновационных подходов, технологий. Все это даст учителям возможность раскрыть творческий потенциал.

Самое главное: показатели - не догма, которая, будучи однажды принятой, не может меняться. Напротив, с помощью показателей мы можем регулировать задачи, которые ставит руководство страны. То есть сегодня мы определили демографический рост как одну из основных задач - и ввели дополнительные показатели по демографии, стали оценивать по ним деятельность региональных органов власти, тем самым сориентировав их на решение этой задачи. Другая острая проблема, которая оттягивает страну назад, - обеспеченность населения жильем. Мы ввели и эти показатели. Когда в следующем году президент выступит перед Федеральным собранием, с новыми приоритетами - изменения в систему показателей будут внесены автоматически. И уже не надо будет уговаривать губернаторов: они сами пойдут вслед за показателями. Ничего нового мы не придумали, весь мир так живет.

- В показателях отражены все полномочия субъекта РФ, которые на сегодняшний день нам переданы. Мы предложили сделать три большие группы показателей - ресурсов, организационных моментов и результатов.

- Поэтому мы и ввели ресурсные показатели. Если регион не имеет ресурсов, достаточных для исполнения полномочий, потому что налогооблагаемой базы ему не хватает, а правительство выделило недостаточно средств из фонда финансовой поддержки, губернатора бить не за что. Но если ресурсный показатель в порядке, а результат отрицательный, мы понимаем, что дело в показателе организационном, то есть в человеке, возглавляющем регион. Ему указывают на ошибки, говорят о том, что через некоторое время он должен привести одни показатели в соответствие с другими. Если у него это не получается, если он на это не способен, то федеральное правительство может делать кадровые выводы.

- Возьмем демографическую ситуацию. Она отражает не только региональную, но и федеральную политику. Корректно ли в таком случае оценивать по ней деятельность органов власти на местах?

- Сегодня рано говорить об объективности, подвижности системы статистики. Пока мы не установили четких критериев, кадровые решения можно принимать и на основе личной приязни. Но министерство связи и коммуникаций уже получило задание на разработку программного продукта. Когда он появится, возможностей для политических манипуляций станет гораздо меньше. В том случае, когда все показатели соответствуют требованиям, поставленным федеральным правительством, претензии предъявить очень сложно. Взаимоотношения двух уровней власти становятся более понятными, открытыми.

- Таким образом, нивелируется возможность политического манипулирования?

Борьба противоположностей
- А хватает ли властям в регионах ресурсов и полномочий для осуществления эффективной социально-экономической политики?


Точно такие же «правила игры» должны быть выработаны по отношению к территориальным структурам федеральных органов, чтобы они были замотивированы на достижение совместного с регионами результата, по отношению к муниципалитетам. В Тюменской области разработаны показатели, по которым мы оцениваем муниципальные образования, они закреплены соответствующими соглашениями - но на основе доброй воли. Однако если завтра глава муниципального образования не захочет продлять соглашение со мной, на него эти показатели распространяться не будут. Считаю, такие отношения требуют нормативного закрепления, у субъектов РФ должны быть дополнительные полномочия по оценке результативности деятельности муниципалитетов. Только тогда мы получим комплексную, завершенную картину по всей вертикали власти. И сможем с помощью показателей корректно определять цели, задачи, мероприятия, направления финансирования.

- Резервы, если говорить, например, о жилстрое, еще одном нацпроекте, - и в разработке генеральных планов застройки, в прозрачности проведения конкурсов на распределение земельных участков, в ускорении разрешительных процедур…

- Вопросы есть. Но идеальной ситуации не будет никогда. Поэтому я предпочел бы говорить о поиске внутренних резервов, об эффективности расходования средств внутри региональной системы. Посмотрите на дотационные регионы. Денег у них нет, но и искать их они особо не хотят. По привычке приехали в Москву, поплакались - и им дали потратить на неэффективную систему еще миллиарддругой. Возьмем образование: начиная с 1995 года в связи с демографической ситуацией в стране количество учеников уменьшилось на 28%, а число учителей выросло на 3%. Разве это нормально? Вот источник резервов для повышения зарплат учителям и ремонт школ. И с этим надо разбираться.

Следующий момент - сети: без схемы коммуникационных коридоров двигаться тоже нельзя. Только в этом году мы направили на подготовку строительных площадок, сетей 500 млн рублей.

- По количеству вводимых квадратных метров жилья мы опережаем прошлый год на 52%. Это итог многолетней подготовки. Работа по оформлению градостроительной документации началась с 2001 года, при Сергее Семеновиче Собянине. Сегодня 60% наших населенных пунктов, в том числе Тюмень и даже сельские территории, имеют градостроительные паспорта. Самая большая проблема: катастрофически мало организаций, специалистов, которые могут эту работу выполнять. А ведь по Градостроительному кодексу без соответствующей документации строить нельзя, и это останавливает инвесторов.

Я полностью согласен с первым вицепремьером Дмитрием Медведевым: земли в стране навалом, а взять ее под строительство не можем. Проблема в том, что крупные города, и Тюмень не исключение, окружены федеральными землями, федеральные структуры оформили их в собственность. Если мы решим эту проблему (а в Госдуму внесен соответствующий законопроект, предусматривающий упрощенный порядок передачи таких земель под жилищное строительство), то произведем настоящую революцию. Мы не только сможем обеспечить людей квадратными метрами, но и снизим цену на жилье.

Далее - выделение земли. Мало того, что постоянно дорожают стройматериалы: цемент в этом году - вдвое, арматура - в 3,2 раза. Мы заперты по земле. Все вместе приводит к резкому росту цен на жилье.

А свой дом - это совсем иная жизненная философия: помашет парень топором, и роднее этого дома у него ничего не будет, так и к земле его привяжем. Плюс дополнительные возможности в плане решения демографической задачи: рождается первый ребенок - списываем 30% кредита, второй - 60%, третий - 90%, четвертый - списываем полностью. Изучение опыта других государств показало, что простые выплаты на рождение ребенка не ведут к демографическому взрыву: на эти деньги покупаются телевизор, машина. Эффект возникает, когда создаешь комплексные условия, прежде всего жилищные.

Давят на рынок и деньги, выделенные федерацией на строительство жилья для молодых специалистов агропрома. Беда еще и в том, что в сельской местности жилья с износом менее 20% сегодня практически нет. Через три-четыре года, максимум через десять лет, оно превратится в ветхое, и снова возникнут очереди нуждающихся. Тут мы тоже пошли своим путем - направили эти средства на индивидуальное жилищное строительство, кредитуем молодежь на 70% под 2% годовых, остальные 30% выделяют предприятия, куда трудоустраивается молодой специалист. Благодаря вливаниям в строительство сетей мы заводим молодых не в «чистое поле», а на подготовленные площадки: есть водопровод, электричество, газ. В таких условиях грех не строить: дом достается практически бесплатно.

- Так и в отношениях регионов. Одни стараются, привлекают инвестиции, людские ресурсы, а другие уповают на подачки. Не возникнет ли между ними со временем расслоения? В таком случае лицо страны сильно изменится.

Но вот что настораживает: казалось бы, очереди из желающих должны выстраиваться. А мы, наоборот, уговариваем. Даже отказники встречаются. Молодежь хочет жить в городе, получив там сразу все и бесплатно. Иждивенческие настроения очевидны.

Министр здравоохранения Михаил Зурабов продвигает такую идею: аккумулировать все средства обязательного медицинского страхования в федеральном фонде, а оттуда в соответствии с нормативами распределять их по стране. Того же в отношении налогов давно требуют от министра финансов Алексея Кудрина, но он на это не идет, зная, что шаг вызовет серьезные конфликты с регионами-донорами. Что ж, поживем - увидим. Это вопервых. Во-вторых, в регионах, где до последнего момента наблюдалось экономическое затишье, начинается неплохой инвестиционный процесс. По принципу «чем хуже, тем лучше»: выживают наиболее приспособившиеся, как в природе. Пример - агропромышленный комплекс. Предприятия, которые постоянно получали господдержку из региональных бюджетов, продолжают болтаться между небом и землей, не предпринимая никаких шагов, чтобы стать экономически более эффективными: их такое положение устраивает. Другие, если не разорились окончательно, ушли под крыло к сильному инвестору, который скупает земли, развивает технологии, извлекает прибыль. Это видно по Кургану, Иваново, Белгородчине: не имея ни нефти, ни газа, они начинают расти.

- Разрыв будет существовать всегда и везде. Берлин, например, беднее Мюнхена. Та же картина в США. Но резкого расслоения, думаю, не произойдет.

- Поколения неизбежно сменяются, и в жизни, и в политике. Уже это настраивает на оптимизм. Спасибо за обстоятельный разговор.

Конечно, многое зависит от того, кто у руля. К сожалению, еще довольно много руководителей, которые не ориентируются в рынке, не обладают современными навыками в экономике, юриспруденции, не умеют говорить с инвесторами на одном языке и предлагать им свою территорию.

Концертный зал филармонии, до революции - делового клуба Екатеринбургского общественного собрания, помнит Антонину Нежданову, Давида Ойстраха, Генриха Нейгауза, Эмиля Гилельса, Геннадия Рождественского, Мстислава Ростроповича, Ирину Архипову. И сегодня, когда не так-то просто соединить реалии жизни и высокие стандарты академической музыки, филармонии удается быть центром притяжения для людей из самых разных общественных слоев.

Александр Колотурский: «Мне некогда наслаждаться успехами и достижениями. Впереди - непаханое поле»

Предмет особой гордости
Визитная карточка филармонии - Уральский академический филармонический оркестр (УАФО). Этот коллектив стабильно входит в число лучших российских, он единственный в Уральском регионе относится по европейской системе к классу «А». За дирижерский пульт становились великие музыканты, за 70 лет жизни оркестра его вслед за создателем Марком Паверманом возглавляли Валентин Кожин, Андрей Чистяков, Андрей Борейко. Сегодня управление в руках Дмитрия Лисса, известного в России и за рубежом дирижера, лауреата международного конкурса.

Праздник длиной в год
В честь 70летия филармония в течение всего юбилейного года преподносит почитателям особые дары: в афишах - регулярно самые знаменитые имена, эксклюзивные проекты. Еще в феврале стартовал главный - «Расположение звезд». В серии концертов выдающихся музыкантов современности, друзей филармонии и ее давних партнеров, приняли участие Михаил Плетнев, Владимир Спиваков, Николай Петров, Борис Березовский, Гарри Гродберг, Андрей Гаврилов, Денис Мацуев, Юрий Башмет. Впереди встречи с Элисо Вирсаладзе и Наталией Гутман, а также грандиозный российско-французский проект «Осуждение Фауста». В осенней, кульминационной стадии юбилея оказался впервые проведенный в России Международный композиторский конкурс на создание детской симфонической музыки «Петя и Волк - 2006» и уникальный социокультурный проект «Эпоха Шостаковича», в котором принял участие экспрезидент СССР Михаил Горбачев.

Искусство как бизнес
Недавние трудные для культуры и всей страны времена Свердловская филармония не просто пережила, но и сумела стать примером для подражания. Еще в 1998 году по итогам конкурса «Окно в Россию» первой в стране она получила титул «Филармония года», и сегодня, хотя турнир уже не проводится, попрежнему в лидерах. Заполняемость концертного зала стабильно превышает 90%.

Симфонические концерты всегда событие в городе. Но при этом оркестр много гастролирует. Одно из последних достижений - участие в федеральном проекте Europalia Russia, Днях культуры России в Бельгии, где УАФО представлял страну наряду с оркестрами Валерия Гергиева и Михаила Плетнева. Контракт с продюсерской фирмой Les Productions Internationales d’Albert Sarfati предполагает еще более напряженный гастрольный график: в 2007 году оркестр примет участие в фестивалях, география которых - от Лиссабона до Токио. Ближайшие планы - выступления в городах Франции и Германии. А еще - вечер в парижском «Плейель», одном из самых престижных концертных залов мира. Свидетельством активного продвижения УАФО на мировой рынок стали и записи на CD, сделанные известными компаниями Warner Classics International и Mirare.

У филармонии немало ноу-хау: сеть концертных филиалов по всей области, гибкая абонементная система, регулярные художественные выставки, уникальные фандрайзинговые программы. Работает и постоянно расширяется Лига друзей филармонии (сегодня она насчитывает около 17,5 тыс. членов).

Как это филармонии удается? Не размениваясь на шоу-бизнес (в центре внимания только высокая классика), в Екатеринбурге впервые в стране опробовали новые технологии менеджмента в сфере культуры. Филармония заручилась мощной поддержкой губернатора Эдуарда Росселя и крупного предпринимательства. Созданный еще в середине 90х Совет попечителей Благотворительного фонда (его возглавляет Владимир Черкашин, председатель правления Уральского банка Сбербанка РФ) - не просто светский клуб, здесь решаются серьезные задачи. Благодаря спонсорам осуществляются самые дорогие проекты, УАФО регулярно обновляет парк инструментов. Его оснащению могут позавидовать столичные коллективы (а концертмейстер играет на раритетной скрипке Бергонци).


Главная страница :: Анализ :: Гармония и алгебра
вывоз мусора в Москве | демонтаж в Москве
Hosted by uCoz