Главная страница :: Анализ

О чем поет сотовый Пара козырей Совсем другой урал Дорогое удовольствие Мы так греемся Место для местных Магнитку депортировали Автопром с корейской спецификой Пошел на посадку мягкая мебель

Чуть ранее размещен дебютный выпуск облигаций Уральского оптикомеханического завода объемом 1 млрд рублей с трехлетним сроком обращения. С помощью займа предприятие рассчитывает пополнить оборотные средства, необходимость в которых вызвана ростом объемов исполняемых контрактов на 2007 - 2008 годы, в том числе экспортных.

В июне «Курганмашзавод-Финанс» (SPVкомпания, привлекающая средства для Курганмашзавода) разместил первую серию облигаций на 2 млрд рублей с трехлетним сроком обращения. Одна из целей займа - финансирование инвестиционных проектов Курганмашзавода: создание производства трансмиссий, модернизация линий алюминиевого литья, расширение выпуска фронтальных погрузчиков, организация межрегионального центра обработки зубчатых деталей. Тогда же, в июне, состоялось размещение второго облигационного займа «ИжАвто» на сумму 2 млрд рублей со сроком обращения четыре года. Основная часть привлеченных средств будет направлена на реализацию новых инвестиционных программ завода: расширение модельного ряда корейских автомобилей KIA и дальнейшее увеличение сборки иномарок.

Главная причина грядущего бума техперевооружения в машиностроении - рост внутреннего спроса на машины и оборудование, а также увеличение числа экспортных заказов. Впрочем, модернизация и рост спроса - тенденции взаимообусловленные: разработки советских времен никому не нужны, потребность увеличивается только на современную продукцию мирового уровня. Так что, утром - модернизация, вечером - увеличение продаж. Большинство руководителей машиностроительных предприятий уже приняли это непреложное рыночное правило как руководство к действию. Стенания по поводу отсутствия государственной поддержки и сокращения бюджетных заказов отодвинулись на второй план и превратились в некое необходимое, но малозначащее церемониальное действо.

Церемонии в сторонуМашиностроительные предприятия Урала значительно активизировали модернизацию производственных мощностей. Наиболее крупные для привлечения средств на эти цели используют инструменты публичного заимствования. Заводы с меньшими возможностями - берут банковские кредиты, приобретают оборудование в лизинг, стремятся попасть в различные федеральные и региональные программы финансирования. По данным министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области, объем инвестиций в машиностроительные предприятия региона в 2007 году должен увеличиться на 18% до 1,855 млрд рублей. При этом доля заемных средств вырастет на 45% и перевалит в структуре инвестиций за 50%.

прогрессивного оборудования! А сегодняшние условия по банковским кредитам и лизингу - настоящая удавка для предприятий. Почему на средства из стабилизационного фонда, которые сейчас находятся на счетах западных банков, не закупить современные станки и обрабатывающие центры? Машиностроители потом вернут эти деньги. Но сегодня они не в состоянии производить конкурентоспособную продукцию на мировом уровне, работая на морально и физически устаревшем оборудовании.

- На государственном уровне никакого подхода к модернизации машиностроения не имеется. Такое впечатление, что экономический блок правительства РФ в полудреме, - размышляет директор департамента промышленности и ОПК Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов РФ «Большой Урал» Михаил Попов. - Ну нет у машиностроителей оборотных средств для закупки самого

Небанковский секторВ отличие от ситуации 90х годов, машзаводы уже не имеют проблем с привлечением средств на техперевооружение, поскольку появилась главная гарантия возврата - заказы на новую продукцию. «На самом деле денег - море, - считает директор Союза машиностроительных предприятий Свердловской области Андрей Бухмастов. - Частично избавившись от непрофильных производств, оптимизировав производственные структуры, машиностроительные предприятия уже не испытывают столь серьезного недостатка в оборотных средствах по сравнению с тем, какой был пять лет назад. Правда, проценты по банковским кредитам и лизинговым схемам высоковаты».

В то же время в качестве «островков благополучия» Михаил Попов перечисляет свердловские машиностроительные предприятия, успешно осуществившие модернизацию производства самостоятельно: это корпорация «Пумори-СИЗ», Региональный центр листообработки, ОКБ «Новатор».

Но есть и менее затратный способ привлечения инвестиций - участие в уставном капитале предприятия внешних инвесторов. К сожалению, такой способ используется уральскими машзаводами крайне слабо.

Впрочем, большие банковские проценты оказывают отрезвляющее воздействие на заводской менеджмент, заставляя его тщательнее проводить маркетинговые исследования и выбирать только высокоприбыльные инвестиционные проекты. А это не так уж и плохо.

Еще один путь быстрой модернизации - поглощение небольших машиностроительных предприятий вертикально интегрирующимися крупными холдингами. Положительный пример - деятельность в УралоЗападносибирском регионе группы «Интегра» (одного из ведущих игроков России и СНГ на рынке нефтесервиса и производства нефтесервисного оборудования): в 2005 году она купила предприятие «Уралмаш - буровое оборудование» (УрБО, расположено в Екатеринбурге на производственных площадях Уралмашзавода), а в 2006 году - Тюменский судостроительный завод (сегодня превращен в подразделение УрБО и переориентируется на выпуск мобильных буровых установок). По итогам 2006 года выручка УрБО выросла в три раза, а портфель заказов на 2007 год увеличился более чем вдвое. Основной бизнес «Интегры» - бурильные работы, поэтому низкая рентабельность производства бурового оборудования для холдинга компенсируется гарантией нужного качества и сроков поставки со стороны собственного производителя.

- Вот тут финансово-промышленные группы наталкиваются на неразвитость нашего понимания собственности, - объясняет Андрей Бухмастов. - На Западе собственность машиностроительного концерна размазана на множество акционеров, поэтому крупным считается даже пятипроцентный пакет акций. Он позволяет активно участвовать в управлении компанией. А у нас хозяин стремится удерживать контрольный пакет, иначе его, как менеджера предприятия, могут выставить на улицу и оставить с носом. К сожалению, еще многие собственники сами являются топ-менеджерами своих предприятий, поэтому не принимают иных условий инвестирования, кроме использования заемных средств. Хотя есть возможность провести эмиссию своих акций, продать их инвестору и на эти деньги проводить модернизацию производства.

Но у машзаводов с каждым годом появляется все больше собственных возможностей для финансирования техперевооружения. Вместе с тем разрыв между растущей прибылью и инвестициями в производство все более увеличивается в пользу первой. Эту парадоксальную ситуацию объясняет генеральный директор Регионального центра листообработки Анатолий Сухов: «Как ни печально, у нас нет стимула инвестировать даже собственные средства. До 2001 года действовало следующее федеральное положение: если компания приобрела нового оборудования больше, чем сумма отчислений, то с нее не берется налог на имущество. Сейчас, к сожалению, этого нет».

Быстрая модернизация также проведена на Уральском турбинном заводе (Екатеринбург) благодаря его вхождению в группу «Ренова» и Уральском заводе железнодорожного машиностроения (Верхняя Пышма, Свердловская область) - в группу «Синара». «Когда машиностроительное предприятие попадает в интегрированную структуру, у него появляется доступ к инвестициям, поскольку в этих холдингах, как правило, есть свои кредитнофинансовые организации», - поясняет Андрей Бухмастов.

Вместе с тем у машзаводов появляется все больше возможностей участвовать в различных федеральных и региональных программах разработки и внедрения в производство инновационной продукции. Так, пермское предприятие «Авиадвигатель» в рамках реализации федеральной целевой программы «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002 - 2010 годы и на период до 2015 года» занимается созданием и сертификацией нового двигателя ПС90А2, который по показателям надежности должен достичь уровня лучших зарубежных аналогов (предполагается обеспечение соответствия требованиям Международной организации гражданской авиации по шумам и нормам по эмиссии вредных веществ). Из 1 млрд рублей, которые планируется инвестировать в Челябинский тракторный завод - Уралтрак, значительные средства должны поступить из федерального бюджета в качестве целевых инвестиций в развитие производства двигателей и проведение НИОКР. Региональный центр листообработки, первым в Свердловской области освоив лазерную резку металлов, сумел добиться включения в федеральную целевую программу подготовки кадров по лазерным технологиям, на базе этого предприятия планируется создание Лазерного инновационного технологического центра.

Для предприятий обороннопромышленного комплекса, несмотря на бравурные заявления отдельных федеральных чиновников, коренной перелом в объемах гос-оборонзаказа не произошел. Так, в Челябинской области, по информации областного министра промышленности и природных ресурсов Евгения Тефтелева, за 2006 год гособоронзаказ увеличился не более чем на 8%, а доля гражданской продукции в общем объеме производства предприятий ОПК не изменилась и превышает 65%. Следовательно, всерьез рассчитывать на модернизацию производства на средства, вырученные за выполнение гособоронзаказов, пока не приходится.

Эксперты считают, что одним из наиболее эффективных способов вложения средств для машзаводов является инвестирование в строительство собственных котельных и электрогенерирующих мощностей. Так, предприятие Уралбурмаш (Верхние Серги, Свердловская область, собственность Волгабурмаша) более 30 млн рублей вложило в строительство газопровода и еще 15 млн рублей - в строительство собственной газовой котельной мощностью 3,5 МВт. Теперь тепло обходится в два-три раза дешевле.

Раздумья 15 инженеров
Если с источниками финансирования техперевооружения ситуация постепенно проясняется и появляются новые возможности, то с основными направлениями инвестиций на многих предприятиях пока царит неопределенность. Она связана с высокими рисками неверной оценки рынка и принятия менеджментом ошибочных решений.

Но в части перехода на свою электроэнергию есть сложности. «Машиностроительные предприятия не имеют круглосуточного производства, в отличие, скажем, от металлургов. Третьей смены, как правило, нет, девать лишнюю электроэнергию некуда, - рассказывает Андрей Бухмастов. - По идее, ночью ее надо отдавать кудато в сеть. Но энергетики, пользуясь монопольным положением, в сети к себе не пускают. Очевидно, этот вопрос нужно решать на законодательном уровне».

- В настоящее время практически все машиностроительные заводы - члены нашего Союза обеспечивают себя собственным теплом, - отмечает председатель Союза машиностроительных предприятий Свердловской области областной министр по управлению государственным имуществом Алексей Молотков. - Уралэлектромаш и некоторые другие предприятия в ближайшем будущем планируют обзавестись и собственными электрогенерирующими установками. К этому нас неизбежно подталкивает ситуация с реформированием РАО «ЕЭС России». Непрозрачность стратегии затеянных энергетиками структурных преобразований, постоянно меняющиеся правила игры не позволяют машиностроителям даже краткосрочно планировать производство и ценообразование.

В итоге сегодня свыше 95% продукции завода идет на экспорт, в том числе в страны Западной Европы.

Другое важное направление инвестиций - новейшие технологии. В условиях развала на большинстве машиностроительных предприятий собственных инжиниринговых служб заводы активизировали сотрудничество с отраслевыми научными организациями. Например, до 2010 года в модернизацию Копейского машзавода (Челябинская область) планируется вложить свыше 2 млрд рублей. В частности, на эти средства завод совместно с Кемеровским НИИ угля и углехимии Сибирского отделения РАН разработал проект и приступил к изготовлению тяжелого проходческого комбайна. А Ирбитский мотоциклетный завод (Свердловская область) не смог найти на всем пространстве России и СНГ проектную организацию, способную предложить двигатель для мотоциклов стандарта евро Поэтому была закуплена готовая техдокументация у австрийцев.

В уральском машиностроении началась фаза активной модернизации. Но техперевооружение производства идет пока бессистемно, в режиме деятельности отдельных крупных предприятий и холдингов. Власти федерации и регионов в рамках мер по поддержке машиностроения могли бы взять на себя такую координирующую роль вместо выборочной финансовой помощи заводам (тем более что такая помощь, кроме финансирования НИОКР, противоречит условиям ВТО). Системный подход заключается в предоставлении машзаводам информации о полном перечне возможностей привлечения средств на модернизацию, в кооперации предприятий при проведении совместных маркетинговых исследований, создании учебных, инжиниринговых, обрабатывающих центров.

Но наибольшего вложения средств требует обновление производственного оборудования. В этом риск принятия ошибочного решения также велик. Сегодня речь идет не просто о смене поколений станочного парка, а о полном изменении технологии производства. «Один современный многофункциональный обрабатывающий центр заменяет несколько десятков станков, - отмечает Андрей Бухмастов. - Но надо иметь в виду, что на станках работали токари 5 - 6 разрядов, а на обрабатывающем центре должен работать вообще человек с высшим образованием. Одно из наших предприятий купило такой обрабатывающий центр, вокруг него крутились 15 инженеров: технологи, механики, программисты, конструкторы. Полгода спустя они научились использовать его возможности не больше чем на 50%. Конструкторы даже не закладывают в своих проектах детали такой сложности, которые можно изготовить на этом центре, поскольку они не представляют, какие имеются возможности у современных технологий. То есть сначала должна произойти революция в головах конструкторов. Пока же мы приобретаем высокоэффективное оборудование для изготовления морально устаревших деталей». Выход эксперты видят в обучении специалистов и производственной кооперации предприятий (см. «По ускоренному варианту»).

Дополнительные материалы:

Крупнейшие инвестиционные проекты в машиностроении Урало-Западносибирского региона

По ускоренному варианту
Создание высокотехнологичных центров сможет существенно ускорить и удешевить процесс техперевооружения в уральском машиностроении, уверен генеральный директор ЗАО «Региональный центр листообработки» (Екатеринбург) Анатолий Сухов

- Анатолий Георгиевич, охарактеризуйте уровень модернизации уральского машиностроения. - Спрос на продукцию машиностроения растет. Производство в отрасли по различным направлениям увеличилось за последний год от 17 до 23%. Возникает потребность в его интенсификации - повышении эффективности и отдачи. В Свердловской области свыше 100 тысяч станков механообрабатывающего парка, из них более 90% ресурс либо вырабатывают, либо уже выработали. Поэтому необходимы и оборудование, и технологии, и сотрудники, способные работать в новых условиях.

Анатолий Сухов

- Чтобы машиностроительный холдинг обеспечить всеми переделами и модернизировать все входящие в него заводы, необходимо около 20 млрд рублей. Есть и менее затратный путь - создание специализированных технологических центров. В этом случае можно обойтись 4 - 5 млрд рублей. Нужно использовать опыт Германии, где такие технологические центры организованы по региональному признаку: центр обслуживает территорию радиусом 50 - 100 км.

- Каковы оптимальные пути техперевооружения?

Таким образом, разные переделы могут осуществляться в кратчайшие сроки специализированными компаниями, имеющими современное оборудование и профессиональный кадровый состав. Тем самым предприятию нет необходимости приобретать дорогостоящие станки, содержать весь штат персонала и заниматься непрофильной технологией, в которую нужно серьезно вкладывать. Достаточно обратиться к той компании, которая на рынке участвует профессионально. Так работают во всем мире.

В Свердловской области уже существует ряд подобных центров: в Екатеринбурге - наши центры листообработки (первый создан в 1996 году по постановлению областного правительства) и механообработки, центр по быстрой подготовке производства на основе корпорации «Пумори-СИЗ», центр термообработки на базе РЭЛТЕК; в Каменске-Уральском - центр по производству печатных плат на ПО «Октябрь».

- Безусловно, поскольку центры заинтересованы в максимально эффективной его загрузке, в отличие от предприятий, где оборудование используется только по мере необходимости выполнения основного производственного плана. Но дело не только в количественных показателях. Необходим квалифицированный подход, организация производства с применением высоких технологий. Ведь можно взять пятикоординатный станок и на нем работать, как на обычном трехкоординатном. Даже в нашем центре мы используем пока лишь 10 - 15% от максимальных возможностей полной пятикоординатной обработки, поскольку это детали редкие, высокосложные. Вместе с тем наши услуги все более востребованы. С нами сотрудничают представители любого бизнеса, начиная с крупного (корпорация «Энергомаш», УГМК и другие) и заканчивая индивидуальными предпринимателями и физическими лицами с заказами всего 1 тыс. рублей в месяц.

- Технологические центры способны использовать оборудование более эффективно, чем предприятия?

- Прежде всего мы намерены развивать наш центр высокоточной механообработки. Это подразумевает суммарные инвестиции 7 млн евро (миллион уже освоен). Планируется создание комплекса из восьми единиц передового современного оборудования, который позволял бы вести финишную обработку и получать готовое изделие, например редукторы. Надеюсь, что к 2010 году мы выйдем на поставленные цели и будет создан центр, который сможет комплексно решать проблемы малого и среднего бизнеса.

- По какому пути пойдет ваша компания?


Красные шапочкиСреди проблем, которые тормозят развитие рынка интимных товаров, игроки называют ограниченное количество производителей, сложность рекламного продвижения. Но главные проблемы, по общему убеждению владельцев сексшопов, - низкий уровень сексуальной культуры и психологические барьеры подавляющего большинства населения.

19 июня в Екатеринбурге заработала третья торговая точка сети магазинов интимных товаров «Ты и Я». А к концу лета жителей столицы Среднего Урала ждет пикантный прецедент: в одном из магазинов сети «Казанова» откроется пип-шоу. Потребительский спрос растет, рынок развивается, но пока не слишком интенсивно, на 8 - 10% в год. В абсолютных показателях рынок интимных товаров тоже невелик: в Екатеринбурге в прошлом году его объем, по оценкам игроков, составил 55 млн рублей, в областных центрах других регионов УрФО - и того меньше.

А вот появляется бодрая пенсионерка: ей сказали, что здесь продаются товары для здоровья, и она пришла за бальзамом. Узнав, что снадобье тут дороже, чем в аптеках, она направляется было к выходу, но случайно забредает в глубь магазина, где расположены игрушки и костюмы для экстравагантных шалостей. Повисает почти мертвая тишина: слышны только ее шаги. Затем, блуждая между стойками со «страмом», она начинает причитать, сначала тихо, потом все громче. Отшатнувшись от витрины с имитаторами, оказывается лицом к полке с книгами, кассетами и дисками фривольного содержания. Понося одновременно молодежь, американцев и демократов, «рожденная в СССР» находит дверь и вылетает из магазина. Судя по невозмутимости продавцов, такие ситуации - не редкость.

…Две картинки трудовых будней одного из екатеринбургских сексшопов. Полдень, полупустой магазин. Дама бальзаковского возраста (для тех, кто не в курсе - около тридцати) медленно обходит витрины. Иногда оглядывается по сторонам. Как бы скучает: часто достает телефон. Но внимательно рассматривает каждый понятный и непонятный предмет, особо не приближаясь и ничего не трогая. Затем тихим голосом, немного наклонив голову к продавцу, чтобы не слышали окружающие, спрашивает: как работает вот этот…хм… прибор? Есть ли такой же, но тоньше и длиннее? Какой он на ощупь? Какие лучше, отечественные или импортные? Какие чаще берут?.. Наконец покупает: разумеется, в подарок подружке.

Сексуальная революция в провинции«Когда мы открывали первый магазин, люди редко что-либо покупали, приходили посмотреть на товар как в музей. Нередко вваливались, дико хохоча, компании подшафе: так они старались скрыть собственное смущение. В первый год работы нам приходилось даже брать плату за вход в магазин», - вспоминает совладелец одной из торговых сетей. Сегодня ситуация значительно изменилась, но уральский рынок интимных товаров все равно достаточно узок. Игроки, как правило, работают в рамках одного региона или города. В Екатеринбурге, например, действуют четыре сети: торговый дом «Казанова» (десять точек), три магазина «Адам и Ева», три - «Ты и Я» и два - «Мир Эротики» (две последние сети организованы бывшими менеджерами «Казановы»).

С пенсионерами - понятно. Причины скованной реакции потенциальных потребителей половозрелого возраста - не состоявшаяся «сексуальная революция» в стране и молодость рынка. Пионерам интимного ритейла приходилось действовать на свой страх и риск, не имея никакого опыта. Их неизбежные ошибки - не всегда корректная реклама, открытие магазинов «на лобном месте» - внесли свой вклад в формирование негативного отношения потребителя.

Наиболее успешно развиваются игроки, изначально нацелившиеся на формирование сети магазинов. Одиночные сексшопы в крупных городах не приживаются. Рассказывает директор сети «Sexshop» (Пермь) Наталья Белорусова: «У нас, случается, появляются одиночные магазины интимных товаров, но они достаточно быстро уходят с рынка: не хватает средств для развития».

В Челябинске крупнейшие местные сети - «Интим» и «ЭраХ». В Перми пока «монополия»: в течение 15 лет работает только одна сеть из трех магазинов «Sexshop». В городах второго эшелона, как правило, открывается по одномудва магазина, владельцы которых сотрудничают с той или иной сетью в областном центре. Федеральные, тем более зарубежные игроки на уральский рынок не выходят. В конце прошлого года о планах работы в Екатеринбурге объявила московская сеть магазинов «Мон Амур», но дальше деклараций дело не пошло. Ситуацию разъясняет совладелец сети магазинов «Ты и Я» Валерия Алексеева: «Иностранцы предпочитают работать с российскими владельцами сексшопов в качестве оптовых поставщиков, открывать у нас розничную сеть им невыгодно. Москвичам приходить в регионы тоже не с руки: слишком высоки затраты на раскрутку сети, подбор персонала. Екатеринбургским сетям не интересно выходить в область по той же причине».

Выжить розничной сети магазинов интимных товаров в областном центре помогает совмещение оптового и розничного звена. От 30 до 50% дохода приносят розничные продажи. Обороты невелики: дневная выручка магазина может не превышать нескольких тысяч. Рентабельность розницы достигается огромными наценками на товар: от 100 до 300%. Остальной доход приносит оптовая торговля: здесь меньше наценки, зато больше объем продаж. Оптом закупают товар небольшие магазины в области, владельцы которых не могут выйти на крупных московских или зарубежных поставщиков, частично - аптеки. «Недавно начали предлагать аптекам не только биоактивные добавки, средства для похудения и презервативы, но и сексигрушки, - рассказали нам в одном из магазинов. - Еще пару лет назад они решительно отказывались от таких товаров, но ужесточающаяся конкуренция заставляет их пересмотреть взгляды на ассортимент». Значительную часть целевой аудитории магазинов составляют также представители «профильных» профессий. Большинство сетей напрямую сотрудничают со стриптизклубами и массажными салонами, предоставляя им белье, косметику, масла для массажа.

Чтобы сексшоп стал успешным, необходимо соблюдать минимум два условия. Во-первых, обеспечить безупречный сервис со стороны персонала. Если в продуктовом магазине продавщица невзначай нахамит посетителю во время товарно-денежного обмена, он может и стерпеть. При подобном инциденте в сексшопе вероятность потери клиента практически полная. «На 90% успех магазина зависит от персонала и качества его подготовки, уровня внутренней культуры, знаний продавца о товаре и умения рассказывать о нем, - уверен Игорь Ковязин, - мы переманиваем хороших продавцов у конкурентов, обучаем сами. Приглашаем врачей: они наиболее грамотно и корректно могут рассказать покупателю о специфике товара».

Открыть и раскрутитьОткрыть магазин интимных товаров несложно: затраты в зависимости от размера магазина и места его размещения составят от 300 тысяч до 2 - 3 млн рублей. Если магазин раскрутить удалось, он окупится за 1,5 - 3 года. Но выполнить это условие не так просто. Рассказывает директор сети магазинов «Мир Эротики» Игорь Ковязин: «Когда мы открывались пять лет назад, затраты на рекламу и промоушн составляли 50% от общего объема затрат. Теперь, конечно, меньше: неплохо работает “сарафанное радио”».

Соотношение товарных позиций на полках варьируется в зависимости от стратегии владельцев. Например, собственники «Казановы» позиционируют свою сеть как «магазины для здоровья». Следовательно, около 30% ассортимента составляют биоактивные добавки и средства для похудения, прочий ассортимент на паритетных началах делят видео, интимные товары и белье. Владельцы магазинов нередко располагают прилавки с сувенирами, косметикой и пищевыми добавками рядом с входом. Это позволяет постепенно привлекать покупателей: купив упаковку таблеток раз-другой, они рано или поздно начинают интересоваться ассортиментом других витрин, например, бельем.

Во-вторых, представить широкий и разнообразный ассортимент, следить за появлением новых товаров и активно внедрять их в продажу (постоянные посетители приходят, как правило, именно за новинками). Добиться этого непросто. Рассказывает Валерия Алексеева: «В России неплохо производят интимную косметику, белье. Секс-игрушки предлагают московские фирмы “Сумерки богов” и “Грасс”. С одной стороны, российские производители предлагают качественную, доступную по цене сертифицированную продукцию, с другой - их ассортимент скуден. Нехватку восполняем товарами изза границы, причем 99% зарубежной продукции для сексиндустрии производится в Китае, как правило, по лицензии или по заказу европейских фирм. Работать с поставщиками нам нелегко. Если владелец, к примеру, продуктового магазина может выбирать поставщиков из тех, что сами к нему приходят, нам приходится их искать».

Незрелые плоды просвещения Игроки рынка указывают на искаженное восприятие обществом сути их бизнеса: «Считается, что сексигрушки, белье, интимная косметика необходимы субъектам с психическими отклонениями либо тем, кто без дополнительных стимулов вести половую жизнь не может. Такое отношение тормозит развитие».

Сеть «Ты и Я» позиционируется как магазины интимных товаров, поэтому продукция для здоровья здесь составляет не более 10% ассортимента (остальное почти поровну приходится на сексигрушки, белье и косметику с сувенирами). В магазинах пермской сети «Sexshop» интимные товары занимают 70% прилавков, прочее - сопутствующая продукция. Причем, как отмечает Игорь Ковязин, структура спроса постепенно меняется: «Пять лет назад наиболее востребована была видеопродукция, сегодня интерес покупателя смещается в сторону интимных товаров, косметики».

Всплеск интереса к продукции сексиндустрии эксперты ожидают через 3 - 5 лет: тогда до платежеспособного уровня дорастут менее «зашоренные» сегодняшние 20летние.

Между тем основной потребитель интимных товаров - не люди с нарушенным мировосприятием и не молодежь: она недостаток денег с лихвой возмещает богатым воображением. Уже сегодня постоянный клиент магазинов - люди 30 - 35 лет: с одной стороны, они платежеспособны, с другой - чувствуют, что интимные ощущения теряют остроту. «Ни один мужчина, каким бы он “гигантом” ни был, не может соперничать с вибратором, - выдает практически афоризм один из владельцев магазина. - Секс-игрушки могут не только усилить ощущения, но и подарить абсолютно новые. А лубрикантами (смазками) для гармонии в паре рекомендуется пользоваться всем. Но, к сожалению, отсутствие сексуального воспитания в школе и в семье приводит к тому, что спрос на интимные товары низок».

Кто хочет, тот найдет
Одна из самых сложных задач, которые приходится решать владельцам магазинов интимных товаров - рекламное продвижение, уверена Валерия Алексеева, совладелец магазинов «Ты и Я»


Дополнительные материалы:

Валерия Алексеева
- Чтобы рекламная кампания была продуктивной, в нее приходится вкладывать неоправданно много: такова специфика продукции сексшопов. А у начинающего игрока больших средств, как правило, нет. Чтобы привлечь покупателей, мы выбрали стратегию демократичных цен, снизив наценку на товар до 40 - 90%. Естественно, мы работали на грани рентабельности, и на рекламу денег не было. Поэтому мы с самого начала делали ставку на интернетпродвижение. Даже само название сети было выбрано среди многих только потому, что русский домен с этим именем не был занят. На сайте можно разместить гораздо больше информации, чем вмещается в аннотацию к товару или может рассказать продавецконсультант. Часто покупатель сначала заходит на тематические интернетстраницы, выбирает для себя необходимое, а уже потом приходит в магазин.


Главная страница :: Анализ :: Развить основной инстинкт
вывоз мусора в Москве | демонтаж в Москве
Hosted by uCoz