Главная страница :: Анализ

Мнимый больной За длинной деньгой Звездный час тепловых сетей Газ отправят в химию Нацпроект «здравоохранение» хромает Забыть «незабудку» Страховка или шантаж? Небесное гостеприимство Здравая идея мягкая мебель

- Господин Гелбич, почему уральские предприниматели слабо представлены в Чешской республике (ЧР)? Организация предприятия в вашей стране открывает для бизнеса рынок всего Евросоюза.

Михал Гелбич
- Андрей Порубо


- Какую поддержку Czechspanade может оказать бизнесу, планирующему выйти на чешский рынок?

- В России нет госструктуры, подобной Czechspanade, которая сосредоточилась бы на продвижении среднего и малого бизнеса в другие страны. Мы, например, ведем поиск партнеров для чешских компаний, организуем деловые миссии, предоставляем правовую и экономическую информацию. Вашим же предпринимателям зачастую приходится самостоятельно изучать зарубежные рынки и налаживать отношения. Я знаю, что министерство экономического развития и торговли РФ предложило создать федеральное агентство по поддержке экспорта. Но когда это произойдет, пока не известно.

- Подразделения CzechInvest в России нет. Планируется ли его открытие в нашей стране, а в перспективе и на Урале?

- Мы готовы сделать первый шаг: предоставим информацию об условиях ведения бизнеса, посоветуем к кому обратиться для оформления тех или иных документов. Расскажем об агентстве по поддержке предпринимательства и инвестиций CzechInvest: его основной задачей является привлечение иностранных инвестиций в ЧР. Есть сайты, где российские и чешские компании предлагают друг другу свои услуги. Есть государственный бизнеспортал, где представлены разные программы поддержки предпринимательства, данные по сертификации, импорту, предложения о сотрудничестве, закупке, совместном производстве. Но выход и общение с потенциальными чешскими покупателями - задача самих российских компаний.

Чешским инвесторам гораздо труднее добыть такую информацию о регионах России. Например, в Свердловской области мы можем направить инвестора в министерство международных внешнеэкономических связей (МиВЭС). Но так как каждое областное министерство курирует свои вопросы, инвестору приходится общаться с несколькими областными ведомствами. Здесь нет, как в CzechInvest, принципа «одного окна», где можно получить всю необходимую информацию и решить многие вопросы. Уверен, что эту «единую роль» должно выполнять именно МиВЭС или его подразделение, специально созданное для этой цели. Пока без четких ответов остаются вопросы: какие бумаги оформлять, сколько стоит земля и так далее. Между тем власти должны озвучивать условия и предоставлять гарантии бизнесу. Пока этого не будет, мы можем сколько угодно говорить о том, что Свердловская область перспективна и успешна.

- Да, активно ведется дискуссия об открытии до конца это года офиса CzechInvest в Москве. CzechInvest будет предоставлять информацию об условиях инвестирования: поощрениях, перспективных отраслях, технологических центрах. В общем, как раз то, что нужно российскому бизнесу, который планирует работать в ЧР.

- Все, что находится за пределами Москвы, для чешских инвесторов слишком далеко, непонятно и страшно - связано буквально с мафией и медведями. Поэтому их нужно убеждать, что шаги в регионы перспективны. Мы представляли Свердловскую область, говорили, что такое Урал, какие здесь возможности. В результате компании поняли, что искать партнера в Москве для организации импорта на всю Россию не имеет смысла. Правильнее самостоятельно выходить на региональные рынки, развивать собственное производство. Компании Skoda Auto свердловские власти предлагали построить завод на Среднем Урале. Было несколько встреч на самом высшем уровне. Однако с мертвой точки переговоры не сдвинулись. Руководству Skoda Auto не рассказали об условиях инвестирования: какая налоговая система действует, есть ли дотации инвесторам, сколько стоит металл и электроэнергия. Эти вопросы очень долго решаются, а одного только заявления, мол, стройте у нас завод, недостаточно. Такую инвестиционную политику надо менять.

- Тем не менее есть чешские компании, которые готовы инвестировать в Свердловскую область?

- Не надо серьезно относиться к официальной статистике: таможенное оформление может проходить и в других регионах, а потом товар поступает на Урал. Доля чешских товаров ежегодно растет, так же как и интерес чешских компаний к Свердловской области и, наоборот, интерес местных предприятий к Чехии. Это главное.

- Чехия два года подряд занимает 25 место среди 115 внешнеторговых партнеров Свердловской области. Это говорит о стабильности отношений или об отсутствии роста?

- В основном контракты заключают крупные компании. Какова доля средних и малых предприятий?

Но есть ряд причин, которые мешают развитию. Кроме таможенных барьеров ощущаются проблемы с персоналом. Я не говорю, что чехи - супербизнесмены. Но всетаки у нас есть понимание заказчика, товара. А ваши менеджеры не всегда могут сделать внятное предложение, организовать рекламную кампанию.

На производственной площадке механического завода в Орске действуют три крупных юридических лица: завод холодильников (торговая марка «Орск»), собственно механический завод, а также создаваемый с нуля завод по производству компрессоров для бытовых холодильников. По словам генерального директора ООО Управляющая компания «Механический завод» Владимира Ляшенко, разделение на самостоятельные юрлица проведено, чтобы, вопервых, понять бизнес как таковой в каждом отдельном направлении, вовторых, реализовать крупные инвестиционные программы, не допуская размыва средств. После выполнения процедуры разделения началась отработка программ развития каждого направления. В случае успеха предприятие уже через полтора года сможет не только пятикратно увеличить выручку, но и вернуть статус одного из градообразующих.

- Павел Ковер

- Первый проект предусматривает коренную модернизацию завода холодильников. На эти цели Внешэкономбанк выделил нам кредит в размере 42,5 млн евро на восемь с половиной лет под приемлемые проценты. Кроме выпуска холодильников, мы собираемся организовать абсолютно новое производство электрических и газовых плит. Таким образом, предприятие становится заводом бытовой техники. Встал вопрос о выборе стратегического партнера. Мы выбрали одного из лидеров в области дизайна и производства полной линейки бытовой техники в Европе - итальянскую финансовопромышленную группу Merloni Prodgetti. Она уже имеет опыт работы в России: с ее помощью организовано производство холодильников «Стинол» в Липецке.

СП под русской маркой
- Владимир Григорьевич, охарактеризуйте каждую инвестиционную программу.

Пока итальянцы работают с нами на условиях найма. Но, учитывая наше географическое положение (Орск находится на пересечении путей с Запада и Востока, рядом - граница с Казахстаном и выход в Среднюю Азию), группа Merloni вышла с предложением рассмотреть вопрос о создании совместного предприятия на базе нашего завода.

В этом году с Merloni Prodgetti подписан генеральный контракт на поставку оборудования и конструкторскотехнологической документации для производства новых холодильников.

На проектную мощность в 240 тыс. холодильников (в 2005 году - 48 тысяч) и 200 тыс. электрических и газовых плит в год завод выйдет к концу 2007го. Часть сбыта итальянцы принимают на себя. Примерно 30% продукции будет отправляться на экспорт, остальное - реализовываться в России. Сегодня доля холодильников «Орск» на внутреннем рынке максимум 3%, планируем занять 9 - 11%.

В марте 2006 года подписано соответствующее соглашение. Думаю, что в течение этой осени вся процедура организации СП по производству бытовой техники будет завершена. Его акционерами станут Merloni Prodgetti и «Литинтерн Консалт», рассматривается вопрос о вхождении еще одного акционера, но его я пока не назову. Огромную поддержку нам и инвесторам оказывают губернатор и правительство Оренбургской области: они помогают сглаживать долговые обязательства, готовы предоставить на пять лет льготы по налогу на имущество.

- Под каким брендом будет реализовываться бытовая техника?

Есть еще одна сторона сотрудничества. Когда мы просчитывали экономику завода холодильников, то увидели, что очень серьезную долю в себестоимости продукции (до 20%) составляют затраты на электроэнергию. Если мы будем платить по существующим энерготарифам, то не сможем рассчитаться с кредитами. Поэтому итальянцы нам установят газовую электростанцию на 8 МВт (вся производственная площадка потребляет сегодня 13 - 14 МВт). Стоимость электроэнергии получится в 2,3 раза меньше. Станция будет давать не только электроэнергию, но и тепло.

- Но Merloni - более известное и привлекательное название.

- Холодильник останется под маркой «Орск».

- Итальянцы будут добиваться перенесения европейских стандартов на создаваемое совместное предприятие. Вы к этому готовы?

- Мы проводили маркетинговые исследования, их результаты оказались в пользу марки «Орск». Очень много жителей России до сих пор эксплуатируют наши холодильники, выпущенные еще в 80х годах. Это ниша недорогой (от 7,5 до 11,5 тыс. рублей) и достаточно надежной техники, и мы не намерены из нее выходить. Просто нужно сделать ребрендинг, чтобы марка снова заиграла. С плитами вопрос пока не решен: на днях специалисты Merloni должны предоставить результаты маркетингового исследования.

- Вам не обидно, что разделение труда не в нашу пользу: Европа поставляет технологии, а в России занимаются только производством?

- Без сомнения. Сейчас мы проводим ремонтновосстановительные работы, монтаж нового оборудования, обучение персонала (в том числе в Италии) для работы на новых видах техники. Таким образом, мы получим практически новое в техническом отношении предприятие. Оно, естественно, потребует новых принципов организации работы. Это потянет за собой все остальное: и систему управления, и финансовую отчетность.

А техзадание на однокомпрессорную схему дали специалистам Merloni, ориентируясь на покупателя и стремясь снизить энергопотребление холодильников. Также итальянцы разработают для нас новый дизайн - так называемую трапецию. Учиться у них не стыдно, итальянцы - признанные законодатели мод в области бытовой техники. Но мы ведем и свои разработки. Таковы, например, низкотемпературные (до минус 45 градусов) модели холодильников, предназначенные, в частности, для замораживания плазмы крови в медучреждениях. Импортные аналоги, которые стоят на станциях переливания крови, не обеспечивают такой заморозки.

- Схему двухкомпрессорного холодильника мы разработали самостоятельно.

- Идея создания такого производства на базе Орского механического завода возникла еще 15 лет назад. В 1992 году были подписаны контракты на поставки для него оборудования японской фирмы SANYO, часть оборудования поступила в 1994м и стояла на хранении. Актуальность производства компрессоров для бытовых холодильников сегодня очень высока: дефицит в Европе достигает 10 млн штук в год. Нам поставляет компрессоры Красноярский завод холодильников «Бирюса», но с увеличением собственного производства их будет не хватать. Поэтому в рамках второго кредита Внешторгбанка нами закуплено в Японии недостающее оборудование на сумму почти в 32 млн долларов, уже идут его поставки и монтаж. К концу 2007 года будет создано новое предприятие мощностью 1 млн компрессоров в год. Так две инвестиционные программы свяжутся единой производственной цепочкой. Для собственных холодильников мы будем использовать 300 - 350 тыс. компрессоров в год, остальное - продавать. В частности, Merloni обязалась покупать у нас 500 тыс. компрессоров в год.

- Какова инвестиционная программа для завода компрессоров?

- Нет. Это будут компрессоры на экологически чистом хладоне. Наш компрессор будет стоить 30 - 35 долларов за штуку, эта примерно соответствует цене старого компрессора на фреоне.

- Будет ли в их производстве использоваться фреон?

- Мы попрежнему выполняем оборонный заказ, но сегодня он очень мал и составляет примерно 30% от общего объема производства. В этих условиях мы должны выработать оптимальный вариант развития завода. В частности, изучаем возможность организации производства баллона для сжатых газов - цельнотянутого, без единого сварочного шва. Это инновационный для России проект. Смотрите: в Оренбургской области в стоимости килограмма зерна затраты на топливо достигают 50%. В то же время есть программа газификации и есть технология, которая позволяет закачивать природный газ под высоким давлением и использовать его как топливо для сельскохозяйственной техники и автотранспорта. Но пока все останавливается изза того, что нет емкости, в которую газ можно закачать. На автотранспорте применяют сжиженный газ. Это требует сети заправочных станций, доставки, нужны особые условия хранения, поскольку сжиженный газ взрывоопасен. А можно взять баллон, закачать туда газ под давлением до 400 атмосфер, и баллон будет обеспечивать работу трактора или комбайна в течение светового дня. А потом подключить этот баллон к бытовому газопроводу и за ночь через компрессор снова накачать туда газ. На Западе такие технологии есть. И здесь нам тоже нужна помощь Merloni. Этот вопрос сейчас прорабатывается. В случае его положительного решения мы получим новый продукт, который позволит механическому заводу идти в одной шеренге с двумя другими предприятиями.

- Третье юрлицо - механический завод - займется реализацией гособоронзаказа?

- Пожалуй, это самая серьезная проблема, которую мы сегодня пытаемся решить. Численность работников завода холодильников должна увеличиться с нынешних 960 человек до 1,5 тысячи, на завод компрессоров мы набираем около 900 человек.

Прибыльная социалка
- Реализация этих проектов потребует большого набора персонала.


Хотелось бы, чтобы решение столь больших задач, которые берет на себя инвестор, - создание полутора тысяч рабочих мест - поддерживалось государством. Увеличение ВВП страны, налогооблагаемой базы невозможно без развития провинциальных городов. Не надо думать, что мы сможем сконцентрировать все финансовые и интеллектуальные ресурсы в трехчетырех центрах и наступит всеобщее благоденствие. Наш бизнес только еще встает на ноги, вкладывает деньги в полуразрушенное предприятие. Наша задача - восстановить его и дать толчок к развитию всего города. Но в финансировании социальных направлений нам нужна помощь государства. Уже функционирует федеральный инвестиционный фонд поддержки частных инвесторов. С учетом производственных планов развития трех заводов мы бы хотели, чтобы из этого фонда началось софинансирование социальной сферы Орска: строительство жилья, детских садов, развитие образовательных, медицинских ресурсов для трудоустраиваемых нами работников. Учитывая будущий рост производства и налогооблагаемой базы, вложения в социальную сферу 30 млн долларов окупятся для государства и муниципалитета за тричетыре года. А модернизированные заводы будут работать как минимум 10 - 15 лет.

В условиях Орска с его ограниченными трудовыми ресурсами провести такой набор персонала проблематично. Здесь много профессиональнотехнических училищ, техникумов. Но из 800 человек, выпущенных в этом году Орским политехническим университетом, только 56 человек пошли работать по специальности. Есть еще проблема - качество образования, при котором мы не можем взять на работу даже желающих. Особенно нам нужно укреплять конструкторские, технологические службы. В этом году мы побывали на защитах дипломных работ, но удалось подобрать всего двух выпускников, и те еще во время учебы работали у нас по свободному графику. Хотя участвовать в становлении нового предприятия - такой шанс выпадает, наверное, раз в жизни.

Орский механический завод
Создан в Оренбургской области в начале Великой Отечественной войны на базе эвакуированного Тульского патронного завода. Специализировался на выпуске военной продукции и бытовых холодильников «Орск». С началом конверсии вступил в тяжелые времена, резкое сокращение оборонных заказов и заказов продукции общегражданского назначения привело к отсутствию оборотных средств. Был период, когда задолженность по заработной плате достигала полутора лет.

Дополнительные материалы:

Переносить на предприятие европейские стандарты работы можно, лишь опираясь на техническое обновление производства

В 2003 году на предприятие пришел новый акционер - ООО «Литинтерн Консалт» (Москва): бывший Лицензинторг министерства внешней торговли СССР, который занимался покупками лицензий и технологий. Новая команда менеджеров поделила бизнес на три составляющие и реализует три крупные инвестиционные программы.


Главная страница :: Анализ :: Три точки опоры
вывоз мусора в Москве | демонтаж в Москве
Hosted by uCoz