Главная страница :: Анализ

Газ отправят в химию Нацпроект «здравоохранение» хромает Забыть «незабудку» Страховка или шантаж? Небесное гостеприимство Здравая идея Политики воюют с едой За ресурсами на запад Первые инвестиции — казенные мягкая мебель

ото - Андрей Порубов



Ужесточая требования к компетенции участников рынка, экономика стимулирует спрос на дополнительное образование, заставляет бизнес искать пути повышения профессионального уровня сотрудников.

Сентябрь - начало учебного года и для преуспевающих взрослых: бизнес-школы и обучающие центры объявляют наборы слушателей. Так, открыт первый набор на программы МВА Института управления и предпринимательства УрГУ, очередные - идут в Бизнес-школе технологий менеджмента УГТУ и УралоСибирском институте бизнеса.

Сегодня рынок бизнес-образования предлагает весьма широкий спектр программ. Типология по длительности: долгосрочные (больше года), среднесрочные (до года: программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки) и краткосрочные (до 72 часов). Долгосрочные подразделяются на программы второго высшего образования, МВА и миниМВА, прочие. Среднесрочные и краткосрочные - на открытые и корпоративные. Открытые и корпоративные программы в краткосрочном сегменте могут быть представлены в формах тренингов, семинаров, и т. д. Временные сегменты мы подробно анализировали в весенних выпусках «Э-У» (см. статьи: «Время точить топоры»; «Давайте сделаем это по-быстрому»; «Инвестируем в умы»). В этом номере речь пойдет о корпоративном обучении.

Спроси руководителя любого предприятия, от металлургического завода до гостиницы, с какими проблемами в бизнесе он сталкивается, - каждый первый укажет на нехватку кадров. Поинтересуйся, как он решает эту проблему, и каждый второй ответит - готовим сами. Качество государственного образования не отвечает рыночным требованиям. Ему недостает гибкости, связи с практикой. Предприниматели пытаются заточить знания дипломированных специалистов и свои собственные под конкретные потребности растущего бизнеса.

В целом по России корпоративный сегмент бизнес-образования за восемь месяцев 2006 года вырос на 40 - 50%. По мнению аналитиков, высокая динамика сохранится еще минимум три-четыре года.

Модно и практично

Корпоративное бизнес-образование начало активно развиваться на Урале лишь два-три года назад, поэтому в количественном отношении оно значительно уступает открытым программам: на него приходится чуть более четверти рынка (26 - 29%). Однако у корпоративки гораздо выше динамика. Данные аналитического центра «ЭкспертУрал» за 2005 год свидетельствуют: по краткосрочным программам количество учащихся в корпоративном сегменте выросло на 65%, в открытом - только на 38%. По среднесрочным программам соотношение еще интереснее: 43% против 12%. Долгосрочное (свыше 1000 часов) корпоративное обучение не показательно: по данным консалтинговой группы «Качалов и коллеги» (Москва), его доля по всей стране не превышает 2 - 3%, это практически единичные случаи.

Во-вторых, корпоративное обучение сегодня - одна из важных составляющих имиджа предприятия, модная тенденция. «Факт обучения сотрудников - это и приманка для партнеров, и дополнительная мотивация для персонала, и удовлетворение амбиций руководителя компании», - подтверждает руководитель программы MBA Бизнес-школы технологий и менеджмента Уральского государственного технического университета (УГТУ) Файруза Исмагилова. Правда, генеральный директор центра «Бизнес-образование» (ЦБО) Ольга Жигальцова, больше упирает на прагматику: «Бизнесмен не будет тратить деньги в угоду моде. От каждого действия предприниматель стремится получить прибыль».

В чем причина популярности корпоративного обучения? Во-первых, вместе с ростом и развитием бизнеса, усилением его интеграции в регионе увеличилось число крупных компаний, которые могут позволить себе массово обучать сотрудников. У руководителей предприятий, с одной стороны, сформировалась потребность в создании команды профессионалов, с другой - появилась возможность тратить деньги на создание такой команды.

Участники рынка советуют: в первую очередь следует определиться с целями обучения. В зависимости от этого выбирать оптимальную схему учебы - внутри компании или вне ее.

Решаем на берегу
Незнание рынка и немотивированный спрос - когда предприниматель не представляет, чему и у кого следует учить работников, а главное, каких результатов ждать на выходе - чреваты неэффективной тратой времени и денег. Если не загружать специалиста работой в соответствии с его новыми знаниями, они со временем просто устареют. Или работник уйдет, помахивая дипломом, к конкурентам.

Первый сценарий - создание обучающих центров и корпоративных университетов. Они хороши, если надо быстро дать знания и привить определенные навыки большому числу рядовых сотрудников (официантов, продавцов, крупье, механиков). Такую схему практикуют, как правило, крупные компании непроизводственной сферы. Примеры в Екатеринбурге показали компания «Малахит» (индустрия развлечений, ресторанный бизнес), «Тойота Центр Екатеринбург Восток» (автосалон), сеть магазинов «Купец» (торговля).


Комментирует Александр Гусев, директор центра «Бизнес-развитие»:

Второй сценарий - обращение к услугам специалистов: бизнесшкол, центров обучения, независимых тренеров и консалтинговых компаний. Он целесообразен, если требуется повышение уровня образования менеджеров среднего и высшего звена или попросту нет собственного учебного центра. Здесь есть два варианта - кратко или среднесрочная программа.

Директор компании «Академия лидерства» Артем Верховский, напротив, ратует за среднесрочные программы:

- Доля краткосрочных программ бизнес-образования будет и впредь занимать существенную часть этого рынка. Многие руководители просто не имеют возможности посещать долгосрочные курсы или получать второе высшее образование. Систематически обучаясь на различных краткосрочных курсах в течение года, руководитель в удобное для себя время получает квинтэссенцию практических новейших бизнесинструментов, без ненужной «воды» именно по тем направлениям, которые для него актуальны.

Однако качественное обучение заключается не только в том, чтобы дать инструментарий, рассказать что-то новое, подчеркивает Ольга Жигальцова: «Оно должно также повысить лояльность работника к собственному работодателю». Поэтому руководителям компании, намеренным обучать сотрудников, целесообразно, вопервых, тщательно выбирать обучающий центр или тренера, а вовторых, четко оговорить, что должен сделать работник в «благодарность».

- Среднесрочное корпоративное обучение помогает вывести предприятие на качественно новый уровень. Долгое время услуги консалтеров и обучающих фирм подразумевали проведение двухтрехдневных тренингов, во время которых консультанты объясняли, как можно улучшить работу предприятия, избежать ошибок. Но рассказать и внедрить - это большая разница. Сейчас актуальны услуги специалистов, которые могут провести диагностику компании, предложить и практически внедрить инструменты улучшения работы.

Таблица. Схему обучения сотрудников выбирают в зависимости от потребностей компании
Схема +- Внешнее обучение


Много, но мало
На первый взгляд, предложений на рынке много, но о массовости качественных услуг корпоративного образования говорить пока преждевременно. Сегмент в стадии формирования. Практически каждая обучающая компания ведет корпоративные программы в рамках своей компетенции. Претерпевает изменения тематика обучения. «Еще год-два назад в фаворе считались тренинги личностного роста и прочая “психология”, сегодня - логистика, управление проектами, практика управления предприятием», - говорит заместитель директора Бизнес-школы технологий менеджмента ИПК УГТУ Лариса Малышева. Руководитель департамента рекрутмента и бизнесобразования ООО «International Business Center» Лариса Богданова готова с ней поспорить: «Наиболее популярны тренинги по публичным выступлениям, харизме, психотехнологиям влияния - всему, что касается личного развития человека». А Ольга Жигальцова считает, что безусловным лидером (80 - 85% от объема продаваемых программ) являются программы и тренинги для «продажников»: «Обучение менеджеров по продажам быстрее всего приносит видимый результат, быстрее окупается».

Дороговизна; максимальная, но не полная подстройка под потребности конкретной компании.

Высокое качество обучающих технологий, новизна материала; минимизация организационных проблем.

Относительная дешевизна; точная подстройка под потребности компании; конфиденциальность информации; более гибкий график обучения

Внутреннее обучение

Смешанное обучение

Недостаточность новизны информации, ниже качество обучения; организационные расходы (помещение, тренеры); не подходит для обучения высшего управленческого звена

Наличие организационных расходов; высокие затраты на обучение

Оптимизация расходов на обучение и обучающих программ; возможность охвата обучением работников всех уровней

Все игроки рынка, однако, единодушны: образование становится комплексным, работодатели понимают, что обучение сотрудников - один из важнейших элементов развития бизнеса. Следовательно, подходить к нему нужно стратегически: не только восполнять пробелы в знаниях одногодвух работников, но и дотягивать до нужного уровня весь коллектив, постоянно отслеживая потребности персонала в обучении. Спрос, таким образом, изменяется в сторону, вопервых, повышения интереса к среднесрочным программам, а вовторых, формирования интегрированного запроса на услуги в сфере обучения и консалтинга.

Источник: Компания «Корпоративные стратегии обучения»

Рассказывает Лариса Малышева:

Следствие для игроков - сращивание функций и тематическая специализация. Изначально консалтинг подразумевал только диагностику и решение конкретных бизнеспроблем, сегодня при крупнейших консалтинговых компаниях региона успешно действуют обучающие центры. Так, компания «Активные формы» и «ФИНЭКС» оказывают услуги в сфере управленческого и финансового консалтинга, проводят соответствующее обучение, компания «Грин Стрит» - специализируется на обучении и консалтинге по управлению проектами. В свою очередь школы и институты бизнесобучения перед тем, как предложить программу обучения, «подгоняют» ее под требования заказчика, проводят диагностику проблем предприятия, выявляют, чему и как надо учить.

Качество и доверие

- Сегодня корпоративное обучение отличается направленностью на решение проблем конкретной организации: происходит сращивание услуг консалтинговых фирм и бизнесобразования. За рубежом подобные технологии называются «Learningbydoing - обучение действием», у нас все чаще используется термин «трансфер технологий». Суть в том, что изначально проводится анализ проблем и диагностика потребностей в обучении, затем разрабатываются программы, предполагающие теоретическую (технологию решения подобных проблем) и практическую (их решение силами обучающихся) составляющие. В отличие от консалтинга, задачу решают не сторонние специалисты, а собственные сотрудники. В отличие от образовательной услуги - это конкретная задача данного предприятия.

- Руководители стремятся повышать квалификацию сотрудников, переводя обучение от разового события к регулярному процессу. Под образование выделяется отдельная строка в бюджете, обучение планируется уже на длительный период. И главное: сформировалось понимание, что выстраивать обучение необходимо в рамках стратегии компании, формировать те профессиональные компетенции у сотрудников, которые позволят решать стоящие перед предприятием задачи. Добиться результатов может только та компания, которая заботится о повышении квалификации всего коллектива, всех своих работников. Руководители предприятий понимают: единый формат работы, единое понимание стратегий развития бизнеса и места на рынке, единая корпоративная культура необходимы. Рынок адаптируется под изменившиеся требования клиентов - уже сейчас большинство крупных учебных центров Москвы почти полностью перешли на обслуживание корпоративных клиентов. То же через несколько лет произойдет и у нас.

Игроки рынка прогнозируют дальнейший рост корпоративного сегмента бизнесобразования. Ольга Жигальцова:

Дополнительные материалы:

Таким образом, продолжится процесс интеграции консалтинга и бизнесобучения. Укрупнение игроков и возрастающая конкуренция будут способствовать повышению качества образовательных услуг. Следствием этого станет рост доверия предпринимателей к корпоративному обучению, постепенный переход к более системному (более длительному и дорогому) образованию сотрудников в рамках среднесрочных программ. Уверившись в качестве образовательных услуг, руководители предприятий начнут активнее инвестировать в обучение собственных сотрудников.

Найти и удержать
И работодатели, и руководители обучающих центров сходятся во мнении: на рынке труда цена сотрудника, прошедшего дополнительное обучение, резко возрастает. Как сделать так, чтобы он не ушел к конкурентам?

Григорий Листик


- Если работники, получив дополнительное образование за счет фирмы, в конечном итоге уходят из нее, значит, в компании есть проблемы с мотивацией. Чтобы не тратить деньги впустую, необходимо заинтересовать их как морально, так и материально. Для подстраховки можно заключить с сотрудниками ученический договор: компания оплачивает обучение, они в свою очередь два-три года работают на нее, а в случае увольнения возмещают затраты на обучение. Мы сами используем этот метод: затраты на повышение профессионального уровня специалиста составляют порой не одну тысячу долларов.

Григорий Листик, директор компании «Листик и Партнеры»:


Александр Рашковский, соучредитель ООО «Воздух»:

Александр Рашковский

- В бизнесшколах обучаются только наши топ-менеджеры и собственники компании. Мы предлагаем не просто фиксированную заработную плату, а процент от сделок - для менеджеров среднего звена и процент от чистой прибыли - для топов. Поэтому им нет резона уходить из бизнеса к конкурентам. Для остальных сотрудников мы сами проводим внутрикорпоративные семинары и тренинги.

Елена Пятникова




- Мне не всегда ясны мотивы компаний, которые посылают своих сотрудников в бизнесшколы. Это действительно чревато уходом обученного специалиста. Гораздо выгоднее организовывать внутрикорпоративное обучение. Это повышает ценность сотрудника для конкретной компании, но не дает ему преимуществ на общем рынке кадровых ресурсов.

Елена Пятникова, директор центра «Корпоративные стратегии обучения»:

…Поздний американский вечер. Из подъезда многоэтажного дома выскакивает девушка со старой настольной лампой, ставит ее у мусорного бака, возвращается домой. В окне вспыхивает свет: видно, как барышня устраивается перед телевизором. Рядом сияет новый торшер. А под окном плачет дождем забытая лампа. Лирическая музыка… И тут на первый план выскакивает грязный мужлан и кричит в камеру: «За лампочку переживаете? Да вы психи! У нее нет чувств. Новая лучше». Последний кадр - логотип и слоган мебельной компании. Это рекламный ролик, взявший один из призов на фестивале в Каннах.

Григорий Трусов
- Андрей Порубов


Игра в фантики
Маркетингу на Западе - 200 лет, в России - всего десять. Но за это время он разогнался с нулевой отметки до цивилизованного конкурентного уровня. Поначалу менеджеры считали маркетинговую деятельность волшебной палочкой или фишкой в казино: можно выиграть, а можно и нет. Говорили: «Я в это не верю, но денег дам, вдруг что-нибудь получится».

Как зацепить потребителя, на чем строить маркетинговую стратегию, каким должен быть бренд - об этом разговор с известным консультантом по маркетингу Григорием Трусовым. По приглашению «Эксперт Урала» он провел этим летом семинар для руководителей уральских компаний.


Время и опыт произвели качественный скачок в сознании: маркетолог –– не шаман, бьющий в бубен и этим вызывающий дождь, а профессионал, уменьшающий риски организации в проведении коммуникаций с потребителями. С 2002 года начался бум на специалистов - маркетологов различного уровня. Это был год прихода в Россию большой зарубежной розницы.

За одну и ту же продукцию компании берут разные деньги - дельту определяет имиджевая надбавка. Информации поступает слишком много, чтобы потребитель успевал оценить реальное качество каждого товара. Его давно перестали интересовать «конфеты», он покупает «фантики».

- Сектор торговли бытовой техникой и электроникой всегда был индикатором для нас - серый, стихийный, достаточно простой для работы, чисто рыночный сегмент с изначально жесткой конкуренцией со стороны западных компаний с большими деньгами, - вспоминает Григорий Трусов. - Там активно открывались новые проекты, вводились яркие бренды, хотя вся электроника производилась в Китае.

- «Вимм-БилльДанн» в свое время выиграл за счет непонятного происхождения названия самой компании и выпускаемых ею соков J7, - приводит пример Григорий Трусов. - Большинство потребителей, причем сами, без посторонней помощи, почемуто решили, что они имеют дело с западным производителем, разливающим свою продукцию в России.

Поэтому на рынке начали появляться как бы японские, немецкие и прочие псевдомарки. Схема проста: за границей регистрируются юридическое лицо и торговая марка, затем она по лицензии передается российскому партнеру, который развивает ее у нас. Абсолютно честный бизнес, российский партнер - настоящий владелец марки. Никакого обмана: качество товара не хуже, чем у конкурентов, только «фантик» другой.

Всем - или никому

Маркетинг - это создание такого «фантика» для продукта, который точно соответствовал бы потребностям потенциального клиента. Необходимо понять модель поведения ключевых сегментов целевой аудитории, мотивы, которые движут ими при покупке, и повлиять на них.

Качественный продукт продаст сам себя - это распространенное заблуждение топ-менеджмента компаний. Тезис давно не работает. Единственная жизнеспособная стратегия - создать продукт, равный по качеству продукту конкурентов, и инвестировать в «фантик». Заметим, под «фантиком» мы подразумеваем далеко не упаковку товара и даже не только бренд, а любые маркетинговые коммуникации компании с потребителем.

Из незнания целевой аудитории и ее сегментов вытекают ошибки. Назовем наиболее типичные.

- Металлические двери, пластиковые окна, спутниковые тарелки, кондиционеры - все эти товары объединяет то, что в разное время они служили домушникам индикаторами высокого дохода обитателей квартир, - говорит Григорий Трусов. - Страх быть обворованным преобладал над потребностью, продажи были крайне низкими. И когда причина стала понятна, компании стали вкладываться не в рекламу товара, а в слом стереотипа. В ряде регионов это привело к всплеску продаж. Были примеры, когда реклама, говорящая о высоких процентах по вкладам, не привлекала, а отпугивала клиентов банка: им нужна была не доходность, а безопасность.

Вторая - диктат собственного мнения о важности товара. Если топ-менеджер компании сам не является целевой аудиторией ее продукта, он не должен настаивать на собственных предпочтениях при создании «фантика».

Первая - искусственное заужение аудитории. Потенциальным покупателем кофейного аппарата может быть не только предприниматель, который решил открыть бизнес, но и желающий просто куданибудь вложить свободные средства. До определенного момента компаниям одной отрасли необходимо не конкурировать, а сотрудничать. К примеру, авиакомпании могут объединить силы перед лицом общего конкурента - железной дороги. Однако чрезмерное распыление аудитории тоже ни к чему: нужен всем - значит не нужен никому.

Гипотетические представления о целевой аудитории и ее сегментах, выработанные исходя из собственного опыта или статистики продаж, следует подтверждать исследованиями: без качественной аналитики количественные методы не приносят требуемого результата.

Третья - неверное сегментирование аудитории (определение групп с общими потребностями, характеристиками или поведением, одинаково реагирующих на продвижение). Оно грозит существенным перерасходом рекламного бюджета. Например, такая сегментация потребителей энергетических напитков - посетители фитнесклубов, ночных клубов, менеджеры среднего звена –– верный способ перерасходовать рекламный бюджет втрое: мы же будем обращаться к одним и тем же людям!

В нем приняли участие те, до кого удалось дозвониться: многие в это время использовали телефон для доступа в сеть. На выходе подобных исследований заказчик получает красивые графики и диаграммы, но ценность их зачастую равна нулю.

- Если вас остановит на бегу студент с анкетой в руках и спросит, что для вас важнее - близость магазина к дому или ассортимент товаров, вы ответите лишь бы отделаться, а потому не успев задуматься и не обязательно правду, - говорит Григорий Трусов. - Кроме того, многие на сознательном уровне еще не отдают себе точного отчета в своих потребительских предпочтениях. Другой пример: исследование интернетаудитории, проводившееся методом телефонного опроса.

С помощью количественных методик можно добиться хороших результатов, если грамотно сформировать вопросник: включить элементы психологических тестов и продублировать неудобные вопросы в разных формулировках. Такое исследование требует высококвалифицированных интервьюеров, немалого времени, а также дополнительных фокус-групп и экспертной оценки.

В итоге выводы таких исследований либо верны, но тривиальны («люди покупают лотерейные билеты, потому что могут выиграть больше, чем потратили»), либо нетривиальны, но ошибочны. Проблема статистики в том, что о добродушии дельфинов нам рассказывали только те, кого они спасли.

Все - или ничего
Стоимость коммуникаций с потребителем неуклонно растет: для получения результата (к примеру, того же уровня узнаваемости бренда) необходимо вкладывать все больше усилий и денег. Сэкономить позволит шоковый маркетинг. Григорий Трусов:


Дополнять исследования потребительского сегмента необходимо работой со всеми контактными аудиториями: работниками компании, инвесторами, конкурентами, поставщиками, СМИ, представителями нецелевой аудитории, общественными организациями и органами власти. Только так мы получим полную и достоверную картину о том, с кем и как эффективно коммуницировать. Тогда и можно приступать к реализации.

Принципы шокового маркетинга применимы не только для рекламной кампании, но и для всей маркетинговой деятельности, для любых коммуникаций независимо от размера бизнеса.

- Размер рекламного бюджета обратно пропорционален дерзости и яркости рекламной кампании. Главное - удивить, заставить говорить о вас всех. Это как кувырок через голову: иногда помогает обратить негативный контекст в привлекательный для потребителя. Такая игра: вкладываешь мало, рискуешь всем - и деньгами, и брендом. Шок, но именно на грани, которую важно не переступить. В этом случае затраты на размещение могут быть минимальны. Если удержались - честь и хвала, нет - убили репутацию. Яркий пример последнего: известная рекламная кампания со слоганом «сосу за копейки» привела к падению на 2% продаж всех марок пылесосов по всей стране.

Продажи любой компании, а в конечном счете ее финансовый результат, уже не зависят от характеристик продукта - его цены или качества: они могут быть как у всех. Главное, кому и как вы преподносите свой продукт. Досконально знать потребности потенциального покупателя, создать привлекательный для него «фантик», раскачать нестандартным подходом - ключевые принципы современного маркетинга.

- Для одного из наших клиентов, занимающегося ландшафтным дизайном, мы делали прямую рассылку, - рассказывает Григорий Трусов. - В адрес потенциальных потребителей, владельцев дорогой загородной недвижимости, выслали обувные коробки с парой калош с надписью на коробке «Хватит месить грязь!». К коробке прилагался буклет компании с примерами выполненных ландшафтных работ. Тут же посыпались возмущенные звонки, некоторые даже приезжали выразить свое недовольство. А в итоге люди заключали контракты. Или, например, бар хочет объявить скидки - так давайте он не будет просто предлагать 5% скидки со всех продаваемых напитков, а даст каждому клиенту кости: сколько выкинет (от 2 до 12), такую скидку и получит. Или официантам в баре наденем контактные линзы с рисунками - игрушками, кошачьим глазом, белым зрачком, еще чем-нибудь. Просто каждая пятая кружка пива бесплатно мало кому нужна. Давайте работать на таких вещах. Они больше увлекают потребителей.

Трусов Григорий Львович
Консультант по маркетингу и организационному развитию в России, США, Великобритании, Китае, Японии, Франции и Германии. Возглавляет консалтинговую компанию «КонтактЭксперт» (Москва), а также американскую софтверную компанию spanuSoft Int’l Inc.


Дополнительные материалы:

Обладатель диплома МВА по международному менеджменту и маркетингу (University of Colorado at Boulder), степени магистра по специальности «прикладная математика» (Московский технологический университет (МИСиС)) и степени бакалавра по математике и социальной психологии (Colorado School of Mines). Сертифицированный ведущий аудитор по ISO 9000:2000 Bureau Veritas Quality International (IRCA - сертифицированный курс, 2004, Лондон).

Работал директором по маркетингу компаний Samsung Elecspanonics, Shivaki Indusspanies. В качестве консультанта по маркетингу работал на проектах с SONY Europe, PIO Global, Primal Software, Tomson Japan Tech, Роснет (Российская Телекоммуникационная Сеть), FoxPitt & Kelton, TBWA, SorecMedia, Авитон-строй, Golden Palace, Bork и Электрофлот.

Степень усилий в сфере создания брендов зависит от конкретного рынка. Все рынки можно условно разделить на четыре группы по стоимости продукта и воспринимаемым потребителем различиям между конкурентными предложениями.

Преподаватель курсов «Маркетинг», «Маркетинговые исследования» и «Маркетинговые коммуникации» на программах MBA в Академии народного хозяйства при правительстве РФ, Высшей школе бизнеса при МГУ и American Institute of Business and Economics. Автор серии бизнессеминаров «Инструменты и технологии управления маркетингом» и «Искусство презентации перед инвестором».

Сфера «Тревога» (агентства недвижимости) брендится плохо, с трудом, но это необходимо изза высокой стоимости продукта.

Сферы жесткой конкурентной борьбы брендов - «Эйфория» (в качестве примера можно привести автомобили, вина) и «Удовольствие» (сигареты, пиво, жевательные резинки). Здесь эмоциональная вовлеченность потребителя способствует созданию и развитию бренда: он остро реагирует на любые различия в продукте.

Сферы жесткой конкурентной борьбы брендов - «Эйфория» (в качестве примера можно привести автомобили, вина) и «Удовольствие» (сигареты, пиво, жевательные резинки). Здесь эмоциональная вовлеченность потребителя способствует созданию и развитию бренда: он остро реагирует на любые различия в продукте.

Степень усилий в сфере создания брендов зависит от конкретного рынка. Все рынки можно условно разделить на четыре группы по стоимости продукта и воспринимаемым потребителем различиям между конкурентными предложениями.

Сфера «Безразличие» (соль, зубная паста) - самая провальная для новых брендов: у потребителя есть рациональный мотив, который его толкает на покупку определенного бренда. «Подвинуть» наработанный бренд очень тяжело.

Сфера «Тревога» (агентства недвижимости) брендится плохо, с трудом, но это необходимо изза высокой стоимости продукта.


Главная страница :: Анализ :: Любовные отметины
вывоз мусора в Москве | демонтаж в Москве
Hosted by uCoz