Главная страница :: Анализ

Пошел на посадку Не расходы, а выгодные инвестиции Выгодная экология Непоэтическое зрелище Великолепная четверка Парк скульптуры и отдыха Кредит без заложников Прагматизм превыше всего Дефолт по умолчанию мягкая мебель

Тема аутсорсинга в ИТ стала чрезвычайно популярной: конференции, круглые столы, статьи в журналах. Вот и в недавнем номере «Э-У» (см. «Маленький и быстрый») большая публикация посвящена все тому же ИТ аутсорсингу. И отзывы о нем почти сплошь - положительные. Между тем удачные аутсорсинговые проекты, известные мне, можно пересчитать по пальцам. Откуда такая вдохновленность идеей при минимальных практических результатах?

Иван Израйлев

Выход из такой ситуации есть: заключить договор с внешним поставщиком ИТ с фиксированной суммой расходов. Директора, приехав не солоно хлебавши во второй раз, вызывают начальника ИТ отдела и говорят: уважаемый, у тебя есть ровно месяц, чтобы вывести отдел в новое юрлицо. Заметьте: цели повысить эффективность ИТ не ставят. Вся каша с аутсорсингом заваривалась только чтобы привлечь инвестиции.

Вспомним историю появления ИТ аутсорсинга в России. В конце 90-х и особенно в начале 2000-х среди российских предприятий стала чрезвычайно популярной идея привлечения длинных и дешевых иностранных денег. Директора компаний потянулись на Запад, но вернулись ни с чем: тамошние инвесторы «слезам не верили». Они верили только отчетности по международным стандартам, составленной в солидной ERPсистеме, проверенной и завизированной аудиторской компанией. Предприятия внедрили системы, наладили учет, провели аудит - и директора поехали в Европу во второй раз. А составленная по мировым стандартам отчетность очень прозрачна. И вот инвесторы смотрят: в 2001м расходы ИТотдела - 50 млн рублей, а в 2002м -150 миллионов. «Это что за троекратный рост?» - спрашивают. «А это мы ERPсистему внедряли», - отвечают директора. «Но ведь получается, что это подразделение у вас финансово нестабильно, - говорят инвесторы, - где гарантия, что в следующем году вы не потратите 550? Как же мы вам денег дадим?». И не дают.

Естественно, все начальники ИТ отделов тут же сделались истовыми сторонниками аутсорсинга. И заработала PRмашина: конференции, статьи в журналах, доклады и аналитические записки…Менеджменту предприятий вдалбливали в подсознание: аутсорсинг - это хорошо. Началась вторая волна выведения ИТподразделений на аутсорсинг, на этот раз обусловленная модой.

Помимо директоров предприятий, получивших доступ к западным деньгам, в плюсе (и очень существенном) осталась еще одна категория людей - бывшие начальники ИТотделов, которые в одночасье стали директорами «самостоятельных» предприятий. Для ИТ-директоров аутсорсинг - это счастье: собственное юрлицо и счет в банке, высокая должность и соответствующий оклад, престижное авто с водителем, право принятия самостоятельных управленческих и кадровых решений… Но главное: если раньше нужно было обосновывать и согласовывать с руководством покупку каждой железки, сейчас достаточно выставить «материнскому» предприятию счет раз в месяц. Свобода!

Миф второй - прозрачность аутсорсинга. И это явное лукавство. Да, с точки зрения финансового учета, затраты более управляемы. Есть договор с внешней компанией, и предприятие будет стабильно платить за ИТуслуги, допустим 3 миллиона. Но что это за 3 миллиона? Непонятно. Стоят наши услуги столько и все тут. Менеджмент уже не знает, как формируется цена этой услуги. Как проверить, не завышена ли ее стоимость? Да никак.

Попутно вокруг темы аутсорсинга наплодилась масса на редкость устойчивых мифов. Миф первый - аутсорсинг позволяет экономить. На самом деле даже если вновь созданное ИТ предприятие станет продавать услуги по себестоимости, все равно выйдет дороже, чем когда оно было внутренним отделом: нужно же содержать на что-то бухгалтерию, юристов, административный аппарат. А если еще прибавить к себестоимости прибыль…

Может быть, поэтому на практике задача зарабатывать и не ставится. Не так давно я опросил около дюжины топ-менеджеров предприятий, выведших ИТподразделения на аутсорсинг. Задавал очень простой вопрос: а вы у тех, кто станет директорами самостоятельных ИТпредприятий, бизнесплан спрашивали? Те чуть не по лбу себя хлопали: точно, ведь это же бизнес организуется! Нам же бизнесплан надо было посмотреть! Но и пожелай они того, ничего б не вышло: свежеиспеченные «генеральные директора» его писать не умеют.

Наконец миф из мифов - подразделение, выведенное на аутсорсинг, будет не только обслуживать головное предприятие, но и работать на рынке и приносить акционерам дополнительные деньги. Блеф: бывший начальник ИТ отдела может быть прекрасным специалистом в программах и железе, съесть собаку на внедрении сложных систем, легко управляться с ИТ проектами. Но он не топ-менеджер. Он не разбирается в управлении и финансах, не знает рынка, не умеет руководить бизнесом. То же можно сказать о его команде. Они априори будут работать хуже, чем изначально самостоятельные ИТкомпании. В условиях конкуренции у них нет шансов.

А в остальных случаях нужно просчитывать все варианты и выбирать те, которые наиболее соответствуют бизнеспроцессам. Считать экономику. Я что-то сказал про юридическое лицо? И не скажу. Потому что значение имеет только то, какие услуги готов предоставить поставщик, их цена и качество. А будет он отделом внутри компании или самостоятельным предприятием - дело десятое. Аутсорсинг ради аутсорсинга - глупость.

Все сказанное не значит, что я противник аутсорсинга как такового. Иногда его и впрямь очень нужно использовать. Например, когда в банке та или иная система критична для бизнеса - стоит отдать ее на аутсорсинг одной из профессиональных крупных компаний (только учтите, что их в стране всего несколько). Выйдет дорого, зато надежно.

В июне сразу две крупные лизинговые компании - Уральский лизинговый центр (Агидель, Башкорто-стан) и Югорская лизинговая компания (ХантыМансийск) - зарегистрировали первые проспекты эмиссий облигационных займов. Каждый заем - 1 млрд рублей. Выпуск обоих запланирован на осень. Срок обращения - три года. Складывающаяся тенденция положительна: доля традиционных банковских кредитов в финансировании лизинговых схем постепенно сокращается, выход на новые источники позволит игрокам рынка снизить стоимость привлекаемых ресурсов и увеличить объемы сделок.

- Андрей Порубов

Лидирующие позиции по показателю объема лизинговых платежей сохраняет лизинговая компания «УралСиб» (Приволжско-Уральский филиал, Уфа) - 25 млн долларов. На второй и третьей строчках рейтинга - лизинговая компания «КамАЗ» (Набережные Челны) и «Лизинг-М» (Магнитогорск):13,2 и 12,6 млн долларов соответственно.

По нарастающей
В первом полугодии 2006 года темпы роста лизингового рынка Урала, по данным исследования АЦ «ЭкспертУрал», ощутимо замедлились - 24% (в прошлом периоде - 94%, см. «Хочется, но колется»). Объем лизинговых платежей, поступивших компаниям от клиентов, составил 207 млн долларов. Основная причина сравнительно низкой динамики - завершение ряда крупных сделок у некоторых компаний и окончание выплат по ним.

Возросло финансирование новых для лизингодателей отраслей экономики. К примеру, схемами стали интересоваться предприятия лесной и деревообрабатывающей промышленности. «Компании стремятся обновить существенно изношенное оборудование, а также пополнить парк. Для лизингодателя сегмент интересен: оборудование характеризуется высокой ликвидностью», - говорит начальник отдела маркетинга Югорской лизинговой компании (Ханты-Мансийск) Юрий Сенник. Те же тенденции наблюдаются и в отношениях с сельским хозяйством: спрос на сельскохозяйственную технику увеличил долю оборудования в совокупном портфеле лизинговых операторов с 3 до 7%.

Совокупный объем профинансированных компаниями средств, по данным участников опроса, за отчетный период увеличился на 67% и достиг 256 млн долларов. Это означает, что темпы роста лизинговых платежей в следующем периоде вновь ускорятся: начнутся выплаты по новым договорам.

Уральский рынок попрежнему привлекателен для столичных компаний. По данным участников обзора, их доля в совокупном портфеле профинансированных сделок за первое полугодие увеличилась с 33 до 42%. «Московский рынок лизинговых услуг к 2006 году практически сформирован.

Программы финансовой аренды стали доступнее. Об этом свидетельствует появление в портфелях лизингодателей сделок, традиционных для компаний малого бизнеса. Так, они все чаще обеспечивают приобретение медицинского оборудования (по большей части для стоматологических клиник).

Бумажные деньги

Расширение территориального охвата работы, финансирование новых проектов и нетрадиционных отраслей требует от лизинговых операторов хорошей ресурсной базы. Как правило, собственных ресурсов игрокам рынка для этого недостаточно, необходимы дополнительные. «Собственные средства эффективны с точки зрения скорости. Для финансирования крупных проектов, массированного захвата региональных рынков или просто заключения лизингового договора на длительные сроки этого мало. Решение - выход на альтернативные источники», - подтверждает директор екатеринбургского филиала «Балтийский лизинг» (Санкт-Петербург) Альхать Масаев.

В ближайшее время прогнозируются высокие темпы роста в регионах: спрос со стороны динамично развивающихся предприятий малого и среднего бизнеса расширяется и борьбы за клиента почти не чувствуется», - отмечает руководитель отдела маркетинга компании «ЛизингПромХолд» (Москва) Светлана Кудряшова.

Другой популярный источник - коммерческие кредиты: предоставление рассрочки платежа производителем или поставщиком оборудования (для них это возможность не только гарантированно реализовать продукцию, но и расширить присутствие на рынке). Однако, как отмечают участники рынка, кредиты предоставляются на короткие сроки, не сопоставимые со сроками договоров лизинга.

Основным источником финансирования выступают банковские кредиты: по данным участников рейтинга, их доля составляет порядка 90% в общем объеме привлеченных средств. Традиционно лизинговым компаниям работать с банками проще всего: схема понятна, сроки относительно скоры. Одной из перспективных схем банковского кредитования становится привлечение для крупных проектов нескольких сторонних инвесторов. Опытом делится генеральный директор Агентства по инвестициям и лизингу (Ижевск) Александр Солодянкин: «Совместно со Сбербанком и Bank Ausspania Сreditanstalt нам удалось реализовать проект приобретения импортного оборудования стоимостью 3 млн евро (для сравнения: средняя сумма сделок компании - 369 тыс. долларов. - Ред.). Это позволило снизить годовую средневзвешенную ставку кредита до 7,6% в евро при сроке лизинга пять лет».

Условия выхода на рынок ценных бумаг - положительная кредитная история лизинговой компании, прозрачная структура процессов и стабильный бизнес. Все это повышает заинтересованность потенциальных инвесторов. «Известность компании необходима для удачного размещения облигаций, иначе стоимость привлечения финансов может оказаться дороже, чем планировалось. Наличие публичной кредитной истории позволит в будущем рассчитывать на снижение процентных ставок заимствования и значительно расширит базу кредиторов», - указывает на перспективу директор «РФЦЛизинг» (Магнитогорск) Евгений Тарабаев.

Альтернативным способом финансирования выступает эмиссия ценных бумаг. Наиболее распространены облигации и векселя. Интерес объясняет генеральный директор «Главлизинг» (Москва) Алексей Лабзин: «В числе наших кредиторов два крупнейших банка, но зачастую бывает нелегко убедить их финансировать инвестиционные проекты в нетрадиционных для компании сегментах рынка. Поэтому мы приняли решение о размещении пилотного облигационного займа. Выпуск намечен на конец 2006 года - начало 2007 года. Точные сроки зависят от состояния рынка корпоративных ценных бумаг». Преимущества инструмента перед банковским кредитом - фиксированный размер процентной ставки, возможность привлечения большего количества инвесторов. Кроме того, компания приобретает статус публичной и нарабатывает хорошую кредитную историю. Недостатки - сложная процедура подготовки документов и регистрации эмиссии.

К преимуществам выпуска векселей относятся: отсутствие залога (позволяет сохранять независимость от кредитора), простота процедуры, возможность обойтись без регистрации. Как и в случае с облигационными займами, выпуск векселей формирует публичную кредитную историю для лизингодателя.

Как правильно рассчитать момент выхода на рынок? Алексей Лабзин отмечает субъективный фактор: «Размещение облигационного займа становится оправданным по стоимости и трудозатратам при объеме заимствований от 1 млрд рублей. При этом текущий лизинговый портфель компании должен составлять не менее 2 млрд рублей». Целесообразность выпуска с точки зрения состояния рынка характеризует руководитель компании СКБлизинг (Екатеринбург) Павел Филимонов: «Процент за пользование привлеченными средствами и затраты на организацию выпуска облигаций не должны превышать ставку банковского кредита. При этом лизинговая компания должна быть уверена, что сможет разместить минимально необходимый объем эмиссии. Она сознательно берет на себя риски по недопривлечению ресурсов или по их недоразмещению в эффективные проекты».

Несмотря на все сложности, выход на рынок публичных заимствований крупнейших игроков рынка Урала и Западной Сибири свидетельствует: сегмент начал развиваться. В обозримой перспективе это приведет к снижению стоимости ресурсов и росту количества лизинговых сделок в регионе. Поскольку инструмент пока эффективен только для крупных лизинговых компаний, следствием станет усиление их позиций и рост концентрации на рынке.

По мнению экспертов, лизинговые операторы будут чаще прибегать к привлечению финансовых средств с помощью ценных бумаг. Пока «мешает неразвитость российского рынка ценных бумаг и настороженность инвесторов. Чтобы привлечь инвесторов, лизингодатели вынуждены предлагать процентные ставки доходности бумаг выше банковских: для большинства это сводит на нет смысл выпуска ценных бумаг», - констатирует директор департамента маркетинга и развития компании «Каркаде» (Москва) Алексей Сичинава. «Многие финансовые институты, рассматривая лизинговую компанию как нового заемщика, приравнивают ее к обычной коммерческой структуре и применяют общие коэффициенты расчета финансово-хозяйственной деятельности. К примеру, стоимость имущества для коммерческой организации отражается в балансе в строке “себестоимость” полностью и сразу, тогда как у лизинговой компании - списывается на себестоимость в течение всего срока полезного использования предмета лизинга», - развивает мысль финансовый менеджер компании «АСФинанс» (Екатеринбург) Елена Заточная.


Главная страница :: Анализ :: Рубль - здесь, рубль - там
вывоз мусора в Москве | демонтаж в Москве
Hosted by uCoz