Главная страница :: Анализ

Нацпроект «здравоохранение» хромает Забыть «незабудку» Страховка или шантаж? Небесное гостеприимство Здравая идея Политики воюют с едой За ресурсами на запад Первые инвестиции — казенные Разверните государственный корабль мягкая мебель

Гипотетическая возможность слияния СУАЛа и РУСАЛа широко обсуждалась в прессе, однако представители обеих компаний до последнего момента от комментариев отказывались. В начале сентября президент ОАО «СУАЛ-Холдинг» Брайан Гилбертсон впервые официально высказался на эту тему. По его словам, СУАЛ до сих пор не определился с вариантами стратегического развития и попрежнему рассматривает возможность проведения первичного размещения на рынке ценных бумаг -IPO:

- Андрей Порубов

Перспективы…
Часть аналитиков считает, что слияние выгоднее всего владельцу ОАО «Русский алюминий» Олегу Дерипаске: для него металлургический бизнес - приоритет. Кроме покупки СУАЛ-Холдинга в интересы РУСАЛа входит также поглощение швейцарской трейдинговой компании Glencore Intеrnational AG, владеющей глиноземными заводами в Ирландии (Aughinish, 1,85 млн тонн глинозема в год) и на Ямайке (Windalco, 1,26 млн тонн глинозема в год; Alpart, в собственности Glencore 65% акций, мощность 1,65 млн тонн глинозема в год). В результате могла быть достигнута стратегическая цель РУСАЛа - стать крупнейшим в мире производителем алюминия путем создания глобального игрока с низкой себестоимостью продукции и доступом к сырьевым ресурсам.

- Текущую ситуацию полностью отражает сделанное мною ранее заявление о рассмотрении СУАЛом различных стратегических альтернатив развития в России и за рубежом, призванных вывести компанию на новый этап после периода интенсивного внутреннего роста. Окончательный выбор в пользу конкретной альтернативы пока не сделан. Целесообразной и привлекательной возможностью остается IPO. С точки зрения готовности компании, оно может быть проведено до конца этого года.

На внутреннем рынке первичного алюминия новый монстр будет контролировать 100%. При этом представители федеральной антимонопольной службы уже заявили, что ведомство скорее всего даст согласие на слияние, так как создание монополиста не повлечет за собой роста цен: и РУСАЛ, и СУАЛ ориентированы прежде всего на экспорт.

Ранее сообщалось, что согласно трехстороннему соглашению РУСАЛа, СУАЛа и Glencore, первый станет центром консолидации, проведет допэмиссию акций и обменяет их на активы партнеров по сделке. Стоимость создаваемой компании составит 30 млрд долларов. По оценкам аналитиков, она станет крупнейшим в мире производителем алюминия: будет выпускать 3,7 млн тонн этого металла и 11,5 млн тонн глинозема в год. Внушительный портфель сырьевых активов Glencore сбалансирует объединенную компанию по сырью, считает аналитик ИК «Тройка Диалог» Сергей Донской. Эксперт ИФ «Олма» Павел Полухин подчеркивает также, что объединенная алюминиевая компания будет иметь централизованную маркетинговую и сбытовую политику, логистику, что даст ей еще большие преимущества в сравнении с другими игроками мирового алюминиевого рынка.

… и сомнения
Однако после заявления Брайана Гилбертсона стало понятно, что возможность создания крупнейшей в мире алюминиевой компании под вопросом.


По мнению аналитика по металлургии ИГ «Энергокапитал» Ивана Завадского, сделка выгодна всем. Объединенной компании легче будет выстраивать долгосрочные отношения с крупными потребителями - производителями продукции для аэрокосмической отрасли и автомобилестроения. Заключение долгосрочных контрактов позволит осуществлять крупные инвестиционные проекты по строительству новых заводов. СУАЛ сможет реализовать планы двукратного увеличения мощностей (см. интервью с Анатолием Сысоевым, вице-президентом ОАО «СУАЛ-Холдинг» по Уральскому региону).

В июле 2000 года молодой программист компании «СКБ Контур» Леонид Волков положил на стол непосредственного руководителя заявление «по собственному желанию». Как теперь говорит сам Волков: особо радужных перспектив ни у компании, ни у него лично в ее составе не просматривалось. К тому же ему предложили должность программиста в одном из крупных банков и очень хороший по тем временам оклад. Но руководитель сказал: подожди, есть идея. Так начался проект «Контур-Экстерн». Сегодня это программный комплекс, позволяющий предприятиям отчитываться в налоговые и другие органы через интернет, не используя специального оборудования или программного обеспечения: все формы заполняются на сервере «СКБ Контур», там же проверяются и, снабженные электронной цифровой подписью (ЭЦП), отправляются в налоговую. Все это за более чем доступную плату - около 300 рублей в месяц. Бессменный руководитель проекта - Леонид Волков.

Леонид Волков
- Андрей Порубов


«Эмбиэев не кончали»
- Леонид, расскажите, как «СКБ Контур» пришел к идее отчетности онлайн?


Леонид с удовольствием демонстрирует всем желающим занятный документ - «Оптимистический план развития проекта “Контур-Экстерн”», составленный в августе 2000го. По нему, проект должны были завершить к ноябрю того же года. Но разработка продолжается до сих пор. За это время Волков побывал в 200 командировках и похудел на 8 килограммов. При этом производит впечатление человека, который очень гордится своей работой и немного собой. Немудрено: «Контур-Экстерн» - продукт, формирующий две трети прибыли «СКБ Контур». Именно он сделал регионального игрока средней руки лидером пусть узкого, но федерального рынка (компания удерживает 50% рынка налоговой отчетности через интернет, имеет 150 тыс. абонентов во всех субъектах РФ, кроме Чечни). Да и узость этого рынка - временная. Количество предприятий, отчитывающихся через интернет, удваивается каждые 8 - 10 месяцев. Кроме того, сама технология имеет огромный потенциал. О ее становлении, современных проблемах и перспективах мы беседуем с Леонидом Волковым.

В качестве решения проблемы появилась идея сделать «тонкого клиента». Суть технологии в том, чтобы вся информация хранилась и обновлялась в одном-единственном месте - на нашем сервере. На машину клиента ничего ставить не нужно: он заходит на сайт в интернете, заполняет формы там и выгружает готовый отчет. К весне 2001 года мы худобедно сделали «набивалку» (то есть можно было зайти по открытым каналам на сайт, забить данные в форму и сохранить их в виде отчета на дискете. - Ред.). Только в таком виде это никому не было нужно…

- Отчетностью компания занималась с момента возникновения в 1988 году, и к 2000-му была наработана солидная база. Но нерешенной оставалась глобальная проблема. Дело в том, что существуют десятки федеральных форм отчетности и еще сотни региональных. Если посчитать все местные особенности отчетности, то только в налоговой - более четырехсот форм. Это около 40 тыс. показателей, 8 тыс. контрольных соотношений. И несколько сотен тысяч строк справочников. Все это в полном виде просто невозможно установить на машину пользователя. Кроме того, формы и показатели постоянно меняются, поэтому информация требует обновления минимум раз в месяц.

- Потому что нельзя было продать. Нерешенной оставалась другая проблема: выгрузив файл, клиент должен был распечатать его на бумаге, чтобы придать документу юридическую значимость, и вместе с дискетой отнести в налоговую. Конечно, налоговому инспектору сверить электронный вариант с бумажным проще, чем самому вносить данные. Но это даже не наполовину решение проблемы - на четверть.

- Почему?

- То есть вам нужно было решить вопросы защиты и транспортировки данных, а также юридической значимости в электронном виде?

- То есть в 2000 году вы начали разрабатывать проект, возможность коммерциализировать который появилась только после принятия закона об ЭЦП в 2002м. Но откуда вы знали, что закон вообще примут?

- Да, только при выполнении этих условий мы могли продать наш продукт. И в 2001 году оформилась идея налоговой отчетности через интернет. И надо же было такому случиться, что в апреле 2001 года сразу несколько производителей софта выпустили средства криптографической защиты информации (СКЗИ) нового поколения (подробнее об ЭЦП и СКЗИ см. «Виртуальность с автографом», «Э-У» № 16 от 24.04.06). Они были просты, удобны и легко совмещались с продуктами Miсrosoft, под которые затачивались наши программы. К лету 2001 года у нас было готовое решение: можно зайти на сервер, сформировать отчетность, зашифровать ее и отправить. …Но налоговая ее не приняла бы: закона об ЭЦП еще не было, и придать юридическую значимость электронному отчету было невозможно. Закон приняли 10 января 2002 года. И с лета 2001го по зиму 2002го был еще один период, когда мы все чуть не поувольнялись. Что мы только ни делали, чтобы занять людей. Например, писали сайты для канадской авиации: по продаже самолетов, по найму пилотов.

- Получается, что проект - по большому счету авантюра…

- Не было такой уверенности.

И только потом думали, как продать. Много проектов так и осталось загублено. Мы только сейчас, если честно, учимся мыслить как бизнесмены.

- Чистой воды. Но у нас такая структура: сформирована из технарей, отцыоснователи - программисты. Бизнесменами тут и не пахнет. «Эмбиэев» не кончали. Было интересно сделать - делали.

- В том-то и дело, что нет. Кроме закона нужно было еще несколько нормативных актов. Но самое обидное, что наш основной конкурент «Такском» уже работал. Он тогда пользовался административной поддержкой в ФНС, ему было выдано ведомственное разрешение, позволяющее работать без закона об ЭЦП и нормативных актов. Более того, «Такском» принимал непосредственное участие в разработке этих норм, там наперед знали их содержание. Мы сильно отставали. К счастью, нормативная база была разработана быстро. С 15 по 31 марта 2002 года через нашу систему отчитались первые 15 клиентов.

- Коммерческая эксплуатация «Контур-Экстерн» началась сразу после принятия закона об ЭЦП?

- Там совершили стратегическую ошибку - изначально ориентировались в основном на Москву. С регионами работали по остаточному принципу. Их можно понять: в то время 80% пользователей русскоязычного интернета находились в Москве. Мне кажется, тогда никто кроме нас не верил, что в регионах на этом можно зарабатывать. Но вскоре число пользователей интернета в регионах начало расти. «Такском» стал нам проигрывать по количеству клиентов. Вторая причина - наше объективное конкурентное преимущество - «тонкий клиент», которого до сих пор нет ни у одного игрока. Конкурентам приходится тратить массу усилий на обновление клиентского ПО.

- А как удалось обогнать «Такском»?

- Это очень трудоемко. У нас одних программистов - 40 человек. Но самая большая проблема - мощность. Когда десять клиентов - ставь сервер, который в десять раз мощнее клиентской машины, и вперед. А когда их 150 тысяч? Серверов, которые в 150 тысяч раз мощнее клиентской машины, не бывает. Поэтому на оптимизацию мощности и пропускной способности серверов требуются невероятные человеческие и технические ресурсы.

- Почему другие не делают «тонкого клиента»?

- Не разлей вода. После долгих лет непримиримой борьбы у нас одновременно созрело понимание: мы - тактические конкуренты, борющиеся за каждого клиента, но стратегические союзники в распространении самой технологии.

Закадычные конкуренты

- Как сейчас складываются ваши отношения с «Такскомом»?

- Конкретные примеры сотрудничества есть?

В стране 2,5 млн юридических лиц. Из них онлайн отчитывается 300 тысяч, или 12%. Спрашивается, какой смысл тратить усилия на передел этих 12%? Гораздо умнее объединить усилия для «окучивания» всех остальных.

Но главное общее дело - и для нас, и для «Такскома», и для всех остальных игроков - лоббирование идеи «единого окна». На базовую услугу, налоговую отчетность через интернет, можно нарастить множество других: отчетность в пенсионный фонд, в Росстат, в соцстрах. Это нужно всем юридическим лицам. Есть формы отчетности, которые нужны не всем, но тем не менее количество потенциальных клиентов велико: по медицинскому страхованию, по внешнеэкономической деятельности, по недропользованию, - всего несколько десятков. А суть «единого окна» состоит в том, чтобы все виды отчетности реализовать на одном ПО и в едином интерфейсе. Мы позиционируем эти формы отчетности как дополнительную услугу.

- Большой совместный проект - разработка полноценного учебного курса с видеоматериалами и необходимым справочным аппаратом «Электронная отчетность для средних специальных и высших учебных заведений». Это и основы законодательства, и практические навыки. Курс сейчас ведется в нескольких учебных заведениях: выйдут специалисты, не только умеющие работать с электронной отчетностью, но и оценившие ее преимущества на практике. Вероятность того, что предприятия, где они будут работать, станут нашими клиентами, повышается в разы.

- Это нормальная идея для нас как продавцов и для предприятий как клиентов. Но есть еще третья сторона - ведомства, принимающие отчетность. Вот они ведут себя странно. В фонде социального страхования говорят, мол, мы сами все сделаем: разработаем ПО, распространим его, будем поддерживать и клиентов консультировать. Зачем? Во-первых, у нас уже вся база готова для того, чтобы начать эти услуги оказывать. Во-вторых, если каждое ведомство испечет свою программку, значит, клиенту придется иметь этих программок - по количеству ведомств. А их еще надо как-то обновлять и поддерживать. Это с одной стороны - бардак, с другой - просто расточительно. Но самое главное: программка, сделанная в ведомстве, работать не будет.

- Здоровая коммерческая стратегия. Что тут дополнительно лоббировать? Делай услугу и продавай…

- Смотрите. Отчетов в налоговую предприятие делает 20 - 40 в год. Это много, и именно поэтому они платят нам деньги за автоматизацию этого процесса. А в пенсионный фонд - один отчет в год, в фонд социального страхования - четыре. Будет кто-то специально покупать программу ради этого? Если и будут, то далеко не все. Вариант: ее будут распространять бесплатно. А раз бесплатно - откуда деньги на поддержку, обновление ПО, консультирование клиентов? А ниоткуда. Я могу сейчас взять нашу абонентскую плату и с точностью до копейки разложить: сколько уйдет на совершенствование серверных мощностей, сколько на оплату трафика, сколько (больше всего) на оплату труда людей, которые поддерживают и консультируют. Причем количество консультантов растет пропорционально количеству абонентов: один консультант на 500 клиентов. Смогут ведомства осуществлять сервис на таком уровне, учитывая, что их программу никто не купит? Нет. Наконец: разработка и поддержка ПО - это профильный вид деятельности для государственного ведомства?

- Откуда такая уверенность?

- Используем любую возможность, чтобы довести до Минфина, до МЭРТа, до федерального агентства по информационным технологиям мысль о том, что отчетность должна строиться по одним технологиям во всем государстве. Пишем бумажки - их уже гора. Участвуем в конференциях. Объясняем. Вот интервью вам даю. Одним словом, формируем общественное мнение.

- Как именно вы лоббируете идею «единого окна»?

- Есть. Вот статистику окончательно убедили, они начинают работать с нами. Пенсионный фонд - серединка на половинку: зреет понимание на федеральном уровне, но окончательное решение принимается индивидуально - в каждом регионе. Удалось договориться с пенсионными фондами 45 субъектов. А вот соцстрах от сотрудничества пока отказывается.

- Практические результаты есть?

- Мы технологически готовы к тому, чтобы совершить, не побоюсь громкого слова, революцию во взаимодействии хозяйствующих субъектов и государства. Речь идет о создании единой информационной системы документирования фактов хозяйственной деятельности.

Налоговых инспекторов - на биржу труда
- Допустим, все предприятия перейдут на полную электронную отчетность. Что дальше?

- Необходимо интегрировать пять существующих систем: документооборот, оборот финансов, учет, контроль и нормативную базу. Давайте представим, что эта система уже существует, и разберем порядок ее работы на примере. Бухгалтер одного предприятия заходит на некий портал в интернете и оттуда пишет бухгалтеру другого предприятия: «Хочу купить у тебя вагон гвоздей». Второй бухгалтер в рамках этой же системы выставляет ему счет. Дальше счет оплачивается через электронную платежную систему. Все эти счета и оферты существуют в электронном виде, и мы можем их учесть в бухгалтерии. Затем произошло фактическое перемещение гвоздей, появились электронные накладные, акты и прочее. При этом в системе присутствует информационно-справочный аппарат, который накладывает ограничения: следит за тем, чтобы все было оформлено правильно, чтобы каждая операция покрывалась проводкой по определенным счетам. А вот теперь самая суть. Когда все это происходит в единой системе, зачем нам отчетность вообще? Ведь отчетность, например налоговая, - это сбор размазанной по компьютерам бухгалтерий информации в единую базу налоговых органов. Ради этого и получают зарплату сто тысяч налоговых инспекторов. А если в системе уже есть информация, причем не предоставленная бухгалтерами о хозяйственных операциях, а сами хозяйственные операции «живьем»? Налоговой не нужно ничего собирать по крупицам. Вся информация в одном месте - бери и работай.

- Объясните.

- Совершенно верно. А еще облегчить жизнь сотням тысяч бухгалтеров, в разы повысить прозрачность хозяйственной деятельности, сократить вероятность ошибок и возможность злоупотреблений.

- Значит, мечтаете оставить без работы большую часть из этих самых 100 тысяч инспекторов?

- То, что я описал, в разрозненном виде уже существует. Нужно взять правительственный портал Великобритании, добавить к нему систему электронных счетовфактур Германии и российскую систему электронной отчетности. Не хватает только законодательного разрешения электронных счетовфактур. Но разработать и принять такой закон - дело техники.

- С технической точки зрения такое решение выполнимо на практике?

- А я и не говорю, что мы одни это сделаем. Я изложил генеральную линию развития взаимоотношений хозяйствующих субъектов друг с другом и с государством с точки зрения ИТ. И наша задача состоит в том, чтобы встроиться в эту линию, взять на себя работу над элементами будущей системы. Лет через пять появится интернетбухгалтерия. А лет через десять заработает вся система. И мы будем играть в ней значительную роль.

- Ну вы замахнулись…

«СКБ Контур»
работает в трех основных направлениях: разработка программного обеспечения для автоматизации учета; автоматизация отчетности; поставки компьютерной техники. Один из лидеров уральского рынка по направлению учета (бухгалтерский - «Контур Бухгалтерия Бюджет», складской - «Контур-Склад», заработной платы - «Зарплата- АМБа», кадровых ресурсов - «Контур-Персонал).

Дополнительные материалы:


Главная страница :: Анализ :: Подъем переворотом
вывоз мусора в Москве | демонтаж в Москве
Hosted by uCoz