Главная страница :: Анализ

Не расходы, а выгодные инвестиции Выгодная экология Непоэтическое зрелище Великолепная четверка Парк скульптуры и отдыха Кредит без заложников Прагматизм превыше всего Дефолт по умолчанию Приехали мягкая мебель

В ближайшие пять лет СУАЛ намерен увеличить производство алюминия вдвое. Для достижения этой цели компания планирует реализовать проект «Восход», предполагающий создание в течение пяти-семи лет новых производств общей мощностью 1 млн тонн первичного алюминия в год (что сопоставимо с производственными результатами СУАЛа в 2005 году). Необходимый объем инвестиций - 5 млрд долларов. Как считает первый вицепрезидент по развитию бизнеса ОАО «СУАЛ-Холдинг» Артем Волынец, при инвестиционных задачах подобного масштаба хорошо, когда появляются большие и серьезные партнеры. При объединении СУАЛа с РУСАЛом (а такая возможность рассматривается, см. «Антанта на алюминии») поиск компаньона можно было бы считать завершенным. Другой вариант привлечения финансов для реализации проекта «Восход» - выход компании на публичные рынки заимствований, проведение первичного размещения ценных бумаг (IPO). По информации «Э-У», этот путь на СУАЛе в стадии проработки.

Анатолий Сысоев
- Наталья Черепанова


Экспортеры поневоле
- Анатолий Васильевич, основные активы группы СУАЛ расположены на территории Урала. Есть ли, на ваш взгляд, региональная специфика алюминиевого бизнеса?


Однако проблема увеличения производственных мощностей упирается не только в деньги. Подробнее о планах СУАЛа и перспективах алюминиевого рынка в стране и мире рассказывает вице-президент ОАО «СУАЛ-Холдинг» по Уральскому региону Анатолий Сысоев.

- Она существует. Прежде всего необходимо говорить о высокой концентрации на Урале производственных мощностей. Так, в Свердловской области мы имеем полный технологический цикл: от добычи бокситов до выпуска алюминиевого проката. Находясь в одной компании и работая в кооперации, наши предприятия могут оперативно решать между собой все проблемы, связанные с поставками сырья.

- Картину благополучия сегодня портит стагнация отечественных отраслей потребителей. Мы отгружаем на экспорт 80% продукции не потому, что нам так хочется. Причины другие: автопром и авиастроение в России на протяжении многих лет находятся в упадке. В советское время, когда отечественная авиастроительная промышленность была на подъеме, основные поставки алюминия, 2,2 из 3 млн тонн, шли на внутренний рынок, 300 - 400 тыс. тонн - в Восточную Европу, оставшееся - в капиталистический мир. Сейчас мы ежегодно отдаем внешнему рынку 2 - 2,5 млн тонн продукции.

- Что может нарушить эту идиллию?

- Цены высокие по объективным причинам: за последнее время произошел скачок стоимости энергоресурсов. О спекуляции со стороны металлургов говорить не приходится. Раньше баррель нефти стоил 20 долларов, сегодня - уже все 70 долларов. Многие электростанции, поставляющие энергию металлургам, работают на жидком топливе, а не на угле. Это моментально сказалось на рентабельности алюминиевого производства. В Америке, к примеру, закрылось много заводов.

- Но ведь такая сбытовая политика объясняется не только внутренними факторами. Конъюнктура мирового рынка более чем благоприятна: на высоком уровне и потребление алюминия, и цены на него.

- Речь идет только о закрытии внутреннего производства первичного алюминия. Все что связано с более глубокой переработкой, осталось. Если бы американцы не закрыли внутренние добывающие предприятия, конкурентная борьба была бы ими проиграна. Их производственные затраты достаточно высоки изза импортных энергоресурсов и больших расходов на заработную плату рабочим.

- И это высвободило место для производителей из других стран?

- Китай. За последние десять лет производство алюминия в Поднебесной выросло практически вдвое. Возможности для этого там дает бешеный спрос на продукцию со стороны внутренних потребителей. И, что немаловажно, - низкая себестоимость производства, прежде всего дешевая рабочая сила.

- Какая страна сегодня задает тон на мировом алюминиевом рынке?

Крылатый алюминий
- Что может оживить внутренний спрос?


На втором месте - Россия. На третьем - Канада. Я считаю, сегодня концентрация производства алюминия будет происходить там, где есть энергоресурсы. То есть на Ближнем Востоке, в России, Китае, Бразилии, Венесуэле и прочих. Там, где наблюдается нехватка энергоресурсов, производство постепенно будет сходить на нет.

- Проект строительства завода авиационных плит «Чкаловский» на базе Каменск-Уральского металлургического завода реализуется под перспективу развития отечественного авиапрома? Куда будете поставлять продукцию?

- Возобновление производства самолетов, военной техники, использование алюминия в строительных целях, как это делается на Западе.

- Будут ли учтены потребности недавно созданной в России Объединенной авиастроительной корпорации?

- Прежде чем браться за этот проект, мы подписали протоколы о намерениях с зарубежными потребителями - американскими и французскими. Недавно к нам приезжали представители европейского авиастроительного концерна Airbus. Они посмотрели проект, заинтересовались продукцией, которую будет выпускать завод. Мы планируем отгружать им примерно 50% продукции, которую будет производить «Чкаловский».

- Когда «Чкаловский» будет запущен?

- Пока сложно оценить спрос со стороны этой структуры.

- Насколько важна для СУАЛа модернизация производственных мощностей?

- В декабре 2007 года. Первые полгода будем отлаживать технологию производства алюминиевых плит, нового для нас вида продукции. На проектную мощность 22,5 тыс. тонн плит в год «Чкаловский» выйдет в течение двухтрех лет. Для реализации проекта СУАЛ-Холдинг задействовал собственные средства в размере более 80 млн долларов.

Для обеспечения новых предприятий мы развиваем сырьевую базу: это направление учитывает строительство шахты Черемуховская Глубокая на Североуральском бокситовом руднике и увеличение добычи бокситов на Средне-Тиманском бокситовом руднике в Республике Коми. По последнему проекту в качестве нашего партнера выступает компания РУСАЛ.

- Актуальна и реконструкция существующих мощностей, и ввод новых. Так, в рамках проекта «Восход» прорабатывается возможность создания ряда производственных площадок. На Урале, рядом с Богословским алюминиевым заводом, могут быть построены интегрированные глиноземноалюминиевые комплексы БАЗ2 и БАЗ3 общей мощностью 264 тыс. тонн первичного алюминия и 500 тыс. тонн глинозема в год на базе новой газовой электростанции. На территории Республики Казахстан, на базе Экибастузской ГРЭС1, - предприятие мощностью 500 тыс. тонн первичного алюминия в год.

- Нет. От правительства мы получили только одобрение этого проекта. Строительные работы там будут вестись как на деньги, взятые в кредит в западных банках, так и за счет собственных средств компаний-участниц.

- Инвестиции в «Коми Алюминий» исчисляются сотнями миллионов долларов. При его реализации рассматривалась форма частногосударственного партнерства?

- Эта тема приобретает актуальность в связи с перспективой скорого вхождения нашей страны во Всемирную торговую организацию. Налагаемые этим обязательства ставят перед нами целый ряд проблем. Одна из них - низкая конкурентоспособность всех наших товаров (кроме нефти и газа) как по рентабельности, так и по качеству. Чтобы быть конкурентоспособными, нам необходима серьезнейшая реструктуризация всей промышленности, обновление основных фондов на основе передового оборудования и технологий. Между тем финансовые балансы, главную долю в которых составляют основные фонды, сегодня обесценены. Они длительное время не пересчитывались на уровень инфляции, в результате основные фонды не соответствуют ни объемам производства, которое на них ведется, ни прибыли, с них получаемой. А то, что эти проблемы не решаются, напрямую связано с отсутствием в стране эффективной и грамотной амортизационной политики.

Сбиваться в стаи
- На протяжении многих лет вы говорите о необходимости принятия федерального закона «Об амортизационной политике в Российской Федерации». В чем важность этого документа?

- Их следует искать в налоговом законодательстве. Когда составлялся действующий Налоговый кодекс, предполагалось, что все льготы по налогу на прибыль будут отменены, а ставка снижена до 24%. Считалось, что бизнес таким образом получит возможность направлять прибыль на инвестиции. Но все уже забыли, что вместе с этими предложениями в законопроекте была прописана и амортизационная политика, в рамках которой предполагалось серьезнейшим образом пересмотреть стоимость основных фондов, изменить сроки амортизации и амортизационные коэффициенты, чем стимулировать развитие наиболее перспективных отраслей. Эта политика в совокупности со снижением до 24% налога на прибыль обеспечивала бы фактическое снижение налога, а определяемые положениями законопроекта амортизационные отчисления смогли бы создавать мощный инвестиционный капитал. Однако на последнем этапе принятия закона, когда ставка по налогу действительно была снижена до 24%, положения, касавшиеся амортизационной политики, оказались выброшены из документа: в окончательной редакции осталась лишь строчка о том, что амортизационную политику определяет правительство России.

- В чем причины этого?

- Смысл и предназначение амортизации - служить восстановлению основных фондов, модернизации и реконструкции производства. Она не может быть потрачена ни на какие цели, кроме одной - капитальные вложения. Об этом многие, в том числе в МЭРТ и Минфине, сегодня забывают. Но это отлично понимают на Западе. В законодательстве развитых капиталистических стран «амортизация» означает «погашение в рассрочку» или повременное распределение платежей до полного погашения суммы, подлежащей выплате. В целом амортизация рассматривается как обязанность восстановить ранее произведенные затраты на основные фонды. Надо жить как весь цивилизованный мир, а не плестись в хвосте.

- Мнение правительства на этот счет озвучили чиновники МЭРТ и Минфина РФ: они заявили, что амортизация - это своего рода льгота, способ ухода от налога на прибыль…

- Без коренного изменения позиции МЭРТ и Минфина это невозможно.

- Как вы оцениваете перспективу принятия закона об амортизационной политике?

- Полностью - не могу. Перед государством сейчас стоят другие задачи: решить проблемы агропрома, поднять медицину на должный уровень и прочее. Там бюджетные деньги больше пригодятся.

- РУСАЛ не так давно выдвинул идею, как российские власти могут поддержать своих экспортеров: предлагался механизм финансового страхования проектов, которые компания с одобрения правительства реализует за рубежом. Одно из условий - в случае провала проекта государство компенсировало бы часть затрат бюджетными средствами. Вы поддерживаете эту идею?

- Прокомментируйте информацию об объединении СУАЛа и РУСАЛа. Как вы в целом оцениваете консолидационные процессы, наметившиеся в металлургической отрасли России?

Другое дело, что государство могло бы выступать гарантом под те кредиты, которые берут компании в зарубежных банках. Вот эта была бы существенная поддержка.

Межведомственная рабочая группа утвердила схему создания российского бронетанкового холдинга. В его состав войдут ФГУП ПО «Уралвагонзавод» (УВЗ, Нижний Тагил), ФГУП «Уралтрансмаш» (Екатеринбург), ООО «ЧТЗУралтрак» (Челябинск), ОАО «Мотовилихинские заводы» (Пермь), ОАО «Уралкриомаш» (Екатеринбург), ОАО НПО «Электромашина» (Челябинск), ФГУП «Завод № 9» (Екатеринбург), ОАО «Рубцовский машиностроительный завод» (Алтайский край), ОАО «КаменскУральский литейный завод», а также семь НИИ и четыре КБ.

Т-80 серийно строились в Омске и Харькове (Украина). Холдинг УВЗ может получить многомиллионные контракты на их модернизацию: за рубежом около 62 тысяч таких танков. В вооруженных силах России - около 5 тысяч
- Андрей Порубов

- Холдинг получит название ОАО Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод». Через два-три месяца проект его создания будет представлен на подпись председателю правительства и президенту.

Генеральный директор Уралвагонзавода Николай Малых рассказывает:

В состав холдинга также войдет ФГУП «Конструкторское бюро транспортного машиностроения» танкового завода «Омск-трансмаш» (выпускал танки Т34, Т55, Т62 и Т80). В 1998 году изза отсутствия заказов производство бронетехники на заводе остановили. Сейчас предприятие в состоянии конкурсного управления. «Это не только мозги, но и производство, - пояснил гендиректор УВЗ. - Возможно, в рамках холдинга мы займемся и модернизацией омского танка».

С момента подписания и до 2010 года пойдет акционирование Уралвагонзавода. Акционируются все госпредприятия, вошедшие в холдинг, при этом участие государства в них за счет обмена акций компаний будет не менее 51%.


Главная страница :: Анализ :: Операция «корпорация»
вывоз мусора в Москве | демонтаж в Москве
Hosted by uCoz