Главная страница :: Анализ

Девять — свободны Не ждали День лицея Свинцовые мечты Арматура уходит в небо Платежная стихия Продается город. срочно. торг Бесконтрольное управление Плюс один мягкая мебель

Номер, который вы держите в руках, полностью посвящен экономике, предпринимательству и общественным процессам Тюменской области. Пришла пора проанализировать политику правительства Владимира Якушева (губернатор Тюменской области, избран в ноябре прошлого года) и главы Тюмени Сергея Сметанюка (назначен в декабре).

- Андрей Порубов

В XVIII веке служилым людям Тюмени вместо денежного жалования выдавали сукно, купленное казной или удержанное таможней у купцов в счет пошлины. Поэтому здесь рано сложился товарный рынок, что способствовало быстрому развитию предпринимательства. Сказалась близость Сибири: из ее южных округов поставлялись сало, масло, кожи; с северов - пушнина, дичь, пух. Уходят предпринимательские капиталы корнями и в торговлю с Киргизией (здесь в степях были развиты золотопромышленность, добыча каменного угля и руды, производство меди и серебра), Приуральем, Восточной Сибирью, Китаем.

Как все начиналось*
У Тюменского региона старинные и богатые предпринимательские традиции.

В начале XX века в Тюмени появилась товарная биржа, один из важнейших центров оптовой торговли. Здесь по образцам и стандартам торговали зерном, сахаром, маслом. В рознице лавочная торговля активно вытеснялась прогрессивными формами - магазинами и пассажами. Поскольку через Тюмень проходила значительная товарно-денежная масса, в тот же период здесь сложилась банковская система.

Еще в XVI веке тюменские ямщики возят грузы до Тобольска и Туринска, благодаря чему в конце столетия в Тюмени возникает первый в Сибири торговый гостиный двор. Во второй половине XIX века Тюмень становится одним из российских лидеров производства (кожевенного, лесоперерабатывающего, судостроительного, мукомольного), а также крупнейшим экспортером. Союз кооператоров «Сибирские маслодельные артели» до Октябрьской революции занимал второе место после Дании в мировом производстве сливочного масла.

Очевидный конфликт административных и финансовых ресурсов привел к тому, что в январе 2001 года губернатором сложносоставной Тюменской области был избран «северянин» Сергей Собянин, бывший до этого первым заместителем главы ХМАО и председателем югорского парламента.

Практика больших дел
В 1944 году к промышленно развитой Тюмени присоединили экономически слабые тогда Ямал и Югру: это сегодня на тюменском севере добывается 90% российского газа и 65% - нефти. Все эти годы Тюмень, будучи административным центром огромной территории, скрепя сердце мирилась с тем, что инвестиции, обходя ее, устремляются в промышленную и социальную инфраструктуру ХМАО и ЯНАО.

Ставка на «большие дела» сопровождалась откровенно протекционистской политикой. В одном из интервью «Э-У» (см. «Освоим Россию сами», № 25 от 07.07.03) Сергей Собянин заявил: «Идет жесткая борьба за рынки, один из самых лакомых - Россия. И ждать гуманного отношения к российской экономике со стороны конкурирующих экономик не приходится… Нужно изменить таможенную политику, ввести запретительные пошлины, квоты на ввозимую продукцию. И только тогда наша промышленность будет развиваться эффективно… Первые подвижки уже есть - введены квоты на сельскохозяйственную продукцию. Такую же политику нужно проводить в лесной, машиностроительной, обрабатывающей отраслях».

Привлекая бюджетные и частные инвестиции с северов, Собянин направляет их в крупные проекты в области инфраструктурного строительства, сельского хозяйства. Югорские деньги «зашли» в компанию «Югра-Фарм» и на Боровскую птицефабрику, ямальские - на Пышминскую птицефабрику. Сибнефть, например, проинвестировала Ялуторовскмолоко. В рамках программы «Сотрудничество», заключенной Собяниным с коллегами-губернаторами Александром Филипенко (ХМАО) и Юрием Нееловым (ЯНАО), только в прошлом году на ремонт и строительство важнейших меридианальных автомагистралей выделили 6 млрд рублей.

Освобождение компаний от налога на добычу полезных ископаемых при приобретении ими изделий местного машиностроительного производства и компенсация 8% их стоимости вызвали остро негативную реакцию машиностроителей соседних регионов, в частности Зауралья. Но тогдашний первый заместитель тюменского губернатора Павел Митрофанов отрезал: «Во-первых, бизнес изначально несправедлив, в нем побеждает тот, кто энергичнее. Во-вторых, я отвечаю за Тюменскую область и хочу, чтобы процветали наши предприятия, а не курганские или челябинские. Втретьих, пусть курганцы регистрируются в Тюмени, тогда все будет в порядке».

На региональном уровне собянинский протекционизм ярче всего проявился в агропроме и машиностроении. На областной бюджет легла пролонгация кредитов селу, прямое субсидирование сельхозпроизводителей, финансирование ставок федерального лизинга, авансированные закупки в региональный фонд зерна, приобретение техники и оборудования для села, внедрение технологий. В АПК «ухнули» миллиарды, в основном на безвозвратной и безвозмездной основе. Зато тюменцы добились наивысшей в УрФО урожайности зерновых и, завезя из Европы несколько тысяч бычков и телок, получили реальный шанс стать одними из главных в стране поставщиками мяса и «материала» для пополнения генетического фонда стада КРС.

Сиамские близнецы
С ноября прошлого года Сергей Собянин - руководитель администрации президента РФ. Преемнику, Владимиру Якушеву, он оставил юридически строго выверенные отношения с автономными округами.


«Наше главное ноу-хау - доброе отношение к инвесторам. У нас не берут взятки, нет поборов. Согласитесь, совершенно необычное решение. Более того, в нашей традиции предлагать им любую посильную помощь - в предоставлении налоговых льгот, земельных участков и подключении к инженерным сетям», - поделился рецептами Сергей Собянин в прошлогоднем интервью «Э-У» (см. «Хоть поверьте, хоть проверьте», № 31 от 22.08.05). Сочетание защитных мероприятий и радушного отношения к инвесторам (см. «Меры господдержки инвестиционных проектов») привели к тому, что на тюменской земле стартовали сразу несколько крупных проектов (см. «Промышленные инвестиционные проекты»).

И все же для Владимира Якушева проблема северов остается. Не личностная. От конъюнктуры мировых цен на углеводороды, от темпов разведки и объемов добычи зависит вся экономика тюменского юга: размещение производительных сил, уровень жизни населения, а значит - сфера бюджетных услуг, жилищное строительство, торговля, малый бизнес и т.д. Задача команды Якушева - пользуясь благоприятным периодом, вырастить до зрелости небазовые отрасли. Примеры есть (см. «Как это по-арабски»). Посмотрим, что делается в Тюмени.

В 2004 году между союзниками пробежала тень раздора: Собянин инициировал лишение АО многих ключевых полномочий, но пошел на попятную - в обмен на 29,5% налога на прибыль и 5% НДПИ.

* Совместно с Натальей Москвиной, научным сотрудником филиала Тюменского областного краеведческого музея «Музей-усадьба Колокольниковых».

Меры господдержки инвестиционных проектов
• предоставление налоговых льгот, бюджетных кредитов, инвестиционных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек уплаты по ним


Дополнительные материалы:

• выделение субвенций и субсидий, государственных инвестиций (в том числе имущественных), государственных гарантий

• возмещение части затрат на оплату процентов по кредитам, выданным российскими банками, части стоимости предметов лизинга (в обоих случаях предельный размер компенсации - 2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ), предоставление предмета залога под кредитование

• содействие в кадровом обеспечении

• организационное содействие при оформлении земельных участков и других объектов недвижимости, снижение арендной платы при аренде областной собственности

Как это по-арабски
Пример Объединенных Арабских Эмиратов свидетельствует: в нефтегазодобывающих регионах возможно появление нового базового сектора до начала резкого падения объемов добычи углеводородов.


• оказание рекламных, информационных, консалтинговых услуг, проведение выставок, ярмарок, конференций, форумов и компенсация части затрат на участие в них

Государство объявило развитие туризма высочайшим государственным приоритетом: за первое десятилетие ХХI века планируется увеличить туристические потоки более чем втрое - до 15 млн человек. Для этого создан централизованный орган с широкими исполнительными полномочиями, большим бюджетом и 15 представительствами по всему миру. Правительство инвестировало в инфраструктуру и всемирный маркетинг. Дубаи с его самым высоким в мире отелем Burj AlArab широко рекламируется как место отдыха обеспеченных путешественников. Бизнес вложился в создание 22 тыс. гостиничных номеров, торговых центров, полей для гольфа и теннисных кортов, пляжей, лыжного курорта, а также усиление мер безопасности. В 2002 году запущен мегапроект «Дубаилэнд» - торговый комплекс и парк развлечений (стоимость 5 млрд долларов). Его задача - довести долю туризма в ВВП с 12 до 20%.

Привлекательные естественные условия (сезон с апреля по октябрь, пляжи), а также целенаправленная государственная политика привели к тому, что даже при очень жарком лете и отсутствии значительных исторических и культурных достопримечательностей в экономике страны появился еще один лидер - туризм. Если в начале 1990х годов нефтегазовая отрасль обеспечивала 41,5% ВВП, то к середине 2000х - только 25%.

Нефтеперерабатывающие заводы. Программа на 2006 -2007 годы: запуск в пригородах областной столицы Антипинского (подробнее см. «Нефтяной интеллект», с. 20) и Тюменского НПЗ. Инвестиции в строительство последнего (мощностью 1 млн тонн нефтепродуктов в год) - 200 млн долларов. Потенциальные инвесторы - московские строительные компании.

Промышленные инвестиционные проекты Производство полиэтилена и полипропилена. Организуется на базе ООО «Тобольск-Нефтехим», входящего в СИБУРХолдинг. На 2007 - 2009 годы намечено строительство пропиленовой линии мощностью 450 - 500 тыс. тонн в год. Стоимость - 750 млн долларов. В 2009 - 2012 годах предполагается построить линии выпуска полиэтилена мощностью 400 - 500 тыс. тонн в год и полипропилена мощностью 300 - 400 тыс. тонн в год. Стоимость этого этапа - 1,3 млрд долларов.

Металлургический минизавод. С 2009 года Уральская горно-металлургическая компания предполагает ежегодно выпускать в Тюмени более 500 тыс. тонн сортовой стали. Возможно, под эти потребности откроется филиал металлургического техникума. Производить металл компания намерена из вторичного сырья, а поставлять его, кроме Тюменской, в Свердловскую, Московскую области и в Поволжье. Объем инвестиций - 200 млн евро.

СП с компанией Schlumberger. Немецкая нефтесервисная компания Schlumberger запустила в Тюмени производства комплектующих для перфораторного оборудования, электропогружных центробежных насосов. В Тюменском районе она строит крупнейший в мире учебный центр по подготовке и переподготовке специалистов для нефтегазовой промышленности. На территории 150 гектаров расположится тренировочная буровая, центр безопасного вождения, спецтрасса, лаборатории, конференц-зал, ресторан и футбольное поле. Объем инвестиций в центр - 35 млн долларов.

Завод по производству синтетических смол и лаков. Расположится в промзоне за городской чертой Тюмени: из центра города сюда перенесут действующий завод пластмасс и создадут на его базе новое предприятие, акционерами которого станут физические лица. Мощность - 42,5 тыс. тонн смол в год. Объем инвестиций - 500 млн рублей.

Целлюлозно-бумажный комбинат. Планируемая мощность - 350 тыс. тонн картона, 60 тыс. тонн бумаги в год. Оптимальное месторасположение - в Уватском районе на реке Иртыш, недалеко от железнодорожных путей. Стоимость проекта - 900 млн долларов. Ведется поиск инвесторов. Кроме того, предполагается строительство одногодвух крупных предприятий для производства ДСП и фанеры, а также минимум одного - для выпуска МДФплит.

Cогласование нашей встречи с Сергеем Дегтярем, тюменским вицегубернатором, курирующим экономический блок, состоялось в считанные минуты. Хозяин обширного, но поделовому строгого кабинета сразу обозначил формат интервью: «Спрашивайте сколько угодно». И не только из уважения к изданию: команде губернатора Владимира Якушева есть что предложить инвесторам.

Сергей Дегтярь
- Андрей Порубов


- Во время январской поездки губернатора области в Тобольск состоялась презентация проекта второй очереди «Тобольск-Нефтехима». В марте совет директоров компании СИБУР принял важнейшее для области решение инвестировать в строительство и расширение производства Тобольского нефтехимического комбината. Реализация проекта намечена на 2007 - 2012 годы. Область и Тобольск получат дополнительный источник доходов в свои бюджеты. Поэтому и на региональном, и на городском уровнях это решение всемерно поддерживается.

Конкуренция - значит конкурентоспособность
- Сергей Анатольевич, в каком состоянии основные инвестиционные проекты Тюменской области?

С финской компанией Jaakko Poyry Consalting заключен договор о создании стратегии развития лесопромышленного комплекса. Предстоит взглянуть на этот кластер как бы с высоты птичьего полета: отследить цепочку создания стоимости. Нужен комплексный анализ состояния лесных ресурсов, построение логистической схемы: где необходимо прокладывать лесовозные дороги, где эффективнее организовать лесозаготовку и лесопереработку. У нас есть сырье, производственные мощности. А значит, нужны и серьезные маркетинговые исследования, чтобы найти рыночные ниши для нашей продукции - и в России, и за рубежом. По окончании этих исследований правительство области сможет объявить о конкретных инвестиционных проектах и инвестициях, как государственных, так и частных, возможно, тех же финнов. Могу сказать, что интерес к нашему ЛПК проявлен не только со стороны правитель-ства Тюменской области, но и со стороны инвесторов.

До конца года выйдут на проектную мощность два очень важных для нас предприятия: Антипинский нефтеперерабатывающий завод, введенный в строй к 420летию Тюмени, и пивобезалкогольный завод «Очаково», запуск которого предполагается в сентябре-октябре. А в 2011 году в Тюмени планируется начать эксплуатацию газовой ТЭЦ3 на основе современного оборудования, отвечающего мировым экологическим стандартам.

- Область активно предоставляет налоговые преференции по отдельным инвестиционным проектам. Я имею в виду 4процентную льготу по налогу на прибыль в части региональной ставки. А производители оборудования для нефтедобычи освобождаются от уплаты налога на имущество. Однако возникает сомнение в чистоте процедур. Как вы обеспечиваете их прозрачность?

У региона уже есть успешный опыт создания совместных с зарубежными компаниями предприятий. Российскогерманское СП «Сибшванк» в декабре прошлого года начало производство пластиковых труб под нужды не только Тюмени и Тюменской области, но и всего УрФО. Компания Schlumberger ведет на территории области сразу несколько серьезных проектов: завод по производству электропогружных центробежных насосов, комплектующих для перфораторного оборудования, а также ЗападноСибирский учебный центр. Возможно, на этой базе будут обучаться и повышать квалификацию специалисты добывающих компаний, работающих не только в Западной, но и в Восточной Сибири. Schlumberger выступает и в качестве одного из наших стратегических партнеров в создании технико-внедренческого парка в Тюмени.

- Не расслабляет ли это наши предприятия накануне вступления России в ВТО?

- Само налоговое законодательство, которое мы, естественно, соблюдаем, предполагает обезличенный подход. Выделяются категории предприятий. И если в регионе появятся еще несколько предприятий со специализацией, как, скажем, у Schlumberger, мы будем это только приветствовать.

- На это потребуются годы, а федеральное правительство обещает нам вхождение в ВТО уже в 2007м…

- Наш подход способствует созданию конкурентной среды, минимизации издержек, а значит, повышению общей конкурентоспособности предприятий.

Кроме того, с той же торгово-промышленной палатой есть договоренность о запуске программы регионального форсайта (от англ. foresight - предвидение. Технология прогнозирования перспективных кластеров на 10 - 20 лет на основе сотрудничества власти, бизнеса, науки, общества.- Ред.). Мы призываем вертикально-интегрированные добывающие компании, машиностроителей, ученых, которыми изобилует Тюмень и Тюменская область, совместно прогнозировать тренды будущего. Опыт у нас есть: стратегию экономического развития области до 2020 года мы разработали не в тиши чиновных кабинетов, а вместе с бизнесом, представляющим все ведущие отрасли, от нефтегаза и машиностроения до легпрома, под эгидой той же ТПП. В конце марта она одобрена министерством регионального развития РФ.

- Мы планируем комплекс мер, связанных с этой перспективой. 31 июля у нас работала большая группа министерства экономического развития и торговли, эксперты выступили с докладами о стандартизации продукции. В середине августа губернатор поручил правительству дать предприятиям возможно полную информацию о том, какие риски и преимущества несет региональной экономике вступление страны в ВТО. Создана комиссия по вопросам подготовки предприятий и организаций области к работе в условиях ВТО: в нее вошли представители регионального правительства, руководители отраслевых промышленных ассоциаций, ученые. Мы активно привлекаем к выработке экономической политики региональную ТПП, отраслевые ассоциации, в первую очередь машиностроителей. Речь прежде всего идет о подготовке профессионального менеджмента. Мы готовы организовать систему помощи в его усовершенствовании, в переквалификации руководителей предприятий.

Есть понимание, что greenfield (строительство в «чистом поле») - представляет высокий риск для промышленного девелопмента. Поэтому областное правительство и муниципальные власти готовы вкладывать бюджетные средства в разработку градостроительной документации и выбор наиболее привлекательных площадок, предназначенных для новых производств, в их инженерную подготовку, создание каталогов и геоинформационных систем для потенциальных инвесторов. Всем этим правительство области уже занимается в сотрудничестве с Федеральным агентством по особым экономическим зонам, промышленностью и наукой. Дело бизнеса в этом случае - строительство цехов и комплектование производства. Кроме того, планируется через земельную, арендную политику инициирование освобождения привлекательных площадок от неэффективных собственников.

Мы выступаем за модернизацию основных фондов предприятий, внедрение инновационных технологий. На осеннюю сессию областной думы вынесен законопроект о государственной поддержке в сфере научной, научнотехнической и инновационной деятельности в Тюменской области, начиная от губернаторских грантов малым инновационным фирмам, заканчивая предоставлением налоговых льгот предприятиям, подпадающим под категорию инновационных.

Нефть как база
- Тюменская область благодаря нефтегазовой специфике интегрирована в международную торговлю. Включенность этого сектора в глобальную экономику при высоких ценах на углеводороды позволяет рассчитывать на сохранение высокой конкурентоспособности региональной экономики в долгосрочной перспективе. Но зависимость небазовых отраслей от нефтегазового сектора, от внешней конъюнктуры составляет и основные риски. Как предполагается их нивелировать?

Переходу региональной экономики на инновационный путь развития призван служить и тот же технико-внедренческий парк, в рамках которого проекты будут сопровождаться от рождения новшества до выпуска товарного образца и его коммерческой реализации.

Готовя стратегию экономического развития, мы пришли к экономически обоснованному выводу, что наиболее конкурентоспособна на глобальном рынке, по крайней мере сейчас, нефтегазодобыча. Этот кластер имеет в нашей области и самый законченный вид: есть добыча, переработка, транспортная система, логистика, энергетика, машиностроение, наука и так далее. Но ТЭК для нас - прежде всего локомотив, который разогнался и идет на всех парах. Пришло время создавать вокруг него смежные отрасли: сервисы, информационные технологии, машиностроение - все, что так или иначе сопутствует нефтегазодобыче. В будущем они могут вырасти в базовые секторы региональной экономики, которые сделают ее многоукладной и позволят нам успешно балансировать в случае изменения конъюнктуры. Проект технопарка позволяет эту стратегическую линию реализовывать в концентрированном виде. И государство, и нефтяные компании готовы участвовать в этом проекте на долевых началах.

- Губернатор постоянно обращает внимание на то, что период благоприятной ценовой конъюнктуры недолговечен. И мы должны максимально использовать возникающий задел, чтобы вырастить небазовые отрасли.

- Совершенно верно. В рамках технопарка могут развиваться инновации в области медицины, леспрома и так далее. Но нужно признать, что сегодня масштабно инвестировать в инновации под силу только нефтянке. Тем более, она заинтересована в современных технологиях добычи, в ее интенсификации, в повышении нефтеотдачи пластов. Самотлор уже не тот, что был в 60 -70х.

- Технопарк со временем станет обслуживать не только ТЭК, но и поднявшиеся на его базе отрасли?

- Перспективы этой сферы следует увязывать с экономическим эффектом: она должна стать источником бюджетных доходов. Но мы также понимаем, что без первоначальных инвестиций в объекты показа и инфраструктуру на это рассчитывать нельзя. И сейчас в реставрацию памятников, реконструкцию инженерных коммуникаций, строительство дорог направляются сотни миллионов бюджетных рублей.

- Одна из нетрадиционных отраслей, бывшая в советские времена в загоне, - туризм. Тюменская область обладает несколькими жемчужинами, в первую очередь это Тобольск. Каковы намерения властей и бизнессообщества в этом направлении?

Но мы также осознаем, что даже при наличии привлекательных объектов показа, аэропорта и современных дорог, нам не завлечь туристов без комфортных гостиниц, кафе. И это уже задача бизнеса. Мы же, создавая стратегию развития туристической отрасли, дали ему представление о том, как будут проходить туристические маршруты в привязке к объектам показа, какова последовательность реконструкции памятников. Первым, приоритетным маршрутом станет Тюмень - Покровское - Тобольск. (Село Покровское - родина Григория Распутина, Тобольский кремль - первый российский форпост в Сибири. - Ред.). Объемы капиталовложений на реставрацию памятников здесь растут опережающими темпами. Таким образом, мы сигнализируем бизнесу, как увеличится объем туристического трафика, где выгоднее построить гостиницу или пункт общепита, какие объекты будут наиболее рентабельными. Другими словами, мы набросили на область сетку маршрутов и готовы показать бизнесу, куда с наименьшими рисками стоит вкладывать деньги. Бизнес откликается. Компания Olympia Reisen GmbH, с которой мы разрабатывали стратегию развития туристической отрасли, высказала намерение участвовать в возведении гостиниц, есть предварительные договоренности и с другими игроками. Начинается выделение землеотводов.

Масштабная модернизация проведена в крупнейшем аэропорте Западной Сибири - тюменском Рощино: летом 2003 года он получил статус международного, здесь открылся международный терминал. С сентября авиакомпания UTair вводит отсюда регулярный международный рейс Тюмень - Мюнхен - Тюмень.

- Считаю, что с точки зрения инвестиционной политики у регионов сегодня вполне достаточно полномочий. Но нужно умело администрировать. Вместо того чтобы роптать на недостаток средств в бюджете, лучше проанализировать, насколько эффективно используются те, что есть. Поэтому один из приоритетов в деятельности областного правительства - повышение эффективности расходования бюджетных средств. Без понимания приоритетности, этапности, механизмов осуществления мероприятий и основных критериев эффективного расходования бюджетных средств, позволяющих выносить справедливую оценку распорядителям, претендовать на дополнительные источники по отношению к федеральному центру было бы, на мой взгляд, некорректно.

Расходуем эффективно
- По нашему мнению, федеральный центр продолжает концентрацию налоговых ресурсов. Пример - судьба налога на добычу полезных ископаемых, с прошлого года почти полностью оседающего в федеральном бюджете. Задачи, стоящие перед регионом, огромны. Хватает ли ресурсов?

- Более 95% областного бюджета у нас администрируется в рамках областных целевых программ. В этом же формате мы проводим трехлетнее планирование, что позволяет определять приоритетность и этапность.

- На каком этапе находится Тюменская область в освоении программноцелевого подхода к бюджетным процессам?

- В прошлом году в рамках отраслевых департаментов были сформулированы основные направления деятельности правительства Тюменской области. В настоящее время департамент экономики проводит анализ их выполнения по итогам первого полугодия. В сентябре-октябре, как только эта работа будет завершена, ее результаты лягут на стол губернатору.

- Какие конкретные положительные результаты приносит такая политика? Эффект посчитан?

- Думается, инициатива должна идти и сверху, и снизу. Опыт регионов и федерации мы постарались обобщить в рамках рабочей группы Госcовета РФ по вопросам совершенствования механизмов исполнения органами госвласти своих полномочий. Ее возглавляет наш губернатор. Доклад рабочей группы на Госсовете ожидается в сентябре.

- Соседние области - Челябинская, Пермская - идут сейчас той же дорогой. Есть обмен мнениями, какаято сверху спущенная методология или каждый набивает свои шишки?

- Можно согласиться с тем, что есть условное разделение на прямые и косвенные показатели эффективности региональной власти. Прямые - это, например, качество управления бюджетными ресурсами или финансовые затраты на школьника. Но и косвенные показатели - демография, инвестиции - тоже зависят от региональной власти. Например, если мы рассуждаем о демографии, то возникают тесно связанные друг с другом вопросы качества медицинского обслуживания, жилищной политики, образования, миграционной политики. В общем, это система сбалансированных показателей.

- Как известно, ваша группа предложила 127 критериев оценки деятельности региональных органов власти. Среди них, например, демография. Но ведь такие показатели отражают и качество федеральной политики. Справедливо ли оценивать по ним регионалов? Не приведет ли это к манипулированию показателями, скажем, в политических целях, для избавления от неугодных региональных лидеров?

- Заинтересованы все. Население оценивает власть. Губернатор - своих подчиненных. Федеральный центр - глав регионов. На мой взгляд, важно придать этому процессу публичный, общественный характер.

- А судьи кто?

Преемственность намерений
Заключая договор о строительстве в регионе завода стального проката, тогдашний губернатор Тюменской области Сергей Собянин (сегодня - глава администрации президента РФ) и гендиректор Уральской горно-металлургической компании (УГМК) Андрей Козицын договорились, что компания спроектирует и построит предприятие в пригороде Тюмени. При выборе территории сыграла роль лояльность местных властей: они взяли на себя обязательства по предоставлению площадки, оформлению землеотвода и содействию в прохождении экспертиз.

Дополнительные материалы:

В качестве второй причины выбора Тюмени как места размещения нового предприятия на УГМК называют отсутствие проблем с сырьем. Сталь компания планирует производить из вторичного сырья, и в ближайшие годы проблем с металлоломом в регионе не будет: в Западной Сибири начинается активный процесс демонтажа старых нефте- и газопроводов.

Новый глава региона Владимир Якушев подтвердил намерение оказывать всестороннюю помощь УГМК. Учитывая социальную значимость проекта (завод создаст более тысячи рабочих мест), губернатор пообещал включить его в областную программу поддержки предпринимательства, в результате УГМК получит налоговые льготы.

Инвестиционный климат в Тюменской области - один из самых благоприятных в России
- убежден директор тюменского завода «Очаково» Михаил Мезенцев


Подготовила Мария Истомина

Почему мы выбрали именно Тюмень? Первые два места в рейтинге инвестиционной привлекательности регионов России я отдаю Московской и Ленинградской областям, а вот на третью строчку поставил бы Тюменскую. Это связано в первую очередь с высокой платежеспособностью населения и организаций, а также с позицией властей, идущих навстречу инвестору.

- Объем инвестиций в строящийся завод «Очаково» составит около 40 млн евро. После его выхода на проектную мощность бюджет области начнет получать порядка 530 млн рублей налогов ежегодно, а общие налоговые выплаты в бюджеты всех уровней достигнут 968 млн рублей. На предприятии будет создано более 500 рабочих мест. Регион распространения продукции только Тюменской областью не ограничится: планируется, что завод обеспечит весь УрФО, Сибирь, возможно, Дальний Восток.

Подготовила Вера Морозова

Когда мы решили строить завод в Тюмени, руководство области пообещало создать благоприятный инвестиционный климат. И обещание сдержало: «Очаково» предоставлены льготы по налогам на прибыль и имущество. Но самое важное в государственной поддержке - своевременная выдача разрешений и согласований: на это уходит масса сил. Уровень нормативноправовой базы в Тюменской области выше, чем в других регионах России. В вопросах получения разрешительной документации ее можно приводить в пример. Я, конечно, истоптал не одну пару ботинок в коридорах власти, но все документы (включая договор аренды земли и разрешение на строительство) мы получили менее чем за год.


Главная страница :: Анализ :: Ничего не проси
вывоз мусора в Москве | демонтаж в Москве
Hosted by uCoz