Главная страница :: Промышленность

Бросок в китай От технологии к сервису Жесткий стиль Планы и кланы Люди от бога Обогащайтесь! В россии с любовью Ширпотребкредит мягкая мебель

Май для политической и деловой элиты Среднего Урала - месяц особый. С 1996 года в Екатеринбурге в это время проходит Всероссийский экономический форум, прозванный «Уральским Давосом». Конечно, сравнение с давосскими встречами мировых лидеров - преувеличение. Но ценность екатеринбургских дискуссий неизменна и заключается в том, что это одна из немногих площадок, где формируется взгляд Большого Урала на ключевые проблемы и вызовы, стоящие перед страной.

Иллюстрация - Сергей Лаушкин

Темы пяти первых форумов касались в основном инструментов реформирования отечественной экономики, а потому итоговые документы, резолюции и рекомендации носили общий характер. Оцените заголовки: «О неотложных мерах по оздоровлению экономики России» или «Состояние и перспективы роста экономики». Начиная с шестого форума (2001 год), организаторы стали формулировать предмет конкретнее: например, федеративные отношения или экономическая интеграция в рамках СНГ.

Крупные федеральные чиновники не слишком жалуют форум вниманием. Поначалу организаторы реагировали на это болезненно, теперь все свыклись с тем, что мероприятие стало дискуссионной площадкой для региональных элит. Причем отсутствие на круглых столах большого начальства позволяет выступающим чувствовать себя свободно, высказываться смело и по существу.

Проект «Дом-2»
Для журналистов заседание круглого стола, посвященного реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье гражданам России», началось с фразы одного из организаторов: «А пресса могла бы и постоять». Зал быстро наполнялся, и был риск, что комуто из званых гостей не достанется места…

Тема нынешнего форума - «Экономические основы национальных проектов повышения качества жизни населения». Изменилась в этом году и технология работы: основной упор сделан на дискуссии в рамках круглых столов. Их проведено четыре - по числу приоритетных нацпроектов, объявленных президентом Владимиром Путиным осенью прошлого года. (Впрочем, теперь эти проекты принято увязывать, и они логично увязываются, с последним посланием президента Федеральному собранию, в котором предложено заняться комплексным решением демографической проблемы.) Предлагаем ознакомиться с отчетами о работе круглых столов.

Таблица. Несмотря на экономический рост, население сокращается

Вступительное слово ведущей, секретаря Федерации независимых профсоюзов России Галины Стрела, было исполнено исключительно в советском духе. Она заявила, что в 90е годы государство занималось такими, по ее мнению, «далекими от народа» задачами, как формирование частного капитала и создание рыночных отношений. И вот теперь, в 2006м, «все мы наконец поняли важность социальных задач, главнейшей из которых является обеспечение граждан доступным и комфортным жильем». Галина Стрела, к слову, путалась в терминологии: пару раз назвала доступное жилье «достойным», а проект «программой». Но общего позитивного настроя это не подпортило. Национальный проект за полгода существования, по мнению членов президиума, из программного заявления президента превратился в четкую и конкретную программу действий. В чем она состоит, правда, никто не уточнил. Участникам, ожидавшим дискуссии, радостно сообщили: в Москву поступило множество дополнений и предложений из регионов. Но так и не удалось узнать, какие предложения пришли, скажем, от Свердловской области, какие из них приняты к исполнению, а какие отброшены.

родившихся

Регион

Естественный прирост (+), убыль (-)

умерших

10,9

Республика Башкортостан

-3,3

14,2

11,1

Удмуртская республика

-4,4

15,5

10,9

Пермский край

-7

17,9

8,9

Оренбургская область

-11,1

20

10,4

Курганская область

-7,2

17,6

10,4

Свердловская область

-6,2

16,6

13,1

Тюменская область

3,3

9,8

13,5

ХМАО

6,4

7,1

13,6

ЯНАО

7,7

5,9

10,4

Челябинская область

-5,9

16,3

В жилищном строительстве делается много чего, и положительных примеров можно привести немало. Но в чем ключевая идея нацпроекта именно как проекта, в чем его новизна, никто сформулировать не решился.

Следующий докладчик, заместитель министра строительства и ЖКХ Свердловской области Михаил Антаков, вызвал немалое удивление. Он заявил, что жилищный национальный проект «уже дал ощутимые плоды». (Любой строитель скажет, что этого просто не может быть: дом строится полтора года, еще столько же длится подготовительный период. Таким образом, первый дом, действительно построенный в рамках проекта, может появиться не ранее конца 2008 года.) Докладчик ничтоже сумняшеся отнес к главному достижению в реализации национального проекта начало застройки района Академический в Екатеринбурге. К 2015 году здесь планируется построить жилье на площади в 1,3 тыс. га (это примерно в пять раз больше, чем занимает последний самый крупный строительный проект Екатеринбурга - микрорайон Ботанический). Жить там будет 350 тыс. человек, получится город в городе. Спору нет, проект более чем достойный. Но для специалистов и экспертов очевидно, что к национальному проекту он не имеет ни малейшего отношения: принципиальное решение было принято инвесторами за полгода до сентябрьского выступления президента. Проект на 100% коммерческий и ведет его компания «Ренова», которая просто решила начать новый рентабельный бизнес… Еще пример привязывания лыка к строке: Михаил Черепанов, глава дирекции региональных проектов ОАО «Трубная металлургическая компания», рассказал о вкладе компании в реализацию жилищного проекта. Она строит в год по дому и распределяет квартиры в рассрочку на льготных условиях среди сотрудников. Дело благое, и на решение жилищной проблемы влияет положительно. Но сам Черепанов указал: основной мотив ТМК - удержать работников на предприятии, привязать их квартирой к рабочему месту. Здравый в условиях рыночной экономики подход. Но при чем тут нацпроект? ТМК строит жилье не первый год и строила бы дальше, даже если темой нацпроекта оказалась бы, допустим, экология.

Ипотека стала одной из главных тем круглого стола. По мнению председателя совета директоров ОАО «СКБбанк» Михаила Ходоровского, дальнейшее снижение ипотечных ставок без ввода в строй дополнительных объемов только спровоцирует спрос и приведет к повышению цен. Тогда жилье станет еще недоступнее. Что делать? С чего начать? На эти вопросы попытался ответить исполнительный директор Союза предприятий стройиндустрии Свердловской области Юрий Чумерин. Суть его доклада в следующем. Возможности стройиндустрии ограничены, и на то, чтобы к 2010 году удвоить объемы ввода жилья (как предусмотрено проектом), просто не хватит стройматериалов. В нынешнем году дефицит цемента в Свердловской области достиг миллиона тонн. Есть планы строительства цементных заводов, но на их реализацию уйдет около трех лет. То есть стройматериалы появятся, когда нужно будет итоги нацпроекта подводить. Ктото из президиума пожурил докладчика: мол, зачем такую мрачную картинку нарисовал. Тот отшутился: тема доклада мрачная - «Устранение инфраструктурных ограничений реализации приоритетного национального проекта “Доступное жилье - гражданам России”».

Мэр Каменска-Уральского Виктор Якимов рассказал о конкретной практической мере: муниципалитет освободил застройщиков от обременений в пользу бюджета, и интерес к городу со стороны крупных строительных компаний сразу повысился. Но тут же дипломатично оговорился: «В Екатеринбурге отчисления берут, и правильно делают, здесь спрос большой, сколько ни накручивай, будут строить, а у нас не строили бы вообще». Мера правильная, вывод неверный…

С каждым годом разрыв между динамикой цен на жилье и ростом доходов населения только увеличивается. Но об этом на круглом столе молчали.

Хуже всего дело обстоит с контрольными показателями осуществления нацпроекта. Их не озвучивали. Очевидно, потому что их просто нет. Если их вводить, очень скоро придется признать: поставленной задачи - сделать жилье доступным - нацпроект не выполнит. Да и сама задача туманна: жилье доступно и сейчас, но для кого? Есть универсальный индикатор: доступным считается жилье, метр которого равен ежемесячному доходу семьи. Прикиньте, много ли наберется в том же Екатеринбурге семей со средним доходом в 1300 долларов? Даже если ввод жилья будет удвоен к 2010му, кто его будет покупать?

Сельский час
Отсутствие системного, проектного подхода проявилось в первые же месяцы реализации нацпроекта в сфере АПК. По высказываниям участников форума, создается впечатление, что пока в проекте заинтересованы только сельхозпроизводители. Связующие нити с рынками, финансовыми источниками, налоговой системой, законодателями, госструктурами не продуманы. При этом разглядеть и обсудить проблему изолированности сельхозпроизводителя, попрежнему остающегося наедине со своими бедами, мешают пафосные высказывания чиновников, которые не хотят предметно обсуждать экономическую основу проекта и уводят разговор в плоскость общих фраз о жизни и благосостоянии селян.

Да и другие глобальные проблемы были обозначены пунктиром, в самом конце заседания. Председатель совета директоров ПСО «Средуралжилстрой», заслуженный строитель России Александр Лукач взял слово и за пару минут сказал, кажется, больше, чем прочие выступавшие за пару часов. По его словам, с 31 октября, официального старта земельных аукционов, в Екатеринбурге под жилищную застройку не выставлено ни одного участка - и неизвестно, когда будут выставлены. Объем обременений со стороны властей и контрольнонадзорных органов на каждый жилой метр составляет 8 - 10 тыс. рублей (вот где возможность снижения цен!) - и постоянно растет. Лукач попросил президиум внести тезисы о необходимости решения этих проблем в резолюцию форума. Ему пообещали.

Птицеводы, нарастившие в рамках нац-проекта объемы производства курятины на 5 - 7%, уперлись в затоваривание рынка. «Получается, увеличивая производство, мы подрываем себя, мясо лежит на складах», - говорит Николай Топорков, директор ГУП Птицефабрика «Рефтинская». При себестоимости 60 рублей за килограмм челябинцы сбрасывают продукцию в Свердловскую область по 43 рубля за кило, а в это время свердловские птицефабрики демпингуют в Ульяновской области. А все потому, что на рынке попрежнему много (49%) дешевого импортного мяса птицы: его производство щедро субсидируется тамошними правительствами. Птицепром требует жестко контролировать завоз (закрыть «сифон» через Калининград), импортировать только недостающую часть.

В советские времена на АПК выделялось до 27% бюджетных средств (да, система хозяйствования была неэффективной, средства пожирала бесследно). Сейчас - 1,3% бюджета. Вот вам и «приоритет», и «качество жизни».

Ничего не изменилось: банки попрежнему не воспринимают сельхозпроизводителя как полноценного заемщика. По причине отсутствия у него залоговой базы. А для того, чтобы она у него появилась, не сделано и не делается ровно ничего. Так что обещанная компенсация кредитной ставки для многих останется мечтой.

На форуме обозначились две глобальные проблемы, на которые напоролись участники проекта. Без их устранения дальше двигаться невозможно. Первая - срочно необходима оптимизация земельных и залоговых отношений. Вторая - не менее срочно нужно создать систему выхода из диспаритета цен.

Второй момент: когда инвесторы пытаются, например, сформировать уставный капитал новой агрофирмы, оказывается, что от соучредителей-сельхозпредприятий вносить туда нечего. Ни одного здания и сооружения у них юридически не существует. Мало у кого зарегистрировано право собственности. Чтобы получить необходимое решение арбитражного суда, нужны заключения от СЭС, пожарников и прочих контролеров о возможности эксплуатации объектов 40 - 50летней постройки, а это нереально. Круг замкнут: здания есть, а оформить их нельзя. Здесь, полагают участники форума, нужен законодательный акт на уровне федерации, который бы позволил в упрощенном варианте легализовать основные фонды, имеющиеся на селе. Иначе их нельзя внести в уставный капитал, использовать как залог.

Земельных законов принято достаточно, уверен вицепрезидент ОАО «СУАЛХолдинг» Анатолий Сысоев. Проблемы земельных отношений и кредитования требуют просто системной отладки. Направить часть денег, которые государство планирует тратить на нацпроекты, на решение земельных проблем предложил Владимир Белоглазов, директор по общим вопросам ООО «УГМКХолдинг». Межевание земли стоит приличных денег. Такие крупные структуры, как УГМК, могут это себе позволить, но мелкие - вряд ли. Земля необходима в собственности как залоговый инструмент для получения банковского кредита. Государство должно помочь сельхозпроизводителям решить земельные вопросы, взяв их финансирование на себя, упростить и ускорить эту процедуру.

Умницы и умники
Словосочетание «Приоритетный национальный проект “Образование”» стало устойчивым. Обсуждая ход проекта на форуме, участники упирали не на слово «проект», которое имеет значение локальное, ограниченное во времени. Ударение ставилось на понятие «приоритетный»: что следует делать, когда образование становится действительно государственным приоритетом. Многочисленные горячие и заинтересованные выступления видных представителей уральской науки и образования можно разделить на три типа: обозначение достижений, формулирование проблем, указание путей их решения.

Категоричнее прочих оказались аграрии от науки. По их мнению, многочисленные «предложения правительству по улучшению» реализации нацпроекта, выдвинутые на форуме, не имеют смысла без устранения «главного зла» - диспаритета цен. При нем то, что попадет от государства в один карман сельхозпроизводителя, тут же вынут из другого. диспаритетом 256 млрд рублей ежегодно вымывается. Если доходная часть села сегодня увеличивается вчетверо, расходная возрастает в 15 раз. Фермеры на Западе давно не лоббируют диспаритет: о его вреде там во всех учебниках написано. Механизм пошагового устранения диспаритета, как утверждает ректор Уральской государственной сельскохозяйственной академии Александр Семин, не раз предлагался российскому правительству, есть методики и литература. Почему он не реализуется - тема для грустных размышлений. Уровень господдержки в рамках нацпроекта - 10 копеек на 1 рубль вложенных средств - не обеспечит не только развития производства (нужно 42 копейки на рубль), но и простого воспроизводства (21 копейка на рубль). Производительность труда в агропроме накануне вступления в ВТО составляет 10% от производительности отрасли в США. Все это не позволяет говорить о какой-либо просчитанности проекта и наличии иных конечных целей, кроме как не дать подняться отечественному селу.

Проблема номер два тесно связана с первой - это уровень оплаты труда педагога, от которого во многом зависит качество «исходного педагогического материала» и престиж профессии. Зарплата в сфере образования - 64% от средней по стране. При этом у 40% работников сферы она ниже установленного прожиточного минимума. «О каких инновациях можно вести речь?» - восклицает сопредседатель круглого стола «Образование» первый заместитель директора Института экономики РАН Дмитрий Сорокин. В ходе реализации проекта будут выделены и получат разовое вознаграждение лучшие представители сообщества. Однако педагог - профессия массовая, система держится не только на лидерах. Провозглашаемое национальным проектом подушевое финансирование школ позволит учитывать количественные затраты педагогов, но как будет отслеживаться и материально вознаграждаться качество их труда, должным образом не прописано. На форуме прозвучало предложение разработать государственный (подчеркнуто: не региональный, а общефедеральный) стандарт качества жизни педагогов с учетом иерархии.

Проблема номер один - педагогические кадры. По мнению председателя уральского филиала Российской академии образования Геннадия Романцева, самый главный дефицит сегодня - в образованности самих педагогических работников всех уровней. Если мы хотим сделать более современным и инновационным образование страны, прежде всего должен измениться носитель инноваций - учитель. Однако подготовка этих специалистов ведется в основном по старинке.

Впрочем, высшую школу Уральского региона нацпроект тоже обошел вниманием. По мнению Юрия Вишневского, заведующего кафедрой социологии и социальных технологий управления УГТУУПИ, критерии отбора инновационных вузов были настолько обтекаемы и сложны, что сам отбор во многом получился субъективный и произвольный. В результате регион с высочайшим экономическим и образовательным потенциалом остался без инновационных вузов.

Проблема номер три - нужны системные перемены. Деньги важны, но сами по себе изменений они не принесут. Как когда-то сказал один из организаторов американской экономики, если у вас есть проблема и вы получаете миллион долларов, то этим просто увеличиваете проблему на миллион долларов. О том, что системных перемен проект не предусматривает, говорили в первые месяцы его публичной жизни. Теперь это стало общим местом и не требует акцентирования, и так ясно. Однако если думать о будущем - и не просто проекта, но самого образования - нужно думать об изменениях, касающихся не только общего образования, но и профессионального. О начальном и среднем профессиональном образовании проект речи не ведет совсем, хотя доля специалистов этого уровня в экономике России превышает долю специалистов с вузовским дипломом. Участниками форума подмечено противоречие: в то время как приоритетными обозначаются вопросы профессиональной подготовки, основные средства выделяются на другое. Пришло время поставить вопрос о концепции передачи учреждений среднего профессионального образования на уровень субъектов федерации. Необходимо разработать новые стандарты рабочих профессий, прежние устарели для сегодняшней экономики. Геннадий Романцев предложил даже выделить телевизионный канал для освещения темы образования: имеет же церковь подобный.

Участники форума как активные представители сообщества смотрели за границы национального проекта. Дмитрий Сорокин: «Готовя кадры для завтрашнего дня, мы должны знать, какое будет завтра. Реализовывать приоритет необходимо с его увязкой с долгосрочной стратегией социально-экономического развития страны. На сегодняшний же день она просматривается лишь до 2008 года». А дальше что?

Сам по себе национальный проект в сфере образования конкретен, локален (можно сказать, просто мал) и не способен привести к серьезным изменениям. Он важен не столько обозначенными точками приложения сил и средств, сколько общим привлечением внимания к сфере. Ударение действительно следует перенести на слово «приоритетный». Сколько бы мы ни говорили о силе гражданского общества, бизнеса и так далее, в стране, где до сих пор есть только одна власть - Власть, очень важно, что сказал чиновник. Если чиновник на самом высоком уровне произнес: «образование», эхо разносит это слово как приоритет на все уровни.

Нацпроект остается для большинства населения (хотя для него он собственно и внедрялся) туманным. Немудрено. Его цель - повышение качества медицинской помощи. За счет чего? Как мы будем оценивать эти изменения и когда они должны наступить? Понятно, что ориентиром призвано стать здоровье граждан, но о том, по каким параметрам и до какой степени оно в итоге должно улучшиться, не сказано ни слова. Сроки реализации проекта никому неизвестны. Что получаем? Денежные потоки без ориентира на результат.

Без рецепта
Нацпроект «Здоровье» придумали, похоже, исключительно для того, чтобы поднять зарплату медикам. По крайней мере, эта тема на круглом столе звучала чаще, чем остальные. Впрочем, о чем еще можно рассуждать, если на совещание позвали только врачей? В числе приглашенных - более 30 представителей государственных учреждений здравоохранения, один общественник (и тот пришел исключительно по собственной инициативе) и ни одного предпринимателя. Тем более странными кажутся принятые по итогам заседания рекомендации, ориентированные на взаимодействие бизнеса и гражданского общества. Что касается председательствующего на секции «Здоровье» президента Российской финансовой корпорации Андрея Нечаева, его причастность к этому сектору весьма условна. Сам Нечаев руководство круглым столом объясняет решением оргкомитета форума. Но даже он после нескольких минут скуки сделал вывод, что выступления медработников напоминали самоотчеты.

Кстати, лечебные учреждения преимущественно оснащаются импортной техникой. Меры, направленные на стимулирование отечественного производителя оборудования, в проекте отсутствуют. Частные предприятия, выпускающие медтехнику, обращают внимание на «непрозрачность» тендеров, проводимых лечебными учреждениями. По словам директора екатеринбургского научнопроизводственного объединения «Альтаим» Алексея Корнюхина, некоторые государственные покупатели медоборудования лоббируют «свои» фирмы. Между тем президент Путин однозначно заявил: при закупках медтехники интересы отечественных производителей должны быть учтены особо.

Например, в Свердловской области на программу «Здоровье» предусмотрено 2 млрд федеральных рублей и 400 миллионов областных. Расходы на медицинское обслуживание на одного жителя Среднего Урала уже возросли до 5 тыс. рублей, это больше чем в среднем по России. Но очереди за талонами в поликлиниках не исчезли. Даже непрофессионалу понятно, что только финансовых вливаний недостаточно. Чтобы решить проблемы здравоохранения, необходим комплексный подход. Но пока все сводится к закупке нового оборудования.

По мнению президента Ассоциации региональных медицинских страховщиков «Территория» Максима Стародубцева, стратегия нацпроекта отсутствует изначально. На практике идет «советское» освоение выделенных средств. Критериев оценки результатов нет. «Мы даже PRэффекта от этих шагов не получим», - подчеркивает Стародубцев. Увеличились бюрократические требования к работе медиков. Выписка рецептов по льготному лекарственному обеспечению занимает полчаса: пациенты вынуждены ждать. Не определена структура, которая отслеживала бы качество лечения. Следствие - нет результата инвестиций. А траты средств оправдывают мероприятиями, которые были бы выполнены и без нацпроекта.

Не продуманы и дополнительные денежные выплаты медперсоналу. Они предназначены медработникам первичного звена. Прибавки составили до 10 тыс. рублей участковым врачам и до 5 тыс. рублей медсестрам. Узкие же специалисты различных направлений (хирурги, фтизиатры, гинекологи и многие другие), а также работники стационаров дополнительных денег не получили.

Градус напряженности на туристическом рынке к началу лета, похоже, предельно вырастет. В главном уральском аэропорту - екатеринбургском Кольцово, по информации участников рынка, в конце мая - начале июня будут повышены цены на авиатопливо. Вслед за этим на 30 - 40 долларов подорожают авиабилеты или топливные сборы (а может, и то, и другое) у базового перевозчика - «Уральских авиалиний» (УАЛ). Правда, в самом Кольцово информацию о будущем повышении цен не подтверждают. «В ближайшие недели тарифы пересматриваться не будут», - уверяет директор по связям с общественностью Кольцово Юлия Федотова. В УАЛ также отрицают намерения увеличить сборы. «На настоящий момент повышение топливного сбора в авиакомпании не планируется», - заявили в пресс-службе «Уральских авиалиний».

- Максим Бедолага

В Кольцово подъем цен на авиатопливо объясняют постоянным увеличением стоимости нефти. Но размер топливной надбавки УАЛ изменяется быстрее цен на авиакеросин. «1 мая в связи с увеличением закупочной стоимости керосина поставщиком ТНК BP (и аэропорт, и ТНК BP аффилированы с концерном “Ренова”. - Ред.)

Совсем недавно, 6 мая, УАЛ ввели топливные сборы на турецком и египетском направлениях: сначала 16, а затем 20 долларов. В официальном пресс-релизе сказано, что компания «не в силах сдержать рост мировых цен на топливо». Генеральный директор турфирмы «Гринэкс Екатеринбург» Алексей Чикилёв поясняет: «С учетом увеличения стоимости рейса в целом цена тура выросла примерно на 50 - 60 долларов. Турфирмы едва успели пересчитать стоимость пакетов, но, видимо, им вновь придется менять прайс-листы». Это вызовет отток клиентов, полагают туроператоры. И станет первым серьезным испытанием на прочность для рынка в этом сезоне.

Напряжение нарастает. И то, что это происходит именно в конце мая, легко объяснимо - начинается сезон отпусков, а значит, кривая спроса на турпакеты пойдет резко вверх.

Кольцово было вынуждено поднять цену на топливо для авиакомпаний на 500 рублей до отметки 19 020 рублей за тонну, - рассказывает Юлия Федотова. - По нашим подсчетам, увеличение стоимости одного авиабилета на чартерных маршрутах авиакомпании “Уральские авиалинии” должно было остаться в пределах от 1,38 до 3,64 доллара (по курсу 27,27)». Арифметика такова: при заправке в Екатеринбурге для полета в одну сторону рост стоимости билета с НДС должен составить 1,82 доллара (для Ту-154 со средней загрузкой 149 человек увеличение расходов авиакомпании на топливо составляет 12 544 тыс. рублей с НДС) и 1,38 доллара (Ил-86, 345 человек, 21 952 тыс. рублей соответственно). В обе стороны - вдвое больше. Но сбор стал выше в несколько раз. Генеральный директор УАЛ Сергей Скуратов на конференции в апреле 2006 года парировал выпад одной из турфирм по поводу якобы необоснованного завышения тарифов таким образом: базовому перевозчику тоже нужно зарабатывать.

Начало конкурентной борьбе положили «Уральские авиалинии». В конце марта УАЛ взялись за выполнение чартерной программы на Хургаду (Египет) за пределами Екатеринбурга: из Челябинска, Перми и Тюмени. «Выход компании на соседние рынки связан с желанием увеличить объемы перевозок», - указывал тогда начальник службы организации международных перевозок «Уральских авиалиний» Алексей Фомин. Но программа была свернута. Официальная причина - нехватка бортов. Для разрешения этой проблемы компания намерена в августе - сентябре 2006 года взять в лизинг два бывших в употреблении самолета Airbus 32021

Разведка боем
Летний выездной туристический сезон стартует в начале июня. Формально он начался еще в конце марта - начале апреля. Весенние месяцы - обычно время прицениться, понять тенденции. В этом году апрель и май на рынке выдались жаркими. На фоне роста стоимости топлива, сборов и цен на турпакеты между авиаперевозчиками развернулась война за право на международные рейсы из уральских аэропортов по основным турнаправлениям, главным образом в Турцию.

В Тюмени на турецком направлении стоят местные «КогалымАвиа» и UTair, а также компания «Оренбургские авиалинии». Первые две летают из аэропорта Рощино не первый год, последняя дебютировала в 2006м. Из Рощино на отдых в Турцию в этом сезоне должно вылететь вдвое больше туристов, чем в прошлом: 14 тысяч против Порядка 15 - 20% тюменцев летали из Кольцово, теперь, повидимому, стартуют из местного аэропорта.

Игроки говорят, что уход екатеринбуржцев связан с обострившейся конкурентной борьбой на этих рынках. В Челябинске S7 Airlines («Сибирь») открыла чартерную программу на Анталию (Турция), вдвое увеличив частоту рейсов по сравнению с прошлым годом - до четырех дней в неделю. Авиаперевозчик совместно с тур-операторами начал демпинговать. Если в Екатеринбурге 4 - 6дневная программа стоила более 500 долларов, то в Челябинске - 300 - 400 долларов. В итоге из челябинского аэропорта Баландино летели и челябинцы, и туристы из соседних регионов. В прошлом сезоне положение было обратным: до 30 - 40% вылетавших из Кольцово на зарубежный отдых туристов были челябинцами. Ситуация выглядит парадоксальной: в Екатеринбурге, городе с наиболее острой конкурентной борьбой между туроператорами в УрФО, пакеты сейчас в среднем на 30 - 50 долларов дороже, чем в Челябинске.

В самом Екатеринбурге с начала весны ожидали серьезного роста конкуренции на турецких направлениях. В конце марта первый рейс из Кольцово совершила компания «ВладивостокАвиа». Впрочем, вскоре ей было отказано в работе. Во второй половине апреля на Урал с регулярными рейсами Екатеринбург - Стамбул - Екатеринбург пришла компания Turkish Airlines. Таким образом, у «Уральских авиалиний» появился серьезный соперник: обе компании совершают рейсы в Стамбул по будням в утренние часы (УАЛ - в 4 ч. 45 м., ТА - в 8 ч. 30 м.). Turkish Airlines противопоставила «Уральским авиалиниям» альтернативные типы воздушных судов: в отличие от УАЛ с советскими и российскими бортами, турки летают на новых Airbus 32 Посягнуть на ценовую конкуренцию последним пока не удалось. «Мы не ставим перед собой цель строить козни УАЛ, - говорит генеральный представитель Turkish Airlines в России Мефаил Дерибаш. - Мы договорились о схожих тарифах, поэтому пока цены у нас будут не очень низкие. Но уже в ближайшие месяцы полетов мы будем вводить специальные цены, скидки».

В Перми сильны позиции местных «Пермских авиалиний»: компания совершает рейсы в Турцию и Болгарию.

Участники рынка считают, что для «ВимАвиа» и КМВ вероятность и в дальнейшем получить отказ на полеты из Кольцово достаточно высока. В таком случае в летнем сезоне2006 абсолютным чартерным монополистом в Екатеринбурге останется УАЛ. Осенью этого года туроператоры ожидают азиатского наступления: на Урал обещают прийти китайские и таиландские авиакомпании. Уже сейчас туроператоры активно к этому готовятся и прорабатывают маршруты.

Компания «ВимАвиа» намеревалась 28 апреля открыть чартерную программу из Кольцово. Авиаперевозчик планировал совершать в неделю шесть вылетов в Анталию и один в Римини. Заказчиком рейсов в Турцию выступала турфирма «Санрайзтур», в Италию - Natalie Tours. Но в Кольцово компании дали согласие только на итальянскую программу. Официальная причина отказа - технические возможности аэропорта. В самой «ВимАвиа» считают, что за отказом стоит нежелание УАЛ пускать на свое поле конкурентов. Чартерную программу планировали и «КавминводыАвиа» (КМВ). Однако слотов также не получили и отложили старт чартеров на июнь. На этом конкурентная борьба с УАЛ закончилась.

В итоге, по мнению операторов, эти компании и сами денег не заработали, и другим не дали. В этом году возможно повторение подобных эксцессов: еще не все авиаперевозчики, изъявившие желание работать на Урале, пришли в регион.

Лидер падения
Успех работы туроператоров в сезоне будет зависеть не только и не столько от пристрастий и активности клиентов. Участники рынка считают, что на самом деле это они решают за потребителей, кому и куда лететь. Гораздо больше их беспокоит вопрос о количестве рейсов в сезоне. В прошлом году амбиции некоторых операторов брали верх. В июле 2005го турфирмы Tez Tour и More spanavel поставили на Турцию не заявленные ранее самолеты из Екатеринбурга. Следствие - избыток перевозок.

За счет чего тогда такой высокий рост цен на турпакеты? Главным образом изза изменения стоимости авиабилетов.

Для турфирм апрель и май прошли под знаком падения спроса на Турцию. Многим компаниям пришлось снимать часть запланированных рейсов. Причин несколько. Во-первых, в апреле и мае там было холодно. Во-вторых, обычно основные продажи турпакетов весной приходились на праздники в начале мая. В этом году россияне отдыхали всего несколько дней, поэтому многие клиенты сделали выбор в пользу более позднего времени выезда за границу. Втретьих, люди оказались не готовы к росту стоимости турпакетов: по сравнению с летом-2005, цена поднялась в среднем на 100 долларов. Но цены на гостиничное обслуживание в Турции практически не изменились. «В мире шумиха по поводу птичьего гриппа, - говорит директор екатеринбургского представительства турфирмы Natalie Tours Олег Хигер. - Это отразилось на рынке. Турки планировали поднять цены на гостиничное обслуживание. Но европейские операторы скорректировали свои планы в сторону уменьшения объемов по Турции. И туркам пришлось уступить».

Падение спроса на Турцию - временное. Альтернативы этому направлению в соотношении цена - качество нет. Сравним. Цена двухнедельного турпакета в Турцию в отель 3* включая перелет сегодня стоит в среднем 600 долларов. Поездка на то же время в похожую по уровню гостиницу в Греции обойдется минимум в 600 евро, столько же - в Египет и Болгарию. За отдых в Хорватии придется отдать от 700 евро, в Испании - от 850 евро. Ни одна европейская страна, кроме Турции, не имеет две сотни километров пляжей с сотнями отелей и, что важно, русскоговорящим персоналом в большинстве из них.

Падение спроса на турецком направлении этой весной частично возместили Греция и Египет. Особенно активно продавался последний. Туроператоры не были готовы к большому числу желающих отдохнуть в этой стране. В прошлые годы в весенние и летние месяцы Египет отпугивал российских туристов жарой. Однако в этом сезоне уральцы не испугались - сказались продолжительные морозы и затяжная весна. «Популярность Греции выросла изза отложенного спроса с двух предыдущих сезонов», - добавил Алексей Чикилёв.

В этом году ситуация повторится почти во всех уральских городах, кроме Екатеринбурга и Перми. В Екатеринбурге, по прогнозам туроператоров, рост произойдет за счет других направлений.

Ежегодно рынок выездного туризма УрФО растет на 15 - 20%. В основном - летом. Как правило, за счет Турции.

- До столицы из Перми можно доехать за ночь на поезде. В самом Прикамье приобретают путевки в основном те, кто не экономит на отдыхе».

В Перми серьезного увеличения перевозок не ожидается. «Многие пермяки предпочитают покупать недорогие турпакеты не у местных турфирм, а летают из Москвы, - рассказывает Олег Хигер из Natalie Tours.

Значительная часть отдыхавших за границей уральцев в прошедшие годы уже побывала в Турции. Часть из них, выбравшая экономичный отдых в отелях уровня 3*, осталась не удовлетворена сервисом. Поэтому в этом сезоне наблюдается повышенный спрос на качественные гостиницы 4 - 5*.

Главный недостаток отдыха в Турции - отсутствие экскурсий. В летний сезон-2006 этот фактор может сыграть большую роль. «Зарубежные туры приобретают одни и те же представители среднего класса, - рассказывает директор екатеринбургской турфирмы “Мир” Сергей Бузько. - Несколько лет подряд они ездили за оздоровлением - своим и детей. Сейчас дети подросли, ходят в школу. И заботливые родители стараются к пальмам и пляжу добавить культурно-экскурсионную составляющую».

Турфирмам с меньшими финансовыми возможностями приходится искать лазейки для конкуренции. Компании осваивают экзотические направления, Европу. Здесь среди лидеров федералы - «Ривьера», «Санрайз тур», «Нева», Natalie Tours, «Инна тур». И уральцы - More spanavel, «Фонд мира», «Мир» и «Спутник».

Без суеты
В летний сезон-2005 более 80% рынка на массовых направлениях (в основном в Турцию) удерживали неуральские компании. Но амбиции федеральных и международных туроператоров еще не реализованы. Этим летом, по прогнозам, компании с турецко-российским капиталом (Odeon, Tez Tour) и чисто турецким (Pegas Touristik) завоюют более 90% рынка.

Как и в прошлый летний сезон, наблюдается повышенный спрос на европейские туры из Екатеринбурга - в Грецию, Испанию, Италию, Болгарию и Хорватию. Причины две: пресыщенность Турцией и наличие нескольких перевозчиков на европейских направлениях. Из Екатеринбурга (помимо УАЛ) регулярно в Европу летают Lufthansa, Czech Airlines, Ausspanian Airlines.

Во многом изза боязни клиентов получить не тот уровень обслуживания, на который они рассчитывают, особого горения путевок пока не наблюдается. По прогнозам операторов, массовых скидок можно ожидать в Челябинске и Тюмени, где в этом году по сравнению с прошлым увеличено количество заявок на рейсы по турнаправлениям. В Екатеринбурге на большие скидки надеяться не стоит. Наоборот, вероятен рост стоимости путевок в связи с постоянным увеличением цены топливной составляющей. Но люди все равно будут до последнего ждать горения, считает вицепрезидент Уральской ассоциации туризма Олег Аксельрод.

Экономия поневоле

За несколько дней до начала лета на туристическом рынке УрФО наблюдается относительная стабильность. Расшатать ее может, как мы уже выяснили, рост топливного сбора у базовой авиакомпании в Екатеринбурге, третьем по объемам городе на рынке России. Пока у «Уральских авиалиний» этот показатель колеблется в пределах 10 - 40 долларов. Цифры у других компаний похожи: UTair - 15 - 25 долларов, «Аэрофлот» - 10 - 35 долларов, Ausspanian Airlines - 12 евро на короткие и средние рейсы. Возможно, УАЛ не будет трогать топливные надбавки - этот общественный раздражитель. Просто пересчитает цены на билеты.

В других уральских городах подобной тенденции пока нет. Увеличение спроса на Европу относительное. Если сравнивать количество отъезжающих, турецкое направление все равно перекроет остальные вместе взятые. Только из Екатеринбурга в Турцию улетает порядка 4 тыс. человек в неделю.

В последние месяцы цены на нефть росли в основном под влиянием новостей из Ирана. Геополитические риски будут главенствовать, по всей видимости, и летом. Если Brent в течение лета подорожает на 10 - 20 долларов, на туристическом рынке возможны потрясения. Вырастет цена на авиатопливо, вслед за ней подскочит и топливный сбор у большинства авиакомпаний. Турфирмам придется пересчитывать стоимость пакетов. Увеличение цены на туры на 20% и более приведет к резкому снижению клиентского потока. На многих чартерных программах можно будет ставить крест.

Объективных причин для резкого подъема сбора нет. Котировки нефти в последние недели постоянно менялись. Цена марки Brent в начале мая поднималась до 74 долларов за баррель, но сейчас установилась на отметке 69 долларов. Июльские фьючерсы - чуть дороже 70 долларов. Субъективные причины для поднятия планки найти можно: это и траты на лизинговые операции, которые предстоят авиакомпании, и естественное желание заработать - на рынке постоянно циркулируют слухи о возможной продаже УАЛ.

В отсутствие мер со стороны государства участники рынка стараются сами изменить ситуацию - оптимизируют расходы. Например, столичная турфирма «Библио-глобус» в майские праздники с согласия авиакомпании «ВимАвиа» предложила клиентам чартеры на Кипр без питания. Отмена на бортах питания привела к уменьшению стоимости перевозки одного пассажира до 15 долларов. Подобная экономия, как считают в компании, - реальный шаг, позволяющий снизить затраты оператора в условиях удорожания топлива и выстоять в жесточайшей конкурентной борьбе. По словам сотрудников «Библио-глобус», жалоб от клиентов не поступало. Участники рынка приняли начинание компании положительно. «За одну маленькую фрикадельку в самолете - ешь ты ее или нет - приходится платить больше 200 рублей, - возмущается директор одной из турфирм. - На коротких рейсах, 2 - 3 часа, отсутствие питания вполне логично. А если хочешь “конфетку” - плати».

Массово вводить топливные надбавки авиакомпании начали в 2004 году - после существенных повышений цен на нефть. С тех пор они постоянно увеличиваются, особенно летом. Из-за этого на рынке чувствуется нервозность. Аналитики видят выход в государственном регулировании цен на авиакеросин. «Выездной туризм настолько же важен, как и въездной, - говорит Сергей Бузько из турфирмы “Мир”. - Но государство бросилось помогать только последнему. Это неправильно. Право на отдых закреплено конституцией. И надо это право материализовывать».


Главная страница :: Промышленность :: Тучи над пляжем
вывоз мусора в Москве | демонтаж в Москве
Hosted by uCoz