Главная страница :: Промышленность

Планы и кланы Люди от бога Обогащайтесь! В россии с любовью Ширпотребкредит мягкая мебель

19 мая ООО «Лекс - информационные технологии» представило генеральным и исполнительным директорам промышленных предприятий новый продукт, который разрабатывало в течение последних нескольких лет - комплексную автоматизированную систему управления промышленным предприятием КУБ (Качество управления бизнесом). Система уже внедряется в двух уральских компаниях.

Иллюстрация - Валерий Семенов

Как выбрать
Из полусотни игроков реальное влияние на рынок оказывают не больше десятка.


На рынке комплексных автоматизированных систем управления (ERP) присутствует порядка 50 игроков: около 40 отечественных разработчиков и с десяток западных. Появление еще одного, которому придется входить «с нуля», говорит о двух вещах. Во-первых, рынок ERPсистем хоть и высококонкурентный, но не насыщенный. Потребность в продуктах высока, поэтому новые игроки имеют шанс. Во-вторых, внедрение ERPсистем начал активно растущий средний бизнес (КУБ позиционируется как система, идеально подходящая для средних предприятий), хотя еще два-три года назад он об этом и не думал. Значит, сегмент ERPсистем для среднего бизнеса особенно перспективен.


Попытки сравнить ERPсистемы и определить лучшую рано или поздно заканчиваются пониманием - это нереально. Причина в широком спектре функций. Можно давать лишь грубые характеристики.


В числе отечественных лидеров назовем «Галактику», «Парус», 1С; среди иностранных - Microsoft, SAP. В основном системы для среднего бизнеса создают производители больших ERP: речь, как правило, идет о разновидности программного продукта. Так, по словам директора компании «АБ Консалт» Александра Гуревича, система для среднего бизнеса MySAP AllinOne (ее внедряет компания) с технической точки зрения идентична системе для крупного бизнеса SAP R/ Принципиальное отличие: по условиям лицензионного договора предприятие не может использовать определенные функции (корпоративное управление, управление акционерным обществом и т.д.). Вообще-то средней компании они и не нужны. Ограничение сделано для того, чтобы крупные предприятия не могли прикинуться средними и купить систему по специальной цене - в полтора раза ниже, чем на стандартное решение. По этой же причине среднему предприятию не продают более ста лицензий.

Системы обладают приблизительно одинаковыми возможностями. Чтобы не ошибиться и выбрать наиболее подходящую, нужно, определив цели внедрения, сравнить уровень открытости (способность к настройке под конкретные задачи), технологию постановки и технологичность системы, возможности настройки интерфейса, работы через интернет и интеграции с другими ПО, а также географическую и ценовую доступность консультантов.

К примеру, «1С: Предприятие» дешевле, чем продукция конкурентов, MySAP AllinOne - престижнее. Определенным ориентиром для покупателя служат мнения производителей о конкурентах. Так, директор компании «Крона КС» Алексей Андрианов делит конкурентов на две группы: «По функционалу Navision (система, которую мы предлагаем) соперничает с такими решениями, как MySAP AllinOne и Microsoft Axapta, а по цене - с российскими от «Галактики», «Паруса», «1С: Управление производственным предприятием».

На первом этапе руководство компании, детально проанализировав работу предприятия, продумав планы развития на ближайшие три-пять лет, концептуально оформляет свои пожелания и требования к системе. Создается группа внедрения. Директор компании «Прагматика» Игорь Чижов делится опытом: «В начале 2005 года у нас была создана рабочая группа из восьми человек. В нее вошли начальники подразделений, руководство компании и сторонние консультанты, которые должны были помочь нам с описанием бизнеспроцессов. На решение этой задачи у нас ушло около года».

Как готовиться к внедрению
Аксиома: чем лучше будет проведена работа, предшествующая внедрению, тем проще, дешевле и быстрей оно пройдет.

Таблица. Сравнительные характеристики ERP-систем для среднего бизнеса

На основе сформулированных требований группа готовит несколько вариантов технического задания, оценивает их в разрезе стоимость/эффективность/простота в эксплуатации/доступность консультантов, определяет, какая именно ERPсистема наиболее соответствует требованиям. На этом же этапе стоит задуматься над развитием системы и составе модулей, которые стоит закупать. Рассказывает директор информационной службы НПФ «Металл-Комплект» Юрий Грознов: «Со временем могут поменяться бизнеспроцессы компании, и тогда система должна позволять себя перенастраивать. Внедрение стоит начинать с направлений, которые напрямую влияют на оборот, прибыль компании, те участки работ, которые меньше подвержены изменениям. Какие модули стоит внедрять после, станет ясно, когда руководство начнет пользоваться системой и поймет, насколько целесообразно оснащение той или иной сферы».

Microsoft Navision

Критерии \ системы

Галактика

MySAP All-in-One

1С:УПП 8.0

Парус

Оборот компании (в год)

Понятие «средний бизнес»

10-100 млн. евро

10-100 млн. долл.

50 млн. руб.

100 млн.руб.

Количество сотрудников

-

10-100

15-100

15-200

10-250

Количество лицензий

-

15

Min.

5

10

1

15

100

Max.

25

100

100

100

1500-2000

Стоимость одной лицензии

1200 долл.

3300 евро

от 100 долл.

от 440 евро

100-300

Стоимость внедрения проекта (% от суммы, потраченной на лицензии)

100-150

100-300

100-300

100-300

от 15 000 долл.

Минимальная стоимость проекта

от 50 000 долл.

от 40 000 евро

от 2 5000 долл.

от 15 000 евро

Важнейшим этапом на стадии подготовки является тестовый прогон модели бизнеспроцессов предприятия на компьютере. Эта модель включает и требования заказчика, и возможности ERPсистемы. Заказчик сможет понять, как начнет работать компания, когда система будет внедрена. На этом этапе еще есть шанс без лишних затрат изменить требования. Руководитель отдела внедрения компании «Парус» Александр Костылев добавляет: «Также моделирование прообраза системы позволяет достаточно точно определить будущие трудозатраты на внедрение ERP».



Каких ошибок следует избегать
На Западе успешно заканчивается в лучшем случае половина проектов внедрения ERP. Официальной российской (тем более - уральской) статистики нет, но многие эксперты уверены: у нас успешных проектов еще меньше. Виной тому многочисленные ошибки внедрения. Рассмотрим самые распространенные.

Следующий шаг - анализ методов управления, которые практикуются у заказчика, и их соответствие методикам, заложенным в ERPсистеме. Система будет работоспособна только в том случае, если удастся добиться гармоничного компромисса. Затем можно переходить собственно к внедрению.

Неверное определение ценности информации. Очень важно, чтобы данных для принятия управленческих решений было достаточно. Но собирать всю информацию, ежедневно циркулирующую в компании, невозможно, а главное - не нужно. Распределение информационных потоков будет верным, если начать построение системы с верхних уровней управления и постепенно спускаться.

Проектирование ERPсистемы проходит без учета среднесрочной стратегии развития компании. В настройках системы невозможно учесть все потенциальные пути развития фирмы в ближайшем и тем более в отдаленном будущем, но стремиться к этому нужно. ERPсистемы, созданные в отрыве от перспектив бизнеса, потребуют кардинальной модернизации. Если же в системе ничего не менять, она очень скоро станет для компании обузой. Проектировать систему нужно так, чтобы ближайшие два-три года она работала без значимых изменений и дополнительных затрат.

Стоимость проекта зависит от количества лицензий, объема и сложности доработок, которые ИТкомпании придется внести в систему, а также от количества автоматизированных направлений (сколько модулей вы приобретете). При этом лицензий может быть мало, а модулей много и наоборот. Обычно при расчете проекта заказчик оценивает стоимость лицензии, настройки и оборудования. Однако это далеко не все, на что потребуются деньги. Придется потратиться на консультирование, сопровождение, а также внедрение доработок. Собственно на ИТ (лицензии, настройку, кодировку, обучение персонала работе с системой и инфраструктуру) расходуется порядка 40% бюджета проекта. Остальные 60% съедает консалтинг (организационные изменения, поиск персонала и его обучение, etc).

Недооценка стоимости внедрения. Часто без детального предпроектного исследования бизнеспроцессов предприятия подрядчик только приблизительно может назвать стоимость внедрения. Отсутствие точной цифры - большой риск: некомпетентность и (или) лукавство подрядчика могут начать накручивать стоимость проекта. Бывает и так, что сумма в договор закладывается, но берется с потолка. Потом «непредвиденные» расходы проходят как дополнительные работы для одних и дополнительные траты для других. Роста стоимости проекта внедрения можно избежать, если провести детальное обследование предприятия. Заказчики обычно экономят на этом, а зря.

Неверная оценка экономической эффективности внедрения ERPсистемы. Расчет экономической эффективности внедрения ERPсистемы - самый неоднозначный и сложный вопрос. Потратив десятки, сотни тысяч долларов, компания не может подсчитать выгоды вложения.

Неоптимальное соотношение между реинжинирингом бизнеспроцессов и доработкой системы. Руководство компании, внедряющей ERPсистему, рискует впасть в две крайности: начать менять все бизнеспроцессы и подчинять их требованиям системы или наоборот - потребовать кардинальной перестройки выбранной системы под себя. В первом случае велик риск того, что система, созданная в расчете на кардинальную перестройку, вообще не будет использоваться. Принципиальные изменения бизнеспроцессов трудно приживаются. Совершенствовать систему управления компанией лучше эволюционным путем. Во втором случае ERPсистема теряет надежность и «хорошо автоматизирует плохие бизнеспроцессы». Истина, как всегда, где-то посередине.

Отдача от внедрения зависит не от ERPсистемы, а от того, насколько эффективно она используется. Еще одна крамольная мысль: ERPсистема вообще не приносит дополнительной прибыли. С ее помощью можно оптимизировать деятельность компании, сделать ее более гибкой, прозрачной и управляемой, повысить эффективность используемых ресурсов, показать резервы, открыть новые направления деятельности. В какой-то момент все это элементарно позволит компании выжить на рынке. Но когда речь идет о выживании, уместно ли говорить об окупаемости?

И этому есть две причины. Во-первых, если нет точных показателей работы предприятия до и во время внедрения, то не с чем сравнивать. Если же у руководства есть вся информация, тогда становится непонятно, зачем что-то внедрять. Вторая причина заключается в том, что далеко не всегда управленческое решение адекватно полученной с помощью системы информации. Директор компании «Бизнес дизайн» Роман Женило: «Система, проанализировав всех поставщиков, показала, что оптимальней всего работает компания А. Но директор выбрал менее эффективного поставщика Б: там работает его брат, сват или друг».

Дополнительные материалы:

В подготовке материала участвовал Юрий Немытых

Охватывает все сферы деятельности компании: управление запасами, закупками, производством, продажами, розничной торговлей и персоналом, расчеты с персоналом, управление денежными средствами, бюджетирование, планирование, бухгалтерский и налоговый учет.

Что такое ERP-система
Enterprise Resource Planning (планирование корпоративных ресурсов) - система комплексного управления предприятием и финансового анализа текущих бизнеспроцессов. Изначально программные комплексы были ориентированы на управление промышленным предприятием, но сегодня их успешно используют в торговле, в сфере услуг и т.д.

Сама по себе ERPсистема инструментом для принятия управленческих решений не является, она лишь поставляет необходимую для этого информацию.

В основе лежит принцип создания единого хранилища данных, содержащего всю бизнесинформацию предприятия, получить которую может любое количество сотрудников компании, обладающих соответствующими полномочиями. Собрав в базу и обработав первичные данные деятельности предприятия, система выдает аналитику в виде отчетов, графиков и прогнозов.


Алексей Андрианов, директор компании «Крона КС»:


Кто кого
Уральские поставщики ERPсистем все как один дают оптимистические прогнозы развития рынка. Единого мнения нет по ключевому вопросу - кто будет играть первую скрипку: поставщики иностранных или отечественных решений, федеральные или местные игроки


Александр Гуревич, директор компании «АБ Консалт»:


- Мы продаем ERPсистемы уже более трех лет. По нашей оценке, рост рынка составляет 80 - 100% в год. Увеличивается и число конкурентов. Если три года назад работало всего три компании, то сегодня их около десяти. Следует сказать о жесткой конкуренции региональных компаний с московскими и питерскими. Для федеральных поставщиков ERPрешений наш регион представляется этаким Клондайком времен освоения Дикого Запада. Обладая большим, чем региональные компании, опытом и добавляя столичного лоска при продажах, они успешно завоевывают клиентов. Однако, несмотря на рост числа конкурентов, места пока хватает всем. У местных поставщиков есть все шансы занять лидирующие позиции на рынке.


Владимир Фишелев, директор компании «Парус»:


- Развитие российского и уральского рынков ERPсистем будет зависеть от того, как и когда страна будет вступать в ВТО. Этот шаг даст российским предприятиям возможность наладить эффективное сотрудничество с западными или выгодно продать им компанию. В обоих случаях наличие на предприятии известной на Западе ERPсистемы - существенное преимущество для местной компании. Шанс, что мы вступим в ВТО в 2007 году, достаточно велик, а значит, рынок вырастет в разы - от 100 до 500%. Причем в первую очередь спросом будут пользоваться западные разработки, а вот местным производителям придется нелегко.


Сергей Осадчиков, генеральный директор компании «ГалактикаУрал»:


- Ажиотаж вокруг зарубежных систем на рынке проходит. На мой взгляд, у них только одно реальное преимущество: их внедрение повышает инвестиционную привлекательность компании в глазах иностранцев. Еще два-три года назад этот факт был большим минусом для российских ИТкомпаний. Но сегодня ситуация изменилась: отечественные разработчики развивают свои продукты, получают зарубежные сертификаты качества, участвуют в партнерских программах с зарубежными компаниями. Имидж отечественных систем растет. А соотношение цена - качество у нашей продукции лучше. Поэтому я прогнозирую увеличение на рынке доли российских производителей.


Есть мера в вещахУшедший год стал, возможно, последним годом существенного роста абонентской базы в сотовой связи. По данным агентства ACM-Consulting,совокупная база российских операторов увеличилась почти на 52 млнабонентов (до 125,8 млн человек). Это рекордный показатель: в 2004-м,например, ее пополнили 38 млн пользователей. В Уральском регионе(Свердловская, Челябинская, Курганская, Пермская, Оренбургская,Тюменская области, включая Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий АО) на конец 2005 года количество абонентов превысило 18 миллионов (рост за год - 8,1 миллиона).

Знаете ли вы, что если поместить на поздравительные открытки тексты SMS-сообщений,отправленных 8 марта абонентами только одного федерального оператора,то каждый адресат получил бы около двух десятков открыток? SMS (ShortMessage Service) - сегодня самая популярная неголосовая услугав сотовой связи. Именно сегмент дополнительных неголосовых услугVAS (Value Added Services) будет в ближайшей перспективе формироватьдоходы операторов. Прирост абонентской базы, снижающийся по меренасыщения рынка, перестает автоматически наращивать благосостояниеигроков.

2006-й принесет углубление тенденции. Уровеньпроникновения сотовой связи в России перейдет отметку 100% (результатна начало года - 88,3%). Сегодня, по оценкам ACM-Consulting,в регионах в среднем он составляет 78%, на Урале - 79%. Географияподключений смещается из крупных областных городов в небольшиенаселенные пункты. Кроме того, счет идет уже на «копейки»: по данныманалитического агентства «Маркетинг-Бюро»,в 2005 году доля низкобюджетных (малоговорящих) абонентов составилав притоке около 85%. Это ведет к снижению средней выручки операторас абонента (ARPU).

Между тем темпы прироста базы снижаются. Еслив 2004 году количество пользователей в целом по России выросло на 104%,то в 2005-м - всего на 70%. На Урале торможение еще заметнее: годовойперепад - со 146% до 81%. Заметим, что расклад по операторамнеравномерен. Причин несколько: и стаж работы оператора в регионе,и репутация торговой марки, и активность маркетинговой политики.Наибольший прирост показали Билайн (112%, четверть от общего числа«новичков» в регионе) и Сотовая Связь МОТИВ (удвоение абонентской базы- 431 тыс. новых абонентов). На 80% увеличили клиентскую базу Мегафони Utel, на 68% - МТС.


По мере исчерпания роста абонентской базы как основногоисточника увеличения доходов, операторы сотовой связи обостряютконкуренцию в сфере дополнительных услуг. «Иду на вы» превращаетсяв «иду на VAS». Формы конкуренции - расширение ассортимента услуги повышение их качества.

Еще одна причина падения доходов сотовиков - миграция абонентов от оператора к оператору. По оценкам «Маркетинг-Бюро»,индекс миграции по итогам года на Урале достиг 35% (+10% к прошломугоду). Если вступит в силу право абонентов сохранять при сменеоператора номер телефона, миграция в погоне за более дешевымии привлекательными тарифами еще возрастет.

На Урале доля дополнительных услуг в общей структуревыручки операторов неуклонно увеличивается. Результат по итогам года:у Билайна - 14%, МегаФон-Урала - до 13%, МТС-Урала - около 10 - 12%, у Сотовой Связи МОТИВ - 20%.


SMS-атакаОбщий объем российского рынка дополнительных услуг составил в 2005 году, по данным аналитического агентства iKS-Consulting,около 1,5 млрд долларов. Рынок продемонстрировал 40% роста по сравнениюс 2004 годом и принес 13% от общей выручки услуг сотовой связи.По доходности сегмент пока отстает: так, операторам Восточной ЕвропыVAS приносит, по оценкам, 20 - 25%.

Новые технологии прибавляют SMS популярности. Сейчас сообщения можно послать не только с мобильного телефона, но и с интернет-сайтов операторов связи, а также принимать и отправлять их по электронной почте. Операторы ввели SMS-пакеты - предоплату определенного количества сообщений, причем цена устанавливается оптом на весь пакет.

Услуга SMS и все, что с ней связано, обеспечиваетпорядка 45% доходов операторов от VAS. Причина - простотаиспользования, удобство, вошедшее в привычку. «Среди клиентов естьнастоящие фанаты такого вида общения. Некоторые абоненты в месяц могутотправлять по две-тритысячи сообщений. Абсолютный рекорд по Уралу пока принадлежит жителюЧелябинска: более четырех тысяч», - отмечает коммерческий директоркомпании «Вымпелком» (торговая марка «Билайн») по Уральскому региону Андрей Пятахин.

Значительную часть сервисов операторы предоставляют совместно с контент-провайдерами,которых насчитывается в России более 20 Серьезных из них околодесятка, они, по данным J’son & Partners, и держат 62% рынка страны.

Второе направление использования SMS - контент-услуги. По оценкам iKS-Consulting, в 2005 году российский рынок контент-услугсоставил примерно 300 млн долларов. Тем не менее, по словам менеджерапо связям с общественностью Уральского региона оператора Билайн Анны Айбашевой, доход от SMS-общения примерно втрое превышает доход от SMS-контента.

Интерактивные SMS-проекты раскручивают ТВ и радио. К примеру, на одной из екатеринбургских станций с помощью SMS-запроса можно узнать время проигрывания любимой композиции. SМS-голосование становится не только формой обратной связи, но и прибыльным бизнесом для организаторов всяческих реалити-шоу: аудитория этих зрелищ на SMS не скупится.

В структуре контент-услугзагрузка мелодий и картинок составляет, по оценкам J’son &Partners, наибольшую долю. Но она уменьшается: с 40% в первом квартале2005 года до 31% - в третьем. Росту спроса мешает низкое качествоинформационных продуктов и, как следствие, накопившийся негативный опытих использования. Ожидается рост популярности Java-игр, общения и знакомств, бизнес-приложений (переводчиков, ежедневников).

Дорогая передача
Среди других видов дополнительных услуг поднимается спрос на передачу данных (WAP, GPRS). По данным iKS-Consulting,в первой половине 2005 года по сравнению с тем же периодом 2004-госегмент вырос более чем в 3,5 раза. Этому содействует резкое увеличениеколичества GPRS-пользователей - в 2,5 раза, до 10 миллионов россиян за год. Коммерческий директор МегаФон-Урал (ЗАО «Уральский Джи Эс Эм») Андрей Ибрагимовобъясняет причину: «Это обусловлено в том числе и обновлениеммодельного ряда сотовых телефонов - все современные аппараты уже имеютподдержку подобного рода услуг. Представления абонентов о возможностяхсвоего телефона растут, общий уровень мобильной грамотностиповышается». Руководитель отдела по связям с общественностью группыкомпаний «Связной» Елена Ноготкова подтверждает:«Если в 2004 году эти функции поддерживало 75% телефонов стоимостью150 у.е. и выше, то к концу 2005-го доля их достигла 95%, а ценаснизилась до 80 у.е.».

SMS останется неотъемлемым элементом мобильных системсвязи третьего поколения и будет обеспечивать основной доход сотовыхоператоров в сфере VAS. Но развиваются и другие неголосовые услуги.

На зрелых западных рынках дополнительные услугивыступают существенным источником доходов операторов сотовой связии инструментом в конкурентной борьбе. В доходах российских операторовдоля VAS достигнет, по прогнозам, в 2007 году 22 - 24%. Популяризацияуслуг на базе WAP, GRPS - процесс небыстрый. По словам управляющегопартнера группы компаний DIVIZION Павла Караулова,«мобильный телефон остается статусным предметом. Российские покупателивыбирают его не по возможностям, а по внешнему виду. В результатеиспользуется только 40% функций аппарата».

Как отмечает Константин Капорский, заместитель генерального директора «ОАО Сотовая связь Башкортостана» (компания работает в стандарте IMT-MC450, ориентированном на более высокие скорости передачи данных и услугина этой основе), объем переданных/полученных данных приносит компании5 - 6% дохода, а SMS-услуги- только 1,7%. По его словам, растет спрос на создание на базе сетипередачи данных VPN - выделенных закрытых сетей: «Существенным факторомстановится высокая защищенность сотовой сети и, следовательно,соблюдение конфиденциальности при передаче данных».

Благодарим операторов за предоставление информации по количеству абонентов.

Операторы сотовой связи уже сейчас готовы предложитьвысокотехнологичные и разнообразные неголосовые услуги. Их внедрение и,соответственно, рост доли в доходах зависит не в последнюю очередьот готовности потребителей их использовать. На смену некоторыхпривычек, обучение технологиям уходит иногда больше времени, чемна разработку инноваций.


Главная страница :: Промышленность :: За vas
вывоз мусора в Москве | демонтаж в Москве
Hosted by uCoz