Главная страница :: Промышленность

Атомный ренессанс В удмуртии игорного бизнеса нет Любовь в стиле hi-tech Когда согласья нет Расплата за долги Что бог подал Уверен — обгоняй Просмолить урало-поволжье Белую реку на «черный поток» мягкая мебель

Самую большую в истории Урала партию контрафактных дисков, более 300 тыс. единиц, изъяли в конце апреля в Свердловской области сотрудники правоохранительных органов. Такого результата милиционеры добились с помощью в апреле же созданного свердловского представитель-ства Некоммерческого партнерства дистрибьюторов (НПД). Объединение крупнейших производителей фонограмм и поставщиков аудио- и видеопродукции заинтересовано в сокращении количества «пиратских копий» на российском рынке. Оно помогает найти правообладателей и запросить у них информацию о стоимости интеллектуальной собственности.

- Андрей Порубов

Пиратство касается в основном аудиовизуальной и мультимедийной продукции. Как правило, диски производят в центральных регионах России, в Екатеринбурге их фасуют и переправляют в торговые точки по всей Свердловской области, а также в соседние Тюменскую и Челябинскую области. В столице Среднего Урала выявлен подпольный цех комплектации поддельных видео- и аудионосителей, на территории которого обнаружено более 200 тыс. единиц пиратской продукции стоимостью свыше 5 млн рублей, еще 100 тыс. единиц изъято в других городах области.

По дороге в ВТО
По мнению начальника отдела УБЭП ГУВД Свердловской области Бориса Булдакова, главные помехи для вступления России в ВТО - несоблюдение прав интеллектуальной собственности и огромные объемы контрафактной продукции. Сейчас доля контрафакта, по разным данным, составляет в стране от 70 до 90%.

Для отличия качественного диска от подделки введена специальная контрольная марка. Она наклеивается на каждый экземпляр легальной продукции, выпускаемой участниками НПД. В Свердловской области будет работать оперативная группа НПД. В ее задачи входит проведение контрольных закупок контрафактных дисков, а также фиксирование фактов продаж с использованием технических средств и свидетельских показаний. Сразу после такой операции продавцу вручается претензия, в которой сообщается о нарушении права на интеллектуальную собственность. Как показывает опыт Москвы, нередко с нарушителями заключается соглашение о досудебном регулировании спора, по которому продавец обязуется прекратить торговлю контрафактом и выплатить компенсацию. В противном случае НПД обращается с иском в арбитражный суд. Тогда сумма штрафа может достигнуть 5 млн рублей.

Наиболее активен в борьбе с пиратами «Первый канал». (Неслучайно в ходе последней операции в Екатеринбурге изъяты пиратские копии произведенных им фильмов «Бумер2», «Добрыня Никитич» и «Охота на пиранью».) Развернута большая пропагандистская кампания. Например, при МВД РФ создан специальный центр по сбору информации о появлении пиратских копий фильма «Охота на пиранью» с многоканальным телефоном горячей линии.

Борис Булдаков считает, что правоохранительные органы должны получить возможность конфисковать не только саму контрафактную продукцию, но и средства ее производства: «Эта мера не позволит пиратам вернуться на рынок, так как стоимость оборудования оценивается в миллион долларов».

Дешево и сердито
При подготовке материала мы пообщались с двумя представителями рынка аудио- и видеопродукции Екатеринбурга (оба согласились побеседовать только на условиях анонимности). По их мнению, уровень реализации пиратской продукции зависит от степени благосостояния территории и ее жителей. К примеру, Екатеринбург - город относительно богатый, и здесь без особых трудностей можно организовать оптовую торговлю лицензионной продукцией. Рецепт борьбы с пиратами у наших собеседников прост: «Нужно всех сотрудников правоохранительных органов, которые с этого кормятся, поставить к стенке, тогда проблема отомрет сама собой». Впрочем, они же отмечают, что с уровнем внедрения интернета пиратство может переместиться в глобальную сеть (в Екатеринбурге, по неофициальным данным, уже действует несколько серверов, которые позволяют скачать любые фильмы и мелодии без оплаты услуг их создателям). При этом государство лишится части доходов, поскольку сегодня пираты все же платят налоги и таможенные сборы (при покупке сырья): вы хоть и покупаете в ларьке пиратский диск, но получаете кассовый чек.

Отец науки управления Питер Друкер считал ответственность перед обществом одной из восьми ключевых сфер жизни компании (наравне с инновациями, прибыльностью, производительностью), в отношении которых должны быть установлены ясные цели. На Западе грамотная политика в этой области дает значительную прибавку к капитализации предприятия, повышает его репутацию в глазах потребителей и деловых партнеров. Исследование университета DePaul, проведенное в 2002 году в США, показало: показатели компаний, включенных в рейтинг лучших в отношении бизнесэтики «Business Ethics Best Citizen companies», на 10% выше, чем у других входящих в индекс 500 Standart & Poors.

Иллюстрация - Сергей Айнутдинов

Снять проблему дефиниций пытаются Российский союз промышленников и предпринимателей, Ассоциация менеджеров России, различные международные фонды («Евразия», CAFРоссия, Агентство США по международному развитию). Так, Ассоциация менеджеров провела серию исследований и выявила три основные точки зрения предпринимателей на корпоративную социальную ответственность. Первая: это - производство качественных товаров и услуг, уплата налогов и создание хорошо оплачиваемых рабочих мест. Вторая включает также вложения в развитие внутренней и внешней среды бизнеса с целью повысить его устойчивость в долгосрочной перспективе. Третья - предприятие стремится получить репутацию социально ответственного, учитывает общественные ожидания и активно участвует в формировании высоких общественных стандартов.

Для российского бизнеса оценить подобный эффект социальных программ невозможно - просто потому, что само понятие социальной ответственности размыто. Власти разумеют под ним одно (причем каждый чиновник выставляет счет, руководствуясь собственными критериями), бизнес - другое (но платит при этом по всем счетам).

Чтобы понять, во что компании вкладывают деньги, как их социальная политика согласуется с международными стандартами, требованиями властей различных уровней и интересами общества, мы начинаем проект «Социальная ответственность бизнеса: стратегические интересы бизнеса, власти и общества».

Этот, третий, подход исповедует пока узкая группа крупнейших компаний. Они рассматривают социальную ответственность не только как «обязаловку» перед государством, но и как инвестиции, приносящие отдачу и способные обеспечить устойчивое развитие в долгосрочной перспективе. Основные направления вложений - обучение персонала, охрана здоровья и безопасные условия труда, природоохранная деятельность, развитие местного сообщества, внедрение добросовестной деловой практики. Объемы средств составили, по оценкам Ассоциации менеджеров России, в 2003 году около 500 млн долларов, сегодня эти суммы в несколько раз выше. Значительная доля уральских предприятий. Так, УГМК планирует инвестировать в социальные программы около 3,5 млрд рублей до 2008 года, СУАЛ ежегодно тратит на них более 1 млрд рублей, а Магнитогорский металлургический комбинат - около 700 млн рублей.

О задачах социальной отчетности и практике российских компаний в этой области читайте интервью со старшим менеджером отдела бизнесконсультирования компании KPMG (Москва) Галиной Ефремовой.

Открывает серию публикаций разговор о социальной отчетности - казалось бы, завершающем этапе процесса. Выбор объясняется тем, что для проведения здоровой социальной политики нужен режим постоянного диалога между обществом, властью и бизнесом. Обратная связь необходима: иначе все сведется к хаотичному возведению церквей и сомнительным с точки зрения эффективности «подачкам» на благотворительность. По отчету можно увидеть, существует ли в действиях компании система, готова ли она к диалогу.


Главная страница :: Промышленность :: Вопросы, требующие ответов
вывоз мусора в Москве | демонтаж в Москве
Hosted by uCoz