Главная страница :: Промышленность

Сгущение паутины Протезы для современника Пермякам нужна центральная россия Ноу проблем Хаб ожидания Рынок ополовинили Дайте городу шанс Ifc занялась энергоэффективностью Господа оформители мягкая мебель

Тот человек стар, который считает, что ему нечему учиться. Эту фразу часто произносят в стране, известной прочными традициями, многовековой цивилизацией и консерватизмом. Старейшее европейское государство Великобритания, возможно, именно так борется со своим историческим возрастом - обновляясь и омолаживаясь постоянной учебой граждан, развивая и совершенствуя систему образования.

- Марина Романова

В марте Британский совет (организация, которая представляет культуру и образование Великобритании во многих странах мира) организовал пресс-тур по университетам и колледжам для журналистов, победивших во всероссийском конкурсе на освещение образовательной темы. Так мы смогли увидеть воочию, чем сильно английское и шотландское обучение. В англо-саксонском мире все построено на четком измерении результата. Актуально понятие внешней оценки: студентов оценивают не только представители своего учебного заведения, но и других университетов. Я тоже попытаюсь дать внешнюю оценку - всей образовательной системе Велико-британии, которая нам интересна не просто сама по себе, но как некий эталон. Что реально привить на российской почве, а что вряд ли на ней прорастет? Моя «внешняя оценка» ориентирована на наши собственные интересы.

На карте мира время от времени появляются новые образовательные лидеры, например, в последние годы заговорили о Сингапуре и Южной Корее. Американская система привлекательна для многих ориентацией на практический успех. Германская известна качественной подготовкой специалистов ручного труда. Российская до сих пор сохраняет славу фундаментализма. Однако вот уже много десятилетий неизменно одной из лучших в мире признается система образования Великобритании.

О структуре. Начинается образование с 2 - 3летнего возраста. Отметьте разницу: первый этап там считается образованием, и он обязателен. Поступление на следующие уровни предполагает экзамены: в начальную школу (с 7 - 8 до 13 лет), в среднюю школу (с 13 до 16 лет). Сначала обучение проходит без особых нагрузок: много походов в лес, слушания птиц и составления гербариев. Тех, кому не нужно дальнейшее образование, система не вводит в стресс от того, что они не могут или не хотят учиться серьезно. Зато тем, кто думает об образованном будущем, последние два года приходится сильно упираться.

Британский триколор
У стран бывает свой цвет. Великобритания мне запомнилась сочетанием густой зелени (газонов в городах, лугов и лужаек в сельской местности, в том числе зимой), низкого серого неба и темных краснокирпичных домиков. По мнению ректора Вустеровского университета (центральная Англия) Дэвида Грина, особенности британского образования, делающие его привлекательным для повторения, тоже «трех цветов»: стройная, четкая организационная структура; высокое качество, которое складывается из содержательной модели и системы оценки; надежная, проверенная временем схема финансирования. Успех процесса взращивания - как газона, так и образованной нации, - в триединстве: система, уход и постоянство.

Университеты Великобритании практически все - государственные. Среди школ частный сектор составляет 20%. Уже упомянутый ректор Дэвид Грин торопился после беседы с российскими журналистами забрать дочку из школы. Какой? Конечно, частной. Чем она лучше государственной? Программы те же, но обучение индивидуальное. Если в обычном классе 28 - 30 учеников, то в частном - 10 - 16, и каждому достается больше внимания педагогов. В этом схожесть с российской частной школой. Отличие же в том, что условия обучения отнюдь не «тепличные», а наоборот: контроль жестче, спрос строже. «Чтобы сидели и работали, а не на попе по коридору катались», - последовал экспрессивный комментарий строгого англичанина.

После получения среднего образования сразу же отправляться за высшим невозможно, требуется пройти предуниверситетскую подготовку: одногодичный foundationcourse или двухгодичный Alevel. Поступление в вуз проходит без экзаменов, по результатам подготовительного курса, сейчас в основном через интернет. Уровни обучения: бакалавр, магистр, доктор. Система, к которой вынуждены адаптироваться страны, подписавшие Болонскую конвенцию, исходит именно с британских островов, так что здесь не замечено никакого болезненного «болонского синдрома», им перестраиваться не надо. Бакалавров учат три года, экономя время и деньги. Те действительно не обладают «лишними» знаниями, зато готовы к практической деятельности. В магистры идут лишь склонные к научной деятельности, серьезному постижению предмета. Их меньше, чем бакалавров, зато и уважение в обществе к ним выше, как и зарплата. Курсы МВА длятся один год, в отличие от распространенных в Европе и у нас двухгодичных. Стать их слушателем можно лишь с опытом работы.

Между тем врачебные специальности - одни из самых престижных и высокооплачиваемых, поступить в медицинские колледжи чрезвычайно сложно. Почти наравне с ними по рейтингу идут такие направления, как экономика, высокий менеджмент. Инженерные специальности в последнее время сдали позиции: страна все больше переводит собственное производство в чужие земли. Зато бурно развивается иная индустрия - креативная. У нас еще и понятие такое не сформировалось, а в Великобритании это самое востребованное направление.

Креативная индустрия
Одним из моих первых британских впечатлений, еще в аэропорту Хитроу, стал вид двухмесячного младенца с непокрытой головкой и болтающимися голыми ножками, в то время как мама (приличная молодая женщина) была в шапке и сапогах. В столице Шотландии Эдинбурге запомнились шагающие гуськом по свежевыпавшему снегу школьницы в гольфах и коротких юбках. Может быть, в закалке причина того, что продолжительность жизни в Соединенном королевстве на 12 лет выше, чем в России? Британцы мало знакомы с простудами, и с ОРЗ к врачам не обращаются: организм должен справляться сам.

Последний из упомянутых университетов мы посещали в День спецэффектов. Студенты развлекались тем, что придумывали и воплощали в самых разных техниках «приколы», если порусски. Чьято фантазия породила причудливую зверушку, а трехмерный принтер сделал выдумку материальной. Ктото одевал манекен в немыслимые наряды, кто-то соединял сороконожку с ракетой. Оказывается, подобное приятное времяпровождение имеет, кроме обучения, и вполне практический смысл. В 20 километрах от университетского городка расположился «британский Голливуд»: группа киностудий. Такие уникальные кадры, как полеты и превращения Гарри Поттера, его друзей и врагов, трюки Бэтмена и трансформации героев «Матрицы», спецэффекты фильма «Александр» делались именно здесь - преподавателями и студентами Хэртфордского университета. Партнером учебного заведения является и местная гостиница, выполненная в стиле хай-тек: номера оформляли студенты, на чем, кстати, заработали около 60 тысяч фунтов стерлингов.

В университете Вустера действует Центр цифровых искусств. Курс графии в Стевенсонколледже Эдинбурга считается лучшим в стране, здесь огромный конкурс. На факультете креативных и культурных технологий Хэртфордского университета (графство Хэртфордшир, близ Лондона) занимаются анимацией, звукозаписью, промышленным дизайном и модой. Как в России каждый вуз берется за выращивание юристовэкономистовпсихологов, так в Британии наблюдается креативный бум. «Самый быстро развивающийся сектор экономики сегодня - виртуальная реальность, кинематограф, медиатехнологии: такие специалисты требуются повсюду», - говорит ректор Хэртфордского университета Тим Вилсон. Вряд ли у нас будет иной путь.

Университет как градообразующее предприятие

О Хэртфордском университете и его социальной роли расскажу подробнее. Городок Хэтфилд, где он находится, был известен крупными заводами авиа и приборостроения, которые закрылись лет десять назад. Местечко испытало те же трудности, что и многие уральские города, утратившие градообразующие предприятия. Возрождение экономики началось в том числе благодаря университету. Сейчас сюда подтягиваются новые компании международного ранга (такие как TMobile), при этом они учитывают, каких специалистов здесь готовят. Идут и обратные процессы: университет реагирует на потребности близлежащего региона, каждый год появляются три-четыре новые специальности. Учебное заведение дает работу местным жителям, которые также пользуются его инфраструктурой, например, посещают спортивный комплекс с бассейном, десятком спортзалов и скалолазной стенкой.

Начинался же столь современный факультет с традиционной школы искусств, рассказывает его декан Крис Макинтайр. Подобные школы в России до сих пор готовят многочисленных художников академической направленности, познающих азы современных визуальных техник кустарным способом. Два года назад начала действовать партнерская программа между британским университетом и Высшей школой дизайна (Москва), теперь специалистов в области креативных технологий с помощью педагогов Хэртфорда будут готовить и в России. Справедливости ради надо отметить: у нас есть свои козыри. Например, уровень подготовки дизайнеров одежды в Уральской архитектурной академии высоко оценивают по мировым стандартам. Американцы и немцы выражают желание учиться в Екатеринбурге, да вот беда: не знают рус-ского языка…

Научить не «что», а «как» думать
«Слушатель» - понятие для современного образования устаревающее. Сегодня актуально не пассивное потребление знаний, а активное их постижение и завоевание. Поэтому значительная часть учебного времени приходится на самоподготовку.


Свой статус университет получил в 90е годы, и его называют новым. «Дело в том, что Англия - страна с традициями, и лишь лет через 300 нас перестанут так называть», - классически поанглийски шутит ректор. И продолжает серьезно: «Сами о себе мы говорим - университет нового стиля. Мы пытаемся создать новый тип образования, а не копируем других, даже лучших». Важное замечание, учитывая, что неподалеку находятся Кембридж и Оксфорд. Под новым стилем Тим Вилсон имел в виду, вопервых, ориентацию на самые современные специальности, вовторых, новую систему взаимоотношений с бизнесом, когда все учебные программы разрабатываются совместно с предприятиями, в-третьих, прогрессивные образовательные методики.

Руководитель отдела инновационных технологий университета Питер Билан так формулирует цель отдела: сочетание классических методов обучения с электронными. Интересуюсь: не перестают ли студенты ходить на лекции? «Никто не заставляет их посещать ни лекции, ни компьютерные залы. Мы просто организуем доступ как к одному, так и к другому источнику. Благодаря современным технологиям расширяются возможности личного общения педагогов и студентов. Недавно преподаватель экономики провел эксперимент: он полностью заменил лекционный курс виртуальным, а контактные часы были потрачены на дискуссии и семинары. Это оказалось очень эффективным, результаты учебы улучшились». Волнуюсь: не снижается ли роль преподавателя? По ответам самих студентов убеждаюсь в обратном: возрастает. Педагоги не замучивают их нудными «парами», лекции превращают в эксклюзивные выступления, где сконцентрированы и знания, и личное человеческое обаяние.

В Хэртфорде нас познакомили со студентом Теодором (то есть Федором) Савельевым, региональным менеджером компании Мвидео. Его учебный день проходит так. С утра - несколько часов работы за компьютером в своей комнате: студенты вуза имеют доступ к материалам, где бы ни находились, благодаря программе study net. Затем пара лекционных часов, семинарские занятия, тренинги. Вечером вновь работа за компьютером, теперь уже в ресурсном центре (огромной модифицированной библиотеке, где помимо книг, традиционных источников информации, установлено 800 компьютерных станций). Можно заниматься и ночью, ресурсный центр открыт 24 часа в сутки.

А тема была очень актуальная: с использованием любых медиатехнологий сделать продукт, стимулирующий граждан участвовать в выборах. Жаль, не дождались мы результатов.

Впрочем, я не уверена, что столь высокая ставка на самостоятельность (недели самоподготовки, огромное количество «свободных» от лекций часов, когда к этим самым лекциям нужно готовиться) способна прижиться на российской почве: у нашего студенчества в своей массе иной менталитет. Да и преподаватели не готовы кардинально измениться. Зато убеждена: в проекте «Под давлением», который мы наблюдали в действии в Вустеровском университетском колледже, наши ребята имели бы успех. Управляющий центром цифровых искусств Пол Хейзел дотошно объяснял: «Мы пытаемся смоделировать экстремальную ситуацию, когда проект, на который обычно уходит несколько недель, нужно выполнить максимально быстро. Задание было получено вчера утром, сегодня к вечеру должно быть сдано». Знал бы он, что для наших героев подобный учебный «экстрим» почти норма.

Учебные модули постепенно вытесняют жесткие комплексные программы. Если несколько человек поступили на один факультет, одну специальность, их пути по аудиториям очень быстро могут разойтись: каждый определяет собственный набор предметов. Параллельно с классическими дисциплинами студент может изучать и современные направления. Начав обучение, например, с политологии, завершить его бизнескурсом, а курс менеджмента соединить с любыми дисциплинами. В итоге чем больше и шире окажется набор освоенных предметов, тем выше будет его выпускной рейтинг. Кстати, о рейтингах.

Другая современная черта методики обучения - тесная связь с практикой. В Великобритании популярны сэндвичи: и как пища, и как учебные курсы. Сэндвич-курс - это один год работы между двумя годами учебы. Возможны и иные временные варианты: пять недель постижения теории - пять недель проверки ее на практике. Система организации учебного процесса гибкая, умеет приспосабливаться. Важно лишь, чтобы, работая, студенты продолжали учиться.

Любопытный нюанс: оцениваются не только знания, но и общественная позиция. Активность дает приличную фору при поступлении в вуз или устройстве на работу. К примеру, в Шотландии есть освобожденная должность - председатель студенческого совета колледжа или университета. В течение года этот человек представляет лицо вуза: крайне престижно, важнейшая строчка в резюме. Членство в спортивных командах, особенно лидерах национальных лиг (многие университеты гордятся спортивными достижениями) также повышает рейтинг учащихся.

«А» с плюсом

А, B, C, D, I, F, G - это, как известно, начало английского алфавита, а также система оценок в школьном британском образовании. Школы, как и университеты, заинтересованы в успеваемости учеников: от этого напрямую зависит их рейтинг, а следовательно, и финансовое состояние. Искусственно же поднять успеваемость сложно: действует двойная, а то и тройная система оценок. Школьникистуденты оценивают друг друга (групповая оценка), их знания и умения оценивают педагоги (внутренняя оценка), а также представители нескольких посторонних учебных заведений (внешняя оценка). 300 тысяч родителей составляют советы школ - вот еще мощная оценочная структура, общественная. Существует и государственная оценка, ее выставляет Агентство по обеспечению качества образования. Критерии федерального уровня очень жесткие, это та основа, которой следует соответствовать в обязательном порядке.

Ключевые показатели, на которые ориентируются рядовые британцы, близки российским. Для школ это процент учеников, поступивших в престижные высшие учебные заведения. Для университетов - уровень дохода выпускников в первый год самостоятельной жизни. Разница в том, что такие данные собираются официально, информация открыта и доступна.

Внешний экзамен проходят как учебные курсы, программы, так и сами учебные заведения. Постоянно составляются рейтинги вузов по разным основаниям, но пятерка лидеров из года в год одна и та же. Это Кембридж, Оксфорд, Империал колледж, Лондонская школа экономики, Эдинбургский университет. Впрочем, бытует мнение, что «плохих» высших учебных заведений в Великобритании нет. Практически каждое имеет свою изюминку, будь то мирового уровня лаборатория исследования пыльцы, как в небольшом Вустеровском университете, огромный технопарк в университете Саутгемптона или просто редкая специальность.

Русские в Британии

«Русских студентов мало, но они хорошие». Так можно коротко выразить то, что рассказывали нам о молодых россиянах в Великобритании. Каждый год «на острова» приезжает на учебу 600 тысяч человек.

Что же считать результатом образовательной системы в целом, по каким критериям ее оценивать? Может быть, по уровню жизни общества? Или по числу нобелевских лауреатов (в Великобритании их 72, больше, чем в других странах в расчете на душу населения)? Или по количеству иноземцев, предпочитающих учиться именно здесь?

Разные пути и цели приводят россиян в Соединенное Королевство. Дмитрий Сер из Москвы живет в Эдинбурге уже три года: сначала языковой колледж, теперь - Эдинбургский университет. У отца собственное дело в строительной сфере, сыну это кажется скучным, он хочет стать музыкальным продюсером. «Папа направляет меня, контролирует, но решаю я сам». Семья оплачивает его учебу, а проживание (примерно половина необходимых средств) парень взял на себя. Работал в магазине, сейчас устраивается в японский ресторанчик. Если студенты трудятся не более 20 часов в неделю, их заработок не облагается налогом. Дима - британский старожил, он и думает уже по-английски, но книги читает русские. Скучает же больше всего по привычной еде. Ему не нравится, как питаются местные жители. Однажды в Бирмингеме увидел «родные» пельмени, на радостях купил сразу два с половиной килограмма. Где будет жить после окончания учебы? «Наверное, в России». Хотя в Шотландии, переживающей демографический кризис, действует программа «свежий талант»: гражданин любой страны может остаться здесь после учебы на два года.

В перечне государств, «экспортирующих» сюда студентов, РФ занимает одну из нижних позиций. Лидируют Испания, Германия, наращивает присутствие, как и в других сферах, Китай. Исходную подготовку наших ребят оценивают высоко, особенно знание математики: на первых порах многим удается сдавать предмет «автоматом» благодаря стараниям российской школьной системы. Земляки легко адаптируются к новым образовательным методикам, охотно участвуют в дискуссиях, чем выгодно отличаются от представителей азиатских стран, в менталитете которых - беспрекословное подчинение старшим по возрасту и статусу, а не спор с ними. «Вот только понимания того, как устроен и работает бизнес, россиянам не хватает, видимо, не заложено еще в генах», - замечает Дэвид Грин.

В Москву не пустили - страшно за дочь. А Екатеринбург, где готовят специалистов по выбранному профилю, или Эдинбург - все равно, знакомых нет ни там, ни тут. Решили, что Британия - надежнее. Хотя, конечно, несравненно дороже.

Полина Первушина - из Оренбурга, из семьи дизайнеров, продолжает династию. Типичная «домашняя девочка», и как родители отправили ее в такую даль? Оказывается, из соображений безопасности.

В ближайших номерах мы расскажем о финансовой структуре британского образования и о формах взаимосвязи обучения и бизнеса.

А вот москвичке Марии Навротской повезло - она получила грант от «Кока-Колы» и учится бесплатно. Как и Дана Галиева и Асель Жиенбаева: родное государство, Казахстан, оплачивает обучение за рубежом трем тысячам сограждан. Марина Сухих из Благовещенска проходит подготовительный курс в курортном городке Торке в одной из школ сети English First и уже подбирает место для дальнейшей учебы. Интересна судьба Александра Гончарова. Высшее образование он получил в России (МГУ, физик-теоретик), понял, что эта область из-за дороговизны не имеет перспектив в родной стране, и приехал на юг Англии, в Саутгемптон, с 300 фунтами в кармане. Поступил в аспирантуру и закончил ее, попутно зарабатывая на учебу. Свое будущее он связывает с Британией. В отличие от Александра Лохова из Москвы, Карины Ильясовой из Саратова и других, кто учится менеджменту и предполагает начать собственное дело. Те считают: «В России куда больше простора для действий».

Для себя я определил Александра Неклессу как человека, который рушит перегородки в наших головах. Так случилось, что этих перегородок, меж которыми мечется свободная по природе мысль, у каждого из нас, прошедшего путь от развитого социализма до либерального консерватизма, понастроено неприлично много. Мы все полюбили выражение «на самом деле», вставляя его в каждый тезис как последний аргумент. «На самом деле» - это только то, как повернулась мысль в тесном лабиринте нашей собственной головы. Как есть «на самом деле» в жизни, знает только ее Создатель и в какой-то мере те, кто умудрились освободить свои головы от рабства штампов, интеллектуальных пошлостей и привычек. Среди этих людей, несомненно, Александр Неклесса - заместитель генерального директора Института экономических стратегий, член бюро научного совета «История мировой культуры» при президиуме РАН. Мы предлагаем два интервью с ним. Первое посвящено новой мировой элите, строящей свой новый мир. Второе (оно появится в ближайших номерах) - технологиям, с помощью которых она это делает.

- Николай Боченин

- Это новый господствующий класс, явивший себя миру где-то на пороге 70х годов прошлого века. Это держатель интеллектуальных и управленческих активов, оператор финансовых ресурсов, творец стратегий, проектировщик высоких геоэкономических и геополитических технологий. Новый класс - преемник деятелей знаменитой «революции менеджеров». Он торгует на мировом рынке призрачным товаром - символическими деньгами и многочисленными производными глобальной биржи, долгами и информационно-коммуникационными концептами, идеологией СМИ, знаниями, образованием и многими другими клонами социогуманитарных технологий, включая искусство современного управления и стратегирования.

Творцы стратегий
- Александр Иванович, вы недавно представили публике книгу «Люди воздуха». Кто это?

- Давайте проследим, как это произошло. Суть революции менеджеров в том, что управленец, а заодно и финансовый оператор, постепенно перенимали бразды правления у собственника, начиная «свою игру». Сейчас в России мы видим нечто подобное. При этом на смену управленцу прежнего типа - администраторубюрократу - приходит человек, уделяющий приоритетное внимание не столько самому производству, сколько совокупной эффективности предприятия, во многом связанной в наши дни со сложными схемами движения финансов, информацией, другими нематериальными активами. То есть особыми формами капитала: интеллектуальным, символическим, социальным, культурным, человеческим…

- «Революция менеджеров» была в моде в 60х годах прошлого века, но за последние десятилетия все как-то приутихло. Казалось, революция кончилась. Получилось интереснее: она родила новый класс?

- Иными словами, «новый класс» вытесняет старую добрую буржуазию. И мы, похоже, опять впереди планеты всей: ни доброй, ни старой буржуазии у нас толком не сложилось, а «людей воздуха» как нигде много…

Новый интеллектуальный класс приватизирует власть, причем власть всякую - и политическую, и экономическую. Ибо он понимает власть как способность распоряжаться будущим, производя и внедряя ментальные и социальные коды действия, задающие нормы, целеполагание и смысл существования общества. Сегодня властвовать - все чаще означает держать первенство в индустрии идейного и семантического производства. Здесь, кстати, истоки внутренней мощи «оранжевых» и иных цветных революций, безотносительно от внешней поддержки, которую в той или иной форме на деле получают все стороны.

В течение XVII - XVIII веков сословие буржуа выиграло битву за право определять курс истории. Теперь мы видим, как уходит в прошлое его доминирование, порожденное эпохой индустриальной экономики. Реально определять будущее человеческого сообщества стремится другая структура - новый класс управленцев и стратегов, представителей четвертого сословия или новый интеллектуальный класс.

- «Люди воздуха» - это четвертое сословие, вытесняющее сословие третье, то есть буржуа. Напомню, что систему трехсословного общества около тысячи лет назад сформулировали в средневековой, сословной Европе епископы Адальберон Ланский и Герард Камбрейский. Чуть позднее заговорили также о сословии четвертом. К нему относили ростовщиков, шулеров, лицедеев (говоря современным языком, представителей шоу-бизнеса) - людей, «выходящих за рамки», преступавших сословные и традиционные запреты.

Кто и как придумывает деньги
- Новый класс приватизирует экономическую власть. Но это власть какой-то иной природы, чем привычные формы капитала, власть над рабочей силой, природной рентой или иным традиционным источником экономической прибыли?


В России второй половины 80х годов прошлого века, в СССР, на арену выходила генерация людей, которую в целом можно охарактеризовать как прообраз российского постиндустриального класса. Эта социальная страта, уже тогда изломанная и частично коррумпированная, достаточно быстро нащупала путь к рычагам власти, однако взять ее в свои руки так и не сумела, а сдала другой группе элиты, основой деятельности которой стала «трофейная экономика» и различные схемы перераспределения природной ренты.

Но современная экономика - конечно же, не игра в куклы, и вообще она все больше отходит от привычного образа промышленного производства. По-настоящему большие деньги сегодня не зарабатываются на рынке, они придумываются, организуются или крадутся. Это и есть специфический источник прибыли нового класса.

- Пожалуй, да. Прибыль в наши дни начинает поступать из принципиально новых источников, а все «дымящее» отправляется в Китай, который на глазах превращается в мастерскую мира XXI века. Китай, вместе со всей совокупностью Восточной Азии, начнет делать все материальное для всех. Делает Китай, а продает потребителю в той или иной форме - не всегда Китай. В США кукла Барби стоит 12 долларов, а в Киргизии - 1, хотя и та, и другая made in China, и упакованы они в одинаковые коробочки.

- Весьма красноречиво об этом свидетельствует драматичный разрыв между долями физических и нематериальных активов в совокупной капитализации фирм. Уже на пороге нового миллениума их соотношение составляло примерно 80% к 20% в пользу нематериальных активов. То есть компании могут обладать схожей бухгалтерской стоимостью (основными фондами, физическими активами), но при этом их рыночная стоимость (капитализация) будет отличаться в разы. Причем подобный разрыв просчитывается по индексу капитализации не только объектов «новой экономики» (то есть преимущественно по NASDAQ), но и в среде достаточно традиционных корпораций (по индексу Dow Jones).

- «Придумывание денег» - в этом слышится что-то мистическое, если не сказать масонское… В чем реально проявляется глобальная экспансия «людей воздуха»?

Более того, сегодня можно успешно капитализировать и продать предприятия с нулевой и даже отрицательной доходностью. Например, в сфере СМИ. Ибо помимо финансового капитала, заметную роль приобретают интеллектуальный, социальный, символический капиталы. Для России их роль в активах корпорации очевидна. Например, дефицит социального капитала (суммы связей, которыми обладает корпорация) может привести к очень серьезным проблемам…

Привычная экономическая пирамида переворачивается: индустриальное производство, промышленный «хард» (аппаратная часть, инженерные технологии) постепенно превращается в своего рода придаток современной экономики. А основная стоимость концентрируется в сфере нематериального производства. И люди, управляющие этим «софтом», в возрастающей степени определяют доходность, капитализацию, а главное - стратегическое будущее бизнеса.

- Корпорация новой элиты задает основные правила экономической игры на планете. Например, финансовые и экономические замыслы современной элиты заметно повлияли на природу денег. Появились «новые деньги». Старые были «особыми вещами» - монетками, банкнотами, векселями, кредитом, будучи обеспечены ликвидностью либо иными материальными активами банка или государства. Но взгляните на современную американскую банкноту - чем обеспечена она? Ни сокровищами форта Нокса, ни собственностью США, да и вообще, строго говоря, это не продукт американского казначейства. Ее обеспечение - определенный символический капитал, мощь США и «шестого американского флота». Федеральная резервная система США - это, пожалуй, первое значительное постиндустриальное производство XX века.

- На каких примерах можно увидеть, как работают постиндустриальные технологии нового интеллектуального класса в экономической сфере?

Симпатичный компаньон
- Новому классу, как и всякому другому, нужна если не партиярулевой, то какаято организационная форма, связывающая его представителей в единый социальный слой. Что роднит «людей воздуха»?


Или возьмем технологию глобального долга, которая превращается, по сути, в рутинную систему контроля над мировыми финансовыми и ресурсными потоками, системами национального потребления. Вот только прибыль, эдакая квазирента, при этом добывается не из земли, как в классической политэкономии, а «из воздуха». Далее - технология управления рисками: искусство управления кризисными ситуациями, страхования национальных, региональных и глобальных рисков с оформлением данного вида деятельности системой соответствующих международных институтов. То же можно сказать о перспективах глобальной налоговой системы (ее прообраз виден в схеме Киотского протокола).

Схожий феномен я нередко называю «амбициозной корпорацией». Но имейте в виду: для многих деятельностных и организационных форм, которые мы сегодня обсуждаем, нет адекватных понятий. Так что «амбициозной корпорацией» можно называть и глобальные корпорации, и неформальные клубы различного уровня влияния, и религиозные и этнические сообщества, движение антиглобализма… К ним же тяготеют разнообразные криминальные структуры и организации террористические, выстраивающие алгоритмы деятельности по собственным правилам глобальной игры за будущее. И порой, будучи не в состоянии конструктивно менять реальность, они в прямом смысле подрывают ее…

- Некогда то, что объединяло людей в устойчивые социальные структуры, называлось кастовостью. Затем сословностью, потом классовым чувством. Как будет опознаваться новая форма разделения людей в ситуации с постиндустриальным классом - поживем, увидим. Может быть - симпатией. Это глубинное понятие, употреблявшееся в свое время теми же алхимиками (одними из первых представителей «четвертого сословия»), обозначает не только некое эмоциональное состояние, но и метафизические совпадения внутренних ценностей. Сегодня некоторые эффективно действующие предприятия организуются по принципу симпатии основных компаньонов и распадаются с разрушением подобной гармонии. Это своего рода пластичный «холдинг людей», сумма их формальных и неформальных контрактов.

- У российской политической элиты сегодня в моде идея превращения нашей «оффшорной олигархии» в национальную буржуазию, а чиновничества - в высокоэффективный аппарат госуправления. Судя по тому, что вы говорите, мы опять мыслим в какой-то другой плоскости и ставим задачи, которые жизнь уже не ставит…

Амбициозные корпорации проявляются преимущественно в действии, а не в социальных текстах или ярлыках. Поэтому ряд процессов современного мира приобретает анонимный характер, что, кстати, косвенно указывает на дефектность привычной социальной картографии, неполноту сложившегося еще в прошлом или даже позапрошлом веке категориального аппарата и теоретических схем политологии.

Элитный коктейль - поколение «П»
- На такой «карте» место России в целом понятно…


- Здесь главный вопрос - характер нашей элиты. Но прежде чем говорить об этом, нужно понять реальное место страны на общей карте мира, сложившейся к началу третьего тысячелетия. Из этого будут ясны ключевые задачи, стоящие перед нами, а из них - степень соответствия российской элиты вызовам времени. Если очень коротко, то сегодня в мире создается некая замкнутая глобальная конструкция, на нижнем этаже которой находится добыча природных ресурсов, над ней - промышленное освоение этих ресурсов, далее - производство интеллектуального сырья, еще выше - высокотехнологическое производство. Над этим производственным комплексом возводится финансовая надстройка, которая аккумулирует процентную дань. Наконец, на самом верху находится «штабная экономика», строящая глобальную эмиссионно-налоговую систему и осуществляющая масштабное управление рисками. Эмиссионную - в виде фактической мировой резервной валюты, а налоговую - в форме глобальной дани, которая определенным образом выплачивается значительной частью государств, к примеру, в рамках системы перманентного глобального долга.

- Но криминальной элита не может быть долго, даже явные террористы Хамаза, пришедшие к власти, ищут благообразности…

- К началу XXI века Россия заняла нишу среди стран-производителей природного сырья и полуфабрикатов, так что основу богатства страны составляют природная рента и ее модификации. Деградации экономического и социального статуса можно найти много объяснений. На протяжении XX века в стране происходило последовательное «выпалывание» современной социальной культуры, начатков самоорганизации и пассионарных личностей. В итоге образовался мир, лишенный искр гениальности и плохо совместимый с глобальной революционной ситуацией. Когда же исчезла разделявшая Восток и Запад стена, то в России наиболее пассионарной частью общества оказалась полу и прямо криминальная субкультура. В итоге мы получили собственный элитный коктейль - поколение «П» из представителей спецслужб, их многочисленной, разветвленной агентуры и в той или иной степени криминализированной субкультуры. При всем различии этих людей, у них есть одно общее свойство - это «люди тени», воспитанные в духе «подполья».

Очевидно, что сегодня у России нет национального «смыслового каркаса», отсутствует позитивное проектирование ее исторической судьбы, что, конечно же, не исключает определенных замыслов и политических интриг правящего слоя. По-прежнему, хотя и глуше, слышны разговоры об удвоении ВВП, экономических и административных реформах, «национальных проектах», повышении зарплат бюджетникам, борьбе с инфляцией. На практике, однако, это не приводит ни к сокращению высокого уровня смертности, ни к ликвидации резкого разрыва в уровнях доходов населения, ни к росту его социальной активности.

- Элита вообще не может быть криминальной, ибо она мыслит метафизически. Криминализируясь, элита перестает быть таковой, поскольку утрачивает контроль над смыслами. А ее главная задача - стратегическое управление обществом, то есть искусство рождать смыслы, образы будущего для себя и тех, кого она ведет. Карл Манхейм в свое время писал: «Существование элиты определяется не жаждой власти отдельных индивидов, а общественной потребностью в исполнении стратегических функций особо квалифицированными людьми». Например, коррупция - это не взяточничество. Это недопустимое расширение пространства рыночных операций, то есть внутреннее разрушение социального текста и личности. И одновременно специфичная и примитивная система управления. Однако деградировавшая личность не может улавливать ритмы истории и создавать целостное, долгосрочное целеполагание, она блюдет свои шкурные интересы, видит в политике только интригу и в результате проигрывает перед игроками с «длинной волей», иным жизненным горизонтом и стратегией. Этот дефицит личностей и смыслов, к сожалению, проявляется в сфере государственного управления, политической философии, стратегической мысли…

- Да, и здесь за последние десятилетия также произошли интересные и столь же революционные события. Но давайте о научных и прикладных достижениях в области управления, которые взял на вооружение «новый класс», поговорим в следующий раз - это отдельная и большая тема…

- Но ведь мало «новому классу» сорганизоваться, сплотиться, надо еще стать конкурентоспособным, владеть всем спектром постиндустриальных управленческих концепций и технологий…


Главная страница :: Промышленность :: Воздушный лик земли
вывоз мусора в Москве | демонтаж в Москве
Hosted by uCoz