Главная страница :: Промышленность

Ifc занялась энергоэффективностью Господа оформители Наследники мюнхгаузена Либерализм с двойным дном Черный ящик расшифрован Why not, mister sobyanin? В одном ряду с парижем Новая модель оптового рынка Деньги без счета мягкая мебель

Построить сложно только первый завод, считает президент ОАО «Макси-Групп» Николай Максимов. На площадках своей компании он сносит старые мартены и строит современные электросталеплавильные производства. За основу взята зарубежная концепция строительства сети минизаводов там, где есть сбыт и сырье. Реализовав эту идею, «Макси-Групп» может стать «законодателем мод» на металлургическом рынке. Риски высоки: традиционные для России вертикально-интегрированные холдинги, имея собственную сырьевую базу и гарантированные рынки сбыта, стоят в заведомо более выигрышном положении. Но Николай Максимов оптимистичен.

Николай Максимов
- Андрей Порубов


- Бизнесом я занялся в 1991 году. Взяв в банке кредит на 75 тыс. рублей, мы с супругой Татьяной создали семейное частное предприятие «Никтан». Как часто бывает в таких ситуациях, занялись куплей-продажей того, что пользовалось повышенным спросом: мебельной заготовки, древесины, бумаги. Весь кредит был пущен в дело, денег не было даже на то, чтобы отремонтировать разбитую «Волгу». Первые полгода ездил на трамвайчике.

Занять полмиллиона
- Николай Викторович, до последнего времени о компании «Макси-Групп» было мало что известно. Расскажите об истории создания бизнеса.

В то время мы занимались не только металлургией. У нас были завод крупнопанельного домостроения, «Свердловскметрострой». Вели многоэтажное строительство, успели даже построить и сдать одну станцию метро в Екатеринбурге. В состав нашей компании входили такие крупные строительные тресты, как «Уралстальконструкция», «Востокметаллургмонтаж», «Урал-алюминстрой». География бизнеса была обширна.

В 1994 году по очень небольшой цене купили контрольный пакет Ревдинского завода обработки цветных металлов, в 1996-м - контрольный пакет акций Ревдинского метизно-металлургического завода, в 1997-м - Нижнесергинского металлургического завода. Все они, кроме Ревдинского завода ОЦМ, находились в стадии банкротства. Производства были старые: мартеновский способ выплавки стали, прокатные станы 1916 года. В Нижних Сергах не было газа, а в качестве энергоносителя использовался дорогостоящий мазут.

- Неметаллургические?

В 2001 году мы поняли, что всем заниматься невозможно. Нужно или инвестировать в производство, чтобы постоянно быть первым на рынке, или проигрывать его конкурентам. В 2002 году мы продали все непрофильные активы.

Мы провели большую подготовительную работу: сталеплавильный комплекс - это сердце и основная затратная часть в металлургии. Прокатные мощности строятся гораздо проще и быстрее, не более полутора лет. Производство продукции более высокого передела разместится в Свердловской области на четырех площадках: в Ревде, Нижних Сергах, Березовском и Алапаевске.

- Да, металлургическое направление было выбрано приоритетным, и мы начали активно инвестировать в его развитие. А попросту - сносить старое оборудование и строить производство с нуля. В Ревде мы построили первый в России минизавод. Сначала в планах было возведение сталеразливочного комплекса производительностью 700 тыс. тонн. Через полгода мы поняли, что сможем построить электросталеплавильный комплекс мощностью в 1 млн тонн стали в год и даже заложить инфраструктуру на два цеха-«миллионника».

- В основном - кредиты в крупных российских кредитных организациях: Альфабанке, Внешторгбанке, Сбербанке. Общий объем привлеченных средств под инвестиционную программу сегодня составляет 500 млн долларов.

- Откуда деньги берете?

- В этом не было необходимости. С 2004 года мы формируем отчеты по МСФО.

- Столь внушительные объемы кредитования предполагают прозрачность бизнеса. Но до последнего времени вы особо деятельность не афишировали.

Название проекта

Таблица. Инвестиционные проекты компании Макси-Групп

Объем инвестиций, млн долларов

Проектная мощность

Срок окупаемости

Сроки реализации

1 млн тонн стали в год

Строительство электросталеплавильного цеха№1 г.Ревда

2002-2005 годы

217

Строительство электросталеплавильного цеха№2 г.Ревда

4 года

150

1 млн тонн стали в год

4 года

ввод - 30 июня 2006 года

до 1 млн тонн стали в год

Строительство электросталеплавильного цеха№3 г.Березовский

ввод - 31 декабря 2007 года

220

Строительство электросталеплавильного цеха№4 г.Н.Серги

Не указывается

250

1,5 млн тонн стали в год

4 года

июль 2007 года - декабрь 2009 года

115

Реконструкция мелкосортного прокатного стана 250 г. Н.Серьги

3 года

8 марта 2006 года

500 тыс. тонн в год

Левая нитка

500 тыс. тонн в год

Правая нитка

Строительство прокатного цеха г. Березовский

30 июля 2006 года

150

1 млн тонн катанки в год

Не указывается

Пуск первой нитки - декабрь 2006 года,

Строительство трубопрокатного цеха№1 г.Ревда

Второй - май 2007 года

Общий объем - 1000

450 тыс. тонн труб (диаметром от 48 до 177 мм) в год

Общий срок - 4 года

Ввод - август 2008 года

500 тыс. тонн труб (диаметром от 178 до 426 мм) в год

Строительство трубопрокатного цеха№2 г.Ревда

Строительство электрометаллургического завода г.Алапаевск

Ввод - апрель 2009 года

2653

До 2 млн тонн в год (горячекатаный лист, штрипс, оцинкованый лист, изделия из листового металла)

4 года

Ввод - 2011 год

Мини снова в моде
- В чем основная идея создания сети минизаводов?


С выходом на рынок ценных бумаг в мае 2005 года информация о нас стала доступна в СМИ. В соответствии с положением ФСФР «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» все существенные факты обнародуются на сайте.

- Направление - лом или руда?

- Она ничем не отличается от аналогичных концепций, получивших развитие в Европе, США и странах Юговосточного региона. Идея предполагает строительство предприятий в развитых промышленных регионах, где есть сырье и высокий потребительский спрос. Аналогичный пример в Европе - фирма братьев Рива: в 90-е годы они начали строительство электростале-плавильных заводов, которые сейчас выпускают 25 млн тонн сортового проката и листа. Основное наше отличие: мы системно развиваем сырьевую часть бизнеса.

- Лом - самое дешевое сырье, и для нас оно основное. Вокруг будущих минизаводов создаем сеть вторметов: ломозаготовительных и ломоперерабатывающих предприятий по всей стране. Поскольку наши печи могут работать на любом металлсодержащем сырье, не исключаем работу и на первородном с использованием технологии прямого восстановления железа.

- Ваши конкуренты - Магнитка, Мечел, Северсталь, ЗапСиб. Какими преимуществами обладает сеть металлургических минизаводов по сравнению с традиционными для России вертикально-интегрированными холдингами?

У нас есть понимание, что стальное производство, основанное на руде, позволит добиться выпуска более качественной стали. Но это пока перспектива. Сейчас важно закончить металлургические проекты.

- Кто ваши потребители?

- Основное конкурентное преимущество - гибкая технология, реагирующая на потребности рынка, короткая производственная цепочка. На минизаводах оптимально используется железнодорожный транспорт: для доставки металлолома и отгрузки готовой продукции применяются одни и те же вагоны. Немаловажна и сравнительно небольшая численность персонала, задействованного в производстве: со вспомогательными работниками не более 2 тыс. человек. Поскольку технология на минизаводах типовая, можно вести ротацию кадров: готовить на одних предприятиях и отправлять работать на другие. Мы уже накопили опыт привлечения и обучения персонала.

Темпы роста экономики в России - 6 - 7% в год. Строительство, машиностроение покажут аналогичную динамику.

- Порядка 30% сортового проката берет Свердловская область, остальная продукция идет по всей стране: в Московскую область, центральный регион, Сибирь. Основные потребители - строительная индустрия и машиностроение. В начале 2005 года мы начали предлагать товарную заготовку, и ее охотно покупают все ведущие трейдерские фирмы, в том числе «Стемкор» и «Трансмет». В планах - организовать сети торгово-складских площадок и сервисных центров по всей России.

В зависимости от уровня востребованности продукции мы и будем строить заводы. Например, в условиях острого дефицита железнодорожных вагонов будущий листопрокатный завод в Алапаевске мог бы предложить продукцию Уралвагонзаводу, доля которого в российском производстве вагонов - 61%. Из листа нашего качества можно изготавливать и цистерны для перевозки нефтепродуктов, и трубы.

В Свердловской области темпы развития строительства - 16%. Значит, продукция электросталеплавильных заводов будет востребована. Речь идет в первую очередь о сортовом прокате и листе общего назначения.

- И какой будет мощность производства, скажем, через пять лет?

В мире ярко выражена динамика мирового роста производства стали - 6% в год, порядка 60 млн тонн. Места нам в любом случае хватит.

Быстрее, выше, сильнее
- Недавно в прессе появилась информация о том, что вы готовы расстаться с частью бизнеса, вплоть до 70% акций.


- Самая пессимистическая программа к 2011 году - 12 млн тонн стали в год. Оптимистическая - около 18 миллионов. Рынок растет. В 2005 году российское производство стали составило 64 млн тонн. В 2010м, по прогнозу министерства экономического развития и торговли, оно увеличится до 75 млн тонн. На этот процент роста мы и хотим дополнительно давать продукцию.

Такова одна из возможных моделей, могут быть и другие варианты. Например, вхождение банков в уставный капитал. Большой интерес наша программа вызывает среди западных инвесторов, фондов и компаний. Приезжали представители деловых кругов, том числе трубных компаний Италии, Германии, Китая. Вложения в российский бизнес стали привлекательны, предложения поступают регулярно.

- Сразу скажу: мы исключаем продажу бизнеса «Макси-Групп», но открыты к сотрудничеству - как с финансовым инвестором, так и со стратегическим партнером. Теперь про продажу 70% акций. Имелся в виду трубный проект, который планируется реализовать в Ревде. Мы можем начать его на паритетных условиях со стратегическим партнером. В дальнейшем, когда бизнес станет устойчивым и увеличится его капитализация, возможна продажа части трубного бизнеса для инвестирования в новые проекты «Макси-Групп». Трубное направление не специфично для минизаводов, поэтому такой сценарий уместен. Для всех других проектов в этом нет смысла.

- Работа с акциями - вопрос перспективы. С выходом на фондовый рынок предприятие поднимается на более высокий уровень, приобретает новый статус. Компания должна соответствовать этому.

- IPO планируете?

- Какое производство станет для вашей компании основным - сталеплавильное, прокатное, трубное?

В 2008 году, когда полностью закончится строительство в Ревде и Березовском, мы будем готовы к размещению акций (думаю, не более 25%).

- Есть ли у вас планы экспортировать продукцию?

- Как посмотреть. С точки зрения добавленной стоимости наибольший интерес представляет производство труб. Если говорить об объемах, приоритет будет отдаваться сортовому прокату: в этом сегменте минизавод имеет наибольшее конкурентное преимущество перед металлургическими комбинатами, хотя добавленная стоимость здесь ниже.

- Известно ли вам о планах других компаний строить минизаводы?

- Внутренний рынок для нас в приоритете, но цена и качество продукции позволяют нам выйти на любые рынки.

По прогнозным оценкам, в первом полугодии 2006 года ОАО «Уралмашзавод» (Екатеринбург; входит в дивизион ОМЗ-Уралмаш компании «Объединенные машиностроительные заводы») впервые за три года должно выйти на безубыточный уровень производства (по итогам 2005 года убытки составили 168 млн рублей, на 47% меньше показателя предыдущего года). Для среднеуральского машиностроения это станет знаковым событием: шоковая терапия, ввергнувшая в коллапс российскую промышленность, в том числе и Уральский завод тяжелого машиностроения (УЗТМ), наконец дала положительные результаты. После десятилетия структурных преобразований Уралмаш возродился как конгломерат ряда специализированных компаний, и, несмотря на отсутствие госзаказа, удерживает свои сегменты рынка и даже захватывает новые.

- Андрей Порубов

Ловить не больше двух зайцев
До начала 90-х годов на УЗТМ работало 35 тыс. человек, завод производил продукцию самого широкого спектра - от бурового оборудования и танковой артиллерии до колбасы и сковородок. В 1992 году в результате акционирования часть производств УЗТМ выделилась в самостоятельные бизнесединицы. В 1996-м, к моменту вхождения Уралмаша в состав ОМЗ, численность работающих сократилась до 14 тыс. человек, объем производства механоизделий упал до 43 тыс. тонн (в 1987 году, наиболее успешном для предприятия, выпущено 336 тыс. тонн). Основная причина кризиса типична для российского машиностроения: резкое сокращение заказов со стороны металлургов, горняков, энергетиков. Но УЗТМ имел и свою «ахиллесову пяту» - отсутствие специализации на конкретном виде продукции, что закладывало высокую себестоимость и неконкурентоспособную цену уралмашевских изделий. На этом фоне Новокраматорский машиностроительный завод, субсидируемый правитель-ством Украины, превратился в сильного прямого конкурента УЗТМ.

В 2005 году Уралмашспецсталь впервые получила прибыль.

Для вывода Уралмаша из кризиса руководство ОМЗ решило сосредоточиться на двух направлениях деятельности: индивидуальном производстве оборудования (металлургического, нефтегазового, горного, атомного и подъемнотранспортного) по инжинирингу заказчика, а также валков холодной и горячей прокатки. Для этого реструктурировали управление предприятием: создали фирмы по видам выпускаемой продукции, объединившие конструкторов и менеджеров по продажам. С 2001 года на заводе началось выделение непрофильных бизнесов: транспортных услуг, связи, ремонта оборудования, энергоснабжения, производства инструмента и т.д. Решили и давнымдавно назревшую проблему - в особый бизнес выделили производство металлургической заготовки. Так появился завод Уралмашспецсталь. Несколько лет новое подразделение работало в убыток (раньше убытки ложились на конечную продукцию УЗТМ, поэтому борьбой с браком металлурги серьезно не занимались).

«Быть лучшим во всем невозможно», - парируют менеджеры предприятия. И приводят пример гиганта восточноевропейского машиностроения чешский холдинг Skoda. После резкого падения спроса в 1999 году он оказался на пороге банкротства, в процессе реструктуризации было выделено 19 самостоятельных бизнесединиц с 44 продуктовыми линиями. Проанализировав пути развития, руководство Skoda решило сконцентрироваться на 24 продуктах, продав остальные.

Сейчас на территории промплощадки Уралмаша действуют более 40 предприятий с общим числом работников 10,6 тысячи. Руководство Свердловской области считает нынешнюю ситуацию не иначе как развалом предприятия. «Сегодня на территории завода работает пять независимых компаний. И работают в большинстве своем неудовлетворительно, - заявил губернатор Эдуард Россель. - Что такое реализация продукции на 3 млрд рублей? Ничего. Уралвагонзавод выдает продукции более чем на 30 миллиардов. Чувствуете разницу? Мы сейчас ищем компании, которые взялись бы за объединение завода, восстановление Уралмаша в том виде, в котором он был. И это главная наша цель».

Еще пять лет назад крупнейшие западные машиностроительные компании активно вытесняли Уралмаш с российского рынка металлургического оборудования. Если УЗТМ, не имея оборотных средств, предлагал металлургам контракты на основе предоплаты, то европейские конкуренты - кредитование на льготных условиях, лизинг с оплатой поставляемой техники продукцией, которая на ней же и будет изготавливаться.

В обойме
В сравнении с советскими временами падение производства на УЗТМ действительно выглядит значительным. Но следует признать: Уралмаш активно адаптировался к рыночным условиям, осваивал выпуск современной конкурентоспособной продукции, что спасло его от полной остановки производства, как это случалось с другими гигантами тяжелой промышленности. В отличие от производственного вала советских времен сегодняшнее оборудование изготавливается здесь по принципу специализации, под конкретные запросы потребителей, по индивидуальным проектам, с применением гибких схем реализации.

А сотрудничество с ОАО «Северсталь» показало, что как производитель металлургического оборудования Уралмашзавод готов подтвердить конкурентоспособность собственной продукции. В 2005 году екатеринбуржцы отправили на меткомбинат самую современную МНЛЗ. Немного раньше - кожух для доменной печи. Сейчас изготавливается еще один кожух, на этот раз для самой мощной в мире домны - «Северянки». Также на Северсталь в этом году отгрузили мощнейший в мире литейный кран грузо-подъемностью 520 тонн и стоимостью 2,5 млн долларов.

«Сегодня ОМЗУралмаш превратил западные компании в партнеров, - отмечает директор по качеству Уралмашзавода Анатолий Тарнаев. - Те заключают контракты с отечественными меткомбинатами, а Уралмаш в рамках этих соглашений выпускает оборудование. Включившись в международные производственные цепочки, предприятие не только сохраняет свой сегмент рынка металлургического оборудования, но и осваивает новые технологии. Так на заводе изготавливаются две машины непрерывного литья заготовок (МНЛЗ) для Трубной металлургической компании по базовому инжинирингу немецкой компании SMS Demag».

Для преодоления разрыва между инжинирингом и производством в этом году создан дивизион ОМЗУралмаш. В рамках этой структуры заводской проектноконструкторский отдел будет усилен конструкторами дивизионов ОМЗДробильноразмольное оборудование и ОМЗКран, в том числе московского ВНИИПТМаш. Объединение конструкторов Уралмашзавода и Ижорских заводов в дивизионе ОМЗГорное оборудование и технологии уже ликвидировало давнюю конкуренцию екатеринбуржцев и питерцев в производстве тяжелых карьерных экскаваторов: совместно создана современная модель ЭКГ1500 - достойный ответ американской фирме Harnischfeger.

Уже в ВТО
Основные задачи, стоящие сегодня перед менеджментом Уралмаша, - усиление инжиниринга, продолжение модернизации производственных мощностей, продвижение продукции на международные рынки. До начала 1990х годов УЗТМ не имел самостоятельного опыта продаж, в том числе и заграничных: экспортом заводского оборудования занималось государство. При этом продукция в основном не продавалась, а распределялась по политическим мотивам среди социалистических и развивающихся стран. Сегодня реализацией уралмашевского оборудования посредством участия в тендерах занимаются несколько продуктовых фирм ОМЗ. Последние победы в конкурсах: поставка горного оборудования для Лебединского и Михайловского ГОКов, запчастей к шагающим экскаваторам в Индию. Уральские машиностроители фактически работают по правилам Всемирной торговой организации. «Российский рынок тяжелого машиностроения давно открыт для зарубежных конкурентов, ограничений для них - никаких. А мы работаем без всякой государственной поддержки. Для Объединенных машиностроительных заводов вступление России в ВТО - чистая формальность», - подчеркивает Анатолий Тарнаев.

Советский гигант УЗТМ остался в прошлом. Дивизион ОМЗУралмаш пока не сопоставим с ним по масштабам деятельности. Но современное предприятие демонстрирует навыки работы в условиях мировой конкуренции, показало способность внедрять инновационные разработки и готовится к серьезному увеличению присутствия на рынках тяжелого машиностроения.

Из программы модернизации предприятия отметим крупнейшую реконструкцию сталеплавильного производства и один из важнейших инвестиционных проектов машиностроительного комплекса Свердловской области - введение в 2001 году в эксплуатацию установки печьковш. Для улучшения качества валков внедрена закалочная установка Klesid, печи для низкотемпературного отпуска валков, новые вальцшлифовальные станки фирмы Herkules, модернизированы станки Waldrih Siegen и Hoesch. Перевооружение всей технологической цепочки производства валков привело к тому, что их качество стало соответствовать международным стандартам, объем продаж увеличился на 30%. Уралмашевские валки вышли на новые рынки в Европе, Азии и Африке. Всего за 2000 - 2005 годы в развитие Уралмашзавода инвестировано свыше 40 млн долларов.

Производственные проекты дивизиона ОМЗ-Уралмаш
Одно из перспективных направлений в работе ОМЗ-Кран (входит в дивизион ОМЗ-Уралмаш) - создание подъемнотранспортного оборудования (ПТО) для атомных электростанций. В прошлом году для индийской АЭС «Куданкулам» на заводе изготовили два полярных крана грузоподъемностью 450 тонн. Краны имеют уникальную инновационную конструкцию, обеспечивающую работоспособность оборудования даже при девятибалльном землетрясении

Дополнительные материалы:

В последний год на Уралмаше оживилось производство традиционной продукции - дробильно-размольных машин, применяющихся на горно-обогатительных комбинатах. Процесс модернизации оборудования, начатый металлургами со сталеплавильного производства, наконец дошел и до горного передела. Если в 2005 году компания ОМЗ-Дробильно-размольное оборудование (ОМЗДРО, также входит в дивизион ОМЗ-Уралмаш) поставила продукции на 250 млн рублей, то портфель заказов на этот год превысил 1 млрд рублей.

В России ПТО практически на всех действующих энергоблоках работает уже по 20 - 30 лет и исчерпало свой ресурс. В апреле этого года ОМЗКран закончил разработку и приступил к изготовлению на Уралмашзаводе ПТО для комплекса переработки жидких радиоактивных отходов (ЖРО) Курской АЭС (сумма контракта не разглашается, оборудование будет изготовлено до конца этого года). По степени автоматизации и производительности подобный комплекс аналогов в мире не имеет. В нем применяется наиболее эффективная и безопасная технология переработки ЖРО, разработанная СвердНИИхиммашем, - цементирование. Создаваемый комплекс ПТО может использоваться на любой атомной электростанции, а также для утилизации ЖРО, накопленных при эксплуатации атомных энергетических установок морского флота.

К середине 2006 года ОМЗДРО планирует заключить первые контракты на поставку щековых дробилок, используемых в стройиндустрии. Это новый вид продукции для Уралмаша. Щековые дробилки сняты с производства Волгоцеммашем (Самарская область) в связи с перепрофилированием предприятия, и в этом рыночном сегменте возник дефицит.

25 апреля на Уралмаше прошли испытания первой в мире интеллектуальной дробилки, разработанной по инжинирингу ОМЗДРО для предприятия «Карельский окатыш» (Костомукша). Дробилка оснащена стационарной системой мониторинга и вибродиагностики: она в режиме реального времени через интернет автоматически информирует не только о возникших неисправностях, но и определяет, сколько часов осталось до выхода того или иного узла из строя. На машинах главных конкурентов - компаний Metso (Финляндия) и Sandvik (Швеция) - такие системы отсутствуют.

ОМЗ-Металлургия

Структура дивизиона ОМЗ-Уралмаш с 1 февраля 2006 года
Дивизион ОМЗ-Уралмаш


ОАО «Уралмашзавод»

ОМЗ-Дробильноразмольное оборудование

ОМЗ-Кран

ОМЗ-Сервис

Уралмаш-Сервис

ВНИИПМАШ


Главная страница :: Промышленность :: Соразмерно обстановке
вывоз мусора в Москве | демонтаж в Москве
Hosted by uCoz