Главная страница :: Промышленность

Хождение по мукам Азотные предприятия прикамья как разменная монета Ой, не проспать бы Техника уралвагонзавода не разочаровала министра обороны Красный свет зеленому огоньку Выше москвы не прыгнешь Кириенко заменили прокурором Роза ветров Прорвемся? мягкая мебель

На второй-третий - рассчитайсь!
С момента появления сетевой розничной продовольственной торговли в Екатеринбурге в середине 90х годов «Кировский» был лидером. Его первый магазин открылся почти 20 лет назад (в 1987 году), и компания имела все преимущества (время и деньги) для построения крупнейшей сети магазинов в городе. Сейчас у нее более 80 точек. Через десять лет появился «Купец» и за пятьшесть лет нарастил сеть из трех десятков магазинов, прочно заняв на рынке второе место. В 2004 - 2005м он сбавил темпы, рост числа новых точек замедлился. «Монетка» долгое время оставалась в тени двух сильных конкурентов: объемы товарооборота и количество магазинов сети сравнения не выдерживали. Но в последние год-полтора ситуация изменилась. Товарооборот «Кировского» в 2005 году составил 250 млн долларов, «Купца» - 200 млн долларов, «Монетка» отстала от него ненамного - 175 млн долларов.

Екатеринбургская сеть «Монетка» увеличила торговый оборот за 2005 год более чем на 80%. Для сравнения: лидеры рынка «Кировский» и «Купец» за тот же период выросли на 50% и 42% соответственно. А в начале 2006 года «Монетка» догнала «Купца» и по количеству магазинов - 4 Компания раньше других игроков регионального рынка начала столбить место во «вторых» городах Свердловской области и УрФО.

«Монетка» появилась в 2001 году. История ее создания типична для торговой отрасли. В 1993 году выпускники Уральского политехнического института во главе с Романом Заболотновым создали оптовую компанию RModul. Начинали с оптовой торговли шоколадом, позже получили официальные дистрибьюторские контракты. В портфеле компании такие бренды, как Nestle, Kraft Foods, Ferrero и «Коркунов». Только спустя семь лет работы RModul Заболотнов решил выделить розничное направление: «На рынке к тому времени уже были две сильные сети. Но мы чувствовали дефицит магазинов формата дискаунтер и гипермаркет. Лидеры рынка развивают супермаркеты и универсамы». Формат и составил первоначальное преимущество «Монетки» на рынке.

Генеральный директор «Монетки» Роман Заболотнов внимания СМИ к своей персоне не приветствует: интервью, данное нашему журналу, - первое за время существования сети, а графироваться он отказался категорически. Компания - как ее лидер: публичности избегает.

В отличие от «Кировского» и «Купца», разраставшихся в 2004 - 2005 годах в основном в Екатеринбурге и нескольких крупных областных центрах Урала, «Монетка» начала с городов поменьше. Это проще, чем заходить в городамиллионники: конкуренции практически нет, да и затраты на торговые точки (в основном арендованные площади) в среднем на 30% меньше. Правда, и рентабельность на 4 - 5% ниже среднерыночной (порядка 15%).

В стороне от лидеров

Основная причина высоких темпов роста бизнеса «Монетки» в последние год-полтора - ставка на агрессивное развитие сети. Финансовые источники - кредиты в Сбербанке, «Райффайзенбанк Австрия» и «Северной казне». Новые магазины открываются не столько в Екатеринбурге, сколько в городах Свердловской области и за ее пределами. Из всех екатеринбургских сетей у этой компании сегодня самая широкая география работы.

Менее агрессивна «Монетка» в Уфе (шесть торговых точек) и Челябинске (три точки). Не позволяет конкуренция: в Уфе в формате дискаунтеров уже работают «Пятерочка» и «Полушка», в Челябинске - «Дикси» и та же «Пятерочка».

В феврале 2004 года открылся первый магазин сети в Свердловской области в Нижнем Тагиле, спустя месяц в Ревде, затем в Асбесте. В конце 2004 года «Монетка» зашла в Тюмень. По сравнению с Екатеринбургом, Челябинском, Пермью и Уфой рынок ритейла там наименее насыщен. Центр Mespano открылся во второй половине 2005 года, столичные «Перекресток» и «Мосмарт» пришли в начале 2006 года. Mespano работает в основном в мелкооптовом формате, «Перекресток» развивает супермаркеты, а «Мосмарт» гипермаркеты. Потому «Монетка», делающая ставку в большей степени на дискаунтеры и в меньшей на гипермаркеты, решила не упустить шанс. Сегодня у нее здесь уже семь магазинов. Заболотнов: «Тюмень для нас - основной регион развития». В 2005 году по одному магазину компания открыла еще в ряде городов Свердловской области: Полевском, Первоуральске и Каменске-Уральском.

В планах «Монетки» открыть до конца 2006 года более двух десятков магазинов: около десятка в Тюмени, пятьсемь в Челябинске, семьвосемь в Башкирии. Блеклым на этом фоне выглядит желание прирасти четырьмя точками в Екатеринбурге: «Основная проблема для нас сегодня - недвижимость. Из-за отсутствия подходящих помещений мы не можем открывать новые объекты в Екатеринбурге», - говорит Заболотнов.

Еще один значимый форпост - Пермь. В этом городе 90% рынка делят две местные сети - «Виват» и «Семья». Втиснуться между ними будет непросто. Заболотнов это понимает: «Мы очень тщательно подходим к вопросу освоения высококонкурентного рынка Перми. Чтобы удачно на него зайти, мы должны предложить какие-то изюминки. И прежде всего низкие цены, которые способна обеспечить идеальная логистика. Когда наша логистика будет таковой, мы примем решение о начале работы в Перми».

Остудить пыл «Монетки» может Auchan. Французская сеть, которая появится в городе осенью, обещает держать в Екатеринбурге самые низкие цены. В Москве она это обещание выполнила. До 2012 года Auchan намерена работать в России без прибыли. Как только она откроется в Екатеринбурге, будет ажиотаж. «Чтобы выдержать конкуренцию, с приходом Auchan мы готовы снизить цены на 10 - 15%, - говорит Заболотнов. - К тому же будем выводить из ассортимента продукцию тех производителей, которые откажутся поставлять нам товар по тем же ценам, что и Auchan».

Игры и амбиции

По итогам текущего года «Монетка» планирует достичь оборота в 300 млн долларов. При сохранении сегодняшних темпов роста «Купцом» и «Кировским» (40 - 50%) «Монетка» опередит первого (ориентировочный прогноз на 2006 год - 280 - 290 млн долларов) и будет на шаг ближе ко второму. Если предположить, что «Монетка» продолжит расти на 80 - 90% в год, к началу 2007го она догонит и «Кировский».

На вопрос о продаже самой «Монетки» Заболотнов отвечает отрицательно: «Это не является стратегической целью компании. Но если в будущем поступят действительно выгодные предложения, мы готовы их рассмотреть». Позиция топ-менеджмента объяснима. Розничная торговля - один из самых лакомых кусков российской экономики. Крупные розничные сети растут в среднем более чем на 60% в год. «Монетка» и того больше. Глупо отказываться от золотой жилы сейчас, на подъеме. Тем более что проникновение розничных сетей в Уральском регионе пока мало. Сетевые магазины составляют менее четверти продовольственной розницы: «Монетке» есть где работать.

Больше оптимизма у компании по поводу работы не в Екатеринбурге с его острой конкуренцией, а в небольших городках и на низкоконкурентных крупных территориях вроде Тюмени. «Монетка» ведет переговоры о покупке бизнеса нескольких торговых сетей за пределами Екатеринбурга, но результатов они пока не дали.

Дополнительные материалы:

Главное - освоить новые территории раньше других. О заходе в соседние регионы заявили пермяки (сеть «Виват») и челябинцы («Незабудка»). Екатеринбуржцы тоже глядят «на сторону»: «Кировский» начал работать в Кургане, планирует зайти в Пермь и Тюмень. «Купец» в качестве приоритета сменил Екатеринбург на регионы. «Мы уже открыли в апреле по магазину в Каменске-Уральском и Кургане. И наша основная маркетинговая стратегия - осваивать территории в радиусе 100 км от Екатеринбурга, - говорит заместитель директора по рекламе и связям с общественностью “Купца” Надежда Бурико. - Респект “Монетке” за достигнутые результаты, но мы своих позиций не отдадим».

Документы в ФСФР на регистрацию дебютного выпуска трехлетних облигаций «Монетка» подала еще в конце февраля 2006 года. Как поясняет Роман Заболотнов, средства от продажи облигаций пойдут на рефинансирование старых задолженностей (непогашенных банковских кредитов) и на развитие сети.

Разместилась
18 мая 2006 года «Монетка» дебютировала на ММВБ, разместив облигации «МонеткаФинанс» на 1 млрд рублей. Спрос в 1,4 раза превысил предложение. Купонная ставка установлена 10,7% годовых на первые полтора года обращения (предполагалось 10,24 - 10,71% годовых), эффективная доходность облигаций к погашению составила 10,99% годовых (изначальный расчет - 10,5 - 11%). Организатором займа выступила ИК «Тройка Диалог».

Потребность в этой публикации назрела. Уже почти два года информационное пространство Екатеринбурга будоражит некоммерческое партнерство «Комитет-101», появившееся на свет 1 июля 2004-го. «Комитетчики» ставят перед собой исторические задачи: формировать общественное мнение, не приемлющее коррупции, и добиваться изменений нормативноправовой базы, чтобы системно противодействовать ее появлению; тиражировать организации, позволяющие обществу контролировать деятельность чиновников (www.komitet101.ru). Идеализм на грани фанатизма. Порой именно такое впечатление создают бессменный председатель «Комитета-101» Дмитрий Головин и его единомышленники.

- Андрей Порубов

Дмитрий Головин, директор предприятия бытового обслуживания:

Экипаж машины боевой
- Что заставило вас объединиться?


Илья Шкоп, директор агентства недвижимости:

- В столкновениях с чиновниками я, предприниматель, видел - они не усматривают во мне человека. Я был готов отстаивать свое достоинство даже на кулаках, но это вряд ли бы помогло. И я понял: чиновники будут разговаривать на равных только с организацией. Я предложил Андрею Приймаку и Александру Горбунову создать «Комитет-101». Мы с Приймаком пришли в Уральскую палату недвижимости: «Есть такой “Комитет-101”, который за вас готов пойти в бой». Они посмотрели на нас как на идиотов: «Зачем вам это?». У нас, говорим, душа горит, битвы хочется. Так к нам присоединился Илья Шкоп. Он работал с моей супругой и позвонил ей: «Головин действительно больной?». Она ответила: «Да». И тогда он поверил в искренность наших намерений.

Андрей Приймак, арбитражный управляющий:

- Пару лет назад я стал заниматься проблемой перевода помещений из жилых в нежилые. Эта процедура в нашем городе очень непрозрачна, взятки берутся в десятках мест. По этому поводу я обращался в городскую думу. Результат нулевой. Семь лет состою в руководстве Уральской палаты недвижимости, но от нее в решении этой проблемы никакой поддержки не получил: люди не хотят обострять отношения с властью. Сперва я прекратил предпринимать какие-либо действия. А потом пришли Головин с Приймаком и сказали, что готовы продолжить борьбу. Я увидел единомышленников.

Андрей Русаков, директор фирмы в рекламном бизнесе:

- Я в «Комитете» больше по «приколу», поскольку не бизнесмен. В этой организации меня привлекает следующее: люди занимаются здесь не совсем тем, что, казалось бы, полезно их бизнесу. Гораздо проще сходить к Ивану Ивановичу и подмаслить его. Но они хотят жить по закону. Это не юношеское фрондерство, это позиция. Считаю, что нужно контролировать и бизнес. В противном случае, покупая колбасу, мы не будем знать, что в нее положил частный предприниматель Иванов. Но что будет результатом проверки: отличная колбаса или взятка врачу санэпидемстанции от ЧП Иванова? Для этого и нужны организации общественного контроля.

Я неоднократно обращался к разным чиновникам, но видел их полное равнодушие. Воевал один как мог: натравливал милицию, налоговую полицию. Познакомился с Дмитрием, он предложил мне вступить в «Комитет».

- Размещение наружной рекламы в городе - очень коррумпированный бизнес. Есть подставные фирмы, которые на эксклюзивной основе размещают рекламные материалы, конкурсов не проводится.

Д. Г.: Когда мы анкетировали предпринимателей по поводу работы чиновников, на вопрос: «Какой чиновник хороший?» они, случалось, писали: «Мертвый». Между властью и бизнесом огромная пропасть. Иногда мне говорят: «Пора брать бейсбольные биты и идти громить администрации». Но я понимаю, что тогда и от бизнеса ничего не останется. И от страны. Поэтому и нужна такая организация.

- Что больше двигало вами: зуд энтузиастов или чиновники достали?

Д. Г.: Никакого ноу-хау. Просто нужно быть танком, который изображен у нас на эмблеме. Она напоминает клумбу с цветами. Но если подойти поближе, понимаешь: в твой лоб уперлось дуло танка. Нужно не прогибаться, а разговаривать с позиции равных.

- В чем ноу-хау «Комитета-101»?

Д. Г.: Существует сотня организаций малого бизнеса. Все их названия избиты. Мы первые после этой сотни. А потом, «101» - это психологический крючок, который сразу цепляет в отличие от всех этих «Согласий» и «Союзов».

- Что означает «101» в названии организации?

Дмитрий Жданухин, заместитель директора юридической фирмы:

Модернизаторы системы
- Для разрешения конфликтов между бизнесом и чиновниками есть суды. На чью сторону, как правило, становятся судьи?

Д. Г.: Предприниматель не может по каждому поводу, когда чиновник говорит ему «нет», обращаться в суд. Я пытался оспорить приказ чиновника, не позволявший разместить рекламный баннер моего предприятия изза того, что он якобы не эстетичен, нарушает архитектурное решение фасада. На основании каких регламентов были сделаны такие выводы, осталось не ясно. Но даже если бы я добился отмены приказа, чиновник тут же издал бы следующий. Поэтому мы считаем, что надо ввести в Гражданский кодекс положение: если человек выиграл три гражданских дела против чиновника, наступает автоматическая отставка последнего, он лишается всех чиновных благ, включая пенсию. Потому что либо он не знает законодательства, то есть непрофессионал, либо ему на него наплевать, значит, преступник. В любом случае он не может быть государственным или муниципальным служащим.

- Наше правосознание ориентируется на справедливость, а не на закон. Но в обществе отсутствует согласие по поводу того, что понимать под справедливостью. Представление о ней индивидуально. В результате возникает пренебрежение к закону, и право в судах нередко не действует.

Д. Ж.: В Уголовном кодексе есть глава 30 - «Должностные преступления». Но ужесточение законодательства в отношении госслужащих спровоцирует в обществе реакцию, которая будет сильнее воздействовать на чиновников. Это усилит возможности применения закона.

- А действующего законодательства недостаточно,?

А. П.: Чиновник, выгнанный с госслужбы, должен лишаться всех благ. Но до того он обязательно должен иметь эти блага, иначе ему нечего будет бояться потерять.

Д. Г.: Чиновник - это современный феодал: в одном лице и собственник, и законодатель, и правоприменитель. Я недавно узнал, что в пенсионном законе все мы разделены на два класса: просто люди и государственные служащие. Так у последних пенсия втрое выше. Классовое расслоение закреплено законодательно!

Евгений Бонин, директор строительной проектной фирмы:

- Со стороны вы кажетесь горсткой неравнодушных, но немного сумасшедших людей. Какую роль вы сами отводите себе в системе?

- Препятствие для эффективной работы системы - отдельно взятый чиновник или чиновничество в целом?

- Мы не противостоим ей. Мы - ее элемент, призванный не разрушать, но усовершенствовать.

Д. Г.: Президент всегда озвучивает правильные идеи. Но у меня впечатление, что при этом он подмигивает своему окружению: «Братцы, я пошутил!».

Е. Б.: Президент, конечно, не раз говорил, что чиновничество - это «закрытая каста». Но чтобы бороться с ней, нужно сокращать ее полномочия. Например, упрощать налоговую систему, процедуру регистрации бизнеса. Тогда и чиновников понадобится меньше. Но заинтересовано ли государство в сокращении чиновничьего аппарата? Не станет ли оно при этом бороться против себя?

В большинстве случаев проблема решалась. Сегодня все стопорится. Поэтому главная задача - сделать власть отзывчивой. Без этого ни законы, ни суды не помогут. А для этого, повторимся, и нужны такие организации, как наша.

И. Ш.: У меня такая ассоциация - вся власть в подводной лодке, а остальные за бортом. Взаимодействия нет не только с предпринимателями, но и с обществом как таковым. Советская система однозначно выигрывает по сравнению с нынешней. Тогда отправишь в партком несколько жалоб - и начинается разбирательство.

Д. Г.: Предлагаю два афоризма. Первый: начиная войну, думай, как будешь мириться с врагами, - предприниматель, начиная конфликт с чиновником, должен думать о том, как он будет с ним сосуществовать. Второй: начиная войну, думай, где будешь закапывать трупы, - следует соотносить свои ресурсы с поставленной целью. Если уверен, что ресурсов хватает, тогда в бой.

Полезные советы
- Что вы посоветуете предпринимателю, столкнувшемуся с чиновным произволом?

А. Р.: Когда у меня вымогали взятки, я натравил на «товарища» правоохранительные органы. Подействовало: целый год он нервничал, бегал по разным инстанциям. Главное - досаждать врагу, тогда он отступает.

А. П.: Когда предприниматель говорит, чтобы к нему не лезли с проверками, не понятно, что он имеет в виду. Хочет, чтобы была полная вольница в изготовлении плохой колбасы или не хочет платить взятки? Прежде всего следует проанализировать свои действия и убедиться, что прав. Лучше всего это сделать с помощью специалистов. Удостоверившись в своей правоте, можно смело идти в суд.

- Первое: обжаловать незаконные действия в суде. Главное идти по этому пути последовательно и до конца. Второе: обратиться к информационному сообществу. Нужно скрупулезно освещать процедуру войны с чиновником в СМИ.

Евгений Шестаков, гендиректор юридической фирмы:

Сферы предпринимательства, наиболее подверженные коррупции
Недвижимость (перевод жилого помещения в нежилое, перепланировка)


Дополнительные материалы:

Строительство (получение землеотводов, согласование технических условий на подключение к коммунальным услугам, контроль со стороны проверяющих госслужб)

Рекламный бизнес (оформление входных групп, согласование размещения рекламных носителей)

Направления работы и основные достижения «Комитета-101»

Бытовое обслуживание, торговля, общественное питание (взаимоотношение с проверяющими структурами ЦСЭН, ГО и ЧС, городской администрацией, инспекцией по труду, отраслевыми инспекциями)

Отказ некоторых предпринимателей от принудительной подписки на издания промэрского медиахолдинга «Уральский рабочий». Придание этой проблемы общественной огласке.

Рейтинг чиновников государственных и муниципальных служб Екатеринбурга


Главная страница :: Промышленность :: Сто один в поле воин
вывоз мусора в Москве | демонтаж в Москве
Hosted by uCoz