Главная страница :: Промышленность

Знаменитые неожиданности Анализ цен на металлопрокат в свердловской области Индустриальный акцент Самозванцев нам не надо Новатэк: продается и покупается Модные дома италии: лично, эксклюзивно, для вас Окраины свободы Уральские предприятия опк объединят в холдинг Средние цены на коммерческие объекты стабилизируются. дефицит на качественные помещения сохраняется мягкая мебель

Формирование такого имиджа напрямую связано с проявлениями современного (актуального) искусства - именно оно создает новые языки, вербальные и образные, необходимые для осмысления и «называния» стремительных перемен в жизни, способствует снижению уровня консерватизма в обществе.

Множество городов, чье экономическое процветание строилось некогда на индустриальном производстве, нуждается теперь в «перекодировке» культурного и бытового ландшафта. Опыт индустриальных центров (например, британского Бирмингема, см. «Фокус Бирмингема», «Э-У» № 48 от 20.12.04) показывает: культура не относится к категории «социальных иждивенцев» - она может стать активным партнером для всех отраслей урбанистической экономики. Эффективно работающий имидж - это имидж города высококультурного, открытого для творческой мысли.

В международной практике есть два разных понятия: modern art и contemporary art. Первое обозначает искусство, созданное в данный момент или некоторое время назад. Второе, хоть и переводится на русский тем же словосочетанием, имеет другой оттенок: подразумевает искусство, прокладывающее новые пути и творящее новые способы коммуникации. В русском языке этот смысл выражен понятием «актуальное искусство» (хотя термин «современное» тоже используется, что вносит некоторую путаницу).

Тут для разъяснения ситуации и определения в терминах необходимо сделать небольшое теоретическое отступление.

Екатеринбург - один из крупнейших городов России и обладает значительным культурным капиталом, но начинает уступать позиции другим мегаполисам. Мифология «опорного края державы» и культ «царственных страстотерпцев» задают ему мрачный и односторонний имидж. Город не только не привлекает потенциальных гостей, но и не способен удержать собственный человеческий ресурс: наиболее успешные и креативные люди его попрежнему покидают.

Кроме инновационности можно выделить еще несколько признаков актуального искусства: оно непосредственно соотносится с сиюминутной проблематикой, теоретически осмыслено и вписано в современный философский и социальный дискурс; часто интерактивно и технологично - материалом и инструментом для художника становятся компьютеры, видеоизображения или, скажем, биотехнологии. Плюс - отсутствие коммерческой составляющей и заискивания перед вкусами зрителей.

Европейцев, приехавших с ответным визитом, восхитил здешний размах: в качестве мусора у нас выступал, например, брошенный танк. Александр Шабуров прославился и сольными арт-программами: трудно забыть расклеенные по всему городу листовки с надписью «Шабуров Саша Христос» и портретом автора.

Актуальное искусство: вчера…
В 90х в Екатеринбурге заявились сразу несколько ярких художников, позже подтвердивших художественный масштаб. Например, всемирно известная арт-группа «Синие носы» состоит из нескольких уральцев и сибиряков по происхождению. Авторы большинства работ - постоянный дуэт Вячеслав Мизин и Александр Шабуров. В 90е оба были прекрасно известны в Екатеринбурге: участвовали в той разновидности художественной жизни, которую можно причислить к «акционизму». Совместно с Александром Голиздриным, незабываемым голышом и Ихтиандром, и «наивным» художником Олегом Еловым организовывали хеппенинги и совсем уж неподдающиеся жанровому определению проекты: например, с арт-группой из Европы, материалом творчества выбравшей мусор. Сначала в распоряжении екатеринбуржцев оказалось содержимое богатых швейцарских помоек: наши художники работали с еще пригодными к употреблению телевизорами и магнитофонами.

Создатели - это прежде всего арт-группы «Куда бегут собаки» и «ЗерГут», известные в стране и за рубежом участники престижных проектов, таких как Первая московская биеннале современного искусства. Ильдар Зиганшин актуален в графиях и авторском дизайне, Петр Малков - в скульптуре и, как ни странно, в традиционном батике. В жанре перформанса работают театральные и танцевальные группы («Театр № 3», «Арт-Фабрика»). Есть и другие творческие единицы, стремящиеся и потенциально способные вписаться в художественную систему актуального искусства.

…сегодня
Ныне всплеск актуальности сошел на нет. Одни успешны и знамениты в столицах и за рубежом, другие «ушли из большого арт’а». И дело не только в персоналиях: энтузиазм и эйфория открывающихся возможностей, характерные для культурной жизни 90х, не могут длиться вечно. Пришло время построения системы, необходимой для успешного функционирования художественной жизни. В нее кроме создателей искусства входят кураторы, культурные институции, фонды, властная поддержка, а также зрители, готовые к восприятию нового. Как выглядят эти составляющие?

Нет ни одного горожанина, не знакомого с проектами «Длинные истории Екатеринбурга» и «OUT VIDEO». Первый - это живопись и графика на бетонных заборах, столь привычных для городского пейзажа. Лучшие эскизы выбирались на общероссийском конкурсе. Участие во втором проекте - показе 30секундных видеофильмов (временной формат обычного рекламного ролика) на сети наружных экранов «ИгРек Синема» - результат победы уже в конкурсе международном. Авторы идей Наиля Аллахвердиева и Арсений Сергеев до прошлого года возглавляли ЕФ ГЦСИ, а сегодня работают как независимые кураторы. И продолжают инициировать яркие проекты: ландшафтная скульптура Анатолия Вяткина «Памятник Клаве» любима горожанами и оценена членами отборочного совета Ежегодного всероссийского конкурса на присуждение премии в области современного изобразительного искусства «Инновация» (внесена в список номинантов).

С кураторами и культурными институциями на небогатом общероссийском фоне Екатеринбург выглядит неплохо. Семь лет работает Екатеринбургский филиал Государственного центра современного искусства (ЕФ ГЦСИ). Художественный руководитель этой общероссийской организации Леонид Бажанов - не только один из лучших экспертов, но и энергичный деятель, усилиями которого удалось продвинуть идею необходимости актуального искусства и его институционирования на уровне страны.

Теперь о зрителях. Актуальное арт-предложение рождает спрос. Основу аудитории составляют студенты и недавние выпускники: Екатеринбург попрежнему остается городом многочисленных вузов, в том числе творческих. Немалую часть зрителей поставляют Гуманитарный и Уральский государственный университеты. Последний также «кует» кадры: факультет искусствоведения и культурологи под руководством профессора Сергея Кропотова считается в стране одним из сильнейших, если не самым сильным. «Взрослая» составляющая аудитории тоже налицо и постоянно растет: люди, давно вышедшие из студенческого возраста, посещают не только презентационные, но и образовательные мероприятия ЕФ ГЦСИ.

Нынешние руководители ЕФ ГЦСИ верны стратегии освоения новых пространств. Так, художественная акция «Полный бетон», прошедшая в пустующей бетонной коробке бывшего ночного клуба «Малахит», объединила лучшие креативные силы города как создателей, а очень разную аудиторию (от студентов до представителей городских властей) - как потребителей современного искусства. Сейчас филиал готовит крупный проект, предполагающий конкурс международного масштаба: брендинг заводов города и области посредством современных художественных технологий. Директор ЕФ ГЦСИ Алиса Прудникова: «Мы не в состоянии уйти от индустриального наследия, но можем использовать его в арт-стратегиях. Актуальное искусство и заводыгиганты могут быть интересны и полезны друг другу».

…завтра
Опыт создания центров современного искусства - мультидисциплинарных, с интернациональной программой деятельности - распространен в Европе и Америке. Именно они часто становятся основным инструментом реализации государственной или городской культурной политики. В последнее десятилетие прошлого века такие центры стали появляться в Восточной Европе: в 93м в Будапеште появился Музей современного искусства не только с экспозиционными функциями, в 95м - Центр современного искусства в Варшаве. В Москве ГЦСИ приобрел собственное здание в 2004м.

Самым слабым звеном в системе остается поддержка искусства на официальном уровне: в чиновничестве нет понимания современного искусства как явления. Отсутствуют фонды, городские фестивали, нет помещений, где можно было бы экспонироваться. Хотя за последний год произошло несколько обнадеживающих событий: городское управление культуры поддержало несколько проектов ЕФ ГЦСИ, а администрация города инициировала разработку концепции создания и функционирования здания центра современного искусства.

И официальная встреча с заместителем начальника управления современного искусства Александром Заволокиным, директором ГЦСИ Михаилом Миндлиным и Алисой Прудниковой, прошедшая в конце прошлого года в Федеральном агентстве по культуре и кинематографии, наше единодушие подтвердила».

Заместитель начальника управления культуры Наталья Смирнова так прокомментировала состояние дел в Екатеринбурге: «Создание Центра современного искусства входит в стратегический план развития города. Сразу после защиты проекта в администрации города (она назначена на июнь этого года) первоочередной задачей станет поиск инвесторов и партнеров. Наиболее привлекателен для нас вариант сотрудничества с Государственным центром современного искусства: мы одинаково понимаем цели и задачи деятельности.

Степень концентрации событий, происходящих в России и имеющих явный коричневый оттенок, в последнее время стремительно нарастает. Резня в столичной синагоге. Убийство в столичном же метро армянского парня, в Питере - таджикской девочки. В Уфе направлено в суд уголовное дело: группу молодых людей обвиняют в совершении нескольких нападений на иностранных студентов.

Юрий Немытых

Естественно, что в первые майские дни ксенофобия стала одной из наиболее обсуждаемых тем в интернете. Меня неприятно удивило: доля пользователей глобальной сети, считающих, что никакой проблемы с коричневыми в России нет, достаточно высока. Еще неприятнее осознавать, что людей со «страусиной позицией» немало во власти и особенно в правоохранительных органах. Последние словно приняли «обет незамечания». Один из последних примеров: в Оренбурге 20 апреля, в 117 годовщину со дня рождения Адольфа Гитлера, группа подростков напала на синагогу, выкрикивая антисемитские лозунги и пачкая стены свастикой. Нужно очень постараться, чтобы не заметить в этом совпадении факта и даты нацистский подтекст. Тем не менее дело в отношении нападавших возбуждено по статьям «хулиганство» и «вандализм». Признаков преступления по 282-й статье УК «Разжигание межнациональной и религиозной розни» не обнаружено. Эта статья в России почти не применяется. Из чего следует, что преступлений на почве национальной вражды у нас «почти нет». Выходит, и профилактикой подобных преступлений заниматься незачем. То, что с профилактикой дело обстоит из рук вон плохо, можно доказать в два счета. Любой юрист подтвердит, что призыв (будь он в устной или письменной форме) «Смерть чернож..м» (неграм, узкоглазым, еtc) можно смело классифицировать как побуждение к совершению преступления на почве межнациональной розни. Набрав в Яндексе «Смерть чернож..м», я получил 726 информационных ресурсов, на страницах которых хотя бы один раз такой призыв звучит, а значит, имеются признаки уголовно наказуемого деяния.

1 мая в Москве несколько сотен человек (представители националистических группировок и религиозно настроенные граждане с крестами и иконами) пикетировали ночной клуб, в котором должна была состояться вечеринка сексуальных меньшинств. Гостей клуба удалось эвакуировать только к трем часам ночи. Толпа вокруг вела себя агрессивно: выкрикивала лозунги (самый безобидный - «Нет извращенцам»), несколько человек были жестоко избиты, в посетителей летели бутылки и куски земли…

На днях попалось под руку интервью с помощником одного из депутатов Госдумы от ЛДПР в газете «Я - Русский». Вопрос корреспондента: «У вас прическа, точнее, ее отсутствие - как у скинхеда. Как вы относитесь к этому молодежному движению?». Помощник тут же поспешил осудить «излишнюю криминализированность» и «германофилию» движения, но плюсов у скинхедов, по его мнению, больше. Он относит к ним «пассионарность, активную жизненную и политическую позицию, нежелание мириться с угнетением нашего народа, желание сохранить национальную русскую идентичность, занятия спортом, неприятие наркотиков». Дальше - больше: «Подобные действия (убийства и насилие. - Ред.) ни к чему хорошему не приведут, кроме получения русской молодежью длительных сроков заключения и дополнительных козырей в руках кривозащитников (каково словцо! - Авт.). Поэтому я призываю скинхедов прекратить убийства на расовой и национальной почве ради сохранения собственной свободы».

Безнаказанность - вот что самое страшное в ситуации, сложившейся с коричневыми в России. В интернете открыто ведется пропаганда национальной вражды. Открыто же сообщается о подготовке массовых беспорядков (погром в ночном клубе анонсировался, к примеру, с конца апреля на сайтах «Движения против нелегальной иммиграции» и «Русского общенационального союза»). Наравне с уличными и бытовыми ксенофобами поднимают голову ксенофобы-интеллектуалы, с положением. Наци замелькали в СМИ, во власти, в политике. И они во сто крат опаснее дворовых бритоголовых преступников: умеют вдохновлять, управлять, организовывать и приказывать.

1 мая «Движение против нелегальной иммиграции» провело в Москве демонстрацию. Лозунги: «Весна, первомай! Гастарбайтер - уезжай!» и «Выше зарплату - нет иммиграции! Слава труду - нет оккупации!». Для меня ассоциативный ряд «иммиграция - оккупация» - неприкрытый призыв к насилию: как следует поступать с оккупантами, понятно. Для властей это не очевидно. Митинг, в котором по утверждению организаторов, приняло участие 2,5 тыс. человек, прошел без заметных помех. Неудивительно, если учесть, что даже откровенно ксенофобские дела в суде разваливаются и превращаются в банальное «хулиганство». Где уж нашей правоохранительной системе углядеть уголовщину в такого рода сборищах.

Перестать убивать людей, по мнению этого гражданина с Охотного ряда, следует лишь только, чтобы избежать наказания, а не потому, что это тягчайшее из преступлений. Вот еще прелюбопытное место из того же интервью: «Русской молодежи и скинхедам в том числе нужно <…> заниматься спортом, боевыми искусствами и единоборствами, стрелковой подготовкой (!) <…> идти во власть, становиться депутатами муниципальных советов, городов и поселков, работать журналистами, учителями - теми, кто влияет на общественное мнение…». Не дай бог, послушаются.


Главная страница :: Промышленность :: Gott mit ihnen?
вывоз мусора в Москве | демонтаж в Москве
Hosted by uCoz