Главная страница :: Промышленность

Либерализм с двойным дном Черный ящик расшифрован Why not, mister sobyanin? В одном ряду с парижем Новая модель оптового рынка Деньги без счета Сегодня понедельник, можно приоткрыться Громкая заявка Нефтяные дела стали уголовными мягкая мебель

О справедливости
- Александр Владимирович, как вы расцениваете успех на рынке автогражданки?


В профессиональной среде уральских страховщиков отношение к генеральному директору екатеринбургской страховой компании «Северная казна» Александру Меренкову противоречивое. Ктото уважает его за инициативность, дальновидность, общительность. Кто-то считает выскочкой: слишком часто Александр Владимирович мелькает на экранах СМИ, активничает на заседаниях. Факт, однако, налицо: страховая компания «Северная казна» третий год подряд демонстрирует феноменальные темпы роста сбора премий по ОСАГО (страхование автогражданской ответственности): в 2004м - 50%, в 2005м - 15%. Почему клиенты отдают предпочтение именно этой компании? Чем раздражает Александр Меренков коллег?

- Не преувеличиваете?

- Да никакой это не успех. На самом деле автогражданка - вид страхования убыточный, а в перспективе - очень убыточный. И по этой причине я не хочу увеличивать клиентскую базу, потому что понимаю: компания не резиновая, обслужить качественно большое количество клиентов пока не сможем. Я собираюсь наращивать инфраструктуру постепенно, потому что вложения большие, а отдача минимальна. Но люди-то идут! И я решил разобраться, в чем дело. Что сейчас рекламируют страховые компании? Дополнительные сервисы при покупке полиса. Например, «привезем полис на дом, проведем розыгрыш». Но клиент покупает страховку не за этим. Его цель - получить обещанные деньги в установленные сроки и в объеме, заложенном в договоре. Клиенты идут именно к нам как раз потому, что в «Северной казне» сегодня самые справедливые выплаты. По крайней мере, в Уральском федеральном округе.

- Но сработали себе в убыток.

- Мы делали анализ. И этот анализ говорит: мы платим справедливо. Причем бывают двойственные ситуации, в которых наши конкуренты «скорее не заплатят», а мы «скорее заплатим». Допустим, зимой у нас была ситуация: человек вылетел на красный сигнал светофора, попал в ДТП. Оказалось, водитель уходил от столкновения с женщиной с ребенком. Теоретически он успевал затормозить, но в этом случае сбил бы людей. Вместо этого он добавил газу, вывернул руль влево и только после этого нажал на тормоз, из-за чего его и вынесло на красный сигнал. По правилам мы можем не платить: выезд на красный. Но тогда мы должны сказать: «Уважаемый, ты в следующий раз дави женщину с ребенком». Скотство же, по большому счету.

- Вы предвидели убыточность этого вида страхования?

- Речь не идет о том, чтобы платить всегда и всем. Мы говорим о справедливости. А чтобы работать в прибыль, надо грамотно формировать ценовую политику по добровольному страхованию автотранспорта. Я в шоке, когда вижу, что дорогие иномарки страхуют под 4,5%. Клиента обманывают изначально - ему не собираются платить хорошо и вовремя.

И либо мы занимаемся автогражданкой, потому что нашим клиентам это надо, либо теряем рынок. Но если уж ввязываться, то ввязываться серьезно. Чтобы розница в любом виде бизнеса приносила доход, надо делать так, чтобы человеку было удобно.

- Конечно. Поэтому мы рассчитывали поработать года три и выйти «в ноль». Отказаться нельзя: страховая компания «Северная казна» была крупнейшей в Свердловской области после Росгосстраха по объемам страхования автотранспорта.

И первыми перешли на безналичные выплаты страховок через пластиковую карту: однажды мужчина, у которого угнали джип, к нам пришел за деньгами - с пакетом… И встала проблема, как ему деньги упаковать, чтоб их не было видно. Тогда и возникла идея обеспечить безопасность наших клиентов. Потому что человек, получающий крупную сумму денег, становится уязвим. По сути, его можно обуть дважды: угнать машину, а потом подкараулить на выплате… Мы были первыми, кто запустил точки приема заявлений напрямую в автосервисе. Это же идиотизм: попал в аварию, машину отвезли в автосервис, а ты должен приехать в компанию, написать заявление, потом ехать в автосервис, проводить там экспертизу.

И мы начали делать качественный сервис, а не собирать взносы. Во многих компаниях действует принцип деления людей на клиентов - тех, кто принес деньги, и тех, кто пришел за выплатами. Я изначально отказался от этого. Мы первыми в Уральском федеральном округе создали службу контроля качества: любой человек может обратиться и высказать претензии. Раз в квартал проводим круглые столы для недовольных клиентов, потому что знаем: отсутствие обратной связи - серьезная проблема. Я беру своих заместителей, мы садимся и отвечаем на все вопросы, причем иногда нелицеприятные. Мы первыми в Свердловской области ввели оплату страховых взносов через банкоматы.

- С 2000 года в компании действует процессный подход к управлению. Мы - я, правление, директора подразделений, обычные сотрудники - периодически создаем рабочие группы по решению той или иной задачи. Поэтому я не могу назвать конкретного человека, который придумал интересное решение. Очень часто глобальные идеи есть продукт работы многих людей.

О людях и кадрах
- А кто придумывает все это? Как возникают уникальные решения?


ПоказателиВзносы, тыс.руб.Прирост по ВзносамВыплатыПрирост по ВыплатамУбыточность200420052005/2004200420052005/200420042005 Портфель СК286 337441 989600 04854%36%91 191273 477399 535ДС147 804234 843361 56759%54%75 067123 407205 000ОСГОА138 534207 146238 48150%15%16 124150 070194 535

Таблица. Динамика показателей по СК Северная Казна

- Общий принцип: персонал - это люди, а не кадры. Идеи, которые есть в моей голове, умноженные на идеи в головах сотрудников, дают мощный мультипликативный эффект. Моя задача - эти идеи выявить. А дальше вступает в дело отработанная технология их реализации. Мы стараемся брать на работу людей, способных учиться. На самом деле среди персонала настоящих «звезд» - 30%, остальным просто нужно дать технологию, чтобы они быстро вошли в курс дела и начали зарабатывать деньги для себя и компании. Например, вчера я лично проводил консультацию, учил сотрудников общаться с клиентом в телефонном центре. Кстати, в Уральском федеральном округе мы, наверное, единственные, у кого есть собственный круглосуточный call-центр, где клиенту помогут.

- В чем состоит политика подбора персонала?

- У нас часто корпоративную культуру путают с клубом по интересам. Я сам в свое время наступил на эти грабли. Я считал, что работа - это место, где людям должно быть комфортно, чтобы они дружили, общались семьями. Бред полный. Бизнес - это производственная культура. Люди должны приходить на работу, чтобы работать. У нас есть всего два общих праздника - день рождения компании и Новый год. А раньше, например, был день именинника, на котором каждый пытается выпендриться. А ведь доходы у всех разные. Доходило до того, что люди умудрялись взаймы брать, чтобы организовать стол… Другое дело - корпоративный стиль. Вот это должно быть обязательно. Исторически человек всегда хотел ощущать принадлежность к племени. Поэтому мы уделяем много внимания вопросам атрибутики, стандартизации стиля, оформления офисов, мебели и т.д. В этом отношении для меня безусловный пример - Райффайзенбанк или Ситибанк. В какой бы стране мира ты ни шел по улице, ты видишь одну и ту же символику. И хочу, чтобы страховую компанию «Северная казна» воспринимали так же, ну по крайней мере на территории Урала.

- Вы можете сформулировать принципы корпоративной культуры в страховой компании «Северная казна»?

- Меня в 1996 году пригласил Владимир Фролов, председатель совета директоров банка «Северная казна». Тогда страховой компании «Северная казна» было три года, она работала только на учредителей - одноименный банк и группу предприятий. Это была полностью кэптивная структура, а передо мной поставили задачу сделать ее рыночной. Сегодня доля учредителей в обороте компании - менее 5%.

О кризисах
- Александр Владимирович, а как вы оказались в страховом бизнесе?


- Да. Я по молодости лет обижался на Владимира Николаевича за то, что он изначально поставил работу страховой компании в рыночные условия. Он говорил: «Саша, мы анализируем рынок, если твои условия лучше, чем на рынке, берем у тебя, если хуже - берем на рынке». Тогда это было обидно: как-то не по-человечески, дитя-то родное. Но сейчас я понимаю глобальную мудрость Фролова. Мне вообще на людей везет. У нас сегодня с банком паритетные отношения, благодаря именно такой позиции компания стала самостоятельной структурой: она сама определяет, что делать, как развиваться. Иначе мы были бы из милости живущими. Хотя не скрою, процесс перестройки себя и компании дался тяжело.

- Несмотря на то, что страховая компания попрежнему входит в состав финансово-промышленной группы «Северная казна»?

- Кризиса было два. Первый - когда я пришел в компанию. Проблем было столько, что невозможно понять, какая самая важная. Я сел, нарисовал кружочки, потом их соединил, попытался выставить приоритеты - и понял, что бесполезно. Компьютеры старые, автомобили на ходу разваливаются: по дороге в офис у старой девятки выпал двигатель. Плюс прежнее руководство не очень удачно разместило деньги, банк закрыл наших долгов почти на 600 тыс. долларов, их надо было возвращать. Ну и так далее. Я посидел-посидел, потом глаза закрыл, пальцем ткнул и сказал «начнем вот отсюда». Постепенно вышли из кризиса, расплатились с банком, заработали денег. 6 августа 1998 года купили новый офис, отметили пятилетний юбилей, и я уехал в отпуск. А вернулся уже в другую Россию - бушевал финансовый кризис.

- А лично для вас какой период в карьере был самый сложный?

О медицине
- Вы же врач по профессии…


Второй тяжелый период - 2001 год. Тогда меня временно отстранили от должности, два месяца я был исполнительным директором. Здесь уже проблема была внутренняя, психологическая: бизнес вырос, а я сам смотрел на мир еще детскими глазами. Сначала я обиделся на действия учредителей, было желание всех послать: «Ах, вы меня не оценили, я весь такой гениальный». А потом просто понял, что руководитель с определенного периода перестает принадлежать себе. Тогда у меня работало 450 человек. Я представил, что если хотя бы часть придут ко мне и скажут: «Мы пришли в компанию, мы поверили тебе…». А я что отвечу? «Я гордый, вы все сволочи, а я д’Артаньян». Сложно было сдержать внутренние амбиции. Но главное - я понял, что я не великий, что делать ставку только на себя нельзя. Главное - опираться на людей - тех, кто создал этот бизнес, и тех, кто в нем работает.

- А как получилось, что стали бизнесменом?

- …И по призванию.

Я не хочу ходить, как бомж. Я не хочу переплачивать, но готов платить за хорошую ткань, за хороший пошив. Я хочу жить в нормальной квартире, где комфортно мне и моим детям. Поэтому я всегда стремился найти способ зарабатывать, причем на том деле, которое мне нравится. В больнице я занимался мануальной терапией и параллельно организовал медицинский кооператив. Затем мы создали частный реабилитационный центр. И вот на этом этапе стало понятно, что нужно как-то привлекать клиентов. Тогда и возник вопрос о создании страховой компании. Мы с партнерами организовали первую в Свердловской области компанию добровольного рискового медицинского страхования. Я до сих пор помню программу «Медицинский туризм» с фирмой «Евразия». Люди из области приезжали на консультации, «Евразия» им оказывала туристическосопроводительные услуги, а мы страховали на случай выявленных заболеваний и осложнений. С точки зрения жителей области - классный продукт.

- Я всегда хотел жить хорошо. Причем мне не надо избытка денег, мне достаточно удовлетворить небольшие потребности.

- Не скучаете по медицинской практике?

А дальше опять повезло. Я познакомился с Павлом Чернавиным, который тогда был председателем правления банка «Северная казна». Он бросил идею: почему бы не создать собственную медицинскую страховую компанию. Интересно, что два года мы жили за счет добровольного рискового страхования. Тогда об этом вообще никто не слышал. Коллеги существовали в основном на так называемом сервисе: клиент 100 тысяч заплатил, 10% страховая компания оставила себе, на 90% пролечила. А мы предлагали нормальные рисковые программы.

О хобби
- Это именно хобби, а не еще одно направление бизнеса?


- Наверное, уже нет. В страховом бизнесе, как в медицине, приходится постоянно приходить на помощь человеку, когда ему трудно. Да и хобби у меня такое же - консалтинг, тренинги: здесь уже помогаешь человеку встать на ноги. Надо понять, что у него не так, подсказать, как надо измениться.

- Потребность такая?

- Да, личное увлечение, в основном по выходным и вечерам. Я с 2001 года занимаюсь бизнес-тренингами, у меня два основных направления: управление продажами и стратегия.

- Методики собственные?

- Просто интересно. Я по натуре - кризисменеджер. Комфортно себя чувствую, когда приходится решать сложные задачи. Когда начинается рутина, мне скучно. Бывают такие моменты: надоела работа, надо бы другую искать, а бизнес-тренинги помогают этого избежать. Иначе ты будешь создавать кризисы на работе в условиях стабильно растущей компании. Плюс - тренинги дают колоссальный эмоциональный заряд: из людей, которые видят первый раз друг друга, ты за три дня делаешь коллектив. Я получаю очень большое удовольствие от того, что вижу, как люди меняются.

- Хобби еще и приносит деньги?

- Есть свои наработки, что-то я взял у друзей и тренеров.

- Но сегодня среди бизнесменов принято отдыхать по-другому: на горных лыжах, на теннисном корте, на яхте…

- Естественно, но это не главное. Просто если человек платит деньги, он к тренингу относится ответственней.

- Широкий спектр…

- Я и так отдыхаю. В большой теннис играю с 1995 года, на горные лыжи меня поставил Фролов в 1999 году, сегодня я неплохо ими владею. В выходные мы с дочерью катаемся на роликовых коньках, иногда сажусь на велосипед. А основное хобби, на которое трачу много сил и энергии, - это графия. В мае побывал на Кубе и привез оттуда большое количество , есть, на мой взгляд, очень удачные.

О публичности
- Вы, наверное, самый публичный топ-менеджер страхового бизнеса Екатеринбурга, охотно даете комментарии. Нравится быть на публике?


- Я давно понял: человек, который хочет общаться с другими людьми и получать от этого пользу, должен владеть всеми органами чувств. графия - это зрение: ты видишь мир иначе. Горные лыжи - контроль, адреналин, скорость. Теннис - координация.

- Наверное, нет ни одной профессиональной ассоциации страховщиков, членом которой вы бы ни были. Этото зачем?

- Извлекаю из этого пользу. Журналисты относятся к бизнесу так, как бизнес относится к ним. Когда мы прорабатывали стратегию работы с прессой, я сказал: компания закрытой не будет никогда. У нас есть только одна закрытая информация - о наших клиентах. В Екатеринбурге, наверное, все журналисты, пишущие о страховании, имеют мой мобильный телефон. И где бы я ни был, я всегда отвечаю на звонки. Нельзя загонять в угол человека, которому по роду профессии нужна информация. Если ее не дать, он придумает сам. И тогда обижаться на него мы не имеем права.

В итоге мы около месяца прорабатывали варианты, создали специальную комиссию, первый год чуть не каждый месяц встречались. Наконец, на очередном совещании я понял: говорить больше не о чем, оставшиеся проблемы, например нехватка сотрудников ГИБДД, уже не нашего уровня. Участвуя в таких процессах, я облегчаю жизнь не только себе. Но если я этого делать не буду, моя жизнь тоже будет тяжелой.

- Еще не так давно все страховщики сетовали на отсутствие страховой культуры населения. Но это - того же поля ягоды, что и обиды на журналистов. Откуда у людей возьмется страховая культура, если им ее не прививать? Если власть не знает о проблемах на страховом рынке, как она найдет пути их решения? Когда разрабатывался закон об автогражданке, возникла масса проблем. Мы собрались с коллегами и поняли, что без участия правительства области их не решить. На одной из выставок подхожу к заместителю министра экономики Свердловской области: «Николай Николаевич (Беспамятных. - Ред.), вы осознаете последствия введения закона об автогражданской ответственности, если он будет принят неправильно? Автосервисы нужны, эксперты нужны, точки продаж нужны, помощь ГИБДД нужна - а единой политики по всем этим вопросам нет. Начнутся жалобы, куда люди пойдут?». «К нам», - отвечает.

- Мало того, в профессиональной среде меня называют «клоун». Ну люблю я ярко одеваться, когда настроение хорошее, например, шейные платки крайне редко носят в России, а мне нравится… В общем, меня такие оценки не напрягают: это же проблемы не мои, а тех, кто переживает по этому поводу.

- За это коллеги и считают вас выскочкой. Не обижаетесь?

- Если я скажу, что в компании выстроенный бизнес, меня нужно увольнять. Когда ко мне приходят руководители дочерних структур и говорят: «Александр Владимирович, я выстроил бизнес и могу успокоиться», я им предлагаю написать заявление: «Ты умер для бизнеса». У меня на компьютере стоит напоминание: что я сегодня улучшил в компании? Если ничего не улучшил, это мертвый день. Моя задача, чтобы в компании хоть чутьчуть что-то изменилось: где-то сделали небольшой ремонт, где-то улучшили общение с клиентами. Например, сейчас мы работаем над внедрением системы сбалансированных показателей. Совершенно потрясающая система, очень логичная. Мы разработали стратегию на пять лет. Она состоит из четырех блоков: финансовый - сколько денег мы хотим иметь, клиентский - за счет кого мы их получим, процессный - что мы для этого сделаем, наконец, люди - кто все это будет выполнять. На следующий год я хочу ввести систему мотивации на результат каждого подразделения, каждого сотрудника. Продавцов мотивировать легко, а вот как мотивировать на результат главного бухгалтера? Вот и будем решать.

- Создается впечатление, что бизнес страховой компании «Северная казна» выстроен до тонкостей. Есть еще над чем работать?


Толчок к подобной постановке вопроса дало дело «ЮКОСА», а также знаменитое определение № 169 Конституционного суда РФ (о неправомерности представления к зачету НДС, уплаченного поставщиком из заемных средств, то есть банковских кредитов). Ориентируясь на определение, вынесенное по конкретному случаю, арбитражные суды по всей стране сделали вывод: прецедент создан, он может служить руководством к действию по отношению ко всем налогоплательщикам. Ситуация стала своеобразным глобальным тестом для государства в лице налоговых органов и судов - что для них критерий права: закон или бюджет. Прессслужба Конституционного суда, конечно, выступила с запоздалыми разъяснениями, однако дело было сделано - старт «схемной» кампании дан. Тогда и появилось это понятие - «добросовестность налогоплательщика». Так категория из разряда моральнонравственных норм перекочевала в правовые.

Термин «добросовестный налогоплательщик» прочно вошел в практику налогового права России. Сегодня им активно оперируют и налоговые органы, и суды. Недобросовестным считается предприниматель, который недоплачивает государству налоги не просто по ошибке. Эта характеристика применима к компаниям, сознательно выстраивающим схемы обогащения за счет бюджета.

Дело дошло до того, что появилось предложение узаконить понятие добросовестности, прописав соответствующие критерии в нормативных актах Российской Федерации. Причем инициатива идет от самого бизнеса: слишком размытая граница между разумной налоговой оптимизацией и мошенничеством поставила в весьма затруднительное положение огромное количество налогоплательщиков. «Почему я должен платить налоги по совести, а не по закону?» - задается резонным вопросом предприниматель. Потому что закон размыт, двойствен. Потому что там много лазеек, ими пользуются не совсем честные предприниматели, а государство ничего с этим не может поделать. Между тем отсутствие четких правил порождает искушение их интерпретации. Так появляется почва для произвола со стороны контролирующих организаций: плановые задания по сбору платежей в бюджет никто не отменял. 2005 год, по мнению экспертов, стал беспрецедентным по масштабам борьбы государства с различного рода схемами. 2006й, по всей видимости, будет периодом фиксации достижений судебной практики в этом вопросе.

Сегодня налоговые органы чаще всего интересует, не какую норму права нарушил налогоплательщик, а есть ли в его действиях злой умысел. Например, подозрение вызывает ситуация, когда компания требует возместить средства НДС из бюджета, а ее поставщик этот самый НДС так и не уплатил. И компания в этой ситуации становится недобросовестной, так как имела несчастье купить продукцию у мошенника. Таких «подозрений» в практике можно насчитать не один десяток.

Безусловно, пришла пора понять, что применение грубых, агрессивных схем снижения налогового бремени ни к чему хорошему не приведет. И не стоит упираться, доказывая в суде очевидное. Однако это не означает, что надо идти на поводу у государственных чиновников, которые стремятся обернуть двойственную ситуацию в свою пользу. Что делать бизнесу? Бороться. Только не нужно придумывать новые схемы. Нужно добиваться изменения законодательства, устранения белых пятен, разночтений. Практика показывает: русский бизнес может консолидироваться, когда действительно этого хочет.

Бизнес учится выживать в условиях, когда нормы права отошли на второе место, уступив первенство морали. Сегодня даже консультанты в области налогового права сменили направления работы. Если еще пару лет назад интернетпорталы были завалены предложениями разработать схемы оптимизации, теперь чаще встречаются объявления другого содержания: «Защитим права налогоплательщика при проведении камеральных и выездных налоговых проверок. Обеспечим юридические приемы противодействия затягиванию проведения налоговых проверок. Процессуальные аспекты защиты прав налогоплательщика в налоговых спорах».


Главная страница :: Промышленность :: Право морали
вывоз мусора в Москве | демонтаж в Москве
Hosted by uCoz