Главная страница :: Промышленность

Техника уралвагонзавода не разочаровала министра обороны Красный свет зеленому огоньку Выше москвы не прыгнешь Кириенко заменили прокурором Роза ветров Прорвемся? Спрос лубяной — объем ледяной Голодовка вместо путевки Те же штаны назад пуговкой мягкая мебель

Объемы операций купли-продажи на автомобильном рынке настолько велики, что ГАИ не хватает номеров: с начала апреля свердловская госавтоинспекция выдает номера с новым кодом области - 9 Автосалоны растут на глазах. Из последних «открытий» - автоцентр Honda компании «ВерраМоторс» в Перми. В Екатеринбурге скоро появится четвертая Toyota - свидетельство того, насколько серьезно японцы представляют потенциал столицы Среднего Урала. Оцените: заявленная политика концерна - «один автосалон на крупный город», а официальные площадки автомобилей Toyota представлены всего в 11 областных центрах страны.

- Андрей Порубов

По оценкам участников автоконференции, при взрывном росте рынка самая острая проблема - кадровая, и в первую очередь она касается работников сервиса. «Потребность в кадрах сейчас настолько велика, что даже уволенный человек непременно найдет работу. Компания не может ждать: в проект вложены деньги, идет строитель-ство автоцентра, просчитаны сроки окупаемости, определен день, когда первая машина должна зайти на подъемник. Если завтра не будет специалиста на рынке, возьмут первого попавшегося, помоют, побреют и скажут: “Все, ты - механик”», - описывает ситуацию директор автосалона МС (Екатеринбург) Андрей Кононов.

Проблемы развивающегося рынка в рамках первой региональной практической конференции «Стратегии развития автобизнеса на Урале» обсудили автосалоны, банки, маркетинговые агентства, лизинговые и страховые компании. Конференция организована при поддержке комитета по товарному рынку администрации Екатеринбурга, Уральской автомобильной ассоциации (Екатеринбург), ассоциации «Челябинские автомобильные дилеры». Ее инициаторы и участники проанализировали формируемые в Екатеринбурге торговые узлы, возможные места расположения новых автоцентров и даже автодеревень - нескольких салонов, расположенных рядом и объединенных инфраструктурой. Кроме того, обсуждались вопросы перспектив и угроз прихода на уральский рынок автомобилей китайского производства, необходимость внятной маркетинговой политики и пути стратегического взаимодействия автодилеров с финансовыми рынками (см. «Тройственный союз», «Э-У» № 15 от 17.04.06).

Теория в автообразовании суха. Но и древо жизни несильно зеленеет: студенты вузов получают фундаментальные знания организации автомобильного хозяйства, устройства узлов и агрегатов автомобиля на материалах прошлого века. Практики нет, тем более - с высокотехнологичными иномарками.

В Екатеринбурге профессионалов не готовят, учебные заведения исторически ориентировались на ВПК. Из вузов специализированные кафедры есть только в Лесотехническом университете, что-то приближенное - в Сельскохозяйственной академии и УГТУ-УПИ. В среднем звене - лишь Автодорожный техникум и кафедра в строительном. Лучше ситуация в Челябинске: «У нас всегда было транспортное машиностроение - тракторный и автомобильный заводы, поэтому кадры для отрасли готовили», - рассказывает исполнительный директор ассоциации «Челябинские автомобильные дилеры», доцент кафедры «Автомобилестроение» Южно-Уральского государственного университета Александр Рулевский.

Участники конференции отметили, что проблема намного глубже - за развитием рынка не успевает законодательная база, регулирующая трудовые отношения. Андрей Кононов: «Автомобили все сложнее в обслуживании, большую роль приобретает диагностика. Диагност - это человек с обязательным высшим техническим образованием и глубочайшим знанием электроники. А в Едином тарифном квалификационном справочнике (ЕТКС) такой должности нет. Как нет и инженераэлектрика. Есть только «слесарь по ремонту автомобилей». Нет маляра автомобилей, есть лишь маляр, красящий стены. Какую запись мы должны сделать в трудовой книжке? Человек даже не может воспользоваться своим правом досрочного выхода на пенсию с вредного производства, каким является покраска». «Ни вузы, ни техникумы, ни профессионально-технические училища не могут готовить по тем специальностям, которых нет в государственном реестре. Тем, что мы введем спецкурс в размере 50 - 60 часов, проблем не решим: замкнутый круг», - сожалеет Александр Рулевский.

Автодилеры жалуются на общий низкий уровень знаний: «Мы получаем людей с ограниченным кругозором и плохим пониманием технических задач и бизнеспроцессов, - говорит Андрей Кононов. - В вопросах гражданскоправового характера - полное невежество. Выпускники, которые должны, по сути, работать управленцами, оказываются в лучшем случае в среднем звене».


Конкурирую - значит живу
Эти суждения привел на III Международной научнопрактической конференции «Экономическое развитие в современном мире: ВТО и процессы экономической интеграции», состоявшейся в Екатеринбурге в середине апреля, доцент СанктПетербургского университета Вадим Капусткин. Однако пример отдельной отрасли, говорилось на конференции, не должен отпугивать нашу страну от международной кооперации. Задачи России - не в изоляции, а в интеграции в глобальные рынки, в использовании опыта лидирующих мировых экономик и бизнесов при подготовке ответа конкурентоспособными товарами и услугами. Исследования Высшей школы экономики (ВШЭ, Москва) говорят: отличительные особенности активных внешнеторговых предприятий - привлечение зарубежных акционеров, менеджеров, аудиторов, расширение производственных мощностей, эффективные затраты на НИОКР, маркетинг и рекламу новых продуктов, успешное проведение их сертификации по международным стандартам качества, присутствие в листингах или планирование выхода на зарубежные биржи, рост инвестиций и объемов производства.

Открывшись миру, Россия потеряла фармакологическую промышленность: 75% внутреннего рынка составляет продукция из США, Европы, Индии. Стоимость НИОКР для создания всякого нового лекарственного средства приближается к миллиарду долларов - такие затраты не под силу отечественной фармакологии. Присоединение России к ВТО повлечет дальнейший рост импорта дешевых индийских и китайских дженериков (препаратов с истекшим сроком патентной защиты) и, как следствие, потерю российскими производителями целых сегментов доступных лекарственных средств. Россия станет полигоном для доклинических и клинических испытаний новых импортных лекарств.

В этой ситуации российским производителям попросту нечего заимствовать друг у друга», - констатирует декан экономического факультета Уральского госуниверситета Сергей Кадочников. ъ

Так что проблема российского бизнеса, считают ученые, не в обостренной конкуренции с зарубежьем, а, напротив, в ее недостатке. 60% респондентовпредприятий, участвовавших в исследованиях ВШЭ, указывали на отсутствие значимой конкуренции со стороны компаний из дальнего зарубежья и СНГ. «Иностранные и российские производители действуют в разных рыночных нишах. Первые - в сегментах с требовательными потребителями, которых отличают высокие доходы и ярко выраженные предпочтения в пользу высокого качества товара. Вторые обслуживают менее требовательных покупателей и потому обходятся менее продвинутыми процессными, продуктовыми, управленческими технологиями.

«У региональных банков высокая рентабельность, хорошие темпы роста активов. В плане продуктов, систем управления мы готовы к вступлению в ВТО и не боимся конкуренции. Но средняя рыночная стоимость российских банков - три размера собственного капитала. И для западных банков купить всю нашу банковскую систему не составит никакого труда. Тогда стратегические решения, очень важные для экономики каждого региона, будут принимать служащие, находящие в иерархии западных финансовых учреждений в лучшем случае на пятнадцатом уровне», - считает заместитель председателя правления ОАО «Уралвнешторгбанк» Даниил Сандлер.

Найти себя
Противоречива картина мнений и о судьбе финансового рынка. Один из камней преткновения в переговорах о вступлении России в ВТО - споры об ее открытии для филиалов западных банков и страховых компаний. На допуске филиалов настаивают прежде всего США. Россия (на уровне президента) - категорически против.

Алексей Белянин из Международного института экономики и финансов ВШЭ вообще предполагает, что опасения преждевременны: «У нас непонятно что происходит с экономическими реформами, нестабильна политическая ситуация.

Между тем приход иностранных банков стал бы мощным стимулом для повышения эффективности российской банковской системы. Сегодня она громоздка, неэластична, не способна решать главную задачу - трансформировать сбережения в инвестиции. «Нашим банкам следует активнее интегрироваться друг с другом, искать ниши, где западные банки слабее. Это обслуживание среднего и малого бизнеса - сферы, где мы ближе к своему клиенту, потому что знаем его потребности, ментальность, тип экономического поведения», - убежден Сергей Кадочников.

Впрочем, в одном участники конференции оказались единодушны. Целенаправленное созидание благоприятного инвестиционного климата и имиджа России и поиск компромиссов в переговорах - вот непременные условия «мягкого» вхождения России в «плотные слои» ВТО.

И, конечно, все эти факторы учитываются западными банками».


Главная страница :: Промышленность :: Рукопожатие конкурента
вывоз мусора в Москве | демонтаж в Москве
Hosted by uCoz