Главная страница :: Промышленность

Уральские предприятия опк объединят в холдинг Средние цены на коммерческие объекты стабилизируются. дефицит на качественные помещения сохраняется Рубль — раз, рубль — два Господин оформитель Деньги как плоды просвещения Ну его, этот microsoft Бизнес на вторсырье Русский дом на «исламской улице» На асфальтовой развилке мягкая мебель

В начале апреля Еврокомиссия обнародовала результаты антидемпингового расследования в отношении поставок из России бесшовных труб, которые используются в нефтегазовом секторе. Ожидается, что с июня, когда решение чиновников ЕС вступит в силу, для продукции ОАО «Трубная металлургическая компания» (ТМК) будет установлена заградительная пошлина в 36%, для заводов Группы ЧТПЗ - 24%. Третий крупный производитель, ЗАО «Объединенная металлургическая компания», бесшовные трубы не выпускает, поэтому его ограничительные меры не коснутся.

- Андрей Порубов

Лобби во благо

2005 год прошел для трубной промышленности России под знаком борьбы с украинским демпингом. Ситуация усугубилась сжатостью внутреннего рынка страны из-за замедления развития сфер-потребителей: ТЭК, машиностроения, строительства. По итогам 2005 года выпуск стальных труб на отечественных заводах увеличился на 14% до 6,7 млн тонн. Основная доля производства традиционно за крупными холдингами - ТМК, ОМК, Группой ЧТПЗ: на их долю приходится 80% (см. диаграмму на с. 26). По некоторым видам отмечено снижение. Так, объемы производства бесшовных нержавеющих труб в 2005 году по сравнению с 2004 годом уменьшились на 19,6%, подшипниковых - на 23,1%, труб общего назначения - на 3,9%. В то же время поставки украинской трубной продукции выросли по итогам 2005 года более чем на 10% и приблизились к 20% внутреннего российского потребления. По таким важным видам труб, как нержавеющие и насосно-компрессорные, рост составил более 30%, по водогазопроводным и нефтепроводным - до 300%. Объемы украинского экспорта в Россию труб большого диаметра (ТБД) также значительно увеличились: рост по итогам года превысил 20%.

Обращение в ЕС инициировали компании Tenaris, Vallourec & Mannesmann (обе - Франция), Dalamine (Италия), которые удерживают четверть европейского трубного рынка. Если российские трубники не добьются отмены решения Еврокомиссии, они потеряют рынок объемом 270 - 450 млн долларов в год (в физическом выражении - 450 тыс. тонн труб). Примерно такой финансовый урон в 2005 году был нанесен отечественной трубной промышленности в результате демпинга со стороны конкурентов из Украины.

Себестоимость трубной продукции в Украине значительно ниже, чем в России, говорит генеральный директор торгового дома «Уралтрубосталь» (100% дочка Группы ЧТПЗ) Павел Пелюгин: «Это позволяло украинским производителям дем-пинговать на нашем рынке и серьезно дестабилизировало ситуацию, затрудняло построение долгосрочных отношений с потребителями, что в свою очередь могло отразиться на долгосрочных инвестициях в развитие производственных мощностей».

Неконтролируемые демпинговые поставки труб из Украины стали возможны после прекращения 31 декабря 2004 года срока действия трехлетнего российско-украинского соглашения, регламентирующего и квотирующего поставки этой продукции. Основной двигатель бурного роста украинского экспорта - налоговые льготы, которые в 1999 - 2003 годах получали от своего правительства местные металлургические предприятия. По оценке Фонда развития трубной промышленности России, несмотря на то, что этот экономический эксперимент в Украине завершился еще три года назад, эффект от него пролонгирован до 2010 года.

Беда не приходит одна
Пока российские трубники боролись с украинским демпингом, на внутренний рынок России проникли производители труб из Китая. Аналитики рынка давно говорили об угрозе экспансии китайских металлургов. Генеральный директор ООО «Интеллектуальные ресурсы» (Москва) Виктор Ковшевный указывал: «Сегодня главное конкурентное преимущество российских производителей труб - цена, но и здесь ожидается острая конкуренция с Китаем. Вот тогда российские производители поймут, что главная угроза не в Украине» (см. «Китай грозит нам пальцем», «Э-У» № 39 от 17.10.05).

Российские трубники не смирились с таким развитием событий. По их обращению министерство экономического развития и торговли РФ провело антидемпинговое расследование. Результатом его стало подписание в конце декабря 2005 года постановления «О мерах по защите экономических интересов российских производителей некоторых видов стальных труб». Документ, вступивший в силу 31 января этого года, предусматривает введение антидемпинговых таможенных пошлин на поставки в Россию украинских труб малого и среднего диаметров (подробнее см. «Борьба миров», «Э-У» № 3 от 23.01.06). Теперь на очереди - трубы большого диаметра. Этот сегмент рынка, по оценкам аналитиков, имеет неплохие перспективы: с началом строительства Северо-Европейского газопровода (СЕГ, ОАО «Газпром»), а также скорым стартом трубопроводного проекта «Восточная Сибирь - Тихий океан» (ВСТО, ОАО «Транснефть») потребление ТБД в России увеличится в разы.

Прогнозы сбылись. Объем выпуска труб в Китае в 2005 году превысил 20 млн тонн, отгрузка в РФ выросла почти в семь раз (с 0,8 до 6 тыс. тонн). В основном поставляются водогазопроводные и насосно-компрессорные трубы. Заместитель генерального директора ТМК по маркетингу Сергей Билан считает, что это первые звоночки: «В Китае нет большого числа компаний, которые могли бы составить серьезную конкуренцию российским трубникам, так как абсолютное большинство из них выпускает продукцию, уступающую по качеству нашей. Но некоторые китайские производители уже делают на неплохом уровне обсадные и насосно-компрессорные трубы. Разумеется, они заинтересованы в поставках качественной продукции с высокой добавленной стоимостью».

Удар в спину
Другой фактор, который привел к снижению экспортных поставок российских труб, - начало антидемпингового расследования Еврокомиссии в отношении производителей из РФ. Так, если в 2004 году лидер России по производству трубной продукции ТМК экспортировала в страны дальнего зарубежья 770 тыс. тонн, то в 2005 году показатель снизился до 740 тыс. тонн. Сергей Билан объясняет это желанием «не дразнить зря европейцев: мы чуть сократили свои поставки в страны ЕС и направили усилия на российский рынок».

Пока российским трубникам удается держать ситуацию на собственном рынке под контролем: поставки китайской продукции составляют лишь сотую часть общего потребления в России. Однако на традиционных для российского экспорта рынках китайцы уже наращивают влияние. «Производители из этой страны, - продолжает Сергей Билан, - предлагают трубы со значительным дисконтом и тем самым активно продвигаются на рынки Ближнего Востока, Африки, Азии. Примечательно, что китайцы начинают внешнеторговую экспансию даже в ущерб внутреннему рынку. Иными словами, еще не насытив внутренний спрос, они уже поставляют свои трубы за рубеж. Цель проста: закрепиться, застолбить за собой торговую площадку».

Директор Фонда развития трубной промышленности России Александр Дейнеко считает решение Еврокомиссии несправедливым: российские трубы дешевле европейских максимум на 7%, дешевизна достигается благодаря близости к сырью и наработанным за десятилетия технологиям.


Отраслевые аналитики считают, что антидемпинговое расследование Еврокомиссии не окажет существенного влияния на результаты финансово-хозяйственной деятельности российских трубников, так как компании переориентируются на внутренний рынок и страны СНГ. В любом случае российские трубники еще имеют право оспорить итоги расследования и повлиять на окончательное решение Еврокомиссии. «В конечном счете, есть в этом событии и положительный для нас итог, - говорит источник в одной из трубных компаний России. - Европа стала воспринимать нас как конкурентов. Желаемый результат достигнут: проекты модернизации производства реализованы и качество продукции повышено. Теперь мы полноценные игроки рынка, с которыми в перспективе придется считаться».

По словам первого вице-губернатора Челябинской области Владимира Дятлова, российские власти могут сделать ответный шаг и ввести высокие пошлины на импорт труб большого диаметра, тем самым закрыв европейским производителям доступ на этот перспективный рынок. При этом чиновник уверен, что меры по ограничению импорта российской трубной продукции в Европу не отвечают духу времени: Россия, готовясь к вступлению к ВТО, идет в направлении отмены своих заградительных пошлин.

Одно из важнейших событий для трубной промышленности России - запуск на Первоуральском новотрубном заводе (ПНТЗ, входит в Группу ЧТПЗ) новой линии производства полимерных труб для строительства и ЖКХ. Оценочная стоимость проекта - 500 тыс. евро. «Пластиковые трубы - это новые технологии, которые будут завоевывать долю на рынке», - уверен Павел Пелюгин. Виктор Ковшевный отмечает, что в связи с приходом «пластика» традиционные в этом секторе сварные трубы малого и среднего диаметров начнут вытесняться с рынка: полимерные трубы не уступают стальным по качеству и при этом дешевле. В ТМК на перспективы развития коммуналки смотрят скептически. «Это некая темная область, где не понятно, что происходит. Пока туда не придет эффективный собственник, никакой реформы ЖКХ не будет и, следовательно, нельзя прогнозировать рост спроса на трубы», - отмечает Сергей Билан. Компания намерена укреплять позиции в традиционном для себя направлении - производстве бесшовных труб нефтегазового сортамента.

Формула успеха
И действительно, проекты, реализованные российскими трубными холдингами в 2005 году и нацеленные на повышение конкурентоспособности продукции, делают долгосрочные перспективы отрасли благоприятными.

Как сообщили в Группе ЧТПЗ,завершена разработка технико-экономического обоснования строительства современного электросталеплавильного комплекса мощностью 1 млн тонн трубной заготовки в год, что полностью закроет потребности ЧТПЗ и ПНТЗ. Однако окончательное решение по площадке для размещения завода (Челябинск или Первоуральск) пока не принято. Сырьем для сталеплавильного комплекса Группы ЧТПЗ будет лом черных металлов. Для обеспечения потребностей в ломе создана компания ЧТПЗ-Мета.

Оба холдинга - и ТМК, и Группа ЧТПЗ - продолжают строить собственные сталеплавильные мощности. Напомним, первой к реализации этих проектов приступила ТМК. В 2002 году на Северском трубном заводе (СТЗ, входит в ТМК), введена в эксплуатацию установка «печь-ковш». А в сентябре 2004 года ТМК и германская компания SMS Demag заключили контракт стоимостью 45 млн евро на поставку машин непрерывного литья заготовки (МНЛЗ) трем предприятиям: Таганрогскому металлургическому заводу, СТЗ и Волжскому трубному заводу. Оборудование позволит получать стальные заготовки для производства труб наиболее эффективным способом. К 2007 году ТМК планирует выйти на 100% в обеспечении трубной заготовкой.

- Мы не можем позволить себе «распыление» таких значительных объемов, так как это может привести к потере дополнительной прибыли, которую могла бы получать сама компания, и к ухудшению понимания конъюнктуры спотового рынка. Объединение сетей позволит Группе получать дополнительную прибыль и более рентабельно планировать собственное производство. Через сеть складов новой объединенной сети будет продаваться до 80% сортамента заводов Группы ЧТПЗ. Центром прибыли, которым ранее была торговая сеть, становятся заводы.

Улучшается и сбытовая политика Группы ЧТПЗ. В марте 2006 года произошло объединение сбытовых компаний МеТриС и «Тирус»: они действуют на спотовом рынке, на который приходится до 28% отгрузок Группы ЧТПЗ. Павел Пелюгин комментирует:

В связи с этим перспективы рынка аналитики связывают с сегментом труб большого диаметра, которые используются для строительства магистральных трубопроводов в нефтегазовом секторе. В России созданы современные мощности по производству высокотехнологичных ТБД, что обеспечило импортозамещение. Текущие потребности Газпрома, Транснефти, Лукойла удовлетворяются практически на 98%. В 2005 году в России выпущено 1,4 млн тонн ТБД диаметром 1420 мм (в том числе ОМК произвела 500 тыс. тонн, ТМК - 450 тыс. тонн, Северсталь - 450 тыс. тонн). В дальнейшем, по прогнозам экспертов, рынок ТБД будет ежегодно расти не менее чем на 10%.

Не так и плохо
Эффективность трубного бизнеса зависит от состояния дел у ключевых потребителей - нефтяников, газовиков, машиностроителей, сферы ЖКХ. Как считают в ИФК «Алемар», основным двигателем увеличения спроса на трубы в 2006 году станет строительство СЕГ и ВСТО. Аналитик группы «ЦентрИнвест» Владимир Луньков добавляет, что период высоких цен на нефть увеличил инвестиционный потенциал нефтегазовой промышленности, а рост добычи нефти потребовал развития транспортной инфраструктуры: «Осуществляемые и планируемые нефтяными компаниями проекты дают положительные прогнозы для российских трубников».

По оценке специалистов, перспективным рынком сбыта станут страны СНГ и прежде всего Средней Азии: в 2006 - 2007 годах здесь запланирована большая реконструкция газопровода «Средняя Азия - Центр».

Предполагается и расширение географии экспорта. Если в 2000 году российские трубы отправлялись в 16 стран, то в 2005 году - в 6


В основном о цементе говорилось и на правительственном совещании, прошедшем на Среднем Урале. По словам областного министра строительства и ЖКХ Александра Карлова, к 2010 году стране потребуется 90 млн тонн цемента. Сейчас его производится вдвое меньше. По словам министра, к 2010 году в области планируется выйти на уровень ежегодного ввода 2,25 млн кв. м жилья. Потребность региона в цементе к этому сроку чиновники оценили в 8 - 10 млн тонн. Сегодняшние объемы производства - 3,4 млн тонн. Это означает, что на регион надвигается цементный «голод». Как справиться с ним?

7 апреля губернатор Свердловской области Эдуард Россель провел совещание, посвященное развитию промышленности строительных материалов. Повышенное внимание региональных властей к отрасли - отголосок аналогичной заинтересованности на федеральном уровне. В середине марта первый заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Медведев провел совещание с членами правительства по сходной тематике: способна ли промышленность стройматериалов обеспечить заданные национальным проектом темпы ввода жилья. По мнению Медведева, основная проблема национального проекта «Доступное и комфортное жилье» в том, что потенциал роста производства отдельных групп строительных материалов (некоторых видов стеновых материалов, сборных железобетонных конструкций) практически исчерпан. На цементной промышленности Медведев остановился особо: «Мы уже уперлись в потолок. Сегодня и цены высокие, и производство цементное не растет».

Как рассказал «Э-У» генеральный директор ОАО «Сухоложскцемент» Владимир Николаев, производственные мощности предприятия загружены полностью, увеличить производство цемента на них невозможно. Поэтому советом директоров принято решение о строительстве пятой технологической линии по производству цемента мощностью 1,2 - 1,3 млн тонн в год по технологии сухого способа производства. По предварительной оценке, на строительство новой линии необходимо порядка 120 - 140 млн долларов. Предприятие планирует осуществить финансирование строительства как за счет собственных средств, так и путем привлечения заемных капиталов. «Сроки проектирования и начала строительства новой линии в значительной степени зависят от согласования документации с соответствующими министерствами и ведомствами, - отмечает Николаев. - Мы рассчитываем на понимание и поддержку областных структур в данном вопросе».

Еле поспеваем

В последнюю пятилетку в производстве строительных материалов было совершено немало прорывов. За это время на Урале созданы десятки производств продукции, либо вовсе не производившейся ранее, либо производившейся в незначительном количестве: кровельных и гидроизоляционных материалов, отделочных материалов из гипса, сухих строительных смесей, энергоэффективных светопрозрачных ограждающих конструкций, облицовочного кирпича, изделий из ячеистого бетона, крупноразмерной керамической плитки, санитарных керамических изделий, алюминиевого профиля и т.д.

Всего правительство области планирует строительство трех-четырех новых технологических линий по производству цемента. Стоимость каждой оценивается в 80 - 150 млн долларов. До последних пор инвесторов, способных потянуть подобные проекты, не находилось. Но ситуация изменилась. Пресс-служба губернатора сообщает: готовность участвовать в строительстве цементных производств выразили компании «Сухоложскцемент», «Невьянский цементник» (это два цементных завода, расположенных в Свердловской области), «Атомстройкомплекс», Уральская горно-металлургическая компания, корпорация «Финпромко», строительно-монтажный трест № 10 «Российских железных дорог». Начальник отдела новых технологий министерства строительства и ЖКХ Свердловской области Василий Корнеев считает причиной перемены настроений инвесторов рост цен на цемент: «Цена тонны цемента перевалила 60 долларов. При цене ниже вложения в цементное производство были непривлекательными». Но радоваться рано.

Еще один пример - стекло. В Урало-Западносибирском регионе расположено одно из трех российских предприятий, выпускающих качественное стекло по современной флоат-технологии, - башкирское «Салават-стекло». Подавляющее же большинство стекольных предприятий в России (на Урале это Ирбитский стекольный завод в Свердловской области и Магнитогорский - в Челябинской) выпускают стекло по устаревшей технологии вертикального вытягивания. Продукция получается качеством ниже, чем необходимо для ее использования в стеклопакетах. Таким образом, стекло используется только в индивидуальной застройке, качественное стекло - дефицит. Ирбитскому и магнитогорскому предприятиям необходимо по 20 - 50 млн долларов на техперевооружение. Этих денег у собственников нет, сторонние инвесторы пока не находятся. Между тем конкуренты не дремлют. Доля стекла из других регионов и импорта на уральском рынке постоянно растет.

Однако многие виды строительных материалов проигрывают импортным аналогам по качеству, декоративным свойствам, технологичности применения, энергоэффективности. Пример: в Свердловской области на протяжении нескольких последних лет наблюдается нехватка современных базальтовых утеплителей. При этом объем их производства в регионе ежегодно снижается на 7 - 8%. По причине низкого качества продукции местные производители не выдерживают конкуренции с игроками из Москвы и Санкт-Петербурга, которые только номинально можно считать российскими. Это - производства, принадлежащие иностранным компаниям, изготавливающие утеплители на иностранном оборудовании, частично из иностранного же сырья.

Очевидно: перед отечественной стройиндустрией стоит задача повышения качества продукции. Утеплители, современные специализированные добавки для бетонов, качественное строительное стекло, полимерные составляющие сухих строительных смесей, инженерное и сантехническое оборудование, обои и декоративные стеновые панели верхнего ценового сегмента, облицовочные материалы, полимеры, системы гидроизоляции, ламинат и паркет, лифты - вот неполный перечень сегментов, которые срочно нужно «поднимать», если мы не хотим окончательно сдать их «варягам».

По данным Росстата за 2005 год, отпускные цены предприятий-производителей на стройматериалы выросли на 16,7% (в 2004 - на 15,8%). Тенденция внушает опасение: увеличение объемов строительства повлечет дефицит строительных материалов, как минимум в ближайшие два-три года динамика цен будет еще круче. Но больше беспокоит другой факт. За те же 2004 - 2005 годы розничные цены выросли лишь на 8,4% и 9,1% соответственно. Это значит, что на российском рынке укрепляют позиции недорогие импортные стройматериалы, цены на которые растут значительно медленнее.

Исполнительный директор союза предприятий стройиндустрии Свердловской области Юрий Чумерин сетует: «Еще три года назад мы вели переговоры с потенциальными инвесторами и убеждали их в том, что региону необходимы новые мощности по производству цемента, что их продукция будет востребована. Нам не поверили. И несмотря на то, что в регионе производится 3,4 млн тонн цемента, а собственное потребление составляет 1,5 млн тонн, дефицит этого материала в 2006 году в области составит 1 млн тонн. Рынок есть рынок - цемент продается там, где находит спрос». То есть быстро справиться с дефицитом не удастся: строительство новых производств займет минимум 2,5 - 3 года.

При еще более детальном рассмотрении обнаруживается: проблема не только в качестве, но и в острой нехватке производственных мощностей. Сегодня стремительно рушится один из самых распространенных «строительных» мифов. Еще совсем недавно большинство производителей стройматериалов утверждало, что рост объемов их производств сдерживает одно - спрос со стороны строителей. Мол, увеличивайте объемы ввода недвижимости, а мы дадим материалов столько, сколько нужно. Считалось, что построенные в советское время производства стройматериалов могут еще очень долго обеспечивать рост предложения. Сегодня становится очевидным: это не так. Основные фонды в отрасли изношены на 50 - 60%. Средний возраст агрегатов и механизмов 17 - 20 лет. Ежегодно списывается2% основных фондов, а обновляется только 1%. Из-за износа основных фондов многие предприятия загружены меньше чем наполовину от проектных мощностей, заложенных в советское время. А наиболее востребованные производства (те же цементники) загружены на 100% или «доберут планку» в ближайшие год-два.

Регион, который сумеет «подсадить» соседей на свои строительные материалы, получит мощный источник средств для собственной экономики. Больше всего шансов на это у Свердловской области. Она исторически обладает мощнейшим комплексом стройиндустрии (подробнее см. «Второй закон диалектики», «Э-У» № 16 от 17.04.05). По объемам производства большинства стройматериалов регион намного опережает соседей. 40% произведенных на территории области стройматериалов реализуется за ее пределами. Правда, за последнее время область частично растратила свой «экспортный» потенциал: еще три года назад за пределами региона реализовывалось 60% продукции. Это произошло частично из-за выросшего внутреннего потребления, частично из-за изрядно «поправившейся» за последнее время промышленности стройматериалов у соседей.

Кто будет играть первую скрипку
С одной стороны, национальный жилищный проект ставит перед отраслью промышленности стройматериалов трудновыполнимую задачу. С другой - дает шанс значительно увеличить свой вес в экономике. Каждому региону сейчас критически важно приложить все усилия, чтобы обеспечить стройматериалами не только себя, но и соседей, застолбить за собой рынки сбыта, которые в обозримой перспективе обещают быть бездонными. (Как мы уже писали (см., например, «Национальный суперпроект», «Э-У» № 11 от 20.03.06), удвоить объемы ввода жилья в России для обеспечения его доступности недостаточно. Реальная потребность, с учетом замены ветшающего жилищного фонда, в несколько раз выше. По оценкам заместителя генерального директора Межрегионального ипотечного агентства Сергея Журавлева, «чтобы просто обеспечить воспроизводство жилищного фонда, необходимо строить не менее 90 млн метров жилья в год. Чтобы выйти на европейский показатель обеспеченности, надо строить порядка 200 млн кв. метров». Это в пять раз больше нынешнего уровня и в 2,5 раза больше предусмотренного нацпроектом.)

Производителям Свердловской области (равно как и догоняющим их пермским и челябинским) стоит пристальней присмотреться к близлежащим регионам, где своя стройиндустрия развита слабо, в первую очередь - к Курганской области. Своих производств тут нет. А увеличивать темпы строительства жилья, выполняя нацпроект, в Зауралье будут в любом случае. Вопрос - какие материалы используя? Уральские или из Центральной России?

Положительную динамику по объемам производства основных видов стройматериалов демонстрируют Пермская и Челябинская области. Особенно рост заметен в Тюменской области - 30% за 2005 год: здесь открыто с десяток новых производств стройматериалов. Если раньше рынок Тюмени и автономных округов представлял собой «черную дыру», поглощающую все что ни привези - настолько серьезным был разрыв между потребностями строительного комплекса и возможностями промышленности стройматериалов, сегодня разрыв сильно сократился. Четверть стройматериалов, произведенных в Свердловской области, реализуются в Тюменской. Но производители Среднего Урала чувствуют реальную конкуренцию со стороны местных.

Наконец, продукция уральской стройиндустрии вполне может стать предметом экспорта, в первую очередь в Казахстан. Во-первых, он близко расположен. Во-вторых, сейчас там реализуются мощные государственные жилищные программы, и потребность в стройматериалах постоянно растет. Пока мы продаем Казахстану немного. Свердловская область - 2% произведенных материалов, ближайшие соседи и того меньше. Производители стройматериалов очень ждут заключения соглашения о едином экономическом пространстве и, как следствие, таможенных послаблений. Это позволит им занять значительную долю казахстанского рынка. Но есть и другой путь - совершенствовать соотношение цены и качества собственной продукции, активнее заниматься маркетингом. Ведь китайским и турецким производителям таможенные пошлины осваивать казахстанский рынок не мешают.

Стоит разрабатывать и более отдаленные от Урала рынки сбыта. Это, во-первых, Восточная Сибирь. Здесь концентрация предприятий по производству стройматериалов в несколько раз ниже, чем в Европейской части России. Но транспортное плечо уральской продукции короче - это наше естественное конкурентное преимущество.

Представители бизнеса практически единогласно утверждают, что государственные средства инвестировать в предприятия стройиндустрии не нужно, растущий рынок делает привлекательными вложения для частных инвесторов. А вот попытаться активизировать процесс частного инвестирования, например ввести налоговые послабления для вновь строящихся или модернизирующихся производств, - стоит. Подобные меры предприняли несколько лет назад в Свердловской области - ввели льготные ставки аренды земли для модернизирующихся предприятий стройиндустрии. Инициатива оказалась очень успешной: техперевооружением не занялся только ленивый - за последние пять лет было модернизировано около 30% основных фондов региональной промышленности стройматериалов.

Неблагодарное дело - прогнозы
По итогам правительственного совещания, посвященного развитию промышленности стройматериалов, Дмитрий Медведев дал указание министерству регионального развития и министерству экономического развития и торговли до 1 мая подготовить комплекс мер по увеличению объемов производства строительных материалов к 2010 году. Попробуем тезисно набросать принципы ожидаемой бизнесом госполитики в промышленности стройматериалов.

Следует избежать дальнейшей монополизации промышленности стройматериалов. Процессы монополизации больше всего заметны в цементной промышленности. С точки зрения развития конкуренции, новые цементные производства лучше создавать как новые, а не дополнительные производственные линии на уже существующих. В Свердловской области события развиваются по второму сценарию, и это нехорошо: два игрока на сотни километров окрест - это уже почти монополия. Другой сегмент, стремящийся к монополизации, - заводы железобетонных изделий и деталей крупнопанельного домостроения (ЖБИ и КПД). В последнее пятилетие эти предприятия активно поглощались строительными холдингами. Для самих заводов это благо - у них появились деньги на модернизацию. Так, екатеринбургский завод ЖБИ «Бетфор», после того как вошел в состав холдинга «Нова Групп», каждые полгода объявляет о запуске новой современной линии, зачастую не имеющей аналогов в регионе. Но у этой медали есть и обратная сторона: после того как предприятия, производящие системы КПД, вошли в холдинги, крупнопанельное домостроение тут же сравнялось в цене с остальными домостроительными технологиями: такова цена монополизации. А ведь еще пять лет назад панельный дом стоил значительно дешевле кирпичного. КПД - технология, ближе всего стоящая к определению «доступное жилье», поэтому нужно не только увеличивать объемы производства КПД, но и поддерживать в этом сегменте конкурентную среду.

На федеральном уровне следует решить проблему крайне неравномерного территориального распределения производственных мощностей по выпуску стройматериалов. До 60% стройматериалов производится в Центральной России. В то же время есть регионы, где собственная стройиндустрия практически развалена. Ситуация, когда Ревдинский кирпичный завод поставляет кирпич в Чечню, ненормальна. Построенное из такого кирпича жилье будет «золотым».

Недостаточно внимания уделяется использованию нетрадиционных строительных материалов, способных снизить себестоимость строительства. На прошедшей недавно конференции Ассоциации деревянного домостроения, участники с сожалением констатировали, что эта технология не является приоритетной для России. Это странно, учитывая, что в стране сосредоточено 25% мировых запасов леса. Как считает директор НП «Ассоциация деревянного домостроения» Александр Черных, «переход на энергоэффективные деревянные конструкции позволит снизить себестоимость жилья минимум на 40%, в полтора раза сократить сроки строительства, а также на 15 - 20% уменьшить расход топливно-энергетических ресурсов за счет сокращения затрат на производство цемента, бетонных и железобетонных конструкций». Речь идет не только об использовании дерева. Как мы уже писали в статье «Национальный суперпроект», акцент нужно делать на те материалы, которых в данном регионе в избытке. Например, заместитель губернатора Курганской области, директор департамента строительства, госэкспертизы и ЖКХ Валерий Миронов две недели назад объявил о том, что в областном правительстве обсуждается вопрос о строительстве домов из торфяных блоков. Новаторскую идею подал директор проектного института «Кургантрансмашпроект-R» Александр Быстров: он предложил использовать в качестве «кирпичей» теплоизоляционный торфяной материал «Геокар». Этого материала в Зауралье более чем достаточно: в регионе свыше 70 торфяных месторождений общей площадью более 10 га. Запасы торфа составляют более 19 млн тонн. Значит жилье, построенное с его использованием, будет доступнее.

Еще одна задача (не столько стройиндустрии, сколько машиностроения): создание отечественных аналогов импортного оборудования для производства стройматериалов.
«В настоящий момент стоимость материалов наполовину складывается из амортизации импортного оборудования и импортного же сырья. Основным направлением импортозамещения должен стать выпуск нашей промышленностью высококачественного сырья для производства строительных материалов, а машиностроением - высокопроизводительного оборудования», - считает руководитель направления ограждающих конструкций группы компаний «Металл Профиль» Сергей Виноградов. То же самое можно сказать и о технологиях: отечественных разработок нет, все наши «современные производства» - более-менее качественные перелицовки иностранных образцов. При этом в инвестиционных программах, принятых или разрабатываемых в региональных правительствах, затраты на НИОКР в общей массе - копейки, львиная доля средств направляется на обновление основных фондов путем закупки иностранного оборудования.

Дополнительные материалы:

Наконец, как справедливо замечают представители «Деловой России», разработавшие концепцию «Новая жилищная политика» (см. «Другие города», «Эксперт» № 8 от 26.02.06), несмотря на разнообразие строительных технологий и материалов, в России отсутствует культура их потребления. Ни у строителей, ни у чиновников нет четкого понимания: какие материалы и технологии способны сделать жилье более доступным. Необходимо провести ревизию материалов и технологий и выбрать из них те, что наиболее отвечают задаче повышения доступности жилья. Материалы должны быть из дешевого и массово распространенного сырья, требовать минимума энергозатрат на производство, иметь максимально высокую степень заводской готовности, чтобы снизить трудозатраты на стройплощадке, обладать большим запасом прочности, производиться максимально близко к местам потребления. После ревизии останется поддерживать и тиражировать эти технологии, увеличивая объемы производства по принципу «чем больше - тем лучше». Потенциальный рынок сбыта практически безграничен.

По мнению исполнительного директора Союза предприятий стройиндустрии Свердловской области Юрия Чумерина, производственные мощности стройматериалов, обладающих наибольшим плечом перевозки нужно создавать с запасом, в расчете на потенциальный рост рынков сбыта. Большая часть этих производств требует наибольших вложений в одну технологическую линию: цемент - 80 - 150 млн долларов, качественное стекло (флоат-технология) - 20 - 50 млн долларов, керамическая плитка, керамогранит - 15 - 20 млн долларов. Эти технологические линии требуют значительных сроков на их строительство (до трех лет) и характеризуются относительно длинными сроками окупаемости.

Предельные расстояния даны из расчета экономической целесообразности перевозок в условиях насыщенного конкурентного рынка. В настоящее время отдельные виды строительных материалов перевозятся зачастую и на большие расстояния. Это продиктовано не экономической целесообразностью, а отсутствием более близких к регионам потребителям производителей тех или иных материалов.


Главная страница :: Промышленность :: Страдания по кирпичу
вывоз мусора в Москве | демонтаж в Москве
Hosted by uCoz