Главная страница :: Промышленность

Средние цены на коммерческие объекты стабилизируются. дефицит на качественные помещения сохраняется Рубль — раз, рубль — два Господин оформитель Деньги как плоды просвещения Ну его, этот microsoft Бизнес на вторсырье Русский дом на «исламской улице» На асфальтовой развилке Танцуют все мягкая мебель

К 2020 году землян будет порядка 8 миллиардов. В условиях ограниченности ресурсов сохранить капитализм, исповедующий извлечение максимальной прибыли и, следовательно, максимальное сокращение издержек с помощью техники и технологий, при таком количестве населения станет невозможно. Западная цивилизация рухнет. Вывод следует в духе классического социалдарвинизма: к 2020 году население планеты необходимо сократить на треть от сегодняшних 6 миллиардов. Для достижения цели ученые предлагают весь набор напастей из «Откровения» Иоанна Богослова: войны, болезни, голод. Если заказчики прислушались к выводам ученых, то информация в СМИ о стихиях и катастрофах - это стратегия «Доклада Лугано» в действии…

Несколько лет назад группа анонимных ученых, подготовивших доклад о сохранении капитализма в XXI веке, провозгласила: «Отныне предметом забот биовласти и биополитики должна стать не жизнеспособность, но смертность, они должны поощрять не воспроизводство, но сокращение, стремиться не к увеличению, но к уменьшению продолжительности жизни. Это задача - историческая, философская, даже метафизическая по масштабу». Заказчиками исследования выступили также анонимные, но весьма могущественные люди. Документ назвали именем озера Лугано в Швейцарии, на берегу которого трудились исследователи.

Следы всадников Апокалипсиса

- Сьюзан, какие события в мире оправдывают сценарий «Доклада»?


На самом деле апокалипсический сценарий «Доклада» - провокационная программа мира в духе «Протокола сионских мудрецов» начала прошлого века. Автор книги - американофранцузский экономист, президент парижского Центра наблюдения за процессами глобализации Сьюзан Джордж. Выдуман, однако, только сценарий, факты и цифры - реальность. «Доклад», написанный в 1999 году, переведен на 16 языков и разошелся тиражом более 50 тыс. экземпляров. Книга стала культовой среди испанской молодежи, а президент Венесуэлы Уго Чавес, выступив перед согражданами с «Докладом» в руках, заявил: «Вы все должны его прочитать!». Осенью уходящего года классика антиглобализма была издана и на русском языке в серии «Klassenkampf» («Классовая борьба»). В ноябре Сьюзан Джордж посетила Екатеринбург вместе с Борисом Кагарлицким, директором московского Института проблем глобализации и одним из основателей серии.

- Как ваш сценарий реализуется в России?

Сьюзан Джордж: Например, ураган Катрин в США. Люди, которых смыло с лица земли, не были нужны системе, о чем и говорится в книге. Само стихийное бедствие - продукт глобального потепления. Еще 15 лет назад такое могло произойти только гденибудь в Арктике. Сегодня это стало реальностью в Америке. Власть ничего не сделала, чтобы препятствовать активности урагана и предотвратить жертвы. Я, конечно, не верю в теорию заговора. Но хочу сказать: логика, изложенная в книге, не противоречит событиям. Чтобы капиталистическая система выжила, необходимо сокращение населения. И это происходит. Книга - лишь провокация, чтобы люди связали происходящее с процессами глобализации.

Революционный зуд

- Борис Юльевич, зачем вы инициировали серию «Классовая борьба»? Пытаетесь разжечь классовые противоречия?


С.Д.: С конца 80х годов в России многие социальные службы были закрыты или просто уничтожены. Этому способствовали Всемирный банк и Международный валютный фонд. Люди оказались никому не нужны. Средняя продолжительность жизни после реформ сократилась на пять лет, у мужчин - на семь. Я не выступаю за возрождение Советского Союза. Но моя позиция: необходим баланс между рынком и обществом. Нельзя превращать в торговлю образование, медицину…

- Но книги серии вполне могут стать идейным толчком к новой революции в России…

Борис Кагарлицкий: Что значит «разжечь»? Если у нас приватизируют предприятия, то это правительство ведет классовую борьбу. Монетизация льгот и реформа ЖКХ - тоже борьба в интересах правящего класса. Трудящиеся только сопротивляются, лишь иногда переходя в наступление.

В условиях экономического подъема, как ни странно, классовые противоречия обостряются. Революцию 1905 года подготовил экономический рост при Витте, 1917 года - реформы Столыпина. Сегодня опасность для системы идет не от бедняков, а от слоев общества, поднявшихся за последние 5 - 7 лет. Это часть рабочего класса, занятого на стабильных производствах, и среднего класса. Кто сейчас бастует? Рабочие на заводах Ford, докеры СанктПетербурга. У них не самая низкая зарплата, но они начинают думать о профессиональном и человеческом достоинстве.

Б.К.: Революция в России возможна просто потому, что нынешние социальные противоречия вряд ли разрешимы иным путем. Даже при росте ВВП.

Б.К.: Западная социология под средним классом подразумевает только определенный уровень потребления. Это не совсем правильно. Средний класс - это сравнительно обеспеченные наемные работники, занятые в постиндустриальных отраслях экономики. Они хорошо образованы, динамичны.

- Средний класс - это кто?

- Сьюзан, только что отгремели беспорядки во Франции. У вас тоже идет классовая борьба?

В нашей ситуации - еще и молоды. В 1990е они в большинстве своем поддерживали либеральные реформы. Но дефолт 98 года показал, что пути нового среднего класса и буржуазной элиты расходятся. Средний класс не против капитализма, но он стал критически мыслить и этим оказался опасен. Именно из такой среды выходят активисты левых организаций, революционеры, иногда террористы.

До основанья, а затем
- Капитализм плох. Но что взамен?


С.Д.: Вообще жечь автомобили во Франции выгодно, они застрахованы. На Рождество в Париже по традиции горят 50 - 60 машин. Но, естественно, у волнений есть глубинная причина - бедность. Говорят, беспорядки устроили дети иммигрантов. Это неправда: 30% бунтарей - белые, 30% - чернокожие и только 40% - арабы. Это чисто социальный протест. Классовая борьба будет всегда, пока будет эксплуатация.

- Государство отомрет, чтобы его место заняло мировое правительство?

С.Д.: Вариантов тысячи. Я недавно закончила книгу «Другой мир возможен, если…». В ней я привожу 11 сценариев альтернативного развития мира. Главное в них, чтобы люди могли развивать мир по своему усмотрению, а не под диктат транснациональных корпораций или ВТО. Для этого нужно гражданское общество. Пример альтернативного выбора - голосование французов по Европейской конституции. Они ясно осознали, что потеряют, проголосовав за этот документ. Евроконституция направлена на разрушение социального государства.

Я потратила всю жизнь на борьбу с его властью. Государство необходимо. В его отсутствие одни группы все равно будут пытаться захватывать власть над другими. Никто в одиночку не может решать глобальные проблемы. Нужно правительство, ассоциациями граждан здесь не обойтись. Государство организует общество, находит баланс интересов, растит в людях творческие способности…

С.Д.: Мировое правительство уже есть. Это Мировой банк, МВФ и ВТО. На службе у него американские вооруженные силы. Такое правительство мне категорически не нравится.

Б.К. (смеется и объясняет Сьюзан, кто такие «единороссы»): Проблемы России носят структурный характер, а потому любые проекты будут неэффективны. Так деньги легче разворовать. Возьмем проект по образованию. Государственное финансирование планируют увеличить, но одновременно структуры бесплатного образования сокращают и демонтируют, ликвидируют целые системы. Что тогда делать с деньгами? Это то же самое, что заколачивать дверь, при этом пытаться протащить через нее слона… А в общем, Россия продолжает курс неолиберализма (политика снижения социальных обязательств государства, налогов, усиления конкуренции. - Ред.), взятый еще в начале 1990х. У нас самые низкие налоги по сравнению с Европой. Ниже только в Эстонии. А колебания влево или вправо (и государственный сектор расширяют, и в ВТО вступать собираются) ничего не меняют.

- Вы говорите, как наши «единороссы» о национальных проектах: государство должно развивать творческий потенциал человека… Россия движется к социальному государству?

Б.К.: Либералы у власти действуют в интересах бизнеса и против большинства населения, левые - наоборот. При этом контроль государства всегда велик. Если идет передел собственности при использовании государственных рычагов, это не значит, что контроль государства усилился. Расширением госсектора государство просто возвращает себе то, что когдато ему принадлежало. И здесь крупным собственникам повезло. Государство по максимально высоким ценам покупает у них активы, которые когдато были проданы в несколько раз дешевле реальной стоимости.

- Но госсектор действительно расширяется. Усиление государственного контроля за экономикой не приведет к снижению деловой активности?

Между Европой и Африкой
- Какова роль России в глобальной капиталистической системе?


Что касается снижения деловой активности… Чьей? Не надо путать крупный бизнес, который у нас сросся с властью, с мелким. Первый враг малого бизнеса - не государство (хотя и оно тоже в силу коррумпированности), а крупный бизнес. Сами посудите, сколько мелких магазинчиков разоряется, когда приходят крупные торговые сети. Поэтому снижению активности крупного бизнеса мелкий будет только рад.

Но у России есть особенность, порожденная советским прошлым. По экспорту, национальному доходу и заработной плате мы в одной группе с Алжиром и Нигерией, а по социальным показателям - в Европе. Россиянин получает зарплату как в Африке, а здравоохранением и образованием обеспечен как европеец. По жилищным нормам мы отстаем от Европы, но опережаем Африку и большую часть Азии и Латинской Америки. То есть, с точки зрения либералов, живем не по средствам. Поэтому либо общество опустят до африканского стандарта, либо придется радикально менять экономику. Из таких противоречий и рождаются революции.

Б.К.: Россия - периферийная страна. Бразилия в мировой экономике значит гораздо больше нас. Венесуэла важнее в политике: в ноябре на IV саммите глав американских государств президенту этой страны удалось сорвать планы США по организации зоны свободной торговли на американском континенте. Вы можете себе представить, чтобы Россия могла открыто выступить против планов США и сорвать их?

Б.К.: Членство в ВТО теоретически выгодно экспортерам. Правда, мы экспортируем преимущественно сырье и энергоемкую продукцию, а для этих секторов членство в ВТО не так значимо. Для них важнее цена на нефть на мировом рынке, чем тарифы, установленные странамиучастницами ВТО. Но вот ущерб для производителей готовой продукции, работающих на внутренний рынок, будет весьма ощутим. Социальные издержки от коммерциализации и приватизации сферы услуг окажутся вообще колоссальны. Тогда зачем это нужно? Думаю, цель одна: гарантии для российских инвесторов за рубежом. Короче, отечественной элите легче будет легально вывозить средства из страны

- Углубятся ли противоречия со вступлением России в ВТО?

Очевидно, что в России происходит трансформация политических институтов. В ранние постсоветские годы возникла масса партий, страна жила от выборов к выборам. Сегодня партийная система ужесточена, всенародные выборы глав субъектов РФ отменены, на очереди муниципалитеты: законодатели и губернаторы предлагают лишить глав муниципальных образований ряда ключевых полномочий или вовсе ликвидировать институт их всенародного избрания. Благо ли это? А если да, то для кого? Насколько такая трансформация соответствует интересам страны в глобальном и историческом контексте? Об этом рассуждает директор Центра исследований постиндустриального общества, профессор Высшей школы экономики (Москва) Владислав Иноземцев.

Владислав Иноземцев

- Корпоративизацию, о которой вы говорите, нельзя однозначно считать ни противоречащей глобализационным тенденциям, ни соответствующей им. Основной вопрос в этом случае (впрочем, как и в большинстве других, когда речь заходит о политике) - определение цели, ради которой предпринимаются те или иные реформы. Истории известны примеры, когда корпоративные государства, в частности Япония, Тайвань или Южная Корея, весьма успешно реформировали экономику и затем эволюционным образом превращались в более демократические общества. Но есть и образцы того, как корпоративные государства вырождались в диктатуры и их экономика стагнировала на протяжении десятилетий.

Средство как самоцель
- Владислав Леонидович, в России заметна тенденция к корпоративизации государства. Налицо такие ее признаки, как сращивание крупного бизнеса и бюрократии, стремление к насаждению однопартийности. Насколько этот процесс соответствует закономерностям глобализации?

В целом, мне кажется, взят курс на изоляцию российской экономики от внешнего мира и на воссоздание советской системы. Поэтому причину корпоративизации российского государства я усматриваю в неразвитости политической культуры и экономического кругозора - но не гражданского общества и экономики, а правящей элиты. Разумеется, вкупе с ее материальной заинтересованностью в отсутствие реальной рыночной конкуренции и неразвитостью частного сектора в экономике страны.

В Японии, Корее и в современном Китае в свое время была поставлена цель завоевать значимые позиции на мировом рынке, интегрироваться в глобальную экономику в качестве индустриальных стран, технологически перевооружить национальную экономику, чего нельзя достичь без участия государства. В современной России, и это явно следует из курса на укрепление статуса «энергетической сверхдержавы», подобные задачи на повестке дня не стоят. Доля энергоресурсов и сырья в экспорте достигла в первом квартале этого года исторического максимума - 77,1%, и власти ничего не предпринимают для изменения ситуации. Промышленная политика подчинена целям импортозамещения, которое ни в одной развивающейся стране не обеспечивало долгосрочного экономического подъема.

- Такая необходимость очевидна. Однако непонятно, каким образом предполагается достичь этой цели, если во главе государства стоят люди, воплощающие именно советские черты бюрократии. Они предпочитают бороться за контроль над добывающими отраслями, а не развивать новые производства и технологии, стремятся вывести чиновничество изпод демократического контроля и сделать его неуязвимым для судебной системы.

- Однако и президент Путин, и заместитель главы его администрации Сурков неоднократно указывали на необходимость трансформировать бюрократию из постсоветской в динамичную и современную.

Вширь и вглубь
- Сращивание исполнительной и законодательной властей через «Единую Россию», напротив, объясняется самими партийцами стремлением повысить оперативность преобразований, эффективность управления ими.


Тот же Сурков призвал «Единую Россию» закрепить доминирующие позиции еще на 10 - 15 лет. Скорее всего, так и случится. Для политической системы России это будет означать укоренение ныне сложившейся ее формы - монополистической, неконкурентой и потому неэффективной. Бесконтрольная бюрократия не может быть эффективной, а все усилия нынешней власти направлены, на мой взгляд, именно на передачу ей все больших и больших полномочий.

- Вы сказали: «на местах». Значит, бюрократическая монополия расширяется и вширь, и вглубь?

- Сначала нужно определиться с целями. На мой взгляд, целью российской власти в центре и на местах являются минимизация угроз для правящего класса и обеспечение контроля над экономическими ресурсами. С этой точки зрения сращивание законодательной и исполнительной властей, безусловно, эффективно. Оно неэффективно с точки зрения развития современной экономики и обеспечения потребностей населения. Но такие цели появляются только в программных речах, однако реальную программу действий власти не определяют.

- Насколько распространена практика подчинения муниципалитетов региональной власти в Западной Европе?

- Возьмите поправки в ряд законов, подготовленные депутатами Госдумы из «Единой России». Они позволяют региональным властям лишать полномочий неэффективных глав муниципальных образований, вообще ликвидировать их всенародные выборы, подменив этот процесс выборами из состава представительных органов. Это противоречит 12й статье Конституции, но в то же время вполне вписывается в логику действий нынешней власти. А в условиях практического включения Конституционного суда во «властную вертикаль» не возникает сомнений, что нововведения будут претворены в жизнь.

В рамках этих сфер вышестоящие власти не имеют права вмешиваться. Показательный случай произошел в прошлом году в Гарвардском университете, где один научный центр построил на предварительно купленных земельных участках по двум сторонам оживленной улицы два исследовательских корпуса. Так как эти участки принадлежали университету, муниципальные власти не могли препятствовать строительству. Однако за разрешение соединить эти здания подземным переходом муниципалитет запросил 10 млн долларов, так как улица и все, что под ней находилось, были «зоной ответственности» муниципальных властей. «Решить вопрос» не помогло даже вмешательство губернатора штата. Эксперты так и перебегают друг к другу через дорогу.

- В каждой стране существуют различные подходы к этой проблеме, однако в целом муниципалитеты имеют весьма серьезные полномочия, хотя и ограниченные отдельными сферами деятельности.

Закон суров, но это туфта
- Может, в этом специфика российской демократии? Есть ли общие признаки демократии, и должна ли российская им соответствовать?


В то же время нет единой практики назначения или избрания мэров городов или губернаторов провинций. В Германии, например, они избираются, во Франции - назначаются. Но если в своей деятельности они выходят за границы полномочий, и на тех, и на других легко найти управу. Этото и отличает их от российского чиновничества.

В Великобритании в XIX веке и в США в первой половине ХХ большинство населения не допускалось к голосованию на выборах, но эти страны были правовыми либеральными государствами. Само государство могло выступать ответчиком, если нарушало законодательно закрепленные права граждан. В России все наоборот. Все граждане обладают правом голоса, но что это за право, если с 1990 года Верховный Совет, а затем и Федеральное собрание ни разу не избирались по тем же правилам, что действовали на момент предшествующих выборов? Что это за демократия, когда предприниматели могут быть обвинены в неуплате налогов, а чиновники, ранее признававшие их налоговые декларации правильными, но затем пересмотревшие вердикты по звонку из прокуратуры, не несут никакой ответственности?

- Общие признаки назвать нетрудно: всеобщность избирательного права, избираемость любого должностного лица страны, разделение законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, обеспечение свободы слова и распространения информации, отделенность церкви от государства, невмешательство вооруженных сил в политику и так далее. Основой такого демократического общества являются либеральные принципы, в первую очередь - соблюдение прав человека и гарантии неприкосновенности частной собственности. Если Россия хочет быть демократической страной, она должна принимать и применять на практике эти принципы.

- Следовательно, независимый суд и прочие элементы системы сдержек и противовесов - это как раз то, что сегодня нужно стране? Но насколько реальна возможность формирования этих институтов?

Вот почему я считаю, что в современной России строгое исполнение даже ныне действующих законов важнее развития демократии, которую власть уже вполне научилась использовать в собственных целях.

Не говори «гоп»
- Россияне мало доверют партиям. По результатам декабрьского исследования ВЦИОМ, больше половины граждан устраивает однопартийная система или система из двухтрех партий, участвовать в партийной жизни готовы лишь 15% опрошенных, а 27% вообще не видят в партиях пользы. Насколько это явление вписывается в общемировую практику?

- Да, я считаю роль судебной системы крайне важной, пожалуй, даже наиболее важной. Однако я не верю в то, что в нынешних условиях власть заинтересована в укреплении судебной системы. Прежде всего потому, что продолжаются как передел собственности, так и постоянные изменения в структуре политических институтов. В такой ситуации власти выгоднее, чтобы система сдержек и противовесов находилась в зачаточном состоянии или попросту отсутствовала.

- А в мире зарождаются «постпартийные» политические институты - референдумы, праймериз через интернет. Может ли что-то прийти на смену партиям? Или это пока фантастика?

- В этом случае российские тенденции не имеют к общемировым никакого отношения. Снижение доверия к партиям наблюдается в России просто потому, что начался планомерный демонтаж партийной системы. Сделав работу оппозиционных партий невозможной, причем не формально, а используя массу подзаконных актов и инструментов, имеющихся в ее распоряжении (от выборочных финансовых проверок и забраковывания по формальным признакам подписных листов до нажима на финансирующих неугодные движения предпринимателей), превратив правящую партию в квазигосударственную организацию, власть обесценила партии как политические институты.

В России их могло бы быть не меньше - если бы не негативное отношение Кремля к самой идее народной демократии.

- Я не стал бы утверждать, что имеет место снижение доверия к партиям или затухание партийной борьбы. В США, Европе партии как были, так и остаются важнейшими инструментами структурирования политического процесса. На недавних парламентских выборах на Украине соперничали 45 партий и политических блоков.

В первую очередь потому, что даже референдумы через интернет меняют не партийную суть политического процесса, а лишь форму волеизъявления граждан или метод определения их предпочтений. Анархические идеи самоорганизующихся общностей (а только такие общности могли бы исключить потребность в партийной организации политического процесса) пока еще остаются утопией, далекой от реальности.

Что касается «постпартийных» институтов, то это и в самом деле фантастика.

- Объяснение простое. Во Франции, в отличие от России, не принято изменять законодательство от месяца к месяцу. Например, в 1998 году социалистами через французский парламент был проведен закон об ограничении рабочей недели 35 часами. С тех пор даже социалисты разочаровались в нем, а правые всегда выступали против, но закон не отменен по сей день - процесс крайне сложен. Протестовавшие понимали, что если закон о новом трудовом контракте вступит в силу, то его пересмотр займет многие годы. Вы совершенно верно отметили, что во главе протестов оказались профсоюзы, а не партии, например коммунистическая или социалистическая. Это происходит прежде всего потому, что даже левым выгодно принятие этого закона: в таком случае они смогут использовать обещание отменить его как лозунг на выборах в следующем году. Так что роль профсоюзов вовсе не означает отмирания партийной политики и тем более парламентаризма.

- Но молодые французы выбирают для выражения своей воли не устоявшиеся политические институты, а акции протеста. Не партии становятся выразителями интересов социальных групп, а профсоюзы.

- Должен вас разочаровать: я не слышал «множества разговоров». Никакие общественные институты не могут исполнять роль государства. Обсуждается скорее сокращение полноты суверенитета национальных государств и передача части их функций наднациональным институтам. Особенно явно это можно наблюдать в Европейском Союзе с его единой налоговой и таможенной политикой, единой валютой (пусть лишь в зоне евро), едиными иммиграционными требованиями.

- Как и государства в целом? Многие исследователи, например Элвин Тоффлер, Кеничи Омае, Антонио Негри, Майкл Хардт, говорят, что в связи с глобализацией государство отмирает, делегируя свои полномочия общественным институтам.

- Насколько я понимаю, именно этот «неделимый суверенитет» и лежит в основе того, что на Западе сейчас называют modern politу (по типологии политолога Роберта Купера*). Есть ли у России шанс вырваться из этого состояния?

Вопрос о делегировании суверенитета наднациональным институтам крайне актуален, но в России к этому относятся весьма настороженно, хотя на деле процесс идет: это проявляется и в удовлетворении Европейским судом по правам человека исков российских граждан к своему правительству, и в том, что России придется подчиняться, например, правилам ВТО, если она в нее вступит. В целом же идея «субординации суверенитетов» вызывает отторжение у отечественной властной элиты. Она не хочет ни перед кем быть ответственной.

* По этой типологии, все страны делятся на три группы: premodern polities (недемократические страны, где политика подчинена задачам сохранения власти правителя); modern (власть и бизнес сосуществуют, представляя собой два пути радикального повышения благосостояния причастных к ним лиц; политика основывается на имитации демократии и популизме); postmodern (высокая социальная защита, низкое материальное неравенство, бизнес столь социализирован, что политические деятели, как и высшие менеджеры корпораций, - типичные upper middle class).

- Да, можно так сказать… Купер, кстати, в качестве классического примера modern politу приводит Соединенные Штаты, которым также никто не указ. В России политическая элита по идеологии и мировоззрению гораздо более американо-, нежели европодобна. Я не думаю, что сегодня у России есть шанс выйти из этого состояния, и не считаю, что из него вообще следует выходить. Пока для этого нет никаких предпосылок, а зачем искусственно форсировать события? Мы много раз пытались строить то коммунизм, то капитализм, то еще что-то. Мне кажется, что выход за пределы modern politу может встать в повестку дня лишь тогда, когда в российском обществе серьезно укоренятся космополитические настроения. Для этого должно смениться несколько поколений.


Главная страница :: Промышленность :: Нам и в модерне неплохо
вывоз мусора в Москве | демонтаж в Москве
Hosted by uCoz