Главная страница :: Промышленность

В москву! в москву! Семь кандидатов на место Слова без букв Кто будет зажигать Как выехать из колеи Платит пользователь Градоначальник остался с землей Итальянцы нас оденут Чиновники избавляются от бумаги мягкая мебель

Растущая убыточность автогражданки существенно влияет на устойчивость страхового рынка. Ситуацию усугубляет мошенничество: оно преимущественно представлено именно в сегментах автострахования и ОСАГО. По оценкам участников рынка, на долю мошенников приходится 15 - 20% совокупного уровня выплат.

- Сергей Крылов

Повсеместно - минус, на севере - до нуля
По итогам I квартала 2006 года компании региона собрали 13 млрд рублей страховой премии. Прирост взносов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 1,8%, а в Челябинской, Тюменской и Курганской областях динамика оказалась отрицательна. Причины - отказ от схемного страхования, изменение тарифов по ОСАГО, а также отголосок «дела ЮКОСа» в Тюменской области. Самый значительный подъем показала Удмуртия - 18,3%, однако в стоимостном выражении это мизер, всего 66,4 млн рублей. В абсолютном выражении страховой рынок более прочих вырос в Свердловской области (около 182 млн рублей или 7,8%). Уровень выплат в целом - 32%.

В первом квартале 2006 года страховщики Урала и Западной Сибири потеряли изза них минимум 185 млн рублей. Если бы не мошенники, уровень затрат компаний на выплаты по ОСАГО мог быть на 10% ниже нынешних подступающих к пределу 70,4%.

Личное страхование выросло на 28,4%. Ретроспективный анализ выявил тенденцию: основное количество заключаемых договоров, а это преимущественно корпоративное добровольное медицинское страхование (ДМС), приходится на первый квартал года, отсюда и столь значительный прирост премии. По компаниям, предоставившим данные в детальной разбивке, премия по ДМС увеличилась на 83,9%. Практически аналогичный прирост показало страхование от несчастных случаев и болезней - 71,9%. А вот страхование выезжающих за рубеж сократилось на 14,4%: очевидно, зимой 2006 года популярность заграничных курортов упала.

Страхование жизни в I квартале 2006 года сократилось почти на 62%. Особенно значительное падение сборов пришлось на безусловного лидера прошлых лет Национальную страховую группу (минус 99,7%): доля сегмента у нее уменьшилась с 40,7 до 0,2%.

Еще более весом вклад севера в отрицательную динамику страхования ответственности: в Тюмени - минус 70%, а в целом по рассматриваемому региону - минус 27,5%. Так, страхование опасных производственных объектов сократилось на 64,6%.

Имущественное страхование в первые три месяца года уменьшилось на 10,3%. Главной виновницей выступает Тюменская область с округами - сокращение на 37%. Особенно сильно «пострадало» страхование имущества юридических лиц (минус 48,5%). Ситуацию несколько выправил прирост автострахования на 82,8%.

Изменение территориального коэффициента негативно повлияло на уровень выплат: в целом по региону он поднялся до 70,4% (год назад - 64,8%). В Челябинской, Пермской и Тюменской областях уровень выплат превышает максимально допустимый (77%) - 84, 79 и 77,1% соответственно. Страховщики, работающие на рынке ОСАГО в этих субъектах, терпят убытки. Особенно тяжелая ситуация у региональных компаний: например, уровень выплат в Урал-АИЛ составляет 104,9%, ЮжУрал-АСКО - 91,7%, Сургутнефтегазе - 90,8%, Югории - 84,7%.

Сборы по ОСАГО также упали на 4,1%, хотя общероссийский рост в данном виде - 3,86%. И здесь снова не обошлось без Тюменской области: спад почти на треть (32,4%) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Причиной выступает изменение территориального коэффициента к тарифам с 1 января 2006 года. Ранее для населенных пунктов с численностью населения от 10 до 50 тыс. человек территориальный коэффициент составлял 0,6, а теперь 0, Большинство городов Тюменской области с округами относится как раз к этой категории. По аналогичным причинам отрицательная динамика ОСАГО проявилась в Курганской области (минус 4,6%) и Башкирии (минус 2,3%).

Наиболее «востребованы» мошенникам ОСАГО и каско. За ними, по наблюдениям руководителя службы экономической безопасности страховой компании «Русский мир» Анатолия Жбанова, идут перевозка грузов, медицинское страхование и страхование граждан, выезжающих за рубеж, страхование от несчастных случаев. (В двух последних клиенты предоставляют подложные документы о якобы имевших место травмах. При мошенничестве в ДМС курс лечения в лечебно-профилактическом учреждении может пройти «подставное» незастрахованное лицо.)

Страдают передовики

Риску мошенничества в большей степени подвержены страховщики, находящиеся на первых позициях в рейтинге. В первую очередь это касается клиентоориентированных компаний, нацеленных на страхование имущественных интересов населения. О масштабах проблемы можно судить по двум примерам. Как сообщил руководитель департамента экономической и информационной защиты бизнеса Росгосстраха Александр Мозалев, за 2005 год служба безопасности этой компании предотвратила мошенничеств на сумму около 200 млн рублей. А специалисты службы безопасности СК «Северная казна» только за первый квартал этого года не допустили ущерба на сумму 2 млн рублей.

В обывательской психологии есть твердая установка: предоставить в страховую компанию неверную информацию или увеличить сумму ущерба - это абсолютно «законное» право «бедного» клиента получить деньги с «богатого» страховщика. В странах с развитым страховым рынком природа мошенничества давно изучена. Наших жуликов квалифицирует Анатолий Жбанов: «Основной ущерб страховым компаниям наносят профессионалы. Они перенесли опыт из США, где есть мощные группировки, и действуют по наработанным схемам и точкам. Специализируются преимущественно на угонах автотранспорта и действиях при перевозке грузов. Встречается мошенничество среди агентов и клиентов. В нашей компании был брокер, который продавал полисы ОСАГО, а потом скрылся, присвоив деньги клиентов. Бывает, клиенты договариваются на месте ДТП таким образом, чтобы виновным признавался водитель более дорогой машины. Иногда в перечень повреждений в результате ДТП пытаются включить ущерб, понесенный еще до аварии. Это, как правило, мелкие случаи, ущерб по ним незначителен».

В страховании юридических лиц наиболее привлекательны для мошенников страхование грузов и залогового имущества. В первом случае грузы могут, например, исчезнуть в неизвестном направлении или сгореть. В основном это касается автоперевозок, и инициатором противоправных действий выступает грузоотправитель (собственник груза). При страховании залога мошеннические действия позволяют избавиться от «ненужного» имущества, которое сложно легальным путем продать за хорошие деньги.

По словам экономиста страховой компании «Наш город» Оксаны Емельяненко, «важная роль в противодействии страховому мошенничеству отводится отделу по урегулированию убытков. Именно эти специалисты первыми встречаются с потерпевшими, оценивают его поведение и состояние, изучают документы. Они проводят профилактические беседы с клиентами и при страховании, и при приеме заявления о страховом событии. Взаимодействуют с органами внутренних дел при проверке подлинности документов, вызывающих сомнение, а при необходимости - и при проверке самого страхового случая. Сотрудничают с частным детективным агентством. Работают со службой безопасности банков в страховании залогов. Проводят проверку оценки поврежденного имущества».

Защити себя сам
В целях противодействия мошенникам страховые компании создают в своих структурах службы безопасности. О принципах их работы рассказывает директор по страхованию компании БАСК Ольга Бутковская: «Если случай вызывает подозрение специалистов по урегулированию убытков (примерно один на десять), проводится тщательное расследование с привлечением сотрудников юридической службы и службы безопасности, обладающих навыками оперативноследственной работы. По ОСАГО все заявленные убытки проходят проверку через базу “Спектр” Российского союза автостраховщиков, ведется база “неблагонадежных” клиентов».

Клиенты страховщиков могут не надеяться на то, что компании в силу своей величины не готовы заниматься тотальным контролем за выплатами. Минимизация убытков от случаев страхового мошенничества может стать своеобразным скрытым резервом страховых компаний в борьбе с высоким уровнем выплат, особенно по ОСАГО.

В уголовном законодательстве России специальная статья, посвященная страховому мошенничеству, отсутствует, поэтому юристы компаний оперируют 159 статьей Уголовного кодекса РФ - «Мошенничество». В ее рамках при мошеннических действиях одного лица предусмотрено наказание в виде штрафа до 120 тыс. рублей или лишения свободы до двух лет. Если работала группа, штраф вырастает до 300 тыс. рублей, а срок - до пяти лет. При особо крупных размерах заплатить придется до 1 млн рублей штрафа, свободу потерять на десять лет. Однако на практике страховые компании редко доводят дело до суда. Им важнее получить назад свои деньги. Как говорит директор Уфимского филиала страховой компании «Ренессанс страхование» Сергей Лапаев, «95% всех событий, подпадающих “под статью”, решаются в процессе урегулирования».

Посетители Кунгурской ледяной пещеры застрахованы в Росгосстрахе
Пермский филиал Росгосстраха заключил договор страхования ответственности ЗАО «Сталагмит» перед третьими лицами при предоставлении гостиничных и туристических услуг. В течение года жизнь, здоровье и имущество туристов, приехавших полюбоваться красотами Кунгурской ледяной пещеры, будут находиться под страховой защитой Росгосстраха. Договор страхования распространяется также на остановившихся в гостинице «Сталагмит». Объем страховой ответственности составил 1 млн рублей.

Дополнительные материалы:

«Таинственный покупатель» «Северной казны»
В первом квартале в этой екатеринбургской компании прошел очередной этап проекта «Таинственный покупатель». В ходе проверки оценены продающие подразделения Екатеринбурга и Нижнего Тагила. Выявлены недочеты в оформлении офисов и обслуживании клиентов (неполное донесение информации, некомпетентность и др.), теперь разрабатывается схема устранения недостатков. Новый этап - проверка управления урегулирования убытков и управления правового обеспечения.

Кунгурская ледяная пещера - памятник природы всероссийского значения. Находится на правом берегу реки Сылвы в Ледяной горе на северовосточной окраине Кунгура. Суммарный объем гротов - более 100 тыс. кубометров. В пещере 60 озер с изумительно чистой водой. Первые исследования здесь проведены еще в XVIII веке. Сегодня это единственная оборудованная для экскурсий пещера России.

Согласно действующей ст. 219 ч. 2 НК, из налоговой базы НДФЛ вычитаются затраты на оплату услуг по лечению налогоплательщика и его близких родственников, а также на покупку лекарств. Общая сумма социального налогового вычета, установленного для таких случаев, не должна превышать 38 тыс. рублей, но при оплате дорогостоящих видов лечения может быть равна фактическим расходам. Налоговый вычет не предоставляется, если лечение и лекарства оплачены за счет средств работодателя.

В правительстве РФ обсуждается поправка о налоговом вычете для граждан, пользующихся ДМС
Минфин РФ разработал поправки к главе 23 «Налог на доходы физических лиц» Налогового кодекса.


Лучшим учителем года в 2005м стал наш земляк, житель Челябинска Иван Иоголевич. Он преподает физику в специализированном лицее 3 Ему 34 года, 16 из них он работает в школе. Меня интересовало, чем именно покорил и убедил Иван Иоголевич строгих судей, признавших его лучшим из полутора миллионов российских педагогов. Архисовременной авторской методикой? Прекрасными результатами воспитанников? Все это имеет место: и индивидуальные особенности преподавания, и выращенные Иоголевичем три чемпиона мира по физике. Но решающим стало все же не это. Искомый ответ не открыл нового, а вернул к истокам - к личности педагога.

Иван Иоголевич

Перед физикой все равны
У Ивана Иоголевича есть прозвище - «дядя Ваня». Правда, теперь его так называют лишь коллеги, иногда и в шутку. Когда же он пришел работать в школу еще студентом, «дети» оказались моложе всего на тричетыре года, и он с трудом заставлял себя войти в класс и представиться «Я - Иван Александрович». Тогда деликатные старшеклассники и предложили такую форму обращения, не официальную и не фамильярную. Со временем прозвище утратило актуальность, но не забылось и неожиданно превратилось в своеобразный бренд. На конкурсе его тоже величали «дядей Ваней».

К ней стягиваются все плюсы и минусы образования, от нее зависит результат обучения и воспитания. Если в ходе преобразований, которые планируются в образовательной сфере, удастся, вопервых, привлечь в школы ярких, незаурядных людей и, вовторых, создать условия для их проявления, - модернизация состоится.

- Педагогический ген, если он существует, какие черты характера определяет, повашему?

Иван Александрович из династии педагогов: отец, мама, жена, старший брат, его жена, племянник - все преподают или занимались этим прежде. Однако предопределенности в выборе пути он не ощущал, в старших классах соблазнов было много: интересовался компьютерной техникой, экономическими специальностями. Но всетаки «гены взяли свое», Иван поступил в Челябинский государственный педагогический университет.

- Какие это принципы?

- Традиционно считается, что учитель - это тот, кто говорит, вещает, значит, он должен уметь заставить себя слушать. Я же считаю одним из главных качеств учителя, наоборот, умение слышать. На уроках стараюсь больше давать слово ученикам. Второе качество, необходимое особенно сейчас, когда нет универсальных принципов - иметь четкую позицию. Мне очень помогает в работе то, что у меня есть набор принципов, ребята знают их и видят, что мои действия с ними согласуются.

Другой момент - отношение к ошибкам. В физике истина не зависит от того, кто ее провозглашает, она объективна. Перед физикой все равны, и учитель, и ученик. Нужно уметь сознаться, если ты чегото не знаешь. Педагогу в силу его положения это бывает непросто. Ученик тоже не должен бояться ошибок. Если он говорит только правильно, педагогу сложно оценить область его незнания, с которой и предстоит работать в дальнейшем.

- Если я чегото требую от учеников, то должен того же требовать от себя. Например, если требую своевременного выполнения домашнего задания, значит, я должен своевременно его проверять, независимо от загруженности, усталости и неудовлетворенности тем, как данный труд оплачивается. На словах все просто, но когда доходит до ежедневного графика, это становится проблематично, вот здесь принципы и поддерживают.

- Обычно урок открывается проверкой домашнего задания. Ваш урок начинается…

И еще. Учителя порой сравнивают с артистом: оба работают на публике, и свои переживания должны оставлять «за кулисами». Но разница принципиальна: учитель может играть однуединственную роль - самого себя, и не изменять ей. Мои уроки эмоциональные. В начале школьной практики я старался найти подход к ребятам через другие сферы деятельности: играл в футбол, на гитаре, водил в походы. Думал: вызову интерес к себе и через него сформирую интерес к физике. Но со временем понял, что заинтересовать можно собственным отношением к предмету, заразить увлеченностью. Я не скрываю свою любовь к физике, то, как нравится мне определенный закон или восхищает такоето явление. Ученик воспринимает предмет через призму учителя. Но потом нужно перерасти через это, успеть научить тому, что предмет и я - разные вещи, чтобы он остался привлекателен для ребят и без моего участия, чтобы они шли к истине самостоятельно: используя литературу и просто думая.

- Вы строго оцениваете их работу?

- С вопросов учеников. Проясняем, что осталось не понято. Разговор может длиться минут 1 Считаю урок несостоявшимся, если не услышал ни одного вопроса: либо ученики совсем мало поняли, либо я все объяснил за них, а этого быть не должно.

- Участие во всероссийском конкурсе было для вас нестандартным поступком?

- Думаю, да. Я нетерпим к неточностям. Стараюсь научить их быть последовательными в рассуждениях, основываться на проверенных фактах и логике, быть уважительными к истине и не допускать небрежности. Но проверку работы и выставление оценок я разделяю. Оценка, на мой взгляд, один из самых противоречивых процессов в педагогике. Это мощный инструмент, который может придать силы и, наоборот, навсегда убить интерес к учебе. Приходится быть психологом; учителя вообще самые лучшие психологи, потому что их практика длится постоянно. И еще важно, чтобы дети понимали: учитель оценивает не их самих, а их деятельность. Даже если оценка невысокая, то дана она не тебе как личности, а тому, как ты сегодня поработал. Системы же оценок могут быть разные, в том числе и устные. ЕГЭ я признаю - как реальность, как зиму, как снег. Но во всем остальном можно быть гибким и не бояться отойти от стандартов.

- Почему вы отказались от профессорской должности в МГУ, которая была предложена пяти финалистам?

- Да, прежде я не представлял себя в подобном мероприятии: мне виделся здесь элемент шоу и вспоминалась программа «А нука, девушки». И вообще, конкурс учителя - его урок, и он держит его перед учениками каждый день. Но дело оказалось серьезное: многодневные состязания программ, методик и, наверное, личностей. Для себя я сразу определился: даже если моя позиция не войдет в соответствие с конкурсными требованиями, менять ее не стану. Она не вошла; я ее не изменил; но, как мне кажется, именно это сыграло положительную роль. В итоге я не жалею, что потратил время и силы на конкурс, даже если отбросить успешный результат. Атмосфера конкурса добавила энергии, укрепила ощущение, что учительство в России живо, несмотря на усилия по его разрушению, которые иногда кажутся целенаправленными. Учителя из разных регионов живут общими проблемами и радостями, понимают друг друга.

- Иван Александрович, все, что вы говорите о труде учителя, то, как вы его понимаете, предполагает огромные энергетические затраты. Какова цена вашего успеха в «конкурсе у учеников» и в конкурсе ваших учеников, которые неоднократно становились победителями международных и всероссийских олимпиад?

- Мои рассуждения состояли из двух частей. Вопервых, в каждом регионе есть задачи, достойные, чтобы их решать. Вовторых, профессорская должность предполагает научную деятельность. Это не более высокая ступенька иерархии в сравнении с учительской должностью, это другая работа.

Как тянуть за педагогическую ниточку
Свою авторскую методику Иван Иоголевич пока не описал, не оформил - почти все время уходит на практическую работу. Он планирует заняться этим в ближайшем будущем. Хотя методика - дело индивидуальное, зависит от характера конкретного учителя, и не всегда ее удается перенести на других. Возможно, Иоголевичу, несмотря на высокие задачи, которые он перед собой ставит, в чемто проще находить контакт с ребятами. Он обладает природной харизмой. Сочетание открытой эмоциональности и жесткой логики вызывает доверие и уважение. Когда встречаешь в школьных буднях яркого человека, радуешься, что и здесь есть звезды. И при этом понимаешь: система функционирует не за счет единиц, даже самых незаурядных.

- Профессия учителя очень трудная, если ее честно исполнять, она плотно забирает человека, от чегото заставляет отказываться. Не удается разграничить время работы и отдыха, что плохо для семьи, я не помню, когда отпуск использовал в полном размере. Опираться же приходится в основном на собственные силы и внутреннюю уверенность: то, что ты делаешь, нужно.

- В ряду проблем российской школы какую вы считаете основной?

По статистике, в Челябинской области лишь 10% выпускников педвузов идут в школы. Проблема обновления и «осовременивания» педагогических кадров стоит очень остро. И она не единственная.

В преамбуле к проекту он называет главной проблемой современной школы утерю мотивационной составляющей. Я согласен с такой точкой зрения. Для чего нужно образование, не ясно ни стране, ни ее жителям. Правильно, что сегодня выбор методики оставлен за педагогом - это частности. У государства и его институтов есть другие задачи, прежде всего - определиться с целеполаганием образования.

- Академик Виталий Гинзбург, нобелевский лауреат, выступил со стратегической образовательной инициативой.

- Он носит скорее точечный, чем системный характер. Укрепляет отдельные звенья, ничего не меняя по существу. Положительное значение национального проекта в области образования я вижу в его конкурсной составляющей. Конкурсы, премии, гранты важны не только тем, что дают материальную подпитку лучшим работникам. Они вызывают желание соревноваться, двигаться вперед. Они активизируют и актуализируют труд педагогов.

- Отвечает ли на вопрос о цели образования национальный проект в этой сфере?

- В наш лицей конкурс пять человек на место. Теоретически мы можем расшириться, принять всех желающих - и получить огромные суммы, исходя из положения «деньги следуют за учеником». Но мы так делать не будем, потому что снизится качество обучения: «большая школа» вовсе не синоним «хорошей школы». Противоположная ситуация в сельских районах, там маленькие классы, школы получат мизерные средства. О какой доступности образования можно говорить? В отношении оплаты труда учителя по количеству не часов, а учеников: нет сомнения, час часу рознь. Однако новые критерии оценки труда учителя четко не определены. Вообще проект провозглашает позиции, но не указывает механизмы их осуществления.

- Как вы относитесь к подушевому финансированию школ и отраслевой системе оплаты труда учителя, провозглашенным проектом?

- Педагоги Челябинской области ощущают некоторую поддержку именно на региональном уровне. Я очень ценю то, что делает губернатор. В начале каждого учебного года вручается сто премий «Одаренным школьникам», которые получают ребята и, как в спорте, их наставники. К Дню учителя награждаются еще сто педагогов. Даже традиционный августовский педсовет проходит на уровне правительства области. Дополнительно к объявленному национальным проектом премированию лучших учителей в области учреждены 200 премий в размере 50 тыс. рублей. Конечно, эти шаги не затрагивают каждого, тем не менее создают ощущение заботы. Тяжело было бы работать в атмосфере отсутствия внимания к твоему делу.

- Можно ли изменить ситуацию в образовании на региональном уровне?

- Крепкая материальная база, конечно, нужна. Но без учителя она не имеет смысла. Информатизация представляется порой как панацея от всех бед, но и здесь все упирается в учителя. В конце концов, в школе есть две главные позиции: учитель и ученик, остальное - вокруг них, для них. Как же тянуть за педагогическую «ниточку»? Если просто повысить зарплату, это будет, несомненно, плюс. Но этого недостаточно, не менее важно стимулировать самих педагогов работать более энергично, неравнодушно и подчеркивать ценность именно такой деятельности (с помощью тех же конкурсов, премий, грантов). Престиж профессии упал не только изза материального положения школы, но и «благодаря» самому учительству, во многом утратившему былые позиции. Так что проблема обоюдная: повышение оплаты труда и повышение качества труда, причем реализовывать обе тенденции нужно одновременно. Важно, чтобы учитель видел перспективу, возможности роста, как творческие, так и материальные, и их взаимосвязь.

- Иван Александрович, что, на ваш взгляд, служит той ниточкой, потянув за которую, можно постепенно размотать клубок проблем российского образования?

- Действительно, сегодня много источников знаний. Чтобы информация не превратилась в микст в голове ученика и мы не получили бы эклектичное сознание средневекового человека, роль учителя особенно важна. Но образование не сводится к тому, чтобы дать конкретные знания и научить ориентироваться в их потоках. Школа не есть утилитарная подготовка к вузу, школа - подготовка к жизни.

- Однако зарубежные специалисты говорят об уменьшении роли педагога, ведь новые образовательные технологии способны передавать знания без посредника.

От глобализации, конечно, никуда не деться, но вступать в нее можно или безликими, или со своим лицом, это две разные судьбы. Если мы выбираем первый путь, нас удовлетворят безликие дети, мы и дальше будем понижать образовательную планку, а воспитание оставим только семье. Если же мы хотим, чтобы наша страна была благополучной, жить в ней было бы привлекательно, чтобы через 5 - 10 лет мы стали конкурентоспособными - мы должны сегодня воспитывать людей, создающих качественный продукт в любой сфере, как материальной, так и интеллектуальной. Людей, которые умели бы ставить задачи и находить пути решения. И чтобы не было той апатии и безразличия, что господствуют сегодня. Если уж мы ориентируемся на зарубежный опыт, то давайте брать из него лучшее. Кто как не учитель проводит там ценности государства, национальной культуры? В глобальном мире значение учителя только увеличивается.

Мое глубокое убеждение: у российского образования особый путь. Наш менталитет предполагает свои ценности: приоритет духовного над материальным, общественного над частным, справедливости над законом. Со мной могут не согласиться те, кто принял западную ориентацию. Но я уверен: раствориться в чужой цивилизации - тупиковый вариант. Посмотрите, чтобы выровняться, образовательные системы движутся в противоположных направлениях: западные страны подтягиваются, мы же опускаемся.


Главная страница :: Промышленность :: Принцип личности
вывоз мусора в Москве | демонтаж в Москве
Hosted by uCoz