Главная страница :: Инвестиции

Обер-либералы «мотив»: перезагрузка Тень юкоса падет на жкх Дорога на брюссель Югорский самизм За миром смотрящие мягкая мебель

Аксиома глобального потепления Киотскийпротокол обязан возникновением проблеме глобального изменения климата.По мнению ряда ученых, в последние десятилетия наблюдается неуклонныйрост температуры земной атмосферы, что ведет к сдвигу климатическихзон, таянию полярных льдов, увеличению числа и масштабов природныхкатаклизмов и т.п. Причиной происходящего считается увеличениеконцентрации в атмосфере так называемых парниковых газов, в первуюочередь - диоксида углерода. И хотя доказать возможность борьбыс глобальным изменением климата (равно как и факт его существования)пока никому не удалось, после принятия в 1992 году РКИК задачасокращения эмиссии парниковых газов приобрела статус нормымеждународного права.

В середине февраля вступилов силу одно из наиболее спорных международных соглашений,ратифицированных Российской Федерацией, - Киотский протокол к Рамочнойконвенции ООН об изменении климата (РКИК). Для некоторых российскихпредприятий это событие может иметь весьма неожиданные и печальныепоследствия.

Протоколтакже установил основные формы международного сотрудничества в делесокращения эмиссии парниковых газов. Если один из участников добиваетсябольшего сокращения выбросов, чем предусматривают его обязательства,он может передать «единицы сокращения выбросов» (читай - правана выброс определенного количества парниковых газов) другому участнику.Таким образом, возник новый рынок - рынок прав на выброс парниковыхгазов.

Количественные нормативысокращения эмиссии зафиксировал принятый в 1997 году Киотский протоколк РКИК. Согласно документу, с 2008 по 2012 год совокупные выбросыв развитых индустриальных странах должны быть сокращены на 5%по сравнению с уровнем 1990 года. При этом обязательства государствразличны. Например, Германия должна сократить выбросы на 8%, Япония -на 6%, а Россия - не превышать показатель 1990 года.

Наименьшиенарекания с точки зрения достоверности и воспроизводимости результатоввызывает приводимое ниже представление модели, при котором текущиезначения всех параметров принимаются на основании данных официальнойстатистической отчетности, а прогнозные значения - на основанииофициальных программ развития национальной экономики либо с учетомсуществующих тенденций:

Без ума торговать - суму наживать Одиниз основных аргументов сторонников участия России в Киотскомпротоколе - возможность привлечения иностранных инвестиций в обменна уступку части российских квот на выброс парниковых газов.Обязательное условие для этого - перевыполнение Россией собственныхнорм по Киотскому протоколу: эмиссия парниковых газов на территорииРФ в 2008 - 2012 годах должна быть ниже уровня 1990 года. Значит,необходим прогноз динамики эмиссии для указанного периода. Каксторонники, так и противники идеи продажи российских квот на мировомрынке используют для его построения одну и ту же модель, связывающуювыбросы углекислого газа с объемом, энерго- и углеродоемкостью ВВП.

По данным ГоскомстатаРоссии, в 2003 году объем ВВП РФ составил 78,1% от уровня 1990 года.Сопоставление сокращения эмиссии парниковых газов на территорииРФ и сокращения ВВП в 1990 - 2003 годах позволяет утверждать:фактическая энергоемкость отечественного ВВП за этот период возрослана 5%, что хорошо согласуется с данными экспертных оценок. Значениеуглеродного показателя энергопотребления (отношения величины эмиссииСО2 к величине суммарного внутреннего потребления различныхэнергоресурсов) можно принять неизменным вплоть до 2020 годана основании данных «Основных положений энергетической стратегииРФ на период до 2020 года». Соответственно, в 2003 году эмиссияуглекислого газа на территории России составила 82% от уровня1990 года, то есть неиспользованными остались бы квоты на выбросне менее 426,46 млн тонн СО На первый взгляд, это более чем солидныйрезерв. Однако несложно подсчитать: чтобы в 2008 - 2012 годахсреднегодовая эмиссия СО2 на территории России не превысила показатель1990 года, возможно ежегодное увеличение ВВП РФ при сохранениисуществующих тенденций не более чем на 3%.

VCO2=ВВП ЭнЕмВВП УПЭп, гдеVCO2 - прогнозируемый объем выбросов углекислого газа; ВВП - валовойвнутренний продукт РФ; ЭнЕмВВП - энергоемкость ВВП; УПЭп - углеродныйпоказатель энергопотребления.

Очевидно,что уровень выбросов 1990 года будет существенно превышен в 2008 -2012 годах как для базового, так и для оптимистического сценариевснижения энергоемкости ВВП. Государству потребуется не продавать,а приобретать дополнительные квоты на выброс парниковых газов. А чтобыРоссия смогла самостоятельно выполнить обязательства по Киотскомупротоколу и при этом удвоить ВВП, необходимо сократить энергоемкостьВВП более чем на 35% от уровня 1990 года.


Аналогичныйрезультат получается и при расчетах с использованием показателей,зафиксированных в государственных программах развития российскойэкономики. Задача удвоения ВВП требует его ежегодного прироста не менеечем на 8%, ежегодное снижение энергоемкости ВВП РФ, согласно ФЦП«Энергоэффективная экономика на 2002 - 2005 годы и перспективудо 2010 года», составляет 2,5% для базового и 3,7% для оптимистическогосценариев соответственно. Рассчитанная таким образом динамика эмиссиидиоксида углерода на территории РФ представлена на графике.

Не видал, как упал, погляжу - уже лежу Говоряо дополнительных усилиях, следует уточнить, от кого именно онипотребуются. Обязательства по Киотскому протоколу приняло на себягосударство в целом, но эмитентами парниковых газов являются отдельныехозяйствующие субъекты. И нести бремя сокращения выбросов придетсяименно им, в то время как задачей государства будет распределение междуними квот выбросов. (Киотский протокол не содержит никаких указанийпо поводу проведения этой процедуры, целиком оставляя ее на усмотрение государств-участников.)

Реальныетемпы роста ВВП пока недостаточны для его удвоения. Но приведенныерасчеты показывают: в условиях постоянной (а фактически - медленновозрастающей) энергоемкости ВВП потребуются дополнительные и весьмазначительные усилия России для выполнения обязательств по Киотскомупротоколу.

Распределениеквот на национальном уровне может производиться как на безвозмездной,так и на возмездной основе. Единственное требование, налагаемое в этойсвязи Киотским протоколом: все предприятия, как существующие, таки вновь создаваемые, должны находиться в равных условиях.Следовательно, никто не гарантирует, что российским предприятиям вскорене придется выкупать у государства права на весь объем эмитируемых имипарниковых газов.

Такимобразом, уже в ближайшем будущем российским предприятиям предстоитстолкнуться с неким государственным органом власти, в ведении которогобудет находиться распределение квот на выброс парниковых газов. Влияниеэтой структуры на хозяйственную деятельность предприятий окажетсявесьма велико, поскольку при неизменной энергоемкости продукции квотына выброс двуокиси углерода фактически станут квотами на объемпотребления энергоресурсов, а следовательно, квотами на максимальновозможный объем выпуска продукции.

В этихусловиях принципиально важно, как именно будет определяться размерквот. На данный момент можно выделить три основных подхода:на основании фактических выбросов предприятия на определенную дату;с учетом динамики выбросов за определенный период; исходя из удельныхвыбросов, типичных для данной отрасли или вида продукции. Ни к одномуиз них большинство российских компаний не готовы.

Даже в том случае, если базовыенормативы выбросов распределят безвозмездно, предприятия будутвынуждены понести затраты, возможно - весьма значительные. Какпоказывают представленные расчеты, России придется приложитьопределенные усилия для сокращения эмиссии парниковых газов. А этоозначает, что в 2008 - 2012 годах квоты, устанавливаемые дляпредприятий, окажутся ниже уровня выбросов, которые могут иметь местопри нынешних темпах развития российской экономики. И хозяйствующимсубъектам придется либо самостоятельно сокращать эмиссию парниковыхгазов, либо приобретать дополнительные квоты у третьих лиц.

Кроме того, ни один из вариантовраспределения квот не сможет в одинаковой мере удовлетворить всероссийские предприятия. Если распределение будет производиться согласнофактическим выбросам на определенную дату, возникает вопрос: на какуюименно. Ведь даже 1990 год, когда эмиссия парниковых газов в странебыла наибольшей за последние 15 лет, устроит далеко не всех. Некоторыеотрасли, например алюминиевая, по оценкам экспертов, уже превысилиуровень выбросов 1990 года. Поэтому следует ожидать, что силы,представляющие интересы этих отраслей во властных структурах,постараются перекроить межотраслевое распределение квот в свою пользу.

Основнаяпроблема заключается в том, что диоксид углерода не является вреднымвеществом в традиционном смысле слова, его выбросы не отражаютсяв экологической отчетности предприятий. Учет эмиссии СО2 возможен лишькосвенный, с применением специальных методик на основании данныхо технологических процессах и об энергопотреблении предприятия.Использование подобных методик требует привлечения квалифицированныхспециалистов и, как правило, не может осуществляться силами штатныхсотрудников предприятий. Поэтому для российских компаний инвентаризациявыбросов парниковых газов пока скорее исключение, чем правило.По данным открытой печати, в полном объеме она выполнена лишь РАО ЕЭС,а также отдельными предприятиями энергетики и целлюлозно-бумажнойпромышленности. Существует информация о совместных проектах ОАО«Газпром» и Ruhrgas AG, а кроме того, о проведении инвентаризациина некоторых предприятиях алюминиевого комплекса. Но подавляющеебольшинство российских предприятий пока не располагают информациейо собственных выбросах парниковых газов и не готовы к распределениюквот.

Сценарий распределения квот на основенормативов удельных выбросов, типичных для определенных отраслей иливида продукции, опасен тем, что понятие «типичный» можно трактоватьдостаточно широко. Если для Западной Европы с ее передовымитехнологиями и жесткими экологическими стандартами типичен один уровеньвыбросов, то для США, где промышленность также располагает современнымитехнологиями и оборудованием, но экологическое законодательство болеелиберально, - совсем другой. И оба недостижимы для России, где более55% промышленного оборудования введено в строй 20 лет назад и раньше.

Прираспределении квот с учетом динамики эмиссии парниковых газовза определенный период времени также существуют заинтересованныев урезании чужих квот - это компании, уже добившиеся значительногосокращения собственных выбросов. Логично предположить, что собственникивысвободившихся квот будут стремиться реализовать их на внутреннемрынке, для чего постараются принять меры к «стимулированию сбыта»и пролоббировать назначение прочим предприятиям искусственно заниженныхквот.

Дополнительные материалы:

Если предприятия какой-либоотрасли сами не позаботятся о проведении детальной инвентаризациивыбросов и не доведут в должной форме ее результаты до сведения органа,ведающего распределением квот, то квоты будут установлены исходяиз интересов третьих лиц, которые эту информацию предоставят. Ими могутбыть представители других отраслей российской промышленности,стремящихся получить как можно большую долю при распределении квотвнутри страны, и иностранных государств, международных природоохранныхорганизаций и т.п. В последнее время экологические нормативы все чащеиспользуются на Западе как средство проведения протекционистскойполитики, и можно предположить, что мировое сообщество предпримет всеусилия для недопущения на национальные рынки «излишне углеродоемкие»и потому «экологически небезопасные» российские товары. Чтобы этогоне случилось, хозяйствующим субъектам необходимо как минимумрасполагать подробной информацией о собственных выбросах парниковыхгазов и быть в состоянии аргументированно отстаивать свои интересына этапе распределения квот.

В министерствеприродных ресурсов Свердловской области считают, что Киотский протоколможет сослужить уральским предприятиям хорошую службу: по прикидочнымподсчетам, промышленность Среднего Урала выбрасывает ежегодно примерно76 млн тонн СО2, значит, вычерпывает лишь 70% от уровня 1990 года. Притом что 1 тонна выбросов стоит на новом рынке 7 - 10 долларов,предприятия региона, если бы механизм заработал уже сейчас, моглибы продавать квоты на сумму 230 - 330 млн долларов в год.

Дышите глубже
По однойверсии, Россия заработает на Киотском протоколе кучу денег. По другой -участие в протоколе разорит национальную экономику. В условиях, когдадостоверная статистика по объемам выбросов парниковых газовотсутствует, жизнеспособны обе эти версии.

Повышенные экологические обязательства развитых стран,высокая технологичность их производств с одной стороны, менее строгиеусловия для России по причине ее отсталых «грязных» технологий -с другой, вкупе с механизмом международного обмена квотами дают намоснования рассчитывать на зарубежные инвестиции. Чтобы уменьшитьвыбросы на 5%, нашим продвинутым соседям на Западе и Востоке,по информации оттуда, придется вложить в сокращение каждой тонныдиоксида углерода от 160 до 270 долларов. Цена вопроса в России -не более 20 долларов на тонну. По такой же схеме возможнаи внутристрановая кооперация. В общем, прогнозируют в министерстве,Киотский протокол открывает национальной экономике приличный источниксредств для модернизации технологий, оборудования (в том числеприродоохранного), кадров, систем управления, наконец регенерациилесов - «зеленых легких» Европы. Понятно, что на обмене квотами такжесмогут заработать банки, страховые компании, производителиинформационного обеспечения - да мало ли кто. Грех не воспользоваться,тем более что вредность выбросов диоксида углерода хотьи запротоколирована, но не доказана. (В нашей ли стране объяснять, чтотакое возможно?)

И это не предел. Заведующий отделом мониторингаокружающей среды по Уральскому региону Института глобального климатаи экологии РАН Альберт Успин убежден, что квоты недооценены. Так,гектар леса, вырастить который стоит 500 долларов, поглощает за годгаза, по нынешним расценкам, всего на 28 - 40 долларов (около 4 тонн).Поэтому ожидается, что со временем квоты могут быть пересмотреныи их цена возрастет. Прогноз специалистов министерства природныхресурсов Свердловской области - до 400 долларов за тонну.

Частные инвестиции в жилищно-коммунальное хозяйство страны идут по-прежнему медленно, поэтому оно все еще в ужасающем положении: износ инфраструктуры велик, за счет государственных средств ее не восстановить. Причина в том, что инвестиции никак не защищены. Опасность исходит с трех сторон: законодательной - нет правовой базы взаимоотношений инвестора и получателя инвестиций, нет законодательных гарантий возврата вложений; социальной - невозможно поднять цены на услуги до экономически разумных, население не сможет платить; тарифной - власть сохраняет за собой регулирование тарифов, искусственно занижая их и заигрывая таким образом с народом.

- Андрей Порубов

Принятие закона вывело частного инвестора из лабиринта устаревшего законодательства, гарантировало сохранность инвестиций. А принятый в марте «жилищный пакет» документов решил и проблему социальной защиты потребителей через систему их субсидирования, если доходы не позволяют им платить за услуги ЖКХ. В тарифной политике, подчеркивается в законе о концессиях, нужны экономически обоснованные стандарты, предусматривающие самоокупаемость оказываемых жилищно-коммунальных услуг. Теоретически все три проблемы, сдерживающие приток инвестиций в ЖКХ, вскоре будут устранены. На самом деле на законодательном поле заложены новые мины замедленного действия.

Мечта инвестора
То, чего так долго ждал бизнес, инвестирующий в ЖКХ, свершилось: в начале августа президент подписал новый закон «О концессионных соглашениях». Он должен решить первую проблему - законодательную, уверен заместитель руководителя Росстроя Юрий Тыртышов. Ирония судьбы: в первый раз правительство внесло закон на рассмотрение в думу ровно десять лет назад, еще в августе 1995 года. За это время акт стал прогрессивнее: он позволяет инвестировать в ЖКХ в том числе малому и среднему бизнесу. По словам Юрия Тыртышова, новый закон настолько либерален, что даже члены отдельно взятого товарищества собственников жилья могут взять в долгосрочную аренду, например, котельную. А главное, что следует из документа, правовой основой привлечения частных компаний в ЖКХ должен быть договор концессии - долгосрочной аренды, сопровождаемой инвестиционными соглашениями. Собственность на объекты коммунального назначения при этом остается муниципальной. При неисполнении частными компаниями-операторами инвестиционных обязательств у органов власти как собственника имущества остается право расторжения договора и выбора иной компании.

При акционировании муниципального предприятия на первоначальном этапе органу местного самоуправления будут принадлежать 100% акций общества. Эта мера, упрощающая контроль за деятельностью АО, на самом деле чревата жестким администрированием и тем, что никакой конкуренции за рынок управления между объектами коммунальной инфраструктуры так и не будет. А без нее тарифы на услуги останутся на прежнем уровне, износ основных фондов в коммуналке будет усугубляться. И если власть хочет видеть у себя на территории нормальную коммуналку, она должна решиться на продажу части акций, находящихся в муниципальной собственности. В этом случае можно будет говорить об окончательной приватизации муниципального предприятия и привлечении частного бизнеса к управлению коммунальной инфраструктурой поселений и муниципального района.

«Закон о концессиях» - первый, но не единственный из революционных шагов, способных изменить по-прежнему советский облик ЖКХ. Второй - акционирование муниципальных унитарных предприятий (МУП) - позволит дать гарантии для инвестиций. По федеральному закону о местном самоуправлении, с 1 января 2006 года муниципальные и государственные предприятия должны стать акционерными обществами; имущество ЖКХ, сейчас находящееся в собственности муниципальных образований (районов), перейдет в распоряжение органов местного самоуправления первого уровня, то есть муниципальных поселений. Новые АО смогут распоряжаться им на правах аренды.

Желанье - это множество возможностей…
Если влияние закона о концессионных отношениях на рынок оценивать пока рано, то о том, как идет акционирование, говорить уже просто необходимо. Тем более что федеральный закон 131 о местном самоуправлении, принятый в 2001 году, давал местным властям временной лаг в пять лет.

Акционирование выведет взаимоотношения субъектов бизнеса в ЖКХ на качественно новый уровень. АО - «получатели» инвестиций - станут отвечать за возврат вложенных средств своим имуществом и пакетами акций. Это дополнительная гарантия для инвестора. И если она подстрахует бизнес одновременно со снижением себестоимости услуги после, допустим, ввода в строй нового оборудования, а также при поручительстве органов власти субъекта федерации и местного самоуправления, то бизнес полетит в ЖКХ на крыльях. В отрасли, при том что все запущено, есть манящие огни: всегда гарантирован сбыт, маркетинг и реклама услугам не нужны, а простая оптимизация управления высвобождает массу средств. Только через приватизацию, а не в мечтах преобразователей ЖКХ с января 2006 года приобретет новый имидж: рыночный, динамичный, конкурентный.

В группе «пионеров» находятся и города северных территорий - Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. Здесь наиболее интересен пример Мегиона (ХМАО). В этом небольшом городе акционирование МУПов в ЖКХ началось еще два года назад. Как утверждает Елена Белесная, начальник комитета по связям с общественностью администрации Мегиона, коммунальные услуги для потребителя - основная «страшилка» мэров всех городов - не подорожали: тарифная политика осталась за органами власти. «Мы были уверены, что у предприятий, которые работают с потребителями напрямую, появится стимул экономить средства, - говорит Белесная. - И не ошиблись. Прямая работа с потребителями, в том числе для увеличения собираемости платежей, грамотная разъяснительная кампания, четкость в предоставлении услуг сделали Мегион образцово-показательным городом всей Югры».

Все регионы Урала по степени акционирования МУПов можно разделить на три большие группы: «пионеры», «они это хотя бы делают» и «они уверены, что 1 января 2006-го не наступит никогда». Города, которые уже провели акционирования МУПов, демонстрируют несомненные успехи в привлечении бизнеса для грамотного управления коммунальными объектами. В этой группе - пермские власти и коммунальщики. Они не только провели акционирование «Пермводоканала», но и тендер на его обслуживание, в результате которого право аренды на 49 лет выиграла компания «НОВОГОР-Прикамье». Более того, проведен тендер и на право обслуживания всей коммунальной инфраструктуры второго по величине города области - Березников. Прошло акционирование и небольших коммунальных предприятий в Перми, других городах, были даже попытки приватизации сетей, что недопустимо. Впрочем, об удачах и промахах работы пермских коммунальщиков «Э-У» в этом году подробно рассказывал уже дважды (см. «Хуже монополии только частная монополия», 13 от 10.04.05 и «Обходя провалы», 22 от 13.06.05).

Ко второй группе территорий относится Челябинская область. Здесь с ноября 2004 года преобразуют МУПы в АО, привлекают частника к работе в ЖКХ. В Южноуральске 100-процентная оплата услуг и частный бизнес в коммуналке уже давно.

Примем в «пионеры» и акционированный, уже управляемый частной компанией водоканал Тюмени, а также предприятия ЖКХ ЯНАО, активно реформирующиеся, в том числе и акционирующиеся (износ основных фондов здесь снижен с 63% в 1997 году до 51% в 2004 году). Власти и бизнесу с трудом, но удавалось договориться даже в условиях, когда законодательно их взаимоотношения были прописаны плохо. К дате 1 января эта группа подходит спокойно, акционируя остатки МУПов, умея управлять акционерными обществами, где контрольный пакет принадлежит городской власти.

В Свердловской области акционированием МУПов тоже никто не занимается и заниматься не будет, так как «когда создается АО, имущество выставляется на торги. Но нет покупателей, например, на ЖКХ Буланашского района, обанкроченное за долги перед энергетиками. А если МУП акционируется без продажи, простое перевешивание вывесок ситуацию в коммуналке не изменит», уверен Владимир Шкрыкин, исполнительный директор союза предприятий ЖКХ области, объединяющего более 30 предприятий. В Башкирии и Удмуртии не хотят рисковать лояльностью населения, которая держится здесь на заниженных тарифах.

…а нежелание - множество причин
В Башкирии, Удмуртии, Курганской и Свердловской областях акционирование МУПов не то что не идет - ему активно сопротивляются. Пример: некая московская группа проявила интерес к МУП «Курганводоканал». Скажем прямо, инвесторы нашли себе не самое приятное предприятие: износ главного водовода, по которому качают воду в областной центр, - 65%, а тариф на водоснабжение и водоотведение по отношению к себестоимости услуги занижается из года в год на 8 - 10% по «социальным» соображениям. Позиция администрации: акционировать предприятие нет необходимости, иногородний менеджер без серьезных инвестиций не улучшит ситуацию. Власти ждут, поясняет ситуацию директор «Курганводоканала» Александр Казанцев, когда объявится инвестор, готовый бесконтрольно вложить 500 - 700 млн рублей в сети и очистные сооружения. Удобно, конечно: лишь после того, как администрация получит последний рубль из этой суммы, к инвестору перейдет определенный пакет акций предприятия. Как пить дать: с него к тому времени будут выведены наиболее ценные активы.

Страхи властей - для публики. Действующее законодательство возлагает ответственность за предоставляемые услуги на власть. АО будут на первых порах действительно «локальными монополистами», но они не имеют права отказаться от основной деятельности - предоставления коммунальных услуг. Если принять региональный закон о стандартах качества услуг, прописать за их нарушения штрафные санкции, защита интересов потребителей будет гарантирована.

В головах чиновников акционирование предприятия равно немедленной его приватизации. Последняя грозит утратой контроля над МУПом. Единственным механизмом управления для органов власти станет муниципальный заказ, регулировать его параметры будет сложно. Утрата имущественных прав на объекты коммунального назначения подорвет экономическую и политическую основу местного самоуправления, отметили в администрации Курганской области. Чиновникам якобы непонятно, кто тогда возьмет на себя ответственность за предоставление коммунальных услуг.

Интересно будет посмотреть на эти территории в феврале 2006 года. Акционировать МУПы все равно придется. Скорее всего, процесс пойдет в спешном порядке, без соблюдения необходимых процедур. Это даст право оспорить впоследствии акционирование и передать пакеты акций в частные руки. Инвестировать в ЖКХ при «таком бардаке» не захочется никому. Разве что придется - чиновникам, которые в процессе «приватизации» успели переписать большие пакеты акций на себя или свои фирмы. Им не составит труда убедить городские думы поднять тариф для населения еще, и еще, и еще немного. На положении основных фондов это никак не скажется, и все будет ветшать. Нет, все-таки прав был профессор Преображенский - разруха в головах. Потому что людям дали все необходимое для восстановления ЖКХ, а они делают все возможное для окончательного его разрушения.

Истинная подоплека отказа чиновников от акционирования МУПов - власть не доверяет сама себе. Исполнительной власти при акционировании муниципальных предприятий удается раздробить, подвести под процедуру несостоятельности, а затем выкупить недвижимое имущество таких предприятий по цене в десятки раз ниже не только рыночной, но и разумной, и проделать это фактически бесконтрольно. Многочисленные коррупционные скандалы в администрациях городов, где таким образом «акционировали» городскую недвижимость в середине 90-х, еще недавно были на слуху и в малых городах вроде Ревды Свердловской области, и в региональной столице Ижевске. Но если котельная большого района уйдет за бесценок предпринимателю, который решит на ее месте построить аквапарк, будет гораздо хуже: население с власти спросит по полной программе. А кому охота подставляться?


Главная страница :: Инвестиции :: Диагноз преображенского
вывоз мусора в Москве | демонтаж в Москве
Hosted by uCoz