Главная страница :: Инвестиции

Город идей и амбиций Вода обновления Хотите научиться управлять — читайте толстого Властелин трубы Поставить на поток Неужели колбасный заводик? Дайте шанс «новой волне» Про тэк и хай-тек Обходя провалы мягкая мебель

Герберт Уэллс в 1898 году написал историю о бессилии человеческой цивилизации перед инопланетным нашествием: марсиан победили не люди, а природа. Стивен Спилберг в 2005 году создал собственную «Войну миров». Привнеся чисто голливудские традиции, выдумав от начала до конца личностную сюжетную линию, сделав из фантастики психологический триллер, он не нарушил ни фабулы, ни идеи старого романа.

Том Круз (слева) и Стивен пилберг

Голливуд. «Война миров» - фильм страшный. На создание стойкого ощущения хоррора, ужаса, работают все средства современного кинематографа: от разнообразных спецэффектов, в том числе компьютерных (уровень - отнюдь не смешных динозавриков «Парка юрского периода»), до мощных «психологических захватов». О тонкостях и нюансах речь не идет, картина написана крупными мазками. Но попадание - точечное. Кстати, психологи утверждают, что «страшилки» на пользу современным людям, живущим в целом благополучно. В такой вот безопасной форме можно реализовать страхи и выплеснуть эмоции.

Уэллс. Коллизия столкновения миров, схваченная им одним из первых, оказалась вечной. Одному миру всегда противостоит другой, враждебный; если есть «свой», где-то обязательно ходит «чужой». Когда в 1938 году в Соединенных Штатах прозвучал радиоспектакль по этому произведению, он вызвал панику: нашествие инопланетян ассоциировалось с вполне конкретным нашествием нацистов. А в 1955-м, когда был снят первый фильм, шла холодная война, и злые марсиане многим представлялись русскими. Кинолента начала XXI века продемонстрировала, что самую большую опасность человечество носит в себе. Инопланетяне здесь не персонифицированы, не связаны ни с какой планетой (теперь-то мы знаем, что на Марсе жизни нет), они все равно что стихийное бедствие, возникающее и исчезающее вне воли людей. Вечная «мировая война» идет внутри человека и внутри человечества: за выживание, за лучшее существование. В общем, люди заняты этим каждый день, хоть и в менее экстремальных обстоятельствах.

Спилберг. От «Инопланетянина» до «Войны миров» он прошел значительный путь. За 20 лет изменился образ «другого» мира: в 1982-м на космос еще возлагались надежды найти друзей, современные же инопланетяне - истребители. Изменился технический уровень, но приемы Стивена Спилберга узнаваемы. Видимо, это и называется авторский стиль. Художник остался верен себе, а зритель - ему: Спилберг по-прежнему в числе самых коммерчески успешных режиссеров современности, а картина «Война миров» уже заняла лидирующие прокатные позиции.

В романе Уэллса сильна «государственная» линия: правительство, армия и прочие атрибуты госмашины пытаются противостоять машине инопланетной. Современное кино построено на личностной истории (армия с ее бесполезными усилиями демонстрируется лишь в нескольких кадрах). Сюжетный ход, с одной стороны, примитивен в силу его бесконечной повторяемости в американском кино, с другой - безотказен. Отец спасает своих детей, к тому же отец - Том Круз. По первым сценам (слабое осознание себя родителем, непонимание детьми) угадываются последние, когда герой обнимает взрослого сына, и тот наконец называет его не по имени, а Отец. Сколько раз было подобное на экране… Но не это важно. Из первой сцены жизни - рождения - тоже сразу угадывается последняя: что может быть тривиальнее такого сюжета. Однако самое интересное - то, что между началом и концом. А здесь между ними великолепная игра известного артиста, малоизвестной юной артистки и многоликой, но единой массовки - толпы. Есть и идея. Один из героев фильма, водитель на «скорой» (бывший, как он поправил сам себя: когда идет война миров, все в прошлом), сказал - до больницы доезжает тот, кто не закрывает глаза. У кого не перестает работать мысль. Да, геронтологи подтверждают: активность в любой форме, особенно интеллектуальная, продлевает жизнь.

Что дает право первого? Имидж: первые - значит лучшие. Коммерческую выгоду: наибольшее количество зрителей приходит на фильмы в первые две-три недели (хотя и длительные показы, которые активно использует «Салют», прибыльны). Коммерческий потенциал «Войны миров» оценивается как очень высокий. Директор кинотеатра «Колизей» Игорь Валиев прогнозирует: это наверняка самый успешный проект лета, он войдет в тройку лидеров, которую пока возглавляет «Турецкий гамбит». «Статский советник» скорее всего будет потеснен, майская же премьера «Звездных войн» вряд ли конкурентоспособна: время релиза выбрано неудачно. Александр Прохоров, директор сети «Премьер-зал», заглядывая вперед, также не видит равных по силе конкурентов «Турецкому гамбиту» и «Войне миров», хотя нас ожидает несколько интересных проектов. Что любопытно, из четырех наиболее обещающих три - российские. Это «Девятая рота» (режиссер Федор Бондарчук, мощная медийная поддержка), «Сволочи» (тема второй мировой войны, крепкий актерский состав) и вторая часть «Ночного дозора» (премьера назначена на 1 января 2006 года). Хороший коммерческий потенциал также у американского блокбастера «Остров».

«Право первого дня»
Семь кинозалов Екатеринбурга имеют право показа фильмов в день российской премьеры. На вопрос, кто наделяет «правом первого дня», ведущие игроки кинопрокатного рынка объясняют: дистрибьюторы. В Россию «вброшено» около трехсот фильмокопий «Войны миров», получают их сначала те кинотеатры, которые считаются лидерами продаж. В Екатеринбурге это три кинотеатра сети «Премьер-зал», «Космос», взятый сетью на репертуарное планирование, «Салют», «Колизей», «Екатерининский». Зафиксированных рейтингов кинозалов пока нет, хотя с развитием прокатного рынка они скорее всего появятся.


Как создавался образ
Сейчас Кот Ильичева выглядит так. Он толстый и аморфный, но в то же время ладно скроенный на свой, кошачий, манер. Его улыбка подобна усмешке, хитрой и хищной. Он чрезвычайно самодоволен и явно не склонен считаться с мнениями других. Он отнюдь не положительный герой нашего времени, и при этом чертовски (котовски) обаятелен. И потому практически все, кто его видел, желают видеть его снова, можно постоянно.

Художник Игорь Ильичев несколько лет назад придумал Кота. Его Кот отличался от всех, существовавших прежде, как в мире реальном, так и в художественном. Что и было подтверждено Российским авторским обществом, которое засвидетельствовало оригинальность создания. Редкий пока в среде художников случай: образ признан объектом интеллектуальной собственности. 20 июля в Екатеринбургском музее изобразительных искусств открывается выставка работ Ильичева, которая демонстрирует возможности образа, ставшего художественным брэндом. Автор открывает многообразие ипостасей собственного произведения, показывая этим, как искусство способно «сойти с холста», стать массовым, оставаясь качественным, и существовать не только в музеях, но и в повседневном окружении.

Наверное, секрет его привлекательности - в очеловеченности. В кошачью породу включена человеческая матрица, и Кот легко трансформируется в различные людские типажи: банкира и музыканта, охотника и моряка. Героев серии «Котовасия» мы подробно описали еще в 2003 году (см. «Котовасия», «Э-У» 4 от 3 февраля). С тех пор человеко-кот расплодился: появились Наполеон, Дон Жуан, Казанова…

Этот кот - частная собственность. Он зарегистрирован Российским авторским обществом и снабжен подробным описанием. «Изображение представляет толстого кота с широко посаженными глазами. Морда кота по изобразительной идее сдвинута к верхней части. Усы и брови длинные и имеют толщину. Кот очеловечен, в различных видах и ситуациях меняет одежду и цвет, может иметь как лапы, так и руки…». Визуальное изображение куда привлекательнее словесного, зато последнее - документ, так что можно в случае пропажи объявлять в розыск и при обнаружении неправомочного использования (кражи интеллектуальной собственности) - проводить идентификацию.

Первое впечатление от картинок Ильичева - чистейшая эмоция, обычно выливающаяся в улыбку. Но в них много и для ума - это своеобразные графические кроссворды. Детали их бесконечны, неожиданны и фантазийны. Многолетняя тема художника - детский народный фольклор, британский и русский, серии «Английские стихи», «Русские потешки». Фольклорный мир в изображении Ильичева густо заселен домашними животными. Конечно, вся живность: гуси, поросята, козочки, псы - вполне человечны. А самый человечный зверь - кот. Он в этом мире - царь людей. Буквально с каждого листа, созданного еще лет десять назад, выглядывает знакомая простодушно-хитрая котовская морда. Этакая забубенная головушка, собирательный образ русского вани, поданный с изрядной долей иронии. Правда, тогда еще герой пребывал в исключительно кошачьем теле, с когтями и пышным хвостом, а не в перчатках и сапогах. Но прищур глаз уже тот самый - «запатентованный».

Попробуем выяснить: когда и как этот своеобычный кот зародился в сознании художника? Игорь Ильичев после окончания архитектурной академии занимался иллюстрированием книг. Причем, что нехарактерно для иллюстратора, он не просто сопровождал созданный кем-то мир визуальным рядом, а придумывал собственный и разрабатывал его до мельчайших подробностей. Так, именно он воплотил, перевел на материальный уровень бытовавшую в народных сказаниях до сих пор бестелесную Птицу Сирин.

Как создается брэнд
На выставке автор «раскручивает» героя, воплощая его с помощью других участвующих в проекте художников в керамике и мягком материале (в виде кото-куклы), печатает его изображение на открытках и футболках. В будущем же Кот-образ, Кот-брэнд может жить в скульптуре, в мультимедийном варианте (стать действующим лицом мультфильма или компьютерной игры), быть как детской игрушкой, так и красивой кухонной утварью. Образ универсален, емок, понятен зрителям и вызывает положительные эмоции. Успенский создал Чебурашку, Ильичев - Кота. А удачный образ обязательно должен «выйти в тираж».

Когда же с годами Кот Ильичева выкристаллизовался в четкий, определенный образ, к тому же оригинальный (среди этой породы еще разве что Чеширский кот способен к самоидентификации), художник почувствовал: тот начинает самостоятельную жизнь. Он готов стать брэндом.

Мировая тенденция вполне сочетается с российской традицией: лубок в исконном, не нагруженном негативными смыслами значении возник с целью донести красочные картинки до каждого дома. Нам свойствен утилитарный подход к искусству: красивое должно быть полезным, а полезному желательно быть красивым.

Тиражирование - важнейшая потребность современного искусства. Человечество всегда желало размножить те произведения, которые приходились ему по душе. Так возникли гравюра, офорт, литография. Прошлое столетие в изобилии породило новые техники. Например, сериографию: авторские принты считаются такими же подлинниками, как и оригинальные живописные полотна. Но - важный момент - стоят значительно дешевле. Смысл тиража в том числе в удешевлении продукта. В эпоху, когда искусство становится массовым и востребовано на разных ценовых уровнях, к тиражированию собственных произведений прибегают многие известные художники, например Михаил Шемякин. Глобальная задача современного искусства - стать частью культуры широкого потребления, не переставая при этом быть искусством.

Образ же человеко-кота вариативен до бесконечности и имеет очевидный рыночный потенциал. Он уже привлекал внимание иностранных бизнесменов: шведская издательская фирма на три года выкупила право печатать открытки с изображением обаятельного гибрида. Сегодня художник, застолбив авторство, сам приглашает к сотрудничеству других, грамотно выстраивая взаимоотношения с участниками проекта на прочном законном основании. Художественный проект вступил в коммерческую стадию, однако творческая часть на этом отнюдь не заканчивается. Ильичев опробует пока мало освоенное уральскими художниками рыночное пространство. Здесь можно работать линейно: нарисовал - продал. А можно выстроить целое здание на основе проверенного образа, создать художественный брэнд - и продавать уже его.

Тенденция тиражирования легко накладывается на личный опыт художника. Вариативность всегда вызывала интерес у Игоря Ильичева. Как книжный график он сталкивался с эффектом проявления нового качества при уменьшении или увеличении произведения. Картинка из серии «Русский фольклор» в большом формате воспринималась как сложная работа, которую нужно раскладывать на составляющие и каждую разгадывать в отдельности. В виде книжной страницы она же выглядела более цельно. Эффекту размножения искусства Ильичев посвятил проект «Арт-дубль» еще в 90-е годы прошлого века, которым доказывал, что дубль есть не повторение произведения, а рождение нового.

Кот в законе
Этот кот - частная собственность. Он зарегистрирован Российским авторским обществом и снабжен подробным описанием. «Изображение представляет толстого кота с широко посаженными глазами. Морда кота по изобразительной идее сдвинута к верхней части. Усы и брови длинные и имеют толщину. Кот очеловечен, в различных видах и ситуациях меняет одежду и цвет, может иметь как лапы, так и руки…». Визуальное изображение куда привлекательнее словесного, зато последнее - документ, так что можно в случае пропажи объявлять в розыск и при обнаружении неправомочного использования (кражи интеллектуальной собственности) - проводить идентификацию.

Дополнительные материалы:


Главная страница :: Инвестиции :: Хорошего должно быть много
вывоз мусора в Москве | демонтаж в Москве
Hosted by uCoz