Главная страница :: Инвестиции

Бум с треском Город взят Прокуратура закрывает «ямальский кошелек» Свято место — пусто Вне игры Против общего врага В князи Разведка боем Территория монополии мягкая мебель

СУАЛ разрабатывает Средне-Тиманский бокситовый рудник (СТБР) с 1997 года как альтернативу постепенно истощающемуся Североуральскому (Свердловская область). Доказанные запасы крупнейшего в Евразии Средне-Тиманского бокситового месторождения - 260 млн тонн, это около 30% всех запасов в России. Объемы добычи на СТБР, ныне составляющие 1,5 млн тонн в год, к 2008 году должны превысить 6 млн тонн. По оценкам специалистов, запасы месторождения обеспечат получение около 130 млн тонн глинозема или 65 млн тонн первичного алюминия.

В сентябре 2002 года Сибирско-Уральская алюминиевая компания (СУАЛ) открыла железную дорогу протяженностью 158,15 км, соединившую Средне-Тиманское бокситовое месторождение (Республика Коми) со станцией Чиньяворык (Северная железная дорога), расположенной на магистрали Воркута - Москва. Дорога обошлась в 70 млн долларов (общие затраты СУАЛа на ее строительство и разработку месторождения - более 150 млн долларов) и 2,5 года работы (вместо шести запланированных). Это в 6 - 10 раз дешевле аналогичных проектов министерства путей сообщения, ныне ОАО «Российские железные дороги». Сегодня на дороге сооружены десять малых мостов общей длиной 326 метров, 110-метровый однопролетный автомобильно-железнодорожный мост через реку Вымь, более 130 других водопропускных сооружений. Ведутся проектные работы строительства разъездов, расширения фронта погрузки бокситов, модернизации станции Чиньяворык-Промышленная.

Сегодня тиманские бокситы отправляются на Уральский алюминиевый завод (глиноземное производство там модернизировано). Следующий этап развития тиманского проекта «Коми Алюминий» - строительство на территории республики глиноземного производства мощностью 1,4 млн тонн в год. Инвестиции в проект составят 1,2 млрд долларов. По условиям соглашения между компанией РУСАЛ и группой СУАЛ, финансирование будет осуществляться на паритетной основе за счет как привлеченных, так и собственных средств компаний-участниц. Ввод предприятия в эксплуатацию намечен на 2008 год. У РУСАЛа также есть первоочередное право участия в строительстве алюминиевого завода в Коми, если решение о нем будет принято.

Построенная дорога позволила алюминиевой отрасли, во-первых, уменьшить объемы дорогостоящего экспорта сырья, во-вторых, снизить стоимость самих тиманских бокситов: перевозка их по железной дороге существенно дешевле перевозки по зимнику (летом транспортировка вообще затруднена).

По своему хотению

О текущих проблемах и будущем Тиманской железной дороги (ТЖД) рассказывает генеральный директор ООО «СУАЛ-Транспорт» Борис Чертков.

Борис Чертков


- Положительно. Дорога готова к планируемому существенному росту перевозок в рамках реализации крупномасштабного инвестиционного проекта группы СУАЛ - строительства боксито-глиноземного комплекса в Республике Коми. Несмотря на то, что эксплуатация дороги ведется в сложных климатических условиях Крайнего Севера, объемы перевозок возросли до 1,8 млн тонн ежегодно. Возможности дороги позволяют беспрепятственно вывозить 2 - 2,2 млн тонн грузов в год. А планы развития ТЖД позволят увеличить ежегодный грузооборот до 8 млн тонн.

- Борис Александрович, как вы оцениваете итоги трехлетней эксплуатации ТЖД?

- Как и любой инфраструктурный проект, связанный с железнодорожным транспортом, он отличается высокой капиталоемкостью и значительными сроками окупаемости.

- ТЖД - первая частная железная дорога в России после революции 1917 года. Насколько рентабелен проект?

- Никаких специальных налоговых или иных льгот государство не предоставило.

- Пошло ли государство на льготы при предоставлении земли или налогообложении, учитывая важность проекта в обеспечении сырьевой безопасности отечественной алюминиевой отрасли?

- Ни министерство путей сообщения, ни ОАО «Российские железные дороги» в этом не участвовали и не участвуют. Дорогу обслуживает ООО «Тимантранссервис» - специализированное эксплуатационное предприятие, мы оказывали организационное содействие в его создании. Компания начинала еще в период строительства дороги с перевозки строительных грузов. ЗАО «Коми Алюминий» имеет с «Тимантранссервисом» долгосрочный контракт на техническое содержание дороги и перевозку грузов по ней. РЖД только предоставляет вагоны для перевозки боксита на глиноземные заводы Урала.

- Участвовало ли оно в строительстве, содержании, ремонте, эксплуатации дороги?

- Для погрузки и перевозки бокситов задействовано пять тепловозов: магистральный и четыре маневровых. Два (в том числе магистральный) - в собственности ЗАО «Коми Алюминий», остальные принадлежат организации, обслуживающей дорогу. Локомотивы РЖД на Тиманской дороге не используются. Потребность в их привлечении периодически возникает, но получение тепловозов затруднено в связи с дефицитом парка в сети железных дорог России.

- Каким количеством тягового и подвижного состава обладает СУАЛ?

Лицом к лицу монополиста
- Какими правовыми актами регулируется деятельность частной железной дороги в России?


У компании в собственности более 500 единиц специализированного парка подвижного состава: думпкаров, цистерн-пековозов, цементовозов. Но для перевозки бокситов со Средне-Тиманского рудника собственный подвижной состав не применяется. Отсутствуют экономические «показания» к приобретению своих вагонов: для сокращения порожнего пробега требуется встречный грузопоток. В то же время мы широко используем арендованный или собственный парк подвижного состава компаний-операторов -; как для перевозок части тиманских бокситов (12%), так и для других основных перевозок глинозема и алюминия за пределами Республики Коми. Отмечу проблему с ремонтом подвижного состава из-за ограниченных возможностей, высоких цен на услуги и комплектующие на предприятиях ремонтной базы РЖД.

Тиманская железная дорога находится на очередном этапе развития: он связан с началом строительства группой СУАЛ глиноземного комплекса в Республике Коми. ТЖД станет одним из компонентов транспортной составляющей комплекса. Она включает организацию и обеспечение перевозок бокситов с рудника на глиноземный завод погрузочными ресурсами и локомотивной тягой, строительство подъездных путей нового завода, новой станции примыкания к железнодорожным путям общего пользования, принадлежащим РЖД, на 1586-м километре участка Сосногорск - Печора.

- Согласно действующему уставу железнодорожного транспорта РФ, ТЖД рассматривается как железнодорожный путь необщего пользования и приравнена к подъездным путям, ее деятельность регламентируется соответствующими нормативными документами. Нынешний статус дороги ограничивает нас в выработке оптимальных условий взаимодействия с РЖД и компаниями-операторами в подаче вагонов, их обороте и плате за пользование. Однако порядок получения статуса инфраструктуры общего пользования и взаимодействия с другими инфраструктурами, в частности РЖД, в связи с отсутствием надлежащей нормативно-правовой базы совершенно непонятен. Это препятствует нам в рассмотрении планов перехода ТЖД на новый уровень работы.

- Помимо бокситов дорога перевозит продукцию других горнодобывающих, лесоперерабатывающих, щебеночных и других предприятий. На каких условиях?

Но возникают сложности. Они связаны с отсутствием четких норм, регламентирующих примыкание новых производственных объектов к железнодорожным путям общего пользования. Постановлением правительства РФ 233 от 18 апреля этого года определено, что ответственность за согласование примыкания возлагается на Федеральное агентство железнодорожного транспорта. Однако недостаточно подробно регламентирован порядок согласования. В результате мы сталкиваемся с длительным рассмотрением в агентстве вопроса об открытии новой станции на участке Сосногорск - Печора. По этой причине задерживаются начало проектных работ по строительству новой станции и подъездных путей нового завода.

- Намерена ли компания расширять присутствие в железнодорожной отрасли с учетом ее рыночной реформы?

- Тарифы на ТЖД унифицированы вне зависимости от рода перевозимых грузов и едины для всех контрагентов. Стоимость перевозки, включающая затраты на техническое обслуживание дороги, на 13% меньше, чем тариф РЖД.


Сырье мое
В качестве основных субъектов геоэкономического передела выступают федеральный центр, а также промышленные и властные элиты старопромышленных и отчасти новопромышленных регионов. Поэтому наряду с экономической составляющей этот феномен с первых шагов приобретает явный политический оттенок и носит системный характер. Суть его кроется в стремлении обладать стратегическими сырьевыми ресурсами, которые через 30 - 50 лет будут обеспечивать устойчивое экономическое и социальное развитие территории и выполнять следующие задачи:

В начале ХХI века Россия столкнулась с новым для себя явлением - внутренним геоэкономическим переделом, вызванным постепенным истощением минерально-сырьевых ресурсов старопромышленных регионов. Сегодня очевидно: «кладовая несметных богатств» окончательно сменила уральскую прописку - теперь Россия должна прирастать Сибирью и Приполярьем. Осталось ответить на два вопроса: каким образом и за счет чего? Точки зрения, возобладающие в концепции промышленной политики и размещения производительных сил, определят вектор трансформации хозяйственных, финансовых, производственных и управленческих связей. Это даст толчок широкомасштабным социальным переменам, возможно, административно-территориальному переустройству страны. Насколько позитивны или негативны будут изменения, во многом зависит от гибкости регулирующей функции государства и его способности видеть на несколько десятков лет вперед.

- роста или по крайней мере сохранения жизненного уровня большинства граждан и минимизации социальных катаклизмов;

- сохранения и приумножения производственных мощностей и промышленного потенциала территории;

- воспроизводства статуса и влияния властных и промышленных региональных элит на политическую и экономическую жизнь страны;

- подъема образовательного, интеллектуального и культурного уровня населения;

- роста инвестиционной привлекательности территорий.

- повышения градуса самостоятельности и независимости этих элит (в сравнении с представителями депрессивных и дотационных территорий) в решении внутрирегиональных вопросов, совершенствовании бизнес-процессов, социальных программ и так далее;

Подобное не могло произойти при общественной собственности на средства производства. Социальный характер советского государства, плановое и централизованное управление экономикой смогли бы обеспечить адекватное перераспределение ресурсов и нивелировать неблагоприятные тенденции. Но в условиях рыночной экономики и частной собственности на средства производства негативный сценарий для некоторых старопромышленных регионов вполне реален.

Исходя из этого нетрудно предположить, что аутсайдеров ждет депрессивное дно: стагнация, отток трудовых ресурсов под аккомпанемент социальных взрывов. А бедность, как известно, служит питательной средой для различных форм девиантного поведения, политического радикализма, экстремизма и так далее. Миграция населения в благополучные регионы вызовет мощный отрицательный мультипликативный эффект.

Причина внутреннего конфликта в том, что абстрактна сущность объединительной идеи, озвученной руководителем администрации президента Дмитрием Медведевым (см. «Эксперт» 13 от 04.04.05) - «сохранение эффективной государственности в пределах существующих границ». Идеологически верный тезис должен быть наполнен конкретным содержанием: как будут взаимоувязаны региональные и федеральная промышленные политики, действующие и планируемые производственные мощности с сырьевой базой?

Боязнь такой перспективы, на наш взгляд, лежит в основе антагонизма элит, препятствует их консолидации. В центре противоречий между регионами находятся федеральные власти. Недра принадлежат государству, оно принимает решения о разработке, передаче в собственность, определяет соответствующий механизм. Поэтому региональные кластеры активно лоббируют свои интересы во властных федеральных структурах. А так как ставки в игре весьма высоки, для достижения победы используются любые средства, о чем время от времени напоминают PR-войны. С отменой правила «двух ключей» и введением нового федерального закона «О недрах» они будут только ужесточаться.

Вскрыл проблему и перевел ее в активную фазу дефицит перспективных, экономически обоснованных запасов медьсодержащего сырья на евроазиатском континенте. Кризис нашел отражение в обострении борьбы за освоение одного из крупнейших в мире Удоканского месторождения меди в Читинской области (30% разведанных российских запасов) между Уральской горно-металлургической компанией, «Норильским никелем» и Русской медной компанией, за которой стоят интересы корпораций Казахмыс и южнокорейской Samsung. Не стоит сбрасывать со счетов и близость к Удокану Китая с его колоссальными потребностями в сырье.

Мнимое благополучие
До недавнего времени острота дефицита сырья в России отодвигалась наличием у участников рынка стартовых запасов, личных производственных связей и свободных месторождений, которые могли обеспечить развитие на 10 - 30 лет. Кризис носил латентный характер, пока на повестку дня не встал вопрос о стратегических конкурентных преимуществах отечественной промышленности.

Соотношение объемов добычи и наличия запасов позволяет предположить, что в ближайшее десятилетие аналогичная проблема встанет перед нефтедобытчиками, нефтеперерабатывающими и химическими предприятиями: в России расположены 5% доказанных мировых запасов нефти, наша страна занимает по этому показателю седьмое место в мире, а по объемам производства - первое-второе. Запасы крупнейших добывающих компаний уже по данным на 2002 год (см. «Кто остался на трубе», «Э-У» 18 от 13.05.02) были выработаны на 50 - 70%.

Особенно актуальна сырьевая проблема для горно-металлургических предприятий Уральского региона. А они обеспечивают более половины наполнения бюджетов субъектов федерации и все острее испытывают дефицит сырья. По утверждению генерального директора Уральской горно-металлургической компании Андрея Козицына, несмотря на формально большие запасы меди на Урале (на уровне 19 млн тонн), экономически обоснованных хватит не более чем на десять лет. О глобальном характере проблемы говорит и ситуация в черной металлургии: Магнитогорский металлургический комбинат обеспечен собственным сырьем не более чем на 10% и недавняя «сырьевая блокада», в которую он попал, говорит сама за себя (подробнее в частности см. «Скорбный фактор прогресса», «Э-У» 25 от 04.07.05).

Только этого мало
Отчасти алгоритм решения проблемы дает практика сотрудничества федеральных и региональных органов власти (воплощенная, например, в Концепции развития и размещения производительных сил Свердловской области до 2015 года или Концепции социально-экономического развития Ханты-Мансийского АО). Организация системы федеральных округов подтолкнула процесс. Возникнув в качестве административной «стяжки» президентской вертикали власти, она, объединив «административные рынки», стала способствовать большей интеграции регионов, рационализации использования и оптимизации перераспределения ресурсов, включая сырьевые. В мае 2005 года этот положительный опыт трансформировался в масштабную программу комплексного освоения Полярного и Приполярного Урала «Урал промышленный - Урал Полярный». Это, будем надеяться, максимально упрочит интеграционные экономические, а затем и административно-политические связи территорий. В том же русле протекает укрупнение регионов. Так, на процессе объединения Красноярского края отчетливо видно, что для превращения его в локомотив экономического развития российского масштаба необходима минерально-сырьевая база Таймыра и Эвенкии.

Из сказанного следует: в освоении уникальных, стратегических месторождений без поиска новых хозяйственно-правовых механизмов на уровне государства не обойтись.

Концессионеры
Даже при участии в тендерах и аукционах исключительно российских компаний абсолютизация роли денег, как и любого другого показателя, порождает монополизм (он может быть скрыт под завесой множества аффилированных лиц), деиндустриализацию старопромышленных центров и отрицательные социальные последствия. При этом, повторимся, субъектом целеполагания выступает не экономика как таковая, а общество, значит, ключевыми будут социальные последствия принимаемых решений.

В то же время федеральное правительство, копируя субъективный опыт развитых стран в распределении сырьевых ресурсов, ограничивается административными мерами и отношениями купли-продажи: лицензированием, проведением тендеров, аукционов, выдачей концессии и так далее. Такой подход правомерен, когда внутри страны нет достаточного интеллектуального и финансового капиталов, а также производительных сил, способных организовать бесперебойное снабжение и развитие промышленности, создать новую отрасль производства (как в период становления Советского Союза). Или: когда отрасль нетрадиционна для экономического уклада; промышленность стоит на пороге индустриализации (как в Монголии и африканских странах). Или: когда много перспективных запасов. Любой из этих факторов не имеет отношения к современной российской действительности. Следовательно, логика действий правительства грешит внеисторичностью и отсутствием адекватных гибких управленческих решений, подменяет стратегию социально-экономического развития временной финансовой выгодой. Первые шаги для исправления ситуации сделаны: ограничен или запрещен доступ иностранных компаний к участию в торгах по приобретению в собственность наиболее перспективных месторождений. Но суть проблемы гораздо глубже.

Конечно, в этом случае нам не избежать сырьевой или перерабатывающей специализации регионов в отдельных отраслевых цепочках. Например, для Читинской области - это добыча медной руды и получение концентрата, для Урала и Красноярского края - глубокая переработка (в том числе на наших производственных мощностях за рубежом). Но, во-первых, специализация позволит избежать ошибок советского периода, совершенных, скажем, при освоении целины и тюменского Севера. Затраченные ресурсы с большей отдачей можно было бы вложить в развитие традиционных сельскохозяйственных районов и соответствующий сектор машиностроения. А если бы на севере Тюменской области ограничились небольшими, но благоустроенными поселками, то за счет экономии средств значительно продвинулись бы в решении жилищной проблемы на «большой земле». Во-вторых, развитие специализации позволит создать дополнительные рабочие места в новопромышленных регионах, загрузить производственные мощности в старопромышленных, сохранить социальный мир. Тогда смысл государственности как объединяющей идеи обретет экономический фундамент и одновременно выступит необходимым и достаточным условием для консолидации региональных элит вокруг федерального центра, а, следовательно, будет способствовать гармоничному развитию страны.

Поэтому, с нашей точки зрения, по отношению к уникальным и стратегическим месторождениям вполне может использоваться принцип конкурсного распределения между основными отечественными игроками (по аналогии с принципом равного доступа всех предприятий, добывающих газ, к транспортным артериям). Иными словами, государство должно создавать условия для совместного освоения крупными корпорациями уникальных и стратегических месторождений. Практическую потребность бизнеса в этом проиллюстрировало освоение РУСАЛом и СУАЛом Тиманского месторождения бокситов. Процесс пошел бы намного быстрее, если бы государство дополнительно стимулировало его, например, способствуя обеспечению электроснабжением. Возможен и другой вариант: под своим контролем и при финансовом содействии государство обеспечивает долевое участие компаний в освоении стратегических запасов. Размер доли может зависеть от имеющихся производственных мощностей компании, ее вклада (интеллектуального и финансового) в разработку ТЭО проекта, социальной политики и объемов реализации конечной продукции на внутреннем рынке. Обязательное условие - запрет на экспорт сырья и продуктов низких переделов. Вся остальная операционная эффективность - снижение себестоимости, улучшение качества, внедрение новых технологий, поиск перспективных рыночных сегментов и так далее - будут относиться к разряду индивидуальных конкурентных преимуществ компаний-участниц.

Для полной гармонии на защите сибирской «кладовой» вместе с органами МВД, ФСБ и таможни должна стоять хорошо обученная и вооруженная многочисленная армия. И контрактниками здесь не обойтись. Пока этого нет, ответ на вопрос, будет ли Россия прирастать Сибирью, открыт. Ибо у бурно развивающегося Китая есть все, кроме богатой стратегическими ресурсами Сибири, которую он, не стесняясь, активно осваивает. Как недавно отметил президент инвестиционной группы «Атон» Евгений Юрьев, «уже через 20 - 30 лет в России будет жить лишь 1% населения мира, и этот процент должен будет защищать от посягательств других стран треть мировых запасов сырья… Что будет с Россией, если мы не сможем защищать наши права на ресурсы?».

Высокие (и перекрестные) транспортные расходы будут стимулировать производство конечных переделов, развитие внутреннего рынка, появление новых продуктов (например, медных труб и радиаторов для водоснабжения и отопления, алюминиевых железнодорожных цистерн). Будет в чем проявиться и государственной промышленной политике: регулировании транспортных тарифов и возмещении НДС экспортерам. Кроме того, транспортный вопрос даст толчок второй волне вертикальной интеграции, в которую постепенно будут вовлекаться предприятия, производящие конечную продукцию. Пример - УГМК, объединяющая как сырьевые активы, так и высокопередельное производство.


Главная страница :: Инвестиции :: Практика общего дела
вывоз мусора в Москве | демонтаж в Москве
Hosted by uCoz