Главная страница :: Инвестиции

Территория монополии Матрица дягилева Дело на 10 миллионов Ближе к земле Мимо зоны Гармонизация пространства Башкирия теряет связь с тэк Столица вопреки Черные дни «пенсионеров» мягкая мебель

С осени прошлого года ОАО «Уралкалий» регулярно попадает в информационные сводки. В основном по нерадостным поводам. Крупная авария на Первом рудоуправлении в октябре 2006 года лишила компанию лидирующей позиции на отечественном рынке хлористого калия. Весной 2007 года Федеральная антимонопольная служба потребовала от «Уралкалия» и второго производителя калийных удобрений - «Сильвинита» снизить цены на российском рынке, а летом случился еще провал грунта в зоне аварии на Первом руднике. Однако в «Уралкалии» надеются, что все эти трудности не станут помехой для предприятия, делающего ставку на развитие новых мощностей и ориентирующегося на растущие рынки. Руководство «Уралкалия» с оптимизмом смотрит в будущее и, по неофициальным данным, предстоящей осенью планирует провести первичное размещение ценных бумаг. Перспективы IPO в компании пока не комментируют. Об остальных планах «Уралкалия» рассказал генеральный директор, президент предприятия Владислав Баумгертнер.

Владислав Баумгертнер

- В результате аварии мы потеряли нашу старейшую шахту. В момент происшествия ее резервы были выработаны на 80%, и их бы хватило на 12 лет добычи, преимущественно под городом Березники. Наши потери составили чуть более 10% общих запасов. Это совсем не катастрофа для «Уралкалия», хотя, конечно, очень неприятный инцидент. В финансовом выражении мы в 2006 году потеряли около 80 млн долларов. В эту сумму входят ущерб, вызванный потерей оборудования, а также расходы на ликвидацию шахты и мониторинг последствий аварии.

- Владислав Артурович, насколько сильно повлияла октябрьская авария на Первом руднике на позиции «Уралкалия» на рынке?

- Конечно, до последнего. Когда же стало понятно, что это не удастся, мы постарались, насколько это возможно, сделать процесс его затопления контролируемым. Мы готовим и закачиваем в шахтные стволы насыщенные рассолы: в отличие от пресных вод, поступающих в рудник, они не способны растворять соляные выработки. Уже закачано 3 млн тонн рассолов.

- Вы пытались спасти рудник?

- Когда вы рассчитываете выйти на доаварийный уровень производства?

С июня за оседанием земной поверхности в Березниках следит международный исследовательский спутник. В этом году на финансирование мониторинга из космоса «Уралкалий» направит более 3 млн рублей. Затем нам предстоит ликвидировать шахтные стволы затапливаемого рудника, чтобы не допустить их размыва и разрушения. Подготовка к этой работе уже идет.

Конечно, мы лишились части производства, но у нас есть хорошие возможности для дальнейшего роста. Осталось еще два рудника, и мы планируем увеличить добычу руды на них в полтора раза к концу 2008 года. Работаем над повышением эффективности производства - устраняем узкие места в технологическом процессе, снижаем время простоев. Занялись техническим перевооружением.

- Мы в хорошем темпе наращиваем объемы. На 2007 год запланировали выпустить порядка 5 млн тонн хлористого калия, и уже сейчас немного перевыполняем график. По итогам первого полугодия компания произвела более 2,5 млн тонн хлористого калия: это на 32% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

- Это прямое и неизбежное следствие октябрьской аварии. К выводу о том, что в месте прорыва надсолевых вод в рудник велика вероятность образования нового провала, ученые пришли еще прошлой осенью. Не дожидаясь происшествия, началось строительство нового газопровода и железнодорожной ветки в обход опасной зоны. И к тому времени, когда предсказание ученых сбылось, они уже были готовы. Фабрика технической соли, также попавшая в опасную зону, своевременно законсервирована, а под приготовление рассолов для Березниковского содового завода с ноября 2006 года переоборудована бывшая флотационная фабрика Первого рудоуправления, она в безопасной зоне.

- Недавно на территории Первого рудника образовался провал грунта - не станет ли это еще одной проблемой для компании?

- Мы разрабатываем второе в мире по величине Верхнекамское месторождение калийных солей с запасами, которых при рациональном использовании хватит на многие десятилетия. Из всех калийных производителей в мире лишь «Уралкалий» и компания PotashCorp, разрабатывающая самое крупное в мире калийное месторождение в канадской провинции Саскачеван, могут в среднесрочной перспективе существенно увеличить производственные мощности.

- На сколько лет «Уралкалий» обеспечен сырьем? Как планируете развиваться?

У «Уралкалия» есть важное конкурентное преимущество - значительные мощности, унаследованные от советского прошлого и неиспользуемые сейчас. Чтобы их задействовать, нам нужно лишь ввести в строй некоторое недостающее оборудование и модернизировать часть существующего, но сейчас не работающего. На том же Четвертом рудоуправлении есть две производственные линии, построенные в конце 80-х. Первая находится в работе, вторая, почти полностью оснащенная, не используется. Для нас просто, быстро и недорого запустить ее, что мы и намерены сделать в 2010 году. Одно это увеличит мощности приблизительно на 1,5 млн тонн в год.

После потери Первого рудника нашей главной точкой роста должно стать Четвертое рудоуправление. Предполагаем, что уже в этом году сможем увеличить объемы добычи на нем в 1,5 раза.

- Как, по-вашему, будет меняться конъюнктура на мировом калийном рынке?

В прошлом году была построена четвертая секция на Третьем рудоуправлении мощностью 440 тыс. тонн хлоркалия в год. Запланирован также ввод новых мощностей на Втором рудоуправлении в 2007 - 2008 годах. После 2011 года мы планируем добавить к нашим объемам возможные объемы нового Пятого рудника.

О росте спроса можно судить и по динамике цен - с начала года на бразильском рынке цена на калийные удобрения, поставляемые нашим СП с «Беларуськалием» Белорусской калийной компанией (ББК), уже выросла на 100 долларов, а с октября планируется еще одно повышение на 25 долларов. В Индии цена также увеличилась на 50 долларов за тонну. А в Юго-Восточной Азии она вообще составляет 300 долларов за тонну, а уже с октября объявлено повышение на 30 долларов до 330 долларов за тонну.

- Мы ожидаем, что спрос на калий будет расти быстрее, чем в отрасли - вводиться дополнительные мощности. Мы также видим огромный потенциал в нарождающемся «биотопливном буме», тон в котором сейчас задают Бразилия и США. Он может позитивно повлиять на рост спроса на удобрения. Согласно оптимистическому прогнозу, спрос на хлористый калий должен увеличиваться на 4 - 5% ежегодно. Более консервативный прогноз предсказывает рост на уровне 3% в год. Но даже если исходить из консервативного прогноза, в течение каждого года будет возникать потребность в дополнительных 2 млн тонн калия, что эквивалентно запуску новой шахты. Мы считаем, что, несмотря на заявленные производителями планы ввода в строй новых мощностей, калийная отрасль все равно будет постоянно требовать уравнивания спроса и предложения.

- В отличие от зарубежных производителей у нас относительно более низкие цены на энергетические ресурсы и рабочую силу. Наше предприятие имеет достаточно выгодное географическое положение на стыке Европы и Азии. Три основных рынка сбыта продукции «Уралкалия» - Китай, Индия и Бразилия. Мы можем поставлять калий в Китай по железной дороге дешевле всех остальных производителей. Фрахт судов в Бразилию из Санкт-Петербурга дешевле, чем из Ванкувера. Цена доставки нашей продукции на индийский рынок также очень конкурентоспособна.

- В чем заключаются преимущества или недостатки «Уралкалия» по сравнению с конкурентами, прежде всего на мировом рынке?

- Какова стратегия продвижения продукции «Уралкалия» на мировом рынке?

Пермский край, на территории которого расположен производственный комплекс «Уралкалия», - вполне спокойный и инвестиционно привлекательный регион. Moody`s Interfax Rating Agency присвоило ему долгосрочный кредитный рейтинг Аа1.ru. Более высокие рейтинги в России имеют только Москва и Санкт-Петербург.

- Не планирует ли «Уралкалий» диверсифицировать бизнес в будущем? Например, заняться производством других видов удобрений?

- С прошлого года продажи нашей продукции на международных рынках ведет БКК. Объединив сбыт двух производителей хлористого калия постсоветского пространства, эта компания стала крупнейшим игроком на мировом калийном рынке.

Учитывая все эти факторы, мы намерены концентрироваться только на производстве калия. И мы уверены, что эта стратегия позволит добиваться отличных финансовых результатов.

- Нет, мы исключительно калийная компания и рассчитываем таковой остаться. Калийный бизнес наиболее стабилен с финансовой точки зрения. Фундаментально позиции производителей калия сильнее, чем производителей других видов удобрений. Дело в том, что возможности для роста производства здесь очень ограничены. Войти новому игроку на этот рынок довольно сложно из-за ограниченного количества месторождений, значительного времени необходимости и инвестиций для их разработки. Кроме того, цены на азотные удобрения по сравнению с калийными более цикличны и зависят от цен на газ.


Куда ушагал экскаватор- Для небольших строительных компаний, как наша, нерентабельно создавать свои управления механизации, - рассказывает директор СМУ № 25 Уралмашстрой (Екатеринбург) Евгений Кореев. - Собственная у нас только малая механизация, остальную технику арендуем. Аренда получается дешевле, чем содержание ремонтной и обслуживающей базы.

Урал переживает бум на рынке строительной техники. В каждом из уральских мегаполисов по нескольку десятков организаций предлагают как заключение договоров на аренду машин и оборудования для работ, так и строительный подряд и перевозку груза. В первую очередь услуги находят спрос у небольших строительных организаций (с числом сотрудников до 500 человек).

Преимущества аренды объясняет руководитель транспортного отдела предприятия «Автоуслуга» (Пермь, предоставление стройтехники в аренду) Оксана Мосунова:

Строители этого масштаба сегодня, как правило, используют 20 - 30% своей техники, даже грузовики и самосвалы стараются заказывать на стороне. «Содержать парк в сто машин сложно, - считает директор компании “Транском” (услуги по перевозке строительных грузов, Челябинск) Владимир Коршиков. - Для этого должна быть мастерская по ремонту, линии технического обслуживания, оборудованный гараж, мойка, покрасочная, шиномонтажное отделение, стенды для проверки и регулировки машин. Такая большая структура не позволила бы нам быть на плаву».

Коммерческий директор УК «Строймеханизация» (Челябинск, услуги аренды строительной техники) Юрий Лейвиков добавляет:

- Иметь свою технику многие строительные организации не хотят, чтобы не увеличивать расходы на эксплуатацию машин. Есть еще и сезонный фактор: если летом вся техника может быть загружена на своих объектах, то зимой она простаивает и приносит строителям убытки. Кроме того, машины стареют, их нужно регулярно обновлять. На это у стройорганизаций обычно нет денег.

Механизация в строительстве сегодня требует больших капитальных вложений. Техника, работающая с советских времен, изношена до предела. Омоложение парка за счет амортизационных отчислений невозможно. Образование же в строительных компаниях фондов на развитие производства напрямую ведет к росту цен на строительную продукцию. Между тем использование техники с высокой степенью износа становится одной из главных причин аварий. Так, по данным Межрегионального территориального управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Уральскому федеральному округу, в 2005 году на поднадзорных предприятиях при эксплуатации подъемных сооружений смертельные травмы получили пять человек, в 2006-м - еще три.

- В чем плюсы аренды для строителей? Не нужно иметь ремонтную мастерскую, запасные части, вести учет работы по техническому сервису, содержать дополнительный штат ремонтников и, соответственно, административно-управленческий персонал собственных управлений механизации. Не возникает потребности в площадях и помещениях для хранения машин, отсутствуют платежи по налогам на имущество и денежные долговые обязательства, связанные с приобретением техники и выплаты процентов за пользование кредитами. Капитал высвобождается для более выгодного, чем вложение в дорогостоящее оборудование, использования. Аренда техники позволяет предприятию увеличивать производственные мощности в пиковые периоды, открывает доступ к высокопроизводительным технологиям. Эти преимущества осознали уже многие строительные компании. Могу отметить, что за последние год-полтора наметилась явная тенденция роста услуг аренды техники.

- Строительная компания вправе опробовать машину или определиться с моделью и сменным рабочим оборудованием до принятия решения об аренде. Арендодатель может предложить сторонним организациям капитальный ремонт техники на собственных ремонтных базах, услуги разработки и согласования проектов производства работ, а также консультационные услуги в области технических решений привлечения строительных машин и механизмов.

Предприятия, специализирующиеся на аренде, помимо техники теперь способны предложить строительным компаниям комплекс дополнительных и сопутствующих услуг. Рассказывает Владислав Багин, маркетолог-аналитик УК «Строймеханизация»:

Постепенно увеличивает долю арендуемой техники и другой уральский строительный гигант - «Атомстройкомплекс» (Екатеринбург). «Сегодня строительную технику в аренду предоставляет много небольших частных организаций. Цены там ниже, чем у нас, с ними конкурировать бесполезно, - рассказывает директор управления механизации НП Управление строительства “Атомстройкомплекс” Виктор Мельников. - На рынке избыток самосвалов, тягачей, автокранов, поэтому цены на их аренду очень низкие. “Атомстройкомплекс” пользуется услугами арендодателей - это примерно 10% всей используемой в нашем НП техники».

Аренду в качестве наиболее эффективного пути обновления используемой техники в последнее время стали рассматривать даже крупные строительные организации. Например, в 2004 году компания «Монолит» (Челябинск) обзавелась собственным подразделением механизации из-за низкого на тот момент качества и ассортимента услуг аренды машин и механизмов, а теперь стратегия пересматривается. «По нашим расчетам, содержание собственной службы механизации при ежемесячных объемах работ от 10 - 15 млн рублей целесообразно. Но с появлением строительных объектов в других регионах мы рассматриваем возможность привлечения услуг организаций, предоставляющих технику в аренду: доставка к удаленным объектам, например, башенного крана, может привести к значительному удорожанию работ, - рассказывает заместитель генерального директора СК “Монолит” Александр Верзаков. - Особенно востребована для застройщиков услуга предоставления техники с квалифицированным персоналом, машина сама по себе - лишь часть необходимого ресурса».

От аренды до аутсорсингаБлагодаря увеличению объемов строительных работ в последние год-два рентабельность бизнеса аренды машин и оборудования выросла в несколько раз, поэтому компании-арендодатели и грузоперевозчики получили возможность быстрого обновления техники. «Если есть полная загрузка, любая строительная техника, даже самая дорогая, окупается», - замечает Виктор Мельников.

Содержание управлений механизации в крупных строительных компаниях становится все менее рентабельным. Но пустить их в свободное рыночное плавание строители не могут. «Около 95% всей нашей техники используется в рамках предприятий “Атомстройкомплекса”, - отмечает Виктор Мельников. - Если сегодня наше управление просто взять и выбросить на рынок с этим количеством людей и механизмов, я не думаю, чтобы мы выжили, не имея гарантированных заказов от “Атомстройкомплекса”: надо как-то существовать и зимой. Мы можем работать только совместно с НП».

- В последнее время спрос на арендуемую технику возрос, поскольку старые автотранспортные предприятия и управления механизации у строительных компаний развалились, - пояснила Оксана Мосунова. - Строители заинтересованы во всех видах техники. Я вижу, как растут многие малые организации, предоставляющие в аренду машины и оборудование. За пару лет они увеличили количество своей техники в два-три раза.

- У меня много крупных строительных организаций по всей Челябинской области, - рассказывает Владимир Коршиков. - Сейчас можно брать в лизинг новые машины, потому что есть работа на них, есть заказы. Ставка по лизинговым платежам составляет 12 - 14%, но хотелось бы поменьше. Многие конкуренты приобретают импортные автомобили MAN, мы же работаем в основном на МАЗах и КамАЗах. Покупаем грузовики, тягачи, самосвалы. За последний год обновили парк примерно на 70%.

- Нами приобретены автомобильные и гусеничные краны особо большой грузоподъемности, автопоезда для перевозки негабаритных и тяжеловесных грузов. Сегодня предприятие не только предоставляет механизмы в аренду, но и собственными силами может произвести демонтаж любых сложных сооружений, конструкций, перевезти их в другие регионы и заново смонтировать. Эксплуатация, обслуживание и ремонт дорогостоящих механизмов со сложной системой гидравлики и электроники могут быть доверены только высококвалифицированным специалистам, - говорит директор по экономике компании «Востокмонтажмеханизация» (Челябинск) Александр Манаев.

Увеличение спроса позволяет арендодателям не только обновлять технику, но и переходить на более сложный уровень работы:

Высотные перспективыАктивно обновляя с помощью кредитных и лизинговых схем парк машин, арендодатели, естественно, стремятся быстрее окупить затраты. Здесь их намерения расходятся с интересами строительных организаций. «Из-за высокого спроса ставки на аренду техники держатся высокие. Арендодатель желает амортизировать стоимость оборудования за один-два года, включив амортизацию в стоимость аренды. При сроке амортизации, по крайней мере, в пять-семь лет услуги аренды станут намного доступнее для мелких и средних строительных организаций. А таких - подавляющее большинство», - уверен Александр Верзаков. Следствием завышенных арендных ставок становятся хронические задержки платежей со стороны строительных организаций. «У нас одна главная проблема: строители задерживают оплату аренды техники и наших услуг», - сообщила Оксана Мосунова.

Высокий спрос привлекает на Урал и столичных игроков. Например, в Екатеринбурге успешно начала деятельность московская компания Rentakran, предоставляющая в аренду строительную технику.

- Немецкие башенные краны по цене уже практически сравнялись с нашими. От другой отечественной техники мы тоже потихоньку отказываемся, стараемся приобретать европейскую и китайскую. Если покупаем российские машины, их приходится доводить до ума два месяца, а через год они уже требуют капитального ремонта, - сетует Виктор Мельников.

В этих условиях строители стараются иметь в собственности хотя бы ту технику, которая задействована на объектах постоянно. Так, управление механизации «Атомстройкомплекса» в текущем году приобрело шесть высотных кранов Liebherr: теперь их у компании 1 На следующий год планируется закупить не меньше. Для снижения затрат на содержание техники необходимо прежде всего увеличивать время ее использования. Башенные краны Liebherr работают практически бесшумно, поэтому их можно эксплуатировать в три смены даже в черте города. Неоспоримое преимущество немецких кранов в том, что они не нуждаются в подкрановых путях, поскольку у них длинная, до 60 метров, стрела. Такой кран устанавливается на фундамент на середине или в торце здания и при достижении высоты более 50 метров крепится к нему. Он охватывает всю строительную площадку, поэтому нужды во втором или третьем кране просто не возникает.

Высокий спрос строителей на арендуемую технику начал складываться несколько лет назад. Тогда у арендодателей появилась возможность по выгодным схемам приобретать в кредит и лизинг высокопроизводительные машины и оборудование, а строители осознали все преимущества аренды строительной техники. Но полноценный рынок на Урале еще не сформирован. Скорее всего, в ближайшие годы его объемы увеличатся в несколько раз. А после насыщения предложения следует ожидать слияний и поглощений предприятий-арендодателей и углубления их специализации. Управления механизации в структуре крупных строительных компаний сохранятся, но парк их техники будет значительно сокращен за счет списаний старых машин. Строители будут стараться приобретать в собственность только высокопроизводительные машины и оборудование, постоянно задействованные на работах.

Помимо высокой платы строители при взаимоотношениях с арендодателями сталкиваются с еще одной серьезной проблемой. Сейчас строительную технику предоставляют в аренду очень многие организации, как крупные, так и мелкие. При выборе есть риск столкнуться с недобросовестным партнером, из-за чего может сорваться график строительных работ. «Если техника ломается, мы возвращаем ее арендодателю. Кто-то ее может отремонтировать быстро, а кто-то это делает месяцами, поскольку имеет плохую ремонтную базу. Поэтому стараемся работать только с крупными. Но у них не всегда есть в наличии новая высокопроизводительная техника, приходится брать что есть», - делится опытом Евгений Кореев.


Главная страница :: Инвестиции :: Поглядывая на сторону
вывоз мусора в Москве | демонтаж в Москве
Hosted by uCoz