Главная страница :: Инвестиции

Он выбирает деньги Малый бизнес подает голос Переход к рынку открыт Кляксы роста И не казать лица Игроки не устают — им интересно Меню для россии Болезнь принимает здоровые формы Рособоронэкспорт подвинули мягкая мебель

Этника и футуризмПолтора года прошло с момента торжественного объединения Пермской области с Коми-Пермяцким национальным округом и создания Пермского края. Благодаря небольшому коми-пермяцкому народу, принадлежащему к финно-угорской языковой семье, краю достался капитал, чрезвычайно ценный в унифицированном, все более глобализованном мире - вместо обезличенной среднероссийской области Прикамье стало национальным регионом.

Свадебные кортежи подъезжали к отелю «Урал» в Перми в сполохах и громе фейерверка. В покои новобрачных провожали старинными величальными песнями… Молодожены восхищались креативностью персонала отеля. Они, скорее всего, так и не узнали, что и фейерверк был не совсем в их честь, и песнопения достались им случайно: поздним августовским вечером на площадке перед отелем веселилась разномастная тусовка Второго международного этнофутуристического фестиваля «Камва». Его участникам стало тесно в арт-клубе «Урала», где проходили вечерние программы фестиваля, и они отправились туда, откуда этнофутуризм и вышел - в народ.

Фестиваль «Камва», появившись в Прикамье год назад, вызвал большой резонанс среди угро-финских народов и государств. Не потому что фестивалей мало, а потому что он один такой - фестиваль этнофутуризма.

Надо отметить, что коми-пермяки - участники мирового финно-угорского движения, объединяющего десятки народов из разных стран: финнов и саамов, венгров и коми, эстонцев и марийцев, хантов, манси, вепсов… Волна восстановления «семейственности» поднялась в мире в 90-е годы в Венгрии, причем не на скоротечном государственном уровне, а изнутри, на фундаментальных основаниях родственных языков и культур. Коми-Пермяцкий округ не остался в стороне.

ПогружениеПервым примером стала открывшаяся в рамках фестиваля выставка «Искусство света».

Участники «Камвы» - музыканты, художники, перформеры, работающие преимущественно в модных актуальных жанрах. До недавних пор Пермь считалась «непродвинутым» в этом отношении городом. Здесь традиционно сильно искусство классическое, балет например. «Камва» показала: contemporary art тоже может быть мощным, красивым и духовным.

«Лес» и «Берег» - две части экспозиции «Время - среда обитания» пермских художниц-керамисток Инны Роговой и Натальи Корчемкиной. Их творение - не «дивертисмент» из картин и объектов, а цельное произведение, в котором есть сюжет и множество подтекстов. Художественные объекты (керамические скульптуры, графии, плетение из стеблей борщевика) они расположили среди естественных (коряг, изображающих лес, каменных валунов) и искусно подсветили. Экспозиция представляла собой огромную световую инсталляцию. Это сочетание природных материалов, архетипических мотивов и современной эстетики, которой придерживаются самые востребованные сегодня художницы Перми, стало визуальным манифестом этнофутуризма, декларацией его содержательности.

…В дремучем, загадочном и полном неясных силуэтов лесу живет племя людей-лосей. Они царят в этом мире полумрака и тишины. Под их грозной защитой скромные лесные люди строят свои жилища и скрываются в них, и лишь свет очагов пробивается сквозь прутья, создавая волшебную игру теней… А на открытом речном берегу пасется великолепный конь, вдали бродит хтонический зверь мамонт (хтонический - принадлежащий подземному миру. Согласно верованиям древних народов, в том числе коми-пермяков, мамонт живет под землей и роет норы бивнями. Поэтому его кости всегда находят в глубине земли и никогда на поверхности), с обрыва открываются таинственные дали, где неведомые птицы оставили на песке свои следы…

Выход в светЭтнофестивали во всем мире далеки от академических залов, в фестивальных мероприятиях доминируют два формата - клубные показы и уличные перформансы. С погодой, к счастью, повезло: «нашаманили», шутили участники и гости фестиваля.

Сценическим манифестом можно признать программу «Этномедиа» - два вечера клубных концертов, состоявших из синтетических шоу с применением кино, видео, слайдов. Группа «Тылобурдо» («Огненное крыло») из Удмуртии создавала живой саундтрек к первому удмуртскому фильму «Соперницы», снятому в конце 1920-х годов. Пермский коллектив «Иньва» исполнял медитативную музыку: сочный вокал Ирины Пыжьяновой дополняли звуки экзотических инструментов - варгана, колесной лиры и нескольких десятков разновидностей ударных. Мордовский коллектив «Торома» подлинные народные эрзянские и мокшанские распевы превратил в энергичное шоу, полное драйва, продемонстрировав великолепное профессиональное многоголосое пение. А «гвоздем» «Этномедиа» стал спектакль «Дерево» синтез-театра «Мимикрия», которым руководит автор проекта «Камва» Наталья Шостина. Это гениально просто: на большой белый экран проецируются слайды, изображающие срез ствола, каменистую россыпь, переплетение ветвей, тростниковую изгородь. На этом фоне под электронную музыку Эдуарда Андриянова, содержащую элементы природных звуков (шороха песка, свиста ветра и звука падающих капель), танцуют девушки, с ног до головы одетые в белое. Их не видно. Видно только движение. Фактура дерева или камня оживает, камни и ветви плавно летят прямо на зрителя, чтобы внезапно исчезнуть, будто растворившись.

Центральным событием стал грандиозный этнофутуристический гала-концерт на стадионе «Юность» в центре Перми. Национальных ограничений не было: молодые москвичи играли латиноамериканские мелодии и пели на языках народов кечуа и аймара. Питерские девушки показывали индийские танцы. Подлинным алтайским горловым пением поразила публику экзотическая Чейнеш Байтушкина. Второй год подряд зрители с энтузиазмом принимают ансамбль «бабушек» из коми-пермяцкой деревни Кукушка и ансамбль «Эр Ужара» из марийской Сызганки. В этих местах фольклор не культивируется, а живет в быту: там до сих пор гоняют шайтана, а национальные костюмы шьют не для выступлений на фестивалях, а для деревенских свадеб… Семичасовое действо не прервала даже гроза: зрители водили хороводы под проливным дождем.

Множество людей собралось в этнографическом музее «Хохловка», где фестиваль проводил нечто вроде ролевой игры в этнографической среде. Называлось это «Праздник нового хлеба» и представляло собой реконструкцию земледельческих обрядов Ильина дня и начала жатвы, украшенную выступлениями гостей фестиваля.

Дополнительные материалы:

Гала-концерт показал: в Перми есть большой слой людей, которым этнофутуристический фестиваль необходим. Однако настоящий фурор он вызвал в столице Коми-Пермяцкого округа, куда фестиваль переехал после Перми. В 30-тысячном Кудымкаре зрителей на гала-концерт собралось больше, чем в миллионной столице Прикамья, а в ночном шоу костров «Огни на Иньве» принял участие весь город. Значит, людям недостаточно традиционного и официального искусства - сдерживаемого канонами, коммерческого или пропагандистского. «Камва» получилась для тех, кто ценит в искусстве все подлинное и новаторское.

Неполитическое, некоммерческое

Искусство растет снизу, из народа. Но ему нужно доказать «верхам» право на существование. Благодаря «Камве» актуальное искусство в Перми получило официальный статус, считает автор проекта Наталья Шостина

Наталья Шостина

- Хотелось устроить праздник, как день рождения или Новый год, для всех, кто воспринимает современную живую культуру. Отыскать в Перми тех, кому недостаточно телевизора и компьютера - людей современных, но в то же время ценящих все живое, подлинное. Хотелось найти единомышленников в других регионах.

- Наталья, для чего и для кого вы придумали фестиваль «Камва»?

- Конечно. Стало легче жить. Хочется, чтобы в Перми сформировалась своя «третья культура» - неполитическая, нерелигиозная, некоммерческая. Это не просто новые жанры, но новая суть: культура, которая не навязывается, не прививается, одобряется или не одобряется.

- Удалось?

- Как вы пришли к этнофутуризму?

В культуре должно существовать разнообразие. Не нравится традиционный фольклор? Иди на клубное представление, концерт электронной музыки, перформанс, художественную выставку. Поскольку этого выбора обычно нет, и приходится устраивать фестиваль.

С «Мимикрией» мы стали выезжать в другие регионы, на фестивале «Пель-нянь» в Ижевске в 2001 году познакомились с Юрием Кучыраном и от него услышали термин «этнофутуризм». Тогда мы и внешнюю оценку получили, и понимание, в каком формате мы работаем.

- Интуитивно. В начале 90-х годов мы с моим спутником в жизни и в искусстве композитором Эдуардом Андрияновым жили в Эстонии. У нас была там музыкальная студия, лучшая в Прибалтике, и Эдуард записал тогда два трека - электронные обработки старинных эстонских песен. Они во всех эстонских хит-парадах занимали первые места. Когда мы вернулись в Пермь, в 1999 году поставили спектакль «Мимикрия». Половина публики испугалась, другая закричала «ура!». В Перми впервые появился арт-синтез, где был пластический театр, изобразительное искусство, электронный хай-тек.

- Нас стали воспринимать, с нами стали считаться. Искусство ведь растет снизу, из народа, но ему нужно доказать «верхам» право на существование. Благодаря «Камве» актуальное искусство в Перми получило официальный статус.

- На ваш взгляд, «Камва» прижилась? У нее есть шанс стать пермским брендом?


В повседневной жизни мы часто встречаемся с проблемами нехватки воды или продовольствия. Они причиняют нам определенные неудобства. Есть, однако, вещи, дефицит которых накапливается незаметно, но в ближайшем будущем рискует стать серьезной проблемой для обеспечения жизнедеятельности человечества. Содержание кислорода в доисторическую эпоху было 36%, полтора века назад - 26%, сегодня - чуть больше 20%. При 17% кислорода в атмосфере жизнь человека на Земле станет невозможной.

Владимир Чекашев

Если спросить любого автолюбителя, на чем ездит его машина, он не задумываясь ответит - на бензине. Некоторые вспомнят про выделяемый углекислый газ, совсем немногие - про сгораемый в этом процессе кислород. А зря. Сделаем небольшой расчет: сколько кислорода потребляет обычный автомобиль, причем не по объему, а по массе. В двигателе внутреннего сгорания бензин реагирует с кислородом, при этом выделяются углекислый газ и тепловая энергия. На сгорание двух молекул бензина требуется 25 молекул кислорода! Бак легкового автомобиля вмещает около 40 л бензина, или 28 кг по массе. Для его использования требуется 98 кг кислорода. По массе это в 3,5 раза тяжелее израсходованного бензина.

Наиболее эффективно обеспечение кислородом и использование его в окислительно-восстановительных процессах происходит в тех случаях, когда содержание кислорода в воздухе, который поглощают живые организмы, составляет 20,8%. К сожалению, в наше время в природных условиях оно реализуется лишь в городских парках (20,8%), загородных лесах (21,6%) и на берегах морей и океанов (21,9%). На городских улицах, в квартирах и офисах содержание кислорода значительно меньше (20%), что приводит к возникновению у людей кислородной недостаточности (гипоксии).

Загрязнение атмосферы и ухудшение здоровья горожан происходят не столько из-за выброса вредных веществ, сколько из-за громадного потребления кислорода двигателями внутреннего сгорания и резкого снижения его доли в зоне дыхания людей. Так, за час работы мотор средней легковушки поглощает столько кислорода, сколько нужно человеку для дыхания в течение месяца. При наличии на улицах большого количества автомашин, тем более пробок, этот процесс приобретает лавинообразный характер. Учитывая, что выхлоп и забор воздуха идут примерно на одной горизонтали, происходит искусственное обогащение смеси. Это приводит к ухудшению условий сгорания топлива и увеличению в выхлопных газах окиси углерода и углеводородов. При подобных обстоятельствах двигатель должен заглохнуть: этого не случается только из-за ветра и естественного перемешивания воздушной массы. При полном же штиле описанная ситуация вполне реальна, ведь при снижении доли кислорода в атмосфере до 15% гаснет свеча и не загорается спичка.

Всего в Свердловской области сегодня насчитывается 1,3 млн автомобилей. В нашей стране из расчета на тысячу жителей приходится 90 автомобилей. Резервы для роста этого показателя огромны: для сравнения, в США - 750 автомобилей на тысячу жителей. Попутно отметим, что всего в мире ежегодно выпускается 50 млн автомобилей, а в целом, с учетом выбытия, их насчитывается свыше 700 миллионов. А еще самолеты, тепловозы, промышленные установки…

Многие зарубежные ученые считают, что кислород и природные циклы его репродукции находятся под угрозой. Так, по данным 1973 года, сжигалось 23% этого газа, производимого всей наземной флорой, а в 1993 году - уже 90%. Это происходит не только за счет роста автомобильного парка, интенсификации человеческой деятельности, но и из-за сокращения площади зеленых насаждений. При таком положении дел кислородная проблема возникнет даже раньше, чем топливная.

А что происходит с человеком, если он оказывается вблизи транспортного потока? Многочисленные медицинские эксперименты показали, что при длительном вдыхании воздуха с содержанием кислорода менее 15% наступает смерть, а первые признаки кислородной недостаточности проявляются уже при 18,3%.

В мегаполисах дефицит кислорода еще более усугубляется. В Свердловской области идет отток населения из провинциальных районов в Екатеринбург. С оттенком гордости мы говорим о строительном буме и видим, как в центральной части города дома возводятся почти вплотную друг к другу. Я как-то пытался посчитать, сколько зеленых насаждений, деревьев, газонов приходится на одного человека в центре Екатеринбурга. При норме 24 метра у меня получились дециметры… С учетом высокой концентрации автомобилей из-за дефицита зеленых насаждений, нарушений при уплотненной застройке мы программируем жителям города целый букет заболеваний, от астмы до онкологии. Врачи установили, что недостаток кислорода вызывает общую слабость, мышечные и головные боли, нарушение сна и обмена веществ, частые инфекционные болезни, снижение иммунитета и сексуальной активности, депрессию. Список можно продолжать, но уже очевидно, что он очень напоминает типичную картину недугов наших горожан.

Сделаем укрупненный расчет баланса кислорода, выделяемого лесами Свердловской области и потребляемого автомобилями. Автомобиль сжигает за месяц то, что 1 га леса выделил в атмосферу за год. Соответственно, в год на один автомобиль нужно 12 га леса. В нашей области лесом покрыто около 13 млн га. А если перемножить 12 га, необходимых для покрытия потребностей в кислороде одного автомобиля, на число машин, зарегистрированных в Свердловской области (1,3 миллиона), получим 15,6 млн га. Таким образом, площадь наших лесов не компенсирует того количества кислорода, который потребляется автомобилями. При этом динамика удручает: количество автомобилей растет бешеными темпами, а площадь лесов в Уральском регионе за последние сто с небольшим лет сократилась почти вдвое. Было бы неплохо предложить нашим автолюбителям сначала посадить 12 га леса, а потом уже покупать машину. Не исключаю такого варианта в будущем.


Главная страница :: Инвестиции :: Купил машину - посади 12 га леса
вывоз мусора в Москве | демонтаж в Москве
Hosted by uCoz