Главная страница :: Инвестиции

Дело на 10 миллионов Ближе к земле Мимо зоны Гармонизация пространства Башкирия теряет связь с тэк Столица вопреки Черные дни «пенсионеров» Nice metal Лучше поздно, чем никогда мягкая мебель

Наше, да не про нас

Доля промышленности в валовом региональном продукте Урала - порядка 80%. При этом отрасли, ориентированные на экспорт (ТЭК, черная и цветная металлургия), производят до 70% промышленной продукции. Очевидно: работа именно этих отраслей в первую очередь влияет на экономику региона.

В течение 2002 - 2004 годов в разные периоды росли объемы потребления и цены на энергоносители, сталь и готовый прокат, цветные металлы. Их потребление увеличивали Америка, Европа, Китай. В 2004 году основной вклад в рост мировой экономики (по данным ежегодного доклада «Россия и мир: 2005 год», подготовленного Фондом перспективных исследований и инициатив и Институтом мировой экономики и международных отношений РАН) внес Китай, впервые опередив США: 24,4% против 18,6%.

Индекс промышленного производства Урала в 2004 году составил 106,8%, в 2003-м - 109,1%. Эти показатели превышают среднее значение по России (106,1 и 107% соответственно).

За 2003 - 2004 годы мировые цены на производимые на территории Урала металлы существенно выросли: средняя цена меди на Лондонской бирже металлов в декабре 2004-го по сравнению с январем 2003-го выросла на 91%, алюминия - на 34%, цинка - на 51%. Титан, по данным председателя совета директоров ОАО «ВСМПО» Вячеслава Брешта, озвученным в интервью «Ведомостям», за прошедший год подорожал более чем вдвое.

Наибольшую динамику производства по итогам 2004 года продемонстрировала цветная металлургия - 11,2%. Впрочем, за последние четыре года провальным для отрасли был только 2002 год (прирост в 2002-м - 5,5%, в 2001-м - 12%, в 2003-м - 10,4%).

Хорошую динамику в прошедшем году показали химия и нефтехимия Урала: 9,6% против общероссийских 7,4%. Это лучший результат за последние четыре года. При этом отечественный химпром работает в условиях опережающего роста цен и тарифов на продукцию естественных монополий, физического износа оборудования и отсталости технологий, дефицита инвестиционных ресурсов.



В Башкирии крупнейшее предприятие отрасли - Салаватнефтеоргсинтез. За прошедший год его доля экспорта возросла с 33,8 до 61%. Более половины продаж на внешнем рынке приходится на продукты нефтепереработки. Производство бензина увеличилось на 23%, мазута - на 41%. Выручка компании в 1,8 раза превысила уровень 2003 года.

Почти 80% производства (в денежном выражении) приходится на Пермскую область и Башкирию. Индексы физического объема к 2003 году составили 113 и 109% соответственно. Успех отчасти обеспечили крупнейшие предприятия российского химического сектора - Уралкалий и Сильвинит. Первый добился рекордного для России результата: произведено 5 млн тонн хлористого калия. Второй выпустил 4,2 млн тонн. На результат повлияла благоприятная конъюнктура на азиатском рынке минеральных удобрений. В 2004 году Уралкалий направил на экспорт 100% произведенной продукции (в 2003-м - 84%), его нишу на внутреннем рынке занял Сильвинит, число потребителей у него выросло. В 2003 году доля отгружаемой на экспорт продукции Сильвинита составила 78%, при этом 70% направляется в Китай, Индию и Бразилию. От Уралкалия в эти страны идет 54,6% экспорта. В целом выручка предприятий отрасли за год увеличилась на 28% (в 2003 году - прирост 13,8%, в 2002-м - падение на 1,7%).

Прирост выручки компаний ТЭК в прошлом году оказался, тем не менее, наибольшим - 66,1%. В 2003 году было 16%: не так мало, но и не столь впечатляет. Причины скачка известны: военные действия в Ираке и снижение квот странами OPEC. Средняя цена российской нефти марки Urals поднялась на 27%, достигнув 34,17 доллара за баррель.

Основная доля (51,4%) в промышленном производстве приходится на ТЭК. За последние четыре года пик наблюдался в 2003 году - 9,3%. В 2004-м прирост составил 6,9%. В целом по России темпы роста добычи нефти снизились с 11% в 2003-м до 8,9% в 2004-м, добычи газа - с 4,2% до 1,9% соответственно. На Урало-Сибирский регион приходится около 80% российской нефтедобычи и 90 - 95% добычи газа.

За нефтяниками по динамике (60%) и доле отрасли от объема производства в денежном выражении (16,2%) следуют «черные» металлурги. Для сталелитейщиков удачными были оба последних года, а трубникам удача благоволила только в 2003-м (объем производства вырос на 18,2% - это максимальный показатель со времен дефолта). При этом прирост выручки по черной металлургии в целом оказался в 2003 году даже меньше, чем в 2004-м, - 47%. Причина подъема прошлого года - эскалация мировых цен. Листовой горячекатаный прокат на мировом рынке подорожал за 2004 год на 77,5%, холоднокатаный - на 56,2%. Повышение цен связано с предъявлением большого спроса на продукцию предприятий черной металлургии со стороны Европы, Америки и Китая. Бурно развивающаяся экономика Китая задает высокую потребность в металле. На территории страны ведется строительство пяти крупнейших металлургических заводов. Удовлетворив внутренний спрос, Китай в перспективе может стать основным экспортером черных металлов.

По итогам 2004 года 90,3% «топливных» денег сосредоточено в Тюменской области и республике Башкортостан (76,2% и 14,1% соответственно). Башкирия продемонстрировала рост выручки в 175% (!). Подъем мировых цен объясняет результат лишь частично. Можно предположить, что существенное влияние оказало «дело ЮКОСа»: компании стремятся избавиться от сомнительных схем, в частности от трансферного ценообразования.






Несмотря на трудности в российском машиностроении (устаревшие технологии, изношенность оборудования, как следствие - неконкурентоспособность продукции) прирост производства за 2004 год составил 4,2%, выручки - 31%. Наибольшая доля машиностроительного комплекса Уральского федерального округа сосредоточена в Свердловской области: 24% от общего объема производства. Индекс физического объема по отрасли составил 96,2% к прошлому году. Спад связан прежде всего с завершением «танкового» контракта нижнетагильского Уралвагонзавода: доля УВЗ в объеме производства машиностроения составляет около трети, и неровности в работе завода безусловно отражаются на показателях всей области.



Прирост объемов производства в денежном выражении существенно выше динамики натуральных показателей (28,7% в 2003 году и 45,4% в прошедшем). Урал превзошел в этом и среднероссийский уровень 2004 года (31,9%). Производство промышленной продукции в денежном выражении в 2004 году выросло на 21% по сравнению с предыдущим годом.

Огромные темпы роста в сфере машиностроения показала в 2004 году Оренбургская область - 96,3%. По официальным данным, в 2004 году в основной капитал предприятий области инвестировано 22,1 млрд рублей. Из них в развитие промышленного производства - 14,4 млрд рублей. Политика администрации области направлена на техническое перевооружение, освоение новых технологий и повышение конкурентоспособности продукции. Так, на лидирующем предприятии машиностроительного комплекса Оренбургской области МК «ОРМЕТО - ЮУМЗ» внедрена технология внепечной обработки стали, что способствовало повышению качества продукции, расширению номенклатуры и рынков сбыта, утверждает первый заместитель главы администрации Оренбургской области Сергей Грачев. И все же на общую ситуацию на Урале это не повлияло: доля Оренбуржья в денежном выражении составляет всего 4,5% от общего производства региона.

Итак, завязка экономики региона на экспортно-ориентированную промышленность, с одной стороны, позволяет получать высокие доходы, с другой - приводит к зависимости от внешнеэкономической конъюнктуры, дестабилизирует ситуацию. Повторим тезис, истертый до дыр: ставку в долгосрочной перспективе нужно делать на внутренний рынок.

Почему промышленники не наращивают объемы производства? США и Европа демонстрируют рост потребления, но кардинально картины спроса эти цифры не меняют, в долговременную тенденцию превратиться не обещают. Китай - единственный «ветер», на который стоит делать поправку. Заметим, однако, что правительство этой страны проводит сейчас политику, сдерживающую темпы экономического развития.

Объем авиаперевозок за четыре года увеличился на 72%, в том числе за последний - на 33,8%. Спрос поднялся благодаря деловой и туристической активности. В аэропортах уральских городов появились представительства иностранных авиаперевозчиков - Lufthansa, Czech Airlines, British Airways, планируют прийти и другие. В январе - ноябре 2004 года пассажиропоток на Урале по сравнению с аналогичным периодом предыдущего вырос на 33,8%. Наибольшее количество пассажиров пропускают аэропорты Тюменской (3612 млн пасс./км) и Свердловской областей (2554 млн пасс./км). Наибольшие темпы роста продемонстрировали Башкирия (58,8%) и Оренбургская область (260%).

Взгляд внутрь Чтобы понять, как развивается внутренний рынок, возьмем промежуток времени подлиннее: 2001 - 2004 годы. И увидим: по динамике промышленное производство (на 29% рост физических объемов, на 104% - денежных) превзошли (или, по крайней мере, не отстали) авиатранспорт, связь и торговля.

Объем оборота розничной торговли за рассматриваемый период поднялся вдвое, а за 2004 год составил 794,5 млрд рублей, причем торговля на Урале росла опережающими темпами по сравнению с общероссийскими: 27% против 23%.

Выручка предприятий связи за четыре года увеличилась на 183%. По итогам 2004-го рынок прирос на 32,5% и достиг 58,6 млрд рублей. По предварительным итогам прошлого года в целом по России основную долю (42,6%) в отрасли составляли услуги сотовой связи. За год количество абонентов на территории Большого Урала увеличилось на 146%. Существенную роль в подъеме уровня проникновения сыграло удешевление услуг. При этом снижение дохода на одного абонента сопровождалось значительным увеличением базы пользователей. Растет оборот и по другим услугам связи. В его основе - не только повышение тарифов, но и существенное расширение видов услуг. Лидер здесь - Свердловская область: предприятия этой сферы получили 14,8 млрд рублей. Следом идет Тюменская область с результатом 14,3 млрд рублей, половина которых сосредоточена в Ханты-Мансийском АО.

Динамика объемов производства таких отраслей, как строительство, промышленность строительных материалов, сельское хозяйство, пищевая, на фоне промышленности в целом и общероссийских темпов роста выглядит скромно.

Товарооборот розничных сетей Урала за первое полугодие 2004 года - 8,5 млрд рублей (на 42% выше уровня соответствующего периода прошлого года), торговые площади расширились на 61%. Продуктовые торговые сети «Кировский», «Купец», «Норма», «Форвард», «СемьЯ» и другие, сеть бытовой техники «Норд» попали в рейтинг крупнейших уральских компаний по итогам 2003 года. Высокая конкуренция вынуждает магазины пробовать себя в разных форматах торговли и расширять спектр предоставляемых услуг.

Пищевая промышленность за четыре года нарастила объем продукции на 5% (в 2004 году производство осталось практически на том же уровне, что и год назад, - снижение на 0,15%). Отрасль требует больших инвестиций, поэтому при отсутствии масштабных вложений низкие темпы закономерны.

Производство строительных материалов за 2001 - 2004 годы выросло всего на 7% (в прошедшем году - на 4,2%). Наибольшая доля принадлежит Свердловской области: за 2004 год рост составил 3,5%. Развитие отрасли в первую очередь зависит от ситуации в строительстве. Количество введенного жилья в Уральском регионе увеличилось за 2001 - 2004 годы на 17%, а за прошедший год - всего на 4,7%. За четыре года существенный рост (41%) наблюдался только в Свердловской области. В Башкирии и Тюменской области (по итогам 2004 года - 26 и 20,5% в общем объеме строительства на Урале) введенные площади увеличились на 8 и 11% соответственно. В Курганской и Пермской областях в прошедшем году наблюдался спад: на 3,6 и 8,5% соответственно. Максимальный рост зафиксирован в Удмуртии и Свердловской области, но в совокупности они составляют одну пятую в строительной отрасли региона. Эти же субъекты федерации единственные превысили общероссийский прирост объемов строительства в 2004 году (около 11%) - 16 и 14,5% соответственно. Скромная динамика связана с отсутствием инвестирования, недостаточным уровнем доходов населения и дефицитом строительных площадок в городах.

В целом стоит отметить неравномерность динамики производства неэкспортных отраслей. Единственная сфера, демонстрировавшая поступательное развитие в течение всех четырех лет, - связь. Как и в экспортных отраслях, физические объемы росли незначительно, выручка увеличивалась гораздо большими темпами. Так, промышленность строительных материалов за 2001 - 2004 годы поднялась в денежном выражении на 103%, в прошедшем году - на 58,4%. Предприятия пищевой промышленности за четыре года увеличили выручку на 95%, за последний год - на 56%. Темп роста в розничной торговле составил 104% (в 2004 году - 27,3%). Но лидером стала связь: 183% за 2001 - 2004 годы (32,5% в 2004-м).

В сельском хозяйстве производство продукции в целом за 2001 - 2004 годы выросло на 12%, хотя в 2004 году упало на 1,4%. Безусловный лидер по основным продуктам животноводства - Башкортостан: подъем объемов производства 1,6%. Сравнивать динамику сельского хозяйства и промышленности, понятно, некорректно. При низкой инвестиционной привлекательности отрасли и 12% роста можно считать удачей. Успех обусловлен увеличением валовых сборов сельскохозяйственных культур и объемов продукции животноводства в индивидуальном секторе и фермерских хозяйствах. В Башкирии селу оказывают значительную поддержку. В отличие от многих российских регионов там продукция сельхозпроизводителей дотируется, проводится реструктуризация их долгов, выделяется бюджетный кредит под будущий урожай, оказывается помощь в приобретении техники и племенного скота в лизинг, вкладываются немалые средства в капитальное строительство и газификацию села.

Доходы населения растут медленнее выручки предприятий потребительских секторов. Подоплека - реализация отложенного спроса. Это сказывается и на приобретении товаров длительного пользования - жилья (и проведения ремонта), крупной бытовой техники, мебели, автомобилей.

Один из импульсов подъема выручки предприятий «внутренних» отраслей - рост денежных доходов населения по всем субъектам Урало-Сибирского региона (21%). Исключая высокие денежные доходы населения Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, лидирует по этому показателю Свердловская область: на одного жителя приходится в среднем 6496 рублей в месяц (по России - 6295 рублей). На динамике розничного товарооборота положительно сказывается распространение потребительского кредитования.

Дополнительные материалы:

В обзоре использованы официальные данные Федеральной службы государственной статистики за 2001 - 2004 годы по всем субъектам Урало-Сибирского региона: Свердловской, Челябинской, Тюменской, Оренбургской, Пермской, Курганской областям, Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому автономным округам, республикам Башкортостан и Удмуртия.

на территории Уральского федерального округа последние четыре года характеризуется естественной убылью населения: в 2003 году - 99 118 человек, за январь - декабрь 2004 года - 86 374 человека. За год число умерших превысило число родившихся в 1,3 раза. Наблюдается небольшое снижение этого показателя (в 2003 году - 1,4 раза). Положительная тенденция в демографической ситуации подтверждается укреплением семейно-брачных отношений, об этом свидетельствует превышение числа зарегистрированных браков над разводами: за прошедший год в Уральском федеральном округе число зарегистрированных браков составило 142 002 при 93 496 разводах. Также продолжается миграция русского населения из стран СНГ.


Демографическая ситуация


Одним из наиболее обсуждаемых вопросов на российской выставке-форуме «Инфоком-2005», закончившейся 3 октября, стало законодательное регулирование отрасли. Председатель комитета по энергетике, транспорту и связи Государственной думы РФ Валерий Язев в ходе пресс-конференции на региональной площадке выставки в Екатеринбурге в частности заявил: «Отставание законодательного обеспечения завтра будет сказываться отрицательно на динамике развития отрасли». Едва ли не половина вопросов, заданных министру информационных технологий и связи Леониду Рейману (и в Москве, и во время видеоконференции на региональных площадках), касалась законодательных новшеств, которые, если верить высказываниям чиновников полугодовой давности, уже должны быть реализованы. Отсутствие результатов у многих вызвало недоумение.

- Андрей Порубов

По замыслу чиновников Мининформсвязи, нынешний год должен был стать прорывным для отрасли в первую очередь благодаря передовым законодательным инициативам. Планировалось реализовать ряд нововведений, по определению Леонида Реймана, «сближающих уровень регулирования европейского и российского рынков». Общественности и бизнесу была обещана, во-первых, либерализация дальней связи (до настоящего момента вся дальсвязь кроме IP-телефонии остается за естественным монополистом - Ростелекомом, дочерней компанией Связьинвеста). Во-вторых, приватизация Связьинвеста, 75% минус одна акция которого до сих пор принадлежит государству. Наконец, анонсировалось внедрение двух основополагающих принципов, работающих на европейском и американском рынках связи, - «переносимость мобильного номера» и «платит инициатор звонка».

Не пройдет и полгода
Хорошей иллюстрацией к качеству законодательного процесса послужила и шуточная пикировка, возникшая на пресс-конференции между представителями законодательной и исполнительной власти. Вопрос: почему до сих пор не реализован и когда будет реализован принцип «платит инициатор звонка». Отвечает заместитель министра информационных технологий и связи Борис Антонюк: «Сейчас законодательно это нигде не закреплено. Законопроект в Государственной думе, его должен принять законодатель. Тогда принцип будет реализован. А когда это произойдет - лучше спросить у Валерия Афонасьевича». Валерий Язев парирует: «Все наоборот: сначала министерство объявило о возможной платности звонков со стационарных телефонов на мобильные. В ответ в Госдуме начали готовить законопроект, подразумевающий бесплатность всех входящих звонков. Сейчас проект согласовывается, ищем оптимальное решение и для абонентов, и для отрасли. Когда работа будет закончена, никто сейчас с точностью до месяца не скажет: вопрос сложный».

Либерализация для отвода глаз
Либерализация дальней связи, наравне с приватизацией Связьинвеста, - одно из условий вступления России в ВТО. Появление у Ростелекома конкурентов, оказывающих услуги дальсвязи, позволит абонентам выбирать оператора исходя из оптимального соотношения цены и качества услуг.

Чтобы осуществить задуманное (за исключением приватизации Связьинвеста - это вопрос отдельный), необходимо было разработать и утвердить постановлениями правительства три базовых нормативных документа: правила присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия, правила оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи, правила оказания услуг подвижной связи (последние в России разрабатываются впервые). Все это планировалось сделать к 1 июля. Однако по распоряжению премьера Михаила Фрадкова срок вступления в силу документов перенесен на полгода, на 1 января 2006-го. Отметим: все планировавшиеся нововведения направлены на развитие конкуренции.

Как показала практика, торжество конкуренции на рынке дальсвязи по-прежнему «за горами». Парадоксально, но факт: выдача лицензии на оказание услуг дальней связи вовсе не дает операторам права начать эти услуги оказывать. Мало того что необходимо дождаться января следующего года, когда вступят в силу новые правила. Как рассказал Борис Антонюк, «прежде чем начать оказывать услуги, компания должна построить сеть, способную предоставлять эти услуги на всей территории страны». Сеть должна иметь точки присутствия в каждом из регионов России, как минимум по одному транзитному междугородному узлу связи в каждом из федеральных округов и четыре транзитных международных узла связи, соединенных с иностранными операторами (два в европейской части России и два в азиатской). Официальную позицию властей выразил Борис Антонюк: «Это делается для того, чтобы у каждого гражданина было равное право доступа к сети дальней связи».

С формальной точки зрения либерализация стартовала. «На сегодняшний день на оказание услуг дальней связи выдано девять лицензий, - рассказывает заместитель министра информационных технологий и связи РФ Борис Антонюк. - Будут выдаваться еще, но сколько, сказать пока сложно. Техническая возможность, то есть количество префиксов (сейчас это восьмерка. - Ред.), - до ста. Но как показывает опыт европейских стран, больше двухтрех операторов дальней связи не бывает: срабатывают чисто экономические механизмы». В феврале этого года другой заместитель министра информационных технологий и связи Дмитрий Милованцев обещал в интервью «Э-У», что сложится ситуация, когда «абонент, звоня в другой город, сможет выбрать того производителя контента, который ему выгоден, интересен или просто больше нравится. Привычная восьмерка, скорее всего, будет заменена на ноль, как во всем мире. А дальше потребитель сможет выбирать. Условно, набрал 01 - попал в сеть Ростелекома, 02 - в сеть Транстелекома и так далее».

В действительности круг потенциальных конкурентов Ростелекома сужается до трех игроков (остальные компании, получившие лицензии, при всем желании в обозримом будущем не смогут присутствовать во всех субъектах РФ). Константин Кузнецов: «Сейчас я вижу одну компанию, которая наверняка будет этим заниматься - Межрегиональный Транзит Телеком. Хорошие шансы присоединиться к нему у Голден Телекома и Транстелекома. Все остальные абсолютно не готовы. Чтобы соответствовать выдвинутым условиям, им пришлось бы инвестировать в сеть суммы, исчисляемые десятками миллиардов долларов, которые в ближайшее время не окупятся».

Коммерческий директор Уральского филиала «Ростелекома» Константин Кузнецов поясняет: «Если разрешить операторам оказывать услуги дальней связи не на всей территории РФ, полстраны вообще останется без связи. Деятельность Ростелекома, равно как и всех прочих операторов, убыточна везде восточнее Урала и в некоторых западных депрессивных регионах. С какой стати коммерческому предприятию работать в убыток, если нет никаких регуляторов? Более того, если спроецировать этот принцип на зону, связь останется только в достаточно крупных городах. К примеру, для жителя Екатеринбурга с родственниками в Питере и Самаре плохого ничего не будет, только хорошее. Для страны в целом - катастрофа без всякого преувеличения».

Аналогичным образом забуксовало и еще одно важное нововведение - возможность сохранения за пользователем его телефонного номера при смене оператора подвижной связи (Мobile Number Рortability, MNP). Сегодня необходимость смены номера удерживает многих абонентов от перехода к другому оператору. Особенно остро этот фактор проявляется в корпоративном сегменте. «Массовый рынок не так чувствителен к смене номера, но для бизнесклиентов номер связан с их прямой деятельностью, контактами, контрактами, то есть по сути это их рабочий инструмент. Такие клиенты, возможно, давно мечтают о смене оператора, но не могут этого сделать из-за того, что их номер известен широкому кругу нужных им людей», - отмечает Андрей Пятахин.

Что в номере тебе моем
Отложенные до января 2006 года новые правила оказания услуг связи должны не только упорядочить тарифные взаимоотношения различных операторов - местных, зоновых и дальней связи. Они вводят и широко распространенный в европейских странах принцип тарификации вызовов (Calling Party Pays), при которой за разговор платит звонящий, независимо от того, со стационарного или мобильного телефона он это делает. Это позволит сделать бесплатными все входящие звонки. При этом абонентам фиксированной связи придется оплачивать звонки на мобильные телефоны. По замыслу чиновников новая практика приведет к справедливому перераспределению средств в пользу фиксированных операторов и одновременно усилит конкуренцию между мобильными и фиксированными сетями, поскольку в тарифном отношении они будут отличаться друг от друга еще меньше, чем сейчас. «Бесплатные входящие звонки - справедливая и удобная для абонента возможность, - полагает коммерческий директор ОАО „ВымпелКом “ по Уральскому региону (торговая марка Билайн) Андрей Пятахин. - С технической точки зрения реализация такого рода инициатив не представляется сложной». Но поскольку разработать нормативную базу в срок властям не удалось, введение в действие новой системы перерасчетов отложено на полгода.

Техническое обслуживание перенесенных номеров ляжет дополнительной финансовой нагрузкой на операторов мобильной связи, тем не менее они положительно относятся к этой перспективе. Все надеются увеличить число собственных абонентов за счет других. Для реализации проекта необходим координатор, который создаст и будет вести базу данных перенесенных номеров. Пока не определено, какая организация возьмет на себя эти функции. О намерении участвовать в проекте MNP уже объявил Межрегиональный Транзит Телеком. Там подсчитали и приблизительный объем затрат, необходимых на реализацию проекта, - 80 млн долларов.

Начальник отдела по связям с общественностью ОАО «Уральский Джи Эс Эм» (Мегафон-Урал) Ольга Сафаргалиева полагает: «Закрепление принципа MNP будет дополнительно стимулировать конкуренцию между операторами мобильной связи. С введением этой услуги операторы будут бороться за абонентов исключительно с помощью маркетинговых инициатив, не прибегая к „сдерживающим“ методам».

Не поделим - не поедем
Почему властные структуры, в частности Мининформсвязи, медлят и не выполняют ими же установленные сроки? Официальная точка зрения не отличается оригинальностью. На вопрос «Э-У» о причине задержек нововведений Леонид Рейман ответил так: «Я с вами не совсем согласен в том, что большинство анонсированных нововведений не реализовано. Конечно, приватизация Связьинвеста не завершена. Но это сложная и большая работа, и она двигается, просто медленнее, чем хотелось бы. Документы, которые необходимо было согласовать, согласованы и направлены в правительство, следующим этапом будет утверждение их в администрации президента. Действительно, было принято решение перенести срок введения целого ряда документов, касающихся взаимоотношений между операторами. Причина проста: регулирование этих вопросов - процесс очень сложный и одновременно важный, поскольку затрагивает коммерческие интересы операторов. Поэтому не хочется принимать поспешных решений».

На открытых слушаниях в Госдуме в марте этого года министерство информационных технологий и связи РФ впервые выступило с инициативой законодательных гарантий сохранения за пользователем его телефонного номера при смене оператора подвижной связи. Тогда Леонид Рейман обещал, что система заработает с 1 сентября. Не случилось.

Однако, как показывает практика (взять хотя бы историю последней редакции федерального закона «О связи»), после вступления нормативно-правовой базы в силу, если в ней обнаружатся даже явные недостатки, исправлять их не будут. От аргументации «давайте попробуем, а потом при необходимости исправим» власти переориентируются на классическое «закон суров, но это - закон».

Логично предположить, что оставшиеся полгода будут использованы для совершенствования нормативных документов, обсуждения их с участниками рынка. Ничуть не бывало. Как заявил заместитель господина Реймана Борис Антонюк, «очень сложно менять законодательство, которое еще не отработало на рынке. В принципе рынок его одобрил. Совершенствовать его можно до бесконечности. Поэтому наша позиция - пусть работает. Если в ходе его работы будут найдены изъяны, значит, надо будет вносить какие-то изменения».

Вторая причина - отсутствие решения о приватизации Связьинвеста. Сейчас за лакомый кусок (по прогнозам, выручка компании в 2005 году превысит 200 млрд рублей) борются АФК Система (Система-Телеком), Телекоминвест и «Альфа-Групп». Между тем от новых правил будет зависеть стоимость Связьинвеста на момент приватизации. Пока кому-нибудь из претендентов не удастся продавить свои интересы, вводить на рынке новые правила преждевременно: вдруг придется их сворачивать?

Представитель одного из операторов связи называет еще две причины неторопливости столичных чиновников. Первая - нехватка у Мининформсвязи квалифицированных кадров. Нововведения диктуются правительством, которому необходимо готовить отрасль к вступлению в ВТО и отчитываться о достигнутых результатах. У министерства не остается другого выхода, как ответить «есть», но ресурсов на то, чтобы создать необходимую нормативную базу, не хватает. Отсюда перенос сроков и выдача лицензий, не дающих фактического права вести лицензируемую деятельность.

Со своей стороны силовые структуры и ведомства, по словам того же источника, «вообще мечтают, чтобы Ростелеком был ФГУПом». И если в ходе приватизации Связьинвест и Ростелеком окажутся в руках структур, подконтрольных государству, проводить либерализацию придется таким образом, чтобы и удовлетворить требованиям ВТО, и сохранить привилегированное положение Ростелекома, дабы он продолжал нести государственную нагрузку. Это будет такая же фасадная конкуренция, как на железных дорогах, в газовой отрасли и системе пенсионного обеспечения.

Объективно Ростелекому невыгодно оставаться в роли «естественного монополиста». Он им де факто не является: наиболее прибыльный корпоративный сектор дальсвязи прочно заняли системные интеграторы, предпочитающие пропускать трафик через сети IP-телефонии, а не ростелекомовские. А вот «социальная нагрузка» - плата за естественный монополизм - у Ростелекома осталась. И в частности обеспечение международной и междугородной связью всех силовых структур. Как прокомментировал один из участников рынка, «стоит в тайге шахта - к ней протянута радиорелейная линия; расходов - на два миллиона, прибыли на сто рублей».


Главная страница :: Инвестиции :: Ждите ответа
вывоз мусора в Москве | демонтаж в Москве
Hosted by uCoz