Главная страница :: Инвестиции

Рособоронэкспорт подвинули «братья гримм»: вполне реальное кино Не счесть алмазов: не добывают… Уловка-122 Счет на миллион Конец эпохи романтизма Обогреть и посадить в клетку Необъятная страна Новые стандарты мягкая мебель

За первую половину 2005 года уральский ИТ-рынок вырос, по данным рейтинга, на 25 - 30%. Совокупный оборот 26 компаний, принявших участие в исследовании, увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2004 года на 42% и составил 2,034 млрд рублей.

Иллюстрация - Пауль Лени и Женя Бау

На рынке программного обеспечения (ПО) наблюдается значительный рост. Выручка уральских ИТ-компаний от реализации программных продуктов за шесть месяцев 2005го увеличилась на 46,3% по сравнению с тем же периодом прошлого, а динамика подсегментов - услуг по внедрению ПО сторонних разработчиков, реализации собственного ПО и разработки Web-приложений -; составила 22,8; 65,6; 10,7% соответственно.

Цифры не врут
Наибольшей динамикой отличался сегмент реализации оборудования: за рассматриваемый период он расширился на 57,4%. Причем если розничные продажи выросли незначительно, всего на 6% по сравнению с первым полугодием 2004 года, то корпоративный сегмент - почти вдвое, на 95%. Стабилизация розничного рынка компьютерной техники привела к уходу с него многих крупных игроков. «В последнее время компании стали позиционироваться более четко: если хотите расти, сегментом необходимо серьезно заниматься. Поэтому мы, например, ушли из розницы и сконцентрировались на поставках для профессиональных участников рынка - сборщиков оборудования, интеграторов», - говорит генеральный директор компании «Клосс» Виктор Шебалин. В итоге конкуренция в корпоративном секторе усилилась, маржа в сегменте продаж hardware за последний год упала в среднем на 5 - 7%.

Безусловно, положительным фактором влияния на рынок ПО стал запуск в июне этого года Удостоверяющего центра Федерального агентства по информационным технологиям. Его цель - регулирование деятельности в области электронной цифровой подписи. До сих пор разработчики сетовали на законодательную неразбериху в этом вопросе.

Рынок программных продуктов - один из самых перспективных. Импульс дает реформа бюджетного учета: она всколыхнула спрос на бухгалтерское ПО для бюджетных организаций. «Рынок бухгалтерского ПО для бюджетных организаций показал динамику в 300% по сравнению с первым полугодием 2004 года. Кроме того, значительный рост демонстрирует сегмент решений документооборота с контролирующими органами, что связано, скорее, с его молодостью», - считает заместитель генерального директора «СКБ Контур» Леонид Волков.

Сегмент услуг в области ИТ за шесть месяцев 2005 года вырос на 21,9% по сравнению с тем же периодом 2004го. Причем наименьшую динамику показали внедрение тяжелых ИТ-решений -; 6,9%, а также обучение и сертификация - 5,3%. Зато выручка уральских компаний от ИТ-консалтинга увеличилась на 58,7%. Динамика обусловлена особенностями спроса. Исследование результатов ИТ-внедрений на уральских предприятиях по итогам 2004 года показало, что большая часть заказчиков завершила реализацию инфраструктурных проектов, бюджеты стабилизировались и расходуются на внедрение управленческих систем, в которых велика составляющая ИТ-консалтинга. «Спрос на ИТ-консалтинг в последнее время значительно вырос. На мой взгляд, это связано со спадом ажиотажа вокруг ИТ-внедрений. Руководители рассматривают тяжелые ИТрешения как исполнительный инструмент уже созданной формализованной системы управления. Поэтому очень возросла доля ИТ-консалтинга без привязки к конкретному проекту автоматизации», - объясняет генеральный директор компании «ТюмБИТ» Андрей Лозицкий.

Портал - это врата
Перспективной нишей для местных ИТ-компаний может стать рынок портальных технологий. Портал - по сути внутренний интернет компании. Его главная функция - объединить все средства автоматизации в единую ИТ-инфраструктуру. Преимущество портальной технологии в том, что она позволяет импортировать и экспортировать данные из различных систем и представлять их в едином формате посредством Web-интерфейса.

Для региональных игроков в сегменте ИТуслуг есть риск потери рыночных позиций. Исследование потенциального спроса не дает благоприятного прогноза развития локального рынка интеллектуальных решений. Более 80% заказчиков с годовыми бюджетами свыше 500 тыс. долларов для крупных ИТ-проектов приглашают на подряд федеральные компании. Спрос на услуги местных ИТ-компаний, как правило, ограничивается покупкой компьютерной техники и реализацией сетевых решений. О причинах мы писали неоднократно: это и перемещение центров принятия решений в Москву, и превосходство федералов в умении продвигать свои услуги, и нехватка у регионалов ресурсов и опыта. Поэтому появления новых крупных игроков из числа местных ИТ-компаний в ближайшее время ждать не стоит. Скорее всего, они займут нишу решений для среднего и малого бизнеса. Вопервых, предприятиям этого уровня наем федеральных консультантов не по карману. Вовторых, производители таких решений реализуют их только через региональных партнеров, которые в дальнейшем возьмут на себя сопровождение. Таким образом, местным интеграторам остается ждать, когда средние и малые предприятия массово начнут автоматизироваться.

Допустим, на предприятии есть система бухгалтерского и финансового учета, система документооборота, ERP-система, базы данных в обычных файлах exel и самописные приложения. Каждая из систем работает с определенным типом данных и выполняет разные функции. Итоги обработки данных заносятся в базу данных портала и выводятся на экран пользователя в виде стандартной интернет-страницы, то есть появляется единая точка входа для получения всей информации. При этом для каждого пользователя заводится уровень доступа в соответствии с бизнес-процессами предприятия.

«За последний год мы наблюдаем увеличение интереса к портальным решениям. Компании начали рассматривать портал как единую точку персонифицированного защищенного доступа к информации, приложениям и сотрудникам. Портал превращается в один из самых приоритетных компонентов ИТ-инфраструктуры предприятия», - говорит директор департамента электронного бизнеса и заказных разработок компании «ТопС БИ» Екатерина Волощенко.

Портал может также служить для взаимодействия с внешними контрагентами: принцип действия тот же, что и в интернет-магазинах. Например, поставщик материалов, пройдя авторизацию, получает доступ к информации о количестве запасов его продукции на складе предприятия и может скорректировать поставки.

Преимуществ у подобной технологии несколько. Во-первых, она не требует специального обучения персонала, так как управляется с помощью стандартных интернет-браузеров. Во-вторых, использование стандартных языков программирования HTML и PHP позволяет достаточно просто вносить все необходимые изменения. В-третьих, это шанс сэкономить на пользовательских лицензиях при покупке ERP-систем: информация портала доступна неограниченному числу пользователей. «Создатели ERP-решений не возражают. Напротив, многие из них имеют собственные портальные разработки. Сейчас все программное обеспечение ориентировано на построение интегрированных систем и снижение конечной стоимости для потребителя», - считает руководитель проектов департамента электронного бизнеса и заказных разработок «ТопС БИ» Павел Саловский.

Развитие рынка портальных решений - перспектива ближайших трех лет. Поскольку подобные системы носят в основном заказной характер, они потребуют непосредственной близости заказчика и поставщика. Таким образом, освоение портальных технологий может стать выгодным бизнесом местных ИТ-интеграторов.

Единственным препятствием на пути активного распространения портальных решений может стать низкий уровень автоматизации российских предприятий. «Сегодня у заказчиков только идут процессы внедрения и наполнения ERP-систем, хранилищ данных, систем документооборота. Пока не созданы сами источники информации, в использовании такого инструмента доступа к данным, как портал, нет сильной заинтересованности», - уверен заместитель генерального директора компании «КРОК» Александр Лопухов. Только 43% уральских компаний внедрили или внедряют автоматизированные системы управления. Бюджеты таких проектов измеряются миллионами долларов. После столь затратных проектов сложно предположить, что руководство компаний дополнительно инвестирует 75 - 120 тыс. долларов в оптимизацию ИТ-инфраструктуры.


Главные тенденции минувшего года как для уральского, так и для российского ИТ-рынка -; увеличение доли выручки от реализации комплексных решений в общем объеме ИТ-услуг, а также существенный рост интереса к автоматизации со стороны среднего и малого бизнеса. В первом случае прогресс обусловили предприятия нефтегазового сектора и связи, которые благодаря устойчивой конъюнктуре на внешних и внутреннем рынках смогли увеличить ИТ-бюджеты. Вторую тенденцию формируют владельцы развивающихся компаний: в построении бизнеса они изначально следуют современным стандартам, что предполагает развитие ИТ-инфраструктуры. Данные ИТ-компаний, участниц рейтинга, подтверждают сказанное.

Вначале 2005-го главной новостью российского ИТ-рынка стало принятие правительством стратегии, направленной на создание региональных технопарков. 1 марта Мининформсвязи внесло предложения для изменения налогового и таможенного законодательства в области ИТ. Эти меры должны способствовать ускорению информатизации регионов и дать новый толчок развитию российкого ИТ-рынка. Сегодня он - один из самых динамичных в мире: в 2004 году вырос на 27 - 30%, тогда как мировой рынок ИТ только на 6,4%. Тяжелый подъемСфера информационных технологий Большого Урала, как и в прошлые годы, показала темпы развития выше, чем в среднем по стране: 30 - 35% к уровню 2003 года.

ИТ-рынок продолжает оставаться рынком покупателя, поэтому динамика развития его составляющих во многом зависит от текущих потребностей заказчика. Независимо от специфики бизнеса можно выделить пять основных этапов развития ИТ-инфраструктуры: покупку компьютерного оборудования и базового программного обеспечения; автоматизацию бухучета; автоматизацию бизнес-процессов, связанных с продажами; внедрение систем информационной безопасности, электронного документооборота, создание хранилищ данных. На пятом этапе, как правило, реализуются сложные ИТ-решения -; ERP, построение многоуровневых сетей и т.д.

Участие в проекте по итогам 2004 года согласилась принять 31 ИТ-компания. Их совокупная выручка приросла за год на 52,5%. Чтобы разобраться в процессах, обеспечивших такой рост, обратимся к подробному анализу отдельных сегментов.

Российские предприятия, не только крупные, но и средние, уже прошли первые две ступени развития ИТ-инфраструктуры. Первый этап охватил период с середины 2001-го до начала 2003 года: тогда прирост в сегменте достигал 60%. Затем динамика пошла на убыль. В 2004 году сегмент розничной торговли компьютерным и телекоммуникационным оборудованием вырос только на 15%, объем продаж корпоративным клиентам - на 18%. По мнению игроков, такие темпы сохранятся и в дальнейшем: во-первых, повлияет необходимость постоянного обновления парка, во-вторых, будет реализован отложенный спрос со стороны госорганов.

Минувший год можно назвать успешным для разработчиков программного обеспечения. Хотя доля сегмента в структуре уральского ИТ-рынка снизилась с 16% до 13% по сравнению с 2003 годом, рост совокупной выручки от разработки и внедрения ПО составил по итогам года 17%.

Увеличение доли заказов на сложные ИТ-решения до 20% от общего количества реализованных проектов привело к 57-процентному росту сегмента услуг в области ИТ. Причем доля «интеллектуальных» услуг в общей выручке от реализации «тяжелых» ИТ-решений расширяется. В проектах по внедрению ERP-систем в 2004 году она составила 59,5% против 45,5% в 2003-м, в проектах реализации сетевых решений - 34,8% против 33,1%, в проектах по комплексной автоматизации - 78% против 69%.


О степени развития интернет-технологий можно судить по объему рынка электронной торговли.

Но быстрее всего в 2004 году развивались сегменты, связанные с интернет-технологиями. Выручка от услуг IP-телефонии, разработки web-приложений, предоставления доступа в интернет и хостинга выросла на 157%, 45% и 98% соответственно. Доля этих сегментов в совокупной выручке компаний - участниц рейтинга за прошедший год увеличилась на 35%.

По всему миру на покупки в он-лайновых магазинах за 2004 год потрачено 117 млрд долларов. Согласно исследованию ComScore Networks, траты покупателей возросли по сравнению с 2003 годом на 26%.

Для пользы дела14 марта этого года состоялись парламентские слушания законопроекта «Об электронной торговле», представленного в Госдуму в феврале. Под электронной торговлей разработчики законопроекта понимают предпринимательскую деятельность по продаже товаров, выполнению работ и оказанию услуг, осуществляемую с использованием современных инфокоммуникационных технологий, а именно сетей общего доступа (интернета), корпоративных сетей и электронного обмена документами.

Рынок электронной торговли состоит из трех сегментов: B2B (business to business) - сделки между компаниями, B2G (business to government) - сделки между компаниями и госструктурами, B2C (business to customers) - сделки между компаниями и конечными потребителями.

В России объем электронной торговли за январь - ноябрь 2004 года достиг 3,233 млрд долларов. По данным Национальной ассоциации участников электронной торговли, обороты за 11 месяцев в 3,5 раза превысили итоги всего 2003 года (темп роста в 2003-м составил 81%).

Особую динамику за прошедший год показал сегмент электронных госзакупок - свыше 1400%, B2C и B2B развивались примерно одинаковыми темпами (38 и 40% соответственно). В итоге коренным образом изменилась структура рынка: в 2003 году основную долю (51%) составлял сектор сделок между компаниями, а 2004-м на сделки между бизнесом и госструктурами пришлось уже 66% против 15% в 2003-м. Обусловлен такой рост государственной «поддержкой». В 2004 году концепция федеральной программы «Электронная Россия» претерпела существенные изменения: по сути она сведена к формированию и развитию систем электронных госзакупок. Между тем коммерческие организации, которые могли существенно снизить издержки на трансакции и повысить рентабельность, временно лишаются этой возможности.

Наибольший объем рынка приходится на госзакупки (2,13 млрд долларов). Во всем мире сегмент В2В значительно превышает сегмент В2С. В России же В2В за прошедший год вырос до 42 млн долларов, В2С - до 662 миллионов.

Урал (без учета Башкортостана) занимает третье место по количеству он-лайновых расчетов, причем основная их часть, 1,5% от общероссийского числа платежей, приходится на Екатеринбург: услугой пользуется примерно каждый 74-й горожанин. На территории остального региона он-лайновый рынок развит слабо: среднее количество трансакций не превышает 0,05% от общего числа платежей в системе.

По данным компании «АЛкор Пэйкэш», разработчика самой известной отечественной он-лайновой платежной системы Яndex-деньги, годовой оборот по сделкам, совершенным с помощью этой системы, составляет в среднем 1 млрд рублей. По количеству трансакций, совершенных в системе, лидирующие позиции занимают Москва и Санкт-Петербург: на их долю приходится более 85% от общего количества сделок. Это означает, что в Москве и Санкт-Петербурге услугой он-лайновых платежей пользуются каждый 14-й и каждый 16-й житель соответственно.

Темпы роста рынка электронной коммерции в 2004 году, конечно, гигантские, но их на 87% обеспечил сектор госзакупок. Рынки B2C и B2B фактически не участвовали в увеличении оборота (их вклад - 8% и 5% соответственно).

По приросту физических объемов сделок Урал также проигрывает лишь центральным регионам страны. Общая сумма заключенных сделок в первом квартале 2005 года превышает аналогичный показатель в первом квартале 2004 года на 118%, что абсолютно совпадает с общероссийской динамикой.

Первый: степень проникновения информационных технологий в жизнь населения и компаний. По данным доклада Global Information Technology Report, выпускаемого Всемирным экономическим форумом, Россия занимает 62 место среди стран, наиболее полно использующих информационные технологии.

Невиртуальные барьеры Выделим четыре основных фактора, влияющих на уровень развития рынка электронной торговли.

Третий: по данным исследования компании SpyLOG, проведенного в декабре 2004 года, 28% респондентов считают основными факторами, сдерживающими развитие рынка, отсутствие у большинства пользователей опыта приобретения товаров через интернет и общее недоверие к нетрадиционным формам торговли.

Второй: уровень развития интернет-банкинга и незащищенность он-лайновых платежных систем. В связи с отсутствием при электронном платеже подписи на чеке, сумма со счета может быть списана любая - достаточно знать имя владельца, номер карты и срок ее действия. Поэтому для совершения платежа необходимо передавать всю информацию о платеже, контракты между продавцом и покупателем и подтверждение банка, что существенно усложняет процедуру оплаты.

Дополнительные материалы:

Наконец, четвертый: на сегодняшний день наиболее существенный фактор развития рынка электронной коммерции - качество правовой базы. Нет единого закона, регламентирующего взаимодействие участников электронной торговли. Отдельные моменты регулируются статьями в законах об электронной подписи, торговле, защите прав потребителей и несколькими подзаконными актами. На прошедшей 17 февраля текущего года пресс-конференции, посвященной проекту закона «Об электронной торговле», руководитель комитета по информационной политике Госдумы Валерий Комиссаров предположил, что после принятия закона объем рынка электронной торговли B2C вырастет с 662 млн долларов в 2004 году до 1 миллиарда в 2005-м.

- Как вы оцениваете развитие интернет-торговли в России?

Виртуальный прорывЭлектронная коммерция перестала быть чудом и превратилась в серьезный бизнес, считает генеральный директор интернет-магазина OZON Владимир Долгов

- Рынок развивается достаточно динамично, несмотря на объективные и субъективные препятствия. Так, в некоторых секторах рынка потребительских товаров (например, аудио- и видеопродукция, софт) нет привычных и стандартных мировых систем производитель - дистрибьютор - продавец. Существуют проблемы с банковской и почтовой инфраструктурами. Страдает качество каналов связи, а это накладывает ограничения на пользование электронными магазинами, где размещаются достаточно «тяжелые» страницы с графиями и описанием товаров. Есть и субъективный фактор торможения электронной коммерции: у россиян не развиты навыки дистанционных продаж-покупок. Уже три-четыре поколения американцев и европейцев покупают самые разные товары по почтовым каталогам - это так называемые дистанционные покупки. Поэтому когда почтовый каталог сменили интернет-сайты, люди просто поменяли средство покупки.

Несмотря на все это, объем рынка электронной коммерции растет. Примерно с конца 2003 года можно говорить о том, что она перестала быть чудом и превратилась в серьезный бизнес. За год рынок существенно увеличился не только в Москве, но и по всей стране. По данным объемов продаж нашей компании, Екатеринбург среди регионов России на первом месте. Затем следуют Владивосток и Нижний Новгород.


- Здесь с опаской относятся к московским магазинам: доставят - не доставят. Поэтому в некоторых городах мы ищем магазины-партнеры. Партнер за комиссию продает товары из нашего каталога через свой сайт, поступающие заказы пересылаются нам, в Москве мы их комплектуем, упаковываем и отправляем напрямую покупателям. В регионах активно развиваем партнерскую сеть.

- Какой стратегии вы придерживаетесь в регионах?

- Все происходит как в обычном магазине. Поставщики привозят товар, магазин им торгует. Сейчас в ассортименте OZON 350 тысяч наименований разных товаров, из них 70 тысяч хотя бы в одном экземпляре присутствует на складе.


- Кто торгует - вы или поставщики?

- Все московские сети, торгующие электронной техникой, такие как «М.Видео», «Партия», «Эльдорадо», имеют свои электронные магазины. Они прекрасно понимают: чем раньше ты создашь канал и начнешь приучать к нему покупателей, тем лучше, потому что порог вхождения на рынок потом будет выше. Эти каналы действуют с разным успехом. Иметь такой канал в общем наборе, безусловно, важно и полезно. Но надо понимать: создание интернет-магазина -; дорогое удовольствие, и при малых масштабах бизнеса неэффективно.

- Может ли развитие собственных интернет-магазинов стать конкурентным преимуществом для розничных сетей?


Главная страница :: Инвестиции :: Место, которого нет
вывоз мусора в Москве | демонтаж в Москве
Hosted by uCoz