Главная страница :: Инвестиции

Лучше поздно, чем никогда Деньги — в землю Доходное дело Единогласно. но с оппозицией Интерес к рукопожатию В баварию. по делу. срочно Играть по-честному Транзит Пора инициировать мягкая мебель

Ну очереди-то все равно есть: садиков из-за обилия малышей не хватает. А в остальном все действительно так, рассказывают в администрации губернатора: европейского уровня роддома, медицинские центры, математические школы, престижные вузы и круглосуточные спортивные объекты. По мнению главы ХМАО Александра Филипенко, демографического подъема удалось добиться благодаря созданию условий, в которых люди не чувствуют себя ущербно. В регионе есть все, что необходимо населению: специализированные медицинские центры, в которые уже стремятся приехать жители других субъектов РФ, образовательные учреждения, сфера развлечений. Но вряд ли материального благополучия и достойного уровня жизни было бы достаточно, чтобы «заставить» семьи рожать двух-трех детей. Главное - в ХМАО пытаются вернуть обществу утраченные семейные ценности (к примеру, теле- и радиоролики, призывающие жителей ХМАО растить малышей, здесь дело обычное). Результат усилий - 20 с лишним тысяч новорожденных в 2006 году.

Мой университетский товарищ, убежденный холостяк, два года назад уехал в Нижневартовск за «длинным рублем». Каково же было мое удивление, когда я узнал, что он не только оттуда уезжать не собирается, но и женился, воспитывает ребенка и ратует за многодетные семьи. Желание остаться в ХМАО он объясняет не столько высокой зарплатой, сколько грамотно выстроенной в регионе социальной политикой. «Тебе трудно представить, но в местных роддомах выдают свидетельства о рождении. И здесь не надо, как в Екатеринбурге, стоять в очереди четыре года, чтобы отдать ребенка в детский сад», - говорит новоиспеченный ханты-мансиец.

Через миграцию к детям Судя по статистике, переориентация на естественный прирост началась в 2002 году. Это объяснимо: демографические процессы в округе вплоть до конца 80-х годов развивались по сценарию, характерному для большинства районов усиленного хозяйственного освоения. Основной прирост населения - 82% - приходился на миграцию.

В последние пять лет наметился рост немногочисленного коренного населения - хантов и манси. Количество семей с детьми за год увеличилась на 16%. Численность постоянного населения автономного округа составила 1483,6 тыс. человек: плюс 0,7% за год. Определяющим фактором увеличения численности населения стал естественный прирост: на 9,5% в прошлом году по сравнению с предыдущим - 10,4 тыс. человек. Но так было не всегда…

Ставку только на мигрантов здесь отказались делать еще в середине 90-х. Но стало ясно, что для освоения углеводородов собственных рабочих рук недостаточно. Гонка за демографическими показателями выявила отсутствие в округе социальной инфраструктуры: в советское время северные территории рассматривались как места временного проживания. Среди преимуществ - благополучное финансовое положение главного нефтеносного региона страны и молодость населения (в среднем 34 года). По словам начальника управления семейной политики и демографии департамента труда и социальной защиты населения ХМАО Ольги Матросовой, была принята программа демографического развития до 2015 года, закон в поддержку материнства, отцовства и дет­ства. Были поставлены задачи укрепления института семьи, рождения и воспитания детей, обеспечения адресной социальной защиты и профилактики ранних беременностей и абортов.

Благодаря трудовым ресурсам ХМАО был одним из немногих субъектов РФ, имевших в 90-е годы положительную демографическую динамику. Во всех северных регионах население сокращается. Так, к началу 2001 года в Чукотском автономном округе убыль достигла 44%. Уменьшение происходит вследствие переизбытка населения, сокращения потребности в рабочей силе из-за падения объемов производства и завершения процесса заселения этих территорий в прошлом. Лишь в ХМАО и Ямало-Ненецком АО численность продолжает расти. С начала интенсивного хозяйственного освоения (середины 60-х годов) население Югры увеличилось в десять раз. Правда, за все 90-е годы оно выросло примерно на 10%, так как процесс бурной колонизации к концу ХХ столетия завершился. Тем не менее и в настоящее время рост населения автономного округа происходит как за счет внешней для него миграции, что характерно для двух третей субъектов РФ, так и за счет естественного прироста, что наблюдается на Ямале и еще в восьми национальных республиках Северного Кавказа и Сибири. Вместе с тем роль миграционной компоненты в общей демографической динамике ныне намного меньше, чем 20 - 25 лет назад.

Ставка на ребенка «Сейчас нам есть что предложить населению, - не без гордости говорит Ольга Матросова. В 2006 году на социальные нужды правительство Югры израсходовало 60% бюджета (за прошлый год он составил 77,5 млрд рублей). В нынешнем - потратит 80%. Создана нормальная материально-техническая база в учреждениях здравоохранения, при оказании медпомощи применяются новейшие технологии».


В так называемом зале имянаречения регистрируют всех появившихся на свет малышей (о чем товарищ мне и говорил). Именно здесь в день выписки из роддома сотрудники ЗАГСа вручают родителям малыша первый в его жизни документ: свидетельство о рождении. А вместе с ним - открытку, где указаны вес, рост младенца, время его появления на свет, а также имена врачей и акушеров, принимавших роды. Раньше процедура регистрации ребенка - получение свидетельства и оформление гражданства - занимали не меньше месяца.

Один из самых известных соцобъектов ХМАО - перинатальный центр в Нижневартовске на 150 мест. Медицинская помощь роженицам строится только по принципу «мать и дитя» - ребенок находится в одной комнате с матерью с самого рождения. Есть детская реанимация, 13 индивидуальных родильных залов, в комнатах - евроремонт.

Проблему нехватки детских садов в ХМАО решают с помощью пособий по уходу за ребенком. Есть выбор - устроить ребенка в детский сад или получать на него 5 тыс. рублей ежемесячно и воспитывать дома. Получателей пособий - 17 - 18 тысяч.

Это еще что. Существует, например, Фонд поколений. На имя родившегося ребенка в нем открывается счет, который ежегодно пополняется по мере увеличения доходов фонда. По достижении 18 лет житель Югры сможет потратить эти деньги на образование или покупку жилья. В ХМАО также работает ипотечная программа «Молодой семье - доступное жилье». Кредит выдается на 20 лет под 5%. За каждого ребенка списывается долг в размере стоимости 12 кв. метров, за третьего долг погашается полностью. В прошлом году этой программой воспользовались 1820 семей (благодаря подобной программе, например, ГДР была единственной страной Восточной Европы, где в конце 1970-х имело место повышение рождаемости).

Делитесь опытомДемографический прорыв ХМАО на фоне других территорий выглядит более чем позитивно, отмечают ученые. «В целом по России, несмотря на принятие Концепции демографического развития, закона о материнском капитале, повышения единовременных пособий в связи с рождением ребенка, ощутимых изменений в демографической ситуации не произошло. До самого последнего времени отсутствовало осознание того, что углубляющийся демографический кризис становится главной опасностью для настоящего и будущего страны. Если уровни рождаемости, смертности и миграции останутся неизменными, то, начиная с 2008 года, население России ежегодно в среднем будет сокращаться на один миллион человек. Его численность к 2010 году составит 139 миллионов, к 2015 году - 134, к 2020-му - 129, а к началу 2025 года - 122 млн человек», - считает главный научный сотрудник Института социально-политических исследований РАН доктор экономических наук, профессор Леонид Рыбаковский.

Но, несмотря на все плюсы, ХМАО все же уступает по естественному приросту населения Дагестану и Чечне. На Северном Кавказе сохранились традиции уважения института семьи, считает Ольга Матросова. У нас они разрушены европейским стилем жизни. Навязываются чужие обычаи - не запрещено быть одиноким, рожать детей вне брака. Мы против этого, поэтому воссоздаем культ семьи с помощью социальной рекламы, занятий с молодежью, говорит Ольга Матросова.

Дополнительные материалы:

Такие островки демографического благополучия, как ХМАО, должны послужить примером для других территорий. Опыт Югры показывает, что задача увеличения рождаемости населения требует кропотливой работы во всех отраслях. Просто инвестировать в демографию бесполезно. Необходимо развивать жилищное кредитование, сглаживать негативные для общества социально-экономические тенденции (рост стоимости жилья, повышение тарифов ЖКХ, расширение в медицине спектра платных услуг в ущерб бесплатным). Но самое важное - вернуть обществу моральные устои, изменить отношение к традиционным семейным ценностям. В этом опыт ХМАО уникален: здесь о благе семьи для общества говорят в школах, детских садах, на работе, в ресторане и даже в ночных клубах…

Уроки демографии

Повысить рождаемость и сократить смертность населения можно, учитывая экономические и социальные условия конкретной территории, считает первый заместитель губернатора ХМАО по социальным вопросам Наталья Западнова

Наталья Западнова

- Чтобы выработать демографическую программу для любого субъекта федерации, необходимо знать определенные показатели. В том числе геополитические, экономические условия развития территории, рынок труда, демографическую структуру, сколько здесь проживает трудоспособного населения, пенсионеров, как идет процесс воспроизводства. С 1960 года ХМАО всегда работал с естественным демографическим приростом за счет рынка труда, развития экономики. Кроме того, Югра была территорией нового освоения, и даже в сложные для России времена здесь никогда не было демографического минуса, был демографический ноль. Также необходимо знать, какие возможности существуют в конкретной территории по оказанию услуг населению через систему социальной инфраструктуры, созданные в том или ином регионе. В центральной части России и ХМАО такие возможности отличаются: до 1993 года многие элементы социальной инфраструктуры у нас фактически отсутствовали. На основе всей этой информации необходимо смотреть, какие программы социально-экономического развития приняты в субъекте федерации, каким образом их можно корректировать либо нужно принимать новые. А просто направлять средства на решение этой проблемы бесполезно. Такие действия обречены на провал.

- Наталья Леонидовна, если другой регион воспользуется вашим опытом улучшения демографической ситуации, в частности будет направлять на социальные нужды большую часть бюджета, удастся ли ему повысить показатели рождаемости?

- Безусловно. У нас есть программа демо­графического развития, в ней расписаны меро­приятия до 2015 года. Что касается ближайших перспектив, то ожидается, что к 2008 году количество постоянных жителей Югры превысит 1,6 млн человек.

- Удастся сохранить в ХМАО тенденцию к приросту населения?

- Об этом говорят цифры. Так, в 2006 году в округе родилось 20,5 тыс. детей. Естественный прирост уже третий год держится на уровне 6,5 - 7% в год. На протяжении последних трех лет число приезжих рабочих неуклонно сокращается. Миграционная убыль в 2006 году составила 1,1 тыс. человек, в 2005 году - 1,2 тыс. человек. Естественный прирост в 2,2 превышает смертность.

- Как я понимаю, сейчас миграционные потоки не играют существенной роли в демографических процессах ХМАО?


«Мне казалось, это одна улица с вытянутыми вдоль нее серыми длинными бараками. Все заметено снегом, темно. Бараки покрыты либо жестью, либо шифером, потому что бывает очень сильный ветер… Только огромное несчастье может заставить людей там жить», - вспоминала о Ханты-Мансийске середины 90-х телекритик Ирина Петровская. Сегодня Ханты-Мансийск - современный город и крупный культурный центр всего российского севера: одно без другого не бывает. ХМАО - один из немногих регионов в России, где культура воспринимается властью не как расходная часть бюджета, а как обязательный элемент основополагающего понятия «качество жизни». Здесь на собственном опыте убедились: жизнь без культуры парадоксальным образом обходится дороже. Не в деньгах, так в людях. Абсолютный нульДо конца 90-х ХМАО был округом «временщиков» - рабочих и инженеров, приезжавших на нефтепромыслы. Люди существовали с оглядкой на континент: торопились поскорей заработать и вернуться туда, где, по их представлениям, текла настоящая жизнь. Это делало социальную и экономическую структуру края крайне неустойчивой. После того, как округ, получив автономию, смог проводить самостоятельную социальную и культурную политику, здесь был взят курс на «укоренение» приезжих. Цель - постепенно заменить миграцию трудовых ресурсов естественным воспроизведением местного населения. Но, как оказалось, чтобы люди укоренялись на далекой северной стороне, мало строить жилье и платить зарплату с коэффициентом. Необходимо создавать культурную среду. С нуля.

«Художник должен будить у других стремление к творчеству. Оно - реактор жизни. В ком работает этот реактор, того не надо веселить и занимать. Он лишен скуки и всегда деятелен», - так описывает роль культуры в жизни общества известнейший хантыйский художник Геннадий Райшев. На : картина Райшева «Югорская легенда». 198 Холст, масло. Свердловский музей изобразительных искусств

Результат совмещения «культурных» и «социальных» акцентов сегодня очевиден: ХМАО может похвастаться не только высоким уровнем благосостояния населения (зарплаты здесь сопоставимы с московскими, а рождаемость уверенно превышает смертность), но и яркой, интенсивной культурной жизнью. Сюда приезжают с гастролями лучшие театральные коллективы России, здесь проходят фестивали российского и международного уровня (назовем для примера «Золотой бубен», «Дух огня» и т.д.). Но округу этого мало. Он хочет не только принимать - наслаждаться плодами «большой земли», но и давать - развивать собственную самобытную культурную жизнь.

Перечисляя достижения региональной культурной политики последнего десятилетия («построили, открыли, запустили»), важно держать в голове точку отсчета - те самые глухие барачные города нефтяников да робкую «национальную» самодеятельность поселков. Большинству национальных республик и автономий повезло: интернационализм был официальной доктриной СССР, и им «по статусу» полагались национальные университет (хотя бы педагогический институт), театр, книжное издательство. Югра оказалась «бедной родственницей»: заниматься систематическим развитием культуры здесь было просто некому. Если в других регионах культура как сфера приложения политической воли была и остается объектом сохранения, то здесь она стала объектом созидания.

Пять лет назад в Ханты-Мансийске открылся Югорский университет, при котором существует Институт языка, истории и культуры народов Югры. В ХМАО действует музей народов севера и окружной фольклорный архив. В Сургуте в 2000 году появился первый музыкально-драматический театр, а в 2006 к нему добавился этнический кукольный театр «Живой огонь чувала». Замечательный кукольный театр «Барабашка» работает в Нижневартовске (его феерическое шоу «Нет слов?!» стало одним из ярких событий последнего кукольного фестиваля в Екатеринбурге). С 2002 года количество изучающих языки коренных народов увеличилось, по данным властей, на 26%, появилось восемь новых фольклорных этнографических ансамблей, издано около 100 книг на языках народов Севера. Пятилетие отметил театр обско-угорских народов. Здесь - впервые за всю свою историю - малые народы Югры могут реализовать культурные амбиции на профессиональном уровне.

Театр начинается с преодоленияСтавка на самобытное в регионах - почти всегда ставка на национальное и коренное. Поэтому хотя коренные малочисленные народы (ханты, манси и ненцы) составляют всего около 2% населения ХМАО, развитие их национальных культур стало важнейшим приоритетом в культурной политике края.

- Как ни странно, интеллигенция оказалась против, - рассказывает художественный руководитель театра обско-угорских народов Ольга Александрова. - Причем и хантыйская, и русская. Со стороны первых была какая-то ревность: почему это приезжая (Ольга - уроженка Удмуртии. - Ред.) будет заниматься нашей культурой? И вообще театр - это не по-хантыйски, если его никогда не было, может, и не надо… А русскоязычная интеллигенция задавала вопросы: зачем нам местный театр, если мы можем из Москвы пригласить на гастроли хоть Фоменко, хоть Табакова?

Переход от традиционной анонимной культуры, принадлежащей всем, к авторскому творчеству немногих - важный и непростой шаг для любого народа. На Югре становление профессиональной национальной культуры встретило инерционное сопротивление со стороны культуры традиционной:

Одна из самых необычных постановок театра - «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце» - сделана по мотивам картин хантыйского художника Геннадия Райшева:

Театр, как и вся культура, тоже начал с нуля: не было ни национальной драматургии, ни национальных кадров. Сегодня здесь поставлены и идут драматические спектакли (первым был «За солнцем идущие, за миром смотрящие» по хантыйскому и мансийскому фольклору) и концертные программы - «Звуки древней Юргы» и «Песни и танцы Югорской земли».

- Актеры в белых одеждах являют собой чистое полотно. Картины, рожденные кистью художника, обретают на нем жизнь, оживая в нашей памяти, в душе и на сцене. Действо сменяется танцами и массовыми сценами из жизни аборигенов Югры, полными непосредственности, жизненности и чувств. Древо жизни и творчества художника растет на глазах: от ростка до мощной и зрелой кроны, а в финале расцветает и дарит человеку чудо - чудо нового символа жизни, вдохновения, полета и творчества, - передает эмоции зрителя критик Андрей Каща.

- Удивление и постижение удивления. Невозможность постижения удивления - и вечная пытка от невозможности постижения удивления, - так определяет суть спектакля-притчи он сам.

- В мире сейчас огромный интерес к этнографии, к фольклору. В западных странах традиционная культура во многом утеряна, выхолощена. Им интересно посмотреть на тех, кто смог ее сохранить. В этом смысле не только обские угры (это общее имя народов хантов и манси. - Ред.), но другие народы России, сумевшие сберечь самобытную традиционную культуру, будут тепло и с интересом приняты на Западе.

Театр обско-угорских народов стал лауреатом нескольких театральных фестивалей, с успехом гастролирует в России и за рубежом. Причем именно национальная составляющая, по мнению Ольги Александровой, обеспечила ему успех в Европе:

Вышла мансийка на берег ДунаяВо многом вектор духовной жизни округа задает всемирное финно-угорское движение. В 90-е годы XX века, вопреки господствующей тенденции к распаду и развалу, оно объединило народы, говорящие на языках этой группы: венгров и ханты, эстонцев и манси, саамов и карелов, коми, марийцев и вепсов. Они потянулись друг к другу поверх государственных границ: единение на вековых основаниях родственных языков и культур надежнее.

Сегодня национальная культура обских угров выходит на международный уровень - без скидок и преувеличений.

Малым, окраинным народам, не имеющим собственной государственности (а зачастую и автономии), финно-угорское движение дает шанс осознать себя неотъемлемой частью единого финно-угорского мира. Благодаря программам культурного обмена студенты из числа малочисленных народов ханты и манси учатся в Эстонии и Венгрии. В свою очередь округ принимает этнографов, литературоведов, ученых и студентов из других стран. Активное общение с лучшими представителями родственных народов делает интенсивней и ярче культурную жизнь округа, помогает сохранению национальных языков и литератур. Та же Ольга Александрова в свое время приехала в Ханты-Мансийск на фестиваль финно-угорской культуры - и осталась здесь создавать первый национальный театр. Жадный интерес к культуре братских народов - вот чему славяне могли бы поучиться у соседей.

Ханты-Мансийский округ - активный участник финно-угорского движения. Вот хроника только международных культурных мероприятий, прошедших под его эгидой за последние годы: 2004-й - VIII Международный Конгресс финно-угорских писателей (издана «Антология поэзии и прозы финно-угорских народов»); 2005-й - XI Международный фольклорный фестиваль финно-угорских народов; 2006-й - Международный фестиваль ремесел финно-угорских народов «Югра-2006». В 2008-м состоится пятый всемирный форум финно-угорских народов.

Но, спрятав «национальную гордость великороссов», следует признать: ежегодные фестивали, конференции, международные встречи в рамках программ поднимают престиж национальных культур, национальной интеллигенции, а в конечном счете - всего региона. Участие в финно-угорском культурном проекте позволяет Югре позиционировать себя на федеральном и международном уровне не как край «нефтяной трубы» (это и так все знают), а как регион, обладающий самобытной национальной культурой и пекущийся о сбережении малых, коренных народов. Это цивилизованно. Это по-европейски.

Гей, славяне?Разумеется, каким бы привлекательным ни выглядел финно-угорский проект, он - внешний по отношению к России. Деятельность Ассоциации финно-угорских народов инициируется, организуется и финансируется органами государственной власти Венгрии, Финляндии и Эстонии. Они рассматривают развитие финно-угорского сообщества как международную миссию, цель которой - встраивание российских регионов в структуры международного сообщества, указывает историк Татьяна Щербакова.

Продуманная культурная и имиджевая политика приносит свои плоды. По числу ежегодных международных мероприятий приполярный ХМАО обгоняет многие «континентальные» регионы. Так, в 2005 году здесь собирался международный Арктический совет. Это наглядный пример того, как «хорошая культура» помогает большой политике и международному экономическому сотрудничеству.

То, что в ХМАО это движение находится под патронажем администрации округа, позволяет чутко держать «руку на пульсе» и в известной степени гарантирует отсутствие националистических и сепаратистских перегибов, случающихся в подобных этнических движениях.


Главная страница :: Инвестиции :: За миром смотрящие
вывоз мусора в Москве | демонтаж в Москве
Hosted by uCoz