Главная страница :: Энергоносители

Пройти по краю земли Искусство голое и голимое Притушить факелы Меткомбинатам не хватает энергии Трамвай желания Влетят в копейку Алгоритм привлечения денег Своя игра мягкая мебель

ФГУП ПО «Уральский оптико-механический завод» ведет историю с 1850 года. Тогда немецкий подданный Теодор Швабе создал в Москве предприятие, занимающееся производством и продажей геодезических и медицинских инструментов, оптических принадлежностей. После революции предприятие национализировали, во время Великой Отечественной войны эвакуировали на Урал.

: Андрей Порубов

- Сергей Валерьевич, каково соотношение производства гражданской и специальной продукции?

УОМЗ сохранил научный и технологический потенциал бывшей советской оборонки. Сегодня это одно из ведущих предприятий России в сфере разработки и производства оптико-электронных приборов военного и гражданского назначения.

Основной инстинкт- УОМЗ активно участвует в создании оборонного холдинга по производству оптических систем. Расскажите об этом.

- Спецтехника - 52%, гражданская - 48%. В советские времена «гражданка» составляла небольшую долю, но теперь она крайне интересна: приносит прибыль, позволяет выходить на новые рынки, служит стабилизирующим производство фактором. Сегодня работа с министерством обороны меняется в лучшую сторону (подписываются долгосрочные контракты, идет хорошее финансирование). Однако и производство гражданской продукции для УОМЗа не менее важно: оно дает равномерные продажи, загрузку и поступления денежных средств. К 2011 году мы планируем довести долю «гражданки» в общем объеме до 60%, в идеале хотелось бы 70%. Причем мы определили для себя очень серьезный критерий: такая продукция должна быть только наукоемкой. В советские времена предприятию устанавливали план и номенклатуру производства сверху. Теперь мы работаем в рыночных условиях, а они требуют, чтобы техника прежде всего была интеллектуальной и востребованной на рынке.

- Недавно появилась информация о том, что УОМЗ на своей базе готовится создать с французской компанией SAGEM DS совместное предприятие по производству и сервисному обслуживанию тепловизоров третьего поколения. Это будет, по сути, первое в России СП техники специального назначения. Как вам удалось уговорить государство в лице Рособорон-экспорта?

- Вся предварительная работа и обсуждения уже закончены. Рабочее название холдинга - «Оптические системы и технологии». В этом году на межправительственной комиссии мною был доложен и защищен проект создания холдинга, сейчас все необходимые документы направлены в правительство РФ. Основная сложность заключается в том, что оптико-электронные системы и приборы - не конечный продукт, они производятся разными, зачастую конкурирующими оптическими заводами. Некоторые обладают устаревшими основными фондами, на других требуется улучшение кадровой политики и повышение экономической эффективности, управляемости бизнес-процессами. Поэтому при создании холдинга крайне важно концентрировать производственный и научный потенциал всех участников. В век глобальной конкуренции, чтобы стать современной и динамично развивающейся компанией, нам необходимо в сжатые сроки пройти все необходимые интеграционные процессы.

- А французские политики и чиновники не протестуют против создания таких предприятий? Все-таки это передача новейших технологий.

- Нам не пришлось никого уговаривать: для них это интересное и важное направление. Мы нашли понимание со стороны всех государственных структур и уже оформляем разрешительные документы. УОМЗ и дальше будет двигаться в направлении создания подобных СП. Почему бы и нет, если зарубежные партнеры согласны, а наше Минобороны понимает, что интересы национальной безопасности не ущемляются ни на йоту? Мы получили принципиальное согласие от французских партнеров на передачу технологий: они необходимы нам как предприятию, в них заинтересованы наши заказчики. Если проект будет реализован, это станет прецедентом передачи технологий такого уровня в Россию. Также при содействии Рособоронэкспорта и других государственных структур мы ведем переговоры с французской фирмой Thales о производстве подвесных бортовых контейнеров с лазерным целеуказателем. У нас уже есть опыт сотрудничества с этой фирмой. В частности мы освоили выпуск и успешно продаем спутниковые приемники GPS-навигации, совмещенные с отечественной системой ГЛОНАСС.

- Что вам нужно от иностранцев - технологии, обучение кадров, производственное оборудование?

- По крайней мере, я знаю, что французские партнеры получили разрешительные документы на первые шаги. На остальные действия они также оформляют документы. Работает российско-французская рабочая группа, на которой обсуждаются подобные вопросы. Идет нормальный диалог, никаких отрицательных моментов мы пока не видим.

Ничто человеческое- Завод намерен стать одним из учредителей холдинга медицинской техники. В каком состоянии его создание и что он из себя будет представлять?

- Во-первых, нужно ответить на вопрос, чего зарубежные партнеры хотят от нас. Они хотят, чтобы российский рынок приоткрылся для поставок их продукции. Но здесь действует непреложное правило: открытие рынка возможно только через участие российских предприятий в производстве техники. Мы в свою очередь заинтересованы в приобретении дополнительных технологий, в обмене научным и практическим опытом. Вот такая обоюдная выгода. То же касается и производства гражданской продукции. Возьмем, к примеру, медицинскую технику. Наше предприятие - одно из немногих среди российских производителей, принимающее участие в международной медицинской выставке в Дюссельдорфе. На ней мы представляем богатую экспозицию, включающую новейшие разработки. Там видят, что наша продукция - сосредоточение всего лучшего, что наработано международной кооперацией, и воспринимают предприятие должным образом. Можно с уверенностью сказать, что на этой выставке УОМЗ - равный среди равных. Мы проводим много интересных переговоров, тем самым на перспективу расширяя долю своего участия на международных рынках. А другого варианта развития предприятия, кроме объединения усилий с зарубежными партнерами и выхода на мировой рынок, нет.

- Предполагается ли вхождение в медицинский холдинг иностранных компаний?

- Завершены предварительные переговоры с ключевыми производителями медицинской техники в нашей стране. Логика событий подталкивает к объединению: российским предприятиям приходится конкурировать между собой, а главное - с зарубежными поставщиками. Каждое предприятие в отдельности обладает каким-либо конкурентным преимуществом. У нашего завода есть мощный конструкторский и производственный потенциал, разветвленная сеть сбытовых филиалов во всех российских регионах и за рубежом. Объединив усилия, мы сможем выходить на рынок с более конкурентоспособной продукцией. Среди медицинских фирм России мало таких, которые бы успешно работали на рынках развитых стран. А УОМЗ поставляет свою продукцию, например инкубаторы для выхаживания новорожденных, не только в развивающиеся Сирию и Алжир, но и в Италию, Германию и многие другие страны. Это налаженные связи, и мы готовы развивать их в рамках холдинга. Мне кажется, объединение позволит решить вопросы активного освоения новой продукции и выхода на новые рынки, получить хорошую экономическую выгоду. Реализация этого проекта происходит при активной поддержке губернатора Свердловской области Эдуарда Росселя и председателя правительства области Виктора Кокшарова.

- Недавно на встрече в нашей редакции Виктор Кокшаров перечислял перспективные проекты в деревопереработке, назвал в том числе и УОМЗ. Это-то вам зачем?

- Это возможно. У УОМЗа налажены партнерские отношения с компанией Siemens, начато совместное производство шестисрезовых компьютерных томографов на нашей базе. Так что, думаю, предложение о вхождении в холдинг будет для них интересно.

В рамках этого проекта предполагается организовать в поселке Шаля (там у нас своя промышленная площадка) производство OSB-плит. Технология позволяет из переработанной древесины получать конструкции с колоссальными возможностями. Деревянная плита по прочности аналогична бетонным или кирпичным перегородкам, может служить и несущей. Дополнительных затрат на соблюдение прочностных характеристик дома не требуется. По этой технологии за рубежом строятся даже многоэтажные здания. Помимо всего прочего это будет безотходное производство.

- К нам на завод приходит очень много молодежи. Средний возраст сотрудников - 41 год, около 2 тыс. человек - моложе тридцати. Им надо где-то жить, создавать семьи. На предприятии реализуется программа ипотечного кредитования, но ситуация на рынке приводит к противоречию: чем больше становится реальная зарплата (с начала года у нас она выросла на 24%), тем выше строители поднимают цены на квартиры. Большая масса людей, которая могла бы быть охвачена такими жилищными проектами, сегодня в режиме ожидания. Поэтому мы рассмотрели проект современной технологии деревопереработки и строительства жилых домов. Их основное конкурентное преимущество - быстрое строительство. Опыт Канады, США, Западной Европы показывает: подобные дома достаточно надежные и теплые, экономически выгодные для покупателя.

- Проект требует проведения подготовительных мероприятий: нужно подвести газ, создать соответствующую инфраструктуру. Эдуард Россель уже дал соответствующие поручения в ходе выездного совещания в Шале. К концу 2009 - началу 2010 года, если все пойдет по плану, можно развернуть производство. Необходимые инвестиции - 100 млн евро, окупаемость проекта - чуть более четырех лет. Мы уже провели предварительные переговоры с Банком развития и внешнеэкономической деятельности, а также с Уральским банком Сбербанка России о финансировании проекта: понимание находим.

- В какие сроки оно будет создано, каков объем инвестиций?

- Мы надеемся получить землеотводы близ Екатеринбурга и строить там коттеджные поселки эконом-класса. Возможно, готовые деревянные конструкции будут отправляться на экспорт. На рынках Европы и США, несмотря на ипотечный кризис, сохраняется высокий спрос на продукцию глубокой деревопереработки. Да и правительство РФ, и губернатор Свердловской области поддерживают развитие этого направления.

- Где будут возводиться такие дома?

Три года назад я с трудом взял в банке первый большой кредит. Тогда мне казалось, что если дадут столько денег, сколько я попрошу, да еще под выгодный процент, я совершу прорыв, выведу компанию на новые рубежи. Прошло время. Банки наперебой предлагают свои услуги, прельщают уступками и персональными условиями, но деньги перестали казаться мне важным фактором успеха в бизнесе. Теперь, общаясь с предпринимателями, я стараюсь выведать секрет командного духа, если он присутствует в компании.

Армен Петросян

Во множестве знакомых мне компаний предприниматель видит в коллективе не оркестр, а взвод солдат на плацу. Командир, в отличие от дирижера, читает не с партитуры, а с устава строевой службы. Согласитесь, разница есть. В армии приказы не обсуждаются, а оркестру надо пояснить, почему вы выбрали для исполнения именно это произведение. Так вы продаете свои идеи, обмениваете их на согласие музыкантов оркестра профессионально исполнять свои партии. Продавая чтото нематериальное, вы всегда продаете себя. Вам платят деньгами или вниманием за возможность взаимодействовать с вами ради достижения определенных результатов.

Уловить черты духа непросто, еще сложнее другим объяснить, что это такое. Почему сотни оркестров исполняют одни и те же произведения, по одним и тем же нотам, с тем же количеством инструментов, но некоторые пользуются всемирной славой, а другие выступают в полупустых залах провинциальных филармоний? Что такого делают выдающиеся дирижеры, читая ноты и управляя оркестром? Что происходит между музыкантами именитых коллективов и слушателями? Что заставляет людей в зале плакать от избытка чувств? Этими вопросами я задаюсь, хотя интерес мой лежит в плоскости, далекой от теории музыки. Я хочу знать, как создать в компании атмосферу, которая бы объединяла членов команды, связывала нас с партнерами и клиентами.

Начинать надо с себя. Бессмысленно рассуждать о командном духе там, где неясны позиция, убеждения и миссия самого предпринимателя. Следующий этап - выяснение устремлений ваших работников. Каждый год все члены моей команды пишут мне письма по электронной почте, в которых излагают видение собственного развития на три года вперед. В октябре я буду знать, каким видит себя каждый в 2010 году. После на общем собрании я расскажу, какой видится к этому времени наша компания мне. Зачем это надо? Не только для того, чтобы мы лучше понимали друг друга. Командный дух в моем представлении - это переплетение жизненных целей и намерений всех членов команды. Переплетая свои видения будущего, мы делаем компанию сильнее. Без этого коллектив - всего лишь вереница отрезковработников, которые соединяются в точке перехода ответственности или на пересечении функциональных обязанностей. Командный дух сплетает коллектив в прочную веревку, способную вытянуть большие дела.

Сам я начал с того, что сделал свои намерения прозрачными для сотрудников и подчиненных с помощью собственного блога. Знаю, что его ежедневно посещают работники моей компании. Многих, кто обращается ко мне за консультациями по поводу создания собственных интернетресурсов, настораживает подобная открытость. Этот страх преодолим. Вы получаете гораздо больше, чем просто площадку для самовыражения. Вы получаете инструмент, многократно усиливающий значение слов, произносимых вами на совещаниях или переговорах. Люди могут их сопоставить с вашими взглядами на жизнь, интересами и наклонностями. Авторитета, в основе которого лежит должность или право собственности на компанию, сегодня уже недостаточно. Подчиненные остро чувствуют, когда функции руководителя являются продолжением его личности, а когда - лишь формальным выполнением предписанного.

А ведь нужно еще дать возможность высказаться всем…

Что еще нужно для того, чтобы в компании появился командный дух? Одного «обмена информацией о намерениях» недостаточно. Необходимо постоянно согласовывать позицию каждого с представлениями других и с миссией компании. Я с трудом верю, что комуто удается делать это на совещаниях. Даже небольшой коллектив, до пятидесяти человек, вряд ли получится собирать вместе болееменее регулярно.

Семью, друзей скрепляют общие воспоминания, переживания и желание шагать по жизни вместе. Для компаний, чьи коллективы неизбежно меняются, гораздо более значимо единое представление всех сотрудников о будущем, причастность к общему важному делу. Командный дух создает среду, которая делает работу комфортной и эффективной. На работе мы не просто отрабатываем зарплату, мы прежде всего живем. И если при этом нас окружают люди со схожими устремлениями - это здорово.

Мне на помощь вновь пришел интернет. Год назад мы запустили внутренний блог компании. Вероятно, когданибудь корпоративные газеты уступят место онлайновым изданиям, а те со временем превратятся в блоги. У меня это произошло уже сегодня. Блог позволяет мне в любое время общаться с каждым в отдельности и со всеми вместе одновременно. Блог помог создать обстановку, к которой мы не сразу привыкли. Поначалу некоторым сотрудникам казалось, что они говорят в пустоту. Теперь каждый уверен, что будет услышан всей командой. Блог помогает понимать друг друга, координировать планы, делиться мечтами. Если меня спросят, где обитает командный дух нашей компании, я, не задумываясь, назову блог.

Помните роман Патрика Зюскинда? Уподобьтесь парфюмеру, принюхиваясь к ароматам того или иного бизнеса: ищите дух.

Когда ресурсы становятся доступными, цена перестает быть главным конкурентным преимуществом, побеждать на рынке начинают те, кто сильнее духом, - компании, объединяющие людей чемто большим, чем стремление вместе зарабатывать на жизнь. Главным становится убежденность, мотивированность персонала, которая позволяет творчески использовать его потенциал для создания бренда товара и компании. Вступая в контакт с потребителями товаров и услуг компании, командный дух превращается в бренд. Будущее за брендами. Но это уже другая история.


Главная страница :: Энергоносители :: Блог командного духа
вывоз мусора в Москве | демонтаж в Москве
Hosted by uCoz