Главная страница :: Энергоносители

Притушить факелы Меткомбинатам не хватает энергии Трамвай желания Влетят в копейку Алгоритм привлечения денег Своя игра мягкая мебель

Напомним, «пенсионеры» во главе с Артюхом вышли из состава СР в начале этого года. Тогда Артюх возглавил уральское отделение СР, но решение конференции отменил лидер партии Сергей Миронов, отдав предпочтение депутату Госдумы Евгению Ройзману.

Евгений Артюх нашел приют у коммунистов
За поддержку коммунистов на выборах в Госдуму «пенсионеры» получат шесть мест в списке кандидатов, РКРП - одно. По словам лидера свердловской ячейки бывшей РПП Евгения Артюха, между КПРФ, РПП, РКРП заключено письменное соглашение. Участники коалиции сохранят независимость - общих органов управления союзом не будет. «Это позволит избежать дрязг и разборок, возникших, например, при создании “Справедливой России” (СР) на базе трех партий - РПП, “Родины”, “Партии жизни”. Эсеры до сих пор выясняют, кто у них главный», - подчеркнул Артюх.

По мнению заместителя директора Института философии и права УрО РАН Константина Киселева, КПРФ благодаря РПП получит мощный организационный ресурс и позитивный имидж. У коммунистов значительно возрастут шансы получить второе место на выборах, после «Единой России» (ЕР). Фактически обновленная КПРФ постепенно занимает позиции главного оппозиционера ЕР, на которых хотели закрепиться эсеры. Киселев считает, что союз коммунистов и «пенсионеров» сохранится и после выборов, а Артюх и его команда станут членами КПРФ.

По словам Артюха, у «пенсионеров» много общего с КПРФ. Это подтвердилось на встрече Артюха и лидера компартии Геннадия Зюганова, где и было принято решение о создании оппозиции «партии власти». Подобные коалиции складываются и в других регионах, например, во Владимирской области и Ставрополье. На 29 сентября в Самаре запланирован съезд «пенсионеров», где коллегиально будет принято решение о поддержке КПРФ бывшей РПП.


Салда без купюрГород располагает к себе путешественников большой картой при въезде. Вроде и плутать-то негде, а все равно приятно: без лишних телодвижений можно добраться до любой местной достопримечательности. На первый взгляд, обычный индустриальный провинциальный городок с типичным набором пятиэтажек, производственными зданиями, местным домом культуры и аккуратно заделанными выбоинами на дорогах. Но есть в нем своя изюминка: кажется, и люди чуть обеспеченнее, и автомобилей больше.

Любая журналистская командировка начинается с детального изучения того места, куда тебя направляет редакция. Признаюсь честно, я долго рыскал по интернету в поисках верхнесалдинских сайтов. Тщетно: удалось найти только один, да и тот оказался в стадии разработки. Для кого нужна информация о муниципалитете? Для инвесторов, конечно. «Вот еще… Все наши инвестиции связаны с ВСМПО, а о нем знают все, по крайней мере, крупнейшие мировые авиа и моторостроители», - сказали мне салдинцы. Согласен, титановый гигант известен, даже проект особой экономической зоны (ОЭЗ) «Титановая долина», который планируют реализовать близ Верхней Салды, оглашен. Но этого недостаточно, чтобы составить представление о городе. В общем, в Верхнюю Салду я отправился в полном неведении…

Между тем львиная доля налогов с ВСМПО уплывает в региональный и федеральный бюджеты (см. «Поделись субвенцией своей»). Налог на прибыль предприятий с введением 131-го федерального закона в 2005 году целиком уходит с территории. Городская казна в основном пополняется за счет налогов на имущество, землю и доходы физических лиц. Местные власти пытаются доказать областному правительству: чем больше на территории останется налогов, тем успешнее будет развиваться и предприятие, и город. Пока безуспешно.

В чем причина отличий? Обратимся к статистике. Средняя зарплата салдинцев в 2006 году превышала 12 300 рублей, в промышленной сфере - 13 500 рублей. Согласитесь, прилично для города, который занимает менее процента территории Среднего Урала. Судя по безработице в 1% и 200 вакансиях, производство успешно развивается. Смотрите сами: оборот крупных и средних организаций в прошлом году составил 23 678 млн рублей, прибыль - 7875 млн рублей (на 78% больше, чем в 2005м). Инвестиции в основной капитал тоже приличные - 1656 млн рублей (больше прошлогодних на 35%). Понятно, более 90% всех показателей связано с ВСМПО. Например, в общем объеме прибыли доля корпорации - 98%. Только в областной бюджет в прошлом году она перечислила налога на прибыль 1,6 млрд рублей. Если откровенно, то жизнь города практически целиком зависит от ВСМПО, где работают 17,5 тыс. местных жителей. На балансе градообразующего предприятия большая часть социальных объектов.

Есть и другие примеры - отсутствие развитой рекреационной сферы (в городе один боулинг), представительств крупных региональных торговых сетей, полноценного дорожного строительства. «Бывали времена и получше, лет 20 назад Салда по обеспеченности не уступала крупным городам, - говорит бывший работник ВСМПО. - А сейчас приходится из облбюджета свои же заработанные деньги выпрашивать, чтобы дороги в порядок привести».

В итоге Салда не всегда в состоянии справиться с многочисленными проблемами. В числе основных - жилищная. В квартирах нуждаются 1470 человек. В 2006 году введено 1876 кв. метров жилья, но этого недостаточно. Ремонта требуют жилые здания, построенные местным домостроительным комбинатом в 80-е годы. Тогда, чтобы увеличить темпы строительства, дома делали без утеплителя: углы в квартирах промерзают насквозь, температура зимой не превышает 12 - 14 градусов, хотя к батарее прикоснуться невозможно. В городе таких домов 15 Нужны сотни миллионов рублей, чтобы исправить ситуацию. Не в лучшем состоянии и коммунальные сети.

По мнению депутата Государственной думы от Свердловской области, члена думского комитета по вопросам местного самоуправления Георгия Леонтьева, невысокие темпы развития муниципалитета объясняются существующей системой межбюджетных отношений. Город практически не зависит от доходов ВСМПО. Ситуацию можно изменить, перейдя от политики выравнивания финансового состояния регионов и муниципальных образований (МО) к политике создания возможностей для их развития. Сделать это позволит нормативноправовой метод регулирования межбюджетных отношений. Суть его заключается в том, чтобы, вопервых, законодательно установить минимальный уровень финансового обеспечения расходных обязательств МО в социальной сфере на основе минимальных государственных социальных стандартов, вовторых, закрепить за местными бюджетами на долгосрочной основе налоги, необходимые для покрытия этих расходов. У территории появится стимул: развивая предприятия, они будут наращивать собственную налоговую базу, подытоживает Георгий Леонтьев.

При этом назвать городские власти равнодушными к проблемам города язык не поворачивается: за полдня я успел увидеть главу Верхнесалдинского городского округа Игоря Косилова в разных местах, от зала заседаний местной думы до субботника. Но одного рвения недостаточно - нужны инвестиции.

- Увеличить налоговые отчисления в бюджет конкретного МО можно на основании стратегии социально-экономического развития субъекта федерации. Важно, чтобы в этом документе были определены перспективы роста тех или иных городов и оговорено, что развитие этих территорий приоритетно для региона.

Другой вариант предлагает Максим Перов, заместитель директора департамента регионального социально-экономического развития и территориального планирования Минрегиона РФ:

Ставка на малый По мнению Максима Перова, зависимость города от одного предприятия опасна: любые колебания на производстве сказываются на жителях. Один из путей страховки - диверсификация экономики, а она в небольших городах возможна только на основе развития малого бизнеса.

Однако при любом раскладе изменение межбюджетных отношений - процесс длительный. А деньги на развитие территории нужны уже сегодня. Многие эксперты полагают, что вместе с отстаиванием налоговых интересов городам нужно развивать малый бизнес, который в свою очередь будет вкладывать в муниципалитет.

На самом деле участие малого бизнеса в Салде одними налогами не ограничивается. По словам Игоря Косилова, в прошлом году жители города, в том числе предприниматели, собрали на ремонт детской больницы около 2 млн рублей. Создан попечительский совет, где малый бизнес решает, на какие цели должны быть потрачены средства. В ответ город старается устранить административные барьеры. Одной из площадок для диалога становится ежегодная выставкаярмарка для предпринимателей. Впрочем, встречи мэрии с бизнесом, видимо, проходят гораздо чаще: даже во время нашей беседы с главой округа предприниматели несколько раз пытались прорваться в кабинет.

По словам первого заместителя главы администрации по экономике Ирины Туркиной, на 1 января этого года в Верхней Салде зарегистрировано 1511 субъектов малого предпринимательства. В этой сфере занято более 3730 жителей (13,8% от общей численности работающих). Доля малого предпринимательства в налоговых поступлениях в бюджет округа - около 2 - 4%.

Желание мэра защитить местный бизнес понятно, но долго сдерживать напор вряд ли удастся. По словам директора Центра стратегических разработок «Северо-Запад» (Санкт Петербург) Владимира Княгинина, региональные торговые сети будут стремиться во «вторые города», по крайней мере, по двум обстоятельствам: там сконцентрирована достаточно благосостоятельная публика, а кроме того, они уже решили проблему с логистикой, и это удешевило дистрибуцию, доставку товаров и их распространение по средним и малым городам. Поэтому рано или поздно ритейлеры российскую глубинку освоят (см. «Третий звонок», с. 11). Можно предположить, что далее во «вторые города» придут компании, ориентированные на оказание услуг населению: страховой бизнес, коммерциализирующиеся социальные услуги - здравоохранение, образование, часть ЖКХ.

Игорь Косилов утверждает, что постоянно призывает местный торговый бизнес объединяться и строить крупный центр. Сейчас магазинчики разбросаны по первым этажам жилых домов. При входе в Салду крупной ритейлерской сети они обречены на закрытие. А попытки екатеринбургские ритейлеры уже предпринимали. По словам главы округа, общий язык с ними найти не удалось. Представители сетей просили места в центре города, например, территорию бывшего детского парка. «При этом никто не хотел ждать, пока будут внесены изменения в генплан города, проведены общественные слушания - захотят ли жители, чтобы в центре города появился торговый центр», - говорит Игорь Косилов.

По мнению Георгия Леонтьева, недостаточно интенсивно малый бизнес развивается в муниципалитетах изза несовершенной системы налогообложения. Ситуация не изменится, пока не появится прямая зависимость от него благополучия жителей города. Для этого нужно внести изменения в Бюджетный и Налоговый кодексы: все налоговые поступления от предприятий этой сферы закрепить за местными бюджетами на долгосрочной основе, с условием, что все дополнительные доходы, получаемые местными бюджетами в этой связи, не повлияют на субвенции из регионального бюджета.

А свой ответ «екатеринбургским завоевателям» Верхняя Салда готовит: в этом году местный предприниматель Владимир Семенцов начнет строительство комплекса, куда помимо торговых площадей войдут парикмахерские, фитнесцентр, массажный кабинет (см. «Смело, товарищи, в сети», с. 13).

По словам Максима Перова, ОЭЗ даст хороший режим для инвестиций: эта территория освобождается от налога на прибыль на первые несколько лет. Если «Титановая долина» победит в конкурсе, Верхнюю Салду ждут изменения, но не сразу, а через год или два, когда начнется стройка, появятся вакансии. Но при этом надо понимать, что на территорию ОЭЗ может прийти любой бизнес и, скорее всего, ОЭЗ не будет связана с титаном.

Долина, да не таПриток инвестиций связан и с реализацией проекта ОЭЗ «Титановая долина». О его важности не только для города, но и для региона в целом говорит напористый лоббизм губернатора Свердловской области Эдуарда Росселя. Последний раз глава субъекта федерации обратился за помощью к первому вицепремьеру российского правительства Сергею Иванову, посетившему в апреле Средний Урал: окажите содействие в принятии решения о проведении второго конкурса по созданию ОЭЗ или конкретно - по «Титановой долине». Тогда Россель заявил, что ОЭЗ будет специализироваться в промышленно-производственной деятельности (выпуске оборудования из титана и нержавеющей стали, металлообработке) и работать на нужды авиационной и космической промышленности, судостроения, цветной металлургии.

Георгий Леонтьев убежден в обратном - закон об особых экономических зонах говорит лишь о льготах промышленным зонам, не рассматривая сами города:

Под ОЭЗ уже определен участок размером 20 кв. км недалеко от поселка Свободный близ Верхней Салды. За счет федеральных средств туда будут подводить коммуникации, строить административные и производственные помещения. По словам Игоря Косилова, ОЭЗ даст городу дополнительный толчок для развития, появятся новые рабочие места.

Компактные агломерации Реализация ОЭЗ потребует от Верхней Салды дополнительных человеческих ресурсов. Но ВСМПО и так нуждается в кадрах. Выход усматривается в привлечении специалистов из других городов. В частности, из Нижней Салды, которая в начале 90х входила в состав Верхнесалдинского района.

- Ограничивать переход к инновационной экономике развитием производств - неправильно, и я неоднократно спорил на эту тему с министром экономического развития Германом Грефом. Необходимо финансирование и развитие социальной инфраструктуры с тем, чтобы для квалифицированного персонала, обеспечивающего инновационную деятельность, была создана комфортная среда проживания. Иначе город так и будет существовать отдельно, а предприятие отдельно. Поэтому необходимо либо внести соответствующие изменения в закон об ОЭЗ, либо внедрять механизм территориальноотраслевых программ комплексного социально-экономического развития.

В новой концепции ставка делается именно на малые индустриальные города. В России много примеров, когда ситуации в соседних муниципалитетах с промышленной экономикой противоположны: в одном предприятие процветает и требует новых специалистов, в другом - закрылось и наступила безработица. Если между этими городами усилить транспортные связи, достичь договоренности о заполняемости вакансий, и получится агломерация, рассказывают в Минрегионразвития РФ.

Минрегионразвития РФ начало разрабатывать концепцию создания агломераций на базе «вторых городов». Речь не идет о присоединении малых городов к мегаполисам: эта программа уже предложена и ее попытаются реализовать в некоторых субъектах федерации (см. «Постарайтесь получить удовольствие», «Э-У» № 15 от 16.04.07).

Полномочия для развитияБезусловно, дальнейшее развитие Верхней Салды зависит от многих обстоятельств - роста малого бизнеса, реализации проекта «Титановая долина». Однако без финансово подкрепленных полномочий территорий существенных изменений не произойдет.

Между Верхней и Нижней Салдой, разделенными 12 километрами, такие отношения начинают выстраиваться. На нижнесалдинском металлургическом заводе фактически функционирует только цех рельсовых скреплений. Высвободившиеся сотрудники уходят на ВСМПО. Но наверняка в городе остаются специалисты-промышленники, которые работают не по профессии и хотели бы трудиться в Верхней Салде. Чтобы организовать процесс перетока кадров, нужны договоренности между муниципалитетами.

- Необходимо вернуться к вопросу распределения полномочий и внести изменения в федеральный закон об общих принципах организации местного самоуправления. Установить, что комплексное социально-экономическое развитие - это вопрос местного значения. В качестве источников финансирования программ должны выступить средства местного бюджета, субъектов РФ, федерального бюджета, предприятий, участвующих в реализации программы. При этом расходы, осуществленные предприятиями, должны относиться к расходам, принимаемым для целей налогообложения по налогу на прибыль. Целесообразно установить обязательное отчисление от средств, инвестируемых в территории МО предприятиями всех форм собственности в размере 3% от суммы инвестиций, осуществленных в течение года, - считает Георгий Леонтьев.

По словам Георгия Леонтьева, каждое муниципальное образование - это субъект экономической деятельности. Ему необходим бизнесплан, предусматривающий перспективы развития, и собственные органы управления этим развитием. Наиболее эффективно это смогут сделать местные власти и создаваемые ими структуры: территориальные компании развития, инвестиционные фонды. А для этого у местных властей должны быть соответствующие рычаги в виде законодательно закрепленных полномочий. Сегодня сложилась парадоксальная ситуация, когда из вопросов местного значения исключено комплексное социально-экономическое развитие. А значит, у органов местного самоуправления отсутствуют основания финансировать любое мероприятие, направленное на развитие.

Дополнительные материалы:

Мы опять упираемся в налог на прибыль и необходимую связку между доходами градообразующего предприятия и муниципалитета. Вероятно, со временем система межбюджетных отношений претерпит изменения. Произойдет это тогда, когда региональные власти осознают зависимость темпов развития предприятий от условий проживания в городах, где расположены производства. Пока же в условиях «титановой независимости» Верхней Салде остается развивать малый бизнес.


Большого без малого не будет

Директор Центра стратегических разработок «Северо­Запад» (СанктПетербург) Владимир Княгинин убежден: без развития малого бизнеса у индустриальных городов нет будущего.

Владимир Княгинин

Но мы должны понимать, что сейчас идет несколько базовых процессов, способствующих диверсификации экономики и влияющих на ситуацию в малых и средних городах. Во-первых, это технологическая революция: даже на самых трудоемких и сложных производствах постепенно будет сокращаться число занятых. Во-вторых, - реструктуризация основных производств. По мере того, как крупные компании будут выходить на IPO, становиться публичными, они окажутся вынуждены реструктурировать собственный бизнес, очищаться от непрофильных активов, а значит, выводить их за пределы своей территории. Ктото должен будет эти активы принять. Втретьих, сектор услуг в городах неминуемо должен расти: если город или место, где размещен производственный актив, не удовлетворяют запросам к современной городской среде и образу жизни, они будут терять жителей, следовательно, предприятия лишатся работников.

- «Вторые города», сформированные на базе крупных индустриальных производств, связанных с добычей и переработкой сырья, имеющие одно-два градообразующих предприятия, нередко используют естественный ресурс территории - полезные ископаемые или, скажем, транспортные возможности. Как правило, базовый сектор экономики таких городов трудно изменить. Слишком много людей занято, слишком велико значение этого предприятия для города, а бывает - и для региона в целом. Питать надежды на изменение профиля такого населенного пункта в ближайшей перспективе очень трудно.

Верхняя Салда основана в 1760 году заводчиками Демидовыми. Статус города получила в 1938 году. Расположена в 176 км от Екатеринбурга. Общая площадь Верхнесалдинского городского округа - 169,6 тыс. га, города - 7 тыс. га (0,95% площади Свердловской области).

Думаю, с точки зрения администрации Верхней Салды и руководства ВСМПОАвисма, самая перспективная работа - это поддержание предпринимательской активности в городе и развитие других видов и типов бизнеса. Как бы мы к этому ни относились - это будущее самого предприятия. Иначе оно просто потеряет сотрудников: работники старших возрастов будут уходить на пенсию, молодежь - уезжать туда, где жизнь лучше. Считать, что все патриоты и желают работать только на титановом комбинате - это заблуждение, достойное 50-х годов прошлого века, но не 10 - 20-х годов века ХХI.

Экономика носит индустриальный характер. На территории города расположены ОАО «Корпорация ВСМПОАвисма», ООО «Верхнесалдинский металлургический завод», ЗАО «Верхнесалдинский чугунолитейный завод “Руслич”».

В состав округа входят 18 сельских населенных пунктов. Численность населения округа - 52,8 тыс. человек. Бюджет на 2006 год составил 450,8 млн рублей.


Главная страница :: Энергоносители :: День независимости
вывоз мусора в Москве | демонтаж в Москве
Hosted by uCoz