Главная страница :: Энергоносители

Прагматизм плюс эффективность Приготовить и посолить Коляда-place Старая песня Без лишних слов Магнит для федеральных денег Двумя дорогами С правом тиражирования Фабрика победителей мягкая мебель

К 2010 году уральский рынок легкого коммерческого транспорта вырастет вдвое. Жесткую конкуренцию «Газелям» составят корейские малотоннажные грузовики и европейские микроавтобусы.

: Андрей Порубов

Пока автомобили класса LCV составляют лишь около 10% рынка транспортных средств (во всем мире - примерно 25%), но постоянно наращивают долю. По словам директора «Автоцентра МС» (Екатеринбург) Андрея Кононова, объемы продаж растут на 10 - 20% в год: уже к 2010 году они увеличатся более чем на 70%. Причем, как отмечает аналитик ИК «Финам» Константин Романов, произойдет это прежде всего за счет региональных центров: рынки Москвы и Санкт-Петербурга близки к насыщению. Эту тенденцию отмечают и игроки:

Рынок легких коммерческих авто (Light Commercial Vehicles, LCV) переживает новый всплеск спроса. Во время первого, в 90-х, «Газель» и «Соболь» (ее грузовая модификация) фактически вывезли на себе малый и средний бизнес. Других LCV отечественный автопром предложить не мог, европейские варианты были предпринимателям не по карману, а китайские и корейские - в диковинку. «Если бы не технологическая отсталость производства и низкая надежность этого автомобиля, этой марке не было бы равных на рынке легкого коммерческого транспорта», - утверждает директор автоцентра «Ландо» (Екатеринбург) Вадим Павловский. Стабильный экономический рост начала столетия привел к качественно новому балансу спроса и предложения: у бизнеса выросли запросы и появились деньги, а у продавцов импортных марок возник устойчивый поток корпоративных и государственных клиентов. Дилеры, держащие нос по ветру, уже решились на создание специализированных салонов по продаже легких коммерческих автомобилей. Так, в Екатеринбурге один из представителей Ford открыл отдельный шоу-рум автомобилей этого класса.

Неробкие «Газели»Что именно происходит? В первую очередь обострение конкуренции. ГАЗ, долгое время удерживавший более 80% рынка LCV, постепенно сдает позиции. С европейцами компания не способна соревноваться по качеству автомобилей, с азиатами - все сложнее конкурировать по цене.

- С каждым годом рынок LCV меняется в сторону увеличения региональных продаж, - говорит менеджер по маркетингу коммерческих автомобилей «Фольксваген Груп Рус» Илья Стабровский. - Естественно, он менее насыщен, чем сегмент легковых автомобилей, но история повторяется: то, что происходило три-четыре года назад в легковом сегменте, происходит сейчас в LCV.

Тем не менее долю рынка LCV ГАЗ медленно, но верно уступает. По данным группы, в 2005 году она держала 46,8%, в 2006-м - уже 45,7%. Эксперты отмечают, что тенденция сохранится и в этом году. Причин немало. Во-первых, по мнению аналитика ИК «Финам» Константина Романова, сейчас покупатели коммерческого транспорта готовы приобретать более надежную и дорогую технику. До сих пор потребителей в «Газелях» привлекала в первую очередь относительно невысокая цена. Но если год-два назад средняя «Газель» стоила 200 тыс. рублей, то сегодня - около 28 Во-вторых, представители малого бизнеса признаются: невысокий уровень качества, частые поломки и простои сводят все выгоды на нет. Основным критерием становится не цена машины, а стоимость владения и обслуживания. В этом смысле, к примеру, дизельные двигатели импортных машин значительно экономичнее ГАЗовских бензиновых. Развитие сервисной сети дилеров зарубежных марок приводит к тому, что стоимость их обслуживания сравнивается с российскими аналогами. Наконец, отмечает Андрей Кононов, в последнее время в любом бизнесе (особенно это касается сферы обслуживания) значимую роль начинают играть имидж и внешний вид автопарка. А с этим у иностранцев на порядок лучше.

В абсолютных цифрах у ГАЗа все в полном порядке: в 2001 году группа продала около 108 тыс. LCV, в 2004-м - 141,1 тысячи, в 2006-м - около 16 В первом полугодии-2007 объем продаж вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 21%: всего в 2007 году ГАЗ планирует продать более 180 тыс. автомобилей класса LCV. По словам старшего менеджера автосалона «ЕкатеринбургавтоГАЗ» Татьяны Ожигановой, в месяц салон продает около 180 - 200 «Газелей», наибольшей популярностью пользуются модели на базе платформы ГАЗ-3302, и спрос на них только увеличивается.


Ford spanansit: дорого, но безопасно


Комфортный Запад, дешевый Восток Самое ответственное для ГАЗа направление - грузовые LCV. Его принято подразделять на два сегмента: А (грузоподъемность до 800 кг, так называемые «каблуки») и В (легкие грузовики общей массой до 3 тонн). В сегменте А популярностью пользуется Иж-27175 Ижевского автозавода, созданный на базе ВАЗ-2104 (грузоподъемность - 575 кг). В первую очередь это обусловлено низкой ценой автомобиля - около 175 тыс. рублей. Импортные аналоги - VW Сaddy, Renault Kangoo, Cispanoёn Berlingo, Peugeot Partner и Ford spanansit Connect - обходятся вдвое дороже и продаются втрое хуже. Но прирост продаж, по данным комитета Ассоциации европейских автопроизводителей в России AEB, за первые девять месяцев 2007 года составил более 60%.

Основной конкурент ГАЗа - корейский грузовик Hyundai Porter. В 2006 году на российском рынке продано около 7 тыс. автомобилей этой марки, почти все произведены на Таганрогском автозаводе. Сейчас, по данным ГАЗ, Hyundai Porter составляет около 4% российского рынка LCV. Успех объясним: Porter ненамного дороже «Газели» (около 330 тыс. рублей), но оснащен дизельным двигателем, а значит, экономичнее. Кроме того, по словам покупателей, он на порядок комфортнее и надежнее.

В сегменте B еще совсем недавно основным конкурентом ГАЗа была компания Ford с моделью spanansit. Сейчас ситуация изменилась - приходится противостоять корейско-китайскому нашествию. Впрочем, значительная часть LCV азиатских марок собирается в России. По словам руководителя отдела маркетинга компании «Сергеев Посад» (Екатеринбург, дилер Hyundai и Isuzu) Татьяны Токарь, объем продаж новых иностранных LCV на Урале растет ежегодно на 50%. В месяц автосалон продает до 50 подобных машин.

Еще один заметный игрок - группа «Северсталь-авто». Совместно с японской компаний Isuzu на базе Ульяновского автозавода компания организовала сборку грузовиков NKR55 и NQR71 грузоподъемностью 2 и 5,5 тонны. Пока объемы производства невелики: на 2007 - 2008 годы запланирована реализация 2 - 3 тыс. автомобилей. Но, по словам Татьяны Токарь, в 2008 году «Северсталь-авто» планирует начать сборку не менее пяти новых моделей Isuzu, все они будут представлены на уральском рынке.

В спину Hyundai дышат китайские производители. Грузовики компании FAW модели 1010 и 1041 заняли, по данным АСМ-холдинга, около 9% рынка импортируемых LCV. «Качество их сборки, поначалу разочаровавшее российских покупателей, неуклонно растет», - объясняет Вадим Павловский. С 2008 года позиции марки на Урале значительно усилятся: FAW будет собирать новоуральский завод «АМУР» (Свердловская область). Пока основная претензия бизнеса к китайским маркам одна: недостаточно развита сервисная сеть.

Среди лидеров микроавтобусов-иномарок - Ford spanansit, Volkswagen spanansporter и Mercedes-Benz Sprinter. По данным комитета AEB, доля Ford в первом полугодии 2007 года составила около 25% российского рынка импортированных LCV. Ford spanansit поставляется в двух модификациях: 85 и 110 л.с., цена - от 750 тыс. рублей. По словам старшего менеджера отдела продаж автосалона Ford (Ижевск) Михаила Котова, 75% продаж в сегменте LCV составляют именно пассажирские автомобили. Volkswagen и Mercedes-Benz занимают второе и третье места соответственно. Микроавтобус VW spanansporter отличается разнообразием модификаций (цена - от 700 тыс. рублей), Mercedes-Benz Sprinter - комфортом и технологичностью (цена - от 625 тыс. рублей).

Наибольшее падение доли группы ГАЗ произошло в сегменте микроавтобусов: компания потеряла за прошлый год 3,1%. Объемы производства этих машин в России снижаются с каждым годом, в 2006-м, например, по данным АСМ-холдинга, - на 6,1%. Небольшой рост рынка (2,5%) произошел в основном за счет роста импорта. Популярность микроавтобусов «Газель» среди перевозчиков еще достаточно высока (на их долю приходится около 30% пассажирских перевозок в Свердловской области), но разговоры о низком уровне безопасности нижегородских автомобилей идут давно (см. «Противный случай», «Э-У» № 24 от 25.07.07). По словам Татьяны Ожигановой, доля пассажирских модификаций в общем объеме продаж екатеринбургского салона ГАЗ не превышает 5 - 7%. Все больше перевозчиков переходят на более комфортные и безопасные иномарки. Кроме того, если западные компании обновляют автопарк раз в три-четыре года, то наши перевозчики держат машины до последнего, пока стоимость ремонта не начинает превышать стоимость эксплуатации. Поэтому срок эксплуатации становится еще одним важным фактором при выборе LCV.

Около 25% всех легких коммерческих автомобилей покупает государство. Милиция, «скорая помощь», газовые и коммунальные структуры проводят тендеры достаточно часто. Обычно их выигрывает группа ГАЗ. «Предприятия отдают предпочтение грузовикам отечественного производства, хотя нуждаются в транспорте гораздо большей грузоподъемности», - жалуется Татьяна Токарь. Ситуация начала меняться. Многие госструктуры, обязанные поддерживать отечественного производителя, начали приобретать иномарки российского производства.

Погонщики рабочих лошадокОсновной покупатель автомобилей класса LCV - малый и средний бизнес, компании, занимающиеся перевозкой пассажиров и грузов. Наиболее востребованы, по словам дилеров, грузовики с промтоварными и изотермическими фургонами. Качественные иномарки используют в специальных целях: в частной медицинской практике, инкассаторских службах, на перевозке замороженных продуктов. В поисках лучшего поставщика LCV уральские компании начали устраивать тендеры.

В борьбе за клиента дилеры организуют специальные программы корпоративного обслуживания коммерческих автомобилей, предлагают услуги лизинга и аутсорсинга. Впрочем, аутсорсинг на Урале пока не прижился: крупных клиентов, готовых на такой шаг, немного.

Hyundai Porter: экономично, но есть проблемы с доступностью сервиса

Maxus имеет множество модификаций: коротко- и длиннобазные фургоны, микроавтобусы, легкие грузовики. Уже в базовой комплектации автомобили оснащаются кондиционером, ABS, центральным замком, электростеклоподъемниками, CD-проигрывателем, подушкой безопасности и гидроусилителем руля. Стартовая цена Maxus в России - около 500 тыс. рублей. Аналитик ИК «Финам» Константин Романов уверен: запуск Maxus позволит ГАЗ выйти в сегмент более дорогих, а главное - качественных автомобилей, значит, конкурировать с иностранными производителями не только в ценовом поле.

В ближайшие годы конкуренция на рынке LCV резко ужесточится. В активе российских автопроизводителей - широкая дилерская сеть, относительно невысокая стоимость ремонта и доступность запчастей. Впрочем, основную ставку в борьбе за рынок ГАЗ делает на новый бренд. В июле 2006 года группа приобрела британскую компанию LDV Holdings (Бирмингем), производителя легкого коммерческого транспорта марки Maxus. По словам Татьяны Ожигановой, продажи Maxus начнутся уже в следующем году, а уже в течение двух лет ГАЗ планирует организовать производство британских грузовиков в Нижнем Новгороде. Кроме того, на основе Maxus ГАЗ планирует разработать новую модель LCV и продавать ее не только в России, но и за рубежом.

Сейчас уральский рынок LCV только насыщается, но основные векторы успеха в предстоящей конкурентной борьбе уже обозначены. Выиграет тот, кто сумеет предложить бизнесу наиболее универсальную платформу, разнообразие модификаций и широкий ценовой диапазон. Важнейшим конкурентным преимуществом становится послепродажный сервис. Его смогут организовать дилеры, готовые создать удобные и экономичные схемы обслуживания коммерческого автопарка. Поэтому сегмент LCV повторит путь всего рынка легковых автомобилей: все большую его долю будут занимать иномарки, в том числе российского производства.

Основные преимущества импортных автомобилей - комфорт, надежность и экономичность. За сервис в первую очередь отвечают дилеры. «Сегмент коммерческих автомобилей определенно высококонкурентен, но рынок пока еще не сформирован и находится в стадии роста. В этих условиях мы придерживаемся стратегии повышения качества обслуживания (как при покупке автомобиля, так и в процессе его эксплуатации), поскольку ценовая конкуренция не приведет к положительным результатам», - говорит Татьяна Токарь. Михаил Котов подчеркивает: именно развитая дилерская сеть и относительно недорогое сервисное обслуживание - основа успеха на рынке легкого коммерческого транспорта.

Легкий коммерческий автомобиль К этому классу принято относить небольшие грузовики грузоподъемностью 1 - 2 тонны (общая масса менее 3,5 тонны), микроавтобусы на 8 - 16 пассажиров и пикапы (легковые автомобили с открытым кузовом, в России не прижившиеся). Всем остальным российскую экономику вовремя обеспечил Горьковский автозавод (Нижний Новгород, сейчас входит в группу ГАЗ), в 1994 году запустивший в производство самую популярную российскую марку LCV - «Газель».

Дополнительные материалы:


В 2010 году рынок подержанных иномарок ждет настоящий бум: хорошие предпосылки создают сегодняшние продажи новых авто. О вложениях в перспективный сегмент можно задуматься уже сейчас


: Андрей Порубов


Как развивается уральский рынок подержанных автомобилей? Какие факторы способствуют его росту и какие барьеры мешают?

19 октября екатеринбургская компания «Уралавтошоп» (авторынок «У белой башни») презентовала проект будущего автомолла. На территории нынешнего рынка будет построен комплекс общей площадью более 30 тыс. кв. метров. Сдача первой очереди запланирована на апрель следующего года. Помимо традиционной для рынка торговли подержанными автомобилями здесь разместятся представительства дилеров, сервис, а также другие компании, оказывающие сопутствующие услуги. По мнению руководства «Уралавтошопа» это поможет увеличить долю компании в общем объеме продаж в Екатеринбурге с 25 - 28% до 35 - 38%.

До 2006 года рынок подержанных иномарок почти полностью состоял из импортируемых автомобилей. Сейчас их все меньше. Значительно меньше стало праворульных «японцев». К примеру, по данным ассоциации «Челябинские автомобильные дилеры», их доля сократилась с 15 - 25 до 10%.

Модельный рядПо разным оценкам, в 2006 году российский рынок подержанных автомобилей составил около 5 - 6 млрд долларов (примерно 17% общего объема российского рынка), при этом большая часть (4,9 миллиарда) приходится на ввезенные иномарки. Неточность оценок связана с тем, что до 70% рынка приходится на долю нецивилизованных форм продаж. Количество авто, особенно отечественных, проходящих через частные объявления, не берется оценивать практически ни один эксперт.

Разные дороги
Львиная доля продаж подержанных авто приходится на авторынки. Сейчас в Екатеринбурге их работает три (в том числе «У белой башни»), в Челябинске - два, в Уфе - один. В Тюмени ни одного специализированного нет, но существует десять открытых площадок. Очевидные преимущества для покупателей - относительно низкие цены (по данным ABARUS Market Research, в сегменте бюджетных авто стоимость может быть на треть ниже, чем в салоне, в классе премиум - до 10%), возможность торга, большой выбор. Минус - минимум достоверной информации о состоянии машины.

В структуре продаж набирают вес машины, купленные в России новыми через официальных дилеров в 2002 - 2004 годах, когда начался бурный рост рынка. Решающий фактор - сокращение среднего срока эксплуатации авто одним хозяином. Если пять-семь лет назад автомобиль в среднем по России меняли раз в семь лет, то сегодня - через четыре с половиной года. Игроки уральского рынка указывают даже меньшую величину: средний срок эксплуатации нового авто, как правило, совпадает с гарантийным периодом - примерно три года. Как отмечает генеральный директор компании «Альянс-Авто» (Тюмень) Александр Мешавкин, одна из знаковых тенденций рынка - увеличение количества «свежих» автомобилей с небольшим пробегом в хорошем техническом состоянии, например, купленных у автодилера. Омоложение рынка подтверждают и результаты исследования компании ABARUS Market Research (Москва): в высоком ценовом сегменте (от 15 - 25 тыс. долларов) сегодня наиболее популярны иномарки в возрасте до трех лет, а в среднем сегменте (8 - 15 тыс. долларов) - до шести лет с пробегом от 60 до 100 тыс. км. На примере челябинского рынка статистику подтверждает исполнительный директор ассоциации «Челябинские автомобильные дилеры» Александр Рулевский: «Парк стремительно молодеет. До 2000 года средний возраст автомобиля в городе равнялся 11,5 года, а если взять 2006 год, то это уже 7,3 года. В следующем году, думаю, показатель снизится до пяти лет».
На долю отечественных авто приходится около 35%. Сегмент сохраняет позиции. Во-первых, продать подержанный ВАЗ можно существенно быстрее, чем иномарку: за три-семь дней против трех-четырех недель. Во-вторых, выгоднее: со сравнительно меньшими потерями в стоимости за год эксплуатации. К примеру, за первые три года автомобиль десятого семейства теряет около 15% стоимости, бюджетная иномарка - 20 - 25%, представительские бренды - до 45% стоимости.

Новая редакция федерального закона о розничных рынках, вступившая в силу 1 августа, предписала привести их в соответствие санитарным, архитектурным, пожарным нормам, создать управляющую компанию, реестр продавцов, получить паспорт безопасности. Некоторым площадкам разрешения на работу не выданы, они вынуждены будут закрыться или переформатироваться. Так, по данным комитета по товарному рынку Екатеринбурга на месте рынка «У вертолета» планируется построить торгово-развлекательный центр, в Тюмени администрация предложила предпринимателям разработать и представить проекты строительства автомобильных центров.

Доля продаж через авторынки в регионе будет сокращаться, как это уже произошло в Москве и Санкт-Петербурге. «На них все больше приходится сбыт низколиквидных подержанных машин, от которых отказываются салоны: отечественных, старше 5 - 6 лет, а также с правым рулем. Хотя уже сейчас для расширения круга клиентов некоторые салоны начали работать и со сложными в обороте автомобилями», - комментирует директор по исследованиям ABARUS Market Research Вера Никольская.

Большинство официальных дилеров новых иномарок, напротив, активно наращивают долю рынка и обороты по продажам подержанных авто. Машина проходит процедуру оценки, продавец подписывает договор комиссии, акт приема-передачи и информационные документы. Все остальное, включая предпродажную подготовку, берет на себя салон. По данным ABARUS Market Research, комиссия может доходить до 10% от стоимости автомобиля, в среднем - около 3 - 4%.

Сократят долю и фирмы, привозящие подержанные автомобили с аукционов: через несколько лет на вторичный рынок выйдет большое число автомобилей, купленных в стране в 2006 - 2007 годах. К минусам покупки аукционных машин обычно относят невысокий уровень доверия клиентов к «дистанционным» услугам, низкую маркетинговую активность компаний, ожидание. Плюсы для потребителя перечисляет маркетолог компании «Авто-Мост» (екатеринбургский субдилер московской компании) Екатерина Макушева: «Аукционные автомобили хороши тем, что детально прописывается техническое состояние машины, любые шероховатости. Клиент точно знает историю авто, покупка полностью прозрачна. Ассортимент - примерно в два раза шире, чем на авторынке. К тому же все автомобили - без пробега по российским дорогам». Ежедневно на торги выставляется порядка 300 модификаций популярных моделей. На крупных аукционах продается по нескольку тысяч машин в день. Почти половина всех ввозимых через аукционы автомобилей - Toyota, второе и третье места у Nissan (около 20%) и Honda (13%). Рано или поздно бизнес таких компаний станет нишевым: большой популярностью будут пользоваться редкие модели - как дорогой эксклюзив, так и старые модификации.

По данным первого полугодия-2007, по программе spanade in уральские дилеры продали всего порядка 2% относительно объема продаж новых иномарок. Для сравнения: на столичном рынке - до 20 - 25%, в Европе - около 50%.

Практически все дилеры иномарок развивают spanade in - схему приобретения нового автомобиля, по которой засчитывается стоимость старого. Классический spanade in - отдать дилеру старую машину и уехать на новой - сегодня можно найти разве что в Москве. В действительности процесс «обмена» может занять несколько дней. Принимаемый по схеме автомобиль должен быть не старше пяти лет (требования зависят от салона) и в большинстве случаев куплен в этом же салоне, зачастую есть ограничения по пробегу. Стоимость подержанного авто может быть засчитана как первый взнос по кредиту на новый.

Перераспределение долей рынка ожидается также и в пользу специализированных компаний, занимающихся продажей только подержанных авто. Условие - работа в полноценном автоцентре с соответствующей сервисной базой. Примеры есть: «Альянс-Авто» планирует уход с открытой площадки и строительство салона на 80 - 120 автомобилей. «Рынок подержанных авто очень перспективен. С 2005 года наши объемы продаж выросли на 400%», - комментирует Александр Мешавкин.

Интерес обусловлен несколькими факторами. Во-первых, возможность легко продать старый автомобиль - хороший стимул подъема спроса на новые. Автосалон увеличивает лояльность к марке, получает прогнозируемый объем продаж, укрепляет взаимодействие с банками. Основное преимущество для покупателя - удобство выбора и гарантии автосалона. Если компания рассматривает продажу подержанных авто как дополнительную услугу для клиента и реализуют «свои» марки, то рентабельность невысока - 2 - 5%. Но она может подняться до 10%, если автодилер развивает продажу подержанных иномарок как отдельное направление бизнеса. Некоторые компании высоко оценивают перспективы этого рынка. К примеру, в составе челябинского холдинга Лиман-Групп в начале июля открыт центр продажи комиссионных автомобилей «Формула удачи» общей торговой площадью более 2 тыс. кв. метров. Активно развивает направление один из региональных лидеров - мультибрендовый холдинг «Машинный двор» (Пермь). В активе компании один специализированный центр с сервисной базой в Перми и несколько открытых площадок. За шесть месяцев 2007 года по схеме spanade in реализовано 514 авто (более 9% от совокупного объема продаж).

Во-вторых, на рынке подержанных машин появляется все больше возможностей кредитования (обзор рынка автокредитов по итогам 2006 года см. «С превышением скорости», «Э-У» № 18 от 14.05.07). Банки активно работают с салонами и специализированными фирмами, выступающими гарантом. Александр Мешавкин подтверждает: «Высокая динамика продаж связана отчасти с развитием кредитных инструментов. Так, в нашей компании продается около 70% автомобилей с банковской поддержкой». Цифру в 60% приводит директор автоцентра «Формула удачи» Дмитрий Кухта. По словам генерального директора компании «Уралавтошоп» Сергея Гудина, более половины автомобилей, приобретаемых на рынке «У белой башни», оформляется в кредит.

Разгон и задний ходОсновных факторов, способствующих росту рынка подержанных авто, два. Во-первых, это дефицит на первичном рынке. Не дождавшись Toyota Corolla, очереди на которую сейчас достигают десяти месяцев, потребитель может приобрести подержанную иномарку, но классом выше. Основная конкуренция между новыми и подержанными иномарками наблюдается в самом быстрорастущем сегменте рынка - авто стоимостью от 10 до 20 тыс. долларов.

Кроме обычных кредитов дилеры совместно с банками развивают схему обратного выкупа buy back: по этой кредитной схеме дилер обязуется выкупить у заемщика автомобиль по остаточной стоимости через год-три в конце срока кредитования, а последний платеж по кредиту фиксируется на уровне 20 - 45% (зависит от банка партнера и программы). Ставки по кредитам в рублях по программе buy back практически не отличаются от ставок по обычным автокредитам. Так, в Екатеринубрге они находятся в диапазоне 11 - 14% на срок до трех лет и 13 - 16% до пяти лет. Ставки по кредитам в валюте 9 - 11% годовых.

Менее охотно банки кредитуют приобретение подержанных автомобилей у физических лиц. Причины понятны - риски, связанные с историей и юридической чистотой машины; вероятность продажи по доверенности; большой процент «некачественных» автомобилей, что может привести к увеличению расходов на содержание и отразиться на платежеспособной дисциплине клиентов; несоответствие цены сделки реальной рыночной стоимости машины. Поэтому большинство автомобилей «с рук» приобретается за счет потребительских кредитов. К тому же, воспользовавшись таким кредитом, покупатель подержанного автомобиля избегает дополнительных расходов - к примеру, на страхование. Это затрудняет оценку объемов и динамики кредитования подержанных авто. Показатели доли кредитов на подержанные машины в общем объеме автокредитования в различных банках существенно разнятся: от 10% в Сбербанке до 40% в некоторых региональных банках, в среднем - 15%.

Рост рынка подержанных авто сдерживают два фактора. Во-первых, налогообложение. Если дилер не принимает на комиссию, а покупает подержанный автомобиль, то при продаже он должен выставить машину по цене с НДС. Добавляя 18% к рыночной стоимости, по которой он взял ее у клиента, дилер автоматически «выпадает» из рынка. Фирме, работающей только с комиссионными автомобилями (машинами не в собственности), сложнее работать с банками, взять кредит на развитие. По мнению игроков, если попытки пролоббировать изменения в законодательстве будут успешны, рынок значительно активизируется. Во-вторых, существует вопрос оценки реальной стоимости подержанного авто. Из-за большого оборота через частные объявления и авторынки возникает большой разброс в цене. Зачастую продавец и дилер не могут договориться (см. «Новая Corolla против старой Camry»).

Рынок кредитования подержанных авто ждут все тенденции, присущие розничному сегменту: снижение процентных ставок (сейчас разница между ставками на новые и подержанные авто составляет 1 - 3 п.п.), уменьшение первоначального взноса, смягчение требований к заемщикам, увеличение возраста кредитного авто, упрощение процедуры получения и расширение линейки предложений, в том числе за счет программ потребительского кредитования на любые цели.

Около трети машин продается на четвертый год владения. Это значит, к 2010 - 2011 годам на вторичном рынке начнется настоящий бум. Только за прошлый год продано свыше миллиона иномарок, рост составил более 60% (итоги продаж по Уралу за первое полугодие и восемь месяцев 2007 года см. «Рынок новых иномарок на Урале»).

Рынок в 2010 годуСегмент подержанных автомобилей набирает обороты. Пока его динамика на Урале значительно ниже, чем у новых иномарок: 20 - 25% против 80%. Однако созданы хорошие предпосылки, и перспективы видны уже сейчас. За два-три года рынок может вырасти в несколько раз. По прогнозам PricewaterhouseCoopers, к 2010 году только один сегмент подержанных иномарок, ввезенных новыми или произведенных в стране с 2002 года, превысит 900 тыс. штук; в денежном выражении - вырастет с 2 до 11 млрд долларов.

Средний срок эксплуатации автомобиля продолжит сокращаться: на вторичный рынок активнее пойдут годовалые машины. Это значит, что подержанные иномарки будут составлять все более сильную конкуренцию новым и в более высоких ценовых сегментах. Пример приводит Александр Рулевский: «У клиента будет дилемма: купить, скажем, новую Toyota Camry или подержанный Jaguar». «Новый Mercedes S класса в базовой комплектации стоит 4,4 млн рублей. Лучше укомплектованная машина с небольшим пробегом обойдется значительно дешевле», - добавляет Александр Мешавкин.

Рынок подержанных авто будет в меньшей степени подпитываться импортированными авто (как подержанными, так и новыми) и по большей части формироваться за счет иномарок, произведенных в России. Предполагается, что в ближайшие три года к существующим заводам добавятся еще пять площадок иностранных автоконцернов. К 2010 году продажи вырастут в шесть раз по сравнению с текущими объемами и превысят 1,5 млн автомобилей в год.

Опасения высказывает Александр Рулевский:

Дополнительный импульс рынку могут придать действия автопроизводителей. «Корпорация Nissan - одна из немногих компаний, разрабатывающая и реализующая программу поддержки вторичных продаж в дилерской сети. Конкуренты также обращают внимание на перспективное направление. Однако в настоящее время настолько поглощены организацией продаж новых автомобилей, что не имеют ни времени, ни желания заниматься подержанными», - отмечает Вера Никольская. Еще один пример: Audi выплачивает дополнительные бонусы за продажу подержанных авто: фактически дилер может взять и продать машину по одной цене - доход все равно будет. Задумываются все, но реальных действий пока немного.

В отличие от рынка новых автомобилей вторичный рынок более прогнозируем. Ожидаемые темпы роста к 2010 году превысят динамику продаж новых автомобилей и составят 60 - 80% в год. Уже сейчас игроки могут планировать развитие бизнеса: прогнозировать объемы продаж, инвестировать в строительство специализированных центров, развивать дополнительные услуги, искать новые ниши, форматы и смежные виды бизнеса, которые будут актуальны в ситуации переизбытка.

- В 2010 году в России будет такая же ситуация, как в Германии в 1992 - 1994 годах, когда мы начали массово брать оттуда автомобили. Разница в том, что у немцев была Россия, которая все вывезла, а из России кто вывезет? Возникнет проблема. Мы никогда не задавались вопросом, что делать при избытке автомобилей. В Нью-Йорке владельцы оставляют на улице несколько тысяч автомобилей: продать не могут, а за утилизацию нужно платить. Для нас пока это дико. Снижаешь постепенно цену - все равно продашь рано или поздно. Но посмотрим, что чуть позже будут делать со старыми отечественными автомобилями 1980-х годов выпуска.

Новая Corolla против старой Camry

Павел Шестопалов
Авто Плюс Север - единственный специализированный мультибрендовый центр продажи подержанных автомобилей в столице Среднего Урала, который принадлежит официальному дилеру: после открытия нового автосалона Тойота Центр Екатеринбург Запад в августе прошлого года руководство группы компании Авто Плюс приняло решение на площадях старого Тойота Центр Екатеринбург Север развивать отдельное направление. Об опыте работы рассказывает генеральный директор группы Павел Шестопалов.

Дополнительные материалы:

- В России нет четкой системы оценки машин вторичного рынка. В Европе и Америке существуют десятилетиями наработанные стандарты. К примеру, в Великобритании для определения цены используется каталог UK Glass guide, в Америке - Kelley blue book. Ни покупатель, ни продавец особенно не задумываются над ценой. Есть методика расчета исходя из пробега, востребованности модели и прочих параметров: каждый способен посчитать, за сколько он может продать автомобиль и за сколько имеет смысл брать. У нас каждый дилер решает эту проблему самостоятельно: изучает рынок предложений, берет некую статистику конкретных сделок и вырабатывает единый механизм оценки.

- Павел Игоревич, с какими сложностями вы сталкиваетесь при работе с подержанными авто?

- Многие владельцы отказываются от цены, которую предлагает салон?

Ситуацию усугубляет психологический фактор: любой владелец уверен, что у него самый лучший автомобиль и его надо продать очень дорого. Особенно если машина битая, есть соблазн замаскировать и продать по завышенной цене. До тех пор, пока у нас нет единой базы ДТП и история автомобиля непублична, злоупотребления возможны. Диагностика показывает реальную стоимость, с которой клиент не всегда готов согласиться.

- Какие иномарки наиболее востребованы на вторичном рынке?

- Сложно сказать: статистику отказов мы не ведем. Многие возвращаются после того, как не удалось продать в других местах. К тому же немало отложенных операций: сегодня мы называем цену, а сделка совершается только через несколько месяцев, так как клиент ждет, когда придет заказанный новый автомобиль.

Зачастую популярные машины даже не доезжают до салона: они продаются родственникам, друзьям, кому угодно… К примеру, Corolla в дефиците не только на первичном, но и на вторичном рынке.

- Чаще продаются бюджетные Ford, Hyundai, Mitsubishi, Toyota, Nissan, Honda. Их берут годовалыми, двух- или трехлетними. Более дорогие машины Mercedes, BMW, Audi интересны в возрасте от трех до пяти лет.

- Как, на ваш взгляд, будет развиваться рынок подержанных авто?

Надо отметить одну национальную особенность. У нас все-таки пока предпочитают новые иномарки: вместо того чтобы купить Camry с пробегом, берут Corolla - классом ниже, зато новую. Думаю, со временем это пройдет. Покупать машину на вторичном рынке экономически выгоднее. Большинство не понимает, что автомобиль - это стремительно дешевеющий транспорт. Выехал из салона на новеньком авто, заехал обратно - сразу минимум минус 10% стоимости, разумеется, в зависимости от марки.

Динамика вторичного рынка пока невысока. Сейчас лишь наметилась тенденция, не более того. Три года назад объемы продаж были совершенно другие. Если когда-то мы продавали около 70 автомобилей в месяц, то сейчас - 350 (объем продаж новых иномарок в России в 2003 году составлял всего 195,7 тыс. авто, на Урале - около 20 тысяч. - Ред.). Выход этих трехлетних автомобилей на вторичный рынок невелик.

- Можно сказать, что рынок только начинается. Он, конечно, всегда был, но это нельзя было назвать бизнесом: разрозненные продажи частными людьми или салонами небольшого количества автомобилей. Сейчас рынок становится более цивилизованным. Видно, что дилеры и другие фирмы начинают заниматься этим направлением. Если снимется проблема с налогообложением, то специализированных салонов будет все больше. Хотя в организации мультибрендового центра подержанных авто есть одна сложность - постпродажное сервисное обслуживание разных марок. В Германии, к примеру, существует антимонопольный закон, который запрещает автопроизводителю не отгружать запчасти любому покупателю. У нас же неавторизованный сервис не получит ни технологий, ни оригинальных запчастей, либо получит, но по совершенно другим ценам…

Таблица. Автомобильный парк Свердловской области

Скачок произойдет где-то в 2009 году, учитывая сегодняшний рост продаж на первичном рынке и российскую особенность менять автомобиль раз в три-четыре года. Такого огромного количества машин, которое появится на вторичном рынке, мы еще не видели. Причем если на следующий год сохранятся все кредитные схемы, то рост первичного рынка, по крайней мере, до 2009 года не замедлится, потому что до сих пор существует огромный неудовлетворенный спрос. А это будет продолжать подпитывать вторичный рынок.

870,7

Группы автона 01.01.2007,
тыс. шт.Прирост к 01.01.2006,
% Всего зарегистрировано


импортных

16,3

27,3

203,0

667,7

отечественных

менее 5 лет

13,3

13,6

289,1

263,5

с 5 до 10 лет

старше 10 лет

23,1

13,5

318,1


Главная страница :: Энергоносители :: Продам ford focus 2007 г.в.
вывоз мусора в Москве | демонтаж в Москве
Hosted by uCoz