Главная страница :: Энергоносители

Фабрика победителей Лазейка закрывается Возвращение домой «комнатный» сверхпроводник Однажды в америке Ровно, еще ровнее Охрана «висячего» моста Тост за независимость Вспомним революционера мягкая мебель

Проблему дефицита тепла и электроэнергии на одной из ведущих промышленных территорий Свердловской области местные власти планируют решить, построив первую в России подземную атомную теплоэлектростанцию (ПАТЭС).



Заместитель главы Кушвинского городского округа по инвестициям и инновациям Григорий Трегубов рассказывает:
- Наша территория особо остро нуждается в продукции комбинированной энергетики: электроэнергии и тепле. В радиусе 40 км от Кушвы расположен ряд крупных промышленных и оборонных предприятий: ВСМПО (Верхняя Салда), комбинат «Электрохимприбор» (Лесной), Баранчинский механический завод, Нижнетагильский меткомбинат, Уралвагонзавод (Нижний Тагил) и другие. В 2005 году депутаты городской думы одобрили концепцию, определяющую экологические и экономические аспекты строительства ПАТЭС. Станция сможет круглый год снабжать энергодефицитный район электричеством и теплом в два раза дешевле, чем сейчас. Станет возможно построить десяток крупных производств и центр лечения онкологических заболеваний с помощью нейтронов.

Администрация Кушвинского городского округа (Свердловская область) подписала «протокол о продвижении» идеи строительства подземной атомной теплоэлектростанции (c использованием атомного судового оборудования малой и средней мощности) сразу с несколькими ведущими научными и конструкторскими организациями страны: Центральным научно-исследовательским институтом им. академика А.Н. Крылова (курирует федеральную программу строительства ПАТЭС), ЦКБ «Рубин» (оба - Санкт-Петербург) и ОКБ им. Африкантова (Нижний Новгород). Теперь местные чиновники намерены найти инвесторов и лоббировать проект на федеральном уровне.

В основе станции - энергетический блок, созданный на базе реакторной установки атомных ледоколов: реактор судового типа КЛТ-40С, турбоэлектрогенератор, водонагревательная установка и вспомогательное оборудование, размещенные под землей. Как сообщили в отделении корабельной энергетики ЦНИИ им. Крылова, КЛТ-40С используется на плавучей атомной электростанции, заложенной на ПО «Севмаш» (Северодвинск), ее серийное производство освоено отечественной промышленностью. Реактор мобилен к изменению нагрузки и мощности: заглушить его возможно менее чем за полторы минуты.

Реактор в гранитной оправе
Идея строить АЭС под землей зародилась еще до Чернобыльской катастрофы: ПАТЭС решают многие проблемы наземных атомных станций. Станцию на поверхности по завершении эксплуатации придется разбирать, чего в мире пока не делали, а подземную можно либо замуровать, либо утилизировать. Перегрузка отработанного топлива на подземных станциях требуется раз в два с половиной года, на нынешних АЭС - несколько раз в год. При этом возможно использовать более обогащенное топливо, не образующее в реакторах трансурановые элементы (их надо хранить миллионы лет до полного разложения). Предложения воплотить проект ПАТЭС в жизнь начали появляться только после атак 11 сентября 2001 года: на первое место вышла безопасность объектов.

Деньги в землю
Расположить реакторы Кушвинской ПАТЭС предполагается в отработанной железорудной шахте Валуевская на глубине 50 метров. Ее твердые гранитные породы имеют высокую сейсмостойкость и способны обеспечить срок службы подземных сооружений в сотни лет. Электрические турбины будут находиться на поверхности (строительство всего объекта под землей слишком дорого).

Главное преимущество энергии ПАТЭС - дешевизна: 2,9 - 3,1 цента за кВт/ч. Себестоимость тепла - 11,4 - 12,2 доллара за Гкал. Себестоимость энергии ПАТЭС, по приблизительным оценкам ученых кафедры «Атомная энергетика» УГТУ-УПИ, ниже, чем у наземной АЭС: ее быстрее и дешевле построить. 70% себестоимости энергии атомной станции - возврат капитальных затрат, около 20% - затраты на топливо, остальное - затраты на обслуживание.
У станции малой мощности, какими являются подземные станции, капитальная составляющая может снизиться примерно на 30 - 40%. Топливо, по оценке уральских ученых, при этом может быть дороже на 10 - 15%, но это при указанной пропорции не приведет к существенному удорожанию электроэнергии.

Григорий Трегубов не сомневается, что проект вскоре будет рассмотрен и одобрен на самом высоком уровне: «Во-первых, программа строительства ПАТЭС на базе судостроительных технологий одобрена правительством России на основе положительного заключения правительственного экспертного совета еще в 1996 году, но не выполнялась из-за отсутствия средств. Во-вторых, мы предложили потенциальным потребителям вложить деньги в строительство этой станции, часть промышленных предприятий подписали с нами рамочные соглашения о продвижении проекта. По новому федеральному закону 2007 года об использовании ядерных материалов частным инвесторам позволено вкладывать средства в атомную энергетику».

Предполагается, что мощность шести энергоблоков станции составит минимум 210 МВт/час при ожидаемом в 2008 году энергодефиците в Нижнетагильском энергетическом узле 400 МВт/ч. Тепловая мощность - около 150 ГКал/час. Стоимость станции - около 540 млн долларов.

Между тем пока ни одно из предприятий и холдингов, подписавших соглашение с горадминистрацией о продвижении ПАТЭС (Уралвагонзавод, УГМК, ВСМПО-Ависма), окончательного решения об участии в инвестировании проекта не приняли. Выделение государственных средств (не менее 51% от общей стоимости реализации проекта) также пока под вопросом. Очевидно, оно нуждается в лоббистских усилиях губернатора Свердловской области Эдуарда Росселя: он уже успел одобрить идею.

Рациональность подземных атомных станций нужно рассматривать с двух позиций: себестоимость энергии и безопасность по сравнению с наземными. По оценкам ученых, ПАТЭС обеспечивает высокую безопасность. «Как показали подземные ядерные испытания, грунт с железобетонными блокировками - хороший барьер для проникающего излучения и аэрозольной пыли, - отмечает заведующий кафедрой “Атомная энергетика” УГТУ-УПИ (Екатеринбург) Сергей Щеклеин. - Швейцарская станция “Агеста” подобного типа, размещенная в горном тоннеле на расстоянии около 30 метров от поверхности, проработала более 40 лет. Эта станция считалась одной из самых безопасных. Даже сейчас проект не устарел: технологии в атомной энергетике обновляются очень медленно. Но подземное размещение рационально только для атомной станции малой мощности (до 100 МВт). Строительство станций большой мощности (свыше 1000 МВт) под землей повысит стоимость проекта примерно на 20% по сравнению с наземным способом: только диаметр реакторного отделения составляет около 60 метров». По словам Григория Трегубова, идея создания ПАТЭС в Кушве может быть реализована в самое ближайшее время, строительство продлится три-четыре года.


Приглашение, оно же - билет на предпремьерный показ фильма «1612», отпечатано форматом А4 на плотной бумаге, стилизованной под потертый пергамент: денег на полиграфию не пожалели. Впрочем, их ни на что не жалели: бюджет «1612» - 12 млн долларов. Это практически рекорд для отечественного кино: прежний рекордсмен, «Волкодав», снят с аналогичным бюджетом, превышающим, например, совокупный бюджет обоих «Дозоров» (9,6 миллиона). И уж точно это небывалая сумма для кино исторического. Хотя можно ли назвать фильм «1612» историческим - вопрос открытый.

Стартовавший в прокате фильм «1612» вряд ли вернет инвесторам огромный по российским меркам съемочный бюджет. Причины - вторичность сценария, обилие штампов и примитивных метафор, неопределенность целевой аудитори.

Из сорокаминутного общения Хотиненко с аудиторией я вынес для себя две вещи, не столько о фильме, сколько о его создателе. Во-первых, он чересчур тщеславен даже для режиссера высокобюджетного кино. На типичный вопрос - почему именно 1612-й, смутное время - ответил так: этот год - один самых драматических и судьбоносных периодов в отечественной истории (как историк по образованию, я подтверждаю: это так), не менее чем, например, 1812-й, но широкому кругу людей о нем практически ничего не известно.

Шестнадцать-двенадцать
Впервые на большом экране фильм продемонстрировали за несколько дней до официального старта проката (1 ноября) в Екатеринбурге. Выбор города не случаен: кинематографическая карьера режиссера Владимира Хотиненко начиналась на Свердловской киностудии. Он и сам впервые за шесть лет приехал в Екатеринбург, чтобы пообщаться с публикой. Встреча с мэтром началась с конфуза: знаменуя официальное начало мероприятия, некий юноша в микрофон объявил, что мы собрались здесь для того, чтобы посмотреть и обсудить фильм «Шестнадцать-двенадцать». В зале смех. Режиссер недовольно морщится.

Во-вторых, режиссер довольно жесток. «Мы позиционируем “1612” как фильм для семейного просмотра. Есть в нем пара моментов, где слабонервным стоит моргнуть, но в целом никакой жестокости в нем нет». Между тем лично я «пару моментов» насчитал уже на первой паре минут: вот тело убитого Лжедмитрия сжигают, а его обгорелый скелет (сделанный очень натуралистично) топчут ногами, чтобы этим крошевом выпалить из пушки. Вот стрельцы выдергивают из толпы мужичка, выкрикивающего крамолу, и деловито (и опять-таки натуралистично) вырезают ему язык. Ну а банальных оторванных (отрубленных) голов (конечностей), тел, разорванных пушечным ядром, и просто кровищи - без счета. Так что «для семейного просмотра» - это на вкус мэтра. Я бы ни детям до 12, ни девицам вне зависимости от возраста картину не порекомендовал. Моргать устанут.

В лучшем случае, вспомнят Минина и Пожарского (опять прав). Почему так произошло? Потому что на 1812-й нашелся Лев Толстой, и ветераны русско-французской войны, кстати, тоже обвиняли его в недостоверном изложении событий, а на 1612-й Толстого не нашлось… В общем, кого считать новым Львом Николаичем, сомнений не остается.

Фильм начинается с коротенького хронометража событий, предшествовавших 1612 году: убивают вдову и наследника Годунова; на престоле Лжедмитрий; вот и он отправился к праотцам, а народ уже присягает пустому трону. Последняя сцена - одновременно и метафора, и один из достоверно воссозданных исторических эпизодов: на трон должен был взойти польский королевич Владислав, да не приехал. Не то сам испугался, не то батюшка не пустил. Присягали ему заочно.
Год 161 Бурлаки тянут баржу и изо всех сил страдают. На барже гротескные наемники a’la пираты Карибского моря: пьянствуют, галдят непонятное, играют в кости и дерутся. Это, надо понимать, тоже метафора: русский народ страдает от всяческих интервентов. Один из бурлаков спотыкается и падает, следом падает еще несколько, баржу качает, самый головорезистый головорез испанец Альваро Борха делает неудачный бросок костей, проигрывает кучу барахла, не признает проигрыш и убивает партнера по игре. Споткнувшемуся бурлаку достается плетей, и он кидает на баржу такой исполненный классовой ненависти взгляд, что всем становится ясно: это наш главный герой, который «им всем еще покажет».
Он и показывает: сбегает ближайшей ночью. Но только для того, чтобы проникнуть на баржу и краем глаза взглянуть на Ксению Годунову, чудом избежавшую гибели вместе с родней и едущей в Москву воссесть на трон. Почему? А потому что Андрей (так зовут молодого бурлака), будучи мальчишкой, был не только свидетелем гибели Годуновых и спасения наследницы трона, но и сцены ее купания в обнаженном виде. С тех пор влюблен в нее до потери памяти и готов рисковать жизнью только за тем, чтобы еще раз увидеть предмет тайной страсти.

Старая история
Самая сильная сторона «1612» - массовые костюмированные сцены

Конечно, это не историческое кино. И дело не в «достоверности», тут Хотиненко прав: требовать ее от художественного произведения глупо. Просто этот фильм совсем не про Смутное время, а про то, как парень «из народа», влюбляется в даму «из благородных», которая смотрит на него как на пустое место, а то и как на жабу. Он за два часа экранного времени превращается в героя, совершает кучу подвигов (и ради возлюбленной, и просто так), заодно спасает мир. Тогда гордячка наконец понимает, какая она была самовлюбленная дура, и виснет у него на шее… Хэппи-энд или драматический финал в зависимости от вкуса режиссера и сценариста. Эту тысячи раз переснятую историю можно поместить в декорации хоть Смутного времени, хоть современной России, хоть последних дней Помпеи или войны во Вьетнаме. Не изменится ничего.

Его, конечно, ловят и снова порют, посильнее. И тут поворот в судьбе: тот самый испанец покупает поротого героя, а сам через пару минут экранного времени погибает. Андрей и второй слуга испанца Костка, чтобы не быть принятыми за беглых холопов, разрабатывают план: Андрей притворяется живым испанцем, а Костка остается кем был - слугой «гишпанского кабальеро». А дальше Андрей во сне обучается у духа мертвого испанца фехтованию с помощью «магического круга» (именно так, в фильме еще и живой единорог есть), а потом защищает сирых и обиженных, выручает Ксению, поднимает русский народ на борьбу с интервентами и в конце концов спасает, конечно, Россию. А сам… Впрочем, сохраним интригу.

Актеры играют по-разному. Андрей (мало известный публике Петр Кислов) - картонный положительный персонаж. Костка (Артур Смольянинов, запомнившийся по «Девятой роте») гораздо живее и интереснее. Пожарский в исполнении Михаила Пореченкова невнятен. Марат Башаров, сыгравший воеводу вымышленного городка Наволока (оставленного Пожарским почти без защиты, но свирепо обороняемого народом под предводительством главного героя добрую половину фильма), забавен. Ксения (Виолетта Давыдовская) эксплуатирует образ блондинки.

Интервенция снаружи, интервенция внутри
Главный минус «1612», конечно, штампы. И это касается не только основной сюжетной линии. Например, режиссерский ход с двумя главными героями, которые в ключевых сценах действуют заодно, причем первый - «рыцарь без страха и упрека», а второй обременен кучей пороков (пройдоха, неудачник, хвастун и т.д.), но при этом очаровашка и к концу фильма непременно себя покажет, оказав неоценимую помощь спутнику… Это мы тоже видели в бесчисленном количестве картин, начиная от «Часа Пик» и «Ван Хельсинга», заканчивая «Шреком» и «Корпорацией монстров». Чтобы перечислить все штампы картины, никакой статьи не хватит.

С чем в «1612» хорошо, так это со зрелищностью. Поединки, массовые батальные сцены, стрельба из пушек сделаны очень добротно. Создатели много говорят о том, как тщательно подбирались и изготавливались костюмы, как много денег на них потрачено. Верю: доспехи, мечи, мушкеты, пушки - бутафорией не пахнет. Спецэффекты, компьютерная графика в целом тоже хороши. Сцены пушечного обстрела Наволока и последующей битвы за него просто великолепны. Пожалуй, только ради них и стоит если не сходить в кинотеатр, то купить DVD. В отличие от большинства эпизодов картины, такого я раньше нигде не видел.

Иностранцы (а в кино иностранных персонажей играют актеры той же национальности, и это сильная сторона картины, реализм чувствуется) в целом смотрятся сильнее наших. Рамон Ланга (испанец-головорез) очень колоритен. Михаил Жебровский (предводитель польских интервентов) - выше всяких похвал, его роль была бы еще лучше, если бы не «гениальный» сценарный ход в финале. Всю картину он «плохой», но живой, человекообразный, по-своему, пусть и не без садизма, любящий Ксению. А в конце вдруг превращается в опереточного злодея. В комиксе такому место, а не в более-менее серьезном кино.

Сама по себе задумка возродить интерес к истории с помощью массового кино хороша и не раз успешно применялась. Взять хоть сонм лучших советских исторических фильмов («Александр Невский» и иже с ними). Посмотрев «Невского» лет в семь, я лепил из пластилина витязей, потом читал летом учебники по истории за следующий год и вообще любые книжки на эту тему, а потом закончил истфак. Всем идти в историки, конечно, не надо, но знать прошлое родной страны лучше, чем большинство его знает сейчас, стоит. Поэтому жаль, что коммерчески успешное историческое кино, у нас, вероятно, в этот раз не получится. Видимо, чтобы получилось, стоит позабыть хотя бы половину голливудских приемчиков и придумать что-то свое.

Не в этот раз
Владимир Хотиненко главной задачей картины считает не рассказ о действительной истории Смутного времени, а пробуждение интереса широких зрительских масс к ней и отечественной истории в целом. Получится? Лишь отчасти. Потому что картина этим массам скорее всего не понравится и в прокате провалится. Увлекшись масштабностью замысла, съемочная команда забыла о главном принципе коммерчески успешного кино - определении целевой аудитории. Домохозяек, семьи с детьми привлечет авантюрно-приключенческая канва и лав стори, но отпугнут натуралистические сцены насилия. «Попкорновой» подростковой аудитории придутся по вкусу спецэффекты, драки и батальные сцены, но не та же приторная лав стори и дотошная (порой) реконструкция исторических сцен. Доморощенным знатокам истории фильм ничего нового не расскажет. А уж от топорного псевдопатриотического пафоса («Постоим за Русь матушку, не посрамим отцов наших!»), который периодически прет с экрана, затошнит решительно всех. Меня, во всяком случае, затошнило.


Главная страница :: Энергоносители :: За неимением толстого
вывоз мусора в Москве | демонтаж в Москве
Hosted by uCoz