Главная страница :: Энергоносители

Жизнь забавами полна Горе без ума Краш-тест с летальным исходом Постоянная планка Малоэтажка по-крупному Интеграция интеграторов От скуки на все руки Железная куриная поступь Размытые перспективы мягкая мебель

Все члены новоиспеченного холдинга рассматривают его как безусловное благо. По словам гендиректора ГРЦ Владимира Дегтяря, холдинг получит дополнительные свободы: при проведении крупных сделок, решении вопросов по земельным отношениям и вопросов собственности. А гендиректор Златоустовского машиностроительного завода Сергей Лемешевский еще в августе объяснял «Э-У»: акционерному обществу намного проще привлечь внебюджетные средства, нежели ФГУП (см. «Ракетная вертикаль», «Э-У» № 29 от 13.08.07).

К декабрю 2007 года на базе государственного ракетного центра «КБ им. В.П. Макеева» (ГРЦ) будет создан ракетный холдинг: указ президент РФ подписал еще в апреле 2007 года. Помимо ГРЦ в него войдут Златоустовский, Миасский и Красноярский машиностроительные заводы и НИИ «Гермес» (Златоуст) - постоянные партнеры КБ по производственной кооперации. Все предприятия холдинга акционируют, 100% акций останутся в собственности государства. При этом 74,5% акций каждого участника получит ГРЦ: фактически он станет управляющей компанией холдинга. Основная задача новой структуры - обеспечение выполнения госзаказа на производство баллистических ракет стратегического назначения.

Под ядерным щитом
Ракеты и ракетные комплексы, размещаемые на подводных лодках, - основной хлеб ГРЦ. Во многом оборонные успехи конструкторского бюро - заслуга легендарного Виктора Макеева, ученика одного из «отцов русской космонавтики» Сергея Королева. В 1947 году Королев создал в Златоусте специальное конструкторское бюро по ракетам дальнего действия - СКБ-385, позже перенесенное в Миасс. В 1955 году СКБ возглавил Макеев, а с 1956 года здесь стали самостоятельно разрабатывать баллистические ракеты для подводных лодок: фактически Макеев создал школу российского морского ракетостроения. Результат 30-летней деятельности КБ - три поколения ракетных комплексов и восемь базовых типов морских ракет, ставших основой подводных ядерных сил страны.

Но есть и ложка дегтя: в холдинг не вошло НПО автоматики (Екатеринбург) - основной российский разработчик электронных систем управления ракетами. НПО предпочло присоединиться к фактическому конкуренту ГРЦ - Московскому институту теплотехники (МИТ), в 1999 году перехватившему у миассцев разработку нового поколения баллистических ракет морского базирования.

В 1997 году Борис Ельцин лично распорядился приостановить работу. Тогдашний генеральный конструктор ГРЦ Игорь Величко отчаянно протестовал: для проекта такого масштаба требуется не менее 30 неудачных запусков. Но его доводам власти не внемли, и Величко подал в отставку.

С 1982 года ГРЦ создавал ракетный комплекс нового поколения РСМ-52 «Барк». Его планировали устанавливать на атомные подлодки 941-го проекта «Тайфун» (сейчас в строю осталась только одна такая лодка - «Дмитрий Донской»). Проект разрабатывался 15 лет и был закончен на 70 - 75%, но три неудачных запуска на полигоне Ненакс (Белое море) поставили на нем крест.

Впрочем, правительство подстраховалось: еще в 1999 году оно поручило ГРЦ возобновить производство ракеты РСМ-54, прекращенное в 1996 году. В 2005 - 2006 годах истекал срок эксплуатации этих ракет, принятых на вооружение в 1987 году, а заменить их было нечем. ГРЦ модернизировал РСМ-54: новый комплекс, получивший название «Синева», успешно испытали в 2004 году. В КБ установили на ракету десять ядерных блоков индивидуального наведения, систему преодоления противоракетной обороны, новую систему спутниковой навигации и вычислительный комплекс, предназначавшийся для «Барка». В 2007 году «Синеву» принял на вооружение ВМФ России: планируется, что до 2030 года она будет устанавливаться на лодки проекта 667БДРМ «Дельфин» (сейчас у ВМФ шесть таких субмарин). Именно с «Синевой» в КБ связывают главные надежды на оборонный заказ. Кроме того, на подлодках ВМФ уже установлены два комплекса от ГРЦ, и нужно увеличивать срок их эксплуатации. Сейчас в рамках госзаказа ГРЦ ведет около 70 проектов. Но надежду на получение главного - создания морских ракет нового поколения - в КБ не теряют.

Проект ракетного комплекса четвертого поколения передали Московскому институту теплотехники - создателю ракет наземного базирования «Тополь». Новая морская ракета получила название «Булава»: предполагалось, что она будет унифицирована с наземной продукцией МИТ. ГРЦ, впрочем, поручили в меру сил помогать коллегам. Но и с «Булавой» все пошло не так: сказался малый опыт МИТ в области разработки морских ракет. Четыре из пяти первых пробных запусков «Булавы» прошли неудачно. По мнению экспертов, на завершение испытаний потребуется еще от двух до четырех лет. Это задержит ввод в строй новейших лодок 955-го проекта «Борей»: первая, «Юрий Долгорукий», уже спущена на воду в апреле 2007 года, строительство еще двух началось.

В 1991 - 1992 годах стартовал проект «Зыбь» (на базе ракеты РСМ-25). ГРЦ провел по заказу нескольких компаний ряд космических экспериментов в области полупроводников и биологических препаратов. В 1995 году пошла «Волна» (РСМ-50) - вместо боевой части на ракетах установили исследовательский модуль Бременского университета (Германия). В 1998 году трехступенчатая ракета «Штиль-1» (РСМ-54) вывела на орбиту два спутника Берлинского технического университета - впервые в мире из подводного положения. Сейчас ГРЦ выпускает только «Волну» и «Штиль» - остальные проекты закрылись из-за нехватки средств. Впрочем, «Волну» преследуют неудачи. В 2001 году при запуске у ракеты отказала система управления, в 2005 году преждевременно остановились двигатели первой ступени, в результате груз - модуль «Солнечный парус» - не вышел на расчетную орбиту.

Берут в космонавты
На базе оборонки ГРЦ активно развивает второе профильное направление - космические проекты. На основе боевых ракет здесь создали конверсионные. Вместо боевой части на такую ракету устанавливается полезный груз - и запускается по баллистической траектории или на орбиту. В 90-х ГРЦ разработал сразу целую серию: «Зыбь», «Штиль», «Волна», «Прибой» и «Риф-МА».

Но самая перспективная космическая разработка ГРЦ - «Воздушный старт» для вывода на низкие орбиты легких космических аппаратов (см. «Дешевый и воздушный», «Э-У» № 31 от 27.08.07). С обычного аэродрома стартует транспортный самолет Ан-124 «Руслан» с ракетой и разгонным блоком на борту. На высоте 11 км ракета сбрасывается на парашюте и запускается на орбиту прямо с воздуха. У проекта множество преимуществ: во-первых, стоимость выведения 1 кг груза на 20 - 30% ниже, чем у конкурентов (обычно она составляет 30 - 40 тыс. долларов). Во-вторых, для запуска не требуется специальная инфраструктура, поэтому он может производиться в любой стране, даже не имеющей собственного космодрома. Наконец, «Воздушный старт» не наносит столь значительного вреда экологии, как обычный наземный запуск.

Создали в ГРЦ и собственный космический аппарат - «Компас-2». Разработанный по заданию Роскосмоса, микроспутник предназначен для мониторинга природных и техногенных катастроф и отработки методики предупреждения землетрясений с помощью космических средств. В 2006 году «Космос-2» успешно вывели на орбиту, в 2007 году - официально приняли в эксплуатацию.

На гражданке
Ракеты и космос - не единственный источник дохода ГРЦ. В беспокойные 90-е пришлось освоить около десятка гражданских направлений: оборудование для нефтехимической промышленности и энергетики, агропромышленного комплекса и медицины, строительные машины и механизмы, пожарную технику, городской общественный транспорт. Конверсионные программы, с одной стороны, позволили не остаться без средств, с другой - обеспечили смежные машиностроительные заводы загрузкой.

Проект быстро обрел инвесторов и партнеров. Совместно с АК «Полет» и АЦЭУ «Аэрокосмос» миасское КБ учредило корпорацию «Воздушный старт» - главного оператора проекта. Инвесторами выступили индонезийская и швейцарская компании, названия которых пока не разглашаются. Разработка нашла поддержку и на государственном уровне: Владимир Путин в ходе визита в Индонезию договорился о строительстве на местном острове Биак нового международного космодрома для проекта. Джакарта вложит в проект более 25 млн долларов, затраты российской стороны составят 150 - 170 млн долларов. Планируется, что комплекс будет создан в ближайшие несколько лет. ГРЦ сделает ракету-носитель легкого класса, разгонный блок и наземный комплекс управления полетом, НПО автоматики - систему управления ракетой, а АНК им. Антонова (Киев) поставит самолеты «Руслан». Один запуск обойдется в 23 млн долларов: при прогнозируемых 10 - 14 пусках в год «Воздушный старт» должен окупиться за пять-шесть лет.

Но КБ не закрыли. Более того, неудачные пуски «Булавы» и успех «Синевы» позволили говорить о недооценке потенциала миасских конструкторов: такую концентрацию инженерной мысли в российском ракето-строении найдешь не во всяком НИИ. Создание холдинга «Государственный ракетный центр имени академика В.П. Макеева» стало лишним тому подтверждением. Пожалуй, впервые за последние 15 лет государство задумалось о восстановлении оборонной системы страны. По условиям договора ОСВ-2 (1979 год) СССР разрешалось иметь 62 атомные подводные лодки с баллистическими ракетами. Сейчас их осталось только 12, но и их вооружать скоро будет нечем: если, конечно, московская «Булава» и дальше будет показывать себя не лучшим образом. Пока миасские ракеты де юре остаются для ВМФ запасным вариантом. Но де факто - основным. Поэтому создание холдинга и акционирование ГРЦ позволят решить две важные задачи. С одной стороны, укрепится связь между КБ и заводами, что позволит эффективнее обеспечивать оборонный заказ. С другой - большая финансовая независимость положительно скажется на реализации конверсионных проектов: как космических, так и «земных»

КБ участвует в самых разных проектах - от разработки новых технологий для железной дороги и восстановления малых ГЭС на реках Челябинской области до создания установок стерилизации донорской крови. В рамках конверсионной программы ГРЦ организовал Южно-Уральский специализированный центр утилизации вооружения и военной техники. По заказу департамента энергетики США спроектировали и готовят к серийному производству ветроэнергетические установки мощностью 1, 3 и 30 кВт, подумывают и о создании ветроводородных станций. Словом, научный и технологический потенциал стараются использовать по полной программе. Тем более если это вопрос выживания: после свертывания проекта «Барк» стали ходить слухи о закрытии ГРЦ.


Миасский предприниматель Олег Сиротин с нуля создал несколько объектов туриндустрии, затем основал Национальный парк спорта, туризма и активного отдыха. Сегодня парк показывает пример эффективного сотрудничества региональной власти и социально ориентированного бизнеса.

Олег Сиротин

К 2001 году, когда Сиротин появился на берегу, примыкающем к Миассу, здесь царило запустение: здравница советского образца была разграблена и заброшена, дорога, ведущая через лес, заросла. Предприниматель выкупил бывший соцобъект, занялся обустройством пляжа. Примерно в это же время он получил в долгосрочную аренду расположенную неподалеку гору Известную. Так на берегу Тургояка появился клуб-отель «Золотой пляж», а чуть выше в горах - горнолыжный курорт «Солнечная долина».

Новая асфальтированная дорога к клубу-отелю «Золотой пляж», входящему в Национальный парк спорта, туризма и активного отдыха (НП СТО), на грунтовку срывается неожиданно. «Никак руки не доходят до этого участка, все время появляется что-то более важное», - объясняет подпрыгивающий вместе с нами на ямах собственник клуба-отеля, основатель и президент Национального парка Олег Сиротин. Пара минут, и мы выезжаем на берег озера Тургояк. Слева остался отель «ФонГрад» с яркими детскими горками на площадке во дворе, а впереди - кованые ворота, за которыми стоят виллы «Золотого пляжа» и беседки, засыпанные желтой листвой. На волнах качаются лодки.

- Я бесконечно влюблен в уральскую природу: когда был маленьким, отец брал меня с собой в походы, мы поднимались в горы, плавали на челябинских озерах. Поэтому туризм и туристический бизнес всегда привлекали меня особо. А когда в 2001 году появилась возможность купить разрушенное здание на берегу Тургояка, я это сделал не задумываясь. Правда, тогда это была скорее авантюра, чем четкий бизнес-план: я потратил большую часть своего капитала. Чтобы превратить совковое учреждение здравоохранения в «Золотой пляж», требовалось переделать все до мелочей. В проект вложено порядка 5 млн долларов, в «Солнечную долину» - около 8 млн долларов. Правда, сегодня объем инвестиций, необходимый для их развития, десятикратно превышает эти суммы. Если бы я в 2001 году знал, каких вложений они потребуют, мог бы и не решиться на их покупку.

- Олег Юрьевич, почему вы решили ввязаться в туристический бизнес и во сколько обошлась покупка активов?

- В первую очередь бизнес: он растет в цене, приносит прибыль. Другой вопрос, что вкладывается эта прибыль в него же.

- Так туризм для вас - хобби или бизнес?

Парк несоветского периода
- Откуда появилась идея парка? Масштаб нездешний...


...Мы сидим с хозяином в ресторанчике на берегу озера. Сиротин смотрит на горы напротив - под последним осенним солнцем лес на них кажется золотым. Честно говоря, в его предпринимательскую нерешительность верится с трудом. Нынешний «Золотой пляж» - это отели с номерами от эконом- до премиум-класса, центр традиционной китайской медицины, яхт- и дайвинг-клубы. А пару лет назад Сиротин стал инициатором объединения туробъектов, расположенных на берегу озера, и создания Национального парка спорта, туризма и активного отдыха. Сегодня парк - это кроме «Золотого пляжа» еще и курорт «Солнечная долина», санаторий «Жемчужина Урала», отель «ФонГрад» и социальный фонд «Республика Спорт» (Москва).

Смысл объединения в том, что мы сразу стали интереснее как для туроператоров - за счет единой информационной системы и большого номерного фонда (на три отеля приходится более 300 номеров), так и для туристов - за счет широкого спектра услуг. Например, в «ФонГраде» вы найдете spa-салон, тайский массаж и парк детских развлечений, в «Пляже» есть центр китайской медицины и ночной клуб на 200 человек, а в «Жемчужине Урала» - конференц-зал на 300 мест.

- Ее на одной из «Русских недель» (организованные поездки на отечественные и зарубежные горнолыжные курорты любителей и профессионалов. - Ред.) мне подбросил многократный чемпион СССР по горнолыжному спорту Таллий Монастырев. В Испании когда-то был госпиталь для травмированных, и бывший президент олимпийского комитета Хуан Антонио Самаранч предложил сделать его местом реабилитации спортсменов национальной команды. Постепенно проект перерос в национальный парк спорта, туризма и активного отдыха. Мы решили создать нечто подобное. Начали объединять отдельные комплексы в единую систему, услуги которой были бы ориентированы как на туристов, так и на подготовку спортсменов. За эти два года нас посетили десятка два космонавтов (в том числе Муса Манаров, Геннадий Стрекалов, Сергей Крикалев, Юрий Усачев), бывали известные спортсмены - от Ирины Родниной до Николая Валуева. Знаменитый путешественник Федор Конюхов впервые встал на горные лыжи именно у нас.

- Приезжают в основном уральцы?

...В четверг с утра, когда мы приехали поговорить с Сиротиным, отель был занят процентов на 4 Клиенты - в основном пары, ни детей, ни шумных компаний. При этом курорт был готов к приему гостей на все 100: по этажам сновали бесшумные горничные, столики ресторана были сервированы по высшему разряду, шведский стол удивил русским размахом...

- Сейчас модно говорить о развитии въездного туризма…

- Расположение парка позволяет нам ориентироваться в первую очередь на региональный туризм: из Челябинска на машине до «Долины» полтора часа, из Екатеринбурга - около трех. Но приезжают из всех соседних областей. Летом соотношение туристов из Челябинской, Свердловской, Тюменской областей, Башкирии примерно одинаковое, зимой около 60% - челябинцы, 30% - екатеринбуржцы, остальные - из Тюмени, Уфы, с севера.

Лыжи всех размеров
- На официальном сайте НП СТО сказано: одна из его основных задач - «увеличение доли жителей региона, регулярно
занимающихся спортом, с сегодняшних 1 - 2% до 50% в течение ближайших 10 - 12 лет». Это уже какая-то социальная декларация…

- Развивать въездной туризм на Урале крайне сложно. Наша территория у многих ассоциируется с экологическими бедствиями в Карабаше, выбросами на «Маяке», негативную информацию постоянно поднимают и внутри страны, и за ее пределами. Развитие туриндустрии Урала будет обеспечивать именно внутренний туризм: нужно ориентироваться на местных жителей, тем более что их несколько миллионов.

А пропускная способность парка в ближайшие пять лет должна увеличиться за счет реализации масштабного проекта застройки курорта и прилегающих к нему территорий. До 2012 года на 200 га земли построим поселок на тысячу жителей, таун-хаусы, гостиницы, спортивные сооружения, магазины. Проект стал возможен благодаря участию в его разработке компании Dolomiti Superski и частно-государственному партнерству на стадии реализации.

- Почти. Долю активных туристов можно приумножить, увеличивая пропускную способность курортов и приобщая к спорту детей. С 2006 года мы совместно с администрацией Миасса проводим для школьников города «Третий урок физкультуры»: ежедневно собираем по нескольку автобусов, везем детей в «Долину». Специально для занятий горнолыжного детского клуба здесь построен корпус с классами, площадками, инвентарем. За прошлый год в рамках «Третьего урока» поставили на лыжи более 5 тысяч школьников, в этом году планируем еще около 10 тысяч. Занятия бесплатные: половину расходов, 2 - 3 млн рублей ежегодно, покрывает город, примерно столько же - мы.

- Бизнес, даже туристический, начинают замечать только тогда, когда у него появляются реализованные проекты. Власти впервые обратили на нас внимание, когда открылся «Золотой пляж», а в «Солнечной долине» мы провели крупный всероссийский турнир по горным лыжам. Сейчас как местные, так и региональные чиновники активно поддерживают проекты НП СТО, помогают создавать на курорте инженерную инфраструктуру. Например, в этом году заканчиваем строительство энергоподстанции, канализационных, очистных сооружений, и работы проводятся в режиме софинансирования: 50% вкладывает бизнес, 50% - областные власти. Кроме того, из бюджета области частично покрываются проценты по кредитам в рамках программы поддержки малого бизнеса. Все это дает новые точки роста для бизнеса. А сотрудничество с компанией Dolomiti Superski позволяет нам строить конкурентоспособные объекты европейского уровня. Привлекли бы отечественных архитекторов, получили тот же «совок»: институты, которые проектируют металлургические цеха и доменные печи, не могут заниматься разработкой горнолыжных курортов.

Кто пойдет в связке
- А когда восстанавливали здравницу, с нуля создавали горнолыжный курорт, власти не помогали?

- Слияний в ближайшее время, вероятнее всего, не будет. Планы НП СТО в основном направлены на качественное расширение объектов, увеличение числа предоставляемых парком услуг, разработку программ привлечения новых групп туристов.

- Дальше укрупняться будете?

К уровню сервиса объектов, желающих войти в НП СТО, мы предъявляем серьезные требования. Теперь, когда у меня есть опыт организации туристического бизнеса, могу с уверенностью сказать: развитие любого объекта нужно начинать с подготовки персонала. Когда в 2003 году мы запускали «Золотой пляж», не было людей, которые могли бы работать в сфере обслуживания: никто не умел быть хорошим официантом, хорошей горничной, улыбаться, создавать атмосферу гостеприимства, работать для того, чтобы другим было комфортно отдыхать. Нам пришлось потратить несколько лет: найти, собрать, обучить. Сегодня на двух объектах работает около 200 человек. Каждый год проводим несколько курсов, приглашаем российских и иностранных специалистов, посылаем лучших работников на семинары и тренинги, в том числе за границу.

Большинство туристических объектов Урала до сих пор похожи на советские, с ужасной инфраструктурой и слабой культурой обслуживания. Принципиально новые единицы турбизнеса легко пересчитать по пальцам. Высокую культуру обслуживания может обеспечить только бизнес, который развивается самостоятельно. А уральский рынок туризма пока характеризует содержание части курортов крупными промышленными предприятиями, что существенно снижает их конкурентоспособность.

Дополнительные материалы:

...Когда мы уезжали из Миасса, солнца уже не было. За окнами тянулся типичный серо-черный уральский промпейзаж.
- Олег, вы могли перебраться из Миасса в Челябинск или Екатеринбург. Почему живете здесь?
- Люблю этот город. Да и развивать здесь бизнес - не менее перспективно, но гораздо интереснее.


Главная страница :: Энергоносители :: Не возите меня в гималаи
вывоз мусора в Москве | демонтаж в Москве
Hosted by uCoz