Главная страница :: Энергоносители

«интегра» забурилась глубже Кто в генерации хозяин Скорость, качество, размер Яндекс: найдется здесь В тюрьмах детей не спасти Анатомия кризиса Бутка без убытка мягкая мебель

Сказка-быль и миф-реальностьГости давно собрались. Уже осмотрели экспозицию. Уже восхитились альбомом, который и стал поводом для встречи. А виновника торжества все не было. Кто-то предложил: «Давайте позовем». И гости с удовольствием впали в детство, вызывая художника, как Деда Мороза: «Са-жа-ев! Са-жа-ев!!!». Вполне уместно: его картины всегда немного сказочные, даже если подразумевается реализм. А выбранному имиджу Михаил Сажаев следует неуклонно: он король и делает, что хочет - или что считает нужным. Было время, когда подобное поведение вызывало скептическое отношение. Но симпатии публики изменчивы, сейчас Сажаев любим за границей (его работы приобретали Иосиф Бродский, Михаил Барышников, Майкл Йорк, Мерил Стрип и другие знаменитости) и даже, представляете, в своем отечестве. Эпатаж эпатажем, а картины картинами. Не легенда делает художника, а десять тысяч (!) уникатов: акварелей, живописных и графических работ, коллажей, выполненных в своеобразном стиле, нежном и фантазийном, резком и полемичном, разном, но всегда особом сажаевском: мир как сквозь флер сна, воспоминания, идеала.

Юз Алешковский (слева) и Михаил Сажаев (справа) - в пиджаке от Алешковского
Галерея современного искусства в Екатеринбурге открыла сезон сразу двумя экспозициями. Обе стали событиями, причем негласно спорившими друг с другом. Первая представила художественные салоны города и отличалась высокой концентрацией известных имен. Вторая была посвящена одному художнику - Михаилу Сажаеву и безоговорочно победила: личность всегда больше, чем коллектив.

А еще Сажаев на открытие выставки пригласил своего американского друга Юза Алешковского. Того, что прославился в нашей прошлой стране самиздатовскими произведениями на запретные темы, того, что сочинял и исполнял песни о Сталине и лагерной жизни. Он уже казался мифом, а Сажаев сделал его реальностью. Они много юморили, поддерживая общее амплуа маргиналов, правда, очень интеллигентных. Презентация стала творческим актом.

Если Михаил Петрович желал удивить, то ему это, как всегда, удалось. Художественный альбом - не редкость, но такого в наших палестинах не было. Он вместил в себя два: с одной стороны «Окно неясных представлений»; переворачиваем и получаем второй - «Близнец всему». Репродукции произведений сочетаются с отрывками из повестей Сажаева, заповедями для молодых и для зрелых. И в каждом - сюрприз: небольшая работа художника «вживую», оригинал, имеющий полную авторскую атрибуцию, вставляй в раму, и вот тебе готовое произведение искусства. (Что многие уже и сделали, а наиболее предприимчивые даже выставили на аукцион). Цена картинки раза в два превышает стоимость альбома - непонятный, но приятный для зрителя-покупателя экономический парадокс.

- Критики любят говорить о стиле. Но я не люблю критиков. Нет ничего проще, чем создать свой стиль. Рисуй молоток всю жизнь, и тебя будут узнавать. Гораздо сложнее делать то, что хочешь. С этим у человечества проблемы. Подмечено, что там, где в работе больше удовольствия, люди живут лучше и дольше. Но по-русски «работа», похоже, от корня «раб».

Русский космополит- Сначала о выставке. Она из разных времен, и показала многовекторного Сажаева. В том числе коллажи «Выброшенный народ», которые не очень-то вписываются в общий позитивный стиль…

Я художник универсальный, стараюсь рассмотреть жизнь в разных ее проявлениях. Серия «Выброшенный народ» - графии из домашних архивов, которые я подобрал на помойках. Народ сам себя выбросил. Правда, это было несколько лет назад, сейчас графии в грязи не валяются. Да я и не пишу больше угнетающих вещей. Такая у меня программа: не пугать человечество, оно и так напугано.

- Америка, Европа, Россия - какая разница? Я природу люблю, красивые пейзажи - они повсюду встречаются. С детства воспринимаю жизнь как цельный большой пирог. В нем есть яблочная начинка, изюм, вишенки. Где эти «вишенки», в Штатах или в Германии, не так и важно - пирог везде вкусный.

- Вы подолгу бываете в США, часть картин там и остается. В ближайшее время планируете альбомный проект в Италии. Где лучше работается?

- Космополитом в искусстве быть невозможно. Где ты родился, в какой языковой среде вырос, это влияние не изменишь никогда. Переродиться нельзя. Джозеф (sic! - Ред.) Бродский, которого в Штатах считают своим, говорил: я русский поэт, американский гражданин. Ничто не исключает ничего. Но космополитизм не так уж и плох. Меня всегда угнетали строгие национальные рамки. Завязываться на идеологии страны и даже народа для художника катастрофа. Хотя огромное количество творцов так не считают, с упоением описывают достижения, «котлованы» и вождей, к космополитизму относятся злобно. А я много поездил и знаю, что люди везде стремятся к одному и тому же.

- То есть по мироощущению вы космополит?

- Когда я что-то делаю, не думаю, кто что скажет - лишь бы получилось, как замыслил. Вообще человек живет с утра надеждой, днем трудами, вечером - усталостью. Мне кажется, это хороший процесс: и одного дня, и всей жизни.

- К чему стремитесь вы?

- Я считаю, что на моих часах день, и стараюсь его продлить. Но и вечера не боюсь, как православный христианин.

- В каком месте этого пути вы себя ощущаете?

- Меня привлекают все проявления жизни. Одной живописи или рисунка оказалось мало, потребовалось слово. Не знаю, могу ли назвать себя писателем (хотя писатель Алешковский так меня называет). Нет, наверное, я все же сочинитель. Имею четыре основных литературных труда: два завершенных и опубликованных и два готовых почти (раствор еще не схватился): «Яйцо по-сибирски» и «Совершенный никто». Последнее - расширенный автобиографический роман, название же из стихотворения Бродского, очень близкого мне поэта и человека, который ощущал себя совершенным никто.

Художник в литературе- Михаил Петрович, вы активно выражаете себя не только в изобразительном искусстве, но и в других жанрах, почему?

- Так оно и есть, если задуматься. Когда ты считаешь себя кем-то, возникает гордыня. Совершенный никто - это нечто противоположное, это смирение. Оно вовсе не значит, что меня можно доской по голове ударить, и я буду улыбаться. Это внутреннее состояние. Внутренне ударить человека достаточно сложно, если он помнит, что он совершенный никто, и жизнь просто незаслуженный подарок. Тогда он состоит в гармонии с собой и миром.

- Странно…

- Нет. Оно никогда не изменится. Но неприятие распространяется только на наше государство, не на страну как таковую, не на людей. И не надо представлять меня быком, которого дразнят красной тряпкой с названием «государство». Оно будет всегда - и культура будет всегда. Мы обречены на противостояние. Мы занимаемся в принципе одним - выживаем; но по-разному.

- В «Книге жизни города Мудоева» ощущается неприятие действительности, в которой не обнаруживается категории смысла. Изменилось ли за последние годы ваше отношение к государству?

- Необходимо понимать вот что. Все гигантские тектонические перемены в людских сообществах были подготовлены не политиками, а учеными, философами, писателями. Именно они давали первый сигнал о том, что не все в порядке: лодка тонет, а капитан напился пьян. Лучшая же форма отношений художника и власти, когда они существуют вне друг друга. Пусть власть делает свое дело, а художник - свое.

- Есть мнение, что художник и власть в вечной оппозиции друг другу. Как вы считаете?

- Я знаю, вы даже написали несколько «Сказок для бизнесменов».

В России перемены традиционно начинаются с ограбления: национальная модель у нас такая. Но сейчас основной хапок закончился, заработали экономические механизмы. Это же не кусок мяса получен, который можно просто съесть, крупной собственностью нужно уметь распорядиться. Те, кто взяли большие капиталы в свои руки, теперь, по сути, ломовики России. На них огромная ответственность. Именно бизнес сейчас двигает маховик жизни страны, который медленно-медленно, но раскручивается.

Дополнительные материалы:

- Специально для вашего журнала. Могу предложить.

Убедись, что ты - гений. Никогда не говори об этом.

Заповеди от СажаеваО 12 принципах гениальности

Учись всю жизнь.

Никаких авторитетов.

Люби модели, объекты и предметы.

Работай не только по вдохновению.

Уважай покупателей твоих картин.

Помни, что тебе могут не заплатить.

Не стыдись родителей и происхождения.

Будь богат.

1 Не льсти власти и не обслуживай ее.

1 Не думай о критиках.

Вот и все.

1 Твори на столетия, не пиши «скороспелок».

Как-то раз, лет десять назад, сидел я вместе с Юзом Алешковским на берегу реки Коннектикут. Там на живописном бревне любили собираться Бродский, Барышников, а теперь и мы. Трепались о том о сем, и я пожаловался, что ничего в России у меня никогда не выйдет, ни книги, ни альбома: все было кисло тогда. Он выслушал мои причитания молча. А потом подарил мне черный шелковый пиджак. «Первый раз наденешь, когда у тебя в России выйдет альбом». И записал это условие на лейбле. Время шло, пиджак висел ненадеванный. И вот чудо свершилось (все чудеса - подготовленные). Я - в этом пиджаке. Рядом со мной сидит Юз. Лейбл с надписью сохранился, и Юз сохранился еще лучше. И все это наяву. В России.

Байки от СажаеваО пиджаке

Непосредственно на презентации выставки и альбома Сажаева у Юза Алешковского случился день рождения. Друг вручил ему ценный подарок - инсталляцию «Тараканы»: листок бумаги с аккуратными усатыми трупиками и концептуальной подписью. «Эти пять тараканов пали в неравной борьбе с химической промышленностью России и Китая. Единственной их виной было то, что они хотели жить, любить и размножаться. Правда, за счет человека. Вечная им память». Благодарного друга смущало одно обстоятельство: как ценное произведение пройдет через таможню. Из зала поступило дельное предложение: «Тараканов лучше всего провозить в голове». Но смелый Юз решил рискнуть в открытую, предупредив: «Если меня задержат на американской территории, тут же соберу пресс-конференцию и устрою всемирный скандал, цены на твои работы еще больше взлетят!». Друзья развлекаются, публика довольна.

Тараканы от СажаеваО подарке

1 июня вступил в силу закон «О бюро кредитных историй» (БКИ), однако начать работу кредитные бюро не смогли. Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ) только 24 мая определилось с надзорным органом, который будет контролировать и регулировать деятельность этих организаций: слишком бурной оказалась дискуссия. В итоге решено, что таким органом станет ФСФР - Федеральная служба по финансовым рынкам. Однако решение МЭРТ еще должно пройти согласование в трех инстанциях: Банке России, Минфине и Минюсте. Чиновники честно признались, что на сбор всех подписей понадобится минимум десять дней. Как эту задержку воспринимают представители уже созданных юридически, но не «узаконенных» кредитных бюро? Об этом мы разговаривали с генеральным директором ЗАО «Интерфакс-Урал» Михаил Фейгин . Группа «Интерфакс» совместно с крупнейшим в мире бюро Experian выступила учредителем российского ЗАО «Кредитное бюро Экспириан-Интерфакс».

Михаил Фейгин

- Да, технически мы готовы к принятию информации от клиентов, продолжается тестирование системы бюро, отрабатывается технология работы с банками, предоставления ими информации. Пока есть открытые вопросы по регистрации и лицензированию: помимо внесения в госреестр кредитных бюро нужно получить лицензию на техническую защиту информации и организовать систему электронной цифровой подписи. Но мы можем вести полноценную деятельность и сейчас: в качестве бюро кредитных историй наша организация создана еще до принятия «Закона о кредитных историях», и у нас есть срок до 1 декабря для получения лицензии. Мы уверены, что до 1 сентября все банки, члены бюро, смогут выполнять требования, предусмотренные законом, связанные с обязательным предоставлением информации в кредитные бюро.

- Михаил Донатович, ваше бюро готово приступить к работе с клиентами?

- Мнение, в общем, справедливо, если бюро построено по схеме, не предусматривающей каких-либо дополнительных услуг клиентам. Но мы сможем, даже не имея большого архива кредитных историй, предоставить банкам услуги, которые помогут снизить риски при кредитовании сразу после запуска бюро. Например, мы будем в он-лайне проверять паспортные данные заявителей и другую информацию. Технологии и программное обеспечение «Экспириан-Интерфакс» позволяют даже уведомить банк о том, что клиент, который 20 минут назад обратился с заявкой на кредит, совершает аналогичные действия в другой, не называемой нами, кредитной организации и при этом, например, указывает разные суммы доходов. Согласитесь, есть повод к размышлению для сотрудников банка.

- Есть мнение, что БКИ начнут приносить отдачу не ранее чем через два-три года: тогда накопится статистика, на основании которой можно делать выводы о надежности заемщика.

- Наверняка в регионе будут работать и другие кредитные бюро, но в том, что на Урале у нас будут клиенты, мы не сомневаемся. Все-таки Experian - это мировой опыт и отработанные десятилетиями технологии.

- Уральские банки интересуются деятельностью бюро «Экспириан-Интерфакс»?

- Создание кредитного бюро - логичный шаг. Ведь группа - это не только агентство финансовой и экономической информации «Интерфакс-АФИ», но и рейтинговое агентство Moody's Interfax Rating Agency, база данных корпоративной информации СПАРК. Наше главное направление - представление услуг, облегчающих принятие инвестиционных решений для бизнеса. Например, система СПАРК позволяет кредитным учреждениям делать качественный анализ состояния заемщиков, как того требуют последние инструкции ЦБ. В объединенном массиве содержатся данные о 2,5 млн компаний: финансовая отчетность, регистрационные данные, квартальные отчеты, данные об аудиторах, регистраторах, ценных бумагах, руководстве и т.д.

- А какой смысл для «Интерфакса» участвовать в таком проекте?

Екатеринбург

Кредитное бюро - еще один проект, направленный на снижение издержек банков.


Главная страница :: Энергоносители :: На старте
вывоз мусора в Москве | демонтаж в Москве
Hosted by uCoz