Главная страница :: Энергоносители

Не панацея, но условие Русские летят Выбрать невозможное Укрупненным курсом Авиатакси подано. счетчик включен Не время торговать дипломами Соленая нефть Железной поступью в трех направлениях Наполовину мягкая мебель

- Валерий Викторович, в Челябинской области два объединения - ПРОМАСС и Союз промышленников и предпринимателей. Чем они отличаются и зачем нужно, чтобы их было два?

«Эксперт Урал» продолжает серию публикаций, в основе которых - материалы общения журналистов издания с представителями региональной элиты. В прошлый раз у нас в гостях был генеральный директор «Уральских авиалиний» Сергей Скуратов (см. «Тройственный союз», «Э-У» № 27 от 16.07.07). Сегодня мы задаем вопросы депутату Государственной думы и президенту челябинского регионального объединения работодателей «ПРОМАСС» Валерию Панову.

Принципиальное отличие в том, что члены ПРОМАСС - предприятия, юридические лица. Само объединение очень масштабное (около 700 предприятий и 42 территориальных подразделения).

- Я вхожу в оба: в одно - в качестве президента, во второе - вице-президента. А Виктор Рашников (председатель совета директоров Магнитогорского металлургического комбината. - Ред.) - президент СПП и вицепрезидент ПРОМАСС.

- Он объединяет руководителей крупнейших предприятий региона?

А Союз промышленников и предпринимателей - это своеобразный клуб по интересам, члены которого - физические лица.

- Союз - это площадка для переговоров или инструмент лоббизма как ПРОМАСС?

- Не только. Отбор в Союз проходит не по принципу масштаба бизнеса, который возглавляет тот или иной человек. Мы стараемся найти наиболее интересных, креативных, нестандартных предпринимателей.

Комфорт в Приполярье- Можете дать пример проблемы, которую вы решали на неформальном уровне в рамках Союза?

- Этим и интересен формат двух дружественных объединений. Если в первом мы создаем некие мостики, интерфейс между средним и малым бизнесом с одной стороны и крупным капиталом и органами власти с другой, то во втором общаемся на неформальном уровне и находим нестандартные решения, которые сложно отыскать в обычной административной форме.

Нам принципиально важно, чтобы «УП - УП» реализовывался не как сырьевой. Если, условно, Магнитка начнет возить руду с севера вместо Казахстана или Белгородской области, это еще не будет полноценным проектом. Гармонично развитие Северного Урала пойдет только тогда, когда там будут созданы условия для нормальной постоянной жизни, а не вахтовой работы. А это уже сфера деятельности малого бизнеса.

- На одном из последних заседаний, в Снежинске, мы обсуждали проект, который, я думаю, выйдет за рамки границ региона, «Урал промышленный - Урал Полярный» (УП - УП). Сегодня важно, чтобы в этот глобальный проект вошел не только крупный, но и малый бизнес. Я считаю, проект может стать пятым национальным, когда к его реализации присоединится и малое предпринимательство, и общественные организации, в том числе политические. Вот в неформальной обстановке мы как раз и обсуждали, как к проекту подключить малые предприятия.

- Концептуальное видение есть: комплексное освоение территорий должно идти по модели, принципиально отличной от той, что использовалась в прошлом веке. Тогда сначала строилось градообразующее предприятие, не важно - горнодобывающее, металлургическое или оборонное: все равно сначала возникала промзона, забор вокруг нее, а возле забора поселки, которые потом соединялись в город. Сейчас именно изза этого подхода мы имеем целый ряд проблемных территорий. Так вот, при реализации «УП - УП» нужно перевернуть эту пирамиду. Освоение территории должно идти в соответствии с новыми урбанистическими принципами. Сначала проектировать поселения, например поселки городского типа, такими, чтобы в них стало комфортно жить: чтобы было где отдохнуть после работы, можно было бы рожать и не стоять несколько лет в очереди в детские сады и школы, хватало бы объектов здравоохранения. В советское время тоже были удачные с этой точки зрения примеры создания поселений. Мне, например, очень нравится город Заречный в Свердловской области. Приятное место для жизни.

- Получилось выработать конкретные механизмы вовлечения в проект предприятий малого и среднего бизнеса?

- Станция стоит за пятьсемь километров. А сам - город в зеленой зоне. Причем строители щадяще подходили к лесу, старались не вырубать его без крайней нужды. Город спланирован по архитектурным законам и нормам, учитывающим, сколько должно быть различных сервисных учреждений на тысячу жителей. Поэтому и больших проблем, к примеру с детскими садами, там нет.

- Но Заречный тоже возник вокруг промышленного объекта - атомной электростанции…

- Городовмиллионников по проекту «УП - УП» точно не будет. Даже, может, к стотысячным показателям не сразу придем. Но принципы, о которых я говорю, от количества населения не зависят: крупный город или небольшой поселок - в нем все должно быть для комфортного проживания и развития личности.

- Вы говорите о модели создания малых городов?

- Уточню: я считаю, есть сфера деятельности для крупного бизнеса и сфера деятельности для малого. Но, очень трудно найти границу. Как нет сегодня и границ тому, что мы называем средним, малым или крупным бизнесом, но мы относим к этим категориям те или иные виды деятельности. Строительство электростанции, например, и ее эксплуатация - зона действия крупного предпринимательства. Невозможно малому с численностью сотрудников 50 - 100 человек владеть электростанцией даже малой мощности: нереально соблюсти все регламенты, потому что это объект, представляющий опасность и для окружающих, и для персонала. А аудиторские, бухгалтерские услуги, проектирование и строительство - сфера деятельности именно малого бизнеса. Я вижу такой критерий: все, что можно отдать на аутсорсинг, - поле для малого бизнеса.

- А как реализовать эти идеи на практике? Как подключить небольшие компании к глобальному проекту, в который и крупные корпорации пока не слишком спешат входить?

А за его воротами у них возникают разные потребности, и эти потребности кто­то должен удовлетворять. Вот этот кто­то - малый бизнес. Он должен приходить параллельно с крупным: идея заложена в генеральный план поселения. Так вот, если мы будем закладывать комплексное освоение территории, малому бизнесу будет комфортно существовать, и он прорастет там сам. Не нужно будет ничего инкубировать и высаживать на эту территорию.

Теперь о том, как привлекать. Понятно, что сначала должен быть некий крупный инвестор, который будет строить градообразующее предприятие. Если это горнодобывающая отрасль, значит, какой­то ГОК. Но на этом предприятии будут работать люди, а они только рабочий день находятся на предприятии.

- Я не знаю ни одного предприятия Южного Урала, кому бы этот проект не был интересен. Мы в Челябинской области вообще считаем, что идея, семечко этого проекта, родилось и прилетело от нас. Началось с того, что Виктор Рашников в 2004 году встречался с полпредом УрФО Петром Латышевым и именно тогда был поднят этот вопрос. А уже в 2005 году, когда встречались президенты Путин и Назарбаев, проект Латышева получил поддержку на уровне президента страны. Тогда обсуждались проблемы поставки руды и возможность эксплуатации северных месторождений. С тех пор проект раскрутили, и оказалось, что он всем нужен. Не только металлургам: с ними понятно. А посмотрите на машиностроение. В области производят автомобили «Урал», тракторы и бульдозеры, трубоукладчики, строительные машины, тяжелые грейдеры и множество модификаций спецтехники на их основе. Все это востребовано на этапах разведки и освоения северных месторождений. Или строительство. Там ведь нужно качественные условия создавать. Поэтому мы говорим не только о промышленных строителях, которые будут заниматься цехами, дорогами и мостами, но и о тех, кто будет строить жилье и магазины, о проектировщиках, производителях строительных и отделочных материалов.

- В чем выгода ХМАО и ЯНАО в проекте «УП - УП» понятно. А зачем этот проект Южному Уралу? Челябинские металлурги, например, готовы тратиться на него?

- Здесь нет непреодолимой проблемы. Наоборот, сегодня мы видим, как российский капитал, я бы сказал, рыщет в поисках проектов, в которые мог бы вложиться. Не так давно челябинец стал губернатором Иркутской области. И уже два вицегубернатора Челябинской области побывали там, и рассматривали привлекательные инвестиционные проекты. А территория, на которой реализуется «Урал промышленный», гораздо ближе, чем Иркутская область.

Торопиться ни к чему- Насколько проект «УП - УП» реалистичен с финансовой точки зрения? Там должно быть 75% частных инвестиций, это огромные деньги.

- Как раз в тех территориях, где еще нет полного развития, можно находить ниши, дающие очень быструю окупаемость. Почему горная промышленность считается привлекательной? В среднем строительство горнодобывающего или обогатительного комбината окупается очень долго, несколько десятилетий. Но в рамках большого проекта всегда есть маленькие - небольшая закопушка, отдельный карьер, которые очень быстро отбиваются. Как строил заводы на Урале Демидов? Были такие места, да они и сейчас есть: поднимешь камешек, а он весит в четыре раза больше, чем должен, - железняки. Проект «УП - УП», уверен, будет характеризоваться и такими быстро окупаемыми инвестиционными проектами, но только небольшого объема.

- Но ведь бизнес ищет быстроокупаемые и высокодоходные проекты. Разве «УП - УП» относится к этой категории?

- Прежде всего нужны доказанные и поставленные на учет запасы полезных ископаемых. А комплексного геологического исследования там пока не было. Работы еще идут: нет критической массы доказанных запасов. Нам по большому счету удалось только в текущем году получить деньги на геологоразведку, правда, очень немалые - миллиарды рублей заложены в бюджет. Теперь предстоит серьезная работа по самому широкому спектру научных исследований.

- На каких условиях частный инвестор пойдет в этот проект на деле, а не только одобрит его на словах?

- Первые инвестиции пойдут тогда, когда около десяти месторождений будут поставлены на государственный кадастровый учет, распределены лицензии на них. Не нужно каких­то специальных государственных решений. Сегодня есть замечательные примеры, когда частный капитал работает лучше, чем государство. Помните, какая раньше проблема была установить телефон? Сегодня мы не задумываемся, будет ли в этом поселке связь, нужно ли нам радиорелейную линию устанавливать или какуюто еще - это все дойдет автоматически. Я думаю, очень многие вопросы даже в столь крупных проектах бизнес решит сам.

- Сколько нужно времени на ее завершение?

- Вы считаете, что проекты не движутся? Но крупные инвестиционные проекты по определению не могут идти быстро. Риски, которые мы закладываем, если ускоряем реализацию крупного инвестпроекта, неизмеримо повышаются по сравнению с тем, когда проект реализуется поступательно. Спешка в разы увеличивает вероятность ошибок. Есть определенные стадии. Давайте представим, что будет, если выполнять их не последовательно, а параллельно - для ускорения. Позовем, например, проектировщиков и скажем: здесь шикарное месторождение золота, подтверждения запасов ждать не будем, проектируйте туда дорогу и ЛЭП. Проект готов, а золота не обнаружилось. Но качественная проектная часть - это минимум 10% от общего объема инвестиций. А если проект на миллиарды долларов? Кто будет отвечать? Кто на себя возьмет эти расходы? В бизнесе так и спрашивают: кто лично отвечает? Не головой, конечно, деньгами.

- Наш журнал занимается исследованиями инвестиционных проектов на территории Большого Урала, ищет рецепты, как сделать их более эффективными. По­вашему, что в первую очередь необходимо, чтобы проекты обратили на себя внимание инвесторов, стали более привлекательными для вложений, выполнялись быстрее?

- Принципиально важно. Именно поэтому сегодня многие бизнесмены рвутся в законодательные органы власти. Поверьте, те, кто становятся депутатами, далеки от идеи участвовать в дележе бюджетного пирога, не нужно им это. У них интерес в другом: чтобы на уровне и законодательной, и исполнительной власти можно было ускорить реализацию инвестиционных проектов, о которых мы говорим. Сегодня бизнес видит: часто именно на властном уровне (чаще на муниципальном, бывает, и на более высоком) чиновник не справляется с той задачей, которая сваливается на его плечи, и они хотят помочь, ускорить процесс. Во власть уже не стремятся с целью урвать что­то себе. Бизнесменам важно, чтобы чиновники закладывали в планы правильные решения.

- Насколько для успеха важно представительство крупного бизнеса в различных органах власти: от Федерального собрания до администраций на местах?

- Развитие ипотеки. Еще несколько лет назад тут и там говорили: «Я не слышал слово ипотека. Что это за буква там? Что это вообще такое?». Или: «А мы никогда не сможем получить жилье». Сегодня каждый знает - ничего экзотического в этом нет. И хоть остались у некоторых предубеждения, что берешь чужие и на время, а отдаешь свои и навсегда, что это кабала, тем не менее ипотекой активно пользуются. Государство справилось с этой задачей. Более того, может быть, развитие идет слишком быстро: очевиден обратный отрицательный эффект, когда строители не успевают за развитием спроса. Создать революцию в строительных технологиях сложнее, для этого опять же требуется реализация инвестиционных проектов, последовательная реализация, step by step. Времени минимум два года на инвестиционный проект нужно, лучше три. Квадратных метров сегодня недостаточно, а рублей горячих хоть отбавляй, цены растут.

Умное строительство- Дайте пример правильного решения.

- Я могу сказать одно: нужно увеличивать предложение. На законодательном уровне, на уровне муниципальной власти увеличивать количество участков, где можно строить. Для этого осуществлять ускоренный перевод земель из категории сельскохозяйственного назначения в земли поселений с видом разрешенного использования «жилая и общественно­деловая зона». Второй важнейший момент - развитие строительных технологий. Вдумайтесь, мы сегодня живем наработками 50 - 60х годов. Тогда было запущено панельное домостроение, и сейчас кочегарят наши домостроительные комбинаты. Потому что других нет. Мы продолжаем на максимальную мощность эксплуатировать кирпичные заводы. И в то же время существуют инновационные экономичные технологии. Каркасно­модульное домостроение, например. Оно действительно может быть гораздо быстрее и дешевле традиционных технологий. Я был в коттеджном поселке, построенном по подобной технологии: там дома на две семьи - таунхаусы с хорошей отделкой, два этажа плюс мансарда. Нормальный архитектурный и конструкционный подход. Подвала нет, фундамента тоже почти нет, он и не нужен, легкая конструкция. Материал стен - каркас из бруса и минеральноватный утеплитель внутри. Конфетка. И дешево: чему там дорого стоить? Я от застройщика узнал, что обошелся он в 10 тыс. рублей за квадратный метр. Нужно эти технологии развивать, чтобы больше было недорогого, эффективного строительства.

- Вы считаете, развитие ипотеки необходимо сдерживать?


С видом на Казахстан


На Урале появляется новое крупное машиностроительное производство. К концу года Орский вагонный завод (ОВЗ, Оренбургская область) намерен собрать несколько опытных образцов железнодорожных вагонов, а в перспективе - занять долю в 3 - 4% на рынке железнодорожного подвижного состава (включая вагоностроение и все виды ремонта) стран СНГ. В ходе реализации проекта будет создано более тысячи новых рабочих мест.

«Проект предусматривает организацию двух производств - вагоностроительного и вагоноремонтного, - сообщил “Э-У” директор Орского вагонного завода Юрий Сыровецкий. - Полностью завершить создание первого мы планируем к концу 2008 года, его проектная мощность составит 2,5 тыс. вагонов. Уже приступили к изготовлению опытных образцов. Вагоноремонтное производство появится к концу 2009 года: предполагается ремонтировать до 6,5 тыс. вагонов в год».

Еще два года назад на месте ОВЗ располагался Орский завод цветных металлов. Он специализировался на выпуске меди, никеля и сплавов на их основе. В 2005 году ОЗЦМ, состоящий из шести цехов на собственном земельном участке площадью 24 га, купил московский бизнесмен с уральскими корнями Олег Ковалев (ныне председатель совета директоров ООО «ОВЗ», также имеет бизнес, связанный с перевозками леса по РЖД). Промплощадка на границе с Казахстаном была выбрана им для реализации проекта производства и ремонта различных типов грузовых железнодорожных вагонов.

Общая стоимость проекта оценивается в 127 млн долларов. Собственные средства предприятия (включая стоимость имущественного комплекса) составят 26 млн долларов, на остальную сумму подписано кредитное соглашение с УРСА Банком. Срок окупаемости - семь лет.

Интересно, что разработчиком инвестиционного проекта выступила компания Ernst & Young, основная сфера деятельности которой - консалтинг. Основные проектные решения (генеральный план, технологическая схема производства и оборудования, транспорт, инженерное обеспечение) разработаны институтом «Гипрозаводтранс» (Харьков, Украина) и специализированными организациями - научно-внедренческим центром «Вагоны» (Санкт-Петербург) и НПФ «Техвагонмаш» (Кременчуг, Украина). Реконструкцию ведет единый подрядчик - компания «Волготрансстрой-9». Строительство вагонного завода получило одобрение главы администрации Орска.

Спрос на грузовые вагоны сегодня действительно велик, и будет только расти. Из используемых РЖД 890 тыс. грузовых вагонов 85% уже изношены (их средний возраст - 21 год) и нуждаются в замене. В то же время прирост производства в России вагонов за первое полугодие текущего года составил всего 4%. Из закупленных в этот период 40 тыс. вагонов только 32 тысячи отечественных, остальные - из Украины и Казахстана.

Вагоны, еще вагоны!
По словам Юрия Сыровецкого, основными покупателями орских вагонов будут РЖД, а также около десяти независимых частных железнодорожных операторов. С ними уже подписаны предварительные соглашения на 2008 - 2015 годы о ежегодной поставке в среднем 2 тыс. грузовых вагонов и платформ, а также о ремонте (депо и капитальном).

Президент ОАО «РДЖ» Владимир Якунин, выступая на прошедшем в конце ноября заседании Совета по железнодорожному транспорту государств-участников СНГ, обозначил потребность железных дорог России и других стран Содружества как 100 тыс. грузовых вагонов в год. И заявил: «Учитывая ограниченные возможности предприятий отечественного машиностроения в поставках необходимого объема подвижного состава, РЖД рассматривает возможность закупки вагонов китайского производства». Независимые эксперты пока отмечают низкое качество китайских вагонов в сравнении с российскими и украинскими. Но китайцы быстро учатся.

Мощности российских производителей полностью загружены. Крупнейшим остается Уралвагонзавод (Нижний Тагил, Свердловская область): в 2006 году он выпустил 16 тыс. единиц подвижного железнодорожного состава, в 2007-м планирует свыше 17 тысяч.

Нагрузи ось по максимуму
Уже сегодня железнодорожники ставят перед отечественными производителями вопрос повышения качества продукции: увеличения доремонтного пробега и нагрузки на ось, снижения массы вагонов. Директор ОВЗ признается: «Мы начинаем производство с продукции, аналогичной продукции других отечественных вагоностроительных предприятий, то есть пока будем строить морально устаревшие вагоны. Так, Уралвагонзавод и Азовмаш уже много лет пытаются внедрить в производство грузовую тележку с осевой нагрузкой до 25 тонн, а у американцев уже есть тележки с осевой нагрузкой до 40 тонн. Изучается вопрос снижения массы вагона, рассматриваются варианты использования вместо стали алюминиевых сплавов. Тогда вагон получается очень дорогой, но я считаю, что за алюминиевыми сплавами будущее. В планах нашего развития - создание грузовых вагонов нового поколения, но с какого года - пока сказать не могу».

Кроме того, в ближайшие годы следует ожидать усиления внутренней конкуренции на рынке железнодорожной техники. В частности, на базе Тихвинского завода транспортного машиностроения «Титран» (Ленинградская область) в 2009 году планируется запуск нового производства. Предполагается, что после выхода на расчетную мощность предприятие будет выпускать 10 тыс. грузовых вагонов и 4 тыс. железнодорожных тележек в год. «ВКМ-Лизинг» (дочерняя структура ОАО «Вагоностроительная компания Мордовии», Рузаевка, Мордовия) планирует инвестировать 3 млрд рублей в производство вагонов-хопперов для перевозки цемента.

Партнерами ОВЗ будут две проектные организации - тот же питерский центр «Вагоны» и КБ «Транспортеры» (Луганск, Украина). Завод будет производить три типа платформ (в том числе для перевозки леса, труб большого диаметра и контейнеров с облученными материалами), крытый универсальный вагон и два типа думпкаров (полувагонов с кузовом прямоугольной формы с пневматическим устройством для разгрузки).

На Орском вагонном заводе не планируется создание собственной инжиниринговой службы. «В этом нет необходимости, - уверен Юрий Сыровецкий. - Собственное конструкторское подразделение не может разработать большое количество вагонов, а сегодня, чтобы нормально функционировать на рынке, нужно иметь широкий модельный ряд. Проще сотрудничать с теми конструкторскими организациями, которые хорошо себя зарекомендовали».


Главная страница :: Энергоносители :: Вагончик тронется
вывоз мусора в Москве | демонтаж в Москве
Hosted by uCoz