Главная страница :: Энергоносители

«будете визитной карточкой» Желание выжить Цементом по сухому Прагматизм плюс эффективность Приготовить и посолить Коляда-place Старая песня мягкая мебель

Важных персон на открытии терминала хватало: помимо представителей региональной власти, на церемонию специально прилетели министр транспорта России Игорь Левитин и глава Росавиации Евгений Бачурин. Чиновники в голос заявляли: Кольцово - один из десяти ключевых транспортных узлов, входящих в концепцию развития аэродромной сети страны. Рассчитывают прежде всего на частного инвестора - по словам Левитина, в России на 1 рубль государственных инвестиций в аэропорты приходится 5 рублей частных. Поделили и Кольцово: «Мы будем вкладывать средства в имущество, которое принадлежит федеральному центру - взлетно-посадочные полосы, перроны, рулежные дорожки. А инвестор построит современный терминал», - сообщил министр.

В екатеринбургском аэропорту Кольцово открылся новый пассажирский терминал внутрироссийских линий. Он станет первым шагом на пути к созданию на Урале авиационного хаба федерального значения и позволит реализовать одно из ключевых конкурентных преимуществ региона - его транзитное положение.

Еще недавно региональные перевозки не окупали себя, а Кольцово не имело технической возможности воспользоваться своим транзитным положением. Сегодня пассажиропоток через Кольцово прирастает: за восемь месяцев этого года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого, он увеличился на 34,6%. Всего в 2007 году аэропорт планирует обслужить около 2,1 - 2,3 млн пассажиров. Половину пассажиропотока обеспечивает базовая компания аэропорта - «Уральские авиалинии» (УАЛ). По словам заместителя коммерческого директора авиакомпании Дмитрия Львова, УАЛ в связи с открытием нового терминала планирует в 2007 году увеличить объемы перевозок на 20% и перевезти около 1,2 млн пассажиров, в следующем году - уже 1,5 миллиона.

Что им стоитПрограмма модернизации Кольцово, основным инвестором которой выступила группа компаний «Ренова», стартовала еще в 2004 году. Всего в развитие аэропорта планируется вложить не менее 18 млрд рублей, в том числе 7 миллиардов - бюджетных.

Выиграет не только базовая авиакомпания. «У “Аэрофлота” есть политика продвижения на восток. Терминал открывает новые возможности для полетов в Юго-Восточную Азию», - объясняет заместитель начальника пресс-службы компании «Аэрофлот - Российские авиалинии» Виктор Соколов.

Терминал внутренних линий обошелся аэропорту в 1,4 млрд рублей и действительно получился современным. Его общая площадь превышает 25 тыс. кв. метров, в час он способен обслужить около 1 тыс. пассажиров: это в полтора раза больше, чем в старом. Из новинок: три телескопических трапа, системы продажи электронных билетов, общая зона ожидания. Ключевая особенность - ярко выраженная транзитная функция: предусмотрен отдельный зал, в котором пассажиры, следующие через Кольцово, смогут ожидать своего рейса, не получая багаж и не проходя повторный досмотр. По словам Дмитрия Львова, транзитное положение аэропорта позволит ему принимать пассажиров из северных и восточных регионов страны - Владивостока, Сургута - и отправлять их в другие российские регионы и за рубеж с минимальными сложностями.

Модернизацию Кольцово планируют закончить к 2015 году. Впрочем, основной ориентир - саммит ШОС 2009 года. Уже до конца 2007-го старое здание аэровокзала снесут, и начнется строительство третьей и четвертой очередей аэровокзального комплекса. Их общая площадь - 45 тыс. кв. метров, предварительная стоимость проекта - 2,8 млрд рублей. Кроме того, к саммиту в Кольцово построят гостиницу, прилегающую к зданию аэровокзала, и транспортно-логистический центр.

На дорожкуЗа свою собственность - две взлетно-посадочные полосы (ВПП) - власти возьмутся уже в этом году. В начале октября правительство Свердловской области утвердило проект их реконструкции. Его стоимость оценивается в 5,6 млрд рублей, окончание намечено на 2011 год. На первом этапе предполагается реконструировать первую ВПП: ее увеличат на 500 м и оснастят новым светосигнальным и радиотехническим оборудованием. На следующем этапе удлинят вторую полосу. Кроме того, к 2009 году правительство собирается построить третью ВПП, она увеличит пропускную способность аэропорта на 50%. Предварительная стоимость проекта - 20 млрд рублей. Основная цель реконструкции - сокращение числа задержек рейсов, в том числе из-за плохой погоды (см. «Задержка реакции», «Э-У» № 32 от 03.09.07).

Авиаперевозчики не скрывают оптимизма, но находят и повод для сомнений. «Многое зависит от того, насколько аэропорт будет использовать свои возможности. А это связано с экономическим ростом региона», - говорит Виктор Соколов из «Аэрофлота». Транзитное положение во многом обусловило функциональную стратегию аэропорта. Но именно экономический потенциал Свердловской области определит развитие Кольцово в ближайшие годы - и в перспективе позволит аэропорту стать одним из крупнейших транспортных центров страны

Планируется, что к 2010 году обновленный аэропорт будет перевозить около 4 млн пассажиров ежегодно. По словам гендиректора Кольцово Кирилла Шубина, качественного увеличения пассажиропотока аэропорт планирует добиться путем расширения транзита, открытия новых маршрутов, привлечения иностранных авиакомпаний. За счет транзитного пассажиропотока крупные западные авиахабы делают до половины перевозок - Кольцово пока только около 10%. «Обеспечение технологии обслуживания трансферных и транзитных пассажиров - одна из главных целей строительства данного терминала», - объясняет Дмитрий Львов.


Аэропорт Салехарда встретил пронизывающим арктическим ветром, карликовыми деревьями и хмурыми физиономиями милиционеров. Недружелюбность сотрудников силовых ведомств - единственный показатель того, что вы, ступив с трапа самолета на территорию ямальской столицы, пересекли государственную границу. Никаких столбов, предупреждающих знаков и пограничников с собаками.

Вместе с группой рабочих из Уфы, прилетевших на заработки, бросаюсь на штурм местных отелей. Тщетно: только что освободившиеся номера после отъезда команды санкт-петербургского губернатора Валентины Матвиенко успели занять юные шахматисты - в городе начался международный турнир.

«Цель поездки?» - спрашивает человек в погонах. Решаюсь на правду: «Границу хочу пересечь». У стража порядка начинает дергаться лицо: «Шутки шутите, а мы тут работаем между прочим». Ну ладно, совру: «Хотел местные достопримечательности посмотреть: на оленях покататься, строганины поесть, в чуме чаю попить». «Ну вот, другое дело», - успокаивается милиционер. Соврал я наполовину: чум и олени в мои планы действительно входят. Только бы вот гостиницу найти.

«Народ так и едет: то симпозиумы, то заседания Госсовета, ученые недавно приезжали из Канады, - делится впечатлениями салехардский таксист, бывший житель Челябинска, погнавшийся за длинным рублем. - Оно и понятно, скоро к нам без спецпропуска ФСБ не проедешь, а представляешь, как долго его оформлять. Вот все и любуются землей ямальской, пока это возможно». Вчерашний южноуралец прав: виды широченной Оби, убегающей в бесконечность тундры, ненцы и ханты в национальных одеждах и «летящие» над асфальтом дома заставляют забыть обо всем. Здания в условиях вечной мерзлоты ставят на сваи, которые позже прикрывают плитами, но небольшая пустота остается, а сваи не видно. Отсюда и впечатление, что жилища парят в воздухе. Самые высокие сооружения состоят всего из шести-семи этажей.

Не хватает мигрантов
Далеко до столицы от края Земли

Может, поэтому я не встретил в городе с населением в 37 тыс. человек ни одного представителя стран СНГ. Исключение составила группа азербайджанцев, по всей видимости, без разрешительных документов на проживание. Они скрывались от милиции на речном вокзале, и мое появление с аппаратом в руках привело их в полное замешательство: двое попытались выпрыгнуть через окно, остальные сбились в кучу. После рассказа о моих попытках найти границу, мигранты успокоились и заявили, что ее не видели, но о ней слышали - и хотят обойти. Через аэропорт выехать побоялись, решили паромом переправиться в Лабытнанги, а там поездом. Собственно, вариантов других нет. Салехард отрезан от Большой Земли. Если не поторопиться, Обь замерзнет, и переправы не будет. Понадобится еще два месяца, чтобы по окрепшему льду пошли машины. На время распутицы жизнь в Салехарде замирает - население живет запасами. Кстати, по этой причине в столице ЯНАО нет ни одного киоска со свежими газетами: пока их доставят - новости устареют.

Собеседник за рулем утверждает, что с введением приграничной зоны на Ямале, в которую попал и Салехард, его заработки сократились вдвое: основные клиенты - мигранты из ближнего зарубежья без регистрации - спешно покинули северные земли. Кстати, только в этом году из ЯНАО выдворено больше 20 иностранцев.

Напросился с мигрантами на паром: Лабытнанги на другой стороне Оби. Город победнее и помоложе своего 412-летнего соседа и живет во многом благодаря крупному железнодорожному узлу, связывающему Ямал с европейской частью России. Лабытнанги тоже входят в приграничную зону. Паром движется с полчаса, за это время обдуваемые всеми ветрами безавтомобильные пассажиры превращаются в «говорящие сосульки». На той стороне прощаюсь с попутчиками и иду искать полосатые столбы ну или хотя бы предупредительные знаки «Стой! Государственная граница!». Ничего похожего. Зато нахожу подработку: предложили поучаствовать в разгрузке корабля, привезшего комплекты мебели. По словам хозяина небольшой фирмы, торгующей кухнями и спальнями, надо торопиться переправить товар в Салехард. Обычно в это время Обь покрывалась тоненькой корочкой льда, в этом году теплее. Комплекты тащат в склады, которыми Лабытнанги усеяны как лесная поляна ягодами, затем паромом доставляют в окружной центр. Однако быстрым процесс не получается: с введением пограничной зоны количество грузчиков сократилось вдвое. Ситуацию значительно упростил бы мост через Обь, но когда он будет построен, достоверно не известно: еще только разработана проектная документация. Да и салехардские предприниматели опасаются, что с появлением капитальной переправы в столицу Ямала кинется бизнес из других регионов. Сейчас тоже есть конкуренция, но между собой владельцы небольших компаний научились договариваться. Более того, у мебельщиков, например, существует план слияния в случае экспансии конкурентов с Большой Земли.

: Артем Коваленко

На границе
Памятник комару: летом от этих насекомых на Ямале не скрыться


Кстати, недалеко от города расположен поселок Харп, где в заключении содержится Платон Лебедев, бывший глава компании МЕНАТЕП. По словам жителей Лабытнангов, периодически заезжие туристы просят показать им Харп и ставшую знаменитой колонию № 4.

По грунтовой дороге, построенной в середине 90-х, до поселка добираться минут 4 Местные жители, немалую часть которых составляют ханты, в основном промышляют рыбной ловлей и охотой. Бьют утку, лося. В Аксарку часто приходят оленеводы, которые рядом с поселком разбивают чумы. Когда я спросил, куда они гонят оленей, меня мягко поправили: «не гонят, а каслают». Каслают по разным районам Ямала, в основном Приуральскому и Тазовскому. Это, кстати, проблема: оленеводы периодически пересекают пограничную зону. Поэтому в закон о введении особого режима на Ямале вносятся поправки - оленеводы смогут беспрепятственно мигрировать из района в район.

В Салехард возвращаюсь с заядлыми рыбаками: на другой стороне реки мы ловим щуку на рыбьи кишки. 20 минут - и полное ведро. Но горожане моего восторга не разделяют: «Это баловство, вот белорыбица - нельма, муксун - другое дело. За ней в Аксарку надо ехать». С моими планами такая поездка совпадает: пограничники в приватной беседе рассказали, что через Аксарку проходит та самая граница, на которую я так мечтал посмотреть.


Мамонтенок сохранился только благодаря суровому арктическому климату


Чтобы зайти в чум, стучаться не нужно, просто приподнимаешь шкуру - и вперед. Для коренного населения ты гость номер один. Тебе будут предложены строганина и чай. Отказываться нельзя - обидишь людей. Оленеводы разительно отличаются от оседлого населения - розовощекие, просто пышут здоровьем. Кроме того, они, по мнению салехардцев, самая сознательная часть населения округа.

Всего в округе, по данным администрации ЯНАО, кочевой образ жизни ведут около 14 тыс. человек. В Аксарке оленеводов не всегда можно застать, поэтому для любителей экзотики недалеко от Салехарда действует Горно-Князевск. Туристический объект создан в 2001 году на месте старинного ненецкого поселка, образованного еще в XVII веке. Здесь проживали представители княжеских родов. Все экскурсии начинаются с традиционного обряда очищения огнем, туристов встречает сам обдорский князь Тайшин: его скульптура установлена в родовом доме при въезде в комплекс.

Чего стоит случай с обнаружением в этом году в излучине реки Юрибей мамонтенка: его нашел оленевод Юрий Худи. Ради того, чтобы сообщить об этом, он проехал более 170 км по тундре на «Буране» до поселка Новый Порт, затем на вертолете до поселка Яр-Сале, где передал информацию музейщикам и национальной общине. Благодаря оленеводу была быстро подготовлена и проведена экспедиция. Сейчас мамонтенок весом 50 кг находится в Салехарде в Ямало-Ненецком музейно-выставочном комплексе имени Шемановского. По словам директора комплекса Сергея Гришина, находка уникальна тем, что на теле нет никаких повреждений, отлично сохранился хобот, глаза и даже частично волосяной покров. Останки мамонтов на севере Евразийского континента находят часто. Но в основном это фрагменты скелетов. Аборигены называют мамонтов «подземными оленями». По ненецкой легенде, мамонты в далекие времена вместе с племенем сихиртя ушли под землю, где и живут до сих пор. Только в безлунные ночи они выходят на поверхность, но если свет луны или солнца застигнет их во время этой печальной прогулки, они умирают.

Охранять - не сохранять - Почему в ЯНАО введена пограничная зона?

В Аксарке один из старых рыбаков согласился показать границу. Привел в тундру и говорит: «Здесь граница, столб потом поставят». Потоптался я по границе, потоптался, но острых ощущений от пересечения заветного рубежа не почувствовал. Наверное, все-таки из-за отсутствия опознавательных знаков. С вопросом о том, когда они появятся, направился к заместителю губернатора ЯНАО Станиславу Казарезу.

- В ХМАО нефти добывают больше всех в России, но там же особый режим не вводят?

- Ямал и в советские годы был закрытой территорией, особый режим отменили в 90-х. Это стратегический район, здесь добывают 91% всего природного газа России - это 23,7% мировой добычи. А указатели, плакаты с правилами поведения на приграничной территории, пропускные пункты в аэропорту, на железнодорожных вокзалах мы сделаем в ближайшие месяцы.

- А как население отреагировало на эти нововведения?

- Потому, что на территории ХМАО, в отличие от ЯНАО, не проходит госграница. На Ямале ее общая протяженность составляет около 970 км. Граница прилегает к Северному морскому пути. Вопрос о расширении пограничной зоны вглубь ЯНАО с охватом пунктов добычи и транспортировки газа поднимался последние десять лет. Сначала было принято постановление правительства РФ, которое касалось въезда иностранцев на территорию ЯНАО, затем подготовлен приказ начальника ФСБ РФ и определена территория, подпадающая под пограничный режим. Речь идет об энергетической безопасности страны.

Понятно, что такой регион нуждается в особом внимании. Любой недосмотр - и половина Европы останется без газа. Но при этом надо отдавать отчет, что особый пропускной режим, особенно с появлением погранпунктов, должен быть максимально лояльным к привычному укладу жизни аборигенов и не мешать развитию туризма в регионе.

- Соцопрос показал, что 90% жителей Ямала с пониманием отнеслись к введению особого режима. На предприятиях, использующих иностранную рабочую силу, производственный процесс не остановился. Компании оформляют пропуска, сегодня их выдано около 50 тысяч.

…Улетая, я внимательно всматриваюсь в маленькие озерца, переплетения рек, коричневую тундру. Кто знает, может быть, через полгода доступ сюда будет открыт только тем, кто будет осваивать Полярный Урал. А уникальная культура коренных народов и природные красоты отойдут на второй план.

Вот пример. Пошел я смотреть на восстановленный деревянный Обдорский острог на берегу Оби. Тот самый, который был построен во время русской колонизации на крайнем севере Западной Сибири с приходом Ермака. Тогда ненцев звали самоедами и заставляли сдавать пушнину. И что вы думаете? Охрана исторического объекта замучила вопросами о целях поездки и советами получить разрешение на осмотр сооружения. Я туда все равно пролез, но туристы-то плюнут и пойдут в другую сторону. А жаль, посмотреть есть на что.

Карта Ямала

Дополнительные материалы:

Территория региона - 750,3 тыс. кв. км при плотности населения - 0,7 человек на 1 кв. км. По данным на 1 января 2007 года, в автономном округе постоянно проживало 527 тыс. человек, из которых 15% - сельчане. В автономном округе - самое крупное поголовье оленей в России, более 600 тыс. голов.

Что такое Ямал?С ненецкого языка переводится как «край земли». Ямало-Ненецкий АО образован 10 декабря 1930 года. Расположен в северной части Западно-Сибирской равнины и граничит: на западе - с Ненецким автономным округом и Республикой Коми, на юге - с Ханты-Мансийским АО, на востоке - с Красноярским краем. На севере омывается водами Карского моря, где проходит более 900 км государственной границы России.

Административный центр автономного округа - Салехард (бывший Обдорск, основанный казаками в 1595 году). Это единственный в мире город, расположенный на Полярном круге. Расстояние от Салехарда до Москвы - 2436 км.

По объему валового регионального продукта на душу населения ЯНАО занимает первое место среди субъектов РФ. Ямал держит четвертое место в России по уровню рождаемости.

Согласно новым правилам, жителям других регионов России, желающим посетить Ямал, необходимо получить в погрануправлении пропуск. Для этого нужно направить по почте (в том числе электронной) или факсу заявление от физического лица либо ходатайство от организации. Однако пока эти правила не действуют, и в ЯНАО можно приехать без особых документов.

Приросли границами Пограничный режим на территории Ямала действует с 1 января 2007 года. По приказу ФСБ РФ, в погранзону округа вошли Салехард, Лабытнанги, поселок Харп и Аксарковское сельское поселение Приуральского района, автомобильная дорога Салехард - Надым, Полуйский заказник, Надым, Правохеттинское сельское поселение и поселок Пангоды Надымского района, железная дорога Правохеттинский - Пангоды и Пангоды - Новый Уренгой, Новый Уренгой, поселок Уренгой Пуровского района, автомобильная дорога Уренгой - Тазовский. Кроме того, в состав приграничной зоны войдут острова, находящиеся во внутренних морских водах России и входящие в состав территории Приуральского, Ямальского, Надымского, Пуровского, Тазовского районов.


Главная страница :: Энергоносители :: Пройти по краю земли
вывоз мусора в Москве | демонтаж в Москве
Hosted by uCoz