Главная страница :: Энергоносители Соленая нефть Железной поступью в трех направлениях Наполовину Амур приглашает в технопарк Без соседа в голове Палата номер два Кто распашет асфальтовое поле Урфо vs минэкономразвития Соло для многих мягкая мебель Здесь у нас туманы и дожди Чаще всего со срывами расписания сталкиваются большие аэропорты, прежде всего - крупнейший на Урале екатеринбургский Кольцово. Авиаторы утверждают, что тут сказывается эффект масштаба - большое количество авиаперевозчиков, сложные схемы стыковок рейсов. К этому добавляются неблагоприятные метеоусловия: Кольцово расположен в низине, вокруг болота и торфяники. Эти факторы провоцируют частые туманы. Еще накануне летнего сезона у уральских туроператоров возникли опасения, что лето 2007 года может стать рекордным по количеству задержек рейсов на международных направлениях (см. «Возможен перелет», «Э-У» № 16 от 23.04.07). Причина - увеличение объемов чартерных перевозок, превышающее пропускные способности региональных аэропортов. Как объясняет и.о. гендиректора ФГУП «Пермские авиалинии» Вячеслав Текоев, проблемы часто возникают из-за того, что уральские авиакомпании используют так называемую схему «дубл-ю»: самолет, доставив туристов, вылетает в следующий город и перевозит новую партию пассажиров в уже другой пункт назначения. В цепочке может быть несколько звеньев, и сбой в одном приводит к задержкам на всех последующих рейсах. По словам начальника службы организации перевозок аэропорта Рощино (Тюмень) Сергея Пронина, задержки могут возникать из-за нехватки воздушных судов. Эта проблема обостряется летом, когда резко возрастает объем перевозок. Если в воздушном судне обнаруживается неисправность и его не допускают к полету, авиакомпании не могут выставить резервный самолет на замену. Результат - задержка рейса по техническим причинам. До последнего времени свердловчане воспринимали срывы графиков рейсов как неизбежное зло. Тем более что в мае 2007 года конфликт между УА и «Авиа-прадом» был урегулирован. Однако в конце лета терпение свердловских властей лопнуло: 23 августа представители Кольцово и авиакомпаний, работающих с аэропортом, были вызваны «на ковер» в правительство области. В первой половине 2007 года ситуацию с рейсами в Кольцово осложнил конфликт между основным свердловским авиаперевозчиком «Уральскими авиалиниями» (УА) и компанией «Авиапрад». Руководство Кольцово, отдавая предпочтение «Авиапраду», неоднократно задерживало вылеты УА на самом прибыльном московском направлении. По словам чиновника, помимо объективных причин срывов вылетов (неблагоприятных погодных условий, несвоевременного прилета самолетов и недостаточной пропускной способности терминала), есть и субъективные - технические проблемы с машинами. Кроме того, «может не явиться экипаж, или кто-либо из членов команды может быть отстранен от полетов», - добавил Леонид Гредин. Как рассказал «Э-У» заместитель министра промышленности, энергетики и науки Свердловской области Леонид Гредин, представлявший власти на встрече с авиаторами, в правительстве считают, что задержки рейсов стали слишком часты. За период с июня по 24 июля отложен 191 рейс (как поясняют в Кольцово, из 633 на международных направлениях, то есть около 30%). Не виноватые мы Первым отреагировало руководство Кольцово. Первый заместитель генерального директора по производству Анатолий Рядовой заявил, что за указанный властями период (почти два месяца) по вине аэропорта было задержано всего 1,1% международных рейсов: «Такой процент считается минимальным». По его словам, основные причины задержек - позднее прибытие рейсов, технические проблемы с самолетами, туманы и грозы (в июне 2007 года они, по сведениям аэропорта, случались в 4,6 раза чаще, чем в июле 2006 года). По официальным данным аэропорта, за июнь - июль 2007 года из 3401 самолетовылета (на всех направлениях) задержано 920 - это 27%. Львиная доля причин - позднее прибытие самолетов: в июле 2007 года, например, 213 рейсов из 47 По вине собственно аэропорта зарегистрировано 13 задержек. Для сравнения: как сообщил директор по организации авиаперевозок аэропорта Сургут Олег Цепилов, там за тот же период задержано 7% рейсов, в том числе по вине авиапредприятия - 3,4%. В этом году будет введен в эксплуатацию новый терминал Кольцово, и пропускная способность аэропорта увеличится в 2,5 раза. В перспективе через екатеринбургский порт будет проходить до 7 млн человек в год. Но свердловское правительство дожидаться этого не стало: авиаторам дали полторы недели, чтобы разобраться во внутренних причинах задержек рейсов. «Мы обсудим проблему на одном из ближайших заседаний правительства», - пообещал Леонид Гредин. Отметим, что авиапредприятия не несут существенных убытков из-за задержек рейсов. Размер издержек даже не подсчитывается. Показатели регулярности (выполнения без задержек) рейсов у ведущих свердловских авиаперевозчиков несколько хуже. По словам пресс-секретаря УА Елены Спиридович, во втором квартале 2007 года регулярность полетов УА из Кольцово составила 83,2%, в том числе по России - 75%, а на направлении Екатеринбург - Москва - 91,5%. Задержки авиаторы опять же объясняют объективными трудностями: метеоусловиями, опозданиями трансфертных пассажиров со стыковочных рейсов. И полагают, что показатели их работы «достаточно хороши». Статистика показывает, что екатеринбуржцам, действительно, приходится чаще сталкиваться с задержками вылетов, чем жителям других городов. Но сказать, что ситуация резко изменилась по сравнению с прошлым годом, нельзя. Проблемы постепенно решаются: Кольцово расширяется, авиакомпании анонсируют программу обновления парка. Да, увеличилось количество гроз. Но на погодные условия административным решением повлиять сложно. Чем же, в таком случае, объясняется внимание свердловских властей к проблеме авиаперевозок? То, что авиаторы довольны собственной работой - не удивительно. Но и потребители не считают ситуацию с вылетами в Кольцово критичной. Чаще всего претензии высказывают турфирмы: они сильнее всего страдают из-за срывов графиков перелетов. Однако, например, директор «Море Трэвел» Дмитрий Кушев сообщил «Э-У», что проблема задержек авиарейсов возникает с определенной регулярностью, и не стоит говорить о том, что она обострилась в последнее время: «За сезон 2007 года от наших клиентов нам не поступило ни одной претензии в связи с задержкой рейсов». Директор представительства Tez Tour в Екатеринбурге (сотрудничает с УА и «Авиапрадом») Игорь Авдокушин подтвердил: «Все лето летали нормально, проблем не было». Хотя в последнее время, по его мнению, задержки стали случаться часто - из-за погоды и технических проблем. Но существенных издержек турфирма не несет, они ложатся на авиакомпании. Гендиректор турфирмы «Мир» Сергей Бузько тоже оптимистичен: «Это, по сути, форс-мажор. Другое дело, что плохие погодные условия вскрыли целый комплекс проблем Кольцово. Здесь и факторы, провоцирующие появление туманов (болота и торфяники вблизи аэропорта), и плотная сетка расписаний, при которой малейшая задержка рейса вызывает сбой в работе служб аэропорта. Но я бы не стал драматизировать ситуацию». Тем более что проблемами нужно было заниматься накануне лета, а не в его конце. «Пик сезона уже прошел, в сентябре объем перевозок сократится в два раза. Времени для слотов будет больше и сдвиги в зависимости от погодных условий будут более прогнозируемыми», - поясняет эксперт. Правительство РФ планирует в ближайшие три года инвестировать в экономику России через федеральные институты развития (Банк развития, Российскую корпорацию нанотехнологий, Фонд содействия реформированию ЖКХ и инвестфонд) порядка 3,3 трлн рублей. По оценкам декана экономического факультета УрГУ Сергея Кадочникова, максимальная сумма, на которую может претендовать Свердловская область, - порядка 100 млрд рублей. Главная проблема - разработка механизмов привлечения федеральных средств. Пока по этому показателю регион занимает лишь 18-е место в России. Чтобы изменить ситуацию, считает министр экономики и труда региона Михаил Максимов, можно создать региональные институты развития, которые привлекали бы федеральные ресурсы в поддержку местных инновационных проектов. Но правительству области необходимо понять, каким образом эти институты могут развивать инновационные проекты, как они будут управляться и какими должны быть источники их финансирования. Власть и бизнес Свердловской области обсудили за круглым столом возможность создания региональных институтов развития. С помощью новых структур из федерального бюджета в регион предполагается привлечь порядка 100 млрд рублей Екатеринбург Предприниматели полагают, что институты развития не должны стать исключительно бюджетным инструментом. Как отметил председатель правления СКБ-банка Владимир Пухов, источник финансирования у них не может быть только один. Они должны привлекать любые ресурсы, но под конкретные проекты, и иметь прозрачную структуру управления. Главная страница :: Энергоносители :: Алгоритм привлечения денег |