Главная страница :: Новости

Урал с высоты дирижабля-2 Пустой базар Приказано демократизироваться В одних руках Партийное благословление Наши с уралмаша Без ipo в голове Добровольно принудительно Поддержите с воздуха мягкая мебель

В рабочем графике министра международных и внешнеэкономических связей правительства Свердловской области Виктора Кокшарова страны Евросоюза упоминаются почти так же часто, как страны СНГ. На встречи с партнерами из Европы министр отводит едва ли не половину времени.

Виктор Кокшаров

Микстура от стагнации - Виктор Анатольевич, в каких сферах сближение Среднего Урала и Европейского Союза можно считать эффективным?

Наш разговор - о специфике сотрудничества с европейцами, о новых формах работы властей Среднего Урала на европейском направлении.

Евросоюз для нас - ведущий партнер в развитии торгово-экономического сотрудничества с внешним миром. Причем это не только и не столько поставки в Европу наших металлов, продукции химпрома или деревообработки. Страны ЕС способствуют привлечению на территорию инвестиций и новейших технологий, и это очень важно для Свердловской области. Скажем, для переоснащения металлургических предприятий, как правило, используется оборудование из Германии, в сфере деревообработки - из Германии и Словении. Электротехника, оптические системы - это Франция. Уральский оптикомеханический завод, например, имеет хорошие контакты с французской фирмой Sagem. Немецкая фирма DMG поставляет станки и оборудование, компании «Voestalpine AG »

- Взаимоотношения Свердловской области со странами Евросоюза складываются очень динамично. Это торговля, весь спектр гуманитарных отношений - образование, культура. Для примера: в конце прошлого года прошли триумфальные гастроли Уральского филармонического оркестра во Франции, в Германии и Швейцарии. В Париже концерт был дан в зале «Плиель» - одном из лучших концертных залов мира: лишние билетики спрашивали за 50 метров до входа. Поддерживаются хорошие контакты с представителями государственных органов, в том числе на региональном уровне.

- Видимо, тяга к Европе объясняется тем, что уральский металл в основном экспортируется через европейские торговые площадки?

(австрийская, но входит в немецкий концерн Siemens) и SMS Demag (в составе германского концерна Schlemann Siemag) - оборудование для металлургического производства. Таким образом, в вопросах поставок техники и технологий для промышленности мы в основном ориентируемся на Европу, хотя США и Япония их тоже предлагают.

Объем денежных вложений европейских компаний и граждан в экономику Среднего Урала увеличивается. Мне понятна их логика: где еще работать, как не на развивающихся рынках? В 2005 году мы с губернатором Свердловской области были на конференции в Штутгарте с участием тогда еще канцлера ФРГ Шредера и председателя правительства РФ Фрадкова. Там выступили немецкие бизнесмены, работающие с Россией. Они прямо заявили, а канцлер их слова подтвердил: российский рынок - едва ли не единственное спасение для стагнирующей экономики Германии. Они же советовали коллегам: чтобы всерьез закрепиться на рынке, нужно не просто торговать, а инвестировать в экономику России.

- Не только. Европа - мировая законодательница мод во многих основных для экономики Среднего Урала отраслях, например в станкостроении или производстве оборудования и технологий. Не секрет, что Германия - мировой лидер по объемам экспорта. И экспортирует она в огромном количестве именно машины и механизмы.

Второй уровень - серьезные деловые круги, крупные компании и холдинги.

Здесь, на Урале, мы эти настроения европейского бизнеса улавливаем и соответствующим образом выстраиваем отношения на самых разных уровнях. Первый уровень - политический, когда, скажем, губернатор в составе правительственной делегации во главе с президентом или председателем правительства РФ едет на Запад и общается с высшим руководством европейских стран. Так, в прошлом году состоялись визиты в Финляндию, Чехию, Венгрию, Германию.

От торговли - к производству - Изменился ли характер встреч с европейцами, учитывая, что более 70% национальных законов стран-членов Евросоюза разработаны в Брюсселе?

И здесь тоже контакты возникают, когда губернатор встречается, например, с руководством RollsRoyce, Siemens. В прошлом году он специально летал во Францию для встречи с Мартеном Буигом - владельцем концерна, занимающегося строительством, связью, телекоммуникациями, машиностроением и многим другим. Обсуждался целый ряд вопросов, в частности инвестирование в строительство в Екатеринбурге жилого района Академический и гостиничных комплексов. Кроме того, организуются встречи с топ-менеджерами крупных банков. Наконец, есть контакты между предпринимателями, которые, пользуясь серьезной административной поддержкой, ищут выходы на западных контрагентов. Правительство в данном случае - своего рода толкач: мы подталкиваем бизнес, а дальше он развивает связи и контакты, исходя из своих интересов и предпочтений.

Отдельные хозяйствующие субъекты представляют не столько свои страны или Евросоюз, сколько самих себя. Зачастую это транснациональные компании, которые трудно разделить по страновому признаку.

- Нормы ЕС оказывают на нас определенное влияние. Если мы как субъект федерации подписываем соглашение, скажем, с министерством экономики и транспорта Венгрии или с министерством экономики Словении, то речь идет о документе, стандартизированном под нормы всего Европейского Союза. Но о наличии отношений субъектов федерации с Евросоюзом говорить нельзя. Мы будем выстраивать отношения с местными властями, регионами стран или, если для этого есть возможность, с самими европейскими странами, но не с ЕС как субъектом.

- Если не касаться уголовно-правового характера этой проблемы, а рассуждать сугубо с маркетинговой точки зрения, то мой совет европейским поставщикам - формируйте комплексные предложения. Это значит, что надо не просто предлагать купить технологии и оборудование, а быть готовым инвестировать в создание производства, с тем чтобы технология стала местной, российской. Желаете просто продавать - пожалуйста, работайте самостоятельно с потенциальными потребителями, участвуйте в тендерах, договаривайтесь по ценам. Но если вы намерены создать у нас производство, скажем, отопительного или газораспределительного оборудования, - другой разговор. Есть очень хорошие, важные для нас примеры. Так, предприятие «Уромгаз», которым владеют АО «Уралтрансгаз» и немецко-французский альянс Schlumberger Rombach, производит в Екатеринбурге по западным технологиям отличное оборудование для газовиков. Сейчас «Уралсевергаз» с чешскими и венгерскими фирмами налаживает производство современного оборудования для котельных. Когда проект подкрепляется финансами, а на нашу территорию переносятся технологии, мы включаем административно-политическую поддержку.

- От представителей дипломатического корпуса европейских стран нередко приходится слышать, что в России, в частности на Среднем Урале, трудно заключать контракты на поставку оборудования с государственными и муниципальными структурами. Европейцам сложно вписаться в наши, мягко говоря, таинственные процессы, часто завязанные на не вполне законные финансовые интересы конкретных людей, прежде всего чиновников…

- Тричетыре года назад обозначилась тенденция выхода промышленных холдингов, в том числе металлургических и машиностроительных, на европейские рынки. Регулярно стала появляться информация о покупке россиянами предприятий в странах Центральной и Восточной Европы. Задумка отечественных промышленников очевидна: покупая актив на Востоке Европы, в стране, уже ставшей членом ЕС или претендующей на получение этого статуса, они открывают себе весь бескрайний европейский рынок. Как вы оцениваете такую политику компаний?


Возьмем тот же Vitkovice Steel. После завершения сделки Евразхолдинг стал производить в Чехии конечный продукт, прокат, поставляя слябы с Нижнетагильского металлургического комбината. Это значит, что сократились объемы производства в Нижнем Тагиле и на других металлургических предприятиях области, где есть прокат. То есть производство продукта более высокого передела переместилось в Европу, при этом экономические интересы Свердловской области не учитывались.

- С точки зрения глобальных экономических процессов выход уральских компаний на мировой рынок вполне оправдан. И тенденция очевидна. В Румынии закрепилась Трубная металлургическая компания, Евразхолдинг купил в Чехии металлургический завод Vitkovice Steel. У Уралвагонзавода есть совместное предприятие в Эстонии, которое выпускает цистерны и продает их с маркировкой «Made in EU». Но здесь также надо учитывать интересы Свердловской области и Российской Федерации в целом. На мой взгляд, в ряде случаев этого не наблюдается.

- Опытом объединения экономических интересов, на базе которых возникает необходимость политического единения. Он может пригодиться в деятельности Евро-Азиатского экономического сообщества, где, в отличие от СНГ, внедрен принцип обязательного исполнения совместных решений. В некоторой степени ЕврАзЭС - калька с Евросоюза.

Опыт для ЕврАзЭС- Виктор Анатольевич, чем для вас как специалиста в сфере международных отношений интересен проект создания Евросоюза?

- В странах Европы существуют разные модели управления: федеративная - в Германии, достаточно жесткая иерархичная - во Франции. Но что очень важно: везде доминируют интересы граждан и гражданского общества. Основной упор делается на то, что власть должна большую часть времени заниматься защитой интересов граждан, быть ближе к народу. Это европейский подход, и он правильный.

- В какой степени опыт ЕС может быть полезен для внутренней политики России как федеративного государства?

Европа тем и ценна, что при всей схожести стран они - разные. Проезжаешь всего ничего, из Люксембурга в Бельгию, и слышишь разные языки, видишь разных людей, архитектуру, пробуешь разную кухню. При всей унификации Европа всегда будет объединением разных стран и народов, и в этом залог ее успеха. Многоголосье должно сохраниться.

Нам не надо стесняться перенимать опыт европейцев, внедрять современные технологии связи, реагирования на нужды граждан. Хотя, конечно, сами европейцы зачастую жалуются на бюрократизм и волокиту, на не всегда обоснованное доминирование Брюсселя. Да, там не все гладко. Но нужно учиться искать золотую середину.


Одной из первых к прямым инвестициям в европейские предприятия приступила Стальная группа «Мечел». Как пояснил руководитель пресс-службы «Мечела» Алексей Сотсков, «Восточную Европу компания всегда рассматривала как перспективный регион с развивающейся экономикой, обладающей огромным потенциалом».

Уральские бизнесмены одними из первых среди россиян занялись приобретением активов в Восточной и Центральной Европе. Бизнесмены рассчитывали, что появление европейских «дочек» облегчит им выход на местные рынки и позволит получить доступ к современным технологиям. Вступление стран, где расположены дочерние компании уральцев, в Евросоюз заставило владельцев предприятий столкнуться с таможенными барьерами и протекционизмом со стороны ЕС. Поход на ЗападВ 1990-е, в эпоху низких цен на металлы и политической нестабильности, российскому бизнесу было не до скупки заводов за рубежом. Ситуация изменилась с началом XXI века, когда благодаря мировой конъюнктуре позиции отечественных компаний на европейском рынке стабилизировались. По данным заместителя министра промышленности и энергетики РФ Андрея Дементьева, за девять месяцев 2006 года российский экспорт в страны ЕС составил 127,6 млрд долларов, а импорт - 40,9 млрд долларов. Возросшие доходы меткомбинатов позволили им сделать заявку на приобретение активов в Европе, прежде всего - в Восточной. Как отмечают эксперты, в странах бывшего соцлагеря наши предприниматели чувствуют себя гораздо комфортнее (см. «Граница проходит не между ЕС и неЕС, а между Западной Европой и бывшим соцлагерем»). Немаловажно и то, что промышленные активы стоят там относительно дешевле, чем в Германии или Франции.

Включение предприятия в производственную цепочку «Мечела» позволило быстро обеспечить его сырьем с материнской компании. Катанку завод начал закупать на Челябинском и Белорецком меткомбинатах. А сам «Мечел» стал зарабатывать на поставках продукции в Евросоюз: туда уходит более 80% продукции завода.

В октябре 2003 года группа приобрела литовский завод Nemuno (Каунас), рассчитанный на выпуск 100 тыс. тонн метизов в год. Как объяснял гендиректор «Мечела» Владимир Иорих, компания стремилась сделать бренд «Мечела» международным. Поэтому был проведен ребрендинг: завод получил название Mechel Nemunas.

Вслед за «Мечелом» границу перешли и другие уральские компании. Группа ЧТПЗ (контролирует Челябинский трубо-прокатный и Первоуральский новотрубный заводы) летом 2006 года приобрела 100процентный пакет акций чешского завода MSA a.s. (Бенешов). Это крупнейший производитель трубопроводной арматуры в Европе, также выпускающий специальную арматуру для атомной энергетики. Сделка была оформлена на люксембургскую компанию Arkley Capital S.a r.l., управляющую активами группы.

Затем группа сделала еще два приобретения в Румынии. В январе 2007 года «Мечел» закрыл сделку по приватизации завода Mechel Targoviste, выпускающего сортовой прокат из рядовых и специальных сталей. Сейчас идет подготовка к закрытию приватизационного контракта второго предприятия - Mechel Campia Turzii.

В ТМК рассчитывают, что после запуска оно будет производить до 250 тыс. тонн труб малого диаметра (до 159 мм).

Трубная металлургическая компания, уже контролирующая два завода в Румынии - TMKARspanOM (Слатина) и TMKResita (Решица), заинтересовалась польскими активами. Как заявил гендиректор ТМК Константин Семериков, планируется завершение сделки по приобретению Walcownia Rur Jednic. ТМК присматривается к нему уже два года. В июле 2005 года компания Sinara spanading (входит в структуру ТМК) выиграла право инвестирования в завод. Строительство принадлежащего государству предприятия ведется уже 15 лет - долгострой даже по российским меркам.

На европейский рынок устремлены взгляды не только сырьевиков. По словам начальника отдела экспорта гражданской продукции ПО «Уральский оптикомеханический завод» Александра Жовнера, оборонное предприятие, лидер в отрасли, открыло в феврале 2007 года представительство завода в Швейцарии. Перед ним поставлены задачи освоения новых рынков сбыта, привлечения инвестиций и новых технологий.

Компании, специализирующиеся на черной металлургии, тоже заинтересовались активами в Европе. В ноябре 2005 года Evraz Group получила контроль над заводом Vitkovice Steel - крупнейшим производителем листового проката в Чехии.

Бизнес анонсировал ряд инвестиционных проектов в Европе. По словам Алексея Сотскова, стальная группа «Мечел» инвестировала с момента приобретения более 38 млн долларов в Mechel Targoviste и около 34 млн долларов - в Mechel Campia Turzii. Сейчас группа разрабатывает программу капитальных затрат до 2011 года, куда войдут румынские инвестпроекты.

Пока участники рынка в целом довольны работой европейских активов и не жалеют о приобретениях. А руководство ЧТПЗ, например, не скрывает, что планирует продолжить поглощения на рынках Восточной Европы. Европейские активы «Мечела», изначально убыточные, начинают работать эффективнее. Так, каунасский завод уже через четыре месяца после сделки отрапортовал об удвоении производственных показателей. По предварительным результатам, в прошлом году комбинат Mechel Targoviste, основной зарубежный актив группы, впервые начал показывать чистую прибыль. Завод MSA a.s. после вхождения в состав ЧТПЗ в 2006 году увеличил выручку на 49% до 78,4 млн долларов.

Участники рынка опасения разделяют. В пресс-службе «Мечела» сообщили, что после вступления Литвы и Румынии в Евросоюз препятствием в работе заводов стала проблема обеспечения их сырьем из России - катанкой, поставки которой квотируются по соглашению между ЕС и Россией. Правда, в стальной группе заверяют, что после переговоров с участием Минэкономразвития вопрос снят путем выделения адресной спецквоты на поставки катанки для «дочек» «Мечела».

Европа стелет жестко Насколько успешной окажется реализация этих инвестпроектов - пока большой вопрос. Дело в том, что страны, на территории которых расположены купленные активы, успели вступить в Евросоюз. И условия игры сразу изменились. Как отмечено в открытом письме, направленном в правительство России в ноябре прошлого года Фондом развития трубной промышленности и Союзом экспортеров металлопродукции России, при расширении ЕС протекционистские ограничения, действующие на территории Евросоюза, распространяются на новых членов организации. В результате режим торговли сталью для российских предприятий может резко ухудшиться.

Будущее уральских игроков на рынках Евросоюза зависит от того, сумеют ли они адекватно реагировать на запросы европейских потребителей. Многие компании, в том числе и сам УОМЗ, доказали, что умеют приспосабливаться к специфике работы в ЕС. Но получается пока не у всех, да и сам процесс непрерывен: рынок изменчив.

Есть некоторые проблемы, связанные со спецификой рынка. По мнению Александра Жовнера, компаниям, работающим в странах ЕС, приходится сталкиваться с жесткими нетарифными ограничениями (в их числе соблюдение требований европейской сертификации, соответствие нормативной документации, требований к упаковочной таре, экологической безопасности). К качеству их продукции, особенно в высокотехнологичных сегментах, предъявляются повышенные требования (ценовые характеристики отходят на второй план, требуется обязательное сервисногарантийное обслуживание).

Дело в марке
Проникновение на рынки ЕС не зависит от размера компании. Это вопрос экономической целесообразности, считает генеральный директор ОАО Концерн «Калина» (Екатеринбург, один из лидеров российского парфюмерно­косметического рынка) Тимур Горяев

- Если есть экономическая цель, которая достигается с помощью активных поглощений, нужно выходить на европейские рынки и приобретать торговые марки. В 2005 году наш концерн купил контрольный пакет акций немецкого производителя косметики Dr.Scheller Cosmetics AG. Благодаря этому «Калина» вышла на рынки Германии, Австрии, Швейцарии, стран Восточной Европы. Концерн активно использует сбытовую сеть Dr.Scheller, получил доступ к немецким технологиям и рецептурам. Сегодня в работе совместные проекты выведения в Западную Европу марок «Калины» с использованием опыта Dr. Scheller: продукты будут адаптированы к европейскому рынку по рецептуре и дизайну.

Дополнительные материалы:

Работать в Европе гораздо безопаснее и перспективнее, чем в Китае или Латинской Америке. Если соблюдаешь правила игры, получаешь то, на что рассчитываешь. Но важно не экономить на адвокатах: это большая и очень важная составляющая затрат в любой деятельности в Западной Европе, где с юристами приходиться сверять каждый шаг, особенно в вопросах трудового законодательства и обращения с ценными бумагами.

Производство на территории ЕС не дает никаких преимуществ. Выпускать в Европе можно крайне ограниченный перечень высокотехнологичных изделий, скорее всего, штучно. Массовое производство практически невозможно. Вопрос даже не в дороговизне. Необходимость согласовывать каждый сверхурочный рабочий день с профсоюзами (даже если вы знаете, что профсоюз вас поддержит) лишает предприятие гибкости. Вы же конкурируете с американцами, японцами, корейцами, а они времени на обсуждение графика работы не тратят. В условиях, когда нужно немедленно заполнять склады продукцией, выполнять заказы, компания должна быть очень гибкой. Поэтому средства по уходу за кожей Dr. Scheller будут производиться в Екатеринбурге. Это нормальная практика. Сегодня «мерседес», собранный в Германии, не отличается от «мерседеса», собранного в ЮАР или Китае. Технологии сборки, контроля качества развиты во всем мире. Есть методика, по которой все работают. Это обезличенные технологии: немец не должен стоять над конвейером и проверять качество.

- Считается, что продукция российского машиностроения не слишком интересна западному потребителю. Что говорит опыт вашей компании: есть ли смысл вкладываться в выставки и продвижение товара в Европе?

Граница проходит не между ЕС и не ЕС, а между Западной Европой и бывшим соцлагерем
Директор по международной торговле компании PSM Hydraulics (ОАО «Пневмостроймашина») Ибадулла Сатыбалов убедился на своем опыте, что для успешного продвижения в страны третьего мира необходимо закрепиться на рынке Евросоюза

- Разница в цене не вызывает обвинений в демпинге?

- Рост конкуренции в европейской экономике привел к тому, что западные компании и потребители начали искать пути снижения цены при сохранении качества. Зачастую этого можно добиться с помощью российского оборудования. При хорошем качестве у российских производителей цены ниже, чем у конкурентов из ЕС, минимум на 30 - 35%.

Европейцы постоянно отслеживают нашу активность. В какой бы выставке мы ни участвовали, около стенда всегда появляются представители компании Rexroth, одного из крупнейших производителей в нашем сегменте. Мы постоянно контактируем с компанией Linde AG, также лидером отрасли.

- До обвинений дело не дошло, но опасения есть. В июне 2006 года к нам приезжала высокопоставленная делегация от немецких производителей гидравлики с предложениями ознакомиться и сотрудничать в поставках на российский рынок. Однако, проанализировав наши позиции внутри страны, они отказались от намерений.

- Большей упорядоченностью, зарегулированностью. И высокой планкой требований не столько к цене, сколько к другим параметрам. Чем более цивилизован рынок, тем меньшее значение для принятия решения о покупке имеет цена. На первое место выходят качество, надежность поставок, независимость от конъюнктурных изменений.

- Чем отличаются условия ведения бизнеса в ЕС от других регионов мира?

- Период налаживания контактов с новыми партнерами, например немецкими, составляет, как правило, около трех лет. Технология тут четкая: сначала ведутся переговоры, потом на месте проверяется качество технологии. Далее - поставка опытного образца, затем - опытной партии, следом - установочной и расширенной установочной партии. И только потом - серьезные серийные поставки. К этому моменту должна быть отработана система сервиса. В Европе сервис выставляется как требование, предыдущее к цене.

- Сколько времени требуется для подготовки к выходу на европейский рынок?

- Я бы сказал, что отличия есть между бывшими странами соцлагеря и Западной Европой. На Западе наши бизнесмены сталкиваются с социальными, ментальными и языковыми барьерами. В странах бывшего соцлагеря - полное взаимопонимание, и языковое, и культурное. В этом смысле Советский Союз оставил для нас хорошее наследство. В Восточной Европе условия ведения бизнеса - почти как у нас. Конечно, везде есть своя специфика, надо учитывать, что за последние 15 лет в этих странах произошли большие изменения, появилось молодое поколение, ориентированное на Запад. Но все равно работать там значительно легче: наши марки известны потребителю, техника советского производства действует до сих пор.

- Насколько отличаются правила ведения бизнеса в европейских странах, входящих в Евросоюз, и тех, что остаются за его пределами?

- А по Германии проходит такая граница?

В Западной Европе приходится учиться по ходу дела. В том числе тому, что надо производить не продукт, а товар. У некоторых российских машиностроителей понимание этого уже есть, и им легче работать.

- Насколько значим для вас европейский рынок?

- Нет, эта страна вся «западная»: немецкому правительству удалось создать однородную бизнессреду. Это достаточно мудрое решение.


Главная страница :: Новости :: Уральский выход
вывоз мусора в Москве | демонтаж в Москве
Hosted by uCoz