Главная страница :: Новости

Запахло порохом Воздушный альянс Закаляйся, если хочешь быть Накатом Ипотека, кусающая собственный хвост Мост тронулся Горящий цех холодного проката Кто начнет строить академический Большая котовасия мягкая мебель

В начале марта Трубная металлургическая компания (ТМК) объявила о создании дивизиона нефтегазового сервиса, в который войдут активы, купленные в прошлом году у ТНК-BP и приобретенные ранее. «ТМК Нефтегазсервис» будет управлять Орским машиностроительным заводом, компанией «Трубопласт» (Екатеринбург), Управлением по ремонту труб и Центральной трубной базой (ХМАО).

В 2007 году российскую трубную отрасль спасли от провала заказы нефтегазовых компаний. Замораживание проектов строительства трубопроводов может стать критичным: на внутреннем рынке трубников теснят китайцы, на внешнем - сдерживают пошлины.

В 2008 году компания рассчитывает нарастить объем сервисных работ вдвое до 3,8 млрд рублей. По словам генерального директора ТМК Константина Семерикова, это позволит диверсифицировать бизнес и снизить зависимость от ценовых колебаний на трубном рынке, а также значительно увеличить в структуре выручки долю добавленной стоимости.

Задачи, которые ставит перед сервисным подразделением руководство ТМК, - увеличение доли рынка за счет расширения ассортимента услуг, повышения их качества и покупки новых активов. Также в рамках разрабатываемой инвестпрограммы планируется завершить строительство сервисного комплекса в городе Нягань (ХМАО), приобретенного у ТНК-ВР, и увеличить мощности ремонта бесшовных труб до 1 млн штук в год.

Результаты работы отрасли в прошлом году подтверждают: профильный бизнес перестает приносить трубникам желаемые прибыли, а в условиях замедления темпов роста производства они вынуждены идти в смежные сегменты. Рынок нефтесервиса особенно привлекателен: по прогнозам аналитиков, к 2010 году он может удвоиться до 22 млрд долларов. Кроме того, техподдержка промыслового оборудования вплотную приближает трубников к их основным потребителям - нефтегазовым компаниям. А это главный козырь в борьбе с конкурентами из Китая.

Вслед за ТМК выйти на рынок нефтесервиса решила и Группа ЧТПЗ: в начале этого года она получила контроль над одним из лидеров нефтяного машиностроения - группой компаний «Алнас» (см. «От труб к наcосам» , «Э-У» № 5 от 04.02.08).







Однако, пожалуй, самое существенное влияние на российскую трубную промышленность, оказал внешний фактор - увеличение поставок более дешевой продукции из Китая и Украины. За прошлый год импорт труб в страну вырос почти на треть. «Результаты работы трубной отрасли могли быть значительно лучше, но недобросовестная конкуренция со стороны китайских трубных предприятий дестабилизировала равновесную цену, сложившуюся на нашем рынке. При этом импорт часто сопровождался занижением таможенной стоимости», - констатирует Александр Дейнеко.

Не дотянули
2007 год не стал для российской трубной отрасли таким же успешным, как предыдущий. Динамика роста была положительной - 10,2%, в натуральном выражении производство составило 8,7 млн тонн труб. Благодаря заказам нефтяников и газовиков, основные игроки рынка показали неплохие результаты: ТМК увеличила выпуск труб на 1,9% до 3,074 млн тонн, Объединенная металлургическая компания (ОМК) - на 11,5% до 1,8 млн тонн труб, Группа ЧТПЗ - 10% до 1,9 млн тонн. Финансовые результаты пока подвела только ТМК: ее выручка по МФСО выросла на 20% и превысила 4 млрд долларов.Однако темпы роста отрасли падают: в 2006 году они составили 18%. По словам директора Фонда развития трубной промышленности (ФРТП) Александра Дейнеко, это связано с завершением первой очереди нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан» (ВСТО), уменьшением плановых ремонтных работ на трубопроводах, а также снижением закупок Газпрома и Транснефти для капитального строительства и ремонтов. Но не все так плохо. «Сооружение первой очереди проекта ВСТО стимулировало нефтяные компании к росту геологоразведочных и буровых работ в Восточной Сибири. Это привело к повышению спроса на трубы категории OCTG (нефтяного сортамента: обсадные, насосно-компрессорные, буровые) с 1,32 млн тонн в 2006 году до 1,47 млн тонн в 2007 году», - не теряет оптимизма Александр Дейнеко и прогнозирует рост в этом сегменте до 1,8 - 2 млн тонн к 2010 году.Часть вины в торможении отрасли трубники перекладывают на металлургов. «Их ценовым ориентиром является мировой рынок стали, в результате для нас ценовая политика отечественных меткомбинатов становится непредсказуемой», - говорит начальник отдела маркетинга Уралтрубпрома Александр Новокрещенов. По его словам, повышение цен на металл в апреле-мае тяжело сказалось на внутреннем рынке: в среднем все виды труб подорожали на 15%.

По словам генерального директора ЗАО «Группа ЧТПЗ» Павла Пелюгина, в 2007 году темпы роста китайского импорта труб увеличились на 820%, годовой объем поставок на российский рынок достиг 235 тыс. тонн. При этом самый высокий рост наблюдается в дорогостоящих сегментах нержавеющих и шарикоподшипниковых труб. Кроме того, как отмечают в ФРТП, ситуацию усугубляет наличие большого количества импортеров трубной продукции из Китая - более 11 тыс. компаний. Ущерб российской трубной отрасли от китайского импорта в 2007 году - более 360 млн долларов.
Пошлины, действующие в отношении Украины, трубники считают неэффективными. По мнению Павла Пелюгина, адекватными защитными мерами могло бы стать увеличение ввозной таможенной пошлины для всех стран-импортеров до 20% (сейчас пошлина варьируется в пределах 5 - 15%) и распространение ее на все виды труб. В отечественных производителях он уверен: «За последние годы они реализовали масштабные программы по техперевооружению и расширению производственных мощностей и в состоянии в полном объеме удовлетворить прогнозируемые потребности национального рынка».

Задыхаясь в объятьях конкурентов
Китайские поставщики не первый год укрепляют позиции на российском рынке, пользуясь преференциями, которые Россия предоставляет Поднебесной как стране с развивающейся экономикой. По этой же причине на нее не распространяется 8-процентная пошлина на импорт труб большого диаметра (ТБД). Результат не заставил себя ждать: по условиям заключенного с АК «Транснефть» контракта до октября 2007 года китайские производители поставили для трубо­проводного проекта ВСТО 140 тыс. тонн ТБД.

В противовес агрессивному приходу китайцев российские производители могли бы усилить экспорт. Однако возможности ограничены: действие заградительных пошлин на российские бесшовные трубы, введенных в июне 2006 года Комиссией Евросоюза (КЕС), до сих пор не отменено. В мае прошлого года КЕС начала их пересмотр. По оценкам ФТРП, процесс займет порядка 18 месяцев, за это время потери отрасли вырастут до 400 млн долларов.

Однако государство идти навстречу трубникам пока не торопится, переговорный процесс с Китаем также результатов не дает. Между тем другие страны всерьез задумываются о защите своих рынков от китайской «интервенции». Так, в конце февраля Минэкономики Украины начало антидемпинговое расследование. Причиной стало резкое увеличение импорта труб из Поднебесной и сокращение собственных отгрузок на 42% за прошлый год. А Канадское управление пограничных служб приняло решение о целесообразности введения антидемпинговых пошлин на импорт из КНР бесшовных стальных и обсадных труб для нефтяных и газовых скважин в пределах 37 - 91%. Максимальную планку предлагается установить для компаний, не сотрудничающих с канадскими властями.






При этом трубники не намерены отказываться от инвестпроектов, заточенных под потребности сырьевого сектора. Так, Группа ЧТПЗ в четвертом квартале текущего года планирует запустить на Первоуральском новотрубном заводе (ПНТЗ) финишный центр для отделки труб для нефтянки мощностью 115 тыс. тонн. Второй крупный проект, который реализует группа в этом году, - начало строительства на ЧТПЗ трубоэлектросварочного цеха мощностью 600 тыс. тонн ТБД в год. ТМК увеличит в 2008 году производство обсадных, бурильных и насосно-компрессорных труб с высокогерметичными резьбовыми соединениями класса премиум в два раза, до 24 тыс. тонн. Заказами компания уже обеспечена: она выиграла тендер на поставку обсадных труб для Роснефти и заключила контракт с Газпромом.

Бег на месте
По мнению участников рынка, тенденции торможения будут превалировать и в текущем году. Главная причина - падение спроса на ТБД из-за замораживания крупных отечественных проектов, например, перенесения запуска второй очереди ВСТО на конец 2009 года. «Отсрочка реализации таких масштабных проектов, как Северо-Европейский газопровод и Балтийская трубопроводная система-2, непременно отразится на активности трубного рынка в текущем году. Спрос на внутреннем рынке ТБД может снизиться примерно на 5%. На уровне 2007 года останется спрос на нержавеющие, котельные, холоднодеформированные трубы», - отмечает Павел Пелюгин. По этой же причине Александр Дейнеко прогнозирует на 2008 - 2010 годы стагнацию потребления труб на уровне 8 - 8,2 млн тонн.
При этом цены на трубную продукцию будут расти. Прежде всего из-за неизбежного, по прогнозам аналитиков, подорожания металлов в связи с ожидаемым увеличением цен на железную руду на 65%. Российские трубники уже приступили к пошаговому подъему цен. По данным «Металл-курьера», у ТМК сварные трубы мартовской поставки подорожают на 7 - 10%, у «Уралтрубостали» (Группа ЧТПЗ) и трубных предприятий ОМК - на 4 - 5%.


Для возведения сети терминалов компании «ЕвросибТерминал» Международной финансовой корпорацией (IFC) открыта кредитная линия в размере 200 млн долларов, строительство терминала в столице УрФО оценивается в 30 - 45 млн долларов.

Александр Федына: «Терминал в Екатеринбурге будет построен к середине 2009 года»
На Средний Урал приходит частный железнодорожный оператор со своим терминалом. Одна из крупнейших в России частных транспортно-логистических компаний ЗАО «Евросиб» (СанктПетербург, управляет парком из 11,5 тыс. вагонов) намерена построить в Екатеринбурге железнодорожный логистический транспортно-распределительный центр, предназначенный для переработки контейнерных и генеральных грузов. Уральский проект, по информации директора по продажам ЗАО «ЕвросибТерминал» («дочка» «Евросиба») Александра Федыны, войдет в сеть из шести терминально-логистических центров «ЕвросибТерминала», которые строятся в Питере (два, из них один уже функционирует), Москве, Новосибирске и на границе с Китаем.

Сейчас «ЕвросибТерминал» ведет поиск в Екатеринбурге подходящего земельного участка площадью 15 - 20 га, примыкающего к магистральной сети железных дорог. Предполагается, что на территории терминала будут находиться склады класса А площадью 20 - 30 тыс. кв. метров, площадки для хранения транзитных и порожних контейнеров. Территория создаваемого Евроазиатского международного транспортно-логистического центра «ЕвросибТерминалу» не подошла: представители компании заявили, что терминал должен строиться в рамках единой сетевой концепции.

«Логистический центр в Екатеринбурге создается для развития прежде всего международных перевозок, в том числе на китайском направлении. Терминал будет принимать и выдавать грузы как на железнодорожный, так и на автомобильный транспорт», - отметил Александр Федына.


Главная страница :: Новости :: Проездом
вывоз мусора в Москве | демонтаж в Москве
Hosted by uCoz