Главная страница :: Новости

В одних руках Партийное благословление Наши с уралмаша Без ipo в голове Добровольно принудительно Поддержите с воздуха Невостребованный престиж 36,6 шага от центра Не так сели мягкая мебель

Проанализируем динамику и состояние уральского рынка бизнесобразования в минувшем году и попытаемся понять, что ждет его в ближайшей перспективе.

Конец минувшего года обозначил новую для рынка бизнесобразования тенденцию: в России объявлено о создании двух школ мирового уровня. В сентябре 2006 года заложен первый камень бизнесшколы «Сколково», ориентированной на развивающиеся рынки России, Бразилии, Индии и Китая. В 2008 году будет набран первый курс из 50 студентов по программе МВА fulltime на английском языке в Высшей школе менеджмента СПбГУ (создается в рамках нацпроекта «Образование» на базе факультета менеджмента этого университета). Общая цель бизнесшкол - сделать российское образование конкурентоспособным на мировом рынке. Этому должны способствовать развитые партнерские отношения с ведущими бизнесшколами мира и международная аккредитация, означающая соответствие мировому уровню. Международную аккредитацию сегодня имеет лишь несколько российских программ МВА (в том числе на Урале работают Московская международная высшая школа бизнеса «МИРБИС», Международный университет менеджмента ЛИНК). Между тем образовательных программ на рынке - более сотни. В преддверии вступления в ВТО проблема нормирования их качества будет приобретать все большую актуальность. Вопрос стандартизации образовательных программ в России в целом проработан недостаточно. А когда российские дипломы не будут котироваться на мировом рынке, он встанет ребром.

Лидирующие позиции в регионе сохранили «УралоСибирский Институт Бизнеса» (Екатеринбург), Учебный межотраслевой региональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов «Потенциал» (Екатеринбург), Региональный межотраслевой центр переподготовки кадров Пермского государственного технического университета.

Общий раскладВ рейтинге центров бизнесобразования, составленном АЦ «ЭкспертУрал» по итогам минувшего года, приняла участие 31 компания (в том числе 17 из Екатеринбурга, по четыре - из Перми и Челябинска, три - из Москвы, две - из Уфы, одна - из Тюмени). Большинство наших предположений относительно поведения рынка бизнесобразования в 2006 году оправдалось (см. «Время точить топоры», «Э-У» № 13 от 03.04.06). Исследование показало, что динамика рынка существенно не упала: прирост составил 26%, участниками рейтинга за год реализовано услуг на 608 млн рублей.

Существенных перемен в структуре рынка по видам программ не произошло. Наибольшим спросом со стороны клиентов попрежнему пользуется краткосрочное обучение: доля слушателей за 2006 год составила 74% против 22% по среднесрочным и 5% по долгосрочным. Но точки роста, как и предполагалось, сместились. Среднесрочка, получившая активное развитие в 2005 году, в 2006м сдала позиции, на смену ей пришло распространение долгосрочных программ: увеличение числа обученных - 14 и 53% соответственно. Выручка образовательных центров росла теми же темпами, что и число обученных. Однако за счет смещения акцентов в сторону более дорогих и длительных программ прирост слушателей центров бизнесобразования в 2006 году оказался значительно меньше, чем в 2005м: 27% против 46%.




Открытые краткосрочные программы хоть и сдали позиции, но попрежнему имеют немалый спрос: здесь наблюдается стабильный рост (23%). По мнению генерального директора Центра «Бизнес-Образование» Ольги Жигальцовой, открытые программы будут пользоваться популярностью и в дальнейшем: «Спрос формируют новые компании, которым просто нецелесообразно обучать своих сотрудников в рамках корпоративных программ, а также руководители высшего звена в рамках семинаров и тренингов приезжих гуру и звезд».

КраткосрочкаНаибольшую динамику в краткосрочном сегменте показали корпоративные программы (43%). «Корпоратив будет развиваться и в дальнейшем. Открытые семинары сохранят актуальность только для специалистов, которых в компании мало (например, для финансовых директоров или менеджеров по персоналу), все остальное уйдет в корпоратив. И это логично: таким образом можно выстроить образовательную программу под потребности бизнеса, в результате компания несет меньшие издержки в расчете на одного обученного», - говорит директор департамента бизнесобучения компании «Апрайт» Мария Черноус. «Корпоративное обучение позволяет не только развить профессиональные навыки, но и сплотить командный дух. Участие в обучающих программах ценится в бизнессреде, так как характеризует руководителя компании как прогрессивно мыслящего человека», - добавляет директор IBC Business Education Лариса Богданова.

В долгосрочном сегменте при сохранении общей положительной динамики наблюдалось снижение темпов прироста по МВА: 13% против 71% в 2005м. С точки зрения директора программ бизнесобразования Российскоамериканского института экономики и бизнеса УрГУ Людмилы Ружанской, спрос на программу МВА на региональном рынке несколько искажен: «Если сравнить наш рынок с американским, то МВА в США - это образование для молодых людей, поработавших в компании около трех лет и занявших топовые позиции. У нас же возраст клиентов МВА - как до 30 лет, так и 40 - 4 Отсюда неверное понимание сути программы и соответственно резонанс в ожиданиях. Сравнительно невысокий спрос на МВА связан и с тем, что люди, имеющие достаточно средств, предпочитают обучаться в Москве или за рубежом».

Среднесрочка и долгосрочкаВ среднесрочном сегменте наибольшую динамику показали программы профессиональной переподготовки (23%), чуть меньшую - программы повышения квалификации (18%). Рост спроса на среднесрочное обучение связан с необходимостью систематизации полученных знаний, чего часто не хватает в краткосрочном формате.


Оправдались наши ожидания и относительно уровня цен: они росли во всех трех сегментах. По мнению директора Русской школы Управления Анастасии Боровской, «категория сверхдешевых семинаров по 200 долларов за два дня практически исчезла. Значительно возросло число предложений по 500 - 600 долларов за двухдневный курс, что может свидетельствовать о начале сбалансированного формирования ценовых сегментов, принятых во всем мире».


Относительно новая и эффективная форма обучения - модульные программы. «Согласитесь, гораздо эффективнее выезжать несколько раз в полгода на модульные курсы, где за 10 - 12 часов в день со вторника по субботу в вас будут “вкачивать” знания, нежели пытаться научить чемуто ежедневно в течение такого же срока, но после работы, когда восприятие информации практически нулевое. В рамках модульного обучения нам удается полностью погрузить слушателя в учебную среду, определить уровень уже имеющихся знаний, добиться их систематизации и дополнить новыми. Неоспоримый плюс модульных программ - еще и то, что после каждого модуля у клиента появляется возможность опробовать полученные знания в действии», - аргументирует Ольга Жигальцова. Соглашается с ней и Людмила Ружанская:

НовоеДля удержания рыночных позиций и завоевания новых клиентов центры бизнесобразования ведут мониторинг рынка и исследуют свободные ниши. Так появляются новые формы и тематики обучения. «Наряду с весьма распространенными семинарами сегодня предлагаются новые формы. Например, шоу бизнесидей - формат, позволяющий получать максимальную выгоду от одного события за оптимальное время (и информацию, и практический опыт, и общение)», - отмечает Мария Черноус. По мнению Анастасии Боровской, интересным направлением стали видеокурсы: «Учитывая современный ритм жизни, этот формат обучения позволяет получить слушателям необходимую информацию в удобное для них время». Набирает обороты и обучение в «виртуальных классах». Система позволяет слушателям взаимодействовать между собой, совместно решать учебные задачи, оперативно консультироваться с преподавателями. Это удобная форма организации самостоятельной работы слушателей, ресурс, позволяющий дополнить необходимую аудиторную нагрузку.

Появление новых тематик связано с переходом от общего к частному. Появляются программы более узкой направленности: «стрессменеджмент», «эффективное делегирование», «ресторанный менеджмент», «управление строительными проектами» и т.д. Усиливаются и специализации долгосрочных программ. Последними новинками рынка стали курсы MBA со специализацией «Медицина», «Управление в инвестиционно-строительном комплексе», «Telecom», «Управление высокотехнологичными инновационными проектами», «Hightech».

«Образовательные центры, предлагающие модульные программы, идут впереди планеты всей. Эта специфичная пока форма обучения предоставляет возможность для индивидуализации и учета потребностей клиента».

ПерспективаНесмотря на внешний позитив, рост рынка сопровождается усилением диспропорций в его развитии в отдельных регионах. Подчеркнем: эта проблема характерна практически для всей сферы услуг в России. Если екатеринбургский рынок бизнесобразования насчитывает сегодня порядка 160 операторов, то в областных центрах их в разы меньше (более 60 - в Челябинске, примерно по 30 - в Тюмени и Уфе, около 25 - на рынке Перми, по 10 - 15 - в Ижевске, Оренбурге и Кургане).

Лидеры рынка идут дальше: они проводят собственные исследования аудитории с целью усовершенствования методик обучения. Так, МИРБИС разработал компетентностный подход, учитывающий индивидуальный набор компетенций слушателя с целью усиления тех, какими он обладал до поступления на программу, и формирование тех, которых ему не хватало для дальнейшего выстраивания карьеры. «Это необходимо потому, что набор определенных компетенций характеризует не только специальность, но и определенную ступень в иерархии управления компанией. Набор компетенций специалиста, например, финансовой службы, существенно отличается от набора компетенций руководителя этой службы, а тем более финансового директора», - поясняет руководитель программы «МВА - Финансовый менеджмент» МИРБИС Екатерина Лисицына.

Вторая проблема глобальна: это стандартизация образовательных бизнеспрограмм вообще и МВА в частности. Ситуацию поясняет руководитель регионального центра МИМ ЛИНК в Екатеринбурге Владимир Ромашов: «Рынок МВА на 70% заполнен программами, не имеющими международной аккредитации, а значит, не соответствующими мировому уровню. Не соответствуют мировым меркам и государственные требования по программам МВА.

По уровню и темпам развития рынка эксперты присваивают Екатеринбургу третье место в стране после Москвы и СанктПетербурга. Бизнес-школы «трех столиц» наращивают экспансию в регионы. Местные игроки при этом упускают возможность своевременного выхода на рынок и даже теряют его.

Таким образом, до зрелости рынку бизнесобразования еще далеко. Он продолжит рост, постепенно смещая акценты в пользу средне и долгосрочных программ, корпоративного обучения. Окрепнувшие лидеры из Москвы, Питера и Екатеринбурга будут усиливать специализацию, наращивать качество и уверенно «столбить» рынки в других регионах. Ожидаемый в преддверии вступления России в ВТО рост спроса на МВА будет сдерживаться отсутствием адекватной нормативной базы в сфере бизнесобразования.

В противоречие вступают, например, требования по наличию у преподавателей ученых степеней с одной стороны и опыта управления бизнесом с другой. В России вообще отсутствуют нормы качества образования в области бизнеса, что не способствует развитию этого рынка теми же темпами, которыми развивается сам бизнес». Сценарий развития событий негативен: российские дипломы не будут котироваться на мировом рынке.

Фабрики всего
Участники рынка о факторах, которые будут определять успех центров бизнесобразования и тормозить развитие рынка

Ольга Дубовицкая, исполнительный директор УралоСибирского Института Бизнеса:

Дополнительные материалы:

Елена Старостина, директор тренинговой компании «Активные формы»:


- В ближайшей перспективе успех образовательных центров будет определяться уровнем их экспансии в другие регионы. В конечном итоге выиграет та школа, которая добьется возвращения клиента: всему и сразу в бизнесе научиться невозможно. Единственным сдерживающим фактором развития рынка остается дефицит высококлассных преподавателей - бизнес развивается быстрее, чем специалисты адаптируют системные знания и опыт для передачи другим.


Владимир Синчук, директор Учебного центра «Потенциал»:


- Успех центров бизнесобразования будет определяться форматом обучения: либо это выбор в пользу отраслевой специализации, либо образовательный центр станет «фабрикой всего» с соответствующей линейкой предложения. В разы возрастет важность оперативного реагирования на запросы клиентов. Залог успеха компаний, работающих в корпоративном сегменте, - способность задать и выдержать стандарты обучения. Для открытых программ важнейший фактор - скорость «выбрасывания» на рынок тематических новинок и авторских имен. Тормозит развитие уровень тренерского состава и отсутствие стандартизации качества дополнительного профессионального образования краткосрочного формата.


Свято место занятоСпрос на платежный сервис растет по объективным причинам: рынок услуг населению бурно расширяется. Например, абонентская база сотовой связи в регионах Урала и Западной Сибири увеличилась за 2006 год, по данным АЦ «Эксперт Урал», на 16%. Между тем инфраструктура для оплаты услуг развивается не так быстро: незанятую нишу и заполнили предприниматели. Спрос с их стороны нашел предложение от производителей игровых автоматов: они переключились на выпуск терминалов из-за ужесточения государственного регулирования игрового бизнеса и, как следствие, падения продаж нового оборудования. «Игровой автомат и терминал - практически одинаковые устройства, оба принимают деньги и выдают чеки. Перенастроить производство оказалось не так сложно, поэтому рынок оказался буквально завален предложениями о продаже недорогих терминалов», - говорит владелец сети терминалов «Мобильные городские платежи» Сергей Кузнецов. Следующий толчок дал законодатель: в июле 2006 года вышел ФЗ № 140 «О внесении изменений в федеральный закон “О банках и банковской деятельности”», прописывающий правила работы платежных терминалов. А через месяц Госдума приняла поправки, разрешающие небанковским учреждениям брать деньги от населения для проведения расчетов за услуги.

На недавней встрече с руководством ЦБ РФ представители банковского сообщества впервые подняли вопрос о развитии рынка небанковских платежных терминалов - «столбиков», как окрестили их в народе. Банкиры убеждали надзорный орган: в результате несовершенства законодательства они оказались в неравных конкурентных условиях. Во-первых, требования по безопасности к «столбикам» гораздо мягче, чем к банкоматам. Во-вторых, формирующийся рынок небанковских платежей, по мнению банкиров, практически не регулируется, для организации бизнеса на нем не требуется лицензии. Между тем суммы денежных средств, проходящих через терминалы, растут. Так, информационно-аналитическое агентство «Сотовик» оценивает месячный объем этого рынка в Уральском федеральном округе в 9 млн долларов и прогнозирует его ежегодный рост на 50%. Руководитель регионального представительства Объединенной сети моментальных платежей в Екатеринбурге Алексей Голомин считает, что только в Свердловской области за 2007 год через терминалы будет проведено более 1 млрд рублей.

У каждого столбаОсновные инвестиции в организацию платежного бизнеса связаны с покупкой самого терминала (80 - 120 тыс. рублей). Кроме того, необходимо предусмотреть затраты на зарплату инкассаторам и техническим работникам. Если терминал сломается и ремонтировать его будет некому, владелец потеряет выручку, а то и лишится оборудования: «Мне известны случаи, когда в Москве терминалы одной из сетей принимали платежи, но изза неисправности деньги поступили на счет поставщика услуг только через два дня. В результате несколько платежных автоматов были серьезно повреждены недовольными клиентами», - рассказывает Сергей Кузнецов. Содержать персонал для обслуживания одного терминала невыгодно, поэтому все участники рынка говорят о необходимости создания сетей. Спорят только о масштабах. По расчетам Сергея Кузнецова, рентабельной будет сеть не менее чем из 30 терминалов, а на это потребуется как минимум 100 тыс. долларов. Владелец екатеринбургской сети терминалов Риф Файдров убежден, что прибыльной может быть сеть и из десяти терминалов. Окупаемость главным образом зависит от расположения терминала: если он находится в центре пересечения людских потоков, вложения можно окупить за год-полтора. В среднем по Екатеринбургу месячный доход с одного терминала составляет 25 - 30 тыс. рублей, а терминалы, размещенные в крупных торговых центрах, приносят до 60 тыс. рублей.

Схема организации платежей через терминал выглядит следующим образом: предприниматель покупает оборудование и заключает договор с электронной платежной системой (ЭПС), которая открывает отдельный лицевой счет (депозит) в банке. На тот счет владелец терминала вносит авансовый платеж любого размера, в пределах которого он и может принимать платежи от клиентов. После оплаты частным лицом услуги информация об операции поступает на сервер ЭПС, с депозита владельца автоматически снимается сумма платежа и перечисляется на счет поставщика услуг. Владелец терминала следит за остатком на депозите и пополняет его после инкассации терминалов. Его доход состоит из двух источников - вознаграждения платежной системы (как правило, 1,5% от суммы платежа) и комиссии, взимаемой с клиента, которую владелец устанавливает самостоятельно (3 - 5%). Платежная система в свою очередь зарабатывает на комиссионных от поставщиков услуг: операторов связи, интернетпровайдеров, банков. Пока основную клиентуру платежных систем составляют операторы сотовой связи: в их пользу через терминалы проходит в регионе до 90% платежей.

Обрисовать масштабы бизнеса на «столбиках» сложно: органа, куда бы стекалась информация, нет. Мы попытались сделать это на основе экспертных оценок самих участников рынка. Самыми крупными в регионе называют сети «Мобионика» (500 терминалов по всему УрФО), CyberCity (300 автоматов в основном в Челябинской области), «Мобильные городские платежи» (более 80 терминалов преимущественно в Екатеринбурге). Кроме того, в регион начинают приходить федеральные игроки: не так давно в Екатеринбурге появилась сеть «Элекснет», автоматы которой уже обслуживают население Москвы, СанктПетербурга, Казани и еще нескольких крупных городов.

За основное конкурентное преимущество - место - идет борьба, чем, естественно, пользуются менеджеры торговых центров. Стоимость аренды во всех крупных городах стремительно растет: так, за один квадратный метр в Екатеринбурге просят 5 тыс. рублей в месяц, а еще год назад он обходился вдвое дешевле. Исполнительный директор компании «Специалист» (сеть CyberCity) Олег Гилев говорит, что в Челябинске за аренду площади в некоторых торговых центрах приходится платить уже до 10 тыс. рублей. Сергей Кузнецов считает, что в росте цен виноваты и сами участники рынка: «Многие намеренно предлагают торговым центрам высокую плату, чтобы вытеснить конкурентов».

Таблица 1

Из-за отсутствия статистики невозможно и назвать точное число терминалов на каждой территории. Участники рынка говорят, что в Екатеринбурге установлено около 500 терминалов. Самый крупный игрок компания «КонтинентИкс» владеет 70 устройствами, столько же принадлежит фирме «Мобильные городские платежи», индивидуальный предприниматель Риф Файдров владеет сетью из 57 терминалов. Чьи остальные 300, неизвестно. Есть владельцы, которые закупили два-три, а то и один автомат полулегально, некоторые не прошли сертификацию.

Таблица 2

Характеристика рынка платежных терминаловРегионЕжемесячный объем,
млн долларовТемп прироста,
% в год РФ13048 РФ без Москвы и Санкт-Петербурга6539 УрФО951 Источник: ИАА «Сотовик»

Путь к цивилизации Именно наличие подпольного рынка платежей и беспокоит банковское сообщество. По словам заместителя председателя Уральского банковского союза Евгения Болотина, никто не знает, куда на самом деле направляются наличные деньги, собираемые с помощью терминалов, отвозит владелец автомата эту наличность в банк или нет. Чтобы хоть как-то упорядочить ситуацию, банкиры предлагают надзорному органу организовать проверку договоров: по закону, некредитные организации, принимающие от населения платежи за услуги ЖКХ и связь, должны иметь с банком агентское соглашение. Выполняется эта норма или нет, тоже никто сказать не может. Кроме того, банки предлагают ужесточить требования к терминалам и приравнять их к банкоматам. Стоимость банкомата с функцией приемa наличных в десять раз больше, чем терминала, плюс есть специальные нормы по безопасности. А «столбик» может успешно стоять на каждом углу без всяких разрешительных документов. «Если Центробанк будет предъявлять к небанковским терминалам такие же требования по уровню защищенности и условиям размещения, как к банкоматам, то стоить они будут намного дороже, чем сейчас», - считает Евгений Болотин.

Динамика прибыли со среднестатистического терминалаГородПрибыль,
долларов в месяцПрирост,
% к прошлому году Москва1420 - 20 Санкт-Петербург1200 -15 Самара1150 +5 Екатеринбург790 -10 Н.Новгород850 -15 Источник: ИАА «Сотовик»

Природа не терпит пустоты: несмотря на бурное развитие банковского сектора, инфраструктуры для обслуживания потребностей населения в финансовых операциях не хватает, и платежные терминалы заполняют этот пробел. Однако пускать этот рынок на самотек небезопасно: слишком много здесь возможностей для мошенничества. Если серьезные игроки намерены и дальше вкладываться в этот бизнес, им необходимо объединяться. Возможно, пришла пора создавать профессиональное объединение, которое будет аргументированно отстаивать их интересы в конструктивном диалоге с властью и банковским сообществом.

Участники рынка согласны, что порядок наводить надо, но не выплескивать же с водой и ребенка. Крупным игрокам тоже не нравится поведение недобросовестных коллег. Считается, что арендную плату в торговых центрах поднимают владельцы терминалов, которые зарабатывают не только на приеме платежей, но и на продаже наличности фирмамоднодневкам. В такой ситуации более логично организовать установку во всех терминалах фискальных регистраторов. Это позволит очистить рынок от нечестных предпринимателей и откровенно криминального элемента.


Главная страница :: Новости :: Умножение столбиком
вывоз мусора в Москве | демонтаж в Москве
Hosted by uCoz