Главная страница :: Новости

Правое дело Второе пришествие Ракетами по стереотипам Пермяков склонили вправо Рецепты противостояния Сохраняйте спокойствие Любите родину — мать вашу Главный капитал — человеческий Долг не может отдать только труп мягкая мебель

В стране около 600 государственных театров. По оценке председателя Союза театральных деятелей России Александра Калягина, для свободного выбора репертуара им требуется 48 тыс. артистов. В наличии около 25 тысяч. Театр укомплектован наполовину. В то время как половина же выпускников профильных учреждений уходит работать не по специальности. Нехватка и перетекание кадров, недостаток квалификации - рынок труда творческих работников содержит те же внутренние конфликты, что и другие.

«Требуется артист: молодой, рост 185 см, волосы волнистые, глаза голубые; в глазах должна просматриваться глубокая интеллигентность, во внешности в целом некая крестьянскость, руки должны быть красивыми, но заметно привычными к труду, в образе сочетаться тип социального героя и героялюбовника…». Такие запросы поступают порой во Всероссийский центр занятости работников театра. У кого есть на примете подобный типаж, пусть даже не артист, можно обращаться, трудоустроят.

Ну ты артист!В столице, впрочем, исполнителей на роль Ромео и даже Гамлета хватает. Не случайно в названии конференции присутствовало понятие «провинция». Театральные вузы распределены неравномерно: из восьми четыре находятся в Москве, один в СанктПетербурге. Их выпускники лишь в единичных случаях отправляются на периферию. Тем столица и отличается от провинции: в первой действуют центростремительные силы, во второй - центробежные.

В марте в Екатеринбурге состоялась научнопрактическая конференция «Театральное образование и театральная практика российской провинции», собравшая представителей театров, образовательных учреждений и власти. Проблемы, характерные для всей страны, подробно рассматривались на местном материале.

Есть и особо дефицитные направления, например, музыкальное. «В то время как весь театр накренился сегодня в сторону музыки и наблюдается мюзикловый бум, - петь порой некому. Беда: играть молоденьких девочек выходят пожилые тетеньки», - делится главный режиссер Екатеринбургского театра музыкальной комедии Кирилл Стрежнев.

Екатеринбург, имея собственный вуз федерального подчинения, в общем-то, не бедствует. ЕГТИ работает на огромный регион: Урал, Сибирь, Поволжье. А вот чем дальше вглубь, тем острее дефицит: в районных центрах, имеющих театры, актерский вопрос вырастает до гамлетовского: быть или не быть театру завтра. Именно так обстоит дело в Нижнем Тагиле. По словам главного режиссера драматического театра Валерия Пашнина, театр гибнет - некому играть.

Неудовлетворенный спрос на театральное образование наблюдается с двух сторон: от абитуриентов и от работодателей. Значит, нужно и дальше множить соответствующие учебные заведения? Ректор СанктПетербургской академии театрального искусства Лев Сундстрем считает, что нет: «Это лишь приведет к размыванию критериев профессионального мастерства». К тому, что расплодятся «специалисты», не владеющие основами профессии, которые артистами называются, но артистами не являются. Невозможно подготовить актера должным образом, не имея репетиционных помещений, учебного театра (эта норма закреплена в государственном образовательном стандарте). А педагоги кто? Где взять столько истинных специалистов? Чтобы погасить дефицит кадров, необходимо не открытие новых факультетов и кафедр, а преодоление пропасти между вузом и сценой, учебой и работой. Привести в театр те заблудившиеся 50, а, по некоторым данным, 70% выпускников.

Сцена плачет по молодой энергетике. А в это время молодость бушует у институтских стен. Конкурс на актерские специальности очень высокий: в ЕГТИ - до 13 человек на место. При том что артистический профиль появился и в других учебных заведениях: гуманитарном и педагогическом университетах, консерватории. Даже технические вузы, уменьшая прием на инженерные специальности, заявляют об открытии театрального направления. Пример - Российский профессионально-педагогический университет. Престиж актерской профессии не упал.

Первое, считают представители и образования, и практики, это установление крепких связей между учебными заведениями и реальными театральными коллективами. Есть успешный опыт целевой подготовки группами. Или же «покупка» театром целого курса. Так произошло два года назад: 14 выпускников екатеринбургского института отправились в Омский театр драмы и комедии. Обжились, вошли в репертуар (ряд спектаклей с их участием был поставлен курсовым педагогом-режиссером), получили первые награды.

Понятно, что всех «пропавших без вести для искусства» не вернуть. Образование не всегда синоним профессии. Не секрет, девушки порой поступают на актерский, чтобы научиться красиво ходить и говорить, ярко подавать себя и построить удачную «брачную карьеру». Молодые люди в романтическом возрасте принимают аксиому актерского существования «тяжелая жизнь - легкий кошелек», но с годами система приоритетов перекраивается, и желание поменять местами прилагательные в связке «жизнь и кошелек» уводит куда угодно, только не в искусство. Потери неизбежны. Однако их можно минимизировать.

Второе - это разнообразные совместные проекты, сопродукция вузов и театров. Как, например, популярный музыкальный спектакль «Клуб одиноких сердец». Демонстрация учебных, дипломных спектаклей на «взрослых» сценах города, участие в конкурсах и фестивалях.

А вот опыт сотрудничества ЕГТИ со «своим», екатеринбургским, ТЮЗом приостановился. Его бывший главный режиссер Вячеслав Кокорин набрал курс специально для того, чтобы ребята остались в театре и сформировали базу молодых артистов, ввел их в идущие спектакли. Но по ряду обстоятельств режиссер сменил место жительства, и студенты остались без «попечителя».

В Екатеринбурге уже несколько лет проходит всероссийская ярмарка певцов; подобная же необходима для других категорий творческой молодежи - она может стать коридором из вуза в театр. «Фестивали театральной школы проходят в Ярославле, Курске, но периодически. Если бы они были ежегодными, проблема насыщения театров молодыми кадрами во многом бы решилась», - считает проректор ЕГТИ Алексей Бадаев.

Третий фактор, способный привести выпускников в театры, очень важный и пока отсутствующий, это ярмарка артистов.

Вот сконцентрированное мнение начальника управления культуры екатеринбургской администрации Татьяны Колесниковой:

Запланировать генияОдин из острых и трудноразрешимых конфликтов российской театральной действительности - попытка совместить несовместимое, планирование того, что спланировать нельзя. Как соединить долгосрочную стратегию и непредсказуемость творчества? На конференции вопрос обсуждался в «скрытоконфликтной» атмосфере.

Алексей Бадаев: «Представьте, Союзу писателей давался бы план: “В этом году поставить культуре города десять писателей”. Трудно “заказать” и артиста: результат ясен на выходе из вуза, а то и позже». Выступление режиссера и драматурга Николая Коляды также поддержало позицию непредсказуемости творческих процессов: «Меня часто спрашивают, как так получилось, что на Урале выросла целая драматургическая школа. Скажу честно, не знаю. Не могу сказать, что это я вот так-то обучаю, поэтому они такие талантливые. А Василия Сигарева называют лучшим драматургом Европы. Олег Богаев обладает удивительным, узнаваемым стилем. Есть много других замечательных ребят. Откуда они появляются? Это загадка».

- Местные «грефы» говорят о том, что рыночная экономика закончилась, пришло время экономики плановой. Концепции развития, капитальные вложения рассчитываются на несколько лет вперед. Это касается и учреждений культуры. У муниципалитета пять театральных образований. Театр же - хозяйство большое, требует не проектного режима, а постоянного кураторства. Его руководитель должен единолично решать комплекс как творческих, так и экономических задач. Такова практика института интендантства. Был период, когда харизматики массово покинули сферу культуры, ушли в бизнес, в политику. Теперь нужно вырастить новых. Талант, воля, интеллект, чутье, предприимчивость - набор личностных качеств творческого руководителя. Мы говорим сегодня об актерах, но самый болезненный кадровый вопрос для театральной сферы - менеджерский. Ряд местных вузов готовит арт-менеджеров, но результативность их работы для города не очевидна. Поэтому была создана Екатеринбургская академия современного искусства, которая займется подготовкой специалистов для решения конкретных задач в соответствии со стратегией развития города.

Заместитель министра культуры Свердловской области Петр Стражников: «Мы не можем существовать вне тех реальных процессов, которые протекают в экономике. Необходимо переходить к современной модели финансирования - в зависимости от результатов деятельности. Что есть результат в культуре? Количество посетителей, слушателей; число новых постановок; подъем престижа профессии; повышение эффективности управления». С 1 июля в области начинается эксперимент: на новую систему переходят наиболее стабильные учреждения - академический театр драмы и государственная филармония.

Рационально объяснить многие явления искусства, действительно, невозможно. Коляда, конечно, «виновен» в возникновении школы, однако только его фигурой феномен не объяснить. То же и с современным танцем. Можно отыскать причины, почему он пышно расцвел именно на Урале. Однако само по себе наличие объективных обстоятельств еще не родит явление. В искусстве присутствует тайна, неожиданность, стечение неких скрытых энергий, его невозможно просчитать административными мерками. Но чиновники говорят: нужно.

Основные причины оттока кадров из профессии, особенно молодых, не связаны ни с системой образования, ни с качеством обучения. Они социально-экономического характера. Если в крупных центрах артист имеет возможность «подхалтурить» (участие в презентациях, концертах, съемки в кино, все это, по выражению Льва Сундстрема, позволяет «заработать право работать в театре»), то в глубинке эти возможности ограничены.

И вновь: столица или провинция?Чтобы пополнить Краснотурьинский театр артистами, город открыл спецкурс при музыкальном училище. Появились первые выпускники, пока работают по специальности. «Но если не увеличится зарплата, ребята могут уйти, - горюет директор театра кукол Лариса Мокрушина. - Пытаемся поднять разряд, но все равно это 4 тысячи рублей…».

Свердловская область объявила свой региональный национальный проект - в сфере культуры. Главная его задача обозначена так: выравнивание уровня культурного потребления между центром и окраинами. До результатов очень далеко, но первые шаги сделаны. Петр Стражников объявил на конференции о планах областного министерства увеличить зарплату в учреждениях культуры за 2007 года на 40%. По его словам, искусство и власть озабочены одними и теми же проблемами. От состояния культуры зависит экономика региона и наоборот. «Многие яркие события не состоялись бы, если бы не происходила консолидация творческих и административных сил».

Казалось бы, местные проблемы. Но это не так. Мало где вопрос о столичности и провинциальности встает так часто и так остро, как в нашей стране. Уж очень различаются Москва и Россия, центр и периферия. В цивилизованном государстве эти границы размыты, не проявляются резко. Выравнивание культурной среды, доступность культурных услуг повсюду, как в больших городах, так и в глубинке, меняет не только «их» жизнь, но влияет и на наш общий менталитет. На самом деле наличие или отсутствие театра в районном центре - вопрос не районного масштаба.

Дополнительные материалы:

Именно на консолидацию сил образования и работодателей, культуры и власти, и была направлена конференция. По мнению ее идеолога и организатора Владимира Мишарина, председателя Свердловского отделения Союза театральных деятелей, конференция может стать постоянной и вырасти из регионального уровня, так как ищет пути решения общих для страны проблем.

- Талантливые люди покидали актерскую специальность изза экономических проблем и раньше. Но если сегодня вопрос с зар-платой решается, где при поддержке муниципалитета, где благодаря политике губернатора, то жилищная проблема остается практически неразрешимой. Как молодой актерской семье приобрести жилье? Вот и уходят они из театров, особенно мужчины.

Внутри одной территории должна быть объединяющая идея

- считает председатель комиссии СТД России по экономике, социологии и организации театрального дела Лев Сундстрем

- Лев Геннадьевич, какие причины оттока кадров из театральной среды вы считаете основными?

- Мне это не кажется удивительным. Ролан Быков как-то сказал: «Искусство - это защита вечных ценностей в новых условиях». Закономерно, что именно в переломные моменты в искусстве случаются локальные и глобальные «взрывы». Когда же наступает стабилизация, для него приходит время «складывать камни», систематизироваться.

Потребность в актерах возросла и количественно. После 1985 года произошло странное явление. Рухнула промышленность, закрывались заводы, тысячи гектаров земли оставались не обработанными, а число государственных театров в это время удвоилось, появилось множество новых негосударственных. Театральное поле с тех пор стало значительно шире.

- Предположу, что конференция и задумывалась как некий «лифт» между этажами власти. Удалось ли понять друг друга представителям образования, театра и чиновникам?

- Искусству встраиваться в систему непросто. Тем более если в ней существуют межуровневые противоречия. Сегодня у нас в государстве все трехэтажное. Дом в три уровня: федеральный, субъекта федерации, муниципальный. Но внутри одной территории должна быть объединяющая идея, независимо от того, из какого бюджета что финансируется. Связи в этом «здании» должны быть не только горизонтальные, поэтажные, но и вертикальные: все мы - жильцы одного дома.


Последняя авиакатастрофа - неудачная посадка самолета Ту-134 авиакомпании UTair 17 марта в самарском аэропорту Курумоч, при которой шестеро пассажиров погибли, 21 получил травмы, - в очередной раз указала на необходимость немедленного реформирования сложившейся системы авиационной безопасности. Межгосударственный авиационный комитет РФ пока не вынес окончательного решения о причинах ЧП. Однако очевидно: подавляющее большинство авиапроисшествий (80 - 85%) в России происходят по вине человеческого фактора - это либо ошибка пилота или диспетчера, либо отказ техники, о поломках которой персоналу компании было известно еще до трагедии. Не буду голословным. В авиационных кругах считают, что перед вылетом рейса № 471 по маршруту Сургут - Самара - Белгород не работала одна из систем навигации самолета. Запись в бортовом журнале о неисправном оборудовании была, и командир корабля мог не принимать решение о вылете самолета. Однако борт в воздух подняли. Приведу другие примеры. Из числа авиапроисшествий, которые коснулись Екатеринбурга, самой страшной стала катастрофа самолета Ту-154М авиакомпании «Владивосток Авиа» 4 июля 2001 года, выполнявшего рейс Екатеринбург - Иркутск - Владивосток. Трагедия произошла изза ошибки, непростительной даже для курсантов. Борт по вине пилотов потерял скорость на третьем развороте перед посадкой. В результате погибли 145 пассажиров. В Красноярске 3 января 1994 года перед вылетом в Москву экипаж Ту-154М заметил, что неисправен стартер. Самолет вылетел и набирал высоту, пока не загорелись двигатели. Борт потерял управление. Посадить его в считанные минуты, как этого требуют правила (в случае возгорания двигателя Ту-154 необходимо приземлить в течение четырех минут, чтобы не успела отказать гидросистема), оказалось невозможно. Итог - гибель 125 человек. И снова - человеческий фактор: принято решение об эксплуатации самолета с нерабочим двигателем.

Сергей Лукьянов

Изменить сложившуюся ситуацию можно. Необходимо развивать так называемое частное партнерство с государством, в том числе в сфере формирования единой сетки тарифов оплаты труда летного персонала. Таким образом будет устранена возможность привязывать зарплату летчиков к объемам расходов топлива. Пилоты будут получать фиксированные деньги. И неважно, вовремя самолет вылетел или нет, совершил ли он вынужденную посадку, если на пути была гроза. Безусловно, в зависимости от доходов авиакомпаний государство должно субсидировать зарплату летчикам на планово убыточных предприятиях, где функционируют всего несколько рейсов. Этим авиакомпаниям тяжело справиться с материальной частью, не говоря уже об обеспечении высокой зарплаты персоналу. Но люди страдать не должны.

Почему самолеты поднимают в воздух со сломанным стартером, в грозу, с неисправными радиоприборами? Потому что авиакомпании оказывают колоссальное давление на своих летчиков. В авиационных кругах говорят (хотя официально компании в этом не признаются), что авиапредприятия начисляют зарплату летчикам в зависимости от сожженных тонн топлива и количества часов, проведенных в воздухе. В итоге пилоты вынуждены максимально экономить горючее и время. Есть даже термин «красивая посадка», когда схемы захода на аэродром сокращаются до минимального количества предпосадочного времени. Плюс полеты на запредельных высотах, где воздух более разряженный, сопротивление и расход топлива меньше. Так авиапредприятия вынуждают пилотов принимать неверные решения. В случае отказа поплатишься местом. Мне известна компания, где с летным персоналом периодически проводят беседы о неразглашении информации об авиационных происшествиях и техническом состоянии самолетов под угрозой увольнения или штрафа.

Почему мы так отличаемся от западной гражданской авиации? В России - это вообще специфическая отрасль с гигантскими административными барьерами, запутанными системами оплаты труда, неэффективным менеджментом (следствие странной приватизации, когда гигантский воздушный флот был поделен за копейки).

Выделение дотаций - сложный вопрос, но его можно решить, если пассажирские авиаперевозки объявить приоритетным национальным проектом. И мы придем к этому рано или поздно. Я не знаю ни одну развитую экономику, где авиационный транспорт не был бы лидером. По уровню пассажирских авиаперевозок можно судить о мощности государства, его научном и техническом потенциале, доходности и мобильности населения. В нашей стране самолеты старые, объемы перевозок маленькие. Самое большое количество перевозок в России зарегистрировано в 1992 году: «Аэрофлот», тогда еще монополист, поднял в воздух 110 млн человек. Столько перевозит третья авиакомпания США. А есть еще первая, вторая и четвертая (перевозящая, кстати, 100 млн человек ежегодно). Можете представить, насколько объемы перевозок в США больше, чем в России.

Только сейчас российские авиакомпании начинают брать в аренду и покупать самолеты иностранного производства, что заставляет менеджмент работать более или менее эффективно. Но для обеспечения должной безопасности этого недостаточно. Повторюсь: государственное регулирование отрасли, введение тарифной сетки оплаты труда пилотов необходимо. Может быть, в условиях свободной демократической экономики такое предложение звучит необычно. Но я не хочу быть заложником пилота, которому надо кормить себя и свою семью. Это вопрос безопасности тысяч людей, и он должен быть в приоритете.

В Европе и США вход на рынок авиаперевозок свободен, главный критерий появления новых игроков - безопасность полетов. Менеджеры компании знают, что давить на святое - зарплату пилотов - значит негативно влиять на безопасность полетов. Поэтому там и зарплата начисляется вне зависимости от сбереженного топлива.


Главная страница :: Новости :: Заложники человеческого фактора
вывоз мусора в Москве | демонтаж в Москве
Hosted by uCoz