Главная страница :: Новости

Пермяков склонили вправо Рецепты противостояния Сохраняйте спокойствие Любите родину — мать вашу Главный капитал — человеческий Долг не может отдать только труп Труба в европу Не конкуренты Вся соль — в нефти мягкая мебель

Универсального рецепта, как театру стать богатым, не существует, хотя некоторые участники семинара признавались, что надеялись такой получить. Но экономические законы художественного процесса - общие для всех.

Около сотни руководителей театров и концертных организаций со всех городов УралоЗападносибирского региона провели три дня в активнейшей работе на семинаре, организованном по инициативе Фонда культуры и искусств (США) и Ассоциации театров Урала (Россия, Екатеринбург). Лекции, беседы, обсуждения в группах, презентации: как привлекать и расходовать средства, проводить кастинг, использовать новые технологии и даже конкретно, сколько у кого просить и как благодарить. Высокомерное отношение к подобным «нетворческим» сторонам жизни и у нас отходит в прошлое. Достойно жить - необходимое условие для творчества, хотя, конечно, недостаточное. Два основных вопроса (помимо творческих) решают все театры, где бы они ни находились - как привлечь зрителей и где найти спонсоров. В главном - совпадают, однако и различий много: социальных, ментальных, даже понятийных. Слово «спонсоры», например, у нас становится непопулярным, но равноценной замены ему не нашли: «благотворители», «попечители», «социальные партнеры» не прижились. А вот американцы называют своих помощников просто - «ангелами».

Бюджет- Покажите на примере одного крупного учреждения культуры США, как формируется его бюджет.

Чем американский опыт принципиально отличается от российского и что мы можем использовать у себя - главные темы беседы с гостями.

- Бюджет Метрополитен Опера за прошлый год составил 220 млн долларов: 90 миллионов принесли пожертвования, примерно столько же - продажа билетов. Зал рассчитан на 4 тысячи зрителей, цена билета в среднем 400 долларов. Заполнить такой зал ежедневно непросто, однако именно это создает прочную финансовую основу. Большая часть остальной суммы заработана театром другими способами, помимо спектаклей.

Стивен Браун, управляющий ассоциации Метрополитен Опера (отвечает за финансы, штат, гастроли;130 собственных постановок, три премии Эмми):

- Почти никак: менее 1% (700 тыс. долларов) получено в прошлом году из бюджетов федерального и штата. Российские коллеги задают вопрос «как вы работаете с властными структурами», видимо, для вас это актуально. У нас - почти не используется.

- Как государство участвует в финансировании культуры?

- Не только. Есть небольшая группа людей, которые любят искусство и имеют большие деньги. Есть значительная группа людей, которые любят искусство и имеют некоторые деньги. И есть масса людей, которые любят искусство и дают, что могут. Мы говорим обо всех. Каждый слой формирует свою потребительскую корзину.

- В США так любят искусство, что театр может жить за счет билетов и пожертвований? Или любят искусство те, у кого есть деньги?

- По-разному. Но на саморекламу расчет не делают. В каждой программке указывается список пожертвователей на постановку, и иногда появляется обозначение «анонимно».

- У «ангелов» есть имя? Или меценаты предпочитают любить театр инкогнито?

Дэвид Янг, профессор Университета Флориды, режиссер, менеджер:

Маркетинг- Какие современные технологии применяются при работе со зрителями?

- Насколько американский опыт применим в России?

- Прежде всего интернет, а также спутниковое радио, SMSсообщения на телефоны. Эти методы важны при работе с молодежной аудиторией, они позволяют привлекать в театры новое поколение зрителей. Но они достаточно дорогостоящи и используются в зависимости от доходов театра, размеров его бюджета.

Михаил Сафронов, президент Ассоциации театров Урала, директор Екатеринбургского театра музыкальной комедии:

- Некоторые вещи нельзя использовать в том виде, в каком мы их презентовали. Главное не это. Важно включить собственное мышление, в Америке говорят - «вынуть его из ящика».

Джиллиан Пул, президент Фонда культуры и искусств США:

- Добавлю: человеческий опыт везде одинаков. Законы фандрайзинга одни, только в США по ним действуют десятилетиями, а в России - только начинают. Разница между нами даже не в законодательной базе, о чем много говорят, а в стабильности общества. Стабильность доходов населения и налоговой системы позволяет делать каналы привлечения и средств, и зрителей постоянными и надежными. Мир развивается в одном направлении, кто раньше, а кто позже, но все выходят на один путь. Главное - человеческий фактор. Овладев инструментами работы с людьми, мы тем самым можем помочь отрасли культуры и искусства.

Дополнительные материалы:

- Думаю, нет ни одной страны в мире, которая бы внесла больший вклад в искусство, чем Россия: театр, музыка, танец, литература… И мир благодарен России. Для нас привилегия в том, что мы, может быть, смогли поделиться с вами некоторыми «тайнами мастерства» по части экономической организации культуры.

Екатеринбургский театр музыкальной комедии в прошлом году заработал 18 млн рублей (22,9% бюджета), Екатеринбургский театр драмы - 11 млн рублей (20,9%). Бесспорный лидер - Свердловская государственная филармония - 45 млн рублей. Инструменты - билеты, гастроли, привлечение спонсоров в 2006 году. Общее направление развития - рост собственных доходов.

Европа - Америка транзитЕсть две основные модели финансирования искусства. Американский вариант: государство дает 5%, привлеченные средства (спонсоры, пожертвования) - 50%, остальное - собственные доходы. Европейский вариант: 50% от государства, 5% от спонсоров, остальное - собственные доходы. Россия, как всегда, ищет свой путь.


Итак, рынок поделен, лидеры известны, потенциал роста исчерпан. Надежды на дальнейшее развитие участники связывают с введением новых обязательных видов страхования, в первую очередь - гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного объекта.

1 июля этого года должен был вступить в силу закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного объекта» (ОПО). Предполагалось, что это позволит решить социальные и экологические проблемы, а кроме того, даст толчок развитию страхового рынка. Однако проект закона едва прошел первое чтение. Участники рынка не могут договориться по ряду принципиальных вопросов, прежде всего - критериям доступа на рынок. Обязательная надежда Как известно, первый серьезный импульс страховой рынок в России получил с введением обязательного страхования автогражданской ответственности - ОСАГО. Но в последние два года темпы роста этого сегмента начали снижаться. В первом квартале этого года региональный рынок ОСАГО увеличился всего на 9,8%. Для сравнения: сегмент имущественного страхования расширился на 57%, личного - на 14,3%. Для аналитиков интерес представляет уже не объем сборов по ОСАГО, а уровень выплат. Начало 2007 года по этому показателю бьет рекорды - 75,3%. Динамика заметна: годом ранее было 70,4%, в 2004м - 64,8%. Как известно, максимальный уровень выплат, который могут позволить себе страховщики, - 77%. Превышение его влечет ухудшение финансового положения страховых компаний. Не справившиеся с выполнением обязательств по ОСАГО понесут серьезные убытки, а кто-то и вообще уйдет с рынка. Игроки трех субъектов федерации уже перешли этот порог: в Пермском крае уровень выплат составил 84,7%, в Тюменской области - 80,1%, в Башкирии - 77,2%. Остальные на грани.

Заместитель генерального директора страховой компании РОСНО Александр Гульченко поддерживает коллегу: «На каком-то участке обычного производственного цикла происходит, например, выброс вредных веществ в атмосферу. Они разносятся и поражают огромную территорию в радиусе десятков километров. Это наносит ущерб и здоровью граждан, и природе, и имуществу. Нужны достаточные материальные ресурсы, чтобы максимально оперативно ликвидировать последствия аварии и компенсировать убытки пострадавшим. А если у предприятия плохое финансовое состояние? В этом случае люди вообще не получают никакого возмещения».

- Бытует мнение, что в принятии закона заинтересованы только страховые компании. На самом деле, это нужно тем, кто эксплуатирует объект и создает угрозу возникновения чрезвычайной ситуации, в том числе для людей, проживающих вблизи таких объектов, - говорит первый заместитель генерального директора компании Росгосстрах Дмитрий Маркаров.

Конечно, заключить договор страхования в добровольном порядке можно и сейчас, для этого есть закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Проблема в том, что существующие лимиты ответственности не соответствуют тем рискам, которые возникают в результате аварии при эксплуатации ОПО. «Страховые суммы по добровольному страхованию ОПО не обеспечивают реальной защиты потерпевших, - считает директор по развитию страховой компании ЮжУрал-АСКО Инна Щеткина. - Поэтому предприятия заключают договоры добровольного страхования ОПО только для получения лицензии на эксплуатацию объекта в Ростехнадзоре».

По мнению специалиста управления корпоративных продаж страховой компании «Северная казна» Анны Осиповой, плюс закона как раз в том, что ущерб будет урегулироваться посредством выплаты страховщиком компенсации пострадавшей стороне, а не через длительную процедуру взыскания ее через суд.

Цена отсечения Понятно, что страховщики не альтруисты и заботятся не только об окружающей среде и здоровье нации. Дмитрий Маркаров считает, что в целом страхование получит толчок, сравнимый с последствиями принятия закона об ОСАГО: «Тогда на рынок пришли не только серьезные финансовые ресурсы, но и профессиональные кадры. За неполные четыре года существования ОСАГО сформировалась инфраструктура, которая позволяет страховщикам работать с физическими лицами по всей стране».

Директор Центра страхования технических рисков и ответственности СК «Русский мир» (СанктПетербург) Татьяна Елистратова считает, что сегодня в России страхованием ОПО охвачено не более 10 - 15% организаций. Это связано не в последнюю очередь и с экономическими факторами: «По новому законопроекту, страхование ответственности будет относиться на себестоимость, тогда как сейчас взносы оплачиваются из прибыли организаций».

Но если все - «за», то почему законопроект не может дойти до второго чтения полтора года?

Специалисты страховых компаний сходятся во мнении, что новый вид страхования выведет рынок на более высокий уровень, он будет стимулировать компании развивать инфраструктуру, нацеленную на работу уже не с физическими лицами, а с корпоративными клиентами.

Региональные компании видят проблему в другом. По некоторым оценкам, потенциальный объем рынка обязательного страхования ОПО может составить 23 - 25 млрд рублей и тот, кто получит доступ к нему, автоматически заработает мощное конкурентное преимущество. В этой ситуации крупные игроки пытаются по максимуму использовать лоббистские возможности, к примеру, через установление жестких критериев отбора компаний, желающих заниматься страхованием ОПО (наличие собственных средств в размере не менее 1 млрд рублей и опыт осуществления аналогичного вида страхования в добровольной форме не менее двух лет). Эти попытки встречают сопротивление средних и мелких компаний.

Александр Гульченко объясняет это необходимостью тщательной проработки методики оценки рисков объектов: «Бензоколонка, располагающаяся в центре города, и гидротехническое сооружение в сельской местности, где плотность населения совсем другая, - две большие разницы. Нужны понятные и единообразные методики, которые позволят правильно рассчитывать риски уже на этапе заключения договора страхования».

Но главная причина задержки - политическая. Несмотря на всю социальную окраску, переход страхования ОПО из разряда добровольного в обязательное не встречает оптимизма в бизнессреде: это дополнительная финансовая нагрузка. В преддверии президентских выборов такие законы практически не имеют шансов на принятие. Так что завершения работы над проектом в лучшем случае можно ожидать в 2008 году.

«Крупные московские компании пытаются отсечь основную массу страховщиков якобы на том основании, что последние не смогут профессионально подойти к организации этого вида страхования. На самом деле это ни что иное, как очередная попытка крупных игроков переделить рынок в свою пользу», - убежден президент ассоциации региональных медицинских страховщиков «Территория» Максим Стародубцев.


Главная страница :: Новости :: Вредный закон
вывоз мусора в Москве | демонтаж в Москве
Hosted by uCoz