Главная страница :: Новости

Молоко убежало Подешевеет — налетят Новый сухой закон Индикаторы рынка черных и цветных металлов, 3 квартал 2008 Дорогой читатель! Человеческий рост мягкая мебель

«Доверительное» управлениеЛетопись «Оскона» можно вести с 1988 года. Тогда в рамках конверсии союзный Минатомпром принял решение об организации на Чепецком механическом заводе производства техники для молокозаводов. К 1991 году здесь выпускали в месяц до 140 штук сыродельных ванн, до 60 единиц емкостей для транспортировки молока. Но уже в 1992м стало очевидно: у молокозаводов нет средств не только на приобретение нового оборудования, но и на то, чтобы расплатиться с хозяйствами за поставки молока. К этому времени «Оскон» выделился в самостоятельное юридическое лицо. Для выживания срочно необходим был новый рынок сбыта. И он нашелся.

Ставка на молодых инженеров и конструкторов позволяет «Оскону» своевременно реагировать на требования рынка
Город Глазов, где находится «Оскон», в географическом смысле - типичное захолустье: от Москвы почти полторы тысячи верст, население - чуть более 100 тысяч человек. Но захолустье это непростое, из тех, что в немалом количестве были созданы при советской власти для решения «стратегических задач». Градообразующее предприятие - Чепецкий механический завод, бывшее звено ВПК - до сих пор остается единственным в стране циркониевым производством, продукция которого необходима для оснащения атомных электростанций. Столичным духом прибывших лет 50 назад на предприятие специалистов из Москвы, Ленинграда и других крупных городов до сих пор пропитан здешний городской уклад. «Оскон» сформировался в этой среде. Каждый четвертый из 200 работающих на предприятии - с высшим образованием.«Оскон» занимает сегодня третье место среди российских производителей оборудования для молочной промышленности. Его опыт показывает: региональный бизнес может быть успешным при условии отказа от стереотипа провинциала - наивного и боязливого.

Интересно, что крестьяне для «Оскона» - больше чем просто заказчики: они акционеры. В 1992 году «Оскон» приватизировали не совсем стандартно: 51% акций выкупили работники предприятия, 49% - колхозники, именно те, кто нуждался в молочном оборудовании. В 1993м провели две дополнительные эмиссии: акции распространили по той же схеме. Выпуск 1994 года смогли выкупить уже все желающие. Кстати, название «Оскон» в переводе с удмуртского означает «доверие».

Когда крестьянские хозяйства решили не ждать милости от молокозаводов и самостоятельно заниматься переработкой молока, им потребовалось оборудование для небольших объемов, до 10 тонн в сутки. Верная ориентация «Оскона» на именно этот сегмент позволила занять свободную нишу. Одними из первых заказчиков оказались хозяйства из соседнего Башкортостана: правительство этой республики поддержало создание некрупных предприятий переработки молока, выделив бюджетные средства. Для них специалисты «Оскона» реконструировали действующее производство, создавали новое, вели монтажные и пусконаладочные работы в цехах и на заводах, одновременно обучали персонал. «Оскон» оснастил в Башкирии более 40 молокозаводов. Параллельно учились быстро перестраиваться под любой заказ, изготавливать практически эксклюзив.

С тех пор ежегодное участие в двухтрех выставках стало одной из главных составляющих в продвижении продукции «Оскона». Предприятие подходит к этому с размахом. Экспозиции «Оскона» - это не просто каталоги, плакаты, буклеты. Глазовские машиностроители располагают оборудование на больших площадях, чтобы любой мог его руками потрогать, а не только картинки в каталоге посмотреть. Везти стараются продукцию, сделанную под определенный заказ. Бывает, ее забирают сразу с выставки.

Показательные выступленияЕще один удачный маркетинговый ход предприятия связан с разработкой молоковоза. «Парк молоковозов в стране был изношен, нуждался в замене, - вспоминает директор по производству и продажам “Оскона” Анатолий Наговицын. - Обычно емкость ставили на шасси. А мы решили, что можно использовать грузовой автомобиль, устанавливая емкости в его кузове. Впервые показали нашу разработку в 1993 году на международной выставке “Российский фермер” в Санкт-Петербурге. Рядом с нами выставляли оборудование производители из Германии и Бельгии. Иностранцы посмеивались, смотрели на наши емкости как на русское чудо. Но уехали с выставки ни с чем. А на наши молоковозы - качественные и недорогие - нашлись заказчики. Конечно, в дизайне мы сильно отставали, но в то время он был не столь важен».

Не меньше гордятся на «Осконе» и завоеванием китайского рынка. В прошлом году недалеко от Харбина в городе Аньда китайцы построили сыроделательный завод: в сутки он выпускает порядка двух тонн сыра по российской технологии (типа «Костромского» и «Голландского»). «Оскон» обеспечил завод оборудованием, провел пусконаладку.

Именно выставка позволила «Оскону» стать поставщиком Кремля. В 2005 году предприятие принимало участие в работе Третьего международного форума «Молочная индустрия», где его технику увидели представители Управления делами президента. Потом был выигранный тендер на реконструкцию молочного пункта агропромышленного комплекса «Непецино». «Оскон» поставил туда установки для приемки, пастеризации, фасовки молока, а также для санобработки линий, провел монтажные и пусконаладочные работы. Сейчас в агрокомплексе получают пастеризованное молоко, кефир, сметану и творог, в том числе для кремлевской кухни.

Сейчас в общем объеме производства «Оскона» оборудование для изготовления сыра составляет 20%. На 15 российских молокозаводов поставлены крупные сыродельные цеха, плюс более 20 сыродельных участков. Оборудование «Оскону» заказывает и ближнее зарубежье - Литва, Беларусь, Казахстан.

Производством линий для изготовления сыров на «Осконе» занялись еще в конце 90х: оно оказалось востребовано и крупными, и небольшими переработчиками молока. Даже конструктора приняли для создания именно сыродельного оборудования. В итоге «Оскон» оснастил несколько заводов, в том числе самый крупный завод в Удмуртии - ЗАО «Ижмолоко». Специалисты голландской компании DCE, помогающие предприятию наладить производство сыра, были приятно удивлены. «Мы с удовольствием отмечаем хорошую конструкцию и нормальное функционирование сыродельного оборудования компании “Оскон”. Всю линию можно охарактеризовать как гибкое конструкторское решение для производства различных сортов и форм сыра. Мы уверены, что будущие пользователи получат подтверждение этим характеристикам», - отзывается инженер Ян Ибема, голландский эксперт по молочным продуктам, проработавший 20 лет директоромраспорядителем компании DCE.

Объемы производства мороженого стабильно растут на 2 - 3% в год. Это одна из немногих подотраслей, которая даже в кризисные годы не только не замедлила развития, но наращивала объемы выпуска за счет и реконструкции действующих, и ввода новых предприятий.

Отмороженный маркетинг В конце 90х годов в поисках свободных ниш «Оскон» «занялся» мороженым: в то время техника в этом сегменте была только импортной.

Чтобы получить этот любимый многими продукт, необходимо 12 технологических операций: подготовка исходного сырья, приготовление смеси, фильтрование, пастеризация, гомогенизация, охлаждение, созревание, хранение, фризерование, фасование, закаливание и дозакаливание. Отечественные машиностроители до сих пор занимаются в основном только модернизацией оборудования. «Оскон» изготавливает технику для основных операций (с первой по восьмую).

Мороженое - наиболее рентабельный продукт переработки молока. К 2000 году многие российские переработчики начали проявлять к нему интерес. Это подтолкнуло отраслевое машиностроение, в том числе специалистов ОАО «Оскон», к изучению технологии изготовления мороженого и анализу достижений отечественных и зарубежных производителей оборудования.

Сыворотка и наукаНовый инновационный проект «Комплексная экологически чистая переработка молочной сыворотки на основе применения мембранного оборудования» «Оскон» ведет совместно с учеными Северо-Кавказского государственного технического университета. Других научных учреждений, глубоко изучающих мембранные технологии для микро-, ультра и нанофильтрации в молочной промышленности, в России нет.

Инженеры «Оскона», разрабатывая новое оборудование, создали и запатентовали несколько конструкций. Например, смеситель: гидродинамический эффект позволил смешивать в нем жидкости с сухими компонентами для изготовления сильно размельченной однородной массы. В итоге производительность выросла втрое.

Между тем сыворотка - ценное сырье: на основе сывороточных белков и лактозы можно с низкой себестоимостью выпускать пищевые добавки - источник кальция для детей и пожилых людей. Объем недополучаемой прибыли от невозможности переработать сыворотку составляет порядка 6 - 8 млрд рублей в год.

Сейчас для большинства российских предприятий молочная сыворотка - побочный продукт, приносящий одни только проблемы. Это сильнейший загрязнитель окружающей среды: при разложении сывороточного белка происходит поглощение кислорода, при этом нарушается экологический баланс. Специалисты говорят, что сыворотка по загрязняющей способности в 500 - 1000 раз сильнее сточных вод. Если просто сливать ее в канализацию (на 70% так и происходит), надо быть готовым платить штраф: санкции оцениваются экспертами в 10 млрд рублей в год.

Пока инновационный проект «Оскон» финансирует за счет собственных средств: вложено почти 5 млн рублей. На эти средства изготовлена пилотная установка, на которой более полугода ведутся испытания на базе СевКавГТУ. Чтобы закончить первый этап внедрения, требуется порядка 20 млн рублей: нужны инвесторы. При серийном производстве в месяц можно будет производить по три установки.

Проблема переработки и утилизации молочной сыворотки стоит давно и остро, однако в молочной промышленности России нет для этого техники. Причина - в отсутствии опыта переработки сыворотки на молочных заводах и специалистов в области производства мембранного оборудования.

ОАО «Оскон»образовано в 1992 году на базе ремонтностроительного предприятия специалистами Чепецкого механического завода, имевшими опыт организации производства техники для молочной промышленности. Ассортимент: емкостное оборудование для приемки, хранения, созревания, нормализации, сквашивания молока; приготовления смесей; автоцистерны, охладители, подогреватели и пастеризационно­охладительные установки для молока, кисломолочных продуктов и смеси мороженого; сыродельное оборудование, оборудование для изготовления творога, творожных десертов и сливочного масла.

Дополнительные материалы:


Но это уже не мешает машиностроителям наращивать производство: в 2006 году рост составил 103,3% к уровню 2005 года. Особенно подъем заметен в металлоемком транспортном машиностроении: производство электровозов увеличилось на 45,8%, пассажирских вагонов - на 26,1%, машин для городского коммунального хозяйства - на 23,1%, грузовых автомобилей - на 19,5%.

«Нас по миру хотят пустить! Мы и так переплачиваем за металл втридорога, а теперь еще и энерготарифы нам подняли, а им снизили!» - стучал кулаком по столу один уральский олигарх, владелец машиностроительного завода, три года назад. Гнев был объясним: цена проката за 2004 год выросла на 40%, а по отдельным позициям - на все 100%. Для машиностроителей, расходы которых на металл составляют не менее трети себестоимости продукции, это стало настоящим шоком («Машиностроители предлагают металлургам умерить аппетиты», «Э-У» № 19 от 24.05.04). Хотя эпоха высоких цен на металл еще не закончилась, сегодня машиностроители чувствуют себя гораздо увереннее. Долгосрочные договоры с металлургами и наращивание складских запасов позволяют им обезопаситься от ценовых колебаний. Приток в отрасль средств за счет госзаказа, прихода иностранных инвесторов и доступа к длинным банковским кредитам позволяет запускать новые металлоемкие производства. В 2000м машиностроение потребляло 11 млн тонн продукции металлургов в год, а в 2006м - втрое больше. И межотраслевое взаимодействие будет только крепнуть. Машиностроителем быть хорошо…
Машиностроители по-прежнему недовольны ростом цен на металл. «Никель за два года подорожал в четыре раза, титан - в 2, Металл, который предлагают Китай и Украина, не подходит для нашего производства. В результате роста цен значительно падает рентабельность», - сетует коммерческий директор ОАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение» (УМПО) Сергей Евстафьев. Заместитель начальника отдела материально-технического снабжения ОАО «Пермский моторный завод» Сергей Симонов вторит коллеге: «Стоимость основных марок металла, например, на “Электростали”, за полтора года практически удвоилась».

По мнению начальника аналитического отдела ИФК «Уником Партнер» Сергея Калиберды, переориентации металлургов на внутренний рынок способствует ряд факторов: «Укрепление рубля по отношению к доллару и то, что зарплаты у нас растут быстрее производительности труда, снижает конкурентоспособность отечественных металлургов на внешнем рынке. А российские машиностроители хороши тем, что приобретают продукцию высоких переделов, имеющих большую добавленную стоимость». Аналитик ИК «Проспект» Дмитрий Парфенов добавляет: «Металлурги заинтересованы в сотрудничестве - машиностроители на подъеме, причем раз покупатели российские, то не нужно преодолевать таможенные и тарифные барьеры».

Рост спроса со стороны давних партнеров ощутили и металлурги. Как рассказала пресс-секретарь Магнитогорского металлургического комбината Елена Азовцева, за последние пять лет поставки металлопроката для машиностроения увеличились почти в полтора раза, их доля сейчас составляет около 30% от общих поставок ММК. По данным Росстата, в 2006 году потребление проката черных металлов машиностроителями превысило 33 млн тонн, это 116,8% к предыдущему году. При этом доля внутренних поставок в общем производстве проката возросла до 51,1% против 46,1% в 2005 году. 2007й тенденций не изменил. Так, потребление плоского стального проката в промышленности России по итогам первой четверти года достигло 1 млн тонн: это выше прошлогоднего на 17%.

Рост потребления опирается на снятие ограничений по средствам, которые испытывали машиностроители еще несколько лет назад: предприятия отрасли, в том числе вечно нищая оборонка, получили госзаказы и доступ к долгосрочным банковским кредитам. Так что сегодня на рынок металлургической продукции машиностроители выходят не с пустым кошельком.

В целом, по его данным, машиностроители потребляют 25 - 30% плоского проката, сортового - чуть меньше, а по некоторым позициям их доля доходит до 50%.

Привлекать заемные средства на развитие начинает и другое крупное уральское машиностроительное предприятие ОПК - Курганмашзавод. В мае этого года его руководство приняло решение о выпуске облигационного займа в объеме 2 млрд рублей. Средства, полученные от размещения, руководство завода намерено направить на выполнение производственных планов и рефинансирование текущей кредитной задолженности. В частности предполагаются создание регионального центра зубообработки для трансмиссий, модернизация производства алюминиевого литья, подготовка выпуска фронтальных погрузчиков. Кроме того, в прошлом месяце Курганмашзавод подписал контракт по гособоронзаказу на 2007 - 2010 годы. Он позволит предприятию организовать стабильное производство спецтехники без авралов и простоев, подготовиться к выпуску новых машин, предусмотренных государственной программой вооружений на 2007 - 2015 годы. В планах этого года - работы на 2 млрд рублей. Всего подписано три договора, в том числе два четырехлетних. Общая сумма контрактов - 7 млрд рублей. Заем во многом рассчитан именно для обеспечения этих заказов.

Одним из первых на Урале деньги под металлоемкие проекты получило ФГУП «Уралвагонзавод» (УВЗ). Еще в 2005 году предприятие договорилось с Чешским экспортным банком об открытии кредитной линии на сумму 300 млн евро. А в конце апреля 2007 года директор УВЗ Николай Малых и председатель совета директоров чешской фирмы «ALTA» Владимир Плашил подписали соглашение к первоначальному договору, увеличившее кредитную линию до 1 млрд евро. УВЗ вообще обеспечен заказами по всему спектру изготавливаемой продукции до конца 2007 года. Только полувагонов для ОАО «РЖД» предстоит произвести 17 тысяч, что вдвое больше, чем в прошлом году. Кроме того, в 2007м начнется реализация программ «Русский трактор» и «Русский дизель», разработанных в сотрудничестве с челябинскими коллегами «ЧТЗУралтрак» и утвержденных на федеральном уровне. Это позволит наладить масштабное производство тракторов РТМ16 В планах руководства завода реконструкция и модернизация промышленной площадки.

В производства, куда частные инвесторы пока не идут, вкладывать намерены региональные власти. В 2007 - 2011 годах из среднеуральской казны на техперевооружение машиностроительного комплекса планируется направить более 1 млрд рублей. В целом доля машиностроения в общем объеме промышленного производства области - чуть выше 17%, а оборудование большинства цехов требует срочной замены. В этих условиях помощь со стороны властей в открытии технологических центров, подготовке специалистов и разработке целевых программ становится основой развития отрасли.

Особенно крупные инвестпроекты связаны с энергетическим машиностроением: за 2006 - 2010 годы РАО ЕЭС намерено потратить 26,2 млрд долларов на закупку теплоэнергетического оборудования. Около 70% заказов на производство генераторов и турбин разместят на заводах «Силовых машин», от 80 до 100% котлов для новых ТЭС может изготовить ЭМАльянс. Уральский турбинный завод (УТЗ), входящий в Группу компаний «Ренова», развивая стратегическое партнерство с корпорацией «Теплоэнергосервис-ЭК», Уральским заводом энергетических машин и несколькими инфраструктурными предприятиями, намерен значительно расширить присутствие на энергомашиностроительном рынке России, доведя к 2011 году выпуск товарной продукции до 12 млрд рублей. В 2007 году в развитие УТЗ намечено вложить 8 млн долларов, инвестиционная программа на последующие годы разрабатывается. Выполнив поставленные задачи, предприятие сможет увеличить ежегодный выпуск мощных паровых турбин вдвое. В целом брокерский дом «Открытие» прогнозирует рост доли российских заказчиков в структуре портфеля заказов отечественных энергомашиностроителей до 75% к 2013 году.

Еще один фактор стабилизации - многие предприятия научились эффективно оперировать складскими запасами. Как рассказал, например, начальник управления информации УВЗ Борис Минеев, завод накопил такой объем запасов на складах, что в 2006 году позволил себе снизить объем текущих закупок металлопроката. По словам аналитика ИК «Брокеркредитсервис» Севастьяна Козицина, «энергомашиностроители чаще всего имеют запасы металла на 4 - 5 лет, поэтому у них себестоимость сырья не отражается на конечной цене продукции.

Уживаться металлургов и машиностроителей научило налаживание системы долгосрочных контрактов с предприятиями на поставку по фиксированным ценам. Как отмечает Дмитрий Парфенов, между участниками рынка установились партнерские отношения, «теперь они могут прогнозировать рост цен и загодя готовиться к нему. Даже колебания цен на сталь уже не влияют столь сильно на ситуацию в машиностроении: заводы просто переносят издержки на потребителей, повышая цены и на свою продукцию».

… но металлургом - лучше!
Темпы роста потребления проката машиностроением могли бы быть и выше, если бы некоторые предприятия не делали ставку на развитие собственной металлургической базы. Мотовилихинские заводы, к примеру, приступили к реализации комплексной программы модернизации меткомплекса: к 2010 году здесь собираются выпускать 300 тыс. тонн специализированных видов изделий. Это позволит обеспечить металлом машиностроительное производство холдинга, правда, не полностью. Как признал замдиректора Мотовилихинских заводов Игорь Ваган, «доля покупного металла составляет от 20 до 80%: для каждого вида выпускаемого оборудования свои требования к качеству стали. Здесь мы руководствуемся соображениями рентабельности - зачем катать простой стальной лист, если дешевле его купить?».

А вот авто, авиа и судостроители, зависящие от конкретных заказов, закупают металл по мере необходимости и, как следствие, более зависимы от конъюнктуры цен». Данные МЭРТ подтверждают: при изменчивой динамике потребления металлопроката в большинстве подотраслей энергомаш демонстрирует стабильные показатели работы, увеличивая потребление металла на 7 - 9% в год.

Продукция российских металлургов не устраивает и других участников рынка. Сергей Евстафьев заявил, что УМПО приходится ежемесячно предъявлять поставщикам полсотни претензий. Предприятие уже имеет собственное производство металлопроката, одно из крупнейших в России.

Есть литейное производство и на УВЗ. По словам Бориса Минеева, предприятие ежегодно выплавляет 200 тыс. тонн стали в год, причем в течение трехпяти лет мартены будут заменены на электропечи, что позволит улучшить качество. Заставляет вкладываться в непрофильный бизнес желание оправдать доверие заказчика: «Литьем для вагоностроителей никто не занимается, поскольку железнодорожники предъявляют очень жесткие требования, - рассказывает Борис Минеев. - Например, недавно со стороны РЖД высказывались нарекания по поводу качества литых деталей наших вагонных тележек. Железнодорожники резко ужесточили критерии: они требуют предоставления им гарантии 500 тыс. км пробега этих тележек без ремонта».

Внутренний простор
Говоря о будущем взаимоотношений отечественных металлургов и машиностроителей, эксперты отмечают: ценовой фактор перестанет над ними довлеть. По прогнозу аналитика ИК «Финам» Дениса Горева, в ближайшие два-три месяца может произойти небольшая коррекция цен на сталь и прокат, и в последующий год котировки не изменятся.

Впрочем, недовольство не единодушно: многие (в том числе представители «ИжАвто», тюменского предприятия «Рубин24») заявляют, что качество закупаемого металлопроката их устраивает и собственное металлургическое производство они развивать не собираются. А заместитель начальника отдела материально-технического снабжения ОАО «Пермский моторный завод» Сергей Симонов отметил: в целом качество металлопроката высокое, в случаях выявления брака все проблемы быстро решаются. На заводе есть свое литейное производство, но расширять его не планируют: «Каждый должен заниматься своим делом».

«В прошлом году проходила специализированная выставка, где участвовали китайские производители нержавеющей стали. Качество их металлопроката соответствует всем стандартам». Правда, конкретных примеров переориентации предприятий отрасли на китайский металл пока нет.

А вот ряды недовольных качеством российского проката могут пополниться. Как пояснил аналитик, в России, в том числе на Урале, реализуется ряд проектов сборки автомобилей из зарубежных комплектующих, причем локализация этого производства будет расти. У автомобилестроителей очень высокие требования к качеству листа. «Спрос на отечественный лист рискует упасть, если его характеристики не улучшатся. Автомобильные заводы могут переориентироваться на поставки листа из Китая, тем более что пробные партии уже закупались», - полагает Денис Горев. Перспективность продукции китайских производителей признает и Сергей Симонов:


Главная страница :: Новости :: Дружба крепкая не расплавится
вывоз мусора в Москве | демонтаж в Москве
Hosted by uCoz