Главная страница :: Новости

Еженедельник для среднего класса Ориентир на запад Средство от расколов Офис без муды* Титан до индии доведет К европейской самобытности Золотой дождь Высшая лига V международная научно-практическая конференция «проблемы устойчивого развития городов» пройдет в миассе мягкая мебель

Вторая на Урале и третья в стране Русская медная компания также планирует увеличить объемы потребления руды. Как заявляет вицепрезидент по финансам и экономике РМК Максим Щибрик, соотношение минерального сырья в объеме производства РМК будет доведено до 60% к 40% лома. В течение трех последних лет РМК приобрела лицензии на 12 месторождений медьсодержащей руды на территории России и Казахстана. На Среднем Урале в прошлом году получены права на Левихинское и Ново-Шайтанское медные месторождения. Как пояснил директор РМК по связям с общественностью Александр Ханин, уже разработан проект строительства ГОКа производительностью 500 тыс. тонн медно-цинковой руды в год с выпуском 15 тыс. тонн меди в медном концентрате. Объем инвестиций - 80 млн долларов. Ввод в эксплуатацию рудника Левихинский запланирован в 2009 году, рудника Ново-Шайтанский - в 2010м. Всего, по словам Александра Ханина, у компании более 20 месторождений, относимых к категориям средних и малых, рассматриваются еще несколько перспективных площадей в Свердловской, Челябинской и Оренбургской областях.

До недавнего времени сырьевая проблема была, пожалуй, главным камнем преткновения для двух базовых подотраслей уральской металлургии - медной и сталелитейной. Мы неоднократно писали о конфликте ММК с поставщиками железорудного сырья (см. «Там, на неведомых дорожках», «Э-У» № 26 от 11.07.05), о попытках медников пролоббировать выгодные условия торгов на право разработки Удокана (к слову, не проведенных; см. «Призрачный Удокан», «Э-У» № 11 от 20.03.06), о борьбе с зарубежными недропользователями за местные активы. В последние год-два тональность заявлений металлургов, посвященных сырьевой проблеме, изменилась. Игра по маленькойПредставители УГМК, например, говорят, что дефицит остался в прошлом. Во многом это произошло благодаря тому, что холдинг получил права на несколько средних и малых месторождений. В пресс-службе УГМК отмечают наиболее интересные для компании проекты. Месторождение Осеннее в Оренбуржье в 2007 году должно быть выведено на проектную мощность в 400 тыс. тонн руды в год (в 2006м добыто 100 тыс. тонн). Его прогнозные запасы составляют около 6 млн тонн медно-колчеданной руды. В сентябре 2006 года введен в строй медно-цинковый рудник на Тарньерском (Свердловская область). Ожидается, что Тарньерское месторождение будет разрабатываться в течение шести лет при ежегодной добыче около 800 тыс. тонн медно-цинковой руды (12 тыс. тонн по меди). В 2006 году принято решение начать освоение Шемурского месторождения (Свердловская область): разведанные запасы - 5 млн тонн, срок разработки - около семи лет. Открытым способом будет разрабатываться Султановское месторождение в Челябинской области: его запасы по категории С1 составляют 113,9 тыс. тонн меди и по категории С2 - 8,7 тыс. тонн, есть также цинк, золото, серебро. Эти площади дополнят месторождения, на которых компания уже работает: Сафьяновское, Рубцовское, Октябрьское и др. «Максимальное использование сырьевого потенциала Уральского региона идет в том числе за счет освоения новых небольших месторождений, а также повышения комплексности использования сырья», - отмечают в пресс-службе УГМК.

Специалисты неоднозначно отнеслись к этой сделке. По словам заместителя руководителя компании «Челябинскнедра» Леонида Сарафанова, ММК купил сидеритовые залежи, нерентабельные в разработке: «Сидериты требуют слишком больших издержек, необходим обжиг руды и ряд других мер, заметно удорожающих стоимость концентрата». Он считает, что разработка подобных залежей станет рентабельной лишь через десятилетие, когда будут разработаны новые технологии.

Сидерит в кубышкуМагнитогорский меткомбинат тоже в основном решил сырьевые проблемы: получил права на освоение Приоскольского месторождения в Белгородской области, подготовил десятилетний контракт с казахстанским Соколовско-Сарбайским ГОКом (сейчас проходят юридические процедуры). Однако отказываться от малых месторождений не собирается: к Малому Куйбасу и Подотвальному, подконтрольным комбинату (обеспечивают его сырьем на 10%), в начале февраля 2007 года добавилось Бакальское рудоуправление в Челябинской области (1 млрд тонн руды, в том числе 428 млн тонн сидеритов).

Ни взять, ни датьПрактически то же говорят коллеги Сарафанова в Свердловской области. Начальник отдела геологии и лицензирования регионального управления по недропользованию Уральского федерального округа Николай Кокорин: «Железорудные запасы распределены на 80 - 90%».

На Магнитке смотрят на Бакал оптимистичнее. Пресссекретарь комбината Елена Азовцева поясняет: это - инвестиции в будущее. По ее словам, «разработка группы Бакальских месторождений увеличит самообеспеченность комбината железорудным сырьем до 20%. Мы заинтересованы в сырьевой безопасности на долгосрочный период, поэтому основные перспективы освоения месторождений связываем с разработкой новых технологий переработки сидеритовых руд. Серьезная работа в этом направлении уже ведется».

Николай Кокорин возлагает определенные надежды на дальнейшие геологоразведочные работы: «О меди с содержанием 3% стоит забыть, если не брать в расчет месторождения на глубинах 1 км и больше». А вот некрупные месторождения с 1,5 - 2% меди, по его мнению, вполне возможны. Проблема в том, сумеют ли недропользователи применить технологии, которые позволят сделать добычу рентабельной. «Разработка месторождений на Урале (а они все относятся к малым и средним) - вопрос не геологический, а технологический. Большинство наших компаний используют старые методы работы. Чтобы добыча сырья стала выгодной, надо менять систему извлечения и переработки руды», - подытожил эксперт.

Медный ресурс в Свердловской области - Волковское месторождение: его нерас-пределенные запасы составляют почти миллион тонн. Однако содержание металла в руде там низкое. Запасы на остальных, по словам Кокорина, незначительны: в планах торгов на 2007 год стоят только Ново-Фроловское медное месторождение (мелкое, запасы сняты с государственного баланса), железное Выйское (тоже мелкое) и Постниковская перспективная площадь.


Не каждому - свое Главной тенденцией развития уральского рынка металлопроката стало усиление сетевых компаний и торговых домов производителей. Причин несколько. Спотовый рынок, на котором работают небольшие компании с годовой выручкой менее 250 - 500 млн рублей в год, непредсказуем. Меткомбинатам выгодней работать с крупными: легче планировать объем производства. К тому же наличие собственных торговых домов позволяет им формировать сбытовую политику, регулировать цены и зарабатывать на сбыте.

Производство стали в Урало-Западносибирском регионе увеличилось в прошлом году в натуральном выражении на 5,9% (результат 2005го - 0,8%). Лучший результат показал Башкортостан (18,3%), худший - Удмуртия (минус 0,5%). Рост объемов обеспечила благоприятная конъюнктура рынка металлопродукции. Металлоторговые компании также наращивали обороты: общий прирост выручки участников рейтинга - 35%. Это существенно выше показателя 2005 года (29%), правда, намного ниже прироста 2004 года (60%). Растет рынок и по показателю тоннажа (2006й -19%, 2005й - 13%). При этом концентрация увеличивается: если на долю четырех крупнейших компаний, участвовавших в нашем рейтинге в 2005 году, приходилось 63% его общего объема выручки, то в 2006м - уже 70%.

Полностью всю произведенную продукцию авторизованным дилерам меткомбинаты не передают - стремятся получить дополнительную прибыль от продажи проката по чуть более высоким ценам независимым трейдерам. В первую очередь сетевым компаниям - крупным трейдерам федерального значения с разветвленной филиальной сетью. Эти фирмы в отличие от компаний спотового рынка могут приобрести крупные партии металла. Им комбинаты отгружают от 25 до 40% всей продукции. По тоннажу проданного металла в 2006 году независимые сетевые компании выросли на 20%. Доля продукции, реализуемой этим двум категориям посредников, составила 60 - 80%, в то время как в 2005 году она не превышала 50%.

Раньше «свои» сети просто получали выгоду от пониженной стоимости закупки и пользовались преимуществом в очередности поставок. В 2006 году меткомбинаты увеличили квоты. К примеру, ММК продал через три свои компании 30% продукции от общего объема, выставленного на рынок. Часть продукции комбинаты реализуют сами: на прямые поставки через базы крупнейшим потребителям и на экспорт в совокупности пришлось в среднем по рынку 45% продукции.

Тем не менее тенденция к объединению мелких металлотрейдеров во временные пулы для покупки проката со скидкой замедляется. Причина в сложности согласования действий в такой структуре. Иногда объединение не приводит к результатам, поскольку метзавод отгружает прокат только ограниченному кругу крупнейших клиентов. К тому же лидеры в сегменте небольших компаний понимают, что временное объединение скорее усилит их более мелких конкурентов, чем их самих. Трейдеры объединяются на постоянной основе в форме корпораций.

В итоге независимые металлоторговцы, особенно средние и мелкие, нередко могут закупать продукцию комбината только через его дилера. «Имели место ограничения отгрузок проката для трейдеров как с местных складов, так и транзитом с заводов-изготовителей», - отмечает начальник отдела металлопроката компании «Платан» Александр Наугольных. Недостающую продукцию чаще всего можно приобрести только у торговых домов. В результате дефицит на рынке только усиливается.



Покупать вместе - продавать врозь

Участники рынка прогнозируют и дальнейшее усиление концентрации, уменьшение количества металлоторговых компаний. Трейдеры, не способные работать с крупными объемами по причине узости филиальной сети, представляют для меткомбинатов все меньший интерес. Правда, прогнозы относительно того, сколько игроков останется на рынке через три-пять лет, разнятся. По мнению председателя совета директоров ЗАО «Уральская промышленная компания» Сергея Сотонина, к 2012 году на рынке останутся практически все компании, которые серьезно работают и сейчас. Только в Екатеринбурге это порядка 15 - 20 фирм, имеющих сложившуюся базу клиентов. Но при этом малые и средние трейдеры большей частью войдут в состав корпораций. Получится следующее: закупать металлопрокат они будут централизованно, а реализовывать каждый будет сам. Таким образом, получив то же преимущество, которое уже имели крупные сетевые компании (низкую закупочную цену), они не потеряют и своих плюсов: гибкости, взаимопонимания с партнерами, скорости принятия решений.

Рыночная структура упорядочивается, значит, торговые отношения между игроками становятся долговременными, объемы сделок укрупняются. Металл теперь проходит четко выстроенный путь от меткомбината через стокера (крупнейшего рыночного игрока) к региональным компаниям или конечным потребителям.

Разница в ценах независимых трейдеров и аффилированных торговых домов видна только при продаже проката конечным потребителям или региональным компаниям. Дома предлагают цены в среднем ниже на 1 - 2%, стимулируя укрупнение объема закупок. Такая политика привела к существенному снижению рентабельности металлоторгового бизнеса и заставила сетевые компании развивать услуги обработки металлопродукции.

Есть и иное видение ситуации. По мнению директора департамента маркетинга «Сталепромышленной компании» Ивана Барахнина, в России к 2012 году останутся десять крупных торговых домов и независимых компаний, которые будут конкурировать на равных. «Различие в отпускных ценах заводов для своих торговых домов и независимых трейдеров несущественно. На ММК, к примеру, в 2005 году эта разница была на уровне 4%, в 2006 году она сократилась до 2%», - отмечает руководитель регионального проекта отдела региональных продаж ММК Николай Кожевников.

На СМБ прокат обрабатывается по чертежам клиента под нужды его технологического процесса: компании готовы доплачивать 5 - 8%, например, за раскрой, профилегибку и доставку в течение трех дней.

Главное - сервис Лимит ценовой конкуренции на рынке металлов исчерпан: рентабельность трейдеров подходит к нижней границе. Если раньше их рыночный и финансовый успех определял ассортимент, система скидок и широта сети филиалов, то теперь все это - необходимое условие жизнеспособности. Сегодня компании борются за клиента с помощью дополнительных сервисов. Одной из основных тенденций 2006 года стало активное развитие сервисных металлобаз (СМБ) и металлоцентров (СМЦ).

Развитие СМЦ на данном этапе необходимо металлотрейдерам по двум причинам. Во-первых, чтобы повысить рентабельность продаж за счет предложения продукции с высокой добавленной стоимостью. По нашим оценкам, рентабельность продукции СМЦ примерно на четверть выше, чем у необработанного проката. Во-вторых, чтобы уйти от ценовой конкуренции, задаваемой сетями комбинатов.

Перспективным направлением для многих, в первую очередь крупных продавцов металла стало создание СМЦ - производств металлических изделий. Металлоцентры появились на Урале несколько лет назад, но активное развитие получили только в 2006м в связи с ростом спроса со стороны строительного сектора. Объемы реализации в этой отрасли выросли в прошлом году по России на 15,7% (2005м - на 10,5%). Это на 25% увеличило потребление проката в строительстве: спрос на листовой вырос более чем на 30%, на сортовой - на 15%, на трубы - на 36%. Сравните: темпы прироста потребления металла в машиностроении не превысили 6%. Направленность на нужды строительных компаний определила основную специализацию СМЦ: арматурные каркасы, профнастилы, кровельные материалы.

Иван Барахнин отмечает, что продукция СМЦ составляет пока всего 2 - 4% рынка по тоннажу (против 75% в Европе): на нижних границах стоят торговые дома меткомбинатов, на верхних - сетевые компании. В выручке она гораздо более заметна: по нашим оценкам - не меньше четверти. С учетом заявленных планов компаний продукция СМЦ будет ежегодно увеличивать долю в выручке металлотрейдеров на 2%, что нарастит долю обрабатываемого проката к 2012 году до 18 - 25%.

Пионерами в развитии СМЦ стали сетевые компании. Торговые дома меткомбинатов конкурировали при помощи цен и на год опоздали с развитием СМЦ. Хотя финансовая подпитка производителя позволяет быстро ликвидировать отставание.

Развитие СМЦ приведет к еще большему усилению крупных металлоторговых компаний. Все большую роль играет ассортимент, а значительные вложения в производственные линии могут позволить себе далеко не все компании. Создание СМЦ, способного удовлетворить потребности широкого круга клиентов, обойдется в 35 - 50 млн долларов. Но металлотрейдеры, которые не в состоянии создать полноценный СМЦ, также могут быть успешны: им выгодно производить узкоспециализированную продукцию, которой не интересуются крупные компании. Цена вопроса в этом случае - от 1 млн долларов.

Продукция СМЦ изготавливается под заказ: каждый индивидуален. Тем не менее компании выражают интерес к стандартизации для нужд конкретных целевых сегментов: это позволит не зависеть от конкретных потребителей.

Дополнительные материалы:

В ближайшие пять лет динамика потребления металлопродукции составит 10 - 20% в год. Это значит, что рынок в среднесрочной перспективе имеет достаточный потенциал развития. Рост пойдет в первую очередь за счет расширения филиальных сетей и прихода компаний в мелкие незанятые ниши. Увеличение масштабов торговли приведет к снижению себестоимости формирования заказа и единицы продукции СМЦ: оборудование загрузится более полно. В дальнейшем все большая доля прибыли компаний будет приходиться на добавочную стоимость, закладываемую в обработку продукции. И металлоторговцы, прежде всего независимые, будут постепенно эволюционировать в сторону производителей. Собственно, процесс уже начался: один из крупнейших трейдеров, специализирующихся на продаже цветных металлов, каменск-уральская НПФ «Металл-комплект» заявила о планах строительства завода по производству медной катанки.

- Предполагается, что цены на мировом рынке будут неустойчивы. Причины: высокая динамика стоимости лома черных металлов, удорожание сырья, избыточные складские запасы. Общий тренд мировых цен - снижение.

Прогноз цен на 2007 год
Роман Кузьмин, директор службы маркетинга управляющей компании ООО «Компания Металлинвест»:

Михаил Гапанов, начальник отдела маркетинга компании «Континенталь»:

В пользу этой тенденции (в частности в отношении листа) говорит и прогнозируемое превышение производства над потреблением стали в мире.

Виталий Попов, коммерческий директор Екатеринбургской стальной компании:

- На нержавеющий прокат цены будут увеличиваться по апрельмай включительно, затем возможна коррекция. Объем потребления нержавеющего проката вырастет на 10 - 15%.

До точки сборки
Металлотрейдеры делают ставку на обработку металла и стремятся оптимизировать бизнес за счет географического расширения круга поставщиков проката, рассказывает директор Уральского дивизиона «Сталепромышленной компании» Владимир Крысанов


- Емкость регионального рынка металлопроката и объем продаж возрастут. Это связано с подъемом в основных металлопотребляющих отраслях (главным образом в строительстве). Изменение цен будет обусловлено тем, насколько эффективно решится проблема дефицита на отдельные группы металлопроката с вводом дополнительных производственных мощностей (например, на Нижнесергинском метизно-металлургическом заводе).

Владимир Крысанов

- В последние годы заметно обострилась конкуренция на внутреннем рынке продаж металлопроката. Это вынуждает всех участников рынка осваивать современные технологии привлечения потребителей. Металлотрейдеры активно занялись созданием сервисных металлоцентров, в которых конечному потребителю металл не только продадут, но и обработают. Именно так уже многие годы организована торговля на Западе: объем реализации переработанной продукции превышает там 75% от всех продаж металла. В остальном использовались известные маркетинговые стратегии, направленные на увеличение рыночной доли. Какие из них оправдали себя, а какие - нет, зависело от глубины проработки и количества потраченной управленческой воли при их внедрении. Все оценит рынок.

- Владимир Яковлевич, какие стратегии металлотрейдеров определяли динамику развития отрасли в 2006 году?

- Политика производителей с точки зрения собственной экономической выгоды прозрачна: если цены на внешних рынках выше, чем на внутреннем, то объем сбыта смещается в пользу экспорта. Уменьшение его для внутреннего потребления порождает дефицит и рост цен в России. В зависимости от поведения рынков сбыта производители металлопроката будут вынуждены адекватно реагировать на рыночные изменения: в последние годы так и происходит.

- Как влияла политика производителей металлопроката на его сбыт в 2006 году и что будет в 2007м?

- Каждый игрок решает ее посвоему, в зависимости от компетентности его управленческой команды. Ктото ищет внутренние резервы, оптимизирует бизнеспроцессы, кто-то договаривается с внешним миром - вступает в закупочные альянсы, заключает ценовые соглашения с другими трейдерами и т.д. Один из способов повышения рентабельности - минимизация отказов от сделок по причине отсутствия металла изза квот для независимых трейдеров на российских метзаводах. Отечественные производители стимулируют этим торговые структуры на поиск зарубежных партнеров. В 2006 году ряд металлотрейдеров в дополнение к продукции традиционных европейских производителей предлагали прокат Китая, Турции, Японии, Южной Кореи, Египта.

- Как решалась проблема снижения рентабельности бизнеса металлотрейдеров?

- Многие планируют увеличивать прибыль за счет продажи изделий СМЦ - продукции с высокой добавленной стоимостью, а также за счет расширения спектра услуг в складской металлоторговле. Будет развиваться географическая экспансия сетевых трейдеров.

- Какие стратегии развития будут реализовывать металлотрейдеры в 2007 году?


Главная страница :: Новости :: Станок под прилавком
вывоз мусора в Москве | демонтаж в Москве
Hosted by uCoz