Главная страница :: Новости

Молоко убежало Подешевеет — налетят Новый сухой закон Индикаторы рынка черных и цветных металлов, 3 квартал 2008 Дорогой читатель! Человеческий рост Правое дело мягкая мебель

Окантовали фестивальную афишу две майские премьеры. За несколько дней до «Браво!» в Театре юного зрителя дебютировал «Жак и его господин». Пьеса Милана Кундеры (одного из самых значимых романистов нашего времени, автора «Бессмертия» и «Невыносимой легкости бытия») написана по произведению Дени Дидро. Так в спектакле XVIII столетие через XX век перекликается с XXI. Безымянный Хозяин и его слуга Жак, вспоминая истории из своей жизни, с удивлением обнаруживают их параллельность. И задаются вопросами: что есть причина событий - предопределение или свободная воля? Дано ли человеку знать, куда он идет?

«Раздвоение личности» в спектакле «Бобок»
Театральный фестиваль «Браво!» проходил в окружении премьер: представляя лучшие спектакли Свердловской области минувшего года, он встраивается в афишу нынешнего. Постановки сезона текущего становятся вешками: они отмечают, какие тенденции прошлого перетекли в настоящее.

Давно не наблюдалось подобного явления в общей ситуации, ориентированной на развлекательность. Приглашенный на фестиваль московский критик Павел Руднев назвал работы, в которых присутствует философия, поступком. «Чаще видишь технику, довлеющую над идеологией.

Вечные вопросы. Они потому и вечные, что окончательных ответов на них не будет никогда. На 13 спектаклях в течение семи фестивальных дней эти вопросы возникали не подтекстом, не скрытым смыслом, который еще нужно уловить и разглядеть, а главной темой. Совсем не случайным на этом фоне стало то, что через несколько дней после завершения «Браво2006» в Колядатеатре прозвучали сакраментальные слова «Быть или не быть» - представляли «Гамлета». Общее настроение театрального года - повышенная философичность. Поиск новых смыслов в известных сюжетах.

На полюсахСтранным словомименем «Бобок» называется короткий рассказ Достоевского, а также постановка Екатеринбургского театра кукол, ставшая самым ярким и самым неоднозначным явлением сезона. Спектакль распадается на две части: первая - о сумасшедших, вторая - о мертвых. Те, кто наверху (на земле), рассуждают о смерти. Те, кто внизу (в земле), мечтают о жизни. Четкой границы между мертвыми и живыми нет: это пересекающиеся миры.

А здесь спектакли, которые не развлекают, а стараются вызвать размышление и сомнение». При этом «старые песни о вечном» звучат в современной аранжировке. Это не нудные монологи или заумное перетирание смыслов, а подвижный видеоряд и формальная новизна.

Занавес опускается - а спектакль остается. Он производит сильнейшее, хоть и несколько невнятное впечатление. Изображение параллельных миров завораживает. Художник-постановщик Андрей Ефимов (лауреат «Золотой маски») вновь демонстрирует причудливую фантазию и уникальное мастерство. Не только куклы представляют людей, но и люди пытаются стать куклами. Редкий случай в театре: действие разворачивается не на плоской поверхности, а на разных уровнях сценического пространства, которое становится пластичным. Екатеринбургский кукольный в очередной раз стремится преодолеть стойкий стереотип «игра в куклы - прерогатива детей».



Две музыкальные постановки также распределились по полюсам, при этом каждая стала социальным явлением. Ремикс-опера «Figaro» Екатеринбургского театра музыкальной комедии уже собрала все возможные награды (две «Золотые маски», губернаторская премия в области литературы и искусства) и наконец была вынесена на суд критиков и зрителей. «Приговор» однозначен: это прорыв в жанре отечественного мюзикла, истинное явление. А раз явление - то и оценки закономерно противоречивы до крайности.

А вот Краснотурьинский театр кукол не пытается выйти за рамки ортодоксального восприятия и театра, и известного текста. «Сказка о рыбаке и рыбке» узнаваема самыми маленькими зрителями, не озабоченными извлечением «новых смыслов»: для них все смыслы - новые. Два кукольных спектакля фестивальной афиши продемонстрировали крайности: новаторство и традиционность. Одно не лучше и не хуже другого; хорошо, что есть разное.

Опере «Снегурочка» на музыку Римского-Корсакова, в отличие от признанного «Figaro», еще требовалось доказать состоятельность, причем не только собственную, но и всего Театра оперы и балета, переживающего кризис. На обсуждении не обошлось без ностальгических воспоминаний о том, каким он был раньше. Критик из Санкт-Петербурга Марина Корнакова поделилась: гастроли Свердловского оперного стали для нее самым ярким театральным впечатлением жизни - но было это 20 лет назад. Теперь у театра «другая кровь», его генотип претерпел изменения. Чем горевать о прошлом, конструктивнее смотреть в будущее. В этом смысле «Снегурочка» дает надежду.

Известный сюжет Бомарше и музыка Моцарта представлены в виде виртуальной игры. Постановщик Дмитрий Белов об идее спектакля выразился остро: «Мы опустим Моцарта в кислотную ванну и посмотрим, что получится». Попытка оцифровать смех и слезы, любовь и жизнь доведена до предельного состояния. Некоторые не выдерживают физически: организм трудно воспринимает заданный спектаклем уровень децибел. Другие в восторге от его избыточности и мощнейшей энергетики. Спектакль - сплошной драйв, у него уже появился свой фан-клуб. Казалось бы, на протяжении двух с половиной часов танцев и пения в разных позах (вися, кружась, бегая) думать никто не предлагает. Но когда в конце звучит вопрос «Кто мы?», он считывается как попытка современного человека идентифицировать себя в измененном мире. Рефлексия через усилители.

А вот современный танец, которым традиционно гордился Урал, в стремлении к новаторству застрял на месте. О кризисе жанра разговор возник еще после фестиваля «Золотая маска», который вовсе не определил лучшего. Также поступил областной конкурс. Представление Руслана Вишнякова «Три истории для Сержа» выглядит претенциозным и необоснованным, авторский мессидж понятен только создателю. Данс-спектакль эксцентрик-балета Сергея Смирнова «Выше неба» либо экспериментален для автора, либо переломен: поиск ощущается, находки пока нет.

Для рождения спектакля были приглашены маститые «посторонние»: дирижер Велло Пяхн, сценограф Игорь Иванов, режиссер Алексей Степанюк. Однако и достижения, и провалы спектакля - на совести своих, местных. Спектакль уверенно существует на психологическом уровне. Не считающаяся обязательной для оперы драматическая составляющая здесь мощная и убедительная, есть «правда чувств». Много удачных вокальных работ. Зато оркестр «теряет» музыку. В целом выдержанный в сугубо традиционалистском стиле, спектакль, тем не менее, не выглядит лубком, не раздражает навязчивой фольклорностью. Плоской картинки из древнерусской жизни здесь нет - есть вечные и вновь современные выборы: человек или природа, одушевленность или неодушевленность, бесчувственность или эмоциональность, общинность или индивидуальность.

Три названия в фестивальной афише относятся к нашему недавнему прошлому. Конфликт «Фабричной девчонки» (постановка Учебного театра Екатеринбургского театрального института) мало возможен в современном обществе: к счастью, оно отучилось обсуждать чужую нравственность. В спектакле точно передана атмосфера тех лет, которые сейчас именуются эпохой застоя. Удивительно, но даже лица у актеров - другие, «прошлые». Зритель рассматривает явление «гомо советикус» с опасного расстояния: время уже ушло, но еще не стало далекой историей. И вряд ли у когото из зрителей возникает желание в него вернуться.

Во времени и вне егоУбеждена: «нерв времени» проходит прежде всего через драматические постановки. Даже если они не касаются сегодняшнего момента.



Спектакль «Любовь и голуби» на известный сюжет использует знаки времени из начала 90х, когда создана пьеса, и начала 2000х, когда она поставлена, соединяя времена любовной историей. Коммерческий проект Серовского театра драмы оценен зрителями, которые голосуют за него рублем, но вдребезги разнесен критиками. Павел Руднев: «Этот спектакль нужно показывать иностранцам, чтобы они увидели, как жирно и счастливо живет русская деревня. Количество лжи на единицу сценического времени зашкаливает».

В фестивальной афише имя Коляды появляется несколько раз, в частности как «соавтора» Гоголя в пьесе под названием «Старосветская любовь» театра драмы города Каменска-Уральского. Ни один из авторов не подминает, не унижает другого, а лишь подчеркивает его смыслы, хотя Николай Васильевич об этом и не подозревает. Карнавализация еды, им придуманная, подана Николаем Владимировичем в современном рекламноэнциклопедическом звучании. Но помимо этого в спектакле появляется внутренняя дискуссия: что же связывает Пульхерию Ивановну и Афанасия Ивановича, кроме чревоугодия - привычка, привязанность или истинная любовь? И спектакль оказывается, в отличие от классической школьной интерпретации, о нежности, о понимании, о «сочетаемости» двоих. «Они подходят друг к другу как пазлы», - неожиданно прокомментировал в антракте молодой зритель.

Зато постановка Николая Коляды «Букет», как всегда, для немногих, но самых «продвинутых», признана достоверной. Пьеса о том, как изменилось сознание человека и самого общества после распада Союза, и в то же время о том, что ничего не изменилось. Фиксируется ситуация, при которой духовные ценности превращаются в материальные символы. В одной системе координат дом может считаться музеем, а театр кафедрой. В другой все это - экономические единицы. Типичные признаки театра Коляды: яркий язык («Я сжил, а ты сработал», «святота» как нечто промежуточное между святостью и святотатством, своего рода святая простота), формальная избыточность и содержательная пронзительность. Тема истончающейся, уходящей жизни, поиска, за что бы зацепиться. В традициях русской литературы современный драматург пишет об униженных и оскорбленных. Причем подчеркивает: речь не о быдле, а о маленьком человеке - это разные вещи.

Удивительное явление продемонстрировал свердловский театральный сезон 2006/07: театр вновь, как в свои лучшие времена, не только отражает, но предугадывает запросы общества. Устав от поверхностной развлекательности, он обратился к глубине, и вряд ли это можно считать случайностью или «личным делом» театра. Мы еще не осознали в полной мере, как остро встает вопрос о самоидентичности современного человека, а театр это уже уловил, заострил и зафиксировал.

На мой взгляд, самые сильные постановки Николая Коляды связаны с его режиссерской интерпретацией известных пьес. К почетному списку скандальных, но временем уже проверенных спектаклей в духе новой театральной эстетики - «Ромео и Джульетта» (Шекспир плюс Коляда) и «Ревизор» (Гоголь плюс Коляда) - добавился «Гамлет». Сильное и неожиданное соединение «неумытого» средневековья и якобы чистенького, но вполне варварского сегодня. Дикость имеет разные, в том числе цивилизованные формы. Идолопоклонство вечно, только объект моления и коленопреклонения меняется. Сегодня это потребление - еды, вина, искусства. Человек оказывается погребенным под банками и пробками, а растиражированная Джоконда становится доступной девушкой с улицы. Гамлетовский вопрос получает актуальное звучание: быть ли и как быть человеку в условиях господства масскультуры и общества потребления?

Камерный театр тоже доказывает значимость прогрессивного и умного режиссера для коллектива, но уже с положительной стороны. С приходом Евгения Ланцова театр заставил говорить о себе: не громко, но достойно. Пока одной постановкой - «Дядя Ваня». Свежее сценическое решение: окна распахиваются в небо - реальное, а двери выходят в сад - настоящий. Неожиданные типажи: дядя Ваня - широко известный телевизионный «погодопрогнозист» Геннадий Ильин. Прекрасно выполненные актерские работы Ирины Ермоловой и Валентина Воронина в классическом стиле. Глубокое уважение к Чехову. Театр уже сделал заявку на следующий фестиваль добротным спектаклем «Свадьба Кречинского». Видимо, главная задача главного режиссера - в выстраивании характера театра и четком определении его места в театральном пространстве и сегодняшнем времени.

Актеры и режиссерыКак заострил и зафиксировал свои внутренние трудности. Прошедший театральный год «кричит» о значимости режиссера. Представленные спектакли подчеркивают профессионализм трупп. «Бобок» свидетельствует, что коллектив театра способен осваивать сложнейший материал. Постановки Учебного театра и ТЮЗа показывают, какие замечательные у нас наросли артисты. Но ни Театр юного зрителя, ни кукольный с недавнего времени не имеют главного режиссера, который бы определял их политику и идеологию, выстраивал концепцию, а не просто создавал конкретные спектакли. И на ТЮЗе это уже сказалось. По словам Марины Корнаковой, именно Екатеринбург долгое время являлся оплотом театров для детей, но «Пеппи» - далеко не лучшая его работа.

Среди драматических спектаклей соревновательность, как обычно, была выше, потому что их больше. Две премии получил Камерный театр: лучшая работа постановщика (художник Владимир Кравцев), лучшая роль (Валентин Воронин). Лучшая роль второго плана оказалась у Ирины Беловой, сыгравшей Анну в спектакле Колядатеатра «Букет». Лучшим дуэтом стали «старосветские помещики» из Каменска-Уральского: Лариса Комаленкова и Александр Иванов.

Фестивальный финишСреди музыкальных спектаклей за лучшую работу постановщика награждена Елена Захарова, музыкальный руководитель «Figaro» и, по сути, соавтор. За лучшую роль приз получила Наталья Мокеева (Снегурочка в «Снегурочке»), лучшую роль второго плана - Наталья Карлова (Купава). В номинации кукольных театров спектаклемпобедителем стал «Бобок», отмечена деятельность художника-постановщика Андрея Ефимова, а приз за лучшую мужскую роль отдан Максиму Удинцеву. Лучшей женской исполнительницей жюри признало Татьяну Вахреневу за роль старухи в «Сказке о рыбаке и рыбке».


12 июня - День России. Звучит гордо. Но упоение патриотическим восторгом - не преграда для размышлений. Тем более что любой праздник есть некоторая условность, а уж государственный - и вообще официальное, идеологически контролируемое мероприятие. Размышляя в эмиграции о будущем России, философ Иван Ильин призывал «исходить из ее исторических, национальных, религиозных, культурных, державных основ и интересов». Он замечал: «Мы не смеем обещать от лица России - никому, ничего. Мы должны помнить ее и только ее. Мы должны быть верны ей и только ей. Поколение русских людей, которое поведет себя иначе, будет обозначено в истории России как поколение дряблое и предательское». Как оценить эти слова о «поколении дряблом и предательском»?

Юрий Ершов

Горькая правда заключается в том, что российское общество периферийного капитализма находится в ситуации материального и духовного обнищания, усугубляющегося феноменом тотального социального недоверия людей к государству и проводимой им политике, друг к другу и к себе. Это и неверие в собственные силы, в то, что отдельный человек может что-то сделать, изменить ситуацию к лучшему.

Деградации в нынешнюю эпоху подверглись группы социальных профессий - тех, которые составляли так называемый советский «средний класс»: врачей, педагогов, офицерства, инженеров. Между тем именно они призваны утверждать ценности гуманизма, общего блага, служения людям и государству, добра, справедливости, человеческой порядочности.

Складывается впечатление, что Россией овладел синдром социального иммунодефицита, приобретенный из всей предыдущей истории бездумных и насильственных попыток решительного изменения социокультурной идентичности. Носителем инфекции выступает новый тип массы, по Бодрийяру, - имплозивный, невзрывающийся, совместно пассивный, неспособный к гражданскому действию и нежелающий его.

Аномия поведения, сменившая прежнюю сверхнормативность коммунистического режима, привела к потере представлений о культурных образцах (традиционно российских и общечеловеческих), о смысле жизни и социально признанных идеалах. Благодаря «реформаторам», стали «опривычниваться» ценности выживания и обогащения. СМИ внедряют в повседневность насилие, вульгарность, отсутствие интереса к труду, нелитературный язык, пропаганду псевдозвезд.

Негативная селекция во власть в советское время, за десятки лет сформировавшая матрицы персонального подбора кадров, «которые решают все», дает закономерные результаты. Еще Николай Бердяев предрекал внезапное падение советской власти без существования организованной силы, которая была бы способна прийти к творческому развитию страны.

Аномия, собственно, и есть «дряблость». На чью же долю выпадает «предатель-ство»?

Но мы говорим об «элите», функционально именно она ответственна за состояние общества и стратегию преодоления тяжелейшего кризиса. Если исходить не из пышных и сакрализованных ритуалов презентации «элитой» самой себя, но из фактического положения дел, то вывод снова будет грустным.

Действительно, по известным ценностным критериям (политического участия, борьбы за права, общественной солидарности и гражданской ответственности) население России большей частью находится в протоплазменном состоянии, доходящем до физической и интеллектуальной агонии.

Как точно заметил Александр Зиновьев, «в стране вроде бы необычайно много делается для того, чтобы навести порядок, долженствующий обеспечить ее возрождение, подъем и процветание. Но в основном - по видимости. В реальности происходит, с одной стороны, неуклонная деградация во всех основных аспектах жизни общества. С другой - разрастается и процветает показной, театральный, виртуальный аспект жизни, имитирующий подъем, освобождение, возрождение России. Чем глубже деградирует страна, тем помпезнее и ярче становится имитационная маскировка деградации. Падение в бездну имитируется как взлет на небеса».

Власть, практикующая насилие (в разнообразных формах) по отношению к гражданам, продажная по целям и способам действий и решений, автоматически теряет легитимность, то есть моральную и социальную оправданность, автоматически превращается в антипод власти легальной.

Любой государственный праздник неизбежно идеологичен и мифологичен. Помня об этом, политической, административной и духовной элитам нужно сосредоточиться на исследовании повседневных, рутинных процессов, происходящих в стране и мире, на их основе сформулировать проекты и решения, пронизанные идеей общего блага и защиты интересов обычного труженика. Только действительное совпадение публичновластной риторики и конкретных шагов по восстановлению экономики, нормативного порядка, эффективности управления сможет обеспечить укрепление национальной безопасности, воспитать патриота, гордящегося гражданством России и уверенного в том, что Отечество не бросит его на произвол судьбы. Другого пути для сопряжения индивидуальных интересов с общенациональными не существует.

Человека, пережившего эпоху стабильности и безмятежности «развитого социализма» (если он, конечно, находится в твердом уме и здравой памяти), никогда не смогут обмануть уверения в том, что страна уже выбирается из кризиса. Потрясения, как известно, начинаются не тогда, когда люди борются за выживание, а тогда, когда жизнь налаживается и начинается осознание фальши сложившегося порядка и его несправедливости, когда уничтожаются основы человеческой солидарности и духовного единства нации. В любом случае стоило бы прислушаться к мнению недавно ушедшего из жизни Александра Зиновьева. Он считал, что эмбрион будущего России - «это социальный гибрид из обломков советизма, из подражания западнизму и из реанимации загримированных призраков дореволюционной России». Он, может, и проживет достаточно долго, но вряд ли с ним можно связывать надежды на возвышение России до уровня державы, играющей первостепенную роль в дальнейшей эволюции человечества.


Главная страница :: Новости :: Россия в сумерках
вывоз мусора в Москве | демонтаж в Москве
Hosted by uCoz